работы с данными детьми в регионе; 5) передавать опыт удачного применения тех или иных традиционных технологий, форм и методик социальной работы с детьми, воспитывающимися в условиях семейного неблагополучия (или осуществлять взаимный обмен таким опытом); 6) оптимизировать поиск путей решения трудностей ресурсного (концептуального, нормативно-правового, материального, организационного, управленческого, кадрового и др.)
обеспечения социальной работы с ними с учетом опыта других регионов и т. д. В конечном итоге усиление межрегионального взаимодействия позволяет субъектам РФ со схожими социокультурными портретами, близкими социальными проблемами детей, воспитывающихся в условиях семейного неблагополучия, а также с похожими трудностями в области социальной работы с ними, находить адекватные пути предотвращения и решения данных трудностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барзилов С. Особенности развития политико-экономических процессов в российской провинции / С. Барзилов, А. Новиков, А. Чернышов. — Саратов ; М. : Моск. обществ, науч. фонд, 1997. - 95 с.
2. Лапин Н. И. Социокультурный портрет региона — перспективный способ исследования и сопоставления регионов России / Н. И. Лапин // Забайкальские социологические чтения «Регион как социокультурное пространство : проблемы и перспективы социологического анализа» : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между нар. участием. — Чита, 2010. — С. 7 — 24.
3. Министерство внутренних дел по Республике Мордовия : подведомственные организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mvdl3.ru/home/607-2011-03-05-07-30-31.html. — Загл. с экрана.
Поступила 28.11.11.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬЕ В СССР: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
С, Б. Денисов
Статья посвящена историко-правовому анализу практики оказания социальной помощи студенческой семье в СССР.
Анализируя практику оказания социальной помощи студенческой семье в СССР, целесообразно выделить пять этапов: до начала 1940-х гг., середина 1940-х-конец 1950-х гг., 1960-70-е гг., 1980-е гг., начало 1990-х гг. Выделение этапов мы производим в зависимости от социальной политики, проводимой государством в отношении семьи в определенный исторический период, а также на основании тех задач, которые общество ставило в отношении семьи.
Первый этап характеризуется переходом от общественного призрения и частной благотворительности к государственной систе-
ме социального обеспечения, началом оказания государственной помощи семье. В это же время советское правительство принимает программу ликвидации безграмотности и поощрения дальнейшего образования в профессиональных технических училищах и вузах [23, с. 140]. К 1940 г. число студентов высших учебных заведений превысило дореволюционный уровень более чем в 6 раз [2, с. 137].
В 1936 г. вводилась уголовная ответственность за отказ в приеме в вуз или отчисление из вуза женщины на основании беременности. В этом же году была введена система пособий на детей. Приняты
© С. Б. Денисов, 2012
меры по расширению сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиливалось уголовное наказание за неплатеж алиментов [6]. К 1940 г. число детских садов достигло 24 тыс., детских яслей —
22 тыс. [23, с. 161].
На втором этапе в связи с огромными людскими потерями страны в годы Великой Отечественной войны основной целью оказания помощи не только студенческой, но и семье в целом являлось «создание <...> стимулов для повышения рождаемости и увеличения роли семьи в воспитании детей»
[23, с. 168].
С 1943 г. студенты, получающие стипендию в размере 370 руб. в месяц, освобождались от обложения подоходным налогом (эта норма была затем подтверждена
и в 1956 г.) [16]. С 1944 г. увеличивалась государственная помощь беременным женщинам, одиноким матерям и многодетным семьям [4].
В 1945 г. количество матерей, воспитывающих детей без отцов и получающих ежемесячное пособие, составляло 281,7 тыс. чел. К 1957 г. эта цифра увеличилась до 3 312 тыс. Как правило, эти женщины имели лишь одного ребенка [23, с. 168—169].
С 1949 г. на 50 % была снижена плата за содержание в детских садах и детских яслях детей одиноких матерей, если их доход не превышал 600 руб. [7]. С января 1954 г. с супругов-студентов, не имеющих детей, перестали взимать налог на малосемейных граждан [12].
В 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах страны, что, несомненно, повлияло на структуру распределения бюджета в студенческих семьях [3]. В том же году в целях дальнейшего улучшения охраны материнства и детства увеличивался отпуск по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней с выдачей пособия. В случае ненормальных родов или рождения 2 и более детей отпуск после родов представлялся продолжительностью 70 календарных дней [5].
Таким образом, несмотря на тяжелейшую экономическую ситуацию, вызванную последствиями Великой Отечественной войны, государство на протяжении второго этапа проводило активную социальную политику в отношении семьи с учетом тех сил и средств, которые оно имело в своем распоряжении.
В течение третьего этапа в стране в основном было завершено создание системы государственной поддержки семьи. В этот период принимаются меры по улучшению
условий жизни студенческих семей, проживающих в общежитиях, вводятся новые пособия при рождении детей и пособия малообеспеченным семьям.
В частности, в течение 1966—1968 гг. предусматривалось переселить все семьи, в том числе студенческие, из общих комнат (!) общежитий в отдельные. В январе 1969 г. было утверждено Положение о высших учебных заведениях, на основании которого нуждающиеся иногородние студенты обеспечивались общежитием (р. 2, п. 11) [8]. Кроме того, студентам вузов после окончания обучения гарантировалась работа по специальности (п. 9). Этот пункт в условиях современной России выглядит особенно актуальным. Сегодня многие выпускники оказываются безработными. Особенно тяжело эта ситуация сказывается на тех студентах, которые имеют семью, тем более детей.
По нашему мнению, самым значительным документом государственной социальной политики в отношении семьи в 1960 — 70-х гг. стало принятие в 1970 г. Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям [9]. Пособие одиноким матерям назначалось и выплачивалось до достижения детьми возраста 12 лет. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохранялось право на получение назначенного пособия, а также на назначение пособия на детей, родившихся до вступления в брак. Каждой беременной женщине предоставлялся отпуск по беременности и родам. Вводилось единовременное пособие на приобретение комплекта белья для новорожденного и пособие на кормление ребенка. Больничный листок и пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдавались «на период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более чем на 7 календарных дней». Одиноким матерям, вдовам и разведенным женщинам больничный листок и пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 7 лет, выдавались на срок до 10 календарных дней.
Отметим, что в практике выдачи пособия по беременности и родам нередко на основании п. 42 раздела 4 семейным студентам отказывали в получении пособия при продолжительности обучения в вузе менее 3 месяцев [9]. Также возникали трудности с получением пособия, если мать или отец ребенка не являлись членами профсоюза. Только в 1973 г. с принятием соответствующего постановления подобные случаи были исключены.
С ноября 1974 г. студенческие семьи, имеющие детей, стали получать пособие в размере 12 руб. на ребенка в возрасте до 12 лет (кроме того, еще с 1966 г. питание детей до 1 года и лекарства для них выдавались малообеспеченным семьям, в том числе и студенческим, бесплатно [21, с. 195]). Аналогичные пособия получали и другие малообеспеченные семьи со средним душевым доходом до 50 руб. в месяц.
В целом введение данного пособия стало новым социально-экономическим мероприятием государственной семейной политики, направленным на повышение благосостояния семьи и ее укрепление. Так, например, к 1980 г. расходы государственного бюджета СССР на выплату пособий матерям (пособия по беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на рождение ребенка, по уходу за ребенком до одного года и на детей малообеспеченным семьям) достигли 2 624 млн руб. По сравнению с 1970 г. объем средств увеличился более чем в 2 раза [22, с. 243].
В 1980-х гг. усилия общества и государства были направлены на существенное увеличение помощи семье, особенно молодой семье (и, следовательно, студенческой). Важной вехой в данном контексте стало принятие в январе 1981 г. совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР [14]. Документ предусматривал всемерное содействие молодым семьям в индивидуальном и кооперативном строительстве, предоставление им освободившихся комнат и квартир, отдельных комнат в общежитиях, строительство общежитий по новым проектам, предоставление однокомнатных квартир. В частности, государство предусматривало одному из супругов в возрасте до 30 лет, обучающемуся на 3 курсе и выше и хорошо себя зарекомендовавшему, беспроцентную ссуду на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством в размере до 1 500 руб. со сроком погашения до 8 лет. Причем при рождении второго ребенка после получения ссуды будет засчитываться в счет погашения 200 руб. и при рождении третьего ребенка — 300 руб. Ссуда выдавалась только при условии наличия в семье хотя бы одного ребенка [14].
Начиная с 1981 г. матери-студентки получили право на предоставление частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года. Также предусматривалось предоставление женщинам права на получение дополнительного отпуска по уходу за ребенком до дости-
жения им возраста полутора лет. В соответствии с постановлением студенческие семьи освобождались от платы за содержание детей в яслях, садах.
Документ вводил выплату государственного единовременного пособия матерям в размере 50 руб. при рождении первого ребенка и 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка, с сохранением действующих размеров пособия при рождении четвертого и последующих детей [14].
С 1981 г. повышались государственные пособия одиноким матерям до 20 руб. в месяц на ребенка, отменялось взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение 1 года с момента регистрации брака [14].
В целом постановление существенно улучшило социальное самочувствие молодых и студенческих семей, помогло решить ряд насущных материальных и жилищных проблем. Оно достаточным образом повлияло на демографическую ситуацию в стране. Был отмечен подъем уровня рождаемости (что так актуально в наши дни). Так, если за период с 1970 по 1975 г. прирост числа родившихся по стране составил 0,7 промилле, в период с 1975 по 1980 г. — 0,2 промилле, то только за три года, с 1981 по 1983 г. — 1,3 (!) промилле (рассчитано по [2, с. 26]). За год реализации постановления доля родивших второго ребенка среди женщин, состоявших в первом браке, увеличилась на 12 %, причем повышение рождаемости было больше в городе, чем на селе [2, с. 27].
Расходы Государственного бюджета на выплату пособий матерям возросли с 2 624 (1980) до 4 787 млн руб. (1984), т. е. почти в 2 раза [22, с. 243]. Вместе с тем, как отмечает исследователь семьи А. И. Антонов, это было «пожалуй, первым и единственным в своем роде <...> решение поддержать молодые семьи в их намерении обзавестись детьми, что можно квалифицировать скорее не как материальную помощь, а как способ стимулирования рождаемости, т. е. как меру собственно семейной политики»
[21, с. 195].
С 1983 г. больным детям первого года жизни все медикаменты выдавались бесплатно [10]. Осенью 1983 г. принимается ряд документов, касающихся в определенной мере вопроса взимания подоходного налога со студентов вузов. В соответствии с ними «в облагаемый подоходным налогом ... доход не включается заработная плата и другие выплаты, полученные ... студентами, направленными на сельскохозяй-
ственные работы в колхозы, совхозы и иные сельскохозяйственные предприятия, за выполнение этих работ». От уплаты подоходного налога освобождались студенты высших учебных заведений, получающие стипендию не более 70 руб. в месяц [11].
На наш взгляд, достаточно спорным выглядит пункт 5 Указа ПВС СССР, регламентирующий виды денежных средств, которые не включаются в облагаемый подоходным налогом доход [И]. К ним отнесены пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному' обеспечению, кроме пособий по беременности и родам и уходу за ребенком, алиментов. Таким образом, государство, выдавая пособия по беременности и родам и уходу за ребенком, но взимая с них налог, перекладывало деньги из одного своего
кармана в другой.
В целях дальнейшего совершенствования системы государственного социального страхования в феврале 1984 г. выходит Постановление СМ СССР и ВЦСПС, которым вводились следующие виды пособий: по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, на детей малообеспеченным семьям [18]. Данный документ имел непосредственное отношение к студенческим семьям. Так, например, по материалам исследования студенческих семей в 1985 — 1986 гг. почти у четверти респондентов имелись дети, причем 7 % опрошенных имели двоих детей [1, с. 137]. В этом аспекте следует более подробно рассмотреть п. 38 Основных условий, где говорится: «При предоставлении отпуска по беременности и родам в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком женщинам выдается, по их выбору, либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком» [18]. На первый взгляд, логика законодателей очевидна: для здоровья женщины нежелательно рожать дважды в течение одного года. Однако с другой стороны, повторные роды в течение года невыгодны и самим супругам ни с экономической, ни с моральной, ни с медицинской точек зрения. Значит, повторная беременность для супругов в большинстве случаев не является плановой и желаемой. Женщина оказывается перед выбором: сохранить ребенка или сделать аборт, чтобы решить создавшуюся трудную жизненную ситуацию. К этому шагу ее толкают соображения экономического характера, вытекающие из контекста п. 38 [18]. В итоге внешне
I оправданное регламентирование оборачива-
ется психологическими и моральными издержками.
Середина 1980-х гг. кроме того характеризуется массовым призывом студентов дневных отделений в ряды Вооруженных сил. Учитывая в целом проблемы материального обеспечения семей военнослужащих срочной службы, имеющих детей, правительство установило с января 1986 г. выплаты означенным семьям в размере 35 руб. в месяц на ребенка [15].
В начале 1990-х гг. усилия государства были направлены на обеспечение надежной социальной защищенности семей с детьми, упорядочению мер по сохранению жизненного уровня малообеспеченных, неполных, молодых (в том числе студенческих) семей в связи с переходом к регулируемой рыночной экономике. В частности, с сентября 1990 г. вводилось стипендиальное обеспечение всех успевающих студентов вузов, обучающихся с отрывом от производства. С 1 сентября 1991 г. намечалось повысить стипендии в вузах страны до 60 руб. в месяц на всех курсах обучения и по всем специальностям [20]. Предполагалось, что эти новые условия могут вводиться и в более ранние сроки по мере изыскания средств. Признавалось целесообразным образование в вузах фондов социальной помощи остро-нуждающимся студентам, для оплаты льготного питания, оказания материальной помощи студентам, имеющим детей и т. п. Чтобы повысить жизненный уровень семей студентов, создать благоприятные условия для сочетания учебы и воспитания детей за студентками дневных отделений, имеющими детей, сохранялось право на получение стипендии в полном объеме, а также пособия в период предоставляемого им частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.
Семейным студентам дневных отделений вузов, начиная с 3-го курса обучения, по ходатайству ректора и общественных организаций предоставлялся кредит в размере до 2 000 руб. на срок до 10 лет с погашением, начиная с первого года работы после окончания учебного заведения и выплатой 3 % годовых. Студенческой молодежи могли быть предоставлены скидки к действующим ценам на билеты для посещения культурно-просветительских и театрально-зрелищных учреждений, а также спортивно-оздоровительных комплексов.
В апреле 1990 г. ВС СССР принял Постановление, в котором намечалось повысить до уровня минимальной заработной платы размер государственных пособий по уходу за ребенком до достижения им возра-
ста полутора лет (причем при рождении 2 и более детей пособие должно было выплачиваться на каждого ребенка) и на воспитание и содержание детей одиноким матерям [17]. Предполагалось разработать в течение 1990 г. единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса жизни. Устанавливалось, что отпуск по беременности и родам должен исчисляться суммарно и предоставляться женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов, а также, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет может предоставляться полностью или по частям не только матери ребенка, но и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ним. Указанные меры в основном были осуществлены в период с апреля по ноябрь 1990 г.
В 1991 г. были изданы последние документы Советского государства, в той или иной мере касающиеся социальной защиты студенческой семьи. Предполагалось увеличить действующие размеры социальных пособий семьям с детьми в среднем в 1,6 — 1,8 раза, а также ввести специальные компенсации на детей, ранее не получавших пособий. Устанавливались государственные гарантии минимальных размеров действующих пособий семьям, имеющим детей, до утверждения нового уровня минимальной заработной платы. Вводились компенсационные выплаты семьям с несовершеннолетними детьми в размере от 200 до 280 руб. в год в зависимости от возраста ребенка. Повышались стипендии студентам вузов с сохранением абсолютных размеров надбавок за успехи в учебе. Теперь успевающим
студентам полагалась стипендия 120 руб. в месяц, имеющим только хорошие, а также только хорошие и отличные оценки — 135 руб., только отличные — 150 руб. [19-20].
Правительство давало указание провести частичную компенсацию удорожания стоимости общественного питания студентам вузов и обеспечить выделение им средств для компенсации расходов на питание. Повышался размер стипендий студентам вузов: до 150 руб. в месяц успевающим студентам, до 170 руб. студентам, имеющим только хорошие или только хорошие и отличные оценки, 190 руб. — отличникам учебы. Для студентов, находящихся в академическом отпуске по медицинским показаниям, вводилось пособие в размере 50 руб. в месяц за счет средств учебного заведения (п. 3). Предусматривалось сохранить в течение 1991 г. действующие льготные тарифы на проезд студентов (п. 4). Ректорам вузов разрешалось направлять для оказания материальной поддержки в фонд социальной помощи остронуждаю-щимся студентам до 1 % стипендиального фонда учебного заведения (п. 5) [13; 20].
В целом в советской государственной семейной политике не сложилось практики выделения специфических нужд студенческих семей. Помощь если и оказывалась, то в основном опосредованно (например, как части молодой семье или как студентам вузов вообще и т. д.), не системно и в малых размерах. Однако недостаточное внимание государства к проблемам студенческих семей в определенной мере сглаживалось стабильным социально-экономическим положением в стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Говако Б. И. Студенческая семья / Б. И. Говако. — М. : Мысль, 1988. — 158 с.
2. Елисеева И. И. Здравствуй, новый человек / И. И. Елисеева, Т. С. Кадибур. — М. : Мысль, 1987. - 140 с.
3. Об отмене платы за обучение в старших классах средней школы, средних специальных и высших учебных заведениях СССР. Постановление СМ СССР от б июня 1956 г. / Справочник партийного работника. Вып. 1. — М., 1957. — 351 с.
4. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Указ ПВС СССР от 8 июня 1944 г. // Ведомости ВС СССР. - 1944. - № 37.
5. Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам. Указ ПВС СССР от 26 марта 1956 г. // Ведомости ВС СССР. - 1956. - № 6.
6. Об уголовной ответственности за отказ в приеме женщин на работу и за снижение им зарплаты по мотивам беременности. Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 октября 1936 г. / / СЗ
СССР. - 1936. - № 51. - Ст. 519.
7. Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улуч-
шении условий труда и быта женщин. Указ ПВС СССР от 19 мая 1949 г. // Ведомости ВС СССР. - 1949. - X? 26.
8. Об утверждении Положения о Высших учебных заведениях СССР. Постановление СМ СССР от 22 января 1969 г. № 64 // СП Правительства СССР. - 1969. - № 4. - Ст. 24.
9. Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. Постановление СМ СССР от 12 августа 1970 г. № 659 // СП Правительства СССР. - 1970. - № 15. - Ст. 123.
10. О бесплатной выдаче медикаментов отдельным категориям больных, находящихся на амбулаторном лечении. Постановление СМ СССР от 28 ноября 1983 г. № 97 // СП Правительства СССР. - 1983. - № 6. - Ст. 27.
И. О внесении изменений и дополнений в Указ ПВС СССР «О подоходном налоге с населения». Указ ПВС СССР от 20 октября 1983 г. К? 10137-х // Ведомости ВС СССР. - 1983. -№ 43. - Ст. 653.
12. О дополнительных льготах по налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР для отдельных групп плательщиков. Указ ПВС СССР от 10 февраля 1954 г. // СЗ СССР. — 1961. - С. 680-681.
13. О дополнительных мерах по материальному обеспечению учащейся молодежи в связи с реформой розничных цен. Постановление КМ СССР от 19 мая 1991 г. № 250 // СП Правительства СССР. - 1991. - № 13. - Ст. 57.
14. О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 22 января 1981 г. № 235 // СП Правительства СССР. - 1981. -№ 13. - Ст. 75.
15. О повышении размеров пособий на детей военнослужащих срочной службы. Постановление СМ СССР от 9 января 1986 г. № 58 // СП Правительства СССР. - 1986. - № 6. - Ст. 37.
16. О подоходном налоге с населения. Указ ПВС СССР от 30 апреля 1943 г. // Ведомости ВС СССР. - 1943. - № 17.
17. О порядке назначения и выплаты некоторых пособий и об изменении и дополнении решений Правительства СССР о государственной помощи семьям, имеющим детей. Постановление СМ СССР от 24 ноября 1990 г. Мв 1177 // СП Правительства СССР. - 1990. - № 31. - Ст. 150.
18. О пособиях по государственному социальному страхованию. Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 // СП Правительства СССР. - 1984. - М» 8. - Ст. 46.
19. О реформе розничных цен и социальной защите населения. Постановление КМ СССР от 19 марта 1991 г. № 105 // СП Правительства СССР. - 1991. - № 8. - Ст. 34.
20. О стипендиальном обеспечении отдельных категорий учащейся молодежи. Постановление КМ от 19 мая 1991 г. № 249 // СП Правительства СССР. - 1991. - № 13. - Ст. 56.
21. Семья на пороге третьего тысячелетия / под ред. А. И. Антонова, М. С. Мацковского [и др.]. — М. : Центр общечеловеч. ценностей, 1995. — 237 с.
22. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. — М. : Мысль, 1986. — 255 с.
23. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Мысль, 1979. - 367 с.
Поступила 28.11.11.