Научная статья УДК 321
DOI 10.52070/2500-347X_2021_3_844_126
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В. А. Подольский
Государственный академический университет гуманитарных наук Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящей статье представлена история российской социальной политики. Показано, как возникло и менялось государственное регулирование в сфере социальной поддержки. Представлено формирование пенсионной системы и социального страхования в России, рассмотрена история образования и здравоохранения. Изучено возникновение благотворительности и ее роли в становлении системы социальной политики. Российские практики сопоставляются с зарубежными решениями.
Ключевые слова: социальная политика, пенсии, социальное страхование, благотворительность, история России
Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке в рамках выполнения ГЗ (государственного задания) ГАУГН по теме: «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты» (FZNF-2020-0014).
Для цитирования: Подольский В. А. Социальная политика в Российской империи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 3 (844). С. 126-139. DOI: 10.52070/2500-347Х_2021_3_844_126
Original article
SOCIAL POLICY IN THE RUSSIAN EMPIRE
V. A. Podolskiy
State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The present article shows the history of the Russian social policy. Emergence and changes of the government regulation in the sphere of social support are reviewed. Development of the pension system and the system of social insurance in Russia is presented, history of education and healthcare is shown. Emergence of charity is
126
@ 0
studied, along with its' role in the development of the social policy system. Russian practices are compared against their foreign counterparts.
Key words. social policy, pensions, social insurance, charity, history of Russia
Acknowledgments: The article was prepared with the financial support as part of the implementation of the state assignment of the State Academic University for the Humanities (GAUGN) on the topic «Modern Information Society and Digital Science: Cognitive, Economic, Political and Legal Aspects» (FZNF-2020-0014).
For citation: Podolskiy, V. A. (2021). Social policy in the Russian Empire. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 3(844), 126-139. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_3_844_126
Введение
Изучение истории отечественной социальной политики представляет интерес по трем причинам. Во-первых, это оценка эффективности предпринятых мер и возможности их использования для решения современных задач. Во-вторых, рассмотрение существовавших в России практик позволяет соотнести их с зарубежными и определить их зрелость и состоятельность на мировом уровне. В-третьих, обобщающий обзор российской социальной политики полезен для формирования представления о всей совокупности доступных мер поддержки, их масштабе; роли в социальном, экономическом и политическом контекстах. Существующие исследования по истории становления отечественной социальной политики чаще всего охватывают либо отдельные периоды, либо отдельные аспекты социальной поддержки. Изучена роль церкви в социальной сфере [Зубанова и др., 2012], участие чиновников в организации благотворительности [Ульянова, 2006], становление систем образования [Войтеховская, Куперт, 2012], здравоохранения, пенсионного обеспечения [Гусаков, 2015; Бокарев, 2018].
Социальная поддержка до создания империи
И в Европе, и в России некоторые практики помощи нуждающимся и выплаты пособий были известны уже в самые ранние времена, например, пенсии для военнослужащих существовали в Древнем Риме, а раздача еды для малоимущих практиковалась не только в Античном мире,
но и среди древних славян. В европейских государствах и в России социальная поддержка стала устойчивым и формализованным феноменом вследствие распространения христианства и активности церкви. Постановления церковных соборов в Европе обязывали общины заботиться о нищих, такие решения воспроизводились во многих странах вплоть до XIX в. Различное отношение к трудоспособным и нетрудоспособным бедным представлено еще в кодексе Юстиниана, и определило репрессивный характер законов против трудоспособных бедных, просивших подаяние. Церковь в Византии и Европе создавала приюты и больницы с IV в. [Фирсов, 2012, с. 105]. В России такие категории, как «больницы», «богадельни» присутствуют в изводах Владимирского устава и отнесены к сфере компетенции церкви [Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв., 1976, с. 24]. До XVI века и в России, и в Европе государственное регулирование социальной поддержки было незначительным, хотя правители часто подавали пример исполнения религиозного долга. При Карле Великом в Европе несколько раз объявлялся общий пост с раздачей милостыни от монастырей сообразно их благосостоянию [Фирсов, 2012, с. 124]. Князь Московский Иван Калита, по одной из версий, получил свое прозвище за мешок с мелочью, из которого он подавал деньги нищим [Холостова, 2011, с. 17]. В Средние века в Европе гильдии и некоторые города организовывали фонды, в которые их участники или жители делали взносы, для оплаты медицинских услуг, пособий для вдов и сирот. В России не существовало аналога европейских гильдий и религиозных орденов, но монастыри могли содержать приюты, распределять подаяние. Желающие могли проживать в старости в монастырях за пожертвование. При монастырях могли возникать целые слободы собирающих подаяние, появились «профессиональные нищие» [Фирсов, 1999, с. 53-57].
В Европе изменения государственной политики в отношении бедных начались из-за роста населения и урбанизации в конце XV в. и существенно ускорились в период Реформации. После того, как церкви Северной Европы и Британии перестали подчиняться Ватикану, была проведена секуляризация монастырских земель, и функция заботы о нуждающихся, которую ранее выполняли монастыри, перешла к светским властям [Фирсов, 2012, с. 137]. Во многих городах Северной Европы были введены сборы на бедных, а в 1531 году император Священной Римской Империи Карл V принял эдикт с указанием о том,
что эта практика должна распространиться по всей империи. Вслед за ним похожий закон принял король Франции Франциск I, а в Англии при Генрихе VIII началось формирование наиболее систематического на тот момент законодательства в сфере социальной поддержки, объединенного уже в 1601 г. под названием «законов о бедных» [Фирсов, 2012, с. 371-372].
В России попытка установить новые порядки была предпринята при Иване Грозном в «Стоглавом соборе» 1551 г. Предлагалось организовывать по царскому повелению богадельни для наиболее нуждающихся нищих, содержать их за счет милостыни, приставлять к ним трудоспособных нищих как социальных работников, контроль над ними, в свою очередь, должны были осуществлять священники и чиновники, также трудоспособных нищих следовало привлекать на общественные работы [Стоглав, 1862, с. 58]. Одним из примеров организации общественных работ стало использование труда нуждающихся при укреплении городских стен в Москве в годы правления Бориса Годунова во время голода 1601-1603 гг. [Холостова, 2011, с. 111]. После учреждения патриаршества в России и изменения административной структуры церкви была предпринята попытка централизации социальных функций церкви: так, в число компетенций патриаршего приказа внесено управление богадельнями. В 1670 г. учрежден Приказ строительства богаделен [Холостова, 2011, с. 25], учреждения призрения получали средства приказа Большого Дворца, т.е. управления делами царя [Фирсов, 2012, с. 165]. При Алексее Михайловиче в России вводится содержание отставных военнослужащих за счет государства на территории монастырей [Гусаков, 2015, с. 19]. Высокопоставленные чиновники были основными благотворителями до возникновения купеческой благотворительности в XVIII в. Во второй половине XVII века окольничий Федор Ртищев содержал в Москве больницу для бедных, а глава Посольского приказа Ордин-Нащокин -богадельню в Пскове [Фирсов, 1999, с. 60]. В 1682 г. издан Указ царя Фёдора Алексеевича об учреждении в Москве богаделен по европейскому образцу для обучения детей нищих ремеслам [Кононова, 2014, с. 65]. Количество богаделен в стране до XIX века оставалось незначительным и измерялось сотнями, а число постояльцев в них очень редко превышало 100 человек. К моменту революции в стране было несколько тысяч богаделен [Холостова, 2011, с. 98].
Пенсионное обеспечение и социальная поддержка в XVIII в.
С конца XVII века Россия, как и Европа, начала преследовать «профессиональных нищих» - Указ Петра 1691 года предписывал наказывать тех нищих, которые притворялись калеками [Лушникова. Лушников, 2009, с. 29], указ 1705 г. вводил штрафы за подаяние таким нищим. Различные меры против «профессиональных нищих» принимались регулярно вплоть до революции, например, при Елизавете было введено ограничение на выдачу паспортов нетрудоспособным нищим, чтобы исключить бродяжничество [Холостова, 2011, с. 33]. В России, впрочем, фактически не прижился такой европейский способ борьбы с праздными нищими. Количество работных домов, а также домов трудолюбия, которые отличались гораздо меньшей строгостью и были созданы в конце XIX века, к моменту революции достигло 300 [Холостова, 2011, с. 98].
8 июня 1701 года Петр подписал Указ о том, что в принадлежавших патриарху богадельнях трудоспособные нищие должны заботиться о нетрудоспособных. В 2001 году в память о Постановлении Петра был учрежден День социального работника [Кононова, 2014, с. 66]. Подражая Европе Россия постепенно переводила вопросы попечения о бедных и здравоохранения в компетенцию светских властей. В 1712 году Петр подписал Указ, который требовал создания во всех губерниях «гошпиталей», т. е. богаделен, для попечения о пожилых и инвалидах из числа военнослужащих. В 1715 г. Петр велел для этих целей ввести налог в размере 1 % от жалования всех служащих [Фирсов 1999, с. 96], Указ 1719 года уточнял, что содержать отставных военных следовало из монастырских доходов [Гусаков, 2015, с. 20], как во Франции. Попечение о прочих бедных находилось в ведении монастырского приказа, затем - Синода, а потом камер-конторы. «Инструкция магистратам», т.е. административным и судебным органам городского управления, от 1724 г. предписывала создавать городские богадельни для содержания немощных и пожилых подданных [Фирсов, 2012, с. 79].
Следуя примеру европейских стран, которые ввели пенсии для моряков - Англия в 1590 году, Франция в 1673 г. [Seamen in society, 1980, с. 126], - Пётр стремился укрепить военно-морской флот как наиболее важный инструмент внешней политики в ту эпоху. «Морской устав»
Петра I в 1720 г. гарантировал не имевшим дохода отставным морякам содержание в гошпиталях или единовременную выплату. Вдовы и сироты погибших моряков могли претендовать на получение доли их жалования, объём и продолжительность выплат зависели от возраста получателей. Пенсионные расходы оплачивались из тех же средств Адмиралтейской коллегии, что и жалования [Полное собрание законов, 1830, с. 57-58]. В 1758 году такое право получили служащие сухопутных войск. Военная коллегия выплачивала пенсии и содержала богадельни на средства, которые государство получало от монастырей, а после секуляризации монастырских земель в 1764 году - из казны и от благотворителей [Бокарев, 2018, с. 16]. Получатели пенсий должны были проживать в установленных городах, а пенсии предоставлялись только тем, у кого не было достаточного числа крепостных. В 1764 году гражданские служащие получили право подавать прошение на предоставление пенсии [Гусаков, 2015, с. 25-36]. За выплаты отвечали разные ведомства, пенсии могли выплачиваться с задержками из-за нагрузки на казну [Бокарев, 2018, с. 17].
Пенсионное обеспечение и социальная поддержка в Х1Х-ХХ вв.
В 1827 г. Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях», обобщавший прежнее законодательство. Пенсии платились из казны. 1-2 % от жалования служащих направлялось в казну для выплаты пенсий вдовам и сиротам госслужащих [Гусаков, 2015, с. 58-71]. Уровень пенсий зависел от срока службы и должности и составлял от 1/10 до 1/3 от жалования. Отставных военных и гражданских служащих поддерживали комитеты помощи, созданные в 1814 и 1823 гг. соответственно по указанию императора Александра I. Эти комитеты получали средства из сборов, пожертвований, процентов с судебных взысканий и премий и выдавали пенсии, пособия на съем жилья и на медицинские услуги [Гусаков, 2015, с. 43-48]. Россия использовала опыт Швеции, где еще в 1756 г. были созданы кассы взаимопомощи для отставных офицеров, но из-за того, что объёмы выплат превышали объемы взносов, в кассу поступала помощь из казны [Бокарев, 2018, с. 16]. В России органами власти с одобрения императора создавались эмеритальные кассы, от латинского
слова «emeritus» - «заслуженный», они собирали пожертвования и 3-6 % от жалования, выдавали пенсии служащим и членам их семей в размере 25-100 % жалования. Смысл касс состоял в увеличении пенсионных выплат при сокращении быстро росших трат казны на государственные пенсии. Первые эмеритальные кассы создавались для военных, затем - для других ведомств. Государственная пенсия считалась наградой, и преступления служили основанием для отказа в пенсионном обеспечении, а на эмеритальные кассы это правило не распространялось. Особенно важны эмеритальные кассы были для земских служащих, которые не считались госслужащими, и поэтому не получали пенсии. Кассы земств создавались с конца 1860-х. В 1883 г. взносы в эмеритальные кассы стали обязательными, также кассы пополнялись из земских сборов, земские собрания контролировали кассы и регулировали суммы выплат [Гусаков, 2015, с. 78-92]. Охват комитетов помощи был небольшим и исчислялся десятками тысяч человек, государственных и эмеритальных касс - сотнями тысяч [Бокарев, 2018, с. 20-22].
В XIX в. в Европе распространились больничные кассы, выросшие из гильдейских практик корпоративной взаимопомощи, а в 1880-е гг. в Германии при Бисмарке взносы в эти кассы стали обязательными. В России вторая половина XIX - начало XX в. также стали периодом наиболее активной правотворческой деятельности в сфере социальной политики. Государство устанавливало правила работы обществ и касс взаимопомощи, которые в XIX в. начали создавать рабочие. Общества взаимопомощи могли оплачивать расходы при лечении после несчастных случаев, платить пособия и пенсии потерявшим трудоспособность, оплачивать проезд, помогать с поиском работы. Закон 1861 года предписывал создавать товарищества взаимопомощи на казённых горных заводах для выплаты пособий нетрудоспособным, затем такие же кассы были созданы в других отраслях. В 1897 г. был принят Закон о правилах создания касс для частных компаний. Министерства внутренних дел и финансов утверждали уставы и контролировали работу всех видов касс [Гусаков 2015, с. 95-107]. В 1901 г. рабочие казенных горных заводов получили право на пенсию из казны при утрате трудоспособности. Закон 1903 года обязывал работодателей выплачивать пособия и пенсии фабричным и горнозаводским рабочим при несчастных случаях, компенсировать им расходы на
лечение [Гусаков, 2015, с. 116]. Закон 1912 г. обязывал предприятия создавать страховые товарищества и больничные кассы. В страховые товарищества поступали взносы в размере 1-2 % от жалования, пожертвования, штрафы. Эти средства расходовались на выплату пособий и пенсий компенсаций при несчастных случаях. Больничные кассы создавались либо группами мелких предприятий, либо на предприятиях с численностью рабочих от 200 человек. Взносы в кассы составляли 1-3 % от зарплат рабочих, к этой сумме работодатель добавлял еще 2/3. На выплаты могли претендовать рабочие и члены их семей. Закон предполагал выплаты беременным за 2 недели до и 4 недели после родов. Больничные кассы создавали свои лечебницы. Кассы, отвечавшие за них страховые присутствия в губерниях, и совет по страхованию рабочих при Министерстве торговли и промышленности управлялись представителями рабочих и предпринимателей. Работникам часто отказывали в выплатах [Гусаков, 2015, с. 125-128], было охвачено не более 15 % рабочих [Лушникова, 2009, с. 59]. Право на пенсию в 1912 г. получили военные-инвалиды, обычно она составляла 25-40 % от средней зарплаты рабочего.
Образование, здравоохранение и благотворительность
Для строительства и содержания больниц, богаделен, работных домов, образовательных учреждений в 1775 г. по решению Екатерины II, были учреждены приказы общественного призрения. Они финансировались из казны, получали средства от местных налогов, сборов и штрафов, хранили залоговые суммы от судопроизводств, владели недвижимостью и предприятиями. Работу приказов общественного призрения контролировали губернаторы и высшие губернские чиновники, приказы были подчинены непосредственно сенату, затем, в начале XIX века, приказы перешли в сферу компетенции Министерства внутренних дел, а в 1860-е гг. их функции были переданы земствам [Фирсов, 1999, с. 81-82].
Российская система образования заметно уступала европейской вплоть до начала XX века. Университеты в Европе появились в XI-XII вв. В России первые учреждения высшего образования были созданы в XVII в. - Андреевское училище [Фирсов, 1999, с. 200] и Славяно-греко-латинская академия. Школьное образование в России
развивалось медленнее, чем в Европе. В Пруссии обязательное образование было введено в XVIII в., в Британии - в конце XIX в. [Curtis, 1953, с. 272-283], а в России - только после революции. В начале
XIX в. в Британии действовало 7 тыс. воскресных школ, где училось 800 тыс. детей [Curtis, 1953, с. 199], в России - 300 школ приказов общественного призрения с 20 тыс. учащихся [Войтеховская, Куперт, 2012, с. 40], лишь во второй половине XIX в. государственные и воскресные школы в России стали массовыми. К началу революции в России было 100 тыс. школ, треть из них были церковно-приходскими, обучалось 7 млн детей, т. е. не более половины детей соответствующего возраста, продолжительность обучения была очень небольшой, 1-3 года; грамотность в России была самой низкой в Европе - читать и писать умело около трети подданных империи. В империи в конце XVIII-начале XIX в. существовала возможность получения бесплатного, «казённокоштного», высшего образования для студентов, чья платежеспособность была низкой при высоких академических успехах [Константинов и др., 1982, с. 258-303], как и в Европе, где университеты чаще платили стипендии из пожертвований, а не из казны. В конце XIX в. приюты для детей стали похожи на современные детские сады, например, в 1883 году вице-адмиралом Платоном Юрьевичем Лисянским были учреждены бесплатные ясли в Петербурге для детей бедных родителей [Ульянова 2006].
При Екатерине II были учреждены первые государственные больницы для бедных [Фирсов, 2012, с. 222]. В Европе больницы для малоимущих, которые содержались за счет городских сборов, стали появляться ещё в XVI веке [Фирсов, 2012, с. 133-135]. В России приказы общественного призрения, а затем земства в течение XIX-начала
XX в. создали больницы в 2/3 городов страны. В 1866 году было выпущено положение правительства, включавшее требование создавать больницы при заводах в Московской губернии, были направлены циркуляры с рекомендациями и в другие регионы. В 1860-е гг. в стране формировалась земская медицина, которая предполагала бесплатное медицинское обслуживание, финансируемое за счет бюджетов уездов и губерний. Хотя доступность медицинских услуг оставалось очень низкой, а численность докторов, которые бесплатно оказывали помощь, была крайне невелика - до 5 000 человек на всю страну, - сама архитектура системы была передовой на мировом уровне,
предвосхищая всеобщие системы здравоохранения, которые будут созданы в СССР в 1920-е гг. и в Британии в 1940-е гг. [Большая медицинская энциклопедия, 1978, с. 367-371].
Важнейшую роль в становлении социальной политики в России играла поддержка государством благотворительности. В 1763 г. секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой создал Воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге. Для обеспечения их работы был учрежден Опекунский совет, который собирал средства благотворителей и управлял фондами. Он имел право выдавать ссуды под залог недвижимости, имущества и крепостных крестьян, злоупотребление этими механизмами описано в «Мёртвых душах» Гоголя. В 1797 году Воспитательные дома перешли в ведение канцелярии супруги императора Павла, императрицы Марии Федоровны, она начала создавать новые образовательные заведения, в том числе для сирот и инвалидов, глухонемых, а также больницы, богадельни, дома для вдов чиновников. Для управления учреждениями императрицы было создано специальное ведомство. За время ее жизни число учреждений увеличилось почти в 10 раз - с 4 до 39 [Энгельгардт, 1832], а к революции - почти до тысячи. На учреждения императрицы Марии к 1917 г. приходилась треть всех расходов на благотворительность в стране [Ульянова, 2006]. Второй по значимости структурой частно-государственной благотворительности стало Императорское человеколюбивое общество, учрежденное в 1816 году по рескрипту императора Александра. Общество предлагало нуждающимся и нетрудоспособным медицинские услуги, еду, кров, создавало учебно-воспитательные заведения [Фирсов, 1999, с. 84-85]. На общество приходилось почти 10 % благотворительных расходов в Российской империи. Всего в начале XX в. в стране было порядка 19 тысяч благотворительных организаций, опекавших около 2,5 млн человек, т. е. 1,5 % подданных империи [Ульянова, 2006]. Заметный вклад в развитие социальных учреждений внесла благотворительная деятельность купцов и промышленников, которые в XIX - начале XX в. строили образовательные и медицинские учреждения, некоторые из них сохранились и по сей день. Воспоминания, газетные статьи и иные источники свидетельствуют о высокой степени вовлеченности многих слоев общества в развитие системы социальной поддержки [Щукин, 1997].
Заключение
Вскоре после принятия христианства и в России, и в Европе, при церквях появились богадельни и больницы. И европейские, и древнерусские князья раздавали милостыню во исполнение религиозного долга. В России была выше роль центральной власти и чиновников в организации благотворительных и страховых схем. В Европе университетское и школьное образование выросло из церковных институтов подготовки священнослужителей, а в России было организовано государством. Урбанизация и промышленное производство пришли в Россию позже, чем в Европу, поэтому основным смыслом российской социальной политики долгое время было обеспечение лояльности чиновников и военных, и только в конце XIX века - рабочих. В Европе сборы на бедных и корпоративные пенсии были известны еще в Средние века, но государственные пенсионные системы там в то же время, что и в России - в XVIII-XIX вв. В XIX веке в России, вслед за Германией и Швецией, начали действовать страховые схемы и добровольное пенсионное обеспечение, но в них участвовала лишь небольшая доля населения страны.
Социальная политика в дореволюционной России развивалась почти так же, как и в странах Европы, и почти теми же темпами, но охват ее значительно уступал таким лидерам, как Британия и Германия. Архитектура решений в социальной сфере в России иногда копировала зарубежные образцы, иногда формировалась одновременно с ними, а в случае с земской системой здравоохранения опережала их. Наиболее ценные решения дореволюционного периода для современности - это развитие частно-государственной благотворительности и накопительное пенсионное обеспечение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Зубанова С. Г., Патюлина Н. Д., Рузанова Н. П. Социальное служение церкви: связь традиции с современностью. М.: ЛИКА, 2012.
2. Ульянова Г. Н. Благотворительность в Российской империи, конец XVIII - начало XX века. дис. ... д-ра истор. наук. М., 2006.
3. Войтеховская М. П., Куперт Ю. В. Зарождение государственной системы образования в Российской империи // Вестник ТГПУ 2012. №2 2 (117). С. 39-45.
4. Гусаков Д. Б. Генезис государственного пенсионного обеспечения и социального страхования в Российской империи: историко-правовой аспект. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2015.
5. Бокарев Ю. П. Первые пенсионные системы Российской империи // Вестник ЮУрГУ Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 15-24.
6. Фирсов М. В. История социальной работы: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012.
7. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / отв. ред. акад. Л. В. Череп-нин; Изд. подгот. Я. Н. Щапов; АН СССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1976.
8. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика. М.: Юрайт, 2011.
9. Фирсов М. В. История социальной работы в России: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1999.
10. Кононова Т. Б. История социальной работы. М.: Юрайт, 2014.
11. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
12. Seamen in society: Proceedings of international conference / ed. by Adam P. London: Society for nautical research, 1980.
13. Полное собрание законов Российской Империи 1649-1825: в 45 т. / под ред. М. М. Сперанского. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. VI. 1720-1722 гг.
14. Curtis S. J. History of education in Great Britain. London: University Tutorial Press, 1953.
15. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982.
16. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 8 / гл. ред. Б. В. Петровский.
17. Энгельгардт Е. А. Императрица Мария Федоровна в богоугодных её заведениях. СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1832.
18. Стоглав. Казань: Типография губернского правления, 1862.
19. Щукин П. И. Воспоминания: Из истории меценатства России / сост. Н. В. Горбушина. М.: Гос. ист. музей, 1997.
REFERENCES
1. Zubanova, S. G., Patyulina, N. D., Ruzanova, N. P. (2012). Sotsialnoye sluzheniye tserkvi: svyaz traditsii s sovremennostyu = Social service of the church: a link between the tradition and the present time. Moscow: LIKA, 2012. (In Russ.)
2. Ulyanova, G. N. (2006). Blagotvoritelnost v Rossiyskoy imperii, konets XVIII -nachalo XX veka = Charity in the Russian Empire at the end of the XVII - beginning of the XX century: doctoral thesis in history. Moscow. (In Russ.)
3. Voytekhovskaya, M. P., Kupert, Yu. V. (2012). The emergence of the state system of education in the Russian Empire. Herald of the Tomsk State Pedagogic University. №2 (117). P. 39-45 (In Russ.)
4. Gusakov, D. B. (2015). Genezis gosudarstvennogo pensionnogo obespecheni-ya i sotsialnogo strakhovaniya v Rossiyskoy imperii: istoriko-pravovoy aspect = Genesis of state pension provision and social insurance in the Russian empire: historical and legal aspects: candidate thesis in law. Saint-Petersburg. (In Russ.)
5. Bokarev, Yu. P. (2018). First pension systems of the Russian Empire. Herald of the Southern Urals State University. Series: Social sciences and humanities, 4, 15-24. (In Russ.)
6. Firsov, M. V. (2012). Istoriya sotsialnoy raboty = History of social work: a manual. Moscow: KNORUS. (In Russ.)
7. Cherepnin, L. V (ed.). (1976). Drevnerusskiye knyazheskiye ustavy XI-XV vv. = Old Russian princely charters, prepared by Ya. N. Shchapov; AN SSSR. In-t istorii SSSR. Moscow: Nauka. (In Russ.)
8. Kholostova, Ye. I. (2011). Sotsialnaya rabota: istoriya, teoriya i praktika. = Social work: history, theory and practice. Moscow: Yurayt. (In Russ.)
9. Firsov, M. V. (1999). Istoriya sotsialnoy raboty v Rossii = History of social work in Russia: a manual. Moscow: VLADOS. (In Russ.)
10. Kononova, T. B. (2014). Istoriya sotsialnoy raboty = History of social work. Moscow: Yurayt. (In Russ.)
11. Lushnikova, M. V., Lushnikov A. M. (2009). Kurs prava sotsialnogo obespecheniya = A study on right of the social security. 2nd ed., rev. Moscow: Yustitsinform. (In Russ.)
12. Adam, P. (Ed.). (1980). Seamen in society: Proceedings of international conference. London: Society for nautical research.
13. Speranskij, M. M. (Ed.). (1830). Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy Imperii 1649-1825 = Complete collection of laws of the Russian Empire: in 45 vols. Vol. VI. 1720-1722. St.Petersburg: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoy YEgo Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii.
14. Curtis, S. J. (1953). History of education in Great Britain. London: University Tutorial Press.
15. Konstantinov, N. A., Medynskiy, Ye. N., Shabayeva, M. F. (1982). Istoriya pedagogiki = History of pedagogics. 5th ed., rev. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.)
16. Petrovsky, B. V (Ed.). (1978). Big medical encyclopedia: in 30 vols. Vol. 8. 3rd ed. Moscow: Soviet Encyclopedia. (In Russ.)
17. Engelgardt, Ye. A. (1832) Imperatritsa Mariya Fedorovna v bogougodnykh yeye zavedeniyakh = Empress Maria Fedorovna in her God-pleasing establishments. St.Petersburg: Tipografiya departamenta narodnogo prosvesh-cheniya. (In Russ.)
18. Stoglav (1862). Kazan: Tipografiya gubernskogo pravleniya. (In Russ.)
19. Shchukin, P. I. (1997). Vospominaniya: Iz istorii metsenatstva Rossii = Memoirs from history of charity in Russia, prepared by N. V Gorbushina. M: Gos. ist. muzei. (In Russ.)
Информация об авторе
Подольский В.А. - кандидат политических наук, доцент факультета политологии Государственного академического университета гуманитарных наук
Information about the author
Podolskiy V.A. - Candidate of political sciences, assistant professor at the faculty of political science of the State Academic University for the Humanities
Статья поступила в редакцию 02.09.2021; одобрена после рецензирования 01.11.2021; принята к публикации 05.11.2021.
The article was submitted 02.09.2021; approved after reviewing 01.11.2021; accepted for publication 05.11.2021.