Научная статья на тему 'ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1016
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / ПРИЗРЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭМЕРИТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапаева Ангелина Вячеславовна

Исследованы вопросы становления и развития пенсионной системы Российской империи в XIX - начале XX веков. Обосновано, что Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим 1827 г. заложил основу целостной системы пенсионного обеспечения. Установлено, что одной из положительных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития пенсионного обеспечения, стало введение специальных льготных условий для отдельных категорий государственных служащих, касающихся сокращения срока выслуги лет для приобретения права на пенсию. Определено, что параллельно с государственным пенсионным обеспечением развивалась система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих, действовавшая на основе двух моделей (эмеритальной - основанной на страховании и сберегательно-вспомогательной).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article examines the formation and development of the pension system of the Russian Empire in the 19th - early 20th centuries. It is proved that the Charter on pensions and lump-sum benefits for state (military and civil) employees in 1827 laid the foundation for an integral pension system, which combined such types of state security as pension and grant. It was established that one of the positive measures aimed at creating favorable conditions for the development of the pension system was the introduction of special preferential conditions for certain categories of civil servants, concerning the reduction of the length of service for the acquisition of the right to a pension. It is determined that in parallel with the state pension system, a non-government pension system for civil servants was developed, which operated on the basis of two models - the emerita pension (insurance-based) and the savings-support pension (account-based).

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

УДК 340.12

DOI: 10.17277/pravo.2020.03.pp.018-023

Исследованы вопросы становления и развития пенсионной системы Российской империи в XIX - начале XX веков. Обосновано, что Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим 1827 г. заложил основу целостной системы пенсионного обеспечения. Установлено, что одной из положительных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития пенсионного обеспечения, стало введение специальных льготных условий для отдельных категорий государственных служащих, касающихся сокращения срока выслуги лет для приобретения права на пенсию. Определено, что параллельно с государственным пенсионным обеспечением развивалась система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих, действовавшая на основе двух моделей (эмеритальной - основанной на страховании и сберегательно-вспомогательной).

Ключевые слова: пенсия; призрение; государственное пенсионное обеспечение; негосударственное пенсионное обеспечение; эмеритальная модель; сберегательно-вспомогательная система.

Ангелина Вячеславовна Лапаева, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Теории и истории государства и права», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», Тамбов, Россия;

anlapaeva@gmail.com

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ*

Введение. В современных реалиях развития социального государства в России особую актуальность приобретает бесценный исторический опыт становления пенсионного обеспечения. Реформирование пенсионной системы обусловлено ее несостоятельностью, потребностью в выходе из кризисной ситуации посредством поиска оптимального механизма, адаптированного под экономические, социально-политические, демографические и другие факторы российской правовой действительности.

Обсуждение. Первые очертания социального обеспечения на Руси начали зарождаться с принятием христианства и, соответственно, развитием благотворительности. В дальнейшем, оно стало распространяться на военнослужащих и членов их семей. Социальное обеспечение имело в тот период натуральную форму (предоставление земельных наделов, приютов и т.п.). Дальнейшие изменения социального обеспечения были обусловлены трансформацией экономической жизни страны, что послужило толчком к его дальнейшему развитию. В начале XVIII века одним из первых систематизированных актов социальной поддержки стал Морской устав 1720 г., положения которого распространялись на воинов, пострадавших

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00252.

в бою или достигших преклонного возраста на службе, а также их вдов и сирот и далее - лиц, оставивших службу по выслуге лет [4].

Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения коснулось семей убитых, умерших на службе генералов, офицеров, рядовых из дворян, что указывало на необходимость введения системного акта. В первой половине XIX в. перечень лиц, обладающих правом на получение пенсии, был расширен за счет иррегулярных войск и чиновников ведомств (пенсионные выплаты относились к видам государственного обеспечения).

Введение «Устава о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим» от 6 декабря 1827 г. (далее -Устав) послужило основой для закрепления на законодательном уровне приоритета пенсий среди других видов социального обеспечения отставных служащих и членов их семей. Закрепляя пенсию в качестве государственной награды, было установлено, что именно Государственное казначейство должно заниматься выплатами пенсий и единовременных пособий. Пенсии были разделены на две группы: военные (генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры и низшие чины) и гражданские (чиновники соответствующих ведомств, служители) [8].

Согласно Уставу выслуга лет при беспорочной военной службе от двадцати до тридцати лет являлась основанием для получения пенсии в размере 1/3 от жалованья, от тридцати до тридцати пяти лет - 2/3 от жалованья, а от тридцати пяти лет и более считалась основанием для выплаты жалованья в полном объеме. Гражданские служащие (чиновники, прошедшие службу безупречно в духовном и гражданском ведомстве) также имели право на получение пенсий и пособий. Действовало деление на девять разрядов чиновников, первые два из которых устанавливались на высочайшее усмотрение, остальные определялись выслугой лет и занимаемым разрядом. Например, тридцатипятилетняя служба приравнивалась к окладу по разряду, от тридцати до тридцати пяти лет - не менее 2/3, а от двадцати до тридцати - не менее 1/3 [8].

Пенсионное обеспечение гарантировалось также вдовам и сиротам гражданских служащих из средств повышения в чине и отчислений с окладов жалования чиновников (свыше пятисот рублей в год - две копейки с одного рубля, а ниже - одна копейка с рубля), а также вычеты из «столовых денег», равные половине жалования по должности - одна копейка с рубля. В случае недостаточности отчисляемых средств необходимо было обращаться за их пополнением из Государственного казначейства [3, с. 33].

Устанавливались отдельные льготные категории для назначения пенсии в связи с сокращением сроков по выслуге лет, получением пенсии с одновременным нахождением на службе. Например, сюда относились постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве (за пятнадцать лет выслуги - 1/3 жалования, за двадцать - половина, за тридцать -полное жалование, за тридцать пять - полное жалованье и 1/3 от содержания и т.д.) [7], в ведомствах по ученой и учебной части (от двадцати до двадцати пяти лет - половина размера от оклада, двадцать пять и более лет - полный оклад жалования) [8].

Одним из существенных недостатков действующего Устава стало то, что те пенсии, которые назначались, были малы по сравнению с содержанием по службе. Происходило увеличение государственных расходов из казны, в связи с тем, что пенсионное обеспечение начислялось исключительно с жалования и премиальных. В Устав были внесены изменения Указом от 6 ноября 1853 г. Новеллы касались вопросов о сроках выслуги лет. Выслуга в двадцать пять лет давала право на получение половины оклада, а в тридцать пять лет, соответственно, на полный оклад.

Кроме того, изменился и размер пенсии гражданских чиновников. Он определялся, исходя из разряда последней должности, которую необходимо было занимать не менее пяти лет. В отношении семей умерших чиновников действовало правило выплат, если срок службы чиновников составлял до десяти лет - в размере полугодового жалованья, а если двадцать пять - тридцать пять лет - в размере годового жалованья.

Параллельно с государственным развивается система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих, действовавшая на основе двух моделей. Первая - эмеритальная, которая базировалась на страховании, вторая - сберегательно-вспомогательная. Отличительными критериями указанных систем являлись распределительные и накопительные принципы, а также порядок обеспечения пенсионных прав.

Эмеритальный подход (от лат. emeritus - заслуженный) стал одной из первых попыток во избежание нагрузки на казну сформировать пенсионный капитал путем накопления личных средств граждан за счет обязательных вычетов из жалованья будущих пенсионеров (от 3 до 6 %). Накопленный таким образом пенсионный капитал вкладывался в государственные облигации или ипотечные ценные бумаги. Размер будущей пенсии зависел от срока участия в эмеритальной кассе. В полном объеме пенсию могли получать те, которые состояли в эмеритальной кассе в течение от 20 до 30 лет. Эмеритальная система действовала для военно-сухопутного ведомства, в дальнейшем она нашла свое распространение в отношении других категорий граждан (были созданы земские эмеритальные кассы, эмеритальная касса Министерства юстиции, эмеритальные кассы для духовенства и др.) [1, с. 19].

В 1888 г. впервые были созданы пенсионные кассы страхового типа на железных дорогах, инициаторами которых выступили частные железные дороги [6, № 26]. Создание подобных касс было оправданным шагом на пути расширения пенсионной поддержки. Если провести параллель с современным опытом, то пенсионные кассы страхового типа схожи с нынешними негосударственными фондами. В 1900 г. Министерством народного просвещения была создана пенсионная касса для наименее обеспеченных преподавателей начальных народных училищ. Взносы в эти кассы осуществляли содержащие эти училища учреждения и общества по числу учительских мест [9].

Следующим этапом на пути реформирования пенсионного страхования стало принятие в 1912 году ряда законов: «Об обеспечении рабочих

на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаях на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» [11, с. 175].

Заключение. Подводя итоги, отметим, что российское пенсионное обеспечение в XIX - начале XX веков постепенно развивалось, что находило свое закрепление на законодательном уровне. Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим 1827 г. заложил основу целостной системы пенсионного обеспечения. Положения Устава объединяли такие виды государственного обеспечения, как пенсионное и призрение, при этом выплата пенсии государственным служащим осуществлялась из средств государственного казначейства, а выплаты их семьям - из специально созданного целевого фонда за счет вычета из денежного содержания государственных служащих.

Одной из положительных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития пенсионного обеспечения, стало введение специальных льготных условий для отдельных категорий государственных служащих, касающихся сокращения срока выслуги лет для приобретения права на пенсию.

Параллельно с государственным пенсионным обеспечением развивалась система негосударственного пенсионного обеспечения государственных служащих, действовавшая на основе двух моделей (эмеритальной -основанной на страховании и сберегательно-вспомогательной). Отличительными критериями указанных систем являлись распределительные и накопительные принципы, а также порядок обеспечения пенсионных прав.

Список литературы

1. Бокарев Ю. П. Первые пенсионные системы Российской империи // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18, № 4. С. 15 - 23.

2. Еремина Т. И. К вопросу о правовом оформлении государственного пенсионного обеспечения преподавателей университетов в XIX - начале XX вв. // Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Покров, 2015. С. 59 - 64.

3. Лапаева А. В. Пенсионное обеспечение в Российской империи в период действия Устава о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим 1827 г. // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: сб. материалов XVII Междунар. науч.-прак. конф. Тольятти, 2020. С. 30 - 33.

4. Морской устав 15 января 1720 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. VI. № 3485.

5. Рафикова Р. Р. Опыт правового регулирования негосударственного пенсионного страхования в дореволюционной России // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2011. № 75. С. 111 - 121.

6. Рыкачев А. К вопросу о пенсионной кассе // Саратовская Земская Неделя. 1901. № 26 - 29.

7. Устав о пенсиях и единовременных пособиях по придворному ведомству // Свод законов Российской империи. СПб., 1912. Т. III. Кн. 1. Разд. 2.

8. Устав о пенсиях и единовременных пособиях от 6 декабря 1827 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. II. № 1592.

9. Устав эмеритальной кассы при Московском Учетном Банке. М.: Тип. Т. И. Гаген, 1895. 18 с.

10. Федоров А. П. К вопросу о генезисе принципов пенсионного обеспечения наемных работников в Российской империи // Российский ежегодник трудового права. 2006. № 1. С. 555 - 567.

11. Чеснокова Ю. В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI - начале XX вв. // Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 173 - 175.

References

1. Bokarev Yu.P. [First pension systems of the Russian Empire ], Vestnik YuUrGU. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnyye nauki [Bulletin of SUSU. Ser.: Social Sciences and Humanities], 2018, vol. 18, no. 4, pp. 15-23. (In Russ.).

2. Yeremina T.I. Sovremennaya gumanitarnaya nauka: problemy i perspektivy razvitiya: sb. tr. Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern humanitarian science: problems and development prospects: Collection of articles. tr. International Scientific and Practical Conference], Pokrov, 2015, pp. 59-64. (In Russ.).

3. Lapayeva A.V. Tatishchevskiye chteniya: aktual'nyye problemy nauki i praktiki: sb. materialov XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Tatishchevskie readings: actual problems of science and practice: collection of articles. materials of the XVII International scientific and practical conference], Tol'yatti, 2020, pp. 30-33. (In Russ.).

4. Morskoy ustav 15 yanvarya 1720 g. [Maritime charter January 15, 1720], Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire], St. Petersburg, 1830, vol. VI, no. 3485. (In Russ.).

5. Rafikova R.R. [Experience of legal regulation of non-state pension insurance in pre-revolutionary Russia], Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tatishchev], 2011, no. 75, pp. 111-121. (In Russ.).

6. Rykachev A. [On the question of the pension fund], Saratovskaya Zemskaya Nedelya [Saratov Zemskaya Week], 1901, no. 26-29. (In Russ.).

7. Ustav o pensiyakh i yedinovremennykh posobiyakh po pridvornomu vedomstvu [Charter on pensions and lump-sum benefits for the court department], Svod zakonov Rossiyskoy imperii [Code of laws of the Russian Empire], St. Petersburg, 1912, vol. III, Book 1, Razdel 2. (In Russ.).

8. Ustav o pensiyakh i yedinovremennykh posobiyakh ot 6 dekabrya 1827 g. [Charter on pensions and lump-sum benefits from December 6, 1827], Polnoye sobraniye zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire], St. Petersburg, 1830, vol. II, no 1592. (In Russ.).

9. Ustav emerital'noy kassy pri Moskovskom Uchetnom Banke [Charter of the Emergency Cash Office at the Moscow Accounting Bank], Moscow: Tip. T. I. Gagen, 1895, 18 p. (In Russ.).

10. Fedorov A.P. [On the question of the genesis of the principles of pension provision for employees in the Russian Empire], Rossiyskiy yezhegodnik trudovogo prava [Russian Yearbook of Labor Law], 2006, no. 1, pp. 555-567. (In Russ.).

11. Chesnokova Yu.V. [Formation of pension provision in Russia in the XVI - early XX centuries], Izvestiya PGPU imeni V.G. Belinskogo [Izvestiya PSPU named after V.G. Belinsky], 2012, no. 28, pp. 173-175. (In Russ.).

The Pension System in the Russian Empire in the 19th - Early 20th Centuries

A. V. Lapaeva, Cand. of Legal Sci., Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia;

anlapaeva@gmail.com

The article examines the formation and development of the pension system of the Russian Empire in the 19th - early 20th centuries. It is proved that the Charter on pensions and lump-sum benefits for state (military and civil) employees in 1827 laid the foundation for an integral pension system, which combined such types of state security as pension and grant. It was established that one of the positive measures aimed at creating favorable conditions for the development of the pension system was the introduction of special preferential conditions for certain categories of civil servants, concerning the reduction of the length of service for the acquisition of the right to a pension. It is determined that in parallel with the state pension system, a non-government pension system for civil servants was developed, which operated on the basis of two models - the emerita pension (insurance-based) and the savings-support pension (account-based).

Keywords: pension; charity; state pension; private pension; emerita pension model; savings-support system.

© А. В. Лапаева, 2020 Статья поступила в редакцию 10.05.2020

При цитировании использовать:

Лапаева А. В. Пенсионное обеспечение в Российской империи в XIX - начале XX веков // Право: история и современность. 2020. № 3(12). С. 18 - 23. doi: 10.17277/pravo.2020.03.pp.018-023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.