Научная статья на тему 'Социальная политика в 70-е гг. Xix В. И партия Центр:заявление графа Галена'

Социальная политика в 70-е гг. Xix В. И партия Центр:заявление графа Галена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЦЕНТР / КУЛЬТУРКАМПФ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА / РЕЙХСТАГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ольховская О. В.

В 70-е гг. XIX века в Германии существовали предписания, регулирующие трудовые отношения, тем не менее, положение рабочих оставалось тяжелым. В 1873 г. по инициативе депутатов рейхстага была назначена комиссия по оценке положения рабочих. Собранные ею материалы показали слабость законодательства в области охраны труда. В 1877 г. католическая партия Центр выступила с инициативой по расширению социального законодательства. Предложение встретило сопротивление партий культуркампфа. Заявление графа Галена было отклонено. Однако оно привело к усилению парламентского значения партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в 70-е гг. Xix В. И партия Центр:заявление графа Галена»

УДК 943.06

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В 70-Е ГГ. XIX В. И ПАРТИЯ ЦЕНТР: ЗАЯВЛЕНИЕ ГРАФА ГАЛЕНА

О. В. Ольховская

В 70-е гг. XIX века в Германии существовали предписания, регулирующие трудовые отношения, тем не менее, положение рабочих оставалось тяжелым. В 1873 г. по инициативе депутатов рейхстага была назначена комиссия по оценке положения рабочих. Собранные ею материалы показали слабость законодательства в области охраны труда. В 1877 г. католическая партия Центр выступила с инициативой по расширению социального законодательства. Предложение встретило сопротивление партий культуркампфа. Заявление графа Галена было отклонено. Однако оно привело к усилению парламентского значения партии. Ключевые слова: католическая партия Центр, культуркампф, социальная политика, законодательство в области охраны труда, рейхстаг.

Даже в разгар культуркампфа партия Центр стремилась проводить работу в социально -политической области, считая ее своим приоритетом. 26 ноября 1873 г. во время обсуждения заявления Центра по отмене трехцензового избирательного права в палате депутатов лидер партии Людвиг Виндтхорсг сказал: «Я рассматриваю социальный вопрос в качестве одного из самых серьезных, и полагаю, что было бы гораздо важнее заниматься им более основательно...» [1, с.325].

Социально-политические идеи с самого начала прослеживаются в программах и заявлениях депутатов Центра. Возникновение этих идей было следствием социальной неоднородности Центра и его попыток представлять интересы рабочих. Политические программы клерикалов всегда отличались обобщенностью и краткостью, что позволяло вести гибкую политику и своевременно реагировать на вызовы времени. Партия Центр подходила к социальному вопросу с чисто практической точки зрения, без соединения с какой-либо системой, без доктринерского предубеждения или теоретических размышлений. Это был просто христианский образ мыслей и трезвое политическое чувство потребностей времени, которыми руководствовалась партия.

Еще в 1871 г. Центр определил одним из направлений своей деятельности «устранение социальных недостатков и содействие всем интересам рабочего сословия здоровым христианским воспитанием» [2, с. 60]. В основу социальной программы партии легли идеи епископа Майнца фон Кеттайера, политика Франца Хицца. Вильгельм Эммануэль Фрайхерр фон Кеттайер известен как покровитель христианской социальной реформы, оратор, публицист, автор трудов «Социальные вопросы современности» (1849 г.), «Право и правовая защита католической церкви в Германии» (1854 г.), «Рабочий вопрос и христианство» (1864 г.), «Культуркампф против католической церкви» (1874 г.). Еще в июле 1869 г. Кеттайер выступил с требованиями повышения заработной платы, сокращения рабочего времени, запрета женского и детского труда, введения воскресного отдыха [3, с.276-277]. Франц Хицц требовал создания кооперативов рабочих, обширного трудового права и новой экономической конституции, он хотел заменить партии постоянными сословными представительствами или, по крайней мере, разделить парламент и совет по экономике, в котором бы были представлены все сословия. Представительство интересов рабочих, по его мнению, должно проходить через создание рабочих палат, которые будут заниматься вопросами пенсионного страхования и страхования на случай болезни и инвалидности. Право частной собственности не должно нарушаться. Эта принципиальная позиция капиталистической экономики должна была стать основой католической социальной политики [4, с.97-98].

Обозначенные идеи определили направление социальной политики партии. В Германии конца XIX века в католических кругах распространено было мнение, что для

решения социального вопроса достаточно только церкви, государство не должно вмешиваться в эту сферу. Однако, по мнению политиков Центра, «одна из самых возвышенных и прекрасных обязанностей всех христианских правительств - это забота об инвалидах, вдовах и сиротах» [5, с. 503]. Позднее эта идея получила одобрение со стороны папы Льва XII. Он подчеркнул, что «долг правительства - стремиться к усовершенствованию положения рабочих» [1, с. 326]. Несмотря на противостояние Центра проводимой правительством политике культуркампфа, депутаты партии четко понимали, что для эффективной работы в социальной сфере церкви необходимо тесно сотрудничать с государством.

Стечение обстоятельств подтолкнуло католиков к активизации в решении социального вопроса: положение рабочих стремительно ухудшалось, одновременно с этим усиливалась агитация социал-демократической партии, а это грозило Центру потерей значительной части электората. Рабочие католического вероисповедания все же оказывали сопротивление марксистскому учению, так как вместе с агитацией за экономический марксизм шла открытая пропаганда материалистически-атеистического мировоззрения. Однако при ухудшении положения рабочих религиозный аспект мог перестать быть препятствием для поддержки католиками социал-демократической партии.

30 апреля 1873 г. депутаты рейхстага обратились с просьбой к канцлеру, чтобы он назначил комиссию, которая бы оценила положение рабочих. Работа комиссии проходила в 1874-1875 гг., а ее результаты были опубликованы и показали слабость законодательства в области охраны труда. В то время в Германии уже существовали законы, запрещающие привлекать к работе на фабриках детей до 12 лет, ограничивающие рабочее время для детей от 12 до 14 лет до 6 часов ежедневно, для подростков от 14 до 16 лет до 10 часов, запрещающие воскресную и ночную работу для детей и подростков. Однако ввиду стремительного промышленного развития с его беспощадной эксплуатацией рабочей силы требовалась защита не только женщин и детей, но и взрослых мужчин-рабочих. Таким образом, проблема модернизации законодательства по защите труда оставалась актуальной. В это время ряд инициатив по устранению социальных недостатков исходил от партии консерваторов. Все они поддерживались Центром и встречали противодействие со стороны либералов. Именно с этого времени на основе общих идей и интересов в социально-политической области постепенно стало происходить внутреннее сближение клерикалов и консерваторов.

Первым большим заявлением Центра в социальной сфере стало заявление графа фон Галена от 19 марта 1877 г. Впервые в рейхстаге прозвучало требование охранного закона для промышленных рабочих. Граф Гален предложил следующие меры:

«I. Во время следующей сессии представить рейхстагу проект закона об изменении Промыслового устава от 21 июля 1869 г., учитывая такие пункты:

а) Эффективная защита религиозно-нравственной жизни всего работающего населения (воскресный отдых).

б) Защита и помощь ремесленному сословию путем ограничения свободы предпринимательства; регулирование отношений учеников и мастеров. Содействие корпоративным союзам.

в) Расширение законных определений для защиты работающих на фабрике людей; введение нормативов для правил внутреннего распорядка; запрет привлечения детей до 14 лет к работе на фабриках; защита семьи через ограничение женской работы на фабриках.

г) Внедрение промышленных арбитражей при участии свободно избранных представителей от рабочих.

д) Ужесточение законоположений, касающихся предприятий, создание которых требует специальной лицензии, особенно питейных заведений.

II. Ревизия законоположений от 7 июля 1871 г., касающихся свободы предпринимательства, а также о принудительном возмещении ущерба применительно к рабочим на шахтах и заводах.» [6, с. 274].

В своем выступление депутат от Центра обозначил направление необходимых изменений, а также подчеркнул отдельные пункты, в которых модификация существующего законодательства является крайне необходимой.

Заявление графа Галена произвело в рейхстаге эффект разорвавшейся бомбы. Наиболее остро отреагировали национал-либералы. Так, Риккерт и его товарищи уже 24 марта ходатайствовали о резолюции, в которой бы говорилось лишь о регулировании отношений мастера с учеником и введении промышленных арбитражей. Социал-демократы также не остались в стороне. 11 апреля Бебель и Фрицше выступили с крайне радикальным заявлением о необходимости социальной революции.

16 - 18 апреля все заявления разбирались в рейхстаге. Граф Гален получил слово вторым. В основной части своей речи он указывал на либеральную политику и базирующееся на ней законодательство как на корень бедственного положения всего народа: «Мы видим в рабочем фабрики по сравнению с капиталом только лишь рабочую силу. Он полностью стал товаром и подчиняется закону ассортимента и спроса. Рабочий ищет место, где мог бы дороже продать свою рабочую силу. Но, в общем, цена его работы не удовлетворяет его жизненных потребностей» [5, с.503]. Единственный выход депутат Центра видел в возвращении к христианскому социальному мировому порядку, корни которого уходят в семью: «Как в зерне находится зародыш всего органического развития растения, так в семье находится зародыш всего органического развития общества. Однако Бог основал семью как кооператив, следовательно, только кооперативное органическое развитие общества может происходить из этого зародыша» [5, с. 502]. В рамках корпорации должны регулироваться отношения между рабочими и работодателями, должен осуществляться контроль над ведением трудовых книжек и соблюдением условий договора. Кроме того, на фабриках необходимо ввести практику промышленных арбитражей, в состав которых входили бы работодатель и свободно выбранные представители рабочих. В их обязанность должны были бы входить определение длительности рабочего дня и минимума заработной платы. Центр требовал защиты семьи, а именно, ограничения женского и детского труда: «Необходимо не допускать замужних женщин к заводским работам, так как там, где отсутствует мать, нет никакого домашнего быта, нет настоящей семьи, и, наоборот, там, где есть мать, где есть женщина, дети получают уют и воспитание, а у мужчин есть налаженный домашний быт» [5, с.503]. По мнению графа Галена, кооперативная жизнь и народное благо невозможны без нравственности, а нравственность невозможна без религии: «Если бы однажды пришло время, когда работодатель и рабочий проникнутся духом христианства, тогда бы рабочий вопрос решился бы самостоятельно» [7, с. 12]. Важнейшим было требование воскресного отдыха: «освящение воскресенья - это предварительное условие не только религиозно-нравственной жизни, но и материального блага народа» [5, с. 502]. Кроме того, Центр требовал ревизии закона от 7 июня 1871 г. об ответственности работодателя за несчастные случаи на производстве.

Выступление графа Галена вызвало бурю эмоций. Депутат от национал-либералов Риккерт назвал это заявление «отрицанием всего современного образования, отрицанием всего государственного развития», национал-либерал Веренпфеннинг сравнил речь графа Галена с «отрывком средневековой хроники, к примеру, истории франков и бургундцев». Даже социал-демократ Бебель насмехался над «этим по-христиански социальным мировым порядком». Только депутат консервативной партии Кляйст-Ретцов выразил, как заметил Э. Ласкер, «некоторое тихое соощущение» [1, с. 334]. Большинство депутатов рейхстага восприняли заявление графа Галена как провокацию правительства, как нападение на принципы проводимой государством экономической политики. Таким образом, попытка клерикалов вести спокойные и объективные переговоры с партиями культуркампфа потерпела неудачу. Однако это противодействие большинства депутатов рейхстага идеям Центра лишь способствовало сплочению электората партии.

Благодаря заявлению графа Галена усилилось парламентское значение партии; основным направлением деятельности клерикалов с этого времени стало решение рабочего вопроса. В отличие от социал-демократов, которые видели выход в насильственной социальной революции, Центр не питал надежды получить быстрые

результаты и стремился проводить политику органического прогресса, так как «общество, как и любой живой организм, должно развиваться только постепенно» [5, с. 504]. Так, шаг за шагом, преодолевая сопротивление национал-либералов и социал-демократов, католики при поддержке консерваторов активизировали социальную политику в Германии. Постепенно немецкие рабочие смогли выйти на гораздо более высокий социальный уровень, чем рабочие других стран.

In the 70-s of the 19-th century in Germany their existed prescriptions regulating labor relations. Nevertheless the position of working-class people was still hard. Nevertheless the position of working-class people was still hard. In 1873 after the initiative of the deputies of Reichstag there was appointed a commission which was to estimate working-class people s position. Materials collected by it showed the weakness of Labor laws. In 1877 the catholic party «The Centre» initiated the widening of the social legislation. This initiative was met negatively by the opposition of the parties of Kulturkampf. Count Galen s pronouncing was not accepted. However it led to the strengthening of the parliamentary role of the party. The key words: the catholic party «The Centre», Kulturkampf, social politics, labor lows, the Rchstag

Список литературы.

1. К. Bachem. Vorgeschichte, Geschichte und Politik der Deutschen Zentrumpartei. Bd. 3 Das neue zentrum der Kulturkampf in Preussen, 1870-1880, Berlin, 1927, 451 s.

2. W. Treue. Deutschen Parteiprogramme 1861-1956, Gottingen u. a., Musterschmidt, 1956,

371 s.

3. G. Manfred. Deutschland im XIX Jahrhundert. Entwicklungslinien. Bonn, 1994,400 s.

4. R. Hoffman. Geschichte der deutschen Parteien: Von der Kaiserzeit bis zur Gegenwart. Munchen, 1993, 381 s.

5. Stenographische Berichte über Verhandlungen des Reichstags. 3. Legislaturperiode. I. Session. Bd. 1. B., 1877, 574 s.

6. Stenographische Berichte über Verhandlungen des Reichstags. 3. Legislaturperiode. I. Session. Bd. 3. Anlagen, Aktenstück Nr.74. B., 1877, 760 s.

7. T. Wattler. Sozialpolitik der Zentrumsfraktion zwischen 1877 und 1889 unter besonder Berücksichtigung interner Auseinandersetzungen und Entwicklungsprozesse, Koln, 1978, 313 s.

Об авторе

Ольховская O.B. - аспир. Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, olch_helga@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.