Научная статья на тему 'Социальная политика стран Северной Европы'

Социальная политика стран Северной Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6075
1034
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ / SOCIAL POLICY / THE CONCEPT OF A SOCIAL STATE / NORDIC COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туарменский Владимир Викторович, Фирсова Дарья Николаевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели социального государства. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Северной Европы. Предметом работы стала фиксация основных достижений модели социального государства рассматриваемого региона. Авторы рассматривают важнейшие составляющие социальной политики и практики Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Основное внимание авторы уделяют наиболее важным составляющим модели «шведского социализма». В статье подробно рассматривается история возникновения и развития концепции «социального государства» и вклад Гуннара Мюрдаля в её формирование. В основной части статьи рассматривается политика стран на рынке труда и делается вывод об активной роли государства в регулировании трудовых отношений. Описываются особенности системы социального страхования и его слагаемые: пенсионное страхование, страхование по болезни, от несчастного случая, по безработице, на случай инвалидности. Представлена оригинальная модель осуществления семейной политики государств Северной Европы. На примере Швеции рассмотрены подходы к решению проблем демографии. На примере Швеции изучена молодёжная и жилищная политика стран региона. Социальная политика в сфере образования стран Скандинавии предлагается авторами в качестве эталона не только для России, но и для европейских государств. На основании изучения национальных вариантов социальной политики, авторы делают вывод о существовании единой модели, воспроизводящейся во всех странах Северной Европы. В заключении статьи авторы обосновывают высокий уровень счастья, зафиксированный в рассматриваемых странах эффективной социальной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF NORDIC COUNTRIES

The relevance of the article is due to the need to find the optimal model of social policy of the social state. The aim of the article is an attempt to present the main elements of the model of social policy of the Nordic countries. The subject of the work was the fixation of the main achievements of the model of the social state of the region. The authors examine the most important components of social policy and practice in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. The authors pay special attention to the most important components of the model of "Swedish socialism". The article discusses in detail the history of the origin and development of the concept of "social state" and the contribution of Gunnar Myrdal in its formation. The main part of the article deals with the policy of countries in the labor market and concludes about the active role of the state in the regulation of labor relations. The features of the social insurance system and its components are described: pension insurance, sickness insurance, accident insurance, unemployment insurance, disability insurance. The original model of implementation of family policy of the Nordic countries is presented. On the example of Sweden, the approaches to solving the problems of demography are considered. Youth and housing policy of the region is considered on the example of Sweden. Social policy in the field of education in the Nordic countries is proposed by the authors as a standard not only for Russia but also for European countries. Based on the study of national social policy options, the authors conclude that there is a single model that is reproduced in all countries of Northern Europe. In conclusion, the authors substantiate the high level of happiness recorded in the countries of effective social policy.

Текст научной работы на тему «Социальная политика стран Северной Европы»

УДК 304.4

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Туарменский Владимир Викторович, к.пед.н., доцент (e-mail: [email protected]) Фирсова Дарья Николаевна, студент (e-mail: [email protected]) Филиал Московского университета имени С.Ю. Витте в г.Рязани, Россия

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальной модели социального государства. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Северной Европы. Предметом работы стала фиксация основных достижений модели социального государства рассматриваемого региона. Авторы рассматривают важнейшие составляющие социальной политики и практики Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Основное внимание авторы уделяют наиболее важным составляющим модели «шведского социализма». В статье подробно рассматривается история возникновения и развития концепции «социального государства» и вклад Гуннара Мюрдаля в её формирование. В основной части статьи рассматривается политика стран на рынке труда и делается вывод об активной роли государства в регулировании трудовых отношений. Описываются особенности системы социального страхования и его слагаемые: пенсионное страхование, страхование по болезни, от несчастного случая, по безработице, на случай инвалидности. Представлена оригинальная модель осуществления семейной политики государств Северной Европы. На примере Швеции рассмотрены подходы к решению проблем демографии. На примере Швеции изучена молодёжная и жилищная политика стран региона. Социальная политика в сфере образования стран Скандинавии предлагается авторами в качестве эталона не только для России, но и для европейских государств. На основании изучения национальных вариантов социальной политики, авторы делают вывод о существовании единой модели, воспроизводящейся во всех странах Северной Европы. В заключении статьи авторы обосновывают высокий уровень счастья, зафиксированный в рассматриваемых странах эффективной социальной политикой.

Ключевые слова: социальная политика, концепция социального государства, страны Северной Европы.

Введение. Страны Северной Европы, а это Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, объединяет не только географическое положение и исторические судьбы, но и сходство модели социальной политики, реализованной в данных странах [1].

Согласно типологии социального обеспечения, можно выделить три базовых модели социального развития: патерналистскую, корпоративист-скую, этатическую [13]. Скандинавские страны являются классическим

примером реализации последней модели. Стержнем данного направления общественного развития является социальная политика, основанная на социальной справедливости, выравнивании доходов граждан, сглаживании имущественного неравенства и создании государства всеобщего благосостояния [4]. Первое место в группе процветающих стран Скандинавии традиционно отводится Швеции [14]. Целью статьи стала попытка изложения основных элементов модели социальной политики стран Северной Европы. Предметом работы стала фиксация основных достижений модели социального государства рассматриваемого региона.

История становления шведской модели социальной политики. Основы шведской модели социальной рыночной экономики были разработаны Гуннаром Мюрдалем (1898-1987), шведским политиком и экономистом. Социально ориентированная рыночная экономика рассматривалась Мюр-далем как особая форма рыночного хозяйства, регулируемая государством не только в интересах одних только собственников средств производства, но и других участников хозяйствования, в том числе непосредственных производителей материальных благ. Г.Мюрдаль отводил государству важную роль регулятора экономики, способного преодолеть стихию рынка. Все негативные последствия данной неорганизованности, по Мюрдалю, можно ликвидировать долгосрочными государственными программами [10].

Шведские социал-демократы пришли к власти после мирового экономического кризиса конца 20-х - начала 30-х годов и удерживали её, не считая перерыва в 1976 - 1982 годах, до сентября 1991 года. Главным их лозунгом было расширение социального равенства в стране. Ведущая роль в этом отводилась государству. На него возлагается обязанность обеспечить членам общества высокий прожиточный минимум, оказывая помощь тем, кому она действительно необходима. В сфере трудовых отношений государство должно создать условия, позволяющие всем гражданам зарабатывать себе средства для удовлетворения высокого уровня потребностей, и совершенствовать условия труда для наёмных работников. Социальному государству вменялось в обязанность осуществление защиты гражданских и политических прав и свобод. Данные меры должны были обеспечить отсутствие трудовых и политических конфликтов и максимальную стабильность в обществе [17].

Положительный опыт Швеции оказался актуальным для соседей. Шведские нововведения рано или поздно находили отражение в социальном законодательстве других стран Северной Европы [8].

После краткого обзора концепции социального государства следует подробно остановиться на основных направлениях осуществления государственной социальной политики в странах Скандинавии. К классической социальной политике относится деятельность государства в области интересов работополучателей и социального страхования.

Политика на рынке труда. Особое место в социальной сфере стран Северной Европы принадлежит активной политике на рынке труда, направленной главным образом на обеспечение занятости [20]. В Швеции, например, безработица десятилетия составляла не более 1,6%. При этом безработным в Швеции считается тот, у кого перерыв в работе составил более 5 дней. Столь жёсткий подход к определению статуса безработного связан с тем, что достижение полной занятости трудоспособного населения является одним из основных принципов, на которых основывается социальная политика Швеции. Политика на рынках труда Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции осуществляется сетью специальных государственных учреждений (управлений рынка труда). Общая ответственность за ее проведение возложена на парламент и правительство, в частности на министерство труда, которому подчиняется государственная администрация рынка труда. В этой системе существует около 400 государственных служб занятости [16].

Ассигнования на регулирование рынка труда постоянно возрастают и достигают, например, в Швеции 8% расходов госбюджета или 3% ВВП [2]. В комплекс мер по проблеме занятости входят подготовка и переподготовка рабочей силы, меры по созданию новых рабочих мест, общественные работы, молодёжные бригады, субсидии для занятых инвалидов, выплата пособий безработным и т.д. [5, 18].

Системы подготовки рабочей силы Северных стран включают: обучение на специальных курсах Группы переподготовки на рынке труда; переподготовку в промышленности; подготовку в системе обычного образования и курсы организаций. Продолжительность занятий по переподготовке кадров составляет в Швеции от нескольких месяцев до двух лет, в Финляндии - от двух месяцев до года, в Норвегии - от трёх недель до десяти месяцев, в Дании - от одной до пяти недель.

В Швеции помощь по безработице могут получать лица старше 20 лет, не застрахованные от потери работы. Для получения данного вида помощи (150 дней для лиц моложе 55 лет) нужно проработать не менее 5 из 12 предыдущих месяцев. На равноценную помощь могут рассчитывать лица без работы в течение трёх месяцев после завершения курсов переподготовки.

Итогом мероприятий по регулированию занятости явилась вполне благополучная ситуация на рынках труда Швеции и Норвегии, где до 90-х годов безработица даже в кризисные годы не превышала 2,5-3%. В других странах Северной Европы политика в области занятости не отличалась особой последовательностью и уровень безработицы составлял 5-10%.

Социальное страхование. Следующая область государственной политики - социальное страхование. Выделяют следующие виды социального страхования: пенсионное страхование, страхование по болезни, от несчастного случая, по безработице, на случай инвалидности и другие [19].

Всё население стран Северной Европы от 16 лет и старше зарегистрировано в одной из местных контор социального страхования. Фонды оплаты

формируются из средств государства, предпринимателей и застрахованных.

Страхование по болезни включает медицинскую и стоматологическую страховки, а также пособие по болезни и пособие родителям. В Швеции современная система страхования введена в 1955 году, в Финляндии - в 1964, в Норвегии - в 1966 г. Оплата посещения врача, как государственного, так и частного, в странах северной Европы происходит следующим образом. Пациент платит небольшую часть гонорара, остальную часть государственный врач получает от местных органов власти, а частный - из национальной системы страхования здоровья. Кроме того, государство компенсирует часть расходов граждан при покупке лекарств и полностью берёт на себя эти расходы, если существует угроза жизни больного. Пособие по болезни в Швеции выдаётся с первого дня заболевания (с марта 1991 года в размере 60% дохода за первые 3 дня, а затем 80%, а с 91-го дня -90%), а в Дании - после первых трёх дней болезни.

В Скандинавских странах пособие родителям выплачивается в течение 15 месяцев после рождения ребёнка. Для женщин, ожидающих ребёнка, предусмотрено пособие по беременности. В Швеции один из родителей может оставаться дома со своим ребёнком до одного года с компенсацией в размере 75% зарплаты [7]. Родитель имеет право на пособие по уходу за ребёнком, которому не исполнилось 16 лет, если ребёнок нуждается в особом уходе в связи с болезнью, психическим расстройством или иным физическим недостатком.

Пенсионное страхование особенно актуально для стареющих стран Северной Европы. Например, в Швеции из 8,5 млн. человек всего населения 1,5 млн. составляют престарелые, люди в возрасте 65 лет и старше. Система национальных пенсий Скандинавских стран включают народную (основную), дополнительную (служебную или трудовую) и частичную (неполную) в Швеции и Финляндии пенсии [15]. Возрастной ценз для получения пенсии составляет: в Норвегии и Исландии - 67 лет, Швеции и Финляндии - 65, Дании для мужчин - 65, женщин - 60 лет. Народная и дополнительная пенсии имеют три формы: по старости, по инвалидности и семейная, выплачиваемая в связи со смертью кормильца семьи. Размер народной пенсии по старости не зависит от трудовой деятельности и стажа работы [11]. Размер народной пенсии довольно низкий и составляет 90% прожиточного минимума (примерно 20% прежнего заработка). В Швеции народная пенсия выплачивается не только гражданам страны, достигшим 65 лет, но и иностранным подданным, которые с 16 - летнего возраста (но не менее 10 лет, из которых 5 лет непосредственно перед пенсией) прожили в Швеции [3]. Пенсия по инвалидности равна пенсии по старости. Семейная пенсия включает пенсию вдовы и пенсию детей, утративших кормильца. В Швеции выплата пенсии вдове прекращается, если она выходит замуж, пенсия детям выплачивается до 18 лет по случаю смерти одного или обоих родителей и составляет от 25 до 40 % базовой суммы. В пенси-

онном страховании Дании нашло отражение стремление правительства уровнять в правах мужчин и женщин. Это привело к отмене в 1987 году пособия по случаю потери кормильца [9].

Для получения дополнительной служебной пенсии необходимо иметь «пенсионный доход» задолго до пенсионного возраста. Для получения полной служебной пенсии необходимо проработать: в Швеции - 30 лет, В Финляндии и Дании - 40. Пенсия в данном случае составляет свыше 50% среднего дохода, а в сумме с народной - более 70%. Закон о дополнительных пенсиях вступил в силу в Швеции с 1960 года, в Финляндии - с 1962, в Дании - с 1964 года.

Граждане Швеции и Финляндии могли уйти на пенсию до установленного срока. В этом случае вступает в силу частичная (неполная) пенсия. Чаще всего работник после 60 лет сокращает своё рабочее время и получает частичную компенсацию за потерянный доход.

Однако с 1999 года в Швеции стартовали изменения в пенсионной системе, обоснованная демографическими (старение населения) и финансовыми (возможный дефицит Всеобщего пенсионного фонда) проблемами. По новым правилам, во-первых, учитываются доходы, полученные в течение всей жизни, во-вторых, обеспечивается гарантированную пенсию для граждан с очень низкими доходами, а в-третьих, в старую пенсионную систему были встроены частные пенсионные фонды, обязательные взносы в которые составили 2,5% (в общей сложности взносы составляют 18,5% доходов). Теперь в пенсию стали включать время, проведенное по уходу за ребенком или потраченное на образование и воинскую службу.

Изменены и сроки выхода на пенсию, хотя пенсионный возраст сохранился прежним - 65 лет. До реформы можно было выходить на пенсию в возрасте от 60 до 70 лет (если до 65, размер пенсии меньше, если позже -больше). В новой системе досрочный выход на пенсию возможен лишь при достижении 61 года, а крайний срок ухода на заслуженный отдых -67 лет [2].

Система страхования от производственной травмы существует в Финляндии с 1973 г., в Швеции с 1977 года. Она предусматривает три вида пособий: равное тому, которое выплачивается системой страхования здравоохранения, равные основной и дополнительной пенсии и не эквивалентные ни одной пенсии государственной страховой системы, например, пособие по случаю смерти, выплаты на похороны [15].

Размер пособия, компенсирующего потерянный доход, составляет в Швеции - 100%, в Дании - 90%. Кроме того, большинство высокооплачиваемых рабочих стран Северной Европы охвачено дополнительным страхованием, заключаемым работником и администрацией.

Организации добровольного страхования по безработице появились в Северной Европе в конце 1880-х годов. В этот период они объединяли только хорошо оплачиваемых работников. За прошедшие годы система страхования по безработице претерпела значительные изменения. В Шве-

ции основы данной системы страхования были заложены в 1934 году, когда парламентом были одобрены государственные дотации зарегистрированным обществам, выплачивающим пособия по безработице. Для получения пособия работник должен быть членом кассы по безработице. Страховые кассы охватывают 80% всех занятых в Швеции и менее 50% в Финляндии. Существует ряд условий, обеспечивающих получение пособия: согласие принять любое предложение о направлении на работу, потеря работы по инициативе работодателя, членство в страховой кассе не менее 1 года в Швеции и 6 месяцев в Дании и Финляндии при таком же стаже работы (в Швеции - 75 дней). Размер пособий в странах Северной Европы достигает до 90% последнего заработка. Фонд выплаты пособий формируется за счёт страховых взносов работающих в свою профорганизацию, которая и выплачивает пособия из этих средств, и взносов предпринимателей. В Швеции работник обязан внести 15% суммы, остальные - работодатель

[4].

Система охраны труда включает в себя: защиту от несчастного случая на работе и заболеваний, законодательство, определяющее длительность рабочего дня и законодательство в отношении оплачиваемого отпуска. В Швеции первый закон об охране рабочих был принят в 1912 году. В 1949 году новым законом был запрещён ночной труд практически для всех занятых и создано государственное управление по безопасности труда и охране здоровья. В 1919 году в Швеции был принят закон о 8-часовом рабочем дне и 48-часовой рабочей неделе. К 80-ым годам во всех странах Северной Европы была введена 40-часовая рабочая неделя. Первый закон, дававший каждому работнику право на оплачиваемый отпуск, был принят в Швеции в 1938 году. Он устанавливал отдых в размере двух недель. К 1974 году размер отпуска шведского рабочего составил пять недель. К 1991 году отпуск в Швеции увеличился ещё на два дня. В Дании отпуск составляет четыре недели, в Норвегии четыре - пять, а в Финляндии - три - пять недель.

Семейная политика. Семейная политика государства определяется как система общественных мер, содействующих формированию семей и облегчению положения семей с детьми. Мероприятия в области семейной политики в странах Северной Европы начали проводиться в 30-х годах 20-го века. В Швеции с 1948 года производятся общественные выплаты всем семьям, где есть дети до 16 лет. На данный момент перед странами Северной Европы стоит проблема увеличения рождаемости, что в свою очередь нашло отражение в семейной политике (таблица 1).

Таблица 1 - Коэффициент суммарной рождаемости, 1960-2017 гг. [6]

Страна "оды

1960 1970 1980 1990 2000 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Дания 2,57 1,95 1,55 1,67 1,77 1,89 1,84 1,87 1,75 1,73 1,67 1,69 1,71 1,79 1,75

Норвегия 2,91 2,50 1,72 1,93 1,85 1,96 1,98 1,95 1,88 1,85 1,78 1,75 1,72 1,71 1,70

Финляндия 2,72 1,83 1,63 1,78 1,73 1,85 1,86 1,87 1,83 1,80 1,75 1,71 1,65 1,57 1,49

Швеция 2,20 1,92 1,68 2,13 1,54 1,91 1,94 1,98 1,90 1,91 1,89 1,88 1,85 1,85 1,90

Для стимулирования рождаемости Скандинавские страны ввели дополнительные льготы для семей с тремя и более детьми. Например, в Дании семейное пособие при рождении первого ребёнка составляет 6% от заработной платы после вычета налогов, 11% - после рождения второго и 15% - после третьего ребёнка. В Швеции законопроект, предусматривающий увеличение выплат семьям с двумя и более детьми, был принят в 1983 году. Кроме того, в Швеции принят целый комплекс мер по поддержке семьи. Он включает в себя, кроме пособий на ребёнка, выплаты на учёбу детей до 20 лет, ссуды на жильё для семей, имеющих детей, бесплатное лечение в больницах для женщин и детей, консультативную службу семьи, материнские палаты, школьную медицинскую службу, зубоврачебное обслуживание детей и молодёжи. Предусмотрены меры по помощи неполным семьям. Родитель (мать или отец), не живущий с ребёнком, выплачивает алименты до достижения ребёнком 18-ти летнего возраста. В случае если родитель не может или не хочет платить алименты, деньги неполной семье выплачиваются местным страховым агентством. В Дании, например, размер пособия неполной семье, не получающей алиментов составляет 60% к средней зарплате после вычета налогов [4].

Политика в области здравоохранения. Система здравоохранения стран Скандинавии может быть рассмотрена на примере Швеции. Фундамент медицинскому обслуживанию в этой стране был заложен в 1928 году законом, систематизировавшем все существовавшие ранее законодательные акты в этой области, и возложившем ответственность за здравоохранение на советы округов. На данный момент система здравоохранения функционирует в соответствии с законом 1982 года. Данный законодательный акт гарантирует обеспечение всех граждан квалифицированной медицинской помощью на равных условиях. Были установлены стандарты по уходу за здоровьем и лечением пациента, в основу которых были заложены качество услуг, их доступность и уважение прав пациента. На административные советы округов (графств) была возложена ответственность за профилактику заболеваний среди населения и планирование развития системы здравоохранения в зависимости от нужд населения. Кроме того, советы округов получили право создавать свои системы медицинского надзора.

Система здравоохранения Швеции состоит из следующих уровней: первичная помощь и медицинское обслуживание в округе. Первая медицинская помощь оказывается гражданам местными центрами медицинской помощи в каждой муниципальной коммуне и включает в себя деятельность поликлиник и профилактическую работу: информирование и медицинское обслуживание матери и ребёнка, медицинское обслуживание на дому, уход на дому, в профилакториях. Медицинская система округа обслуживает пациентов, для лечения которых требуются квалифицированные специалисты и специальное оборудование. Госпиталь по линии административного

округа включает как минимум четырёх медиков (терапевта, хирурга, анестезиолога и радиолога). Десять районных госпиталей, в основном университетских, оказывают в сотрудничестве с коллегами административных округов более специализированную медицинскую помощь населению [7].

Если говорить об уровне развития здравоохранения, то по масштабам предоставления медицинских услуг и размерам расходов на душу населения по этому показателю, Швеция долгие годы занимала первое место в мире. Другие страны Северной Европы немного ей уступали. Норвегия стояла на 3-ем, Дания на 4-ом, Финляндия занимала 17-ое место. В этих странах зарегистрирован самый низкий уровень детской смертности и наибольшая продолжительность жизни. В странах Северной Европы, в отличие от США, частный сектор в здравоохранении развит слабо. Например, в Швеции частной практикой занято лишь около 5% врачей. Медицинская помощь в основном бесплатна. В Швеции государство берёт на себя 60%, (в Финляндии-50%), расходов на здравоохранение. Остальная сумма покрывается за счёт системы всеобщего страхования, и лишь небольшая часть из средств пациента.

Жилищная политика. Что касается жилищной политики, то и здесь необходим анализ шведского опыта. Целенаправленная политика в данной области в Швеции проводится с 1933 года, когда была внедрена государственная система территориальных займов для строительства жилья для социально незащищённых групп населения. Главной задачей в области жилищной политики послевоенного периода стало упразднение очереди на жильё. В этих целях были предусмотрены льготы и займы для строительства жилья семьям, имеющим детей, и пенсионерам. В середине 70-х годов жилищная проблема была в основном устранена. К началу 90-х годов в Швеции на одного жителя в среднем приходилось 1,8 комнаты. В «стеснённых жилищных условиях» (т.е. в квартирах, где количество жильцов превышало два человека на жилую комнату - без учёта кухни и гостиной) проживало 2,4%, а 1,6%- в неблагоустроенных домах [2].

Молодежная политика. Что касается молодёжной политики, наиболее интересным её направлением является создание молодёжных клубов, организующих деятельность молодёжи, от 10 до 16 лет, с целью предотвратить криминализацию подрастающего поколения. В Швеции большинство муниципалитетов имеют комитеты по организации досуговой деятельности молодёжи. Они финансируют молодёжные центры, клубы и организации по интересам.

Образовательная политика. Социальная политика в сфере образования стран Скандинавии может рассматриваться в качестве эталона не только для России, но и для многих европейских государств. По расходам на душу населения в сфере образования Швеция много лет подряд занимала 1-ое место в мире, Норвегия - 2-ое, Дания - 6-ое, Финляндия - 15-ое место. По числу детей школьного возраста на одного учителя Швеция так же зани-

мала 1-ое место (18 детей), Дания - 3-е (19), Норвегия - 5-ое (20), Финляндия - 21-ое (26) [1].

В послевоенный период в этих странах были проведены реформы в сфере образования, результатом чего стало создание единой образовательной системы. Составными элементами её стали: Обязательная начальная общеобразовательная девятилетняя школа, средняя школа (гимназия или специальное училище) и система высшего образования. Государство несёт основное бремя финансирования образовательной сферы. Число частных школ и вузов в странах Скандинавии незначительно.

Итоги реализации социальной политики. В результате проведённого исследования, охватившего большинство стран мира, оказалось, что страны Северной Европы - это именно то место, где живут самые счастливые люди. Лучше всех на планете чувствуют себя датчане, за ними следуют норвежцы, шведы и финны [12]. Такие результаты получились в результате исследования, проведенного агентством Gallup.

Категория «счастье» - одна из самых широко трактуемых в гуманитарных науках. Появившись в трудах философов Античности данная категория прочно обосновалась в политических документах Нового времени. Субъективизм термина «счастье» во многом мешает применять к данной категории количественные методы измерения. Одна из последних попыток «измерить» данную категорию была реализована в 2017 году. Была предпринята масштабная попытка измерить «уровень счастья» в мировом масштабе. В ходе опроса респондентам, живущим в 155 странах мира, было предложено оценить свой субъективный уровень счастья по 10-балльной шкале. Затем их просили описать предыдущий день: насколько хорошо он прошел, не было ли в нем огорчений или наоборот. Собеседникам, давшим наивысшие оценки своей жизни, присваивался статус «счастливчик». По тому, сколько таковых обнаруживалось в конкретной стране, выводился ее суммарный «индекс счастья». В самой счастливой Дании процветают 82 процента опрошенных жителей, в Финляндии - 75, в Норвегии - 69. При этом, по данным опроса, в последней стране не нашлось страдающих людей вообще.

Авторы статьи предполагают, что субъективный уровень счастья можно связать непосредственно с высоким уровнем жизни стран Северной Европы, обусловленным удачной реализацией модели социальной политики.

Вывод. Таким образом, мы можем утверждать, что комплекс социальных реформ, проведённых в странах Северной Европы, обеспечил процветание, экономическую стабильность и социальный мир. Рассмотренную модель социального государства можно использовать в качестве эталонной для всего постсоветского пространства.

1. Список литературы

2. Волков А. Масштабы и пределы социальной политики Северных стран //Мировая экономика и международные отношения. 1994. №11.

3. Волков А. Общество бесчисленных пособий //Обзоры стран. 2006. №3.

4. Дмитриев В. А в Швеции - по-другому //Социальное обеспечение. 1990. №12. С.54.

5. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998. С.100.

6. Кострова Ю.Б. Проблемы управления занятостью населения в Рязанской области // Научные труды МУ им. С.Ю. Витте. - М.: МУ им. С.Ю. Витте. 2016. С. 76-84.

7. Коэффициент суммарной рождаемости // Демоскоп Weekly. №805-806: сайт. -URL: http://www.demoscope.ru/weekly/app/app4007.php (дата обращения 21.03.2019).

8. Либман Г., Преснякова Л. «Шведская модель» социальной политики //РЭЖ. 1993. №8. С.89.

9. Меллер Андерс. Жизнь по-королевски: шведская система социального благосостояния //Социальная защита. 1998. №6. С 85.

10. Мироненкова Н.И. Опыт функционирования систем социального обслуживания в странах Северной Европы // Труд за рубежом. 1997. №1.

11. Смольков В. Г. Социальное рыночное хозяйство: концепции Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля //Социально - политический журнал. 1998. №1

12. Степанов Б. Пенсионная система Финляндии //Социальная защита. 1999. №5.

13. Туарменский В.В., Барановский А.В. Счастье как категория эффективной социальной политики государства // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. №2. С.274-283.

14. Туарменский В.В., Лящук Ю.О., Соломко А.К. Влияние модели социального партнёрства на корпоративную культуру государства // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: ЮЗГУ, 2018. С. 295-298.

15. Туарменский В.В., Лящук Ю.О., Шарабаева С.В. Ресурсный потенциал «мягкой силы» как направления внешней политики государства // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. -Курск, ЮЗГУ, 2018. С. 155-157.

16. Форшберг Матс. Развитие в Швеции политики социального обеспечения с 1930-х годов до наших дней //Российский журнал социальной работы. 1996. №1. С.134.

17. Шведская социальная модель: управление и развитие //Проблемы теории и практики управления. 2000. №3.

18. Шибаршина О.Ю. Государственное регулирование экономического роста // Актуальные проблемы развития общества, экономики и права : сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов. - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2017. С. 93-99.

19. Шибаршина О.Ю. К вопросу о деятельности ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" по поддержке занятости молодёжи в регионе // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте - М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2016. С. 183-192.

20. Шибаршина О.Ю. Проблемы развития рынка страхования в России // Актуальные вопросы экономики, права и образования в XXI веке: материалы II международной научно-практической конференции. - Рязань: Филиал МУ им. С. Ю. Витте в г. Рязани. 2016. С. 281-285.

21. Шибаршина О.Ю. Региональная политика занятости молодёжи (социологический анализ): дис. ... канд. социолог. наук. - М.: МГТУГА, 2004.

Tuarminski Vladimir Viktorovich, PhD, associate Professor of business and management

(e-mail: [email protected])

Branch of Moscow Witte University, Ryazan, Russia

Firsova Daria Nikolaevna, student of the 4th course, the direction of the management

(e-mail: [email protected])

Branch of Moscow Witte University, Ryazan, Russia

SOCIAL POLICY OF NORDIC COUNTRIES

Annotation. The relevance of the article is due to the need to find the optimal model of social policy of the social state. The aim of the article is an attempt to present the main elements of the model of social policy of the Nordic countries. The subject of the work was the fixation of the main achievements of the model of the social state of the region. The authors examine the most important components of social policy and practice in Denmark, Finland, Iceland, Norway and Sweden. The authors pay special attention to the most important components of the model of "Swedish socialism". The article discusses in detail the history of the origin and development of the concept of "social state" and the contribution of Gunnar Myrdal in its formation. The main part of the article deals with the policy of countries in the labor market and concludes about the active role of the state in the regulation of labor relations. The features of the social insurance system and its components are described: pension insurance, sickness insurance, accident insurance, unemployment insurance, disability insurance. The original model of implementation of family policy of the Nordic countries is presented. On the example of Sweden, the approaches to solving the problems of demography are considered. Youth and housing policy of the region is considered on the example of Sweden. Social policy in the field of education in the Nordic countries is proposed by the authors as a standard not only for Russia but also for European countries. Based on the study of national social policy options, the authors conclude that there is a single model that is reproduced in all countries of Northern Europe. In conclusion, the authors substantiate the high level of happiness recorded in the countries of effective social policy.

Key words: social policy, the concept of a social state, Nordic countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.