Научная статья на тему '«Северное сотрудничество» в условиях глобализации: опыт и перспективы интеграции Скандинавских государств'

«Северное сотрудничество» в условиях глобализации: опыт и перспективы интеграции Скандинавских государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2079
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / «СЕВЕРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО» / СЕВЕРНЫЙ СОВЕТ / СОВЕТ МИНИСТРОВ СЕВЕРНЫХ СТРАН (СМСС) / СЕВЕРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ОБЪЕДИНЕННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СЕВЕРНЫХ СТРАН / «NORDIC COOPERATION» / GLOBALIZATION / POLITICAL INTEGRATION / NORDIC COUNCIL / NORDIC COUNCIL OF MINISTERS / NORTHERN DIMENSION / THE UNITED NORDIC FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пронякина Елизавета Дмитриевна

В статье рассматривается уникальная модель политической интеграции, которая сегодня существует на территории Северной Европы, в Скандинавии. Автор анализирует опыт «северного сотрудничества» и перспективы дальнейшего сближения государств региона (в том числе и идею создания Объединенной федерации Северных стран).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Nordic Cooperation» in Terms of Globalization: Experience and Prospects for the Integration of the Nordic States

The article is devoted to consideration of the unique model of political integration, which today exists in Northern Europe (Scandinavia). The author analyzes the experience of «Nordic Cooperation» and prospects for further convergence of the states of the region including the idea of establishing the United Nordic Federation.

Текст научной работы на тему ««Северное сотрудничество» в условиях глобализации: опыт и перспективы интеграции Скандинавских государств»

Е. Д. Пронякина

«СЕВЕРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО» В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ СКАНДИНАВСКИХ ГОСУДАРСТВ

В статье рассматривается уникальная модель политической интеграции, которая сегодня существует на территории Северной Европы, в Скандинавии. Автор анализирует опыт «северного сотрудничества» и перспективы дальнейшего сближения государств региона (в том числе и идею создания Объединенной федерации Северных стран).

Ключевые слова: глобализация, интеграция, «северное сотрудничество», Северный Совет, Совет министров Северных стран (СМСС), Северное измерение, Объединенная федерация Северных стран.

История XX в. — это история становления различных международных организаций, их развития, трансформации и реформирования. В условиях глобализации довольно часто можно наблюдать примеры интеграции государств на основе общности социально-экономических интересов (ВТО, ASEAN, NAFTA), военно-политических целей и идеологии (НАТО, ОБСЕ, ОВД), культурно-исторического наследия (Организация Исламской конференции). Однако, несмотря на трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться ООН и Евросоюзу, в мировом сообществе растет также интерес к созданию универсальных меж- и надгосударственных образований, способных объединить сразу несколько государств для решения целого комплекса задач на постоянной основе.

Поистине уникальная модель межгосударственного сотрудничества сложилась на Севере Европы, в Скандинавии. На сравнительно небольшой территории этого региона успешно функционирует сразу несколько региональных советов, проектов и организаций, деятельность которых зачастую охватывает не только Скандинавские страны, но и другие государства региона (страны Прибалтики, Атлантики и Северо-Западный регион России), и затрагивает почти все сферы их жизнедеятельности. Финляндия является полноправным участником сотрудничества, наравне с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией, так как ее история тесно связана с судьбой региона, а политическая система во многом схожа с системами Скандинавских стран. Сложная система межгосударственного

© Е. Д. Пронякина, 2012

взаимодействия в Скандинавии, которую в современной политической регионалистике принято называть «северным сотрудничеством», начала складываться еще полтора столетия назад и продолжает трансформироваться до сих пор, что свидетельствует одновременно об ее гибкости и устойчивости.

История «северного сотрудничества» уходит корнями еще в середину XIX столетия, когда, впервые в регионе, была предпринята попытка гармонизировать законодательства Скандинавских государств. В 1872 г. состоялась первая из многочисленных встреч юристов, которая положила начало плодотворному сотрудничеству в правовой сфере и создала благоприятные условия для дальнейшего сближения Северных стран. До сих пор, принимая тот или иной закон, парламенты Дании, Исландии, Норвегии и Швеции сравнивают его с уже существующими в данной области права законами соседних государств. Несмотря на постоянный культурный диалог и рост товарооборота между странами региона, первая региональная организация — Северный Совет — была создана только в 1952 г. В 1954 г. был сформирован общий для Скандинавии рынок труда. А годом позже, в 1955 г., совместными усилиями пяти Скандинавских стран была принята Северная конвенция о социальном обеспечении, согласно положениям которой «человек, который работает или просто пребывает в другой северной стране, имеет те же права на социальное обеспечение, что и жители данного государства. Это касается медицинской помощи, помощи по безработице, инвалидности, получения пенсий и т. д.» (Худолий, 1990, с. 102). В 1972 г. создается Северный Совет министров (или Совет министров Северных стран), который становится исполнительным органом «северного сотрудничества». И только в 1978 г. была принята «Программа северного сотрудничества». Таким образом, динамика и структура интеграционных процессов в Северном регионе внешне сходны с процессом формирования Евросоюза, однако при более детальном рассмотрении вышеупомянутых институтов отчетливо проявляются их принципиальные различия с общеевропейскими.

За сотрудничество Скандинавских стран на межправительственном и межпарламентском уровнях сегодня отвечают Северный Совет и Совет министров Северных стран (СМСС). Уникальная структура этих организаций способствует равномерному распределению прав и обязательств между странами-участницами и поддержанию политической стабильности в регионе.

Северный Совет (Nordic Council) — первая и наиболее влиятельная региональная организация. Совет обеспечивает сотрудничество государств-участников на уровне их парламентов. В его состав входят 87 парламентариев: по 20 депутатов от Дании (включая

2 представителей от Гренландии и 2 — от Фарерских островов), Норвегии, Финляндии (включая 2 представителей от Аландских островов), Швеции и 7 от Исландии. Таким образом, все Скандинавские страны представлены в Северном Совете пропорционально своим демографическим и территориальным характеристикам; учтены также интересы самоуправляющихся областей, которые иначе были бы лишены возможности участвовать в политической жизни региона. В то же время, Северный Совет «не является над-государственным органом, и национальные парламенты не передали ему своих законодательных полномочий. Его резолюции носят рекомендательный характер. Благодаря именно такой форме деятельности достигается большая гармония национальных интересов... При этом ни одна из стран-участниц не поступается своим суверенитетом» (Там же, с. 100).

Совет министров Северных стран (Nordic Council of Ministers) — межправительственная организация, своего рода «исполнительный» орган «северного сотрудничества». Его решения обязательны для правительств государств-членов сотрудничества. Каждая страна имеет только один голос, а все решения принимаются единогласно, что свидетельствует о демократичности процедуры принятия всех решений Советом. В состав СМСС входят министры по «северному сотрудничеству» и «отраслевые» министры (экономики, культуры и т. д.) от каждой страны. Однако ни премьер-министры, ни министры обороны и иностранных дел напрямую не участвуют в работе Совета, что исключает возможность политического давления партнеров друг на друга. Должность Генерального секретаря СМСС по очереди занимают представители каждого государства-члена. Так, в 2012 г. в Совете министров председательствует Норвегия (NORDEN, http://www.norden.org/en/nordic-council-of-ministers/ the-presidency/norwegian-presidency-2012).

Помимо исполнения своих непосредственных обязанностей Северный Совет и Совет министров Северных стран не только регулируют социально-экономические и культурные отношения между Скандинавскими странами, но также принимают активное участие в деятельности других внутри- и межрегиональных организаций и проектов на Севере Европы, например: Совета Баренцева Евро-арктического региона (СБЕР), Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Арктического Совета (АС). Деятельность организаций подобного рода направлена в первую очеред, на налаживание и укрепление пограничного сотрудничества и выработку общей политики экологической безопасности в регионе. Все вышеперечисленные советы функционируют в рамках «Северного измерения» — проек-

_ 245

ПОЯИТЭКТ. 2012. Том 8. № 3

та, призванного расширить границы региона за счет укрепления социально-экономических, политических и культурных связей между странами-членами ЕС (Данией, Латвией, Литвой, Швецией и Эстонией), Исландией, Норвегией и Северо-Западным регионом России. Согласно параграфу 17 Статьи 4 Рамочного документа по политике «Северного измерения», «"Северное измерение" будет поддерживать сотрудничество на наднациональном и правительственном уровнях, а также трансграничное сотрудничество как один из механизмов содействия региональному развитию» (Рамочный документ..., с. 3). Совет министров Северных стран наравне с другими советами региона принимает непосредственное участие в разработке и реализации программ и проектов «Северного измерения». В частности, сегодня СМСС принимает непосредственное участие в работе трех партнерств в рамках СИ: Природоохранного партнерства «Северного измерения» (или Экологического партнерства «Северного измерения»), Партнерства «Северного измерения» в области общественного здравоохранения и социального благосостояния и Партнерства «северного измерения» в сфере культуры (учреждено 21-22 мая 2010 г.). В дальнейшем партнеры по СИ собираются «рассмотреть целесообразность создания Партнерства "Северного измерения" в области транспорта и логистики, а также расширенного сотрудничества в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергии с привлечением для реализации этих целей и международных финансовых институтов» (Политическая декла-рация.,.,2006, п. 6, с. 2). «В основе идеи "Северного измерения" лежит стремление северных государств-членов . ЕС не отстать от быстро развивающейся интеграции на южном фланге (Средиземноморье) и укрепить свои позиции в ЕС, в том числе с опорой на использование природных ресурсов севера России. С другой стороны, "Северное измерение" не является сугубо субрегиональной инициативой, которая охватывает ограниченное число стран-членов и их соседей — с ним связаны интересы всего Союза на Севере и прилегающих к ним территорий» (Разумнова, Балтенкова, 2000, с. 85). Стремление стран Скандинавии не только стабильно развивать свой экономический потенциал, но и отстаивать свои экономические и политические интересы в Евросоюзе и в мире в целом в условиях глобализации рождает все новые требования и перспективы политической интеграции.

Деятельность описанных выше организаций затрагивает самые разные сферы и направления жизнедеятельности Скандинавских государств, за исключением вопросов обороны и внешней политики, и в то же время не ограничивает их суверенитета и политической свободы. Основная цель Северного Совета и СМСС — гармониза-

ция социальных, экономических и культурных параметров Скандинавских государств и создание единого социокультурного пространства на Севере Европы. Это становится возможным благодаря общности их истории и культурно-лингвистической близости.

Степень взаимной интегрированности стран региона уже сейчас крайне высока, однако успех подобного сотрудничества только способствует росту интереса к дальнейшему сближению североевропейских государств. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Oxford Research Group, «почти каждый третий житель Северных стран положительно относится к возможному политическому альянсу на Севере Европы. Среди причин подобного позитивного отношения к идее политической федерации с общей конституцией и единым главой государства — беспокойство за будущее социальной модели и международное влияние региона. Результаты показывают, что в целом жители региона очень удовлетворены уровнем политического сотрудничества с соседними странами. 78% относятся позитивно либо очень позитивно, а большинство (56%) выступает за углубление сотрудничества». (Объединенная федерация..., http://www.norden.ru/NewsList.aspx?id=220&lang=ru).

Уже сегодня политическими силами и общественностью Скандинавских стран активно обсуждается идея создания Объединенной федерации Северных стран (The United Nordic Federation), проект которой был представлен шведским историком и политологом Гуннаром Веттербергом во время своего визита в Санкт-Петербург в апреле 2011 г. в рамках проекта Studia Nordica. Причем сама по себе идея политического объединения Скандинавских стран не является новой: ее корни уходят еще в начало XIX в., когда государства были разрознены и вели постоянную борьбу за доминирование в регионе, что неизбежно делало их более уязвимыми для внешних противников. В разные исторические периоды за идею объединения высказывались датские, исландские, шведские, норвежские и даже финские ученые и общественные деятели. Одним из первых идею Федерации Северных стран изложил в своей «лондонской» лекции датский ученый Фредерик Снидофф, статья которого была опубликована в Швеции в 1810 г. Несколько позднее, уже шведский исследователь Н. Ф. Грюндтвик написал памфлет «Необходим ли Союз Северных стран? Обращение к народу Швеции» («Er Nordens Forening 0nskelig? Et Ord til det svenske Folk»). Рост настроений за объединение отмечался и во время Второй мировой войны, когда главы трех лидирующих государств (Дании, Норвегии и Швеции) собрались в Осло, чтобы создать военно-политический союз. Тогда эта идея так и не была реализована (Wetterberg, 2010, p. 34). Имен_ 247

ПОЯИШЭКС. 2012. Том 8. № 3

но сейчас, по мнению Веттерберга, когда сверхдержавы ослабили свое политическое давление на регион, настало время для окончательного объединения Скандинавии для борьбы с вызовами глобализации.

В работе «Объединенная федерация Северных стран», вышедшей в 2010 г., Гуннар Веттерберг рассматривает федеративное устройство как наиболее приемлемый вариант организации нового союза. Правда, этот проект существенно отличается от первоначального варианта союза, который был представлен ученым еще в октябре 2009 г. в газете «Dagens Nyheter». По мнению автора скандально известной статьи «Det fem nordiska landerna bor ga ihop i en ny union», идеальным вариантом было бы формирование унитарного государства из пяти скандинавских стран и трех самоуправляющихся территорий (Гренландии, Аландских и Фарерских островов) под символическим руководством датской королевы Маргреты II. Во-первых, само имя правительницы стало бы символом возрождения былого могущества Северной Европы, пик которого пришелся на период правления ее предшественницы, королевы Маргреты I. Здесь ясно прослеживается аналогия с английской монархией, в которой на престол в разное время также взошли две великие королевы (Елизавета I и Елизавета II). Веттерберг открыто провозглашает Маргрету «второй королевой в Европе». Во-вторых, единое руководство позволило бы избежать бюрократической путаницы и кадровой борьбы в рамках союза (Wetterberg, 2009-10-27). Однако это предложение было довольно холодно встречено как другими странами региона, которые справедливо полагают, что равное партнерство не может развиваться под руководством (пусть и формальным) одного государства, так и «зарубежными» партнерами Дании и Швеции. Большую роль в негативной оценке этого проекта сыграла также печальная память о Кальмарской унии (1397-1523 гг.), которая, вместо того чтобы сплотить и усилить страны Скандинавии в борьбе с экономической экспансией Ганзейского союза, привела к череде междоусобных войн и внутриполитических кризисов. В то же время, конфедерация рассматривается почти всеми скандинавскими странами как наименее эффективная форма союза, так как она не способна быстро принимать важные политические решения и эффективно реагировать на «вызовы» глобализации. Очевидно, что федеративное устройство стало бы оптимальным вариантом для дальнейшей интеграции Северных стран, своеобразной «золотой серединой»: оно обеспечивало бы достаточную автономию своим членам (характерную для конфедеративного устройства) и в то же время давало бы возможность для быстрого принятия эффективных политических решений (как унитарное государство).

Аргументы Веттерберга за создание Объединенной федерации Северных стран носят экономический характер и во многом сходны с аргументами, которые ранее выдвигались адептами «северного сотрудничества» в работе «Det Nordiske Samarbaide». При численности населения в 25,3 млн человек и ВВП свыше $1,560 млрд Объединенная федерация Северных стран, по мнению шведского историка, сможет занять одну из ведущих позиций в Европе и на мировой арене. И хотя сегодня развивающиеся страны и страны Восточной Европы демонстрируют более интенсивный, по сравнению со скандинавскими, экономический рост (6 и 3% от ВВП в год соответственно), в долгосрочной перспективе экономика Северных стран представляется наиболее стабильной в Европе ^ейегЬегд, 2010, р. 23-27). Через 15-20 лет, когда, по мнению Веттерберга, процесс формирования федерации будет завершен, Скандинавия сможет отстаивать свои экономические и политические интересы не только в рамках Евросоюза или НАТО, но и на мировой арене, выступая в качестве полноправного участника Большой двадцатки. Подобное влияние необходимо скандинавам, прежде всего, для продвижения идей экологической безопасности и защиты экономик своих стран от экономической «диктатуры» Евросоюза.

Другой вопрос, интересующий как сторонников Объединенной федерации, так и ее критиков, связан с возможным дублированием управленческих функций. Ведь Финляндия и Швеция уже являются членами ЕС, Исландия и Норвегия — членами НАТО, а Дания входит в состав обеих организаций. Не приведет ли возникновение новой межгосударственной организации к чрезмерному усложнению политической структуры региона? На этот вопрос адепты федерации склонны отвечать весьма оптимистично: по их мнению, объединившись в федерацию, скандинавские страны получат уникальную возможность представлять и защищать в Евросоюзе и НАТО не только свои интересы, но и интересы своих партнеров, не состоящих в этих организациях. Таким образом, Объединенная федерация Северных стран может служить «проводником» интересов Скандинавии в Европу и препятствием для столкновения европеистов (сторонников евроинтеграции) и атлантистов (сторонников более тесного альянса Европы с США) в Старом Свете.

При всех очевидных «плюсах» создания федерации открытым остается вопрос о ее необходимости. Ведь уже сегодня социальная, экономическая и политическая интегрированность стран региона находится на крайне высоком уровне. Приведет ли политическое объединение к еще более впечатляющим результатам или же, напротив, породит целый ряд проблем, способных свести на «нет»

_ 249

ПОЯИШЭКС. 2012. Том 8. № 3

все предыдущие успехи? Вот вопрос, которым сегодня задаются политическое руководство и общественность стран Скандинавии.

Еще более двадцати лет назад, в статье «Уникальное сотрудничество на Севере Европы» Я. Худолий дал высокую положительную оценку интеграционным процессам в Скандинавии: «В самом деле, сотрудничество северных стран, несмотря на существующие между ними немалые и многоплановые различия, по-своему уникально. Его демократичность, равноправие, учет интересов сторон, способность находить решения проблем во взаимной выгоде не имеют аналога в европейской истории и дают высокие результаты. В этом смысле оно может послужить хорошим примером при сооружении общеевропейского дома» (Худолий, 1990, с. 100). Примечательно то, что в 1990-х годах, когда была опубликована статья, немногие могли бы предположить, с какими сложностями на практике придется столкнуться Объединенной Европе менее чем через два десятилетия. Возможно, скандинавам удалось сделать именно то, чего до сих пор никак не удается достичь Евросоюзу: создать действительно прочную и эффективную модель межгосударственного взаимодействия, не ущемляя при этом прав стран-участниц и не умаляя их суверенитета. Основной вопрос для скандинавских государств сегодня заключается даже не в том, стоит ли расширять и укреплять сотрудничество в сфере внешней политики и безопасности, а в том, в каком направлении должны развиваться интеграционные процессы на территории региона.

Сила северного сотрудничества, прежде всего, в том, что оно основано на добровольном и взаимном желании государств координировать свою деятельность по целому ряду стратегически важных вопросов. Каждый член этого партнерства чувствует себя одновременно свободным от диктата со стороны соседей и защищенным от политического и экономического давления со стороны мировых лидеров.

Попытка превратить этот многогранный и свободный с точки зрения «большой» политики союз Северных стран в федеративное государство с общими вооруженными силами и единым центром принятия решений породит, скорее, очередной военно-политический блок или квазигосударство по типу Евросоюза, доказавшего свою негибкость в условиях глобализации. В этом смысле шаг к Объединенной федерации Северных стран может стать для государств региона шагом назад. Как бы то ни было, сегодня Северная Европа стоит на пороге принятия важного решения, которое не только определит дальнейшую судьбу скандинавских государств, но и изменит политическую карту Европы и баланс сил в регионе.

Литература

Антюшина Н. М. Шведская модель: из прошлого в будущее = Swedish model: from the past into the future: эволюция шведской модели. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. Сувенир, 2008. 132 с. (Antyushina N. M. Swedish model: from the past to the future: zhvolyutsiya Swedish model. M.: Institute of Europe RAS; Russian souvenir, 2008. 132.)

Политическая декларация по политике Северного Измерения. Совет министров Северных стран. Информационное бюро в Санкт-Петербурге. // http://www.norden.ru/Article.aspx?id=172&lang=ru (Political Declaration on the Northern Dimension policy. Nordic Council of Ministers. Information office in St. Petersburg // http://www.norden.ru/Article.aspx?id=172&lang=ru)

Разумнова Л. Л., Балтенкова О. А. Расширение Европейского союза: «Северное измерение» // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12. С. 84-90. (Razumnova L. L, Baltenkova O. A. Enlargement of the European Union: «North-surement» // World Economy and International Relations. 2000. N 12. P. 84-90.)

Рамочный документ по политике Северного Измерения. Совет Министров Северных Стран. Информационное бюро в Санкт-Петербурге. // http://www.norden.ru/Article.aspx?id=172&lang=ru (Framework Document for the Northern Dimension policy. The Council of Ministers of the Northern Countries. Information office in St. Petersburg. //

http://www.norden.ru/Article.aspx?id=172&lang=ru)

Северное измерение. Официальный сайт Министерства иностранных дел Финляндии // http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=36994&contentlan=15&culture=ru-RU (Northern Dimension. The official website of the Ministry of Foreign Affairs of Finland // http://www.finland.org.ru/public/default.aspx?nodeid=36994&contentlan=15&culture=ru-RU)

Худолий Я. А. Уникальное сотрудничество на Севере Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1990. № 6. С. 100-104. (Khudoliy Y. A. Unique cooperation in Northern Europe // World economics and international relations. 1990. N 6. P. 100-104.)

Guidelines for the Nordic Council's Co-operation 2012-2015 with the State Duma and the Federation Council of Russia, as well as with the regional parliaments in Northwest Russia. // Oslo: Norden, PR^SIDIEFORSLAG, 2011. 8p.

NORDEN. Official co-operation in the Nordic region // http://www.norden.org/en Northern Dimension. Minrstry for Foreign Affairs of Finland, 2009. 24 p. Putting our eggs in the Nordic basket. Presseurop, Enterprise Group, 2009-11-2 // http://www.presseurop.eu/en/content/article/129141-putting-our-eggs-nordic-basket

Scholz T. M. A Nordic Union? - A review of Gunnar-Wetterberg- proposal (draft version). 2010. 42 p. // http://www.pohjola-norden.fi/filebank/1082-review_wetterberg-proposal.pdf

Wetterberg G. The United Nordic Federation. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2010. 86 p.

Det Nordiske samarbejde. K0venhavn: Nordisk Ministerrad, 2010. 20 p. Wetterberg G. Det fem nordiska landerna bor ga ihop i en ny union. Dagens Nyheter, 2009-10-27 // http://www.dn.se/debatt/de-fem-nordiska-landerna-bor-ga-ihop-i-en-ny-union

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.