Научная статья на тему 'Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной войны'

Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2209
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ / ОТДЕЛЫ РАБОЧЕГО СНАБЖЕНИЯ (ОРСЫ) / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляпунова Н.В.

Социальная политика, осуществляемая советским руководством в годы Великой Отечественной войны, позволила мобилизовать требующиеся для разгрома врага ресурсы, способствовала мобилизации духовных и физических сил общества на достижение Великой Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика советского государства в годы Великой Отечественной войны»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Ляпунова Н.В.1

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Социальная политика, осуществляемая советским руководством в годы Великой Отечественной войны, позволила мобилизовать требующиеся для разгрома врага ресурсы, способствовала мобилизации духовных и физических сил общества на достижение Великой Победы.

Ключевые слова: социальная политика, нормированная система распределения фондов продовольственных и промышленных товаров (карточная система), принцип социально-производственной стратификации населения, отделы рабочего снабжения (ОРСы), социальная справедливость, социальная помощь.

Начало Великой Отечественной войны, крайне неблагоприятное развитие событий на ее фронтах вызвали необходимость внесения изменений в социальную политику, проводившуюся советским руководством.

Оккупация немецкими захватчиками значительной части территории СССР привела к утрате уже в 1941 г. 28 % посевных площадей (44,4 млн. га). В 1942 г. потери возросли до 42 % (62,7 млн. га). В результате валовая продукция сельского хозяйства в 1942 г. упала до 38 % от довоенного уровня. Валовой сбор зерновых культур уменьшился в 3,2 раза (с 95,5 млн. до 29,7 млн. т), производство мяса (в убойном весе) - в 2,6 (с 4,7 млн. до 1,8 млн. т), сахарного песка - в 19 (с 2,165 млн. до 114 тыс. т), яиц - в 2,7 (с 12,2 млрд. до 4,5 млрд. шт.), молока - в 2,1 (с 33,6 млн. до 15,8 млн. т), кожаной обуви - в 4 (с 211 млн. до 52,7 млн. пар), хлопчатобумажных тканей - в 2,4 раза (с 3,954 млрд. до 1,644 млрд. погонных метров). К этому моменту почти половина предприятий Наркомпищепрома оказалась на оккупированной территории. В результате розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в 1942 г. уменьшился в 2,25 раза и составил всего лишь 77,8 млрд. руб. против 175,1 млрд. руб. в 1940 г. [1].

Резкое сокращение фондов продовольственных и промышленных товаров, которые в условиях войны могли быть выделены на снабжение населения, поставило руководство СССР перед необходимостью перейти к нормированному их распределению - введению карточной системы продажи населению самых необходимых товаров.

Практически все страны-участницы Второй мировой войны в целях оптимального распределения имевшихся ресурсов вынуждены были прибе-

1 Профессор кафедры Истории Отечества, доктор исторических наук, профессор.

гать к карточной системе. Однако, принципы, положенные в основу нормированного распределения товарных ресурсов, в разных государствах существенно различались. Так, в США и Великобритании карточная система строилась на основе принципа уравнительного снабжения всех категорий населения и только под воздействием профессиональных союзов (Великобритания) в ней предусматривались определенные льготы для отдельных категорий трудящихся, как правило, лиц, занятых тяжелым физическим трудом [2]. Столь «демократичный» подход к обеспечению снабжения населения в годы войны объяснялся тем, что в этих странах острота продовольственного кризиса не достигала такого накала, как в Советском Союзе, а ассортимент и количество товаров, приходившихся на душу населения, существенно превосходили аналогичные показатели СССР.

Советское руководство имело богатый, приобретенный задолго до войны опыт использования нормированной системы распределения ограниченных продовольственных и промтоварных ресурсов, который в определенной степени был им использован в годы Великой Отечественной войны.

В основу советской карточной системы был положен весьма прагматичный принцип социально-производственной стратификации населения: норма снабжения каждого человека зависела от особенностей его интеграции в общественное производство; важности для обороны страны отрасли народного хозяйства, в которой им осуществлялась трудовая деятельность; профессиональной принадлежности; величины физических затрат в процессе труда и некоторых других факторов.

Введение карточной системы распределения началось уже в июле 1941 г. Так, в Москве и Ленинграде, а также в пригородах столичных областей в соответствии с Постановлением СНК СССР от 18 июля 1941 г. продажа населению таких товаров, как хлеб, мясо, рыба, а также мука, крупы, макароны, сахар, жиры, впредь должна была осуществляться по продовольственным карточкам. По специальным промтоварным карточкам можно было купить хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани, обувь, мыло, швейные и некоторые другие товары [3].

Продвижение противника вглубь территории страны поставило советское руководство перед необходимостью существенно расширить территориальные границы применения нормированного распределения фондов продовольственных и промышленных товаров. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 20 августа 1941 г. карточная система на основные продукты питания была введена в 197 городах страны, а в ноябре 1941 г. -распространена еще на 38 крупных городов, в которых распределению по карточкам подлежали мясо, рыба, жиры, крупы и макароны. Нормированная продажа сахара и хлеба вводилась и в остальных городах страны.

Нормы снабжения дифференцировались по двум категориям (первой и второй) и четырем группам (рабочие, служащие, иждивенцы, дети до 12 лет).

Преимущественным правом снабжения пользовались лица, отнесенные к первой категории. В их число входили инженерно-технические работники, служащие и рабочие оборонной промышленности, а также занятые на угольном и нефтехимическом производстве, предприятиях черной и цветной металлургии, станкостроения, электростанциях, в железнодорожном строительстве. В период сезонных работ к этой категории причислялись работники лесной, торфяной и рыбной промышленности.

По второй категории продукты получали рабочие, инженерно-технические работники, служащие отраслей народного хозяйства, не вошедших в первую категорию, а также городское население [4].

Для рабочих и инженерно-технических работников первой категории норма выдачи хлеба составляла 800 г, второй категории - 600 г. Служащие по первой категории должны были получать 500 г хлеба в день, второй категории - 400 г. Иждивенцам и детям до 12 лет устанавливалась норма выдачи хлеба 400 г [5].

В 1942 г. на государственном обеспечении хлебом находилось 61,778 млн. человек, а по мере освобождения территории СССР от оккупации численность лиц, находившихся на государственном снабжении хлебом, выросла и в 1945 г. составляла 80,586 млн. человек [1].

Однако даже введение карточной системы не гарантировало от нарушений принципов социальной справедливости. Так, 20 ноября 1941 г. исполком Московского горсовета принял секретное решение, в соответствии с которым следовало организовать в городе по одной столовой на район для питания руководящих партийных, советских и хозяйственных работников с контингентом питающихся без карточек не более 100 человек. В месяц на каждого питающегося выделялось 3 кг мяса, 2 кг колбасы, 1 кг ветчины, 1,5 кг свежей осетрины или севрюги, 0,5 кг кетовой икры, 1 кг сыра, 1 кг сливочного масла, 1,5 кг сахара, необходимое количество хлеба, овощей, сухих фруктов и др. [6, 7, 8]. Впоследствии были предприняты попытки урегулировать вопросы, связанные с организацией питания руководящих работников. В 1943 г. они были разделены на три группы. Первой группе руководителей выдавались продуктовые карточки как для рабочих предприятий особого списка, отпускались обеды и второе горячее питание. Их обслуживали закрытые столовые и магазины [6].

Нормированная продажа непродовольственных товаров, начиная с апреля 1942 г., производилась во всех городах и рабочих поселках. Около 60 млн. человек, включая рабочих и служащих промышленности, транспорта, совхозов, рыбных промыслов, лесных разработок и т.д. пользовались непродовольственными карточками. Покупатель сам решал, какой товар ему покупать, руководствуясь при этом, как правило, двумя обстоятельствами: наличным ассортиментом товаров и количеством купонов, которые за данный товар следовало отдать. Купоны распределялись в зависимости от социального положения:

владельцу рабочей карточки полагалось 124 купона, служащему - 100, иждивенцам, детям и учащимся - 80 купонов. Кусок хозяйственного мыла в то время стоил 2 купона, хлопчатобумажное платье - 40, пальто - 80 купонов [9].

Сельское население снабжалось промышленными товарами через магазины потребительской кооперации по талонам. Однако потребности сельских жителей в непродовольственных товарах удовлетворялись лишь на 25 %, при этом в первую очередь товары получали члены семей военнослужащих и эвакуированные. Поэтому в деревнях ощущалась острая нехватка одежды и обуви фабричного производства. Получившее широкое распространение изготовление лаптей и тканей домашней выделки не способствовали преодолению столь тяжелой ситуации. В результате только в Марийской АССР в 1942 г. из 17,8 тыс. учащихся, вынужденных оставить школу, 2210, или

12.4 %, сделали это по причине отсутствия одежды и обуви. В 1943 г. из

10.5 тыс. детей, оставивших учебу, не имели одежды и обуви 900 человек, или 8,6 % [10].

Введение карточной системы распределения привело к существенному разрастанию бюрократического аппарата, занимавшегося исключительно вопросами выдачи карточек, контроля за правильностью прикрепления населения на государственное снабжение, распределением подлежащих нормированию товаров. Малейшее ослабление государственного контроля за деятельностью должностных лиц, вовлеченных в обеспечение функционирования карточной системы, влекло существенные и многочисленные нарушения, способствовало разбазариванию фондов нормируемых товаров. Вот, например, с какими нарушениями пришлось столкнуться в начале войны в уже окруженном врагом Ленинграде: «В первые месяцы войны не было установлено должного контроля за работой учреждений и домоуправлений по выдаче карточек, начались различного рода злоупотребления, бесконтрольно работали продовольственные магазины. Ошибочно выданные или обманно полученные карточки приводили к дополнительному расходованию продуктов питания, а в условиях осады города - это равносильно удару в спину. Однако эгоисты, в худшем смысле этого слова, фабриковали ложные справки, мошеннически, где удавалось, получали дополнительные карточки. Пути к незаконному приобретению их изобретали самые различные. Некоторые управдомы в сговоре с дворниками выписывали карточки на вымышленных лиц; возвращаемые жильцами карточки на выбывших или умерших людей в ряде случаев присваивались нечестными работниками в домоуправлениях, на предприятиях. Они использовали каждое упущение управления по учету и выдаче продовольственных карточек. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства» [11]. Понадобились огромные усилия органов власти для наведения элементарного порядка. Однако злоупотребления полностью изжить так и не удалось.

Принципиально важным обстоятельством было сохранение довоенных цен на товары, подлежащие нормированному распределению. В условиях галопирующих цен на продовольствие и предметы первой необходимости на рынках и базарах это позволяло обеспечить устойчивость покупательной способности заработной платы трудящихся.

Введение карточной системы распределения далеко не всегда обеспечивало питание населения на уровне, покрывавшем физиологические потребности организма. В связи с отсутствием достаточного количества продуктов отдельные группы продовольственных товаров (за исключением хлеба) часто выдавались в количествах существенно меньших нормы.

В 1942 г. калорийность питания городского населения по сравнению с довоенной снизилась на 24 % и составила в расчете на одного взрослого человека 2555 ккал [8]. В Мурманске, например, нехватка продовольствия привела к принятию городскими властями решения: обеспечив выдачу хлеба по карточкам, все остальные имеющиеся продукты передать в закрытые столовые, к которым прикрепить все население города. Однако даже так соблюсти установленные нормы питания не удалось - обедая в столовых, рабочие и служащие получали ежемесячно 1 кг мяса, 1 кг рыбы, 1,5 кг круп, что составляло: мясо или рыба в день - 66 г вместо установленных 75-150 г, крупы - 50 г вместо 120-150 г [12].

Сложившаяся ситуация потребовала от советского правительства принятия дополнительных мер, направленных на расширение продовольственных и промтоварных фондов предприятий, создание ими собственной продовольственной базы, улучшение питания, снабжения и бытовых условий рабочих и служащих.

Первым шагом в этом направлении стало Постановление СНК СССР от 19 февраля 1942 г. о создании отделов рабочего снабжения (ОРС) при крупных предприятиях, новостройках и на транспорте, что позволило перейти к массовому созданию ОРСов, обеспечило им прочную материальную базу: в их ведение Наркомат торговли передал магазины, предприятия общественного питания, бытовые мастерские, совхозы [3].

Важным этапом в создании продовольственной базы ОРСов промышленных предприятий, а также улучшения обеспечения продовольствием рабочих и служащих, стало Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих» [13], в соответствии с которым областные исполкомы Советов депутатов трудящихся получили право отдать промышленным предприятиям и организациям, а также рабочим и служащим пустующие земли государственного фонда для создания подсобных хозяйств и под огороды. Так, на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. С. Орджоникидзе уже в 1942 г. ОРСом была создана продовольственная база, включавшая три подсобных хозяйства: два переданных заводу совхоза и

ферму, организованную на выделенном сельскохозяйственном участке. Кроме этого был создан «тепличный комбинат», в котором круглый год выращивались помидоры, огурцы, редис, салат, шпинат и лук. Только это хозяйство, дополнительно к выделенным предприятию продовольственным фондам, давало рабочим завода около 24 т овощей [14].

Одним из основных направлений деятельности отделов рабочего снабжения была организация качественного питания работников предприятий. С началом Великой Отечественной войны от 85 до 90 % работающих начали пользоваться услугами производственных столовых [3]. Действительно, работая порой по 11 часов и более в сутки, работники предприятий могли неделями не покидать рабочих мест.

По аналогичным причинам (увеличение продолжительности рабочего дня, привлечение к труду домохозяек и других категорий населения, ранее не занятого на производстве) резко возрастает роль общественного питания в стране в целом. Уже в 1942 г. в общем объеме товарооборота доля общественного питания достигает 23 % (в довоенный период она составляла лишь 13 %), а число пользующихся услугами предприятий общественного питания вырастает с 10-11 млн. человек в 1940 г. до 25 млн. в 1944 г. [15].

В этих условиях обеспечение трудящихся качественным горячим питанием становилось задачей государственного значения.

Однако рост потребности в общественном питании происходил на фоне вызванного неблагоприятным развитием ситуации на фронтах уменьшения числа предприятий общественного питания. Если в 1940 г. в СССР их число достигало 87,6 тыс., то в конце 1941 г. - их насчитывалось лишь 51,6 тыс. Некоторое увеличение численности предприятий общественного питания, до 58,4 тыс., наблюдалось в 1943 г. Затем их количественный рост ускорился, и в 1945 г. в стране насчитывалось 73,4 тыс. предприятий общественного питания [1].

Однако, несмотря на рост численности, предприятий общественного питания продолжает не хватать, а в работе действующих отмечается много недостатков: в ряде столовых для приготовления пищи не эффективно привлекались дополнительные виды продовольственного сырья, отсутствовали запасы продуктов, а отпускаемые блюда, особенно в первый период войны, были лишены необходимого количества белков, жиров и витаминов [8].

Разумеется, в сложившейся ситуации росло значение заводских столовых, пунктов питания, буфетов. С выходом в свет совместного Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 октября 1942 г. «О мерах по дальнейшему развитию подсобных хозяйств промышленных наркоматов» директора предприятий получили право 50 % мяса, рыбы, зерна и полностью все остальные продукты подсобных хозяйств использовать в качестве дополнения к карточным нормам для улучшения питания своих рабочих и служащих [13]. Это позволило ОРСам 45-ти наркоматов дополнительно к централизован-

ным фондам выделить для улучшения общественного питания со своих подсобных хозяйств 360 тыс. т картофеля, 400 тыс. т овощей, 32 тыс. т мяса, 60 тыс. т рыбы (собственного улова), 108,3 тыс. т молока, 4,1 млн. шт. яиц [3]. В результате 1 млн. человек уже к концу 1942 г. получал второе дополнительное горячее питание. Более того, к началу 1945 г. число получающих дополнительное горячее питание выросло до 6 млн. человек [8].

Большие преимущества в снабжении имели рабочие и служащие, выполняющие и перевыполняющие нормы выработки. Кроме дополнительного горячего питания им сверх установленных норм отпускались картофель, овощи и некоторые другие продукты подсобных хозяйств предприятий [8]. Поощрение успешно трудящихся рабочих и служащих дополнительным питанием и продовольствием способствовало ослаблению уравнительных подходов к оценке трудового вклада конкретного работника, тем более, что СНК СССР предоставил директорам предприятий право снижать нормы снабжения нарушителям трудовой дисциплины и лицам, привлекаемым к ответственности по законам военного времени [16].

Помимо организации питания и создания собственной продовольственной базы важным направлением деятельности ОРСов было развертывание производства так необходимых в военное время товаров широкого потребления. Из отходов производства и сэкономленного сырья в мастерских ОР-Сов производились дефицитные товары десятков наименований: от обуви и головных уборов до детских игрушек. Вот что писали об этом в периодической печати того времени: «В магазине ОРСа завода, где директором т. Дворкин, можно приобрести кровати, замки, крючки, петли и другие предметы домашнего обихода, изготовленные в мастерской ОРСа. На очереди -производство чайных ложек и некоторых других изделий. Коллектив ОРСа, включившись в соревнование, обязался изготовить до конца года на 525 тыс. руб. товаров широкого потребления. Работники ОРСа, задавшись целью организовать собственное производство товаров, сумели подыскать для этого и необходимое помещение, и оборудование, и сырье - преимущественно отходы производства, имеющиеся на заводе. Нашлась и необходимая рабочая сила: работники ОРСа правильно поступили, организовав подготовку кадров для своей мастерской из среды домохозяек, подростков, инвалидов Отечественной войны» [17].

Важным источником дополнительного продовольствия для рабочих и служащих, жителей городов и рабочих поселков в годы войны стало коллективное и индивидуальное огородничество. Всего с 1942 по 1945 г. огородники вырастили и собрали более 26 млн. т картофеля и других овощей [18].

Важным элементом системы продовольственного обеспечения населения в годы войны был колхозный рынок. Продукция, которая продавалась на нем, принадлежала или колхозам, или была выращена в личном подсобном хозяйстве колхозников.

С началом войны резко уменьшились объемы продовольствия, поступавшего на рынок. В основном это происходило в связи с сокращением излишков произведенной продукции - большую их часть теперь приходилось сдавать государству. Кроме того, на объем произведенной продукции отрицательно повлияла мобилизация значительной части мужского населения в Красную Армию и сельскохозяйственной техники на нужды обороны.

Уже в первые недели войны цены на колхозных рынках резко пошли вверх. Так, среднемесячная цена 1 кг пшеничной муки в апреле 1941 г. составляла 4 руб. 93 коп., в октябре - 8 руб. 27 коп., через год - 80 руб. 64 коп., а в октябре 1943 г достигла 131 руб. 82 коп. Среднемесячная цена 1 кг говядины с 21 руб. 37 коп. (1941 г) поднялась до 155 руб. 84 коп. в 1942 г. и достигла максимума - 229 руб. 18 коп. - в 1943 г, а цена 1 л молока с 2 руб. 64 коп. в 1941 г. выросла до 44 руб. 50 коп. в 1942 г. и 63 руб. 84 коп. - в 1943 г. В среднем в 1942 г цены на колхозных рынках увеличились по сравнению с

1940 г. в 7 раз, а в 1943-м - в 13 раз [1, 19].

Местные власти неоднократно пытались административным путем регулировать рыночные цены, но, как показала практика, долгосрочного положительного эффекта такие действия не давали. К примеру, городские власти Ленинграда под давлением общественного мнения потребовали от колхозников в июле 1941 г. установить «твердые цены» на продукты. «Молоко отныне должно было стоить не более 2 руб. 50 коп. (а не 4 руб.), мясо - 18 руб. (а не 26-28 руб.) и т.д. Однако крестьяне отреагировали на это по-своему -уничтожили продукты и попросту сбежали с базаров». В дальнейшем органам городской власти Ленинграда пришлось отказаться от регулирования цен на продукты на рынках. Недополученную же за время «вынужденного простоя» прибыль «колхозники просто заложили в цены, которые выросли в четыре-пять раз по сравнению с довоенными. Так, литр молока в октябре

1941 г. стоил уже 10 рублей вместо двух рублей в июне. Но и за таким дорогим продуктом теперь нужно было стоять в очереди по 2-3 часа» [2].

Однако для органов государственной власти упорядочение работы колхозных рынков, наведение на них элементарного порядка имело принципиальное значение, так как вело к ликвидации почвы для спекуляции и хищений нормированных видов продовольствия и, в какой-то мере, снижало остроту дефицита продуктов питания.

В то же время, несмотря на довольно эффективную работу правоохранительных органов, хищения товаров, распределявшихся по карточкам, встречались довольно часто. «Нередко дефицит продуктов в магазинах объяснялся не только условиями военного времени, но и тем, что они по разным причинам не доходили до прилавков, а «чудесным образом» оказывались на рынках по баснословным ценам. Стоимость одной буханки сначала дошла до 200-250, а позднее и до 400 рублей! При этом зарплата квалифицированного рабочего на военном заводе составляла 800 рублей в месяц.

Чуть больше - ставку в 1080 рублей - имели профессора. Но ведь существовали и совершенно мизерные оклады. Так, технички и гардеробщицы получали всего 100-130 рублей. В то же время цена, к примеру, килограмма моркови на базарах в мае 1942 г. достигла почти 80 рублей! Сотрудники милиции регулярно проводили оперативные мероприятия по изъятию спекулятивного хлеба, устанавливали пути его поступления на базары. Порой приходилось даже вести слежку за хлебными фургонами» [2].

В свою очередь, открытие государственной коммерческой торговли позволило увести с колхозных рынков часть платежеспособного спроса, обеспечивавшегося высокооплачиваемой частью населения, что повлекло снижение рыночных цен. Принятые меры в совокупности с начавшимся ростом сельскохозяйственного производства способствовали насыщению рынка продовольственными товарами, увеличению объемов продаж. В период с 1942 по 1945 г., по данным выборочной сети из 36 крупнейших городов, средний объем продаж картофеля вырос в 2,9 раза, мяса - в 3,5, животного масла - в 4,4 раза. Вследствие этого уже во второй половине 1943 г. продовольствие в стране начало дешеветь и к 1945 г. цены на него снизились (по сравнению с 1943 г.) в среднем в 2,3 раза [9].

Для удовлетворения спроса высокооплачиваемых групп населения на товары улучшенного качества сверхустановленных норм государством с апреля 1944 г. сначала в Москве, а потом и в других крупных городах через сеть специализированных магазинов и ресторанов была организована продажа по повышенным ценам продовольственных, а впоследствии и промышленных товаров. Несмотря на то, что коммерческие цены многократно превышали цены, установленные на продукты и товары, отпускавшиеся по карточкам, коммерческая торговля пользовалась определенной популярностью: ее сеть расширялась, и в 1945 г. она велась уже в 26 городах, росли объемы продаж (по сравнению с 1944 г. продажа продовольственных товаров в 1945 г. увеличилась на 87 %, а непродовольственных - в 2,7 раза), улучшался ассортимент (номенклатура продаваемых товаров за год увеличилось с 1599 единиц до 2080) [1]. Однако даже в 1945 г. доля коммерческой торговли во всем розничном товарообороте составляла лишь 9,6 % [8].

Заметное место в деятельности государства по обеспечению населения в годы Великой Отечественной войны занимала социальная помощь. Она оказывалась разным категориям граждан, но, прежде всего, инвалидам Великой Отечественной войны.

Всего за период с 1941 по 1945 г. инвалидами стали 2,576 млн. солдат и офицеров Красной Армии [4]. Некоторые из них изъявили желание перейти на полное государственное обеспечение и поселиться в одном из многочисленных домов инвалидов. Таких учреждений только в ведении Наркомсобе-са РСФСР летом 1943 г. насчитывалось 323 [4]. Каждому инвалиду войны полагалась ежемесячная пенсия в размере 150 руб., льготы по оплате ком-

мунальных услуг. Они имели преимущественное право при устройстве на работу, поступлении в средние и высшие учебные заведения, получении новой специальности. Значительная часть инвалидов (те, кому позволяло здоровье) вернулась на производство, в колхозы и совхозы. Только в 1944 г. было трудоустроено около 910 тыс. получивших инвалидность воинов [4, 20]. Всем работающим инвалидам вне зависимости от места их работы и размера заработной платы сохранялась пенсия.

Не оставались в годы войны без внимания государства семьи военнослужащих. Потерявшим кормильца выплачивались пособия, устанавливались льготы по налогам и оплате коммунальных услуг, назначалась пенсия, размер которой зависел от числа иждивенцев в семье и находился в пределах от 100 до 250 руб. В сельской местности размер пенсии по потере кормильца составлял половину от суммы, назначавшейся в городах. Многое для помощи семьям фронтовиков делало население. Так, в 1944 г. с этой целью по всей стране прошли воскресники. Все заработанные на них средства были направлены на поддержку семей фронтовиков.

Для детей, оставшихся без родителей, строились новые детские дома, разворачивалась сеть суворовских училищ, школ фабрично-заводского обучения. Только в течение 1944 г. в них было определено 598,2 тыс. сирот [21].

В ходе войны принимались меры, направленные на помощь многодетным и одиноким матерям. В июле 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был предусмотрен ряд важных мероприятий, направленных на усиление социальной защиты беременных женщин, многодетных и одиноких матерей. Так, отпуск по беременности и родам увеличился до 77 дней, будущим матерям полагался специальный паек, многодетным - устанавливалось пособие при рождении третьего и каждого последующего ребенка. Право получения пособия было распространено и на одиноких матерей. Принятые меры оказали существенную помощь указанным категориям населения - уже во второй половине 1944 г. число женщин, получающих государственное пособие, возросло в 2 раза [22].

Завершая рассмотрение проблем организации оплаты труда и снабжения населения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, отметим, что, несмотря на ограниченные финансовые возможности, в стране была создана и успешно функционировала система оплаты труда, не только поощряющая добросовестное отношение работника к труду, но и стимулирующая заинтересованность трудящихся в росте производительности труда, выполнении и перевыполнение плановых заданий, освоении новых образцов техники и вооружения.

В критической ситуации, сложившейся уже в самом начале войны с фондами продовольственных и непродовольственных товаров, выделявшихся для снабжения населения, введение системы нормированного снабжения полностью себя оправдало.

Несмотря на наличие у функционировавшей в Советском Союзе карточной системы существенных недостатков (рост бюрократического аппарата; снижение качества и ассортимента нормируемой продукции; криминальная миграция товаров из фондов, подлежащих жесткому распределению, в систему рыночной торговли; нарушение принципов социальной справедливости и др.), она позволила государству обеспечить население необходимым для жизни и эффективной трудовой деятельности минимумом продовольственных и промышленных товаров.

Формирование отделов рабочего снабжения, организация собственной продовольственной базы на промышленных предприятиях и в учреждениях, развитие системы общественного и заводского питания, коллективного и индивидуального огородничества способствовали улучшению структуры питания населения, повышению его калорийности.

Таким образом, деятельность советского руководства в годы Великой Отечественной войны по организации оплаты труда и снабжения населения позволила мобилизовать требующиеся для разгрома врага ресурсы, способствовала мобилизации духовных и физических сил общества на крайне напряженную и ожесточенную борьбу.

Список литературы:

1. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 19411945 гг. Статистический сборник. - М.: Госкомстат СССР, 1990. - С. 6, 7, 10, 11, 185, 191, 198-199, 202.

2. Великая Отечественная война. - Статья 57. Снабжение населения продуктами питания во время Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.otvoyna.ru/statya57.htm.

3. Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1971. - С. 225, 229, 231, 512-513.

4. Зинич М.С. Забота Советского государства о материально-бытовом положении населения в 1941-1945 гг. // История СССР. - 1985. - № 3. -С. 106, 356.

5. Любимов А.В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. - М.: Политиздат, 1968. - С. 28-29.

6. РГАСПИ, ф. 644, оп. 1, д. 108, л. 149.

7. Москва военная, 1941-1945: Мемуары и архивные документы / сост. К.И. Букова и др. - М., 1995. - С. 515-517.

8. Якушевский А.С. Арсенал Победы // Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. - Кн. 4. Народ и война. - М.: Наука, 1999. - С. 99, 100, 102, 103, 105.

9. История социалистической экономики СССР: в 7 т. - М.: Наука, 19761980. - Т. 5. - М., 1978. - С. 468-469, 472, 499.

10. Васильева С.И. Социально-экономическое положение крестьянства Марийской АССР во время Великой Отечественной войны // Отечественная история. - 2008. - № 4. - С. 75.

11. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 107.

12. ГА МО, ф. Р-405, оп. 1, д. 255, л. 131 об.

13. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1957: сб. документов: в 4 т. - М., 1958. - Т. 2. - С. 723, 735-741.

14. Светлянская Д. ОРС помогает предприятию в борьбе за план // В помощь фабрично-заводским и местным комитетам. - 1942. - № 13. - С. 26.

15. История Великой Отечественной войны Советского Союза, 19411945: в 6 т. - М.: Воениздат, 1960-1965. - Т. 2. - С. 552.

16. ГА РФ, ф. 5451, оп. 31, д. 12, л. 1-68.

17. Зимин Г. Обслуживание трудящихся - на уровень задач военного времени // В помощь фабрично-заводским и местным комитетам. - 1942. -№ 15-16. - С. 34.

18. Белоносов И.И., Русинов В.А. Победа ковалась в тылу: Трудовой подвиг рабочего класса в годы Великой Отечественной войны. - М.: Про-физдат, 1985. - С. 190-191.

19. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 19411945. - М., 1970. - С. 400.

20. ГА РФ, ф. А-413, оп. 1, д. 460, л. 2.

21. История Второй мировой войны 1939-1945: в 12 т. - М.: Воениздат, 1973-1982. - Т. 9. - С. 377.

22. Тамарченко М.Л. Советские финансы в период Великой Отечественной войны. - М.: Мысль, 1967. - С. 121, 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.