Научная статья на тему 'Социальная политика России в сфере охраны семьи, материнства и детства (на материалах Саратовской области)'

Социальная политика России в сфере охраны семьи, материнства и детства (на материалах Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3575
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессчетнова Оксана Владимировна

Рассматриваются основные направления социальной политики России в сфере оказания социальной помощи семьям с детьми; представлен обзор федерального и регионального законодательств; дан анализ социально-демографической ситуации в Саратовской области, отражены позитивные и негативные аспекты социальной политики в сфере оказания помощи семье с несовершеннолетними детьми со стороны местных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика России в сфере охраны семьи, материнства и детства (на материалах Саратовской области)»

СУДЬБА РОССИИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА (на материалах Саратовской области)

Рассматриваются основные направления социальной политики России в сфере оказания социальной помощи семьям с детьми; представлен обзор федерального и регионального законодательств; дан анализ социально-демографической ситуации в Саратовской области, отражены позитивные и негативные аспекты социальной политики в сфере оказания помощи семье с несовершеннолетними детьми со стороны местных органов власти.

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой общества, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Она выступает посредником между человеком, государством и его социальными институтами. Полноценное выполнение семьей своих функций является необходимым условием для сохранения исторической преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса.

Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи, семейной организации брачных отношений занимали умы человечества. Им отдавали дань Платон, Аристотель, Гегель, Кант, Фихте, Фрейд, многие просветители, ученые, политические и общественные деятели, по-своему понимая ее функции, цели, задачи и предназначение. Так, например, Аристотель в своем научном труде «Политика» рассматривал семью как «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения

повседневных надобностей»1, то есть как экономический институт, домохозяйство. Гегель определял семью как «нравственную субстанцию, непосредственную сущность духа, которая выступает как его проявление в непосредственной, природной, неразвитой форме, как первую ступень нравственности»2, подчеркивая духовную сущность семьи, ее социальную функцию.

Позже, начиная с XIX века, появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов, взаимоотношений супругов, родителей и детей, исследуется динамика семейных конфликтов, складываются научные школы, появляются междисциплинарные исследования на стыке нескольких наук.

В современной научной практике изучения семьи преобладают труды социологической, педагогической и психологической направленности, ориентированные на изучение тех или иных сторон семьи как социального института, малой социальной группы, типов семьи, социально-демографических установок, ценностей, норм поведения ее членов.

Изменения семьи неразрывно связаны с трансформациями самого общества, поскольку семья — это живая, постоянно меняющаяся система, которая модифицируется не только под воздействием социально-экономических, политических, культурных условий, но и в силу внутренних процессов своего развития, под влиянием таких факторов, как миграция, урбанизация, модернизация, индустриализация и т. д.

В настоящее время защита прав и интересов семьи закреплена во

многих международных документах, которые в той или иной мере

отражают рассматриваемые аспекты проблемы. Среди них наибольший интерес представляют Всеобщая Декларация прав человека,

Международный пакт о политических и гражданских правах, Международный пакт о социально-экономических и культурных правах, Декларация прав ребенка, Конвенция ООН по правам ребенка, Хартия детства и другие.

Законодательство Российской Федерации также предусматривает защиту семей с детьми на внутригосударственном уровне посредством ряда нормативно-законодательных актов: Конституции РФ,

Гражданского, Трудового, Семейного кодексов РФ, федеральных законов, целевых федеральных программ, постановлений правительства, указов Президента РФ, распоряжений региональных и местных органов власти.

Для ликвидации негативных последствий реформ в процессе перехода к рыночным отношениям, государством были предприняты меры, направленные на решение проблем преодоления демографического спада, улучшения показателей здоровья и жизненного уровня населения, профилактику детской безнадзорности, организацию досуга молодежи,

развитие новых форм и обеспечение доступности образования, детского отдыха и оздоровления, снижение криминализации в подростковой среде, а также создание полноценных условий для жизнедеятельности семьи и ее членов.

В частности п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации

говорится: «материнство и детство, семья находятся под защитой

государства»3, что составляет юридическую основу для разработки долгосрочной стратегии в поддержку семьи и проведения конструктивной и плодотворной семейной политики. В ст. 1 Семейного кодекса дано более подробное описание социальных гарантий государства по социальной защите семьи, где указывается, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты

4

этих прав» .

Кроме того, сформирована концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, в рамках которой планируется применение новых кредитных технологий для поддержки семьи с детьми. При рождении одного или двух детей семье необходимо будет вернуть лишь часть суммы, а при рождении третьего ребенка кредит считается погашенным.

Продолжает действовать система семейных пособий, призванная смягчить негативные явления социально-экономической ситуации в стране, оказать социальную поддержку семьям с несовершеннолетними детьми. Определены основные направления семейной политики, формируются практические механизмы ее реализации на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Завершился очередной этап Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы, разработанной в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года № 292-р, которая включала в себя пять подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-

инвалиды». Основной задачей Программы являлось формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ, принятый Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобренный Советом Федерации 27 декабря 2006 года, который устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и свободное развитие. Согласно данному закону, дополнительные меры трактуются как «меры, обеспечивающие возможность приобретения жилого помещения, получения услуг в сфере образования, а также улучшения пенсионного обеспечения»5. Впервые закон вводит понятие «материнский или семейный капитал», который рассматривается как «обособленные средства федерального бюджета, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, для обеспечения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, реализации указанных мер»6, право на который подтверждается именным государственным сертификатом.

Кроме того, данным федеральным законом установлены лица, имеющие право на получение дополнительных мер государственной поддержки, в число которых входят женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, а также женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующего ребенка начиная с

1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ст. 6 № 256-ФЗ, размер материнского (семейного)

капитала устанавливается в размере 250 000 рублей, сумма которого подлежит ежегодному пересмотру с учетом темпов роста инфляции, и будет устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, хочется надеяться, что предпринятые меры социальной политики государства позволят изменить положение семей с несовершеннолетними детьми в лучшую сторону, несмотря на существование множества проблем, связанных с резким имущественным расслоением населения, безработицей, невыплатой заработной платы, ростом алкоголизации, наркотизации, преступности, распространением культа жестокости и насилия, особенно в молодежной среде, проявлением различных форм ксенофобии, этноцентризма, отсутствием морально-нравственных ориентиров, которые существенным образом сказываются на микроклимате семьи, взаимоотношениях супругов, родителей с детьми. Поскольку, несмотря ни на что, семья была и остается одной из важнейших ценностей общества, о чем

свидетельствуют научные данные, полученные из многочисленных

-7

социологических исследований .

Говоря о тенденциях развития и функционирования семьи с несовершеннолетними детьми в Саратовской области, следует отметить ряд ее характерных особенностей. Развитие демографической ситуации в Саратовской области в целом отражает тенденции демографического развития РФ, а по основным показателям определяется общими тенденциями демографического развития развитых стран, к которым можно отнести низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, практически исчерпанный миграционный потенциал. В 2005 году в Саратовской области проживало 374,4 тысячи семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 514 тысяч детей. Многодетных семей насчитывалось 11,2 тысячи (3 % от численности семей с несовершеннолетними детьми), в которых воспитывалось 36,2 тысячи детей8.

Естественная убыль населения, начавшаяся в области с 1992 года, обусловлена, с одной стороны, высоким уровнем смертности, который за последние 15 лет возрос более чем на треть и в абсолютных цифрах составил 12 тысяч человек, а с другой — интенсивное снижение рождаемости, которое наблюдается с 1988 года. В течение последних 17 лет число родившихся сократилось почти в 2 раза (на 20,3 тысячи человек) и суммарный показатель рождаемости не превышал 1,14, что почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений родителей их детьми .

Определенное влияние на снижение рождаемости оказывают и изменения брачной структуры населения. За период между переписями населения 1989 и 2002 годов число состоящих в браке мужчин сократилось на 9,7 %, женщин — на 10,4 %, число никогда не состоявших в браке увеличилось соответственно на 24 % и 36 %, число состоящих в разводе также возросло соответственно на 23 % и 32 %, около 10 % супружеских пар состояли в гражданском браке10.

Все эти процессы непосредственным образом оказали прямое воздействие на семью. Исходя из анализа социально-демографической структуры населения в области, можно сделать вывод о том, что самым распространенным типом семьи по составу являются семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми и без детей — 59,4 %, из них около половины — 47,6 % имеют детей до 18 лет. Более 15 % составляют неполные семьи, состоящие из матери (отца) с детьми. Численность детей за период между переписями сократилась на 19,5 %11.

За период с 1999 по 2006 год Правительством области были предприняты меры, направленные на разработку, совершенствование нормативно-правовой базы и реализацию социальных программ,

способствующих укреплению духовно-нравственных основ и ценностей семьи, защите прав и интересов женщин и детей. Помимо прочих, с 1999 года в области были приняты следующие законы: от 10.01.2000 г. № 7-ЗСО «О социальной защите населения Саратовской области»; от 14 декабря 2001 года № 62-ЗСО «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье»; от 31 мая 2004 года № 24-ЗСО «О дополнительных мерах социальной защиты малоимущих граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг»; от 26 января 2005 г. № 60-ЗСО «О лекарственном обеспечении населения Саратовской области»; от 28 апреля 2005 года № 33-ЗСО «Об образовании»; от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» и др.

Кроме того, в области реализуются Концепция развития системы адресной социальной помощи населению, в рамках которой внедрен программный комплекс по учету населения, нуждающегося в социальной помощи; 26 декабря 2005 года постановлением Правительства области была утверждена Концепция семейной политики Саратовской области на 2006-2010 годы, а также Концепция демографической политики Саратовской области на период до 2015 года. Помимо этого, разработаны и действуют социальные программы «Дети Саратовской области», «Охрана репродуктивного здоровья населения», «Молодежь Саратовской области», «Обеспечение жильем молодых семей в Саратовской области».

Особая роль в реализации социальных программ отводится многодетным семьям. С этой целью в 2005 году Правительством Саратовской области был разработан проект закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей», который предусматривает материальную помощь в размере двух тысяч рублей при рождении третьего ребенка. В области действует система льготной оплаты коммунальных услуг, оказывается материальная помощь в размере одной тысячи рублей на приобретение школьной и спортивной одежды для детей из многодетных семей. Введен бесплатный проезд, бесплатное посещение учреждений культуры и спорта, а также предусмотрено бесплатное обеспечение транспортом многодетных семей, имеющих семь и более детей12.

Реализация семейной политики в области находит свое отражение в развитии сети учреждений по обслуживанию семьи, женщин и детей. В 2005 году в области 66 учреждениями, оказывающими социальную помощь семье и детям, было обслужено 281,1 тысячи человек13. Наибольшее число обращений приходилось на девять центров социальной помощи семье и детям «Семья», где действуют социальные программы «Маленькая мама» (социальная поддержка

несовершеннолетних матерей), «Спасательный круг» (программа

психолого-педагогического и юридического сопровождения женщин с синдромом алкогольной зависимости), «Вы не одиноки» (группа

взаимной поддержки для женщин, подвергшихся домашнему насилию), семейные клубы общения, университеты здорового образа жизни, программы помощи одиноким матерям «Детский сад на час» и «Детский сад на дому», работают школы для будущих мам и молодых родителей, проходят тренинги и обучающие семинары, направленные на повышение педагогической состоятельности родителей и т. д.

Вместе с тем, существует и ряд нерешенных проблем в области, среди которых ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения (только за прошедший год численность детей, состоящих на диспансерном учете, возросла на 25 тысяч и составила более 208 тысяч человек или 37 % от их общей численности); обострение криминогенной обстановки, особенно в молодежной среде (общее количество зарегистрированных преступлений при участии несовершеннолетних увеличилось с 7,7 % в 2001 году до 9, 1 % в 2005 году); увеличение разводов, 67 % которых приходится на семьи с детьми; увеличение в 2,5 раза доли детей, рожденных вне брака за последние 5 лет; повышение уровня заболеваемости наркоманией и токсикоманией (за последние три года число детей и подростков-наркоманов возросло в 3,8 раза, токсикоманов в 3,5 раза)14. Изменение социально-демографической структуры населения с тенденциями к сокращению доли детей и подростков и росту лиц пенсионного возраста в перспективе могут привести к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов, и, соответственно, к усилению проблем в экономической и социальной сферах области.

Примечания

1 Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие. М., 2005. С. 8.

2 Гегель Г. Система нравственности // Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1954. Т. 4. С. 301.

3 Конституция Российской Федерации. М., 2001. С. 18.

4 Семейный кодекс Российской Федерации: Офиц. текст по состоянию на 10 окт. 2005 г. Новосибирск, 2005. С. 11.

5 См.: О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федерал. закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. М., 2007.

6 Там же.

7 См.: Целихова Н. В. Поколение «Икс»: ценности и семья // Соц. политика и социология. 2004. № 2. С. 222-237.

8 Семья, женщины и дети Саратовской области: Стат. сб. Саратов, 2006. С. 4.

9 Там же. С. 5.

10 Там же.

11 Семья, женщины и дети Саратовской области... С. 6.

12 О мерах социальной поддержки многодетных семей: Закон Саратовской области от 01.08.2005 г. № 74-ЗСО [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьїїр://^^^ mzsr.saratov.gov.ru/personal.

13 Семья, женщины и дети Саратовской области... С. 11.

14 Там же. С. 6-7.

Х. С. Вильданов, Г. Б. Вильданова, Л. Р. Сиргалина ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Рассматриваются методологические проблемы теоретических исследований ценности. Когда ценность становится объектом и предметом философского исследования, применение философских методов без учета специфики самого предмета исследования и особенностей аксиологического познания неизбежно приводит к определенным искажениям или неверному пониманию выведенных ответов. Только учитывая особенности аксиологического познания, возможно достигнуть

объективности результатов исследований.

Ценности как важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами являются объектами исследования аксиологии. Анализ имеющихся в философской, в том числе и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.