Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВАЯ ПАРАДИГМА'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВАЯ ПАРАДИГМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ТРАНСФЕРТ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИЯ / ГРАНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ЛИЧНЫЙ ДОХОД / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушхо Асиет Учужуковна

В статье рассматривается возможность решения актуальных проблем недостаточного платежеспособного спроса и низких темпов экономического роста российской экономики через формирование в процессе осуществления социальной политики активного участника процесса наращивания совокупного предложения в экономике как генератора роста объемов производства и занятости. В рамках предложенной новой парадигмы социальной политики автор статьи делает акцент на необходимости укрепления финансового положения индивида через обеспечение дополнительного и стабильного источника дохода посредством государственного финансирования поиска работы, обучения или открытия собственного бизнеса. Спецификой данного исследования является предложение автора акцентировать особое внимание на возможности получения в Российской Федерации финансовой поддержки от государства на безвозмездной и безвозвратной основе на указанные выше цели в виде: - субсидии безработным на открытие бизнеса; - грантов для малого бизнеса; - социального контракта. Таким образом, актуальное требование к современной системе государственного финансирования предпринимательской активности в РФ в условиях финансово-экономического кризиса - необходимость совершенствования и универсальность использования. Обязательное условие эффективной реализации новой модели социальной политики - предоставление адекватных возможностей для различных слоев населения открывать собственный бизнес в целях наращивания ВВП (валового внутреннего продукта) России, роста количества налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы, улучшения макроэкономических показателей страны. Положительная динамика национального дохода России, личного дохода граждан страны, и, следовательно, рост уровня и качества их жизни, снижение уровня дифференциации доходов - итоговый результат эффективной финансовой поддержки социально уязвимых слоев населения. По мнению автора, позитивные последствия успешной реализации предложенного подхода в осуществлении социальной политики следующие: - макроэкономические (стабильные темпы экономического роста, расширение платежеспособного спроса, падение уровня безработицы, рост уровня занятости, ВВП, налоговых поступлений в бюджет, уровня и качества жизни населения); - микроэкономические (рост доходов населения, снижение количества нуждающихся в социальной поддержке, уменьшение степени дифференциации доходов граждан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY: A NEW PARADIGM

The article considers the possibility of solving the urgent problems of insufficient solvent demand and low rates of economic growth of the Russian economy in the process of implementing social policy of an active participant in the process of increasing aggregate supply in the economy as a generator of production growth and employment growth. Within the framework of the proposed new paradigm of social policy, the author of the article focuses on the need to strengthen the financial position of an individual by providing an additional and stable source of income through state financing of job search, training or opening their own business. The specifics of the research is the author's proposal to focus special attention on the possibility of receiving financial support from the state in the Russian Federation on a gratuitous and irrevocable basis for the above-mentioned purposes in the form of: - subsidies for the unemployed to start a business; - grants for small businesses; - social contracts. Thus, an urgent requirement for the modern system of state financing of entrepreneurial activity in the Russian Federation in the conditions of the financial and economic crisis is the need for improvement and universality of use. A prerequisite for the effective implementation of the new model of social policy is the provision of adequate opportunities for various segments of the population to open their own businesses in order to increase Russia's GDP (Gross Domestic Product), increase the number of taxpayers and expand the tax base, improve the country's macroeconomic indicators. The positive dynamics of the national income of Russia, the personal income of the citizens of the country, and, consequently, the increase in the level and quality of their life, a decrease in the level of income differentiation is the final result of effective financial support for socially vulnerable segments of the population. According to the author, the positive consequences of the successful implementation of the proposed approach in the implementation of social policy are as follows: - macroeconomic ones (stable rates of economic growth, expansion of effective demand, falling unemployment, growth in employment, GDP, tax revenues to the budget, the level and quality of life of the population); - microeconomic ones (growth of income of the population, decrease in the number of people in need of social support, decrease in the degree of differentiation of incomes of citizens).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВАЯ ПАРАДИГМА»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2022-18-3-162-167 УДК 316.334.3

(ее)

© 2022

Поступила 30.08.2022 Received 30.08.2022

Принята в печать 22.09.2022 Accepted 22.09.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declare по conflict of interests

Аннотация. В статье рассматривается возможность решения актуальных проблем недостаточного платежеспособного спроса и низких темпов экономического роста российской экономики через формирование в процессе осуществления социальной политики активного участника процесса наращивания совокупного предложения в экономике как генератора роста объемов производства и занятости.

В рамках предложенной новой парадигмы социальной политики автор статьи делает акцент на необходимости укрепления финансового положения индивида через обеспечение дополнительного и стабильного источника дохода посредством государственного финансирования поиска работы, обучения или открытия собственного бизнеса.

Спецификой данного исследования является предложение автора акцентировать особое внимание на возможности получения в Российской Федерации финансовой поддержки от государства на безвозмездной и безвозвратной основе на указанные выше цели в виде:

- субсидии безработным на открытие бизнеса;

- грантов для малого бизнеса;

- социального контракта.

Таким образом, актуальное требование к современной системе государственного финансирования предпринимательской активности в РФ в условиях финансово-экономического кризиса - необходимость совершенствования и универсальность использования.

Обязательное условие эффективной реализации новой модели социальной политики -предоставление адекватных возможностей для различных слоев населения открывать собственный бизнес в целях наращивания ВВП (валового внутреннего продукта) России, роста количества налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы, улучшения макроэкономических показателей страны.

Положительная динамика национального дохода России, личного дохода граждан страны, и, следовательно, рост уровня и качества их жизни, снижение уровня дифференциации доходов -итоговый результат эффективной финансовой поддержки социально уязвимых слоев населения.

По мнению автора, позитивные последствия успешной реализации предложенного подхода в осуществлении социальной политики следующие:

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВАЯ ПАРАДИГМА

Асиет У] Ушхо

ГБУ «АРИГИлш. Т.М Керашееа; ул. Краснооктябръская, 13, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

- макроэкономические (стабильные темпы экономического роста, расширение платежеспособного спроса, падение уровня безработицы, рост уровня занятости, ВВП, налоговых поступлений в бюджет, уровня и качества жизни населения);

- микроэкономические (рост доходов населения, снижение количества нуждающихся в социальной поддержке, уменьшение степени дифференциации доходов граждан).

Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка, трансферт, социальная защита, государственная финансовая поддержка, субсидия, грант, социальный контракт, валовой внутренний продукт, национальный доход, личный доход, прожиточный минимум трудоспособного населения

Для цитирования: Ушхо А.У. Социальная политика: новая парадигма //Новые технологии. 2022. Т. 18, № 3. С. 162-167. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2022-18-3-162-167

SOCIAL POLICY: A NEW PARADIGM

Asiet U. Ushkho

SBL "ARIHR named after T.Mi Kerashev": 13 Krasnooktyabrskaya str., Maikop, 385000, the Russian Federation

Abstract. The article considers the possibility of solving the urgent problems of insufficient solvent demand and low rates of economic growth of the Russian economy in the process of implementing social policy of an active participant in the process of increasing aggregate supply in the economy as a generator of production growth and employment growth.

Within the framework of the proposed new paradigm of social policy, the author of the article focuses on the need to strengthen the financial position of an individual by providing an additional and stable source of income through state financing of job search, training or opening their own business.

The specifics of the research is the author's proposal to focus special attention on the possibility of receiving financial support from the state in the Russian Federation on a gratuitous and irrevocable basis for the above-mentioned purposes in the form of:

- subsidies for the unemployed to start a business;

- grants for small businesses;

- social contracts.

Thus, an urgent requirement for the modern system of state financing of entrepreneurial activity in the Russian Federation in the conditions of the financial and economic crisis is the need for improvement and universality of use.

A prerequisite for the effective implementation of the new model of social policy is the provision of adequate opportunities for various segments of the population to open their own businesses in order to increase Russia's GDP (Gross Domestic Product), increase the number of taxpayers and expand the tax base, improve the country's macroeconomic indicators.

The positive dynamics of the national income of Russia, the personal income of the citizens of the country, and, consequently, the increase in the level and quality of their life, a decrease in the level of income differentiation is the final result of effective financial support for socially vulnerable segments of the population.

According to the author, the positive consequences of the successful implementation of the proposed approach in the implementation of social policy are as follows:

- macroeconomic ones (stable rates of economic growth, expansion of effective demand, falling unemployment, growth in employment, GDP, tax revenues to the budget, the level and quality of life of the population);

New Technologies (Majkop) / Новые технологии _2022; 18(3)

- microeconomic ones (growth of income of the population, decrease in the number of people in need of social support, decrease in the degree of differentiation of incomes of citizens).

Keywords: social policy, social support, transfer, social protection, state financial support, subsidy, grant, social contract, gross domestic product, national income, personal income, living wage of the able-bodied population

For citation: Ushkho A.U. Social policy: a new paradigm / New technologies. 2022; 18(3): 162-167. https://doi.Org/10.47370/2072-0920-2022-18-3-162-167

В современных условиях финансово-экономических катаклизмов весьма актуальной проблемой для российской экономической системы является недостаточный платежеспособный спрос и недостаточно высокие темпы экономического роста совокупного предложения товаров и услуг.

В классическом понимании социальной политики трансферты - государственные пособия и субсидии (например, пенсии, пособия по безработице, стипендии, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.).

На наш взгляд, наиболее перспективно-целесообразной формой социальной поддержки населения является формирование не пассивного получателя государственных трансфертов, а активного участника процесса наращивания совокупного предложения в экономике, генератора роста процесса производства и роста занятости.

Конечная цель государственной поддержки нуждающегося населения в рамках предлагаемой новой парадигмы социальной политики - укрепить финансовое положение человека и обеспечить дополнительный и стабильный источник дохода через помощь в поиске работы, в открытии собственного дела или в финансировании обучения.

В качестве основной возможности достижения указанной выше цели можно рассматривать получение финансирования на безвозмездной и безвозвратной основе, прежде всего, для открытия собственного бизнеса, посредством:

- субсидий безработным;

- грантов для малого бизнеса;

- социального контракта.

Поскольку анализируемые виды финансирования осуществляются безвозвратно и безвозмездно, то по сути эти выплаты тоже являются трансфертами.

В рамках предложенной новой модели социальной политики в качестве основных принципов ее реализации можем выделить следующие:

- универсальный принцип (всем членам определенной социально уязвимой категории социальная поддержка предоставляется без проверки нуждаемости), например, при выдаче субсидий безработным и грантов для малого бизнеса;

- принцип адресности (социальная поддержка предоставляется с дифференциацией в зависимости от степени нуждаемости), например при заключении социального контракта.

Субсидии безработным на открытие бизнеса

Если безработный предпочитает начать собственное дело, то он может получить государственную финансовую поддержку в виде стартового капитала -единовременная субсидия от Центра занятости в сумме 58 тыс. рублей.

Обязательные условия получения такой поддержки: нахождение на учете в Центре занятости не менее 10 дней, наличие бизнес-плана и соотношение государственных и собственных средств - 1:2 или 1:3.

Потенциальный бизнесмен может получить аналогичную дотацию на каждого дополнительного работника, которого он наймет.

Однако все предоставленные средства придется вернуть, если деятельность будет прекращена в течение года.

Гранты для малого бизнеса на конкурсной основе

В зависимости от региона осуществления проекта поддержка в виде гранта может колебаться от 200 до 500 тыс. рублей.

Как правило, программы государственной финансовой поддержки ориентированы на категорию социально уязвимого населения, например, инвалидов, выпускников вузов, одиноких мам, военных.

Предприниматель, участвующий в конкурсе и желающий выиграть грант, должен представить документы, подтверждающие возможность инвестирования как минимум 15% собственных средств согласно имеющемуся бизнес-плану.

Цели расходования предоставленных средств различны, например, субсидирование аренды помещений, закупка материалов и сырья, модернизация или приобретение нового оборудования, программного обеспечения, оформление документации (лицензий) для действующих или начинающих предпринимателей.

Необходимая информация представлена на порталах господдержки малого предпринимательства (региональный сайт Минэкономразвития [1] и на платформе «Мойбизнес.рф» [2] - раздел Центры инфраструктуры МСП в определенном регионе).

Социальный контракт для самозанятых и ИП

Заключение социального контракта возможно, если доход индивида или среднедушевой доход семьи (все проживающие на одной территории и ведущие совместное хозяйство) за три месяца не превышает размер регионального прожиточного минимума по месту прописки.

Пособие по безработице, выплаты на детей, стипендии, пенсии, доходы от аренды имущества или ведения бизнеса, алименты, унаследованные деньги включаются в расчет суммарного дохода индивида или семьи.

Согласно введенному правительством РФ в марте 2022 года временному правилу, которое будет действовать до конца года, при финансировании самозанятых по соцконтракту их доход не будет учитываться, если члены семьи стали безработными после 01.03.2022 г.

Обязательное условие - постановка на учет в качестве безработного в Центре занятости [3].

При заключении социального контракта между местным органом соцзащиты и гражданами на срок от 3 до 12 месяцев согласно действующему Закону от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» малоимущие семьи и граждане в 2022 году могут получить до 350 тыс. рублей в качестве государственной поддержки [4].

Малоимущие граждане получают возможность найти работу, пройти обучение, вести личное подсобное хозяйство или открыть собственное дело.

Таким образом, в рамках соцкон-тракта предлагается четыре программы господдержки.

1. Поиск работы: при максимальном поиске работы не более 9 месяцев (конкретный срок зависит от региона) государство выделяет деньги на трудоустройство безработного.

Индивид получает двойное пособие от Центра занятости и по соцконтракту, если он в это же время состоит на учете как безработный.

2. Переобучение или получение нового профессионального образования: индивид может получить до 30 тыс. рублей на оплату обучения продолжительностью до трех месяцев.

В этот период обучающийся будет получать стипендию - 0,5 прожиточного минимума трудоспособного населения (далее ПМТН).

В течение месяца после заключения контракта и трех месяцев с даты трудоустройства гражданин ежемесячно получает выплату от соцзащиты в размере ПМТН.

№\л/ ТесЬпо1од '1ев (Ма]кор) / Новые технологии _2022; 18(3)

3. Открытие собственного бизнеса в статусе ИП или самозанятого: индивид может получить до 350 тыс. рублей (он может быть уже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель или самозанятый или встать на учет после заключения социального контракта).

Выделенные средства можно потратить:

- на регистрацию (постановку на учет) в качестве ИП или самозанятого (госпошлина, электронная цифровая подпись, расходы на покупку смартфона для установки приложения «Мой налог», изготовление копий документов) - не более 5% суммы;

- на покупку основных средств (оборудования) и оснащение рабочих мест для своего бизнеса;

- на материально-производственные запасы (топливо, запчасти, полуфабрикаты, инструменты);

- на аренду или приобретение помещения - не более 15% суммы.

Контракт заключается на срок до 12 месяцев.

4. Ведение личного подсобного хозяйства: индивид может получить до 200 тыс. рублей на сельскохозяйственные цели с целью получения дохода от продажи сельскохозяйственной продукции и до 30 тыс. рублей на обучение необходимым навыкам.

Субсидируются следующие мероприятия:

- постановка на учет в качестве самозанятого;

- покупка животных, птиц, пчел, кормов;

- покупка семян, удобрений, сельскохозяйственного инвентаря, тепличного материала;

- оплата услуг ветеринара;

- ремонт, аренда помещений для содержания животных.

Получатели должны отчитываться о целевом использовании средств (по назначению).

На наш взгляд, положительные эффекты успешной реализации социального контракта следующие:

- повышение доходов гражданина и его семьи;

- регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого (если регистрация отсутствовала до заключения соцконтракта);

- выполнение обязательств по соц-контракту посредством использования полученной субсидии на запланированные мероприятия.

Современная система государственной поддержки предпринимательства в РФ совершенствуется и становится всеобъемлющей, поскольку позволяет различным слоям населения открывать собственное дело, развиваться, увеличивать валовой внутренний продукт (далее ВВП) России, пополнять ряды налогоплательщиков, улучшать макроэкономические показатели страны.

Конечный результат эффективной финансовой поддержки социально уязвимого населения - рост национального дохода РФ, личного дохода граждан и, следовательно, рост уровня и качества жизни населения, снижение степени дифференциации доходов россиян и, соответственно, социальной напряженности.

По нашему мнению, позитивные последствия эффективного осуществления предложенного подхода в построении новой парадигмы социальной политики следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение уровня безработицы в стране;

- рост объемов производства и занятости;

- рост налогоплательщиков, налогооблагаемой базы и налоговых поступлений в бюджет;

- стабильный платежеспособный спрос и нормальные темпы экономического роста;

- снижение количества нуждающихся в социальной поддержке граждан;

- рост индивидуальных доходов, уровня и качества жизни, уменьшение дифференциации доходов населения страны.

Таким образом, в отличие от классической трактовки понятия «трансфертов», получатели исследуемых нами видов государственной финансовой поддержки в

ответ на эти выплаты вносят свой вклад в создание ВВП страны и способствуют положительной динамике микро- и макроэкономических показателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: https://www.adygheya.ru/ministers/dapartments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/.

2. Национальный онлайн-портал для предпринимателей Мой бизнес.рф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vioii6H3HccO 1 .рф/o-czcntrc/.

3. О внесении изменения в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 г. № 410. Режим доступа: https://www.consultant.ru/.

4. О внесении изменений в приложение №8 (6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.06.2022 г. № 1160. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_420691Z

REFERENCES:

1. Ministry of Economic Development and Trade of the Republic of Adygea [Electronic resource]: official website. Access mode: https://www.adygheya.ru/ministers/dapartments/ministerst-vo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli /.

2. National online portal for entrepreneurs Moybusiness.rf. [Electronic resource]. Access mode: https://MOHOH3HCc() 1 .рф/o-czcntrc /.

3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 410 dated 19/03/2022 "On the Amendments to the List of types of income taken into Account when Calculating the average per capita income of a family and the income of a single citizen to provide them with state social assistance". [Electronic resource]. Access mode: https://www.consultant.ru/.

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1160 dated 29/06/2022 "On the Amendments to Appendix No. 8 (6) to the State Program of the Russian Federation "Social Support of Citizens" [Electronic resource]. Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_420691Z

Информация об авторе /Information about the author

Асиет Учужуковна Ушхо, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела экономики ГБУ «АРИ-ГИ им. Т.М. Керашева» uaul97@mail.ru. тел.: 8(918)4257998

Asiet U. Ushkho, Candidate of Economics, a senior researcher of the Department of Economics of the SBI "ARIHR named after T.M. Kerashev" uaul97@mail.ru. tel.: 8(918)4257998

New Technologies (Majkop) / Новые технологии * _2022; 18(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.