Научная статья на тему 'Социальная политика как явление общественной жизни'

Социальная политика как явление общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1241
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ / ПРИРОДА ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / POLICY / SOCIAL POLICY / POLICY PARADIGMS / POLICY NATURE / SOCIAL INEQUALITY / SOCIAL STRATIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кончугов Анатолий Владимирович

В современных условиях значение социальной политики в жизни общества, в преобразовании действительности постоянно возрастает. Само понятие «социальная политика» до сих пор считается проблематичным, а отражаемое им явление недостаточно изученным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of social policy is constantly increasing in society life and in reality transformation. The concept of social policy is still considered to be problematical, and the phenomenon reflecting by it is insufficiently studied.

Текст научной работы на тему «Социальная политика как явление общественной жизни»

Анатолий КОНЧУГОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В современных условиях значение социальной политики в жизни общества, в преобразовании действительности постоянно возрастает. Само понятие «социальная политика» до сих пор считается проблематичным, а отражаемое им явление - недостаточно изученным.

Significance of social policy is mnstantly increasing in society life and in reality transformation. The concept of social policy is still considered to be problematical, and the phenomenon reflecting by it is insufficiently studied.

Ключевые слова:

политика, социальная политика, парадигмы политики, природа политики, социальное неравенство, социальная стратификация; policy, social policy, policy paradigms, policy nature, social inequality, social stratification.

В познании социальной политики следует исходить из того, что она — явление частное по отношению к политике в целом, а смыслонаполняющим для понятия «социальная политика» является термин «политика». Термин «социальная» лишь конкретизирует ее направленность на специфическую сферу общества. При этом следует отметить, что оба термина считаются изученными не в полной мере, чем и обусловливается вариативность понимания сущности социальной политики как явления, проблематичность наполнения определения понятия общепризнанным содержанием. Несмотря на наличие значительного количества теоретических конструкций объяснения политики, понимание ее природы остается проблемным.

Широкую группу концептуальных представлений о происхождении и природе политики объединила социоцентристская парадигма. Согласно социальной (социоцентристской) трактовке политики, она рассматривается как та или иная форма организации жизни человека, определенная сторона жизни общества, как результат исторической эволюции неоднородности общества, усложнения его организации. При этом, как правило, утверждается, что первобытное общество было социально однородным, в нем не было политических институтов, политики, хотя и была власть, осуществляемая старшими представителями рода. Усложнение общества в процессе его развития, появление в нем противоречащих друг другу интересов различных социальных образований обусловили возникновение государства, деление людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных. Одновременно с формированием государства возникает политика как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе, по решению социально-экономических задач его развития.

Представляется, что более рационально обосновывать природу политики исходя из взаимообусловленности психобиологических и социальных начал. Такой подход к пониманию природы политики может стать началом формирования интегративной теоретической конструкции — биосоциальной парадигмы. Для ее теоретического оформления в качестве опорных тезисов можно использовать ряд научных выводов, сформулированных учеными в процессе изучения человека и общества.

При этом роль социального в развитии человека и общества очевидна и очень глубока. Именно диалектическое взаимодействие биологического и социального в процессе развития человека обеспечило формирование его уникального облика,

КОНЧУГОВ

Анатолий Владимирович — к.полит.н., доцент, заведующий кафедрой политологии Военного университета МО РФ

[email protected]

свойственного единственному из живых существ виду.

Продолжающееся развитие присущих обществу определенных свойств живой природы подтверждается результатами современных исследований в физиологии, генетике, биологии, экологии. Результаты опытов и экспериментов в рамках этих наук отчетливо показывают, что общественной жизни присущи такие свойства животного мира, как стремление к завоеванию места вожака в стае (лидера в общественном образовании), возможность делить и распределять добычу (материальные ценности общества), возможность управлять (властвовать), право обладать лучшим, занимать преобладающее положение (иметь доступ ко всему передовому и более качественному, иметь высокий статус) и т.д. Проявление этих свойств в реальной действительности характерно для политической, экономической, культурной и социальной сфер общества. Аристотель писал: «Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа»1.

Развитие политико-властных отношений привело к трансформации власти силы в инструмент регулирования политического общения людей, главным содержанием которого стало политическое управление общественным развитием. Началом конституирования такого управления как одного из основных условий общественной жизни стал факт осознания человеком того, что управляемые жизненные процессы более эффективны для достижения общественных целей. Это обусловило зарождение целенаправленных политико-управленческих действий человека.

Исторически развитие политико-управленческих действий сопровождалось дезавуированием открытости политики, встраиванием в процесс ее реализации административной составляющей и принципа безусловного подчинения, что привело к институциональному оформлению высшего органа управления общественным развитием — государства, сила власти которого стала реализовываться в форме государственного управления. В России это было связано с историческими событиями середины второго тысячелетия. Этот

факт отмечает историк В.И. Сергеевич: «Вече как явление обычного права существует с незапамятных времен... Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, которой надо подчиняться безусловно. Почва для развития вечевой деятельности была уничтожена сразу»2.

Политическое управление трансформировалось в господство государственной силы власти. Основным содержанием политики стала борьба за завоевание и осуществление абсолютной (государственной) власти. Значение власти стало определяться формулой: «Нет политики без власти, и нет власти без политики». Постепенно государство стало управлять всеми процессами в обществе, причем делая это жестко, порой жестоко.

Таким образом, природа политики заключается в объективной потребности (стремлении) людей к упорядочению своего сосуществования. Если исходить из того, что социальная политика — явление политическое, но частное по отношению к политическому целому, то социальная политика, как и другие виды политики, имеет в целом общее с политикой природообразующее начало. Все виды политики по своему смыслу, независимо от их функциональной направленности, объективно остаются политикой (стремлением людей к упорядочению жизни). Их отличительной чертой является направленность регулирующего воздействия на конкретную сферу общества.

В нашем случае речь идет о социальной направленности политического воздействия (понимание которой на категориальном уровне оформилось в понятие «социальная политика»). Следовательно, надо выявить то объективное обстоятельство, которое после его осознания людьми стало предпосылкой возникновения такой направленности политики. Его определение позволит вести речь о преобразующем влиянии социальной политики и конкретизации объекта воздействия. Однако обнаружить это обстоятельство возможно, только предварительно уточнив природообразующее начало социальной сферы, той сферы, которая в целом лишь в самом общем смысле является объектом социальной политики.

1 См.: Аристотель. Политика // Сочинения. 2 Цит. по: Конюхов К. Самоуправление Древней

В 4 т. - М. : Мысль, 1983, т. 4, с. 394. Руси // Диалог, 1998, № 6, с. 51.

По результатам анализа различных подходов к дифференциации сфер общества социальная сфера выделяется в ряду основных. Одни авторы понимают социальную сферу как совокупность больших социальных (общественных) групп, из которых состоит данное конкретное общество, фактически отождествляя понятие «социальная сфера общества» с понятием «социальная структура общества»1. Представителями другого подхода являются в основном экономисты. Активно используя в научном анализе понятие «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере, отраслям услуг. В экономическом и юридическом словарях, в энциклопедическом словаре экономики и права понятие «социальная сфера» трактуется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Вполне убедительным представляется подход, выработанный в отечественной социологической науке, рассматривающей социальную сферу как устойчивую область деятельности людей по воспроизводству своей жизни.

Социальная сфера связывается с совокупностью социальных условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность общественных групп и индивидов, их воспроизводство, развитие, совершенствование. При таком ее понимании она представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, пространство реализации социальной функции общества. Именно в отношении к ней обретает смысл социальная политика.

Вместе с тем в содержании определений понятия «социальная сфера»не отражается важный сущностной признак, характеризующий ее природообразую-щеее начало, акцентирующий ее специфичность и интегрирующий взаимосвязь с социальной политикой как технологией ее преобразования. Этот признак имманентно присущ явлению стратификации, истинный смысл его отражает неравенство присваивающих возможностей людей. В этом же заключается и суть социального неравенства, которое воспроизводится в

1 См. подробнее: Осадчая Г.И. Социология социальной сферы : учебное пособие. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 1999, с. 59—63.

достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. «Универсальность присваивающей деятельности индивида является главнейшим условием его адекватности логике деятельности общественно-родовой, воплощенной в предметно развернутом богатстве человеческого существа»2.

В жизни присваивающие возможности человека материализуются через реализацию его индивидуальных свойств и качеств, а также способностей человека, позволяющих использовать условия жизни общества в целом для реализации своих потребностей и интересов. «Содержание и границы политического мира предопределяют феномены власти, экономического мира — феномены богатства и собственности, духовно-идеологического — феномены идей, концепций, информации; социальный мир — это мир статусной стратификации»3.

Таким образом, по мнению автора, социальная сфера общества — это атрибут общественного бытия, отражающего объективность возникновения, существования и функционирования неравных условий воспроизводства человека и жизнедеятельности людей, определяющих количественно-качественные параметры их публично-статусного расслоения (социальное неравенство).

Унаследованное от природы статусное расслоение людей в процессе усложнения жизни, отношений между группами, коллективами потребовало его регулирования. В жизни общества, когда управление связано с большими массами разнообразных людей, его осуществление просто нереально без использования силы власти. Поэтому если политика — это искусство жить вместе, то социальная политика — это искусство организовать совместную жизнь совершенно разных людей, объективно дифференцированных по своему положению в обществе. Основу регулирования социальных отношений составляет политическое управление социальностатусной стратификацией общества. Технологией такого регулирования в современном понимании и является социальная политика.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 122.

3 См.: Социальная политика: парадигмы и приоритеты : монография / под общ. ред. В.И. Жукова. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2000, с. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.