СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
L.V. Konstantinova Interpretation of Social Policy in the Context of Social Inequality
The problematics of social inequality is introduced into the context of identifying the essence of social policy. In the frameworks of generalizing approach basic objectives and mechanisms of social policy are identified.
Key words and word-combinations: social policy, social inequality, social relations regulation.
В контекст выявления сущности социальной политики вводится проблематика социального неравенства. В рамках генерализирующего подхода определяются основные макроцели и механизмы социальной политики.
Ключевые слова и словосочетания: социальная политика, социальное неравенство, регулирование социальных отношений.
УДК 65.01:316.32 ББК 60.80+60.52
Л.В. Константинова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
П
роцессы модернизации, активизирующиеся в современном российском обществе, не могут обойти стороной социальную сферу, основным регулятором которой выступает социальная политика. Это утверждение связано с тем, что социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности. Высокая общественная значимость социальной политики сделала эту сферу в постсоветской России основной площадкой отработки социально приемлемых идеологем и стратегий, а на их основе и крупномасштабных социальных реформ.
Сложившиеся за последнее время подходы к пониманию сущности социальной политики концентрировались в основном в рамках неолиберальной парадигмы, интерпретирующей социальную политику как систему мер по социальной защите социально уязвимых групп населения. Однако мировой экономический кризис обозначил узость такого
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
87
подхода и необходимость выработки принципиально новых подходов к осуществлению социальной политики, модернизации ее действующих моделей. Данная ситуация вновь актуализировала проблему сущности социальной политики и возобновила дискуссии о ее общественном предназначении, что, в свою очередь, потребовало активизации усилий в области теоретической концептуализации социальной политики на системном уровне.
Представляется, что серьезный эвристический потенциал для концептуализации социальной политики содержится в рамках социологической теории социального неравенства. Именно она может быть предложена в качестве обновленного контекста для более широкой интерпретации социальной политики в современных условиях.
Заметим, что классическая теория социального неравенства, выраженного в форме социальной стратификации, формируется в истории науки и получает собственно социологическую окраску с того момента, когда естественное право стало допускать природное равенство всех людей: «Если люди от природы равны, и социальные формы неравенства не могут быть природными или данными Богом, то социальные формы неравенства подлежат изменению, а вероятно, можно устранить даже все виды неравенства» [1, с. 488-489].
Революционный сдвиг в научном осмыслении источников неравного положения людей в обществе, начавшийся со времен Ж.-Ж. Руссо и сохраняющий свою актуальность по сей день, поставил и потребовал решения как минимум двух проблем: 1) откуда происходит неравенство в социальной сфере, в чем причины социально иерархизированного строения общества? и 2) возможно ли регулирование социального неравенства в сторону его уменьшения либо полного устранения, возможно ли политическое и общественное регулирование процессов социальной стратификации и мобильности? В принципе это и есть ключевые вопросы социальной политики, так как, по сути, вопрос о социальной политике в его классическом исполнении есть вопрос о степени социального неравенства.
В этом смысле первая проблема - выявление причин социального неравенства - является инструментальной по отношению ко второй - проблеме регулирования неравенства. Это связано с тем, что конкретные способы, формы и технологии регулирования социального неравенства всегда детерминированы представлениями об его причинах и направлены именно на их коррекцию либо полное устранение. Поэтому вопрос о социальной политике в данной интерпретации есть вопрос о причинах социального неравенства и возможных способах их нейтрализации до заданного уровня. Это классический вопрос традиционной социологии в его прикладном преломлении, решение которого является историчным и парадигмальным.
Социальное неравенство проявляется не только как социальное многообразие, неоднородность и функциональная специализация различных элементов общества, но в первую очередь как их неодинаковый, неравный доступ к общественным ресурсам, необходимым для удовлетворения наиболее существенных потребностей. В качестве же основных первичных факторов, обусловливающих возникновение социального неравенства, его объективный и неустранимый ха-
88 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
рактер, выступают естественная социальная дифференциация и ограниченность общественных благ и ресурсов (природных, материальных, финансовых, политических, организационных, статусных, интеллектуальных, культурных и пр.), причем данные факторы порождают социальное неравенство только взаимо-обусловливая друг друга.
В силу неравного доступа к общественным благам и ресурсам индивиды, социальные группы, организации, институты и иные элементы общественной системы выстраиваются в обществе в виде определенной иерархии, постоянно воспроизводящейся и модифицирующейся в континууме «социальный порядок - социальный дисбаланс». Конкретные границы, формы проявления и причины социального неравенства имеют исторически изменчивый характер. В то же время следует согласиться с утверждениями о диалектическом характере социального неравенства, его внутренне противоречивой сущности, возможности его разнофункциональной направленности в обществе [2, с. 23].
Позитивный потенциал социального неравенства связан с его возможностью упорядочения социальной структуры и общественных отношений, а также со стимулирующим началом, подвигающим членов общества осуществлять усилия по приумножению ресурсной базы общества, по обеспечению себя необходимой совокупностью благ и условий жизни, по повышению индивидуального социального статуса, что в конечном итоге влияет на развитие общества в целом.
Деструктивный потенциал неравенства усиливается по мере увеличения его степени и вызывается постоянно поддерживаемым в сознании людей чувством несправедливости (осознанием факта несправедливого распределения общественных ресурсов). Следствием этого становится рост социального недовольства, социальной напряженности и различных форм протестного поведения в обществе. А.П. Бурдье утверждал: «В самом деле, ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг от друга люди, которые оказались рядом в физическом пространстве» [3, с. 47]. Иными словами, высокая степень социального неравенства может приводить к антагонизации социальной структуры, к открытым социальным столкновениям, к нежизнеспособности и деструкции социальной системы в целом. В то же время разрывы в социальной структуре могут детерминировать не только извержения деструктивной социальной энергии общественных «низов», но и процессы их десоциализации, социального (а возможно, и физического) вымирания, то есть социальной деградации, люмпенизации, маргинализации, криминализации, социальной дезадаптации [4].
Нарастающая динамика этих процессов, увеличение масштабов «социального дна» относительно социализированных элементов социальной структуры является не менее опасной тенденцией для общества, чем высокий протестный потенциал «низов». Отмирание нижней части стратифицированной структуры общества может приводить к постепенному разрушению самой социальной структуры и к нежизнеспособности общества как целостности.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 89
Таким образом, вопрос стабильного существования и развития общества, вопрос его жизнеспособности есть вопрос о степени социального неравенства.
С экономической точки зрения неравенство препятствует экономическому развитию. Как свидетельствует мировой опыт, страны с высоким уровнем социального неравенства развиваются, как правило, медленнее. Более того, в случае экономического роста растущее социальное неравенство может подорвать влияние этого роста на снижение бедности, что приведет к противоположным эффектам [5].
Проблема жизнеспособности общества есть проблема регулирования неравенства, обеспечиваемая посредством регулирования распределения ресурсов общества, что и составляет сущностное ядро социальной политики. Целью регулирования социального неравенства и, следовательно, макроцелью социальной политики становится обеспечение оптимума в соотношении двух внутренне противоположных сторон неравенства, при котором, с одной стороны, обеспечивалась бы активизация потенциала саморазвития, содержащегося в социальном неравенстве, а с другой - происходила бы нейтрализация его деструктивного потенциала. Реализация этой цели в реальности предельно сложна.
Удержание социального равновесия в обществе возможно при мобилизации основных механизмов, обеспечивающих его функционирование, - экономических, политических, правовых, организационных, культурных и собственно социальных. Следовательно, социальная политика есть та форма социальной деятельности, которая осуществляется в некоем континууме, где крайними полюсами являются состояния предельного социального неравенства и абсолютного социального равенства. Стратегии стабильного, оптимально развивающегося общества как единой социальной системы находятся между крайними точками данного континуума. Их реализация зависит от способностей конкретного общества обеспечить оптимальное регулирование, эффективное управление процессами социального иерархизирования и структурирования.
Исследования, проведенные на основе данной методологии по проблемам взаимосвязей структурно-функциональных характеристик социально-экономического неравенства с основными показателями социально-экономического и демографического развития современного российского общества, показали, что нормальное неравенство всегда обнаруживает себя как позитивный фактор, а избыточное неравенство - как негативный, а динамика развития общества хорошо объясняется динамикой соотношений между этими факторами. В связи с этим регулирование и оптимизация неравенства являются ключевыми факторами развития общества в целом [6]. Регулирование и управление процессами оптимизации неравенства во всем комплексе своих проявлений и есть системная функция и сущностная основа социальной политики.
Эффективность регулирования социального неравенства, то есть возможность социальной политики становится реальной в условиях наличия необходимых предпосылок, связанных прежде всего с общей массой, совокупным объемом ресурсов в конкретном обществе.
90 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
В рамках прогрессивистской методологии исторический контекст позволяет рассматривать и интерпретировать процесс развития человеческой цивилизации в целом как процесс увеличения ресурсной базы и, следовательно, увеличения возможностей доступа к ней как можно большего числа участников общественной жизни в как можно больших масштабах. Именно поэтому возникновение и самоопределение социальной политики стало возможным в эпоху бурного роста национального богатства капиталистических обществ, ставшего следствием промышленной, индустриальной, информационной революций. В результате появилась возможность регулирования и распределения общественных ресурсов, обеспечения ими подавляющей части населения на более или менее равномерном уровне, что привело к формированию среднего класса как базового слоя социальной структуры общества.
В этом контексте можно трактовать и ряд широкомасштабных общественных процессов, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности общества, происходивших на протяжении Х1Х-ХХ вв. и изменивших базовые принципы существования общественных систем.
В политической сфере это реальная демократизация политических систем, переход на республиканские, парламентские, президентские формы правления, введение всеобщего избирательного права, децентрализация государственной власти, что привело к расширению возможностей доступа к политическим ресурсам всех членов общества. В правовой сфере - формирование правового государства и гражданского права, реализация принципов равноправия, охват ими различных сфер жизнедеятельности общества, уменьшение факторов дискриминации, что обеспечило создание равных возможностей, равных стартовых условий доступа к общественным ресурсам для всех членов общества. В экономической сфере - широкомасштабные процессы национализации, коллективизации собственности в различных формах, расширение вариативности форм частной собственности, реализация антимонопольного регулирования, что обеспечило более широкие возможности доступа к материальным и финансовым ресурсам широких слоев населения. В интеллектуальной сфере - прежде всего революция в образовании, создание условий для открытого доступа к нему различных социальных слоев, что привело к формированию условий для широкого доступа всех членов общества к интеллектуальным, информационным ресурсам. В культурной сфере - введение и реализация принципов культурной толерантности, мультикультурализма, национальной и религиозной терпимости, диалога культур, идеологии постмодернизма и формирование на этой основе условий для широкой доступности множественных культурных ресурсов поликультурных обществ и возможностей для развития культурных потенциалов.
Данные процессы, явившиеся одновременно и условиями и следствиями целенаправленных действий в сфере регулирования, воспроизводства и распределения общественных ресурсов, существенным образом стабилизировали общественные системы и привели к необратимости тенденций выравнивания социальных структур. Вместе с тем разросшийся ресурсный потенциал общества создал ситуацию постоянной востребованности крупномасштабных и поли-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 91
вариативных действий, направленных на оптимальное управление этими ресурсами и их равномерное рассредоточение между сегментами и участниками общественной жизни. Это и определило постоянную востребованность обществом социальной политики как области регулирования социальных процессов и социальных отношений.
Таким образом, по своей сути социальное неравенство представляет собой универсальные социальные отношения, которые можно определить как отношения, складывающиеся между индивидами и социальными группами, занимающими различные статусные позиции в системе социальной иерархии и имеющими различный доступ к общественным благам и национальному богатству.
Определенный тип взаимодействий общественных субъектов институциали-зированного и неинституциализированного характера, сформировавшийся на протяжении Х1Х-ХХ столетий, обозначил основные траектории регулирования социальных отношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип взаимодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на социальные отношения, и составил сущность социальной политики как важного направления государственной и общественной деятельности.
Одновременно и средством и результатом регулирования социальных отношений в рамках социальной политики становится перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность, способная привести к трансформации социальной структуры общества. Анализ данных процессов позволяет выделить два особых вида социальной мобильности, отражающих возможную направленность регулирующего воздействия в рамах социальной политики - центростремительную и центробежную социальную мобильность.
Центростремительная социальная мобильность представляет собой такой вид вертикальной социальной мобильности, который предполагает доминирование одновременных перемещений верхних и нижних социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, снижение степени диспропорций социальных позиций, уменьшение степени социального неравенства, формирование массового среднего слоя с примерно одинаковым уровнем социальных возможностей. Центробежная же социальная мобильность является противоположным процессом, предполагающим доминирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга стороны. В результате одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать минимизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры.
Регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростремительной социальной мобиль-
92 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ности в зависимости от поставленных целей и используемого арсенала средств. Социальная политика по своей природе в большей степени связана с мобилизацией потенциала центростремительной социальной мобильности, ибо именно этот ресурс способен вывести социальную систему на оптимальный уровень социального неравенства и, следовательно, на ее стабильное и равновесное существование.
Таким образом, можно дать развернутое определение социальной политики:
Социальная политика представляет собой особую, функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мобильности, в результате чего достигается оптимальный уровень социального неравенства и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого капитала.
В рамках такого генерализирующего подхода могут быть выделены основные механизмы социальной политики, представляющие собой систему мер, затрагивающих все ключевые сферы общества. Во-первых, это экономические механизмы, представляющие собой систему регулирования и перераспределения доходов и финансовых ресурсов, действующую посредством налогово-бюджетного регулирования, - систему гарантий от элементарных жизненных рисков (социальное страхование, социальная помощь). Сюда же относятся обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг, финансируемых из бюджетных и внебюджетных источников, механизмы антимонопольного регулирования и распределения собственности. Во-вторых, не меньшее значение имеют политические механизмы, выступающие в виде обеспечения режима реальной демократии, всеобщего избирательного права, рассредоточения центров политической власти по уровням и сферам. В-третьих, это правовые механизмы как законодательно закрепленные гражданские и социальные права и гарантии, реальная практика равноправия.
Важную роль играют организационные механизмы в качестве функционирования разветвленной системы отраслей социальной сферы, оказывающих социальные услуги населению в условиях реализации принципа их доступности, а также управленческие механизмы в виде функционирования многоуровневой, скоординированной системы управления социальной сферой и требующими общественного контроля сферами социальной жизни. И наконец, культурные механизмы, представляющие собой создание условий для реализации принципов поликультурного развития и взаимодействия, насыщенность официальной и оппозиционных идеологий социальными и гуманитарными ценностями.
Совокупное действие этих механизмов, при условии их системной скоординированности, позволяет говорить о социальной политике как о некоем системном качестве, охватывающем все перечисленные сферы и реализующемся через них. Социальная политика, имея четкую определенность в области соци-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 93
ального, является полифункциональной сферой и той необходимой, обусловленной объективными социальными закономерностями сферой регулирующего воздействия, которая в современных условиях определяет развитие общества как системной целостности.
Таким образом, интерпретация социальной политики в контексте социального неравенства позволяет в рамках традиционной теории по-новому высветить ее значимые параметры, расширить ее привычные трактовки и определить базовые смыслы, актуальные для сегодняшнего дня. Ориентация именно на такой широкий, генерализирующий и системный подход к пониманию социальной политики очень важна для современной России. К сожалению, зауженная интерпретация социальной политики на теоретическом уровне, постоянная смена государственных социальных стратегий приводят к бессистемной реализации социальной политики на практике, сводит ее до совокупности разрозненных мер и краткосрочных программ и проектов, претерпевающих постоянную корректировку. В результате реальные социальные процессы, в первую очередь процессы социального неравенства, социального структурирования общества в постсоветской России развиваются стихийно, социальные отношения подвергаются лишь спорадическому частичному регулирующему воздействию, что не дает должного социального и экономического эффекта.
Исторический же опыт свидетельствует о том, что ни в одной стране формирование сбалансированной социальной структуры, где массовой группой является средний класс, не осуществлялось стихийно. Стабилизация социальной структуры общества на основе регулирования социальных отношений, направленного на «выращивание» массового среднего класса, всегда являлась результатом осуществления целенаправленной системной долгосрочной политики, предполагающей совместное участие государства, рынка и общественного сектора. Это характерно даже для самых либеральных режимов. Поэтому сегодня для российского общества очень важно при проектировании целей развития не только формировать ожидаемые оптимальные модели хозяйственной (экономической) и политической системы, но и определять необходимые параметры социальной стратифицированной структуры общества, которую целесообразно выстраивать на основе регулирования социальных отношений в системе социальной политики.
Библиографический список
1. Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.
2. Борта С.П. К вопросу об эволюции представлений о социальной стабильности // Проблемы социальной политики. М., 2001.
3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
4. Kerbo H. Social stratification and inequality: class conflict in historical, comparative, and global perspective. N.Y., 2003.
5. Разумов A.A. Финансово-экономический кризис и новая парадигма государственной социальной политики в России // Уровень жизни населения в России. 2009. № 8 / 9. С. 73-74.
6. Шевяков A. Мифы и реалии социальной политики // Общество и экономика. 2009. № 7. С.99-116.
94 2011 • ВЕСТНИК ПАГС