Научная статья на тему 'Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности страны'

Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2640
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / РЕСУРСНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопастейская В.Д.

В статье анализируется один из основных факторов обеспечения экономической безопасности социальная политика, реализуемая в форме социальной защиты и социальной поддержки населения. Показано что социальные факторы это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися социальными и социально-экономическими условиями функционирования экономики страны. Раскрыта сущность и содержание социальной политики, ее направленность, инструменты государственного регулирования для достижения задач в рамках реализации социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

The article analyzes one of the main factors of economic security social policy, implemented in the form of social protection and social support. It is shown that social factors are factors whose presence is due to the prevailing social and socio-economic conditions of functioning of the economy. The essence and content of the social policy, its focus, the tools of state regulation to achieve the objectives within the framework of social policy

Текст научной работы на тему «Социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности страны»

21. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Согласование интересов субъектов права в нормотворческом процессе в техническом регулировании // Транспортное дело России. 2014. № 3.

22. Орлова Е.Е., Докукин А.В. Понятийный аппарат нормотворчества в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2013. № 5 (15).

23. Докукин А.В. Необходимость гармонизации интересов производителей и потребителей в техническом регулировании // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 3 (3).

24. Докукин А.В. Правовые вопросы разработки и распространения стандартов // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. № 4 (4).

25. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Информационное обеспечение взаимодействия государства и потребителей в процессе контроля качества и безопасности продукции // Транспортное дело России. 2013. № 1.

26. Докукин А.В., Ершова Т.Б., Коновалов В.А., Стреха А.А.

Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество. 2008. № 8.

27. Ломакин М.И., Докукин А.В. Интеграция российских инновационных предприятий в мировую экономику на основе развития информационного обеспечения стандартизации // Российское предпринимательство. 2012. № 2.

28. Докукин А.В. Обзор иностранных концепций использования стандартизации в интересах инновационного развития // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 4 (8).

29. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. Т. 2. № 2 (2).

30. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2009. № 2.

31. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2009. № 3.

УДК 338.2

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Лопастейская В.Д., старший преподаватель кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Ульяновский государственный

технический университет»

В статье анализируется один из основных факторов обеспечения экономической безопасности - социальная политика, реализуемая в форме социальной защиты и социальной поддержки населения. Показано что социальные факторы это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися социальными и социально-экономическими условиями функционирования экономики страны.

Раскрыта сущность и содержание социальной политики, ее направленность, инструменты государственного регулирования для достижения задач в рамках реализации социальной политики.

Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка, социальная защита, факторы обеспечения экономической безопасности, уровень жизни, ресурсная политика.

SOCIAL POLICY AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY

Lopasteiskaya V., senior lecturer, Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University»

The article analyzes one of the main factors of economic security - social policy, implemented in the form of social protection and social support. It is shown that social factors are factors whose presence is due to the prevailing social and socio-economic conditions of functioning of the economy.

The essence and content of the social policy, its focus, the tools of state regulation to achieve the objectives within the framework of social policy

Развитие в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики, предполагает не только создание эффективного рыночного механизма хозяйственной деятельности, но и достижение должного уровня общественного развития через обеспечение прав, гарантий и свобод всем индивидам и социальным группам, а также гарантий высокого уровня и качества жизни населения, благосостояния, обеспечения занятости и поддержки нетрудоспособного населения. Именно социальная поддержка населения выражается в итоге в обеспечении общественной, и, соответственно, экономической безопасности страны.

Следовательно, одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности страны является социальная политика, реализуемая преимущественно в форме социальной защиты и социальной поддержки населения. В научной литературе сложились два подхода к пониманию сущности и содержания социальной политики:

1. социальная политика - это все те мероприятия и меры, которые направлены как на поддержку и защиту населения, так и на развитие отраслей социальной сферы;

2. социальная политика это комплекс взаимоувязанных мероприятий и мер, реализуемых преимущественно государством и направленных на социальную защиту и социальную поддержку населения в целях обеспечения должного качества и уровня жизни, благосостояния, занятости и т. д. Указанный подход нами взят за основу.

Ряд экономистов предлагают социальную политику трактовать в трех смыслах - широком, узком и специальном.[1]

В широком смысле социальная политика - комплекс государ-

ственных мер, направленных на обеспечение развития благосостояния населения, повышения уровня и качества жизни.

В узком смысле социальная политика - это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для увеличения занятости населения, улучшение условий и охраны труда работников, сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности, повышение жизненного уровня работников посредством увеличения заработной платы, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, разработку эффективных нормативов функционирующего или развивающегося предприятия.

В специальном смысле социальная политика есть составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах, практической деятельности и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Нас интересует социальная политика в специальном смысле, то есть в смысле обеспечения социальной защиты и социальной поддержки населения.

Социальная защита, на наш взгляд, есть система правовых, социальных, экономических и иных гарантий и мер, обеспечивающая всем гражданам страны равенство в реализации их прав и свобод, доступность к материальным и нематериальным благам, социальную, экономическую, психологическую и иную поддержку. Таким образом, социальная защита является, с одной стороны, формой реализации социальной политики, а с другой стороны, служит базисом для социальной поддержки населения, обеспечивая при этом поддержание должного материального и социального уровня и качества жизни населения.

Социальная поддержка населения является одним из на-

82 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 |

правлении социальной защиты и реализуется преимущественно в материальной форме - путем предоставления различных субсидий, льгот, денежных компенсаций и выплат. В состав мер социальной поддержки входят и нематериальные меры, направленные на предоставление психологической, юридической, социальной, образовательной, трудовой, консалтинговой, информационной и иной помощи гражданам для улучшения их уровня и качества жизни.

Понятие «социальная поддержка» по смыслу и содержанию не является синонимом понятия «социальное обеспечение», хотя и сопряжено с последним. Под социальным обеспечением понимается предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети

С точки зрения обеспечения экономической безопасности через социальную политику большое значение имеет субъектный состав таких институтов. Обоснованным будет подход, согласно которому можно говорить о существовании пяти групп субъектов социальной политики в контексте обеспечения экономической безопасности: 1) органы государственного, регионального и муниципального управления; 2) представители предпринимательского и производственного секторов; 3) общественные, религиозные, иные некоммерческие организации; 4) субъекты социальных сетей и групп; 5) частные лица (отдельные граждане).

Для целей обеспечения экономической безопасности страны наибольшее значение имеет направленность социальной политики, выраженная преимущественно в поддержке неблагополучных и нуждающихся и незащищенных слов населения. Обеспечение экономической безопасности страны в данном аспекте должно достигаться за счет нивелирования существующих в стране социальных различий между различными категориями населения, устранения статусной разницы, достижения уровня благосостояния и качества жизни населения, достаточного для экономического роста и развития, устранения воздействия внешних и внутренних угроз на национальную экономическую систему. Эта стратегическая цель позволяет расширительно толковать состав объектов социальной поддержки, требуя включения в него, по нашему мнению, следующих категорий граждан: 1) малоимущие граждане; 2) социально незащищенные граждане; 3) лица с особыми (тяжелыми и специфическими) условиями труда; 4) пенсионеры и инвалиды; 5) ветераны войн и труда; 6) жертвы природных и техногенных катаклизмов и катастроф; 7) многодетные семьи; 8) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; 9) беженцы и вынужденные переселенцы.

Обобщая изложенное, согласимся с И. А. Гашо и М. Б. Белоусовой[2], которые полагают, что «социальная поддержка населения, реализуясь в рамках социальной защиты как системы норм, принципов и правил, обеспечивающих установление государством определенных социальных гарантий для населения, представляет

собой:

1. Комплексную адресную систему мер экономического и неэкономического характера, осуществляемых государством и негосударственными структурами временно или постоянно в зависимости от целевой аудитории, нацеленных на достижение высоких материальных и духовных стандартов жизни граждан и их социального статуса.

2. Совокупность общественных отношений перераспределения материальных благ общества от наиболее к наименее обеспеченным слоям населения через систему государственных финансов, внебюджетных фондов, благотворительных пожертвований в целях обеспечения высокого уровня доходов и социального статуса граждан».

Для содержательного раскрытия современной социальной политики недостаточно формулировок ее понятия и выделения ее форм, следует учитывать также и реально действующие и социально пассивные субъекты; их цели, стратегии и приоритеты; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп) и параметры их социального положения; место государства и гражданского общества в социальной политике; устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности -нестабильности и др.[3]

Таким образом, социальная политика - с одной стороны - есть системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на повышение уровня и качества жизни населения, а с другой стороны - есть комплекс мероприятий и мер, реализуемых в форме социальной защиты, социальной поддержки и социального обеспечения населения посредством участия государственных органов, бизнес - структур, некоммерческих организаций, частных лиц (инвесторов). Именно в реализации всех этих значений социальной политики заключается ее понимание и признание в качестве основного фактора обеспечения экономической безопасности страны.

Ряд авторов в своих исследованиях выделяют такие факторы обеспечения экономической безопасности как экономический рост; инновационная активность (предприятий); финансовая сфера; борьба с теневой экономикой и коррупцией; качество и уровень жизни населения; экспортная политика; инвестиционная активность; рост конкурентоспособности; устойчивое развитие; эффективное использование ресурсов; демографический потенциал; предпринимательский климат.[4] Однако автор не разделяет указанные факторы на внутренние и внешние, не выделяет отдельно такие факторы как социальная политика, глобализация, геополитические и внешнеторговые отношения и т. д.

Полагая, что нет веских оснований для выделения большого количества факторов обеспечения экономической безопасности (перечень таких факторов вытекает из самого определения экономической безопасности и системы ее видов), выделим в своей работе

ЯШВТА | №6 2015 | 83

восемь таких факторов: 1) международная политика (глобализация, внешнеэкономическая политика, геополитика); 2) государственно-правовое регулирование; 3) социальная политика (в форме социальной защиты, социальной поддержки и социального обеспечения); 4) конкурентная политика (как на внутригосударственном, так и на международном уровнях); 5) инновационная и инвестиционная политика; 6) макро и микроэкономическая политика; 7) финансовая и бюджетная политика; 8) ресурсная политика (энергетическая, продовольственная, и т. д.).

Основным с позиций реализации социальной политики фактором является государственно-правовое регулирование. На правовом уровне вопросы социальной политики закреплены в десятках нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты социальной защиты, социального обеспечения, предоставления социально значимых услуг. Продолжается совершенствование всего массива социально ориентированных нормативно-правовых актов, их унификация и координация с международным и региональным законодательством, а также кодификация и консолидация.

Отметим, что социальная политика как фактор обеспечения экономической безопасности с 2005 г. испытывает активные трансформационные тенденции, выражающиеся в следующих направлениях:

- достижение оптимального баланса государственного («регулирования сверху») и рыночного («регулирования снизу») регулирования;

- формирование системы национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, сельского хозяйства, науки, культуры и искусства и т. д.;

- рост роли и социальной ответственности общественного сектора, частного капитала, некоммерческих организаций;

- усиление роли государства в секторе социального обеспечения (в первую очередь, в вопросах выплаты пенсий, субсидий, дотаций);

- создание дополнительных институциональных подсистем - социальных сетей, центров общественных инициатив, некоммерческих организаций, бизнес - структур и т. д.;

- выработка и обоснование системной концепции социальной политики, основанной на достижении состояния сбалансированности общественных потребностей;

- разработка и принятие государственных и региональных социальных программ, устранение проявлений «регионального сепаратизма» в сфере распределения социальных льгот;

- сочетание расширения государственного функционала в области социального обеспечения и защиты, финансирования социальных проектов с процессами развития включенности общественных масс в процессы обсуждения и реализации мероприятий социальной политики. [5]

В условиях догоняющего развития государство должно брать на себя компенсацию рыночной неопределенности и особенно слабости рыночных институтов. В этой связи, в современных условиях в триаде «государство - социальная политика - бизнес» лидирующее и приоритетообразующее положение должны занимать именно институты государственной власти (исключая при этом избыточное вмешательство). Главной отличительной особенностью современного периода является поиск и развитие адекватных современным рыночным условиям технологий взаимодействия государственных («традиционно» занимающихся решением социальных проблем) и негосударственных структур (организаций сектора НКО, альтернативных инициатив, благотворительных проектов), обеспечивающих новое качество управления в социальной сфере - управления более гибкого, динамичного, реализуемого по принципу «сетевого» воздействия и ориентированного в первую очередь на ресурсосбережение.[6]

Можно согласиться с Г. А. Черемисиновым, который считает что в современных условиях возникает необходимость реализации не экономической, а именно социально-экономической политики. Он предлагает набор альтернативных целей такой долгосрочной политики, обусловленной нынешним состоянием дел, как в производственном, так и в социальном секторах экономики России[7]:

- рост реальной заработной платы важнее роста прибыли, что явно говорит в пользу приоритета социальной политики над экономической;

- рост потребления населения важнее роста производства и накопления, что опять подтверждает значимость проблем социальной защиты населения;

- выравнивание уровней экономического развития и уровня жизни регионов важнее высоких темпов роста отдельных регионов страны с целью преодоления явлений регионального сепаратизма, а также уравнивания средних уровней доходности населения;

- деконцентрация производства и расселение людей предпочтительнее сосредоточения их в мегаполисах-агломерациях и опустынивания основной территории государства, что позволяет ориентироваться на понимание и решение проблем сельской местности и северных территорий;

- восстановление ведущих отраслей экономики прошлых технологических укладов, особенно машиностроения, важнее прорыва в отдельных современных отраслях (это, как минимум, позволяет решить проблему занятости населения, так как развитие машиностроения, относимого к трудоемким отраслям, будет стимулировать создание новых рабочих мест);

- развитие отечественного сельского хозяйства как источника продовольствия, сырья для нашей промышленности, сферы создания рабочих мест и доходов внегородского населения, несомненно, лучше ориентации на импорт субсидируемой иностранной сельхозпродукции (в свете санкционного давления это положение приобретает особую актуальность и смысл);

- превращение сельской местности в зону комфортного проживания, устойчивой занятости и достойных доходов лучше превращения ее в зону маргинальной бедности и исхода обнищавших сельских жителей в города (благодаря политики импортозаме-щения аграрной продукции в течение нескольких лет, возможно, разрешить указанную проблему);

- возрождение малых городов и районных центров регионов посредством развития местной промышленности предпочтительнее их деиндустриализации (это приведет к более равномерному распределению населения в пределах страны, а, соответственно, и к большему уравниванию уровня доходов и распределения, социальных благ);

- поворот от центростремительных тенденций к центробежным импульсам важнее экономического развития (данный тезис подчеркивает важность деконцентрация населения, производства, социальной, политической, предпринимательской активности с целью достижения сбалансированного экономического роста и развития в различных регионах страны);

- наращивание производства сырья для его углубленной переработки внутри России важнее расширения сырьевого экспорта (указанная проблема является самой актуальной и важной для перехода России от сырьевой экономики к индустриальной, а затем и к постиндустриальной);

- технократический подход - средство решения социальных проблем, а не конечная цель промышленной политики (данное положение указывает на развитие техники и технологии, внедрение инноваций не только в промышленной сфере, но и в социальной).

Позиция автора еще раз подчеркивает значимость социальной политики для современного социально-экономического развития России, обеспечения безопасности ее экономической системы. Можно проследить три важнейших ориентира в социальном и экономическом развитии России - пространственная организация социальной и экономической жизни; решение внутренних социально-экономических проблем с целью обеспечения последующего развития экономики; переход от сырьевой экономики к производящей на основе технико-технологического совершенствования, как производства, так и социальной сферы.

Таким образом, социальная политика является основным фактором обеспечения экономической безопасности России, наряду с государственно-правовой, международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной, инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности, глобализации и санкционного давления.

Литература:

1. Платонова И. В. Приоритеты социальной политики в России на современном этапе / И. В. Платонова, Е. В. Горковенко. // Эконо-

84 ТЯЛЫБРОКТ БШШБББ Ш КШБЬЛ | №6 2015 |

мика. Инновации. Управление качеством, 2014. - № 1. - С. 31.

2. Гашо И. А. Сущность социальной политики населения и ее роль в рыночной экономике / И. А. Гашо, М. Б. Белоусова. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2014. - № 2. - С. 266.

3. Галкина Е. В. Социальная политика современного российского государства: концептуальные дискуссии и проблемы функционирования / Е. В. Галкина. // Общество: политика, экономика, право, 2015. - № 4. - С. 9.

4. Барт А. А. Условия и факторы обеспечения эконмической безопасности в современных условиях / А. А. Барт. //Современные тенденции и перспективы развития экономики России - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - С. 127.

5. Немашкалова К. Г. Социальная политика России в период рыночной трансформации: сущность, этапы, специфика / К. Г. Немашкалова. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2015. - № 1. - С. 69.

6. Васильева Е. Г. Основные принципы формирования модели

региональной социальной политики / Е. Г. Васильева. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, 2008. - №

2. - С. 111-112.

7. Крутиков В. К. Активизация процесса замещения импорта: продовольственная безопасность / В. К. Крутиков, Г. Ч. Р. Огай. // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление, 2014. - №

3. - С. 14

8. Концепция развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р).

9. Подкопаев О. А. Разработка мер по адаптации аграрного сектора экономики к условиям ВТО как фактор экономического роста АПК России / О. А. Подкопаев. // Успехи современного естествознания, 2013. - № 3. - С. 160-161.

10. Черняев М. А. Государственная социальная политика по повышению уровня и качества жизни сельского населения / М. А. Черняев. // Успехи современного естествознания, 2015. - № 1. - С. 1065.

УДК 338

КАРТЕЛИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Мошкова Р.А., соискатель кафедры менеджмента и маркетинга туризма ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», e-mail: moshkovgy.home@bk.ru

В статье рассматриваются отдельные угрозы экономической безопасности в сфере железнодорожных перевозок, связанные с низкой конкуренцией в отрасли, а также высокой вероятностью создания картелей. Показаны отдельные угрозы качеству услуг перевозки, вызванные ошибками в реформировании отрасли и низким уровнем адаптивности корпоративной структуры. Сформулированы основные направления повышения экономической безопасности перевозок в разрезе корпоративного строительства и перераспределения хозяйственных связей.

Ключевые слова: экономическая безопасность на транспорте, картель, корпоративная структура.

CARTELS IN TRANSPORT INDUSTRY AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY

Moshkova R., the applicant of the management and marketing of tourism chair, SAEI of Moscow «Moscow state Institute of tourism industry

behalf of Y A. Senkevich», e-mail: moshkovgy.home@bk.ru

The article considers some of the threats to economic security in the field of railway transport, associated with low competition in the industry, as well as the high likelihood of cartels. Shown as a separate threat to the quality of transportation services caused by errors in the reform of the sector and low level of adaptability of the corporate structure. Formulated the basic directions of increase of economic security of transport in the context of corporate development and redistribution of economic relations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: economic security on transport, cartel, corporate structure.

Актуальность проблемы рыночного регулирования в транспортной отрасли в настоящее время постоянно растет. Как правило, основным источником развития конкуренции является инфраструктура. Именно поэтому в отдельных сегментах транспортной сферы Российской Федерации конкуренция высока, а в других - недостаточна. Например, в отечественной сфере автомобильных перевозок конкуренция постоянно высокая, так как инфраструктура достаточно развита, имеются альтернативные пути доставки грузов, а также разнообразный по грузоподъемности подвижной состав. Это позволяет использовать автомобильный транспорт для доставки по схеме «от двери до двери».

В свою очередь, сфера авиационных перевозок также достаточно конкурентна. При наличии большого количества перевозчиков и альтернативных путей доставки, а также высокой скорости перемещения, авиационные перевозки в настоящее время имеют высокий потенциал для развития рыночной среды. Морской и речной транспорт также относятся к сферам бизнеса с высокой конкуренцией.

При этом, наименее конкурентными являются сферы транспорта, имеющие самые низкие показатели по разнообразию путевой инфраструктуры. Трубопроводный и железнодорожный транспорт в настоящее время являются наименее рыночными сферами по сравнению с другими видами транспорта. При этом нельзя не учитывать, что в отдельных сегментах перевозок наблюдается конкуренция между разными видами транспорта. Таким образом, проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере железнодорожного транспорта усугубляются низким уровнем конкуренции.

О состоянии транспортной инфраструктуры свидетельствуют

различные показатели. Одним из наиболее важных является доля электрифицированных участков в общей эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования (рисунок 1). Как следует из рисунка, основной прирост доли электрифицированных участков произошел в 2000-2005 гг. При этом за период 2005-2014 гг. доля выросла менее чем на 1%. Фактически, в период реформирования отрасли капитальные вложения в инфраструктуру перевозок оказались низкими.

В ситуации, когда прозрачное соперничество между участниками рынка затрудняется объективными факторами, у них возникает потребность использования нерыночных инструментов конкурентной борьбы. В частности, по мнению Харитоновой Г. Г., методы конкурентной борьбы целесообразно разделить на 2 базовых типа [2]:

■ рыночные, основанные на маркетинговых инструментах взаимодействия с рынком;

■ нерыночные, базирующиеся на административных методах взаимодействия с рынком.

Рыночный тип использует три основных маркетинговых инструмента взаимодействия с рынком:

■ маркетинговая стратегия (прогнозирование и формирование спроса, маркетинг-микс, анализ рыночной конъюнктуры, выделение приоритетного сегмента потребителей);

■ ценовая политика (маневрирование стоимостью, сезонные и продуктовые предложения, управление скидками);

■ неценовые методы (программы лояльности, персональные предложения, информационные рассылки, статусы в сетевых со-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 | 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.