УДК. 656
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Максимов О.Д., аспирант ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье исследована роль отечественного железнодорожного транспорта в решении ряда задач социально-экономической политики современной России. Отмечается, что разработка концепции развития железнодорожного транспорта как целостной технологической системы должна основываться на глубоком экономическом анализе и системной оценке социально-экономических последствий применения интенсивных технологий перевозок. Сделан вывод, что повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России осуществляется на основе целенаправленной научно-технической политики отрасли.
Ключевые слова: транспортные услуги, отрасль, модернизация, экономика, инновационное развитие, железнодорожный транспорт, продукция, инновационный климат.
THE ROLE OF THE INNOVATION COMPONENT IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF RAIL TRANSPORT
Maksimov O., the post-graduate student, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation»
The paper investigated the role of the national rail transport in solving a number ofproblems of social and economic policy of modern Russia. It is noted that the development of the concept of development of railway transport as an integrated technological system must be based on a thorough economic analysis and systematic assessment of the socio-economic effects of intensive technologies of transport. It is concluded that improving the efficiency of rail transport in Russia is based on a targeted scientific and technical policy sector.
Keywords: transportation, industry, modernization of the economy, innovation development, rail transport, production, innovation climate.
В современном мире транспортные услуги обеспечивают повышение эффективности общественного производства. Они создают условия для рационального распределения по территории страны производственных сил, учитывая самое целесообразное приближение к районам потребления продукции и источникам сырья предприятий разных отраслей экономики, что позволяет развиваться таким отраслям как сельское хозяйство, торговля и т.д.
Большую роль играет транспорт в разрешениях социальных проблем, в обеспечении культурных, деловых и туристских поездок населения, а также в развитии культурного обмена в самой стране и зарубежом [1].
В задачи транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, авиационного) вместе с иными отраслями инфраструктуры, входит обеспечение базовых условий жизни и деятельности всего общества. Представляя собой инструмент достижения экономических и социальных целей, транспорт является важнейшей отраслью, перемещающей всевозможные грузы и людей.
Инновационное развитие отечественного железнодорожного транспорта связано с целым рядом направлений и задач внутренней социально-экономической политики современной России. Во-первых, это развитие высокоскоростного движения на железных дорогах, которое существенно повысит мобильность населения, снизит роль психологического фактора при выборе региона для работы и проживания, сэкономит личное время граждан, что в свою очередь позитивно скажется на решении проблем освоения малозаселенных и удаленных регионов (при условии создания там благоприятной инфраструктуры), притока высококвалифицированных кадров в разные отрасли экономики. Во-вторых, это развитие железнодорожного сообщения в качестве городского пассажирского транспорта, альтернативного автобусам и автомобилям, что востребовано с точки зрения решения проблемы перегруженности автодорог в крупных городах и мегаполисах, а также сокращения загрязнений окружающей среды. В-третьих, это потенциал железных дорог как осевого элемента комбинации различных видов рельсового транспорта (поездов пригородного сообщения, скоростных трамваев, монорельсовых дорог, метрополитена и т.д.), при задействовании которого можно в определенной степени решить проблему «последней мили»[2].
Инновационные преобразования железнодорожного транспорта способствуют расширению торгово-экономических, научно-технических и культурных связей, либерализации рынка товаров и услуг и, как следствие, росту грузо- и пассажиропотоков. В этих условиях резко возрастает роль транспортной составляющей в валовом внутреннем продукте как ключевого элемента стратегии и динамики социально-экономического развития.
Железнодорожная отрасль относится к числу тех отраслей, от которых во многом зависит производственный потенциал страны. Крах ранее существовавшей системы обеспечения и управления, потеря управляемости инвестиционной деятельностью, привело к напряженному состоянию отрасли. Теория модернизации транспортных услуг подчинена теории циклов делового и научно - технического развития. Известно, что обновление научно - технической базы производства подчиняется закономерностям циклического характера. В обществе, как и в природе, все процессы развиваются по законам циклического волнообразно - спиралево-го движения.
Малые скорости доставки грузов и пассажиров, низкое качество транспортного обслуживания экономики и населения принято объяснять недостатками технических возможностей транспорта. На железных дорогах, действительно, они в значительной степени исчерпаны. Однако главным, а подчас и единственно возможным способом увеличения объема и качества перевозок остается совершенствование управления транспортом, улучшение взаимодействия различных его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы[3].
С переходом всех видов транспорта на рыночные условия работы, роль эффективного управления еще более возрастает. Рыночная ориентация страны требует существенных изменений в организации управления всеми видами производства, включая транспортную отрасль, работающую с большим напряжением и трудностями.
Разработка концепции развития железнодорожного транспорта как целостной технологической системы должна основываться на глубоком экономическом анализе и системной оценке социально-экономических последствий применения интенсивных технологий перевозок. Система критериев выбора технологических и технических средств интенсификации и обеспечения безопасности перевозок призвана обеспечивать наивысшее качество транспортного обслуживания, т.е. полную, своевременную и сохранную доставку грузов потребителям при наименьших совокупных затратах, рациональном использовании мощности технических средств производства и транспорта, ускорении оборота материальных ресурсов и обеспечении максимальных темпов прироста национального дохода страны.
Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России осуществляется на основе целенаправленной научно-технической политики отрасли. Способность к реализации важнейших задач по стабилизации экономики страны определяется действенностью формирующихся механизмов стимулирования инноваций.
284 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 |
Особенно важное значение в процессе управления инновациями имеет рациональное соотношение затрат на выполнение поисковых, фундаментальных и прикладных НИР и ОКР. Управление инновациями - чрезвычайно сложный процесс, направленный на создание конкурентоспособного продукта, достижение максимального полезного результата при использовании современных наукоемких технологий.
Наукоемкость продукции определяется количественно через удельный вес (долю) затрат на НИОКР в стоимости продукта, а также через прогнозные оценки отдачи (эффекта) в виде изобретений, патентов, ноу-хау и лицензий на использование[4].
К числу показателей, характеризующих инновационную деятельность, можно также отнести инновационную активность организации, показатель инновационности ТАТ (измеряемый временем с момента постановки задачи до момента массового внедрения или поставки па рынок), показатели обновляемости, структурные показатели (состав научных и творческих организаций и коллективов) и т.п.
Основная задача инновационной политики состоит в выявлении и разработке перспективных технологии перевозок и систем обеспечения безопасности и надежности, создание которых позволило бы вывести железнодорожный транспорт на качественно новый уровень развития, а в новых экономических и политических условиях (рыночных или смешанных отношении, динамически изменяющейся налоговой и кредитной политики) обеспечить устойчивую и эффективную его работу, способность к обновлению и саморазвитию, удовлетворить потребности клиентуры. Выбор перспективных технических средств, способов доставки или организации перевозок должен проводиться с позиции всесторонних оценок инновации по широкому спектру критериев и возможных последствий применения (экологических, социальных и экономических)[5].
Решение такой задачи возможно только при условии создания принципиально новой методологии, базирующейся на современных математических методах, моделях, теориях, ориентированных на применение прогрессивных автоматизированных средств на основе банков данных, знаний, экспертных систем. Выбор наиболее перспективных технических средств и оценку инновации в сфере организации и управления целесообразно осуществлять, базируясь на комплексном подходе. При этом должны выдерживаться следующие принципы:
1. Комплексность по технологической цепочке "от двери до двери'' или от последней технологической операции отправителя до первой технологической операции получателя, т.е. ритм и совершенствование технологии поездной, грузовой и сортировочной работ как магистрального, так и промышленного транспорта должны быть согласованы и ориентированы па конкретные конечные результаты. В отдельных случаях рассматриваются "удлиненные" технологические цепочки от поставки сырья для производства выпускаемой продукции до ее сбыта на рынке.
2. Комплексность с позиций согласованности и качества выполнения основных операций технологической цепочки "от двери до двери" с технологическими операциями, обеспечивающими транспортный процесс, например, связанными с содержанием постоянных устройств железных дорог (верхнего строения пути, контактной сети, средств СЦБ), проведением ремонтных работ подвижного состава и т.д. Здесь речь идет фактически о согласовании ритма работы технологий перемещения груза с технологиями, обеспечивающими эффективное функционирование первых.
3. Комплексность с точки зрения соответствия технологических параметров перспективного "сквозного" перевозочного процесса техническим средствам, под которыми должны пониматься не отдельные средства, например, отдельно взятый новый тип вагона или локомотива, а парки вагонов или локомотивов, цепочки машин и механизмов в путевом хозяйстве, погрузочно-разгрузочные комплексы и т.д.
4. Комплексность с позиций одновременного рассмотрения вопросов совершенствования технологий и соответствующих им технических средств и вопросов развития железнодорожной сети, например, размещения и развития сортировочных, технических, грузовых и пассажирских станций на территории конкретного региона, создания магистралей нового типа (высокоскоростных, пропускающих транзитные потоки), реконструкции постоянных устройств с целью их более гармоничного соответствия прогрессивным технологиям.
5. В условиях, становления рыночных отношений техно-
логическое совершенствование железных дорог и их техническое развитие целесообразно рассматривать в комплексе с организационно-экономическим и правовым механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование новых технологий и заинтересованность всех звеньев - участников "сквозного" перевозочного процесса. Совершенно очевидно, что в современных условиях государственной независимости потребуется детальная проработка вопросов экономических взаимоотношений субъектов перевозочного процесса, введения новых принципов и структур управления, позволяющих сочетать стратегическое планирование с экономическим регулированием развития транспортных комплексов; перераспределения функций между независимыми государствами и другими уровнями управления железнодорожным транспортом, а также вопросов налоговой, тарифной, кредитной и маркетинговой политики.
Для определения уровня инновационного развития предприятия необходимо также осуществлять анализ инновационного климата. Уровень инновационного климата оценивается аналогично инновационному потенциалу, характеризующему способность предприятия достигать поставленных инновационных целей при имеющихся в наличии финансовых, кадровых, научно-технических, организационно-управленческих, информационно-методических и маркетинговых ресурсах.
С одной стороны: инновационный климат - это сложившиеся за определенный период времени условия в окружении организации, влияющие на эффективность ее инновационной деятельности. С другой стороны: инновационный климат - это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению перспективной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал. Инновационный климат подразделяется на микроклимат и макроклимат, т.е. на составляющие микросреды и макросреды предприятия. Составляющие инновационного макроклимата предприятия подразделяются на четыре основные сферы:
1. Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, доступ к сырьевым, топливным, энергетическим и материально-техническим ресурсам, транспорт, доступ к информационным ресурсам).
2. Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации, наличие НИИ, консалтинговых, инжиниринговых, венчурных и других фирм).
3. Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы на проведение НИОКР, инвестиционный климат, наличие заинтересованных в инновационных разработках инвесторов).
4. Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база, регулирующая проведение НИОКР).
Составляющие инновационного микроклимата предприятия подразделяются также на четыре основные области:
1. Область хозяйствования, сегмент рынка: скорость появления инновации на данном сегменте рынка, уровень конкуренции, отношения с потребителями, поставщиками и партнерами.
2. Область капиталовложений - инвестиции в развитие новых технологий.
3. Область новых технологий и научно-технических информационных ресурсов.
4. Область трудовых ресурсов - рынок труда специалистов, менеджеров, высококвалифицированных рабочих [6].
Создание благоприятного инновационного климатапредпо-лагает атмосферу доверия, выявление и преодоление факторов, «блокирующих» творческие усилия и совместную поисковую работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование организационных и психологических инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи. Любые мотивирующие системы будут эффективны в тех случаях, когда они увязаны между собой и целенаправленно используются для поддержки инноваторов (например, мозговой штурм) и инновационного климата предприятия в целом.
В силу геополитического положения России существенно повышается ее роль в формировании глобальной системы оптимальных, устойчиво функционирующих и безопасных транспортно-коммуникационных маршрутов, что делает необходимым активное включение отечественного транспортного комплекса в целом и железных дорог в частности в уже имеющиеся и вновь создаваемые международные транспортные коридоры, являющиеся источником широкого спектра инноваций в различных сферах.
ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2015 | 285
ТРAНСПОРТ
Литература:
1.Сураева, М.О. Новая парадигма управления инновационным развитием железнодорожного транспорта [Текст] М.О. Су-раева //Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. -Самара, 2011. - № 11. - С. 81-85. - 0,62 печ. л.
2. Рачек С.В., Пикалин Ю.А., Обухова О.В. Экономический анализ деятельности региональных структур железнодорожного транспорта в условиях внедрения инноваций/ Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. № 1.
3. Развитие инновационных процессов в отраслях промышленности. Сафронова А.А. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления, права. Материалы межвузовской кон-
ференции. Ответственный редактор Ю.А. Соколова. 2008. С. 82-93.
4. Инновации как основа циклического развития экономики. Сафронова А.А. Евразийский союз ученых. 2015. №10-5(19). С. 153-155.
5. Концепция сбалансированного развития инновационных систем. Егоров А.Ю., Красовский А.С., Герасимов П.С. Транспортное дело России. 2012. №5. С. 58-61.
6. Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия. Егоров А.Ю., Егорова О.С. Транспортное дело России. 2010. №12S. С. 66-70.
УДК 658
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Поваров Г.В., Заслуженный работник речного транспорта, академик Академии транспорта РФ, д.э.н., профессор Селезнёва А.В., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода, создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так как он доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.
Таким образом, продукция транспорта абсолютно специфична и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности. Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.
Ключевые слова: роль транспорта в экономике.
THE ROLE OF TRANSPORT IN THE RUSSIAN ECONOMY
Povarov G., honored worker of river transport, academician of the Academy of Transport of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor Selezneva A., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»
In addition to such basic sectors as industry, construction, trade and agriculture, transport plays an important role in the Russian economy. Basic industries are involved in the creation of the gross domestic product and national income and guarantee the integrity of the country, its economic independence and national security. This transport has a special role, as it delivers made products to customers, and thus completes the production process. Therefore, in the context of developing market relations, it is important to establish the role and place of transport in the country's economy.
Thus, production of transport is absolutely specific and has a high quality evaluation services to speed, reliability and security. The technology of production of transport different from other sectors of the economy at the spatial and temporal characteristics of the composition and structure of production costs, according to the specifics of work and his regime. The specifics of the process of transport determines the particular organization of production management, organization and labor costs, the expenses of the formation of the cost of production, as well as special methods of management of labor collectives and evaluation in a geographically dispersed enterprises operated property.
Keywords: the role of transport in the economy.
Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговляи сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России.Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода,создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так какон доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.
По признаку используемых путей сообщения на транспорте выделяются следующие подотрасли: железнодорожный и автомобильный, морской и внутренний водный, авиационный и трубопроводный виды транспорта.
Продукцией транспорта является перемещение. Для этого используются транспортные средства - подвижной состав, пути сообщения, топливо и электроэнергия. Поэтому без работы транспорта невозможно функционирование остальных отраслей экономики.
Продукцию транспорта измеряют в тоннах доставленного груза, услуги транспорта - в количестве перевезенных пассажиров, а работу - соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Показатели «грузооборот» и «пассажирооборот» не отражают про-
дукцию транспорта, а показывают результаты его работы.
Одной из основных задач транспорта является своевременная и безопасная доставка грузов и пассажиров. К другим факторам, влияющим на качество перевозок, относятся: сохранность, доступность по времени, точность, регулярность, надежность, уровень комфортности, состав и качество дополнительных услуг грузоотправителям и пассажирам в пунктах отправления и прибытия.
Скорость доставки грузов и пассажиров представляет собой средневзвешенную скорость, определенную с учетом затрат времени не только на следование в пути, но и на задержки по разным причинам (остановки на переформирование состава, дополнительную погрузку или выгрузку, вынужденные простои из-за перегруженности транспортной сети и т.п.).
Сохранность грузов обеспечивается при соблюдении правил перевозки и перевалки грузов, а также технической эксплуатации транспортных средств. Безопасность перевозки включает в себя безопасность для людей и окружающей среды, а также безопасность самих транспортных средств.
Доступность по времени - это степень совпадения момента возникновения потребности в перевозке и момента, когда эта потребность может быть удовлетворена. Чем меньше данное совпадение по времени, тем больше время ожидания.
286 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2015 j