ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
УДК 656.613 БКК 65.9(2)37
Тагиров Ш.М. - к.э.н., доцент, с.н.с. Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Tahirov Sh.M. - Ph.D., Associate Professor, Senior researcher of Scientific Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology Dagestan State University of National Economy
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
ON THE ISSUE OF RAIL AND SEA TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
В статье проводится обзор современного состояния транспортной системы России и частности РД. Обозначена роль железнодорожного и морского транспорта, так как они являются одними из наиболее экономичных и социально значимых видов транспорта, в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики. Определена роль железнодорожного и морского транспорта в экономике Республики Дагестан, приведены статистические данные по видам транспорта. Выделены основные направления, создающие условия для повышения эффективности и конкурентоспособности на ж/д и морском транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный и морской транспорт, перевозка грузов и пассажиров, товарооборот, модернизация, инновационный путь развития, транспортная система, потребности граждан, транспортный и транзитный потенциал, пассажиропоток, эффективная реализация, магистрали, конкурентоспособность.
The article provides an overview of the current state of the Russian transport system and particularly the taxiway. Designated the role of rail and maritime transport, as they are among the most cost-effective and socially important modes of transport, to create conditions for modernization, transition to innovative development and sustainable growth of the national economy. The role of rail and sea transport in the economy of the Republic of Dagestan, the statistical data on types of transport. The basic directions, creating conditions for increasing the efficiency and competitiveness of railway and maritime transport. Keywords: rail and sea transport, cargo and passenger transportation, trade, modernization, innovation way of development, the transport system, the needs of citizens, transport and transit potential ridership, effective implementation, highway competitiveness.
Многие десятилетия транспортная система России представляет собой сложный комплекс, тесно связанный практически со всеми отраслями экономики страны, основное назначение которой - удовлетворение
потребностей и предоставление услуг в части доставки грузов, произведенных товаров, перевозки пассажиров и т.д. при наименьших затратах времени и средств. Транспорт играет очень важную роль и в социальной сфере, обеспечивая населению возможность свободно передвигаться.
РФ имеет самую большую территорию во всем мире, поэтому транспортная система является наиболее важной составляющей экономики страны, что определяет необходимость изучения территориальных особенностей различных регионов страны. Каждая территория в составе РФ имеет свои характерные отличительные особенности, которые определяют социально-экономическое и политическое положение. Транспортная система в различных регионах России имеет свою специфику, которая определяется её территориальным расположением. [1]
Важную роль в экономике страны имеет железнодорожный и морской транспорт, так как они являются одними из наиболее экономичных и социально значимых видов транспорта.
Эффективное функционирование железнодорожного и морского транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного и морского транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.
Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения. Эффективная реализация транзитного потенциала страны позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые инструменты влияния России на мировые экономические процессы (формирование новых зон экономического притяжения, установление долгосрочных экономических связей).
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки. [2]
Железнодорожный транспорт в Республике Дагестан находится в ведении Махачкалинского территориального управления Северо - Кавказской железной дороги.
По территории республики проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые связывают Россию с южными странами ближнего и дальнего зарубежья: «Махачкала -Москва», «Махачкала - Астрахань», «Махачкала - Санкт-Петербург», «Баку - Москва», «Санкт-Петербург - Баку», «Кизляр - Астрахань». Осуществляется пригородные сообщения «Махачкала - Дербент», «Дербент - Госграница».
Взаимодействие подразделений ОАО «РЖД» с Правительством Республики Дагестан строится на основе подписанного в феврале 2015 года Генерального соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Дагестан составляет 509 км, или 8,1% от всей длины путей СКЖД.
Погрузка за 2014 год составила 2006,7 тыс.тонн грузов: нефтепродуктов, строительных и лесных грузов, зерновых культур, или 101,5% от плана. Однако по сравнению с 2013 годом произошло снижение объемов погрузки на 18,8%. Снижение погрузки наблюдается по строительным грузам и нефтепродуктам.
Основной показатель работы железнодорожного транспорта -грузооборот по сравнению с 2013 годом возрос на 12% и составил 4909,7 млн. ткм.
Таблица 1
Грузооборот и перевозки грузов транспортом общего пользования в 2010 - 2014 гг
Виды транспорта Грузооборот, млн. тонно-км Перевозки грузов, млн. тонн в % к 2012 по груз-ту
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Железнодорожный 4414 4363 4910 3,094 2,470 2,730 1,112
Автомобильный 85081 744055 60122,1 5191,2 4846,4 4494,8 0,707
Итого: 89495 787685 65032 5194,3 4848,9 4497,5 0,726
Из данной таблицы видно, что рост грузооборота увеличился с 2012-14гг. на 1,112% или на 496 млн. тонно-км, а перевозка грузов уменьшилась с 2012-14гг. на 0,88% или на 0,364 млн. тонн.
Увеличение грузооборота произошло за счет роста транзитного потока по транспортному коридору «Север - Юг» и за счет роста выгрузки по станциям внутри Республики Дагестан.
Среднесуточная производительность локомотива составила 1898 тыс. тонн, при среднем весе поезда 3485 тонн, что на 1,7% выше плана.
Пассажирооборот по Махачкалинскому производственному участку Северо - Кавказского агентства ФПК за 2014 год снизился по сравнению с 2013 годом на 7,7 % и составил 285,8 млн. пассажирокило-метров (таблица 2).
Из данной таблицы видно, что спад пассажирооборота с 201214гг. на 1,147% или на 41,1 млн. пасс.-км, а перевозка пассажиров уменьшилась с 2012-14гг. на 0,82% или на 0,146 млн. человек.
Таблица 2
Пассажирооборот и перевозки пассажиров транспортом общего пользования в 2010 - 2015 гг.
Виды транспорта Пассажирооборот, млн. пасс.-км Перевозки пассажиров, млн. человек в % к 2012 по пасс-ту
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Железнодорожный 320,2 305,0 279,1 0,796 0,883 0,650 0,87
Автомобильный 4527,8 4801,2 5097,5 241,0 243,6 258,3 1,126
Итого: 4848,0 5106,2 5376,6 241,8 244,5 258,95 1,109
Махачкалинский международный морской торговый порт - единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии с круглогодичной навигацией, занимается перевозкой и переработкой минерально-строительных и наливных грузов, а также контейнерными перевозками.
Порт позволяет вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, способствует развитию его экономики.
Махачкалинский морской торговый порт включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 1,8 млн. тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,3 млн. тонн в год, зерновой терминал мощностью 0,5 млн. тонн в год.
Причалы и терминалы оснащены современным оборудованием для перевалки грузов, складами открытого и крытого хранения, предназначенными для временного хранения грузов. На шести причалах общей протяженностью более 900 метров одновременно можно обрабатывать шесть судов.
Нефтегавань порта - это современный комплекс по переработке нефтепродуктов с высокопроизводительными средствами обработки танкеров грузоподъемностью 13 тысяч тонн и осадкой до 7,5 метров. Мощность перевалки нефти и нефтепродуктов на причалах нефтегавани составляет 7,9 млн. тонн, что дает возможность для формирования больших грузопотоков в рамках транснационального коридора «Север-Юг» при ожидаемом росте объемов нефтедобычи в Каспийском море.
Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, имеют резерв пропускной способности до 10 млн. тонн грузов в год. В непосредственной близости к порту расположена самая крупная нефтебаза на Северном Кавказе емкостью 540 тыс. кубических метров единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку - Новороссийск пропускной способностью 5 млн. тонн нефти в год.
Через Махачкалинский морской торговый порт оказываются услуги по снабжению судов продовольствием, бункером, пресной водой, услуги по приёму с судов сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и пищевых отходов, а также по ремонту оборудования и водолазного осмотра судна.
В инфраструктуру Махачкалинского порта в период до2007 года вложены значительные средства из федерального бюджета. Был построен и сдан в эксплуатацию автопаромный причал для перевозки автомобилей и контейнеров, построена первая очередь железнодорожной паромной переправы пропускной способностью более 20 тысяч вагонов в год, введены в эксплуатацию два нефтепирса, причалы для генеральных грузов, зерновой комплекс.
Махачкалинский торговый порт интересен для грузополучателей
- по сути, порт является международным и одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе Каспия. Транспортировка через порт каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в странах Каспийского региона, экономически выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору «Север - Юг».[3]
С ростом численности населения Республики Дагестан увеличивается пассажиропоток, соответственно и грузооборот. Возникает дефицит в предоставляемых услугах на железнодорожном и морском видах транспорта. Современный уровень развития транспортной системы РД не позволяет говорить о конкурентоспособности на ж/д и морском транспорте, в виду того, что отсутствует развитая инфраструктура, действует негибкая тарифная политика, присутствуют монополистические составляющие в структуре рынка, неэффективная государственная политика в данной сфере, отсутствует эффективный менеджмент, не используются современные виды транспорта и т.д.
Для повышения эффективности и конкурентоспособности на ж/д и морском транспорте необходимо создать соответствующие условия, среди которых можно выделить:
- приведение нормативно - правовой базы в соответствие современным требованиям;
- эффективная кадровая политика: подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, стажировка на высокорентабельных предприятиях РФ и за рубежом, взаимодействие с профильными вузами, создание кадрового резерва и т.д.;
- строительство современных или глубокая модернизация существующих вокзалов, отвечающих требованиям мировых стандартов;
- приобретение современных вагонов, локомотивов, морских судов, что позволит уменьшить себестоимость предоставляемых услуг, транспортных издержек, эксплуатационных расходов;
- увеличить информативность и открытость предоставляемых услуг: оплата проезда по различным платёжным системам, объём информации по видам транспорта, срокам, типам, комфорту;
- расширить спектр предоставляемых услуг: транзитные перевозки, туристические маршруты;
- строительство железных дорог в предгорной местности, позволит развивать в этих районах промышленность, сельское хозяйство и экономику в целом;
- строительство транспортно-распределительных узлов и систем, хабов;
- создание транспортно - логистических центров;
- строительство малых морских причалов для маломерных судов и прогулочных катеров;
- освоение новых маршрутов морским транспортом, перевозка пассажиров и грузов;
- создание условий для функционирования на рынке транспортных услуг малых предприятий и предпринимателей;
- эффективная государственная политика в сфере транспорта, в частности на ж/д и морском транспорте;
- гибкая тарифная политика и объективное ценообразование, государственный контроль в сфере ценообразования;
- применение современных маркетинговых технологий для стимулирования сбыта транспортных услуг;
- организация интермодальных перевозок от станции Махачкала 1 до международного аэропорта Уйташ;
- модернизация инфраструктуры пассажирских перевозок;
- организация движения скоростных пассажирских поездов на участке Москва - Махачкала.
Список литературы:
1. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. - М., 2001.
2. http://rzd.ru
3. Борисова Л.А., Гайдарбекова П. Современное состояние и направления развития транспортной инфраструктуры Республики Дагестан // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2014. №14. - с. 188-191
4. Концепция развития транспортного комплекса РД на 2016-2020 годы (проект). http://dagavtodor.ru/page/transportnaya-politika-v-rd/.
5. http://www.dissercat.com/content/obosnovanie-planovykh-reshenii-v-marketingovoi- deyatelnosti-morskikh-sudokhodnykh-kompanii.
6. Структурная реформа ж/д транспорта. http://murzim.ru/ nauka/ transport/ zheleznodorozhnyj-transport/27916-strukturnaya-reforma-zhd-transporta.html.
7. Основы планирования, управления и организации перевозок на ж.д. http://murzim.ru/nauka/transport/zheleznodorozhnyj-transport/27905-osnovy-planirovaniya-upravleniya-i-organizacii-perevozok-na-zhd.html.
8. Review of Maritime Transport. 2002. UN, NY and Jeneva 2002.
9. European Conference of Ministers of Transport (ESMT). Trends in the transport sector. Paris. 2000. YRTAD.
10. Lloyd's Register of Shipping. Statistical Tables. L. 2000 - 2004.