Научная статья на тему 'Текущее и стратегическое предназначение транспортного комплекса в социальноэкономическом развитии Российской Федерации'

Текущее и стратегическое предназначение транспортного комплекса в социальноэкономическом развитии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1082
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / TRANSPORT COMPLEX / REFORMING / TRANSPORT SYSTEM / FACTORS / STRATEGY / STRATEGIC MISSION / STATE REGULATION / CONCEPT / TRANSPORT SERVICE / SERVICES / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанова Таймат Юрьевна

Во время экономического преобразования России государственная транспортная политика подверглась определенным изменениям, который вызван, прежде всего, структурой решенных стратегических задач на стадиях преобразования страны. На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT AND STRATEGIC MISSION OF A TRANSPORT COMPLEX IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

During economic transformation of Russia the state transport policy underwent certain changes which is caused, first of all, by structure of the solved strategic tasks at stages of transformation of the country. At a new stage transport strategy has to determine an active position of the state by creation of conditions for social and economic development, first of all for improvement of quality of transport services, decrease in cumulative expenses of the society depending on transport, increase of competitiveness of domestic transport system, strengthening of an innovative, social and ecological orientation of development of transport branch.

Текст научной работы на тему «Текущее и стратегическое предназначение транспортного комплекса в социальноэкономическом развитии Российской Федерации»

РАМАЗАНОВА Т.Ю.

ТЕКУЩЕЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Во время экономического преобразования России государственная транспортная политика подверглась определенным изменениям, который вызван, прежде всего, структурой решенных стратегических задач на стадиях преобразования страны. На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

RAMAZANOVA ТШ.

THE CURRENT AND STRATEGIC MISSION OF A TRANSPORT COMPLEX IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE

RUSSIAN FEDERATION

During economic transformation of Russia the state transport policy underwent certain changes which is caused, first of all, by structure of the solved strategic tasks at stages of transformation of the country. At a new stage transport strategy has to determine an active position of the state by creation of conditions for social and economic development, first of all for improvement of quality of transport services, decrease in cumulative expenses of the society depending on transport, increase of competitiveness of domestic transport system, strengthening of an innovative, social and ecological orientation of development of transport branch.

Ключевые слова: Социально-экономическое развитие, транспортный комплекс, реформирование, транспортная система, факторы, стратегия, стратегическое предназначение, государственное регулирование, концепция, транспортное обслуживание, услуги, экономический рост.

Keywords: Social and economic development, transport complex, reforming, transport system, factors, strategy, strategic mission, state regulation, concept, transport service, services, economic growth.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

За период экономического реформирования России государственная транспортная политика претерпевала определенные изменения, что обусловлено, прежде всего, составом решаемых стратегических задач на этапах ре-

формирования страны.

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

Сейчас, как никогда, требуется в сравнительно короткие сроки завершить перестройку системы управления транспортным комплексом, способную не только гарантировать надежность и безопасность его работы, но и провести реформу самого транспорта, обеспечить завершение его вхождения в рыночную экономику.

Отсутствие государственной поддержки в условиях недостатка собственных источников развития обусловило резкое старение основных фондов транспорта, от которого транспортная отрасль не избавилась до сих пор.

В период административно-командных методов управления народным хозяйством в России основной целью государственной транспортной политики была необходимость обеспечения экономической эффективности каждого в отдельности вида транспорта.

Провозглашенное в стране создание единой транспортной системы, направленной на полное удовлетворение народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными затратами и возможностью использования каждого вида транспорта в сфере наибольшей эффективности, оказывалось практически невыполнимым и парадигмой периода плановой экономики, отражающей ее превосходства перед другими системами.

В условиях административно-командных методов управления экономикой на содержание и развитие транспортного комплекса направлялось 20% национального дохода страны, объемы перевозок строго детерминировано устанавливались контрольными цифрами пятилетних планов с безусловным их выполнением. Организационные структуры транспортной отрасли полностью соответствовали такому ведомственному подходу функционирования.

Ни одна страна мира не имела такого количества транспортных министерств и ведомств. В условиях плановой экономики использовался программно-целевой метод распределения ресурсов и затратный механизм их реализации с помощью командно-административных организационных структур.

Действовавший плановый механизм хозяйствования создал такую структуру управления, которая не могла существовать без центрального органа, который, наряду с командно-административными функциями, занимался перераспределением средств между нижестоящими организационными структурами.

Экономика рыночных отношений потребовала совершенно нового подхода к управлению транспортом. Предпринятые попытки приспособить старые организационные структуры плановой экономики к рыночным отношениям, превращал министерства в концерны, концерны в департаменты, положительного результата не принесли.

Вместе с тем проведенные научные исследования и подготовленные Академией транспорта по заданию Министерства транспорта РФ рекомендации, направленные на реформирование транспорта России, не позволили в полной мере решить проблему проведения глубоких преобразований системы управления транспортным комплексом.

Весьма ограничены возможности использования зарубежного опыта управления транспортом из-за существенных различий в структурах транспортных систем, уровнях развития материально-технической базы, сферах использования, а также территориальных и других особенностей, характерных для транспорта России.

Отсюда возникла необходимость создания совершенно новой системы управления транспортом страны в условиях рыночной экономики.

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов.

Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

Второй фактор - возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, встающей на путь инновационного развития.

Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы.

Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики. Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны, существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте, в инвестициях на развитие отраслей экономики и в численности занятых работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными.

Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предпри-

ятий, а при перевозке пассажиров - в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

Вместе с тем регулирование рыночных отношений между видами транспорта должно обеспечиваться государственными органами, деятельность которых как полностью самостоятельных субъектов должна создавать условия для развития рыночных отношений в интересах всего общества, одновременно существенно ограничивая отрицательные проявлений стихийного нерегулируемого рынка.

В целях повышения надежности и эффективности деятельности транспорта в условиях рынка в его структуру наряду с государственными органами должны входить коммерческие посреднические фирмы в виде транспортных агентств или бирж, выполняющих функции формирования транспортных потоков.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

Основная идея концепции перестройки управления транспорта России в условиях рынка заключается в создании органического сочетания принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования всем транспортным процессом.

Так, концепция государственной транспортной политики, одобренная Правительством Российской Федерации в 1997 году, была ориентирована на преодоление неблагоприятных тенденций в транспортной отрасли, создание условий для финансового оздоровления предприятий транспорта и оживление их инвестиционной активности.

К этому времени были проведены базовые структурные и институциональные преобразования, созданы основы правовой базы транспорта, отвечающей новым социально-экономическим условиям. Были разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система государственного регулирования транспортной деятельности, в основном была завершена приватизация. Вместе с тем, не смотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать удовлетворительным, а уровень ее развития достаточным.

На фоне роста перспективной потребности в перевозках сохранялся ряд нерешенных транспортных проблем: не были завершены структурные преобразования; преодолены тенденции старения основных фондов; сохранялся недостаточный технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования; усиливались инфраструктурные ограничения на видах транспорта; отсутствовал благоприятный инвестиционный климат в транспортной отрасли.

Положения Концепции государственной транспортной политики, сформулированные в период кризисного развития экономики, частично реализованы, частично утратили актуальность в изменившихся социально-экономических условиях. Это потребовало уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта.

Следует иметь в виду, что в условиях цивилизованного рынка государство, являясь собственником транспортной сети, должно выступать на бирже транспортных услуг как торговый партнер владельцев перевозочных и перегрузочных средств всех форм собственности.

Появление большого количества независимых собственников на транспортной сети вызвало необходимость существенной децентрализации вертикальных связей и значительного увеличения их на горизонтальном уровне.

На начальном этапе формирования рыночных отношений в транспортной отрасли необходимо было создать однообразную структуру управления

на всех его видах, что должно было обеспечить принцип совместимости выполнения технических процессов.

Новая система управления транспортом должна отвечать требованиям коммерческой самоорганизации и государственного регулирования и быть построена на основе следующих принципов:

❖ сочетания экономических (тарифы, налоги, дотации, кредиты и др.), правовых (законодательные и нормативные акты, лицензии на транспортную деятельность и др.) и административных форм регулирования;

❖ создания равных условий для развития и функционирования в транспортном комплексе предприятий всех форм собственности;

❖ обеспечения технологического единства основных транспортных подсистем и управления всеми видами транспорта в целом; наличия единого федерального органа управления всеми видами транспорта, вырабатывающего общую транспортную политику правительства и реализующего основные государственные программы в области транспорта;

❖ широком делегировании федеральным органом управления России своих полномочий по управлению транспортом государственным региональным органам, а последними - их линейным подразделениям.

Для практической реализации главной идеи концепции управления транспортом, основанной на органическом сочетании принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования, необходимо было создать две ветви управления транспортом: государственную и коммерческую.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года имеет целью координацию действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективного использования возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития страны.

Стратегия сориентирована на динамичные изменения в экономике согласно сценария ускоренной диверсификации, предполагающего достижение среднегодовых темпов роста ВВП в период 2007-2015 гг. до 6-8% в условиях реструктуризации производства, росте внешнеторгового грузооборота при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения.

Первоочередными задачами Стратегия ставит снижение транспортных издержек в экономике, снижение грузоемкости ВВП, повышение доступности транспорта для производства и населения, развитие транзитного потенциала. Намечается повышение конкурентоспособности транспортной системы, улучшение инвестиционного климата путем развития государственно-частного партнерства.

Основным направлением Стратегии является устранение несоответствия между недостаточным уровнем развития транспорта, эффективностью и качеством его функционирования и потребностью экономики и общества на

транспортные услуги.

Для устранения указанного несоответствия намечается совершенствование транспортной инфраструктуры, повышение эффективности системы товародвижения, повышение доступности транспортных услуг.

Геостратегический интерес России предусматривает реализацию транзитного потенциала страны через систему международных транспортных коридоров, расширение экспорта транспортных услуг.

В развитие действующей Транспортной стратегии разработаны отраслевые документы, определяющие развитие отдельных видов транспорта на долгосрочную перспективу.

Федеральные целевые программы являются в настоящее время наиболее отработанным инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов. В области транспорта в настоящее время реализуется ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы», а также разрабатывается ее новая редакция - «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)».

На новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.

Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.

Кроме того, при формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.

_Литература_

1. Вываерц А.Д. Экономика предприятия. М.: Юнити-Дана, 2007 г., 544 с.

2. Проблема развития транспорта в условиях глобализации мирового хозяйства. // Экономические науки. - 2007. - №1., 34 с..

3. Пенин С. С., «Российский транспорт», МЭИ, М., 2006.

4. Сургачев И. Е., «Транспортная безопасность», М., 2007.

5. Транспортная стратегия Российской Федерации. // Режим доступа: http://www.mintrans.ru/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_3.htm

6. Трубецкой К.Н., Кулешов А.А., Клебанов А.Ф. Современные системы управления транспортным комплексом. М.: Наука, 2007 г., 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.