Научная статья на тему 'Социальная политика как фактор экономического роста'

Социальная политика как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1647
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАЩИТА / ДОХОД / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина Мария Васильевна

Посвящена насущным социальным проблемам населения Ульяновской области. Проведён анализ численности людей, проживающих на территории региона. Рассматривается направления и способы организации социальной защиты населения. Перечислены наиболее острые социальные проблемы населения и высказаны предложения по их разрешению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная политика как фактор экономического роста»

УДК 316.334.3(470.42) М. В. РЫБКИНА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Посвящена насущным социальным проблемам населения Ульяновской области. Проведён анализ численности людей, проживающих на территории региона. Рассматривается направления и способы организации социальной защиты населения. Перечислены наиболее острые социальные проблемы населения и высказаны предложения по их разрешению.

Ключевые слова: социальная политика, защита, доход, заработная плата, прожиточный минимум.

Социальная политика является неотъемлемой частью политики любого государства и занимает особое место в государственном управлении. На разных этапах развития государство может отдавать приоритет тому или иному направлению.

В современной отечественной практике государственного управления проблема выбора государственной социальной политики адекватна потребностям общества.

Традиционно проблемы социальной защиты населения рассматриваются в экономической науке с точки зрения двух основных задач. Во-первых, проблемы выявления факторов роста производства и национального богатства. Во-вторых, задача смягчения социального неравенства и ликвидации бедности в обществе.

Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов региона - на население. Поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть успешного региона и государства. От неё зависит, сможет ли регион и государство выйти на новый уровень развития, как быстро и эффективно будет развиваться экономика региона и государства.

Социальная защита населения - это историческое явление, которое претерпевает постоянные изменения. Система социальной защиты основана на формировании дохода от тех, кто не подвергался социальным рискам, и перераспределении доходов тем, у кого есть этот риск. Кроме того, система социальной защиты формирует меры по предотвращению возникновения социальных рисков, компенсации или минимизации последствий социальных рисков, что также способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия.

© Рыбкина М. В., 2017

В современных социально-экономических условиях значительно увеличилась роль системы социальной защиты населения. Необходимость специализации форм, совершенствование методов и средств социальной защиты и вопросы финансирования социальной сферы привели к повышенному интересу к этому вопросу.

Критериями развития региона являются не только хозяйственно-экономические, но и социальная защита населения.

В значительной степени динамика численности бедных носит чисто статистический характер, так как выделение данной категории граждан зависит от того, какая планка прожиточного уровня установлена на данный момент в стране. В случае, когда происходит пересмотр прожиточного уровня в сторону увеличения, то, как правило, статистика фиксирует увеличение доли бедных.

Расчёты оправданы на уровне минимального потребительского бюджета, установленного показателя прожиточного минимума с учётом размера потребительской корзины.

Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоёв населения во время экономического кризиса, также используется для расчёта минимальной заработной платы, пенсий.

В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.

Рабочая сила всегда считались основной производительной силой общества, важнейшим фактором производства. От знаний, навыков, творчества, инициативы, восприимчивости, ценностно-мотивационных характеристик работников зависит уровень производства, экономии-ческая эффективность деятельности предприятий.

В связи с этим необходимо скорейшее регулирование её воспроизводства.

Воспроизводство - это воссоздание израсходованных факторов производства (природных

ресурсов, рабочей силы, средств производства) посредством их последующего производства [3].

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги [4].

В России одной из основ демографической политики должен стать принцип дифференцированного подхода к разработке и реализации мер, направленных на сокращение смертности населения. При это надо учитывать территориальные особенности. Это даст возможность повысить эффективность использования выделенных на эти цели государственных средств [2, с. 4].

Численность населения Ульяновской области представлена в таблице 1.

Из данных таблицы 1 видно, что численность населения Ульяновской области в 2011-2015 гг.

сократилось на 27 929 чел. Городское население сократилось на 9011 чел. Особенно сокращение произошло в сельской местности, где достаточно сложная обстановка, поэтому сельское население особенно нуждается в социальной защите.

В настоящее время важное место в сельском хозяйстве занимают вопросы воспроизводства трудовых ресурсов, так как эффективное функционирование сельского хозяйства, повышение уровня его конкурентоспособности зависит от улучшения кадрового обеспечения данной отрасли [5].

В регионе доля сельского населения, имеющего среднедушевой денежный доход ниже прожиточного минимума, выше, чем в городе.

Население с денежными доходами ниже прожиточного минимума определяется на основе

Таблица 1

Численность населения Ульяновской области в 2011-2015 гг., [6] (с учетом итогов ВПН-2010 г., на начало года, человек) (тыс. чел.) [6]

Показатели Годы

2011 2012 2013 2014 2015

Всего 1 290 478 1 282 094 1 274 487 1 267 561 1 262 549

в том числе:

по городской местности 949 356 946 299 943 552 940 852 940 345

по сельской местности 341 122 335 795 330 935 326 709 322 204

Таблица 2

Состав и использование денежных доходов, (млн рублей) [6]

Показатели Годы Отклонения (+, -) 2015 г. к 2011 г.

2011 2012 2013 2014 2015

Денежные доходы - всего 220914 251186 283389 327005 344311 123397

в том числе:

доходы от предпринимательской деятельности 19319 24453 23624 25278 24812 5493

оплата труда 75253 87982 96690 104155 108804 33551

социальные выплаты 56443 62996 70758 73638 81462 25019

доходы от собственности 5024 5728 7409 9623 12013 6989

другие доходы 64875 70027 84908 114311 117220 52345

Денежные расходы и сбережения - всего 220914 251186 283389 327005 344311 123397

в том числе:

покупка товаров и оплата услуг 155025 177477 198170 217208 224422 69397

обязательные платежи и разнообразные взносы 19965 25289 31272 34030 34188 14223

приобретение недвижимости 16847 26840 26859 30068 16211 -636

прирост финансовых активов 29077 21580 27088 15479 44212 12135

из него прирост денег на руках у населения 15649 13946 13963 30220 25278 9629

данных о распределении населения по величине денежных доходов на душу населения и является результатом их сопоставления с прожиточным минимумом.

Степень бедности в стране в значительной степени обусловлена неравномерным распределением доходов между группами и межрегиональной и межотраслевой дифференциацией уровня экономического развития и заработной платы.

Состав и использование денежных доходов представлены в табл. 2

Из табл. 2 видно, что социальные выплаты растут в регионе с каждым годом. В 2011 г. социальные выплаты составляли 56 443 млн рублей, а в 2015 г. составляли 81 462 млн руб. Разница 25 019 млн рублей. Средний размер назначенных пенсий (в месяц) составлял в области 11 042,7 руб. на 1 января 2016 г.

В Ульяновской области высокий удельный вес доходов по предпринимательской деятельности и прочих доходов обусловлен сельскохозяйственной направленностью региона, т. е. значительными доходами от личного подсобного хозяйства.

При этом зарплаты менее средней величины получает примерно 50% населения. Таким образом, задача борьбы с бедностью во многом заключается в создании высокооплачиваемых рабочих мест.

Среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2015 году в Ульяновской области составляла 21 269 рублей. В сельском хозяйстве Ульяновской области среднемесячная заработная плата составляла 14 076,7 руб. Такая низкая заработная плата оказывает очень негативное влияние на результаты сельскохозяйственного производства, производительность труда в сельском хозяйстве и демографическую ситуацию в сельских районах Ульяновской области. В 2016 году задолженность

по заработной плате имелась только в сельском хозяйстве и составляла 7711 тыс. рублей.

Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна стать стимулом роста производительности труда, экономической активности населения региона [2, с.134].

Установленный законодательством размер прожиточного минимума рассчитывается на основе норм потребления отдельных товаров и прогнозируемого уровня потребительских цен на эти товары.

В Ульяновской области с 2005 года наблюдается снижение уровня бедности с 30% до 14,8% в 2015 году.

Особенности бедности в Ульяновской области и на территории Ульяновска соответствуют ситуации в России в целом. Её характерная особенность:

- граждане, попавшие в сложную жизненную ситуацию;

- пожилые люди и люди с инвалидностью;

- многодетные семьи, а также неполные семьи;

- среди трудоспособных граждан наблюдается большая часть бедных, что определяется низкой заработной платой как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики из-за отсутствия спроса на профессии и отсутствия вакансий в месте проживания безработных граждан.

До 30% областного бюджета, а также федеральный и муниципальный бюджеты и внебюджетные фонды ежегодно тратятся на борьбу и улучшение благосостояния социально незащищённых граждан в Ульяновской области. Следует отметить, что шаги по преодолению бедности недостаточны. Доля бедных жителей города Ульяновска остаётся высокой и намного превышает общероссийские показатели. Об этом свидетельствуют данные о числе граждан, имеющих право на получение помощи в службах социальной защиты.

Таблица 3

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [6]

Показатели Годы 2015 г. в % к 2011 г.

2011 2012 2013 2014 2015

Среднемесячная заработная плата работающих в экономике, руб. 15008,6 17107,4 19186,9 21272,4 21269,0 141,71

Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. 14312,1 16375,1 18580,1 22540,9 22770,4 159,1

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году 97,4 106,7 104,5 107,5 90,5 92,92

Средний размер назначенных пенсий (в месяц), руб. на 1 января года, следующего за отчётным 7608,6 8405,0 9184,7 9952,0 11042,7 145,13

Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что недостаточно высокий уровень жизни в населении города Ульяновска и области требует принятия дополнительных мер социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления.

Для этого необходима разработка муниципальных программ по защите социально незащищённых категорий населения и, соответственно, увеличение расходных статей муниципального бюджета на социальные выплаты. Особое внимание органам местного самоуправления при разработке целевых программ по социальной защите населения необходимо обратить на такие незащищённые категории населения, как малоимущие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и семьи с детьми. Данные программы должны быть направлены на оказание помощи длительного (а не единовременного) характера на точной адресной основе и охватывать все категории бедных слоев населения города, что подразумевает постепенный отход от принципа заявительности.

Таким образом, реализация государственной социальной политики, направленной на сокращение масштабов бедности и неравенства в распределении доходов в Российской Федерации, является не только необходимостью для начала экономического роста, но и является фактором ускорения его темпов, поскольку более уравновешенный подход к распределению доходов создаёт объективные предпосылки для сохранения и дальнейшего воспроизводства имеющихся в распоряжении нашего общества экономических ресурсов труда и капитала [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 272 с.

2. Рыбкина М. В. Демографические факторы устойчивого развития территории (на примере Ульяновской области) / М. В. Рыбкина, Н. Н. Анюрова // Вестник университета (Государственного университета управления). - 2015. -№1. - С. 56-60.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 6-е изд. перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 72 с.

4. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

5. Рыбкина М. В., Родионова Т. Е., Ананьева Н. А. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов сельского хозяйства Ульяновской области // Сборник конференции НИЦ Социосфера. SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND QUALITY OF LIFE: HISTORY AND MODERN TIMES. - Прага, 2017. Март. - Прага, 2017. - С. 113-117.

6. Ульяновская область в цифрах. 2016: Краткий статистический сборник. - Ульяновск, 2016. - 144 с.

Рыбкина Мария Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Ульяновского государственного технического университета.

Поступила 01.08.2017 г.

УДК 657.6:347.77

Г. И. МАНСУРОВА, П. М. МАНСУРОВ

АУДИТ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Рассматриваются общие положения и особенности проведения аудиторской проверки объектов интеллектуальная собственность как объектов бухгалтерского учёта и отчётности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, аудит, аудиторская проверка объектов интеллектуальной собственности.

Под аудитом объектов интеллектуальной объектам интеллектуальной собственности -собственности понимается экспертиза юриди- торговая марка, изобретение, полезная модель, ческих и учётных документов, относящихся к промышленный образец, авторское право

(произведения науки, литературы и искусства), компьютерная программа, рационализаторское © Мансурова Г. И., Мансуров П. М., 2017 предложение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.