Научная статья на тему 'Основные направления повышения уровня жизни сельского населения Сибири'

Основные направления повышения уровня жизни сельского населения Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1135
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПЕНСИЯ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / БЕДНОСТЬ / LIVING STANDARDS / POPULATION / EMPLOYMENT / INCOME / EXPENSES / WAGES / SUBSISTENCE MINIMUM / RETIREMENT PENSION / UNEMPLOYMENT RATE / POVERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Руслан Владимирович, Горнин Леонид Владимирович, Едренкина Нина Михайловна

Проведенный анализ и оценка уровня жизни сельского населения показали, что существующую угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населении. Дифференциация населения по уровню доходов между различными группами растёт, о чём свидетельствует увеличение коэффициента фондов, говорящее о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения. Основными направлениями повышения уровня жизни населения является повышение доходов сельского населения за счёт роста эффективности предприятий АПК, развития сельских территорий и человеческого капитала. Политика в области доходов сельского населения должна быть направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов в сельской и городской местности, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, повышение престижа приложения труда и капитала на селе, привлечение и закрепление молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF LIVING STANDARDS IMPROVEMENT OF RURAL POPULATION OF SIBERIA

The analysis and evaluation of the living standards of rural population have shown that a dramatic increase in the income differentiation of various groups of population poses a threat to social stability and economic security. The income differentiation of population among various groups rises dramatically and that is confirmed by the increase of the coefficient of funds which is indicative of a dynamic process of redistribution of material benefits between various groups of population. The main directions of the population living standards improvement are the increase of rural residents’ incomes through the growth agricultural enterprises efficiency and the development of rural areas and human capital. The policy of rural residents’ income should to be aimed at the following: the raising of their living standards and diversifying the income resources; poverty reduction, overcoming localization of low paid groups of population in farming areas and rural settlements; leveling the average per capita incomes in rural and urban areas and performing incomes’ incentive, reproduction, social protection, and social and ethic functions; reducing socially and economically unreasonable territorial inter-farm and social group differentiation; raising the prestige of labor inputs and investments in rural areas; and attracting and retaining young people in rural areas.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения уровня жизни сельского населения Сибири»

УДК 631.158:331.5 Р.В. Захаров,

Л.В. Горнин, Н.М. Едренкина ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ

Ключевые слова: уровень жизни, населения, занятость, доходы, расходы, заработная плата, прожиточный минимум, пенсия, уровень безработицы, бедность.

Введение

Актуальность исследуемой проблемы определяется потребностью науки и практики в действенном механизме управления уровнем жизни населения, важнейшими элементами которого являются: способы

экономической организации социальных процессов; регулирование диспропорций социального развития; проведение экспертных оценок и прогнозов ситуаций; интегрирование усилий всех субъектов социальной политики. В рамках данного механизма особая роль отводится основным направлениям повышения уровня жизни сельского населения.

Целью исследования является определение основных направлений повышения уровня жизни сельского населения Сибири.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проведены анализ и оценка уровня жизни населения; выявлены основные причины бедности, обусловливающие дифференциацию населения по уровню среднедушевых денежных доходов; определены основные направления повышения уровня жизни сельского населения.

Объекты и методы исследований

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: абстрактно-логический, системного анализа, экономико-статистический; факторный, монографический, расчётно-конструктивный и др. Методологическую основу составили комплексный, программно-целевой, нормативный, интегрированный и системный подходы при решении определённых задач. Объект исследования — процессы по повышению уровня жизни сельского населения. Объект наблюдения — республики, края, области Сибири. Исследование проводилось в 2009-2011 гг. по регионам Сибири.

Результаты и их обсуждение

Кризисные явления в экономике страны, в том числе и в аграрном секторе, привели к снижению уровня жизни сельского насе-

ления Сибири. В 2010 г. среднедушевые денежные доходы населения СФО находились на уровне 14892 руб., среднемесячная заработная плата составляла 18657,6 руб., среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций -9423 руб., средний размер назначенных пенсий на конец года - 7548,1 руб.

Соотношение величины прожиточного минимума (ПМ) (в среднем на душу населения ПМ составлял 6000 руб.) и среднедушевых денежных доходов равнялось 2,5 раза, среднемесячной заработной платы

— 3,1, средний размер назначенных пенсий на конец года - 1,25 раза.

Дифференциация уровня жизни между регионами Сибирского федерального округа в целом находится на том же уровне, что и между федеральными округами. Так, по среднедушевым доходам различия между округами РФ составляют 1,85 раза, между регионами СФО - 1,79, различия по среднемесячной зарплате между федеральными округами — 2,05, между регионами СФО - 1,93, по среднемесячной пенсии — соответственно, 1,39 и 1,20 раза (табл. 1).

Ниже среднероссийских показателей уровень дохода во всех регионах СФО.

Значительный разрыв в уровне доходов по отраслям народного хозяйства. В 2010 г. уровень среднемесячной оплаты труда лидирующих по этому показателю отраслей был следующий: финансовая деятельность — 36130 руб., или на 28% ниже общероссийского уровня среднемесячной заработной платы, добыча полезных ископаемых — 31478 руб., или 21%, предоставление социальных и персональных услуг — 12672 руб., или 23%, здравоохранение — 13611 руб., или 13%, образование — 12458 руб., или 12%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 9423 руб., или 12% к среднероссийскому уровню.

Рассматривая индикаторы уровня и качества жизни населения РФ и СФО в 2010 г., можно отметить более высокий уровень дифференциации и неравномерности распределения доходов населения в РФ. Так, если коэффициент Джини по РФ составляет

0,421, то коэффициент фондов — 16,5 раза [1].

Таблица 1

Основные показатели уровня жизни населения Сибирского федерального округа в 2010 г., руб.

Население Различия между, раз Соотношение

Показатель все население в т.ч. сельское феде- ральными округами регионами СФО между величиной ПМ и реальными доходами, %

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц РФ 18881 1,85 319,9

СФО 14892 - - 1,79 248,2

Среднемесячная з/плата РФ 20952,2 10668 2,05 355,0

СФО 18657,6 9423 - 1,93 311,0

Среднемесячная пенсия РФ 7593,9 1,39 128,7

СФО 7548,1 - - 1,20 125,8

Величина ПМ (в среднем на душу населения) РФ 5902

СФО 6000 - - 1,28 -

Обобщение литературных источников и статистических данных по уровню жизни населения дает основание говорить о том, что независимо от уровня социально-экономического развития страны существует дифференциация населения по уровню среднедушевых денежных доходов населения. По мнению ряда учёных [2], это обуславливается двумя причинами: во-первых, природными способностями людей; во-вторых, борьбой за ресурсы, их наличием, дефицитом, в том числе интеллектуальных ресурсов, и их неравномерным распределением между населением и регионами.

Существующую угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населении. Дифференциация населения по уровню доходов между различными группами растёт, о чём свидетельствует увеличение коэффициента фондов, говорящее о динамичном процессе перераспределения материальных благ между различными группами населения. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее 10% наименее обеспеченных групп превышает 8 раз, то общество вступает в зону нестабильности. По регионам СФО коэффициент фондов в 2010 г. составил: Республика Алтай — 11,7 раз, Республика Бурятия — 15,2, Иркутская область — 15,9, Красноярский край — 17,4, Республика Тыва — 11,4, Республика Хакасия — 12,1, Алтайский край — 10,9, Забайкальский край — 14,1, Кемеровская область — 14,6, Новосибирская область — 15,1, Омская область — 14,9, Томская — 13,0 раз [1].

В структуре денежных доходов населения по СФО в 2010 г. доходы от предпринимательской деятельности составили 10,4%, по РФ - 9,3, оплата труда по СФО — 44,0, по РФ - 40,6, социальные выплаты — соответственно, 21,4 и 17,8, доходы от собственности — 3,4 и 6,3, другие доходы — 20,8 и 26,0% [3].

Как видим, в структуре денежных доходов в СФО оплата труда и социальные выплаты занимают больший удельный вес, чем в РФ.

Анализ показателей по доходам, которые даёт статистика, показывает доходы городского населения значительно выше сельского. Несмотря на некоторую стабилизацию соотношения роста доходов между городским и сельским населением по располагаемым ресурсам и валовому доходу в 2010 г. превышение доходов городского населения над доходами сельского продолжает оставаться почти в полуторном размере, по располагаемым ресурсам — на 160,6%, а по денежным доходам — на 157,3%. Некоторое превышение натуральных поступлений, привлеченных средств и израсходованных сбережений у сельских домохозяйств, не компенсирует общее снижение их уровня жизни по сравнению с городскими [3].

Структура расходов на селе несколько отличается от расходов всего населения, особенно городского. Основное различие — в расходах на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров, на оплату услуг (табл. 2).

Таблица 2

Структура расходов домашних хозяйств СФО на конечное потребление в 2010 г., % от общего объема расходов на потребление (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц)

Показатель РФ СФО СФО к РФ, % Новосибирская область Сельское домохозяйство к городскому, %

городское домохозяй- ство сельское домохо- зяйство

Расходы на конечное потребление, всего 100,0 100,0 - 100,0 100,0 -

в том числе: - стоимость питания 35,3 37,5 106,2 39,3 45,3 115,3

- расходы на покупку непродовольственных товаров 37,2 36,6 98,4 34,8 36,0 103,4

- расходы на покупку алкогольных напитков 1,7 1,6 94,1 2,3 1,7 73,9

- расходы на оплату услуг 25,7 24,2 94,2 23,5 17,0 72,3

-стоимость предоставленных работодателем в натуральном выражении льгот 0,1 0,1 100,0 0,1 0,0 -

Уровень бедности в 7 регионах СФО значительно выше российского. Доля бедного населения составляет 43,4% от всего населения округа, в то время как в России этот показатель находится на уровне 37,7% (201 1 г.). В таких регионах, как Республика Алтай, Алтайский край, Забайкальский край, в сельских поселениях бедное население составляет более 50% [4].

Бедность имеет отраслевое «лицо», ее уровень выше в сельском хозяйстве и зависит не только от уровня развития производства, но и от уровня цен на потребительские товары и услуги; от социальноэкономической политики государства и региональных органов в отношении сельского хозяйства и села.

В настоящее время в категорию бедных попадают новые большие группы - безработные, работающие с детьми, военнослужащие, то есть категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния. В то же время среди относительно благополучных, средних слоёв населения оказались государственные служащие руководящего состава, персонал банков и частных предприятий.

Зарплата считается важнейшим фактором, определяющим бедность. В общем показателе бедности доля её дефицита составляет более 40%. Поэтому для борьбы с бедностью важна, прежде всего, реформа заработной платы. Анализ оплаты труда в различных отраслях экономики показывает, что диспропорции крайне велики.

К основным причинам бедности кроме факторов, обуславливающих дифференциа-

цию населения по уровню среднедушевых денежных доходов, следует отнести:

1) географические, почвенно-климатические и исторические условия;

2) национальные и конфессиональные особенности населения;

3) состав и размер семьи;

4) имущественное неравенство;

5) социально-экономическое положение людей в воспроизводственном процессе;

6) уровень социально-экономического развития страны;

7) социально-экономическую политику государства, в том числе ослабление социальных функций государства;

8) негативные черты рыночных отношений:

- совершенство взаимодействия «спрос-предложение-цена»;

- несовершенство распределительных отношений, в том числе распределение по принципу «накопленного имущества»;

- наличие фиктивного капитала;

9) региональную отсталость, депрессив-ность, в том числе слабую развитость сельских территорий, отсутствие поддержки развития малого и среднего бизнеса;

10) несовершенную межрегиональную мобильность факторов производства;

11) ослабление общероссийской производственной инфраструктуры;

12) неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы (80% финансовых активов находятся в Москве);

13) уровень открытости регионов;

14) неразвитость правовой базы.

Преодоление бедности, которая приняла

массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и

потреблении богатых и бедных, возможно в том случае, если основным гарантом при выборе методов социальной защиты неимущих слоёв населения станет государство, а главным источником финансирования — государственный бюджет.

Основными направлениями повышения уровня жизни населения является повышение доходов сельского населения за счёт роста эффективности предприятий АПК, развития сельских территорий и человеческого капитала.

Политика в области доходов сельского населения должна быть направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов в сельской и городской местности, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, меж-хозяйственной и социально-групповой дифференциации, повышение престижа приложения труда и капитала на селе, привлечение и закрепление молодежи.

Увеличению оплаты труда в сельском хозяйстве будут способствовать развитие в сельхозорганизациях внутрихозяйственных хозрасчетных отношений, укрепляющих связь оплаты с конечными результатами труда, оптимизация внутрихозяйственного распределения средств на потребление и накопление, развитие в сельском хозяйстве, в том числе в К(Ф)Х, системы регулирования оплаты труда на основе договоров и тарифных соглашений в рамках социального партнерства.

Прежде всего, это касается величины минимальной оплаты труда и трудовых пенсий, размеры которых должны находиться на уровне прожиточного минимума.

Значительное внимание должно быть уделено соотношению производительности труда и его оплаты и доведение этого соотношения до уровня развитых стран.

Индустриализация отраслей народного хозяйства, применение химико-техногенного способа производства сельскохозяйственной продукции обуславливают рост удельных затрат и цен на продукцию, что в конечном счете ведёт к повышению стоимости жизни населения.

Для того, чтобы не только сохранить достигнутый уровень жизни населения, но и повысить его, требуется проводить регулярную индексацию заработной платы в бюджетной сфере в соответствии с изменением стоимости жизни населения с учетом региональной дифференциации.

Значительное внимание должно быть уделено беднейшим слоям населения, росту их доходов. Прогресс в области производства возможен только на основе применения инноваций, новых знаний, на основе повышения человеческого потенциала.

При решении вопросов региональной социальной политики значительное внимание должно быть уделено обеспечению минимальных социальных гарантий. Последние, прежде всего, предполагают уточнение содержания прожиточного минимума (ПМ), учитывающего, кроме всего прочего, и социальные потребности человека, его правильное исчисление (расширение минимального продуктового набора), повышение размера социальных выплат и пособий в расчете на душу населения до ПМ, получение необходимой диагностики и лечебной помощи на основе страховой медицины, обеспечение доступности образования всем слоям населения, введение государственного стандарта обязательного полного среднего образования и предоставления жилья по договору социального найма малоимущим слоям населения.

Необходим также пакет мер по усилению социальной защиты сельских граждан, не способных самостоятельно обеспечить безбедное существование.

Государственные и региональные органы должны выплачивать на депрессивных территориях (где не предвидится развитие системы рабочих мест) пособия по бедности (вместо пособия по безработице) на уровне до 75% от величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.

Решая вопросы обеспечения минимальных социальных гарантий, необходимо не забывать о разработке и реализации целевых социальных программ как федерального, так и регионального уровня.

Осуществляемые программные меры в реализации региональной социальной политики должны быть направлены на формирование в сознании людей новой идеологии образа жизни.

Выводы

Основными направлениями повышения уровня жизни населения является повышение доходов сельского населения за счёт роста эффективности предприятий АПК, развития сельских территорий и человеческого капитала.

Политика в области доходов сельского населения должна быть направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых до-

ходов в сельской и городской местности, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, повышение престижа приложения труда и капитала на селе, привлечение и закрепление молодежи.

Библиографический список

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. Росстат.

- М., 2011. - 990 с.

+

2. Першукевич П.М. Социально-экономическое развитие сельских поселений Сибири и занятость их населения. — Новосибирск, 2011. — 64 с.

3. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 году: стат. сб. Росстат. — М., 2011. — 191 с.

4. Социально-экономические индикаторы бедности в 2008-2011: стат. бюллетень Росстат. — М., 2011. — 98 с.

5. Труд и занятость в России. 2011: стат. сб. Росстат. — М., 2011. — 637 с.

+ +

УДК 336.6:338.43 (571.15)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.П. Воробьев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКРОТСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ключевые слова: банкротство, убыточные сельскохозяйственные организации, платежеспособность предприятий, финансовый анализ.

Введение

Являясь регионом аграрной специализации, Алтайский край по объему производимой сельскохозяйственной продукции в 2010-2012 гг. занимал 7-10-е места, в расчете на душу населения производилось сельского хозяйства в 1,8 раза больше, нежели в среднем по стране. В общероссийских показателях Алтайский край занимает первое место по площади пашни и посевам зерновых культур, третье — по валовому производству зерна и молока, пятое — меда товарного, шестое — мяса скота и птицы (в убойном весе), пятнадцатое место — по производству яйца.

Среднегодовые темпы роста валового производства сельского хозяйства в среднем за 2001-2012 гг. составили 9,76% (в 2012 г. впервые за период после 2000 г. наблюдалось снижение стоимости валовой продукции по оперативным данным на 6,02% (по сравнению с 2011 г.). Однако делать выводы о стабильном развитии сельского хозяйства преждевременно, поскольку в период 1991-2000 гг. было подорвано расширенное воспроизводство в отрасли. После длительного снижения сельхозпроиз-водства его объем в текущих ценах увели-

чился за 2001-2012 гг. на 278,6%, в то время как уровень инфляции составил в этот период 361,4%, а индекс цен на промышленную продукцию и услуги, приобретенные сельскохозяйственными товаропроизводителями, — на 514,6%. Такая динамика показывает, что качество роста производства сельхозпродукции не имеет положительной составляющей. Кроме того, уровень 1991 г. в сопоставимой оценке достигнет лишь на 94%, а по стоимости продукции животноводства — 80% (2011 г.), на что повлияло двукратное снижение поголовья скота с 2305 до 1063 тыс. усл. гол. В Алтайском крае практически ликвидировано овцеводство, по состоянию на 1 января 2012 г. 79% поголовья овец содержалось в хозяйствах населения.

Некая стабилизация в аграрной экономике региона наблюдается с 2005-2006 гг. с увеличением средств на поддержку сельскохозяйственного производства из консолидированного бюджета Алтайского края, связанного не только с расширением количества федеральных, краевых и ведомственных программ, но и с включением в перечень кредитуемых субъектов крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. В ходе реализации инвестиционных проектов за 2008-2010 гг. в отрасли создано 1737 высокотехнологичных рабочих мест с уровнем заработной платы свыше 10 тыс. руб. в месяц. По кругу предприятий, осу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.