DOI 10.22394/1818-4049-2018-85-4-127-136 УДК 330.59:330.12
С. С. Халикова
Оценка уровня бедности населения Хабаровского края
В статье представлен анализ бедности населения и уровня ее проявления на примере Хабаровского края. Методологической основой анализа является абсолютная концепция бедности, согласно которой автором проанализированы показатели, характеризующие ее уровень и дифференциацию доходов населения региона. Отмечается что несмотря на то, что статистические данные в целом демонстрируют снижение уровня бедности, как социальная проблема она сохраняет свою актуальность в Хабаровском крае. Результатом проведенного анализа являются предложения по снижению уровня бедности и дифференциации доходов населения через расширение активных форм его поддержки и через поддержку самостоятельных действий в сфере занятости - развитие малого и среднего бизнеса, самозанятости и др.
Ключевые слова: бедность, Хабаровский край, сокращение уровня бедности, уровень бедности, уровень жизни, борьба с бедностью, абсолютный, подход.
Бедность является актуальной проблемой во всем мире, в любом обществе, но масштаб, причины, проявление, последствия отличаются в зависимости от условий его развития. Показатель уровня бедности является важнейшим индикатором уровня жизни населения. Бедность ограничивает население в получении качественных услуг здравоохранения и образования, в полноценной реализации своих потребностей, в возможности успешной социализации детей и молодежи и т. д. Самый высокий уровень бедности в России был зарегистрирован в начале 90-х гг. - к категории бедных относилось более 30% населения. Однако уже в начале 2000-х гг. данный показатель начал снижаться и, согласно отчету Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2017 г. доля бедных составила 13,2%.1
За последние десятилетия бедность в нашей стране приобрела массовый характер. Эксперты отмечают: «В России существует колоссальное, вопиющее не-
равенство во многих сегментах материальной жизни, особенно это касается до-мохозяйств... И это имеет очень значимый моральный и психологический эффект: в современном российском обществе неравенство является огромным деморализующим фактором. Да, в самом деле, есть классическая либеральная тема: неравенство заставляет лучше трудиться. Но это верно, лишь когда различие не очень велико, когда оно - в пределах досягаемости. Когда ты понимаешь, что можешь достичь его.» [Чеховский, 2012].
В настоящее время существует множество определений бедности. Самое распространённое основывается на том, что бедность - это такое состояние, положение человека либо определённой социальной группы, при котором данные лица не могут удовлетворить круг минимальных потребностей, необходимых для поддержания собственной жизни, жизни семьи, продолжения рода, сохранения трудоспособности и так далее2.
Определение понятия бедности в
1 Снижение уровня бедности - первая цель социальной политики. URL.: http://economy.gov.ru/ minec/about/structure/depsoc/2017210416; официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL.: http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.10.2018).
2 Бедность. URL.: Mtp://economic-defimtion.com
Светлана Сергеевна Халикова - канд. социол. наук, доцент кафедры государ-
ственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
границах отдельной страны зависит от уровня ее социально-экономического развития, а также от целей проводимой в стране социальной политики и бюджетных возможностей государства. Одним из главных приоритетов политики страны является повышение качества жизни населения, которое будет выражаться и через сокращение масштабов бедности.
Для определения эффективных мер и выработки механизмов снижения уровня бедности населения необходимо иметь четкое представление о масштабах ее распространения и ее основных характеристиках. В настоящее время сложилось множество подходов к измерению бедности, среди которых наиболее распространенными являются: абсолютный, относительный, субъективный, качественный, интегральный. Основное отличие между подходами состоит в способе определения черты бедности. Государственное регулирование и формирование мер социальной политики, направленных на снижение уровня бедности населения в регионе, чаще опираются на оценку, полученную с помощью использования абсолютного подхода. Среди основных преимуществ данного подхода выделяют относительную простоту расчетов, обоснование полученных результатов официальными статистическими данными, возможность проводить ретроспективный анализ и мониторинг благодаря постоянному наличию современной официальной информации.
Впервые данный подход был сформулирован С. Раунтри, который определял абсолютную линию бедности как стоимость минимального набора продуктов питания, одежды и жилья [Рэвельон, 2000]. Позже М. Рэвелльон предложил определять стоимость товаров в соответствии со структурой фактического потребления беднейшей децильной группы населения [Рэвельон, 2000]. В последствии в структуру расходов населения добавляется и непродовольственная часть потребительской корзины. В настоящее время понятие абсолютной бедности основывается на существовании прожиточного минимума, то есть
определении основных условий, которые должны быть выполнены, чтобы обеспечить физически нормальное существование человека (достаточное питание, одежда, место жительства и т. д.). Люди, проживающие за чертой установленных стандартов, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе, относятся к категории бедных.
Однако установить единый стандарт на такой большой и разнообразной по климатическим, социально-экономическим условиям проживания территории как Россия не всегда представляется возможным. Поэтому размер прожиточного минимума варьирует на территории страны значительно. Так, в целом по России в 2017 г. прожиточный минимум для всего населения составил 10088 руб., а в отдельно взятых субъектах РФ его размер различался более чем в два раза (например, 8157 руб. в республике Мордовия и 20791 руб. в Ненецком автономной округе)3. Расчет величины прожиточного минимума производится ежеквартально Федеральной службой государственной статистики.
Система показателей, используемых в абсолютной концепции оценки бедности, включает: долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума; показатели доходов и расходов населения - среднемесячные денежные доходы, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату, средний размер назначенных месячных пенсий, доля расходов на товары первой необходимости; индексы глубины, остроты бедности.
Для определения численности бедного населения в Хабаровском крае необходимо сопоставить доходы населения с установленным прожиточным минимумом. На протяжении последних лет в Хабаровском крае наблюдается тенденция снижения численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума со 192,0 тыс. чел. в 2012 г. до 166,6 тыс. чел. в 2017 г. Если в 2012 г. за чертой бедности проживало 14,3% населения края, то в 2017 г. этот показатель равнялся
3 Официальный интернет-портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL.: http://uiuiui.gks.ru/ (дата обращения 14.10.2018).
12,5% (табл. 1)4.
Размер прожиточного минимума за анализируемый период увеличился, но, так как это увеличение обосновывалось увеличением стоимости потребительской корзины, оно никак не повлияло на снижение количества бедного населения края (табл. 2). Эксперты отмечают, что сам размер прожиточного минимума далек от реальности, потому что не включает важные статьи расходов, например, такие как стоимость аренды жилья или ипотечные платежи, то есть стандартные постоянные расходы.5
Проанализируем соотношение пенсии и прожиточного минимума в Хабаровском крае. Если пенсия ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, превышающего прожиточный минимум пенсионера в целом по Российской Федерации, то устанавливается региональная
Численность населения с денеж прожиточного минимума по Хаб
социальная доплата. Право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе по месту их жительства. Соотношение пенсии и прожиточного минимума показывает, что средняя пенсия по Хабаровскому краю в полтора раза превышает прожиточный минимум (табл. 3). Рассмотрим среднедушевые доходы населения Хабаровского края за период 2013 - 2017 гг. (рис. 1).
Анализ показывает рост среднедушевых доходов населения за последние 5 лет. Средний уровень дохода составил 34435 руб. Прирост среднедушевых доходов до 2017 г. постоянно увеличивался. Наибольший прирост был зафиксирован в 2015 г. и составил 4570 руб., наименьший - в 2017 г. и составил 334 руб.
Таблица 1 ыми доходами ниже величины ровскому краю (2012 - 2017 гг.)4
Показатель Годы
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел. 192,0 167,8 176,5 183,4 167,1 166,1
в % от общей численности населения 14,3 12,5 13,2 13,7 12,7 12,5
Таблица 2
Динамика величины прожиточного минимума в Хабаровском крае5
Год Все население руб./мес. в том числе по социально-демографическим группам населения, руб./мес.
трудоспособное население пенсионеры дети
2013 9939 10536 7985 10176
2014 11137 11809 8937 11630
2015 13417 14266 10792 13905
2016 13018 13860 10517 13500
2017 12956 13799 10498 13422
Темп роста 2012 - 2017 гг., % 130,4 130,97 131,47 131,9
4 Официальный интернет-портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. URL.: http://habstat.gks.ru/ (дата обращения 17.10.2018).
5 Почему повышение МРОТ не решение проблемы бедности в России. URL.: http://nabat. news/2018/03/13/pochemu-povysherde-mrot-ne-reshenie-problemy-bednos£i-v-rossii/
Таблица 3
Соотношение пенсии и прожиточного минимума
Год Прожиточный минимум пенсионеры, руб. Средний размер пенсии, руб. Соотношение, руб./руб.
2013 7985 12714,4 1,6
2014 8937 14125,1 1,6
2015 10792 14473,6 1,3
5016 10517 14525,8 1,4
2017 10498 15445,6 1,5
Источник: составлено автором на основе статистических данных. URL.: http:// habstat.gks.ru/ (дата обращения 17.10.2018).
40 0 0 0 3 0 0 0 0 2 0 0 0 0 1 0 0 0 0
0
3780 1
28929,5
31703
36275
37467
2013
2014
2015
2016
2017
Рис. 1.Среднедушевые доходы населения Хабаровского края за период 2013 - 2017 гг.
6 0 0 0 0 ,0 5 0 0 0 0 ,0 4 0 0 0 0 ,0 3 0 0 0 0 ,0 2 0 0 0 0 ,0 1 0 0 0 0 ,0 0,0
53869,0
54656,0
45351,0
45750,0
47734,0
2013
2014
2015
2016
2017
Рис. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике Хабаровского края за период 2013 - 2017 гг.
Показатель «среднемесячная номинальная начисленная заработная плата» также имеет положительную тенденцию (рис. 2).
Однако соотношение данного показателя с реальными денежными доходами демонстрирует снижение уровня располагаемых денежных доходов населения за счет роста потребительских цен. В
настоящее время Хабаровский край попадает в первую десятку самых дорогих регионов страны по стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг.
В таблице представлена динамика номинальных и реальных денежных доходов населения Хабаровского края за 2012 - 2017 гг.
Таким образом, наблюдается повышение среднедушевых денежных доходов в 2017 г. по сравнению с 2013 г. на 8871,5 руб. / мес., что соответствует темпу роста 130,7%. При этом мы наблюдаем снижение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2017 г по сравнению с 2012 г. на 7,7%.
Анализ покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения Хабаровского края по основным продуктам питания в 2016 - 2017 гг. показал, что по ряду продовольственных товаров (подсолнечное масло, сахар-песок, капуста свежая белокочанная, морковь, крупы, картофель) потенциальная возможность их приобретения у населения увеличилась. Снижение потенциальной возможности приобретения товара произошло по таким позициям, как масло сливочное, чай черный байховый, рыба мороженая, молоко питьевое цельное стерилизованное, хлеб ржаной и ржано-пшеничный4.
Стоимость услуг жилищно-коммунальной и энергетической сферы для жителей Хабаровского края превышает стоимость, сложившуюся на аналогичные услуги в соседних регионах южной зоны Дальнего Востока (Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области): по тарифу на оплату электроэнергии в квартирах без электроплит в 01.01.2018 г. Хабаровский край (427 руб. за 100 кВтч) опережает не только При-
морский край (337 руб.), но и Сахалинскую область (396 руб.), Амурскую область (352 руб.), ЕАО (376 руб.); по стоимости тарифа на холодную воду в 2017 г. Хабаровский край опередил не только южных соседей, но и Магаданскую область; по средней стоимости тарифа на оплату отопления Хабаровский край занимает одну из лидирующих позиций, выше стоимость только в Магаданской области.
Сложившуюся разницу в тарифах объясняют различиями в уровне издержек отдельных отраслей, предоставляющих услуги населению, и разными возможностями региональных бюджетов по дотированию потребительских услуг, регулируемых органами исполнительной власти.
Немаловажным показателем при оценке уровня бедности населения является и структура денежных доходов населения Хабаровского края (рис. 3).
Наибольшим удельным весом в доходах населения обладает оплата труда, и роль этого источника доходов возрастает. Также значимая доля принадлежит социальным выплатам, объем которых ежегодно увеличивается. Менее значимыми являются доходы от предпринимательской деятельности, а также доходы от собственности и др.
Для оценки уровня бедности населения используются различные индексы, позволяющие получить более дифференцированный анализ. Наиболее часто ис-
Таблица 4
Динамика номинальных и реальных денежных доходов населения
Хабаровского края
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп роста 2017/2013,%
Среднедушевые денежные доходы, руб./мес. 28929,5 31703,4 36275 37467 37801 130,7
Реальные денежные доходы, в процентном отношении к предыдущему году,% 107,5 100,5 99,0 94,8 92,3
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентном отношении к предыдущему году,% 107,5 100,3 101,1 94,9 94,2
пользуемыми являются коэффициенты глубины и остроты бедности населения. Глубина бедности представляет собой расстояние, на котором находится бедное население до черты бедности. Чем больше данное «расстояние», тем большее значение имеет коэффициент глубины бедности. Коэффициент остроты бедности характеризует максимальную глубину бедности, неравенство среди бедного населения, т. е. насколько беден самый бедный человек.
Проанализируем динамику уровня бедности населения Хабаровского края, используя индекс глубины и остроты бедности населения Хабаровского края (табл. 5).
В 2017 г. по сравнению с 2013 г. коэффициент глубины бедности сократил-
ся на 1,4 п.п. и достиг наименьшего значения за анализируемый период - 3,6%. Коэффициент остроты бедности также снижается, что свидетельствует о постепенном сокращении неравенства среди бедного населения.
Для выработки мероприятий региональной политики по сокращению бедности в Хабаровском крае необходимо установить степень влияния на уровень бедности населения различных факторов, среди которых: распространённость на территории края, малообеспеченность населения, степень расслоения по доходам. Первый значимый фактор, влияющий на уровень бедности, - заработная плата. Неоднократно в различных программах, посвященных проблеме бедности и повышению уровня жизни насе-
■Доюоаи из :рйс7йЕШ1эсщ -!■ Отите туглч.г!
Рис. 3. Структура денежных доходов населения Хабаровского края
Таблица 5
Коэффициенты глубины и остроты бедности населения Хабаровского края (в %)
Показатель Годы
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Коэффициент глубины бедности 5,2 4,5 4,6 4,0 3.8
Коэффициент остроты бедности 2,2 1,8 1,8 1,6 1,5
ления, отмечалось, что рост заработной платы - первоочередной источник сокращения бедности. В Хабаровском крае за анализируемый период наблюдалась тенденция роста средней заработной платы по Хабаровскому краю, за 5 лет этот показатель вырос на 8637 руб. (табл. 6).
Вторым фактором является безработица. Отметим, что уровень безработицы в Хабаровском крае в течение нескольких лет остается ниже среднероссийского показателя, в 2017 г. он составил 4,9%.4
Третьим фактором является социальная политика, т. е. совокупность мероприятий, направленных на повышение уровня благосостояния малоимущих слоев населения. Во многом её целесообразность и эффективность зависят от финансовой составляющей, от расходов на данные мероприятия в совокупном объеме валового регионального продукта, а также в общем объеме расходов региона.
Проведенный анализ уровня бедности населения с использованием абсолютного подхода оценки показывает в целом снижение уровня бедности в Хабаровском крае. Однако количество населения, находящегося за чертой бедности остается значительным. Проблема сокращения уровня бедности в крае остается актуальной и требует разработки новых мер и подходов к решению данного вопроса.
Среди основных векторов региональной политики, направленных на сокращение уровня бедности населения Хабаровского края, могут быть следующие мероприятия. Во-первых, стимулирование развития экономики для создания новых рабочих мест посредством привлечения инвесторов, развития малого и среднего бизнеса, самозанятости населения. Причем, если говорить о сельском
населении, то речь надо вести не только о малом и среднем бизнесе, но и о промыслах, ремесленничестве, индивидуальной трудовой деятельности, то есть о самозанятости как форме экономической деятельности, когда человек сам находит для себя работу, организует процесс труда, результаты которого обеспечивают его достойное существование. Особую значимость имеет расширение возможности трудоустройства в малых населенных пунктах. Можно предложить разработку программы по поддержке развития сельского туризма (родовых усадеб, гостевых подворий, экотуров и пр.), или включить это мероприятие в существующую государственную программу Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 - 2020 гг.)». Основным мероприятием в этом направлении является обучение жителей навыкам предоставления такого рода услуг и организация грантовой поддержки таких начинаний. Необходимо усилить эту работу на районном и поселенческом уровнях. Также разработать мероприятия по повышению занятости в поселениях, проработать вопросы создания залогового фонда из муниципального имущества для предоставления гарантий начинающим предпринимателям при получении кредитов в банках. Требуется определить приоритетные (нужные для жителей именно этого населенного пункта) виды деятельности для организации новых биз-несов, оказывать содействие предпринимателям (выделение помещений на льготных условиях, ускоренное оформление разрешительных документов и т. д.).
Во-вторых, оказание поддержки безработным гражданам. Меры пассивной поддержки безработных граждан сводятся к гарантированным на федеральном уровне денежным выплатам (пособия по
Таблица 6
Средняя заработная плата в Хабаровском крае, 2013 - 2017 гг. (руб.)
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Темп роста 2017/2013,%
Уровень средней заработной платы 34130 36450 37030 41136 42767 125,3
безработице, стипендии в период профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, предоставление материальной помощи, досрочное назначение пенсии по предложению органов службы занятости). К используемым активным формам поддержки относятся: в сфере образования - профориентация, профессиональное обучение по профессиям (специальностям), видам деятельности, пользующимся спросом на рынке труда; обучение основам самозанятости и ведения бизнеса; в сфере содействия самозанятости - механизм предоставления субсидий на открытие собственного дела; в сфере обеспечения занятости - содействие в поиске работы и трудоустройстве, организация временных и общественных работ, подбор работы в другой местности с оказанием адресной финансовой поддержки при переезде в другую местность; в сфере развития нестандартных форм занятости (надо-мничество, совместительство) - гибкость использования рабочего времени, возможность работать людям с ограниченными возможностями.
Подобная политика активации безработных оказывается слабоэффективной в районах, где мало качественных рабочих мест. Существует и проблема «мертвого груза»: то есть участники, кому удается найти работу, часто вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую занятость, с ограниченными возможностями карьерного роста, имеют высокий риск покинуть эту работу и повторно обратиться за пособием. Меры временной занятости больше сохраняют навыки активного, общественно-полезного труда, но не являются инструментом преодоления бедности. Основная государственная мера, которой могут воспользоваться начинающие предприниматели, - это субсидии на открытие собственного дела от центра занятости.
В Хабаровском крае на развитие фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств оказывается прямая финансовая поддержка в виде предоставления
6 О распределении в 2015 г. субсидий субъекте распоряжения от 13 марта 2015 г. №417-р, от government.ru/ (дата обращения 23.09.2018).
грантов и субсидий (более 5 видов)6. Кроме этого, выделяются пахотные земельные участки с установлением льготной ставки арендной платы для выращивания картофеля и овощей, под сенокосы и пастбища. Инфраструктурный блок поддержки сельхозпроизводителей развивается фрагментарно и связан с формированием каналов сбыта (проведение ярмарок выходного дня, предоставление в районах торговых мест для реализации продукции); оказанием консультативной помощи по вопросам развития сельского хозяйства; поддержкой местных инициатив (путем предоставления грантов сельским поселениям в форме субсидий из краевого бюджета на реализацию проектов); финансовой помощью садоводческим товариществам по ремонту грунтовых дорог, линий электропередач, водополивных систем; покрытием части затрат на проведение ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения и др.
Следующей мерой является поддержка малообеспеченных семей. В настоящее время в крае доминируют меры пассивной поддержки малоимущих граждан и семей: для региона характерна развитая система денежной компенсации (реализуется более 10 видов социальных выплат, льгот и компенсаций различного характера), оказание социальной помощи в натуральной форме (около 7 видов продуктовой, вещевой, лекарственной помощи). Однако объемы денежной адресной помощи недостаточны для изменения суммарного дефицита денежных доходов и выхода из состояния бедности.
Для повышения эффективности мероприятий по сокращению бедности необходимо расширить активные формы поддержки, стимулирующие самостоятельные действия по преодолению бедности, к которым можно отнести: компенсацию расходов за обучение в учреждениях образования всех уровней (для малоимущих инвалидов); развитие бесплатной юридической помощи для малообеспеченных слоев; внедрение
м Федерации на развитие фермерских хозяйств:
14 марта 2015 г. №435-р, №436-р. URL.: http://
механизма социального контракта, который в настоящее время недостаточно реализовал свой стимулирующий потенциал.
Меры поддержки пожилых граждан носят преимущественно пассивный характер (в крае предоставляется более 8 видов денежных выплат и льгот и 8 видов натуральной помощи). Основной мерой поддержания доходов пожилых граждан является региональная доплата к пенсии для неработающих пенсионеров, если сумма их совокупного дохода не достигает величины прожиточного минимума. Данный вид поддержки охватывает беднейшие слои пенсионеров, позволяет выйти из состояния глубокой бедности, но не выводит граждан на качественно новый уровень материального обеспечения. Лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Хабаровским краем, ежемесячно выплачивается персональная надбавка к пенсии - 700 руб. Однако из-за невысокого размера выплаты и ограниченного круга получателей эту меру нельзя отнести к мерам, способствующим преодолению бедности7. Специальных программ для пенсионеров, предполагающих возможность переобучения, трудоустройства, создания дополнительного источника дохода, кроме пенсии, действующим законодательством региона практически не предусмотрено. Образовательная политика в отношении пожилых людей ограничена обучением компьютерной грамотности.
Для пенсионеров, которые получают минимальную пенсию, но по здоровью могут и хотят работать, можно разработать проект по созданию специальных рабочих мест, которые бы (места) могли удовлетворять некоторым из условий: невысокая квалификация; невредные условия труда; режим неполного рабочего времени в производственных условия; использование надомного труда.
Таким образом, в Хабаровском крае основной акцент сделан на использова-
Библиографическое описание статьи
Халикова С. С. Оценка уровня бедности населения Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 127-136. DOI 10.22394/1818-40492018-85-4-127-136
нии пассивных мер поддержки. Однако в крае отсутствует система комплексной поддержки бедных для вывода их из состояния бедности. Реализуемые меры (например, адресная помощь в виде социального контракта предоставляется многодетным семьям) носят краткосрочный характер и ориентированы на социально уязвимые категории граждан, не способные заниматься трудовой деятельностью. Предоставляемые размеры помощи не позволяют преодолеть черту бедности, то есть эффективность мер поддержки с точки зрения воздействия на уровень бедности является низкой. Поэтому необходимо наряду с пассивными мерами развивать активные меры поддержки. К решению задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, научно-исследовательские, неправительственные и религиозные организации и средства массовой информации. Важно развивать промышленность и сеть транспортных дорог, предоставлять льготы и помогать предприятиям в состоянии застоя для обеспечения людей новыми рабочими местами. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы.
Список литературы:
1. Чеховский Н. Богатые и очень бедные // Свободная пресса. 2012. 15 окт.- URL.: svpressa.ru/economy/ aticle/59649.
2. Рэвелльон М. Сравнительные оценки бедности. Всемирный банк. Вашингтон, 2000. С. 131.
3. Симонян Р. Х. Есть ли особый «русский путь»? (полемические заметки) / / Социс. 2013. № 7. С. 137-148.
4. Бондаренко Н. А., Сюпова М. С. Влияние уровня экономического развития регионов на дифференциацию доходов населения // Вестник ТОГУ. 2018. №1 (48). С. 89-98.
7 О персональной надбавке к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией, Хабаровским краем.. URL.: https://kguhb.mszn27.ru/node/33778
Svetlana S. Khalikova - Candidate of Sociology, Associate Professor of the state and municipal management and service law chair, the Far-Eastern institute of management -branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation ). E-mail: [email protected]
Assessment of the poverty level of the Khabarovsk territory
population
The article presents an analysis of poverty and the level of its manifestation in the Khabarovsk territory using the absolute concept of poverty assessment. Analyzed the dynamics of the indicators characterizing the level of poverty and income differentiation of the population of the Khabarovsk territory, such as the proportion of the population with the incomes below the subsistence level, average income per capita, the average wage of the population, income structure, indices of depth and severity of poverty. The author notes that despite the fact that the statistical data and the considered coefficients generally demonstrate a reduction in poverty in the Khabarovsk territory, the problem of poverty remains relevant. The result of the analysis are proposals to reduce poverty and income differentiation in the Khabarovsk territory through the expansion of active forms of support, stimulating independent actions to overcome poverty, such as: the development of small and medium-sized businesses, in order to create new jobs, self-employment; assistance and support to various segments of the population and others.
Keywords: poverty, the Khabarovsk territory, poverty reduction, poverty level, standard of living, fight against poverty, absolute approach.
References:
1. Chekhov N. The rich and the very poor. Svobodnaya pressa [Free press]. October 15, 2012. URL.: svpressa.ru/ economy/59649. (In Russian).
2. Ravelllon M. Comparative estimates of poverty. The World Bank. Washington, 2000. 131 p. (In Russian).
3. Simonyan R. Kh. Is there a special "Russian way"? (polemical notes). Sotsis [So-cis]. 2013, no. 7, pp. 137-148. (In Russian).
4. Bondarenko N. A., Syupova M. S. Influence of the level of economic development of the regions on the differentiation of incomes of the population. Vestnik TOGU. [Bulletin of PNU], 2018, no.1 (48), pp. 89-98. (In Russian).
Reference to the article
Khalikova S. S. Assessment of the poverty level of the Khabarovsk territory population // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 4 (85). Pp. 127-136. DOI 10.22394/1818-4049-2018-85-4-127-136