Научная статья на тему 'Социальная политика государства в сфере семьи: основные направления и механизмы реализации (на примере Кемеровской области)'

Социальная политика государства в сфере семьи: основные направления и механизмы реализации (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4340
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / SOCIAL POLICY / FAMILY / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL BENEFITS / YOUNG FAMILY / LARGE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Елена Викторовна

В статье рассматриваются основные направления реализации социальной политики в сфере семьи в Российской Федерации, в качестве конкретного примера рассматривается Кемеровская область. В качестве основных направлений реализация социальной политики в сфере семьи рассматриваются способы решения жилищного вопроса, организация деятельности дошкольных учреждений, социальная поддержка многодетных семей, уровень заработной платы в регионе и его соотношение с основными необходимыми расходами семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL POLICY OF THE STATE IN REGARD TO THE FAMILY: GUIDELINES AND MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION (THE EXAMPLE OF KEMEROVO REGION)

The paper discusses the main directions of the social policy in regard to the family in the Russian Federation, Kemerovo region is considered as a particular example. The key areas of implementation of the social policy in regard to the family are considered to be: ways to solve the housing problem, the organization of activities of preschool institutions, social support for large families, wage level in the region and its ratio with the basic needs of the family expenses.

Текст научной работы на тему «Социальная политика государства в сфере семьи: основные направления и механизмы реализации (на примере Кемеровской области)»

УДК 369

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СЕМЬИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ (на примере Кемеровской области)

Е. В. Григорьева

THE SOCIAL POLICY OF THE STATE IN REGARD TO THE FAMILY: GUIDELINES AND MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION (the example of Kemerovo region)

E. V. Grigorieva

В статье рассматриваются основные направления реализации социальной политики в сфере семьи в Российской Федерации, в качестве конкретного примера рассматривается Кемеровская область. В качестве основных направлений реализация социальной политики в сфере семьи рассматриваются способы решения жилищного вопроса, организация деятельности дошкольных учреждений, социальная поддержка многодетных семей, уровень заработной платы в регионе и его соотношение с основными необходимыми расходами семьи.

The paper discusses the main directions of the social policy in regard to the family in the Russian Federation, Kemerovo region is considered as a particular example. The key areas of implementation of the social policy in regard to the family are considered to be: ways to solve the housing problem, the organization of activities of preschool institutions, social support for large families, wage level in the region and its ratio with the basic needs of the family expenses.

Ключевые слова: социальная политика, семья, социальные проекты, социальные льготы, молодая семья, многодетная семья.

Keywords: social policy, family, social projects, social benefits, young family, large family.

Социальная политика - одно из важнейших направлений политики, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений и политическую стабильность в обществе.

Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами, созданием условий для решения жилищной проблемы, удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг, созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры. Социальная политика реализуется через различные государственные решения и социальные программы.

Одним из приоритетных направлений реализации социальной политики в Российской Федерации является политика в сфере семьи.

Для анализа особенностей региональной политики в сфере семьи необходимо определить актуальность и значимость ее реализации для конкретного региона, а также государства в целом. Для этого необходимо определить особенности семьи как социального института, а также основные направления реализации политики в сфере семьи, способствующие его сохранению и развитию.

Изучение семьи как социального института, основных проблем, возникающих в процессе его становления и развития, а также поиск путей их решения является актуальным направлением в современной науке, т. к., по мнению ряда исследователей, семья является основой любого общества и, соответственно, важным фактором, обеспечивающим его стабильность и воспроизводство.

Автор многочисленных работ по "Социологии семьи" А. И. Антонов в своих исследованиях указывает на то, что семья образует базовое предусловие функционирования социума, обеспечивая физическое и социокультурное замещение поколений, посредством рождения детей и поддержания существования

всех членов семьи. Без воспроизводства социализации потомства невозможно восполнение иных социальных институтов. Также автор делает вывод о том, что исследование проблем семьи носит комплексный характер, при проведении которого следует учитывать физиологические и психологические взаимоотношения в рамках семьи, культурные нормы и ценности, экономические условия рынка, демографические изменения, особенностям функционирования государственных институтов армии, а также специфику исторических трансформаций общества [3].

Российский социолог А. Г. Харчев в своих исследованиях пишет о том, что структура и форма семьи, характер отношений внутри нее исторически изменчивы, поэтому и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Также он указывает на то, что социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу [22].

Согласно классификации А. Г. Вишневского, семья выполняет ряд функций: экономическая (получение средств к существованию для семьи); демографическая (обеспечение воспроизводства населения); социально-культурная (социализация личности и социальный контроль над поведением человека); социально-психологическая (реализация индивидуальных потребностей и стремлений человека, снятие эмоционального напряжения) [24; 15].

В. А. Козлов выделяет следующие основные проблемы в реализации современной российской семьей своих функций, так как на их решение и должна быть направлена социальная политика:

1. Демографические проблемы. Очень низкая рождаемость и низкая продолжительность жизни ведет к провалам семьи в выполнении воспроизводственной функции и к естественной убыли населения. Также существует проблема старения населения, связанная с длительным периодом низкой рождаемости. При этом следует учитывать, что современная российская семья отошла от патриархальной многопоколенной семьи с

традиционными ценностями, поэтому не может осуществлять функции социального контроля.

2. Проблемы социально-экономического положения семей. Среди общих для всех категорий семей проблем можно выделить несколько основных. Во-первых, состояние рынка труда и поотраслевая сегрегация заработной платы, что приводит к бедности трудоспособного населения, занятого в определенных отраслях. Во-вторых, недостаточные меры государственной поддержки незанятых категорий населения. В-третьих, распространение неденежной бедности, которая ограничивает доступ населения к жилью, а также социально значимым благам, важным для нормального функционирования семьи (образованию, здравоохранению) [11; 9].

Н. Ю. Егорова, Л. И. Сизова в качестве основных проблем, с которыми сталкивается современная семья, называют демографические, экономические, социальные и политические. Также они указывают на то, что забота о благополучии семьи способна приносить различные выгоды: рост трудоспособности, повышение материального благосостояния, совершенствование процесса социализации подрастающего поколения [8, с. 97].

Проанализировав различные исследования в области семьи, можно сделать вывод о том, что большинство авторов выделяют следующие проблемы, с которыми сталкивается семья в ходе реализации своих функций: демографические, экономические, социально-культурные, психологические.

На современном этапе развития общества, когда семья выступает в качестве открытой системы, ее проблемы могут быть решены посредством осуществления комплексных мер государственной политики. Цель государственной семейной политики должна заключаться в устранении провалов в выполнении семьей своих функций. В российских условиях разнообразия проблем семьи в различных субъектах федерации и неоднородного социально-экономического развития регионов важен региональный аспект социальной политики [11; 10].

Под семейной политикой подразумевается комплекс мер, направленных на поддержку и защиту семьи и создание оптимальных условий для выполнения семьей своих функций [11, с. 11].

Ж. В. Чернова выделяет два подхода к определению термина социальная политика. Первый (широкий) подход подразумевает рассмотрение семейного законодательства во взаимосвязи с социальной политикой государства. Второй (узкий) подход сосредоточен преимущественно на денежных выплатах (пособия многодетным семьям, социальные льготы, оплачиваемый декретный отпуск и т. д.) [23; 13].

Политика в сфере семьи всегда органичная составная часть социальной политики. Государственная политика в сфере семьи является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового характера, направленных на жизнеобеспечение семьи в соответствии с общепринятыми социальными нормами и стандартами, а также медицинскими нормативами.

17 февраля 2014 года в городе Череповце Президент Российской Федерации В. В. Путин провел заседание президиума Государственного совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства». Согласно заявлению В. В. Путина на заседании совета, создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи являются приоритетными социальными задачами в России. Также в ходе своего обращения он отметил, что основной задачей государства в области политики в сфере семьи является создание условий для устойчивого семейного благополучия, которое зависит от различных факторов: доходов семьи, жилищных условий, доступности качества медицинских и образовательных услуг, физического и нравственно -го здоровья детей и взрослых и т. д. [14].

В качестве основных направлений реализации политики в сфере семьи были указаны: решение жилищной проблемы, повышение доходов семей с детьми, создание новых рабочих мест, увеличение количества детских дошкольных учреждений, социальная поддержка семей с детьми, помощь многодетным семьям, ликвидацию беспризорности [14].

Региональная политика в сфере семьи обеспечивает установленные на федеральном уровне государственные гарантии в отношении семьи, защищает ее права и интересы, создает условия для нормального функционирования в условиях переходного периода, усиливает «семейный аспект» в деятельности всех органов власти.

Несмотря на то, что многие социальные проекты продвигаются на федеральном уровне, их непосредственная и адресная реализация осуществляется органами власти на региональном уровне, поэтому важно понять, как осуществляется реализация социальной политики в регионе и соответствует ли федеральным приоритетам

Рассмотрим особенности реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в сфере семьи в регионе на примере Кемеровской области.

За последнее десятилетие в Кемеровской области реализовывалось множество социальных проектов, направленных на стабилизацию и развитие института семьи. В данных социальных проектах поднимаются проблемы защиты семьи и детей, образования и популяризации здорового образа жизни.

Проблемы семьи являются составной частью социальных проблем государства, а следовательно, важнейшим показателем развития страны.

Решения, принимаемые в сфере политики в области семьи, оказывают влияние на реализацию политики в других сферах (демографическая, экономическая, жилищно-коммунальная, образовательная).

Одним из важных направлений реализации политики в сфере семьи является организация дошкольного образования детей.

В октябре 2008 года было издано распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области "Об организации семейных групп", являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных учреждений Кемеровской области в качестве одной из перспективных форм дошкольного образования. Согласно распоряжению,

Управлением образования на основании письменного заявления от кандидата; акта обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни и психологического климата в семье кандидата с положительным заключением принимается решение об открытии семейной группы.

При открытии такой семейной группы мама становится воспитателем, она принимается по трудовой книжке в ближайший детский сад с заработной платой в размере 5000 рублей. Также семья получает 70 рублей в день на питание каждого ребенка. В месяц это составляет 1540 рублей из расчета пятидневной рабочей недели. Например, семья с тремя детьми получает 10000 рублей в месяц [19].

Реализация подобного рода проектов является актуальной для региона, т. к. в связи с ростом рождаемости в течение последнего десятилетия возникла необходимость в увеличении количества детских садов.

В качестве варианта решения проблемы доступности детских дошкольных учреждений политической партией "Единая Россия", был предложен проект «Детские сады - детям». Данный проект является актуальным в современной России в связи с большим дефицитом мест в детских садах, необходимостью возобновления трудовой деятельности молодыми матерями, а также в связи со сравнительно низкими заработными платами работников дошкольных учреждений. Проект начал действовать с 15 июля 2010 года. Целью проекта является создание социальных и инфраструктурных условий для улучшения качества жизни семей, повышения уровня рождаемости. В качестве основных задач проекта называются обеспечение стопроцентной доступности детских дошкольных учреждений, ликвидация очередей в детские сады к 2016 году, создание дополнительных рабочих мест в сфере дошкольного образования и воспитания [15].

В бюджетном послании 2012 года Губернатор Кемеровской области поставил задачу ликвидировать очередность в детские сады к 2014 году.

Согласно информации администрации области, решение проблемы по устройству детей в детские дошкольные учреждения стоит в Кузбассе на особом контроле. Начиная с 2011 года, в Кузбассе построен и реконструирован 91 детский сад на 10 тыс. 140 мест.

В Кемеровской области в течение 2014 года построено 12 новых детских садов, а также реконструировано и капитально отремонтировано 17 детских садов. Пять детских садов на 500 мест были сданы после реконструкции в городе Белово и новый детский сад на 190 мест открыт в городе Полысаево. В целом, на строительство и оснащение шести садиков израсходовано 324 млн рублей.

По результатам анализа реализации данного проекта сообщается, что за два года очерёдность детей в возрасте с 3 до 7 лет в Кузбассе сократилась более чем в 13 раз, а в 27 территориях она полностью ликвидирована. Вместе с тем, рождаемость растет: за последние шесть лет рождаемость в Кемеровской области увеличилась на 22 %. Только в 2013 году на свет появилось 37 тыс. 600 детей [15].

При этом следует отметить тот факт, что в официальных источниках не практически отсутствует статистика за последние годы о количестве мест в детских садах, нет информации для сравнения цифр

прошлых лет и текущего года. Поэтому одной из важных проблем при обеспечении доступности дошкольного образования, является повышение уровня "прозрачности" организации данной сферы социальной политики, увеличение количества информации о происходящих изменениях.

Еще одной актуальной проблемой для региона, является обеспечение населения, в том числе молодых семей доступным жильем.

В 1994 году с целью обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав слабо защищенных слоев населения администрацией Кемеровской области была создана некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Кемеровской области». Основной деятельностью данной организации является предоставление гражданам льготных бюджетных займов и социальных выплат для приобретения или строительства жилья [2].

Льготные бюджетные займы предоставляются гражданам только один раз, имеющим в соответствии с Законом право на их получение, для приобретения в собственность жилых помещений, расположенных на территории Кемеровской области, на которой находится место жительства граждан. Льготные бюджетные займы выдаются на срок до 20 лет (в зависимости от возраста заявителя), с первоначальным взносом (не менее 10 % от стоимости приобретаемого жилья) или без первоначального взноса с процентной ставкой от 0 % до 5 % годовых (в зависимости от категории населения).

Согласно информации администрации Кемеровской области, за период работы фонда путем льготных бюджетных займов и социальных выплат улучшили жилищные условия более 20 тысяч семей [2].

В 2005 году в Российской Федерации был внедрен национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России», целью которого является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающем доступность жилья для граждан, безопасность и комфортность проживания в нем [6].

Согласно данным департамента строительства Кемеровской области, за время действия проекта через «Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области» заключено 842 договора займа на приобретение и строительства жилья на сумму 1361,4 млн рублей (в том числе 1208,47 млн рублей -из средств областного бюджета), из них 699 договоров займа с молодыми семьями на сумму 1149,71 млн рублей (1001, 21 млн рублей - из средств областного бюджета) [6].

Официальные данные о реализации проекта сообщаются только в период с 2005 года до 2013 года, с этого момента формально национальный проект не отменен, но конкретные планов по его дальнейшей реализации в официальных СМИ отсутствуют.

В качестве еще одного направления деятельности, способствующего увеличению доступности жилья, в 2003 году было принято решение о создании ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области», основной целью деятельности которого является предоставление возможности любой платежеспособной категории граждан улучшать жилищные условия с оплатой приобретаемого жилья в рассрочку.

Молодым семьям с детьми предоставляются вычеты из процентной ставки по специальным ипотечным программам (таблица 1), а также применение платежных каникул при рождении ребенка. Воспользоваться данной программой может молодая семья, имеющая одного и более детей. Возраст хотя бы одного из родителей не должен превышать 35 лет.

Процентная ставка по программе снижается при заключении договора займа в случае приобретения

жилья семьей, в которой на момент заключения договора есть несовершеннолетние дети: на 0,25 процентных пункта, если в семье один несовершеннолетний ребенок, на 0, 5 процентных пункта - если в семье два несовершеннолетних ребенка и более. В приведенной ниже таблице указаны условия предоставления ипотечного займа молодым семьям [1].

Таблица 1

Условия кредитования по федеральной ипотечной программе (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области)

Вид кредита Размер первого взноса % от стоимости жилья Величина процентных ставок, % Примечание

Стандартный 30 11,4 - 12,25 Кредит предоставляется для приобретения жилья на вторичном рынке недвижимости

Стандарт «Доступный» 10 - 29 12 - 13,4 Кредит предполагает получение займа с минимальным - 10 % первоначальным взносом без оформления дополнительных страховок

Стандарт «ДДУ» 30 11,4 - 12,25 Кредит предоставляется для приобретения квартиры в строящемся доме по договору Долевого участия в строительстве или Договору Уступки прав требования

Материнский капитал 10 11,5 - 12 Кредит предназначен для приобретения квартиры с использованием средств материнского капитала

Социальная ипотека: квартира Не менее 20 % от стоимости жилья от 12,84 % Кредит предоставляется на приобретение квартир, построенных в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи»

В настоящее время на территории Российской Федерации (в том числе Кемеровской области) реализуется программа «Жилье для российской семьи». Основные цели программы: поддержка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, увеличение объема строящегося жилья, повышение доступности жилья за счет снижения средней стоимости одного квадратного метра жилья. Целевая группа - граждане в возрасте 25 - 40 лет, относящиеся к одной из установленных категорий, имеющие постоянную занятость, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Совокупные доходы граждан и проживающих с ними членов семьи должны позволять приобретение жилья экономического класса, в том числе с помощью ипотечного кредита [10].

В 2011 году в Кемеровской области начала действовать программа «Молодая семья», позволяющая молодым семьям приобрести или построить собственное жилье, опираясь на сорокапроцентную социальную субсидию от стоимости недвижимости, выделенную из федерального бюджета. Эта программа позволяет оформить льготную ипотеку с минимальным первоначальным взносом и заниженной процентной ставкой. Участвовать в программе могут лица, проживающие в Кемеровской области в возрасте до 35 лет, нуждающиеся в улучшении условий проживания и имеющие доход не менее 22000 рублей на семью [7].

Рассмотрим условия предоставления ипотечного кредита, предлагаемые наиболее известными банками в Кемеровской области, которые не предусматривают льготного кредитования (таблица 2).

Таблица 2

Условия предоставления ипотечного кредита банками Кемеровской области

Название Размер первого Величина

банка взноса % процентным

от стоимости ставок, %

жилья

Сбербанк от 20 от 14

ВТБ 24 от 10 от 15

Банк Москвы от 30 от 12,75

МДМ от 30 от 15

Уралсиб от 50 от 16

Следует отметить, что в ряде банков имеются предложения по ипотечному кредитованию для молодых семей, но они, скорее, являются маркетинговым ходом и по факту практически не отличаются от стандартных предложений.

Если сравнивать условия, предлагаемые различными социальными программами с коммерческими предложениями банков, можно увидеть различие в размерах процентных ставок и первоначальных взносов. Следует отметить, что в последние годы цены на квартиры растут гораздо быстрее, чем вводятся новые социальные программы.

В качестве примера приведем среднюю стоимость одного квадратного метра жилья на вторичном рынке города Кемерово в 2014 и 2015 году, согласно информации сайтов агентств недвижимости.

В течение 2014 года примерная стоимость одного квадратного метра жилья на вторичном рынке составляла 35 - 45 тысяч рублей (в зависимости от района и количества комнат).

По состоянию на 22.02.2015 г. средняя стоимость одного квадратного метра составила 57 тысяч рублей [16].

Поэтому для дальнейшего развития данного направления политики в сфере семьи, необходимо развивать внедрение новых социальных проектов по повышению доступности жилья, т. к. коммерческие условия, предлагаемые банками, зачастую являются неподъемными для большинства семей, особенно молодых.

Для многодетной семьи ипотека является льготной подпрограммой. Одним из проблемных моментов при получении многодетной семьей льготной ипотеки является первоначальный взнос, который составляет 30 %от рыночной стоимости жилья (при учете количества членов семьи и общей площади приобретаемой квартиры, стоимость такого жилья весьма значительная). Нередко эти так необходимые 30 % найти семье практически невозможно.

Несмотря на наличие большого количества социальных программ и проектов, если средняя заработная плата населения в регионе меньше оговоренной в условиях ипотечного кредитования, возникает проблема эффективности их реализации.

Таким образом, размер средней заработной платы в регионе - следующий аспект, который мы рассмотрим в данной статье.

Согласно данным Кемеровостата, среднемесячная заработная плата в Кемеровской области с января по ноябрь 2014 года составила 26,2 тысячи рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года эта сумма выросла на 1,4 тысячи рублей [20].

Прожиточный минимум в Кемеровской области по итогам 1 квартала 2014 года составлял 7535 руб. [14].

При этом одновременно с ростом средней заработной платы, растут и цены на товары и услуги.

По данным Кемеровостата, потребительские цены в Кемеровской области выросли на 11,9 % за 2014 г. Стоимость продовольственных товаров в декабре увеличилась на 3,2 % (с начала 2014 года - на 15,1 %), цены на услуге в регионе выросли на 4,2 процента (с начала 2014 года - на 11,4 %). Непродовольственные товары в декабре 2014 года подорожали на 2,8 процента (с начала 2014 года - на 8,9 %) [20].

Исходя из приведенных выше цифр, можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение заработной платы, доходы граждан существенно не меняются, т. к. одновременно с этим увеличиваются их расходы, в связи с увеличением цен на различные товары и услуги. Это еще раз доказывает факт, что социальная поддержка семей (особенно молодых и многодетных), является необходимой.

Еще одно важное направление политики в сфере семьи - социальная поддержка многодетных семей.

Согласно закону Кемеровской области № 123 -ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области (от 14.11.2005 года), многодетная семья - это семья, имеющая в своем со-

ставе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных [19].

Многодетным семьям в Кемеровской области ежемесячно выплачивается 1000 рублей.

Многодетным семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного минимума на душу населения, в Кемеровской области предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бесплатный проезд для обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организаций на всех видах городского транспорта общего пользования;

- снижение оплаты коммунальных услуг на 30 %;

- снижение на 30 % стоимости топлива населению, проживающему в домах без центрального отопления;

- ежеквартальная денежная выплата в размере от 500 до 1000 рублей, в зависимости от количества детей;

- областной материнский капитал;

- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей и т. д. [19].

Из данного перечня предоставляемых льгот необходимо особо отметить выплату материнского капитала, предназначенного на оплату жилья или образование ребенка, являющимися наиболее сложными пунктами для самостоятельного осуществления многодетными семьями. Поэтому дальнейшее сохранение процедуры выплаты материнского капитала является особенно важным направлением в политики в сфере семьи.

Согласно заявлению Президента Российской Федерации В. В. Путина, создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства и укрепление института семьи являются приоритетными социальными задачами в России [14].

Поэтому федеральным и региональным органам власти следует уделять первоочередное внимание реализации политики в сфере семьи. Из приведенных выше данных можно сделать вывод о том, что семье в современных условиях необходима поддержка государства. Это касается, прежде всего, обеспечение жильем. Если сопоставить средний уровень доходов семьи с ростом цен на жилье, мы увидим, что для большинства семей самостоятельное решение этой проблемы является очень сложным. Поэтому на федеральном и региональном уровне необходимо дальнейшее развитие различных социальных программ, предоставляющих различные льготы при приобретении жилья.

Еще одним важным направлением политики в сфере семьи является организация дошкольного образования. Особенно актуальной является проблема строительства и доступности детских садов. С этим напрямую связана проблема повышения доходов семьи и возможностью для матерей быстрее возобновить трудовую деятельность. Проблема повышения доходов семьи также является актуальной, т. к. настоящее время у большинства семей имеются ипотечные и потребительские кредиты, а также происходит рост цен на товары и услуги.

Большим достижением политики в сфере семьи является «Материнский капитал», который направлен на решение вопросов улучшения жилищных вопросов

и доступности образования для семей с двумя и более детьми. Поэтому необходима дальнейшая реализация этого, безусловно, важного социального проекта.

Важную роль в достижении успехов в политики в сфере семьи играют различные социальные проекты, направленные нам укрепление семьи, социальную поддержку отдельных категорий граждан.

В заключении можно сделать вывод о том, что руководство Российской Федерации в последнее время стало подчеркивать важность укрепления института семьи, проведения эффективной социальной политики

в сфере семьи как на федеральном, так и региональном уровнях.

Это подтверждают заявления, сделанные Владимиром Владимировичем Путиным на упоминавшемся заседании президиума Государственного Совета в городе Череповце, демонстрирующие конструктивность проводимой и предлагаемой в дальнейшем государственной политики в сфере семьи. Это, в свою очередь, указывает на перспективы дальнейшего развития России как социального государства.

Литература

1. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области. Режим доступа: http://aigk-ko.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

2. Администрация Кемеровской области. Режим доступа: http://www.ako.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1996.

4. Банк Москвы. Режим доступа: http://www.bm.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

5. ВТБ 24. Режим доступа: http://www.vtb24.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

6. Департамент строительства Кемеровской области. Режим доступа: http://dsko.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

7. Департамент образования и науки Кемеровской области. Режим доступа: http://xn42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/ (дата обращения: 21.02.2015).

8. Егорова Н. Ю., Сизова Л. И. Имеет ли российская семья шанс стать солидарной // Социологические исследования. М., 2014. № 4. С. 97 - 102.

9. Информационный портал программы «Молодая семья». Режим доступа: http://www.programma-molodaya-semya.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

10. Информационный сайт программы «Жилье для российской семьи». Режим доступа: http://xn— 7sbaks7aamikcgn.xn--p1a (дата обращения: 21.02.2015).

11. Козлов В. А. Институциональный подход к разработке семейной политики. М.: Институт экономики, 2010.

12. Козлов В. А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования: дис. ... канд. экон. наук. М.: МГУ, 2011. 162 с.

13. МДМ банк. Режим доступа: http://www.mdm.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

14. Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

15. Проект партии «Единая Россия» «Детские сады - детям». Режим доступа: http://erdetsad.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

16. Недвижимость Кемеровской области. Режим доступа: http://ndv42.ru/kemerovo/price/region/ sale/-vtorichka/ (дата обращения: 21.02.2015).

17. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2014 г. № 163 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за первый квартал 2014 года". Режим доступа: http://www.kuzbass85.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

18. «Сбербанк России». Режим доступа: http ://www.sberbank. ru/

19. Совет народных депутатов Кемеровской области. Режим доступа: http://www.sndko.ru/ (дата обращения: 21.02.2015).

20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области: сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2015).

21. «Уралсиб» - коммерческий банк. Режим доступа: http://www.bankuralsib.ru (дата обращения: 24.02.2015).

22. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М, 1978. Режим доступа: http://magref.ru/sovremennaya-rossiyskaya-semya-i-ee-problemyi/

23. Чернова Ж. В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб: Норма, 2008.

24. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / под ред. А. Г. Вишневского. М.: Наука, 1992.

Информация об авторе:

Григорьева Елена Викторовна - старший преподаватель кафедры политических наук КемГУ, [email protected].

Elena V. Grigorieva - Senior Lecturer at the Department of Political Science, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 12.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.