6. Sedaev P.V. Analysis of the problems associated with the determination of the object of taxation for the mineral extraction
tax, and the ways of their solution // Economics and Management: Analysis of Trends and Development Prospects. 2016.
No. 25. S. 105-109;
7. Sedaev P.V. Analysis of problems associated with the application of a zero mineral extraction tax rate in relation to oil,
taking into account regulatory losses // Economics and Management: Analysis of Trends and Development Prospects. 2016.
No. 11. S. 68-73.
10.24412/2309-4788-2021-10943
А.Е. Арутюнова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
A.E. Arutyunova - associate professor of the Department of Sectoral and Project Management, Ph.D., Kuban State Technological University;
Е.В. Смирнова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
E.V. Smirnova - associate professor of the Department of Sectoral and Project Management, Ph.D., Kuban State Technological University.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ SOCIAL POLICY: URGENT PROBLEMS, PRIORITY AREAS AND A MODEL OF MODERN DEVELOPMENT
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению новых проблем и вызовов современности и необходимости осуществления и формирования совершенно новой модели социальной политики государства. В экономической науке рассматриваются труды авторов представляющих уникальные модели социальной политики, при которой большое внимание уделялось социальной ответственности бизнеса, социальной защите государства, социальной поддержке и страхованию. При этом социальная политика и ее моделирование всегда неразрывно связаны с государственным финансирование и регулированием, то и отражается в современных моделях социальной политики. В статье рассмотрены социальные проблемы и последствия связанные с пандемией COVID-19, когда глобальный кризис выдвинул новые требования исключительного характера. Рассмотрены проявления короновируса COVID-19 в 2020 году в России когда были выявлены такте явление как социально -экономическое неравенство и высокий уровень дифференциации населения. Предложена новая модель государственной социальной политики, исходя из современных вызовов социально-экономического развития в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Abstract. This article is devoted to the consideration of new problems and challenges of our time and the need for the implementation and formation of a completely new model of social policy of the state. In economic science, the works of authors representing unique models of social policy are considered, in which great attention was paid to the social responsibility of business, social protection of the state, social support and insurance. At the same time, social policy and its modeling are always inextricably linked with state financing and regulation, and this is reflected in modern models of social policy. The article examines the social problems and consequences associated with the COVID-19 pandemic, when the global crisis has put forward new demands of an exceptional nature. The manifestations of the corona-virus COVID-19 in 2020 in Russia were considered, when a phenomenon such as socio-economic inequality and a high level of population differentiation were identified. A new model of state social policy is proposed, based on the current challenges of socio-economic development in the context of the crisis caused by the COVID-19 pandemic.
Ключевые слова: социальная политика, социальные институты, модели социальной политики, социально-экономическое развитие, государственное управление территории
Keywords: social policy, social institutions, models of social policy, socio-economic development, state administration of the territory
Современные условия развития территории предъявляют новые требования к управлению муниципальным образованием, особенно в выполнении социальной функции, которая в последнее время обозначилась как главная в структуре управления. Социальная политика, целью которой является повышение уровня и качества жизни населения территории, обеспечивает благоприятные условия необходимые для жизнедеятельности населения муниципального образования. Эффективность социальной политики проявилось в ситуации с пандемией COVID-19, когда глобальный кризис выдвинул новые требования исключительного характера: изоляция, социальная дистанция, психология населения в связи со снижением жизненной и экономической активности, недостаточное информационное обеспечение и пр.
В современной экономической науке существует большое количество научных трудов, авторы которых уделили огромное внимание рассмотрению и классификации современных моделей социальной государственной
политики. Критериями оценки социальной политики являются такие категории как: уровень благосостояния граждан, активная и пассивная политика занятости; позитивная политика «равных возможностей», формирование различных государственных социальных служб и пр. Авторами исследований классификации и моделирования социальной государственной политики являлись представители английской, немецкой, канадской, австрийской, французской и российской школ экономической науки, такие как Т.Маршалл, Н.Мэннинг, Т.Тилион, Г.Тер-борн, Н.Фернис, Р.Тимус, Г.Эспинг-Андерсен, Я.Корнаи, В.Роик, И.А.Григорьев [2].
При этом необходимо отметить, что на формирование моделей социальной политики оказали особое влияние некоторые институты, такие как: институт социальной ответственности, институт социальной защиты, институт финансового регулирования социальных выплат, институт страхования и пр.
Модель социальной политики - это закономерно повторяющиеся причинно-следственные связи между социальными институтами, непосредственно направленных на развитие базовых принципов государственной социальной политики.
Современные модели социальной политики имеют некоторые элементы континентальности и представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Современные модели социальной политики государства
Англо-саксонская модель (Англия, США) Скандинавская модель (Швеция, Дания)
- создание конкурентоспособной системы развития на рынке труда индивидуального предпринимательства; - концепция социального страхования и взаимопомощи; - низкий уровень декоммодификации; - высокое социальное расслоение общества; - государственное регулирование рынков. - высокие показатели регулирования социальной сферы; - высокое налоговое бремя предпринимателей и работающего населения: - высокая степень защищенности всех граждан; - унифицированная и централизованная система поддержки.
Франко-германская модель Южно-европейская модель
- общественно-ориентированное рыночное хозяйство; - свободный рынок и свободная конкуренция; - свобода выбора предметов потребления граждан; - государственное перераспределение благ и регулирование налогов; - обеспечение качества жизни населения выше черты бедности. - главным социальным институтом является семья и церковь; - государство оказывает социальную помощь только малоимущим; - социальные инструменты слаборазвиты;
Социальная политика каждой представленной выше модели, как любое явление, имеет свои закономерности развития и функционирования. Однако, вызванная СОУГО -19 ситуация приобрела характер эпидемии общемирового масштаба. По данным Всемирной организации здравоохранения к началу июля 2020 года в мире насчитывалось около 5 млн. заболевших короновирусом. И во многих странах произошла ситуация когда не срабатывали или полностью отсутствовали механизмы и инструменты государственной социальной политики.
Проявившийся в 2020 году в России короновирус СОУГО-19 обозначил и усилил социально-экономическое неравенство и высокий уровень дифференциации населения. Абсолютно очевидно, что социальную политику государства можно разделить как «до», так и «после» пандемии. При этом социальная политика имела множество нерешенных проблем и задач, которые усилились с началом пандемии: низкий уровень финансирования из бюджета для осуществления социальных выплат, не достаточный уровень развития социальной инфраструктуры, дефицит кадров в социальной сфере. Ну и с появлением СОУГО-19 появились новые и значимые проблемы: рост безработицы, снижение уровня доходов населения, высокий уровень заболеваемости, ограниченность в удовлетворении потребностей. Короновирус СОУГО -19, проявившийся в России, имел катастрофические последствия:
- закрытие полностью всех границ;
- приостановка производства и закрытие учреждений и предприятий;
- дистанционное обучение школьников и студентов;
- закрытие некоторых направлений бизнеса (туризм, общепит, бытовые услуги и пр.);
- сокращение транспортных сообщений.
Результатом данных последствий явились социальные потрясения, социальные риски и социальные конфликты. В таких условиях только социальная политика по части социальной защиты граждан стала инструментом удержания стабильности в стране. Правительство РФ на поддержку населения и бизнеса выделило 2,0 % ВНП. 25 марта 2020 года В.В. Путин в свое обращении к общественности страны обозначил социальный вектор основных мероприятий по поддержке населения и бизнеса в условиях кризиса и пандемии СОУГО-19. К таким мерам относятся:
1. Поддержка населения (реализация мер по активной поддержке занятости, мониторинг наличия предметов первой необходимости в продаже, мониторинг потребительских цен, создание «зеленого коридора» для импорта предметов первой необходимости).
2. Поддержка малого и среднего бизнеса (мораторий на проверки, отсрочка арендной платы при использовании государственного или муниципального имущества, предоставление форм льготных кредитов).
3. Поддержка сектора экономики, подверженного риску (освобождение туроператоров от уплаты сборов и установление компенсации за убытки, мониторинг финансового состояния застройщиков и подрядчиков, разрешение организациям откладывать налоговые платежи на три месяца) и отрасли, наиболее пострадавшей от пандемии.
4. Общесистемные меры (создание резерва до 300 млрд руб., создание фонда гарантии реструктуризации кредитов для компаний, пострадавших от ухудшения экономической ситуации). [1]
Ряд показателей социальной поддержки граждан представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Денежные выплаты, принятые правительством
в связи с негативным последствием вызванным эпидемией COVID -19
Категория граждан Мера социальной поддержки Размер и период выплат
Семьи, имеющие детей до 3 лет Ежемесячная выплата на ребенка 5000 руб. в месяц (апрель, май, июнь 2020 г.)
Семьи, где родители зарегистрированы как безработные и получающие пособие Доплата на каждого ребенка до 18 лет 3000 руб. в месяц (апрель, май, июнь 2020 г.)
Все семьи с детьми в возрасте 3 - 16 лет Единовременные выплаты на детей 3 -16 лет 10000 руб. до 01.10.2020 г.
Семьи со среднедушевым денежным доходом не выше 1 МРОТ на душу Ежемесячная выплата на каждого ребенка 3 - 7 лет 0,5 МРОТ на каждого ребенка 3 - 7 лет с 01.06.2020 г.
Основная часть мероприятий государственной поддержки, связанных с пандемией СОУШ-19, направлена в основном на семьи с детьми. Несмотря на принятые правительством меры по социальной защите граждан существует значимый показатель, связанный с мерами изоляции и негативным образом отраженный в доходах населения - это занятость, которая снизилась на 12 %, и все государственные мероприятия по денежной выплате компенсируют только 1/10 часть потерь от безработицы. Тем не менее существует одно обстоятельство которое раскрыло некоторую не совершенность трудового законодательства. В период пандемии произошел массовый перевод работников на «удаленку», а особенность данной ситуации заключается в отсутствии закона «об удаленной работе». При этом положительной стороной является:
- массовое внедрение электронного документооборота;
- возможность перехода к гибкому офисному производству;
- внедрение новых программ обучения;
- развитие «вирусной» занятости.
Также на федеральном и региональных уровнях появились проекты и программы способствующие снижению безработицы и росту занятости населения, например: «Производительность труда и поддержка занятости», «Системные меры по повышению производительности труда», «Поддержка занятости и эффективности рынка труда» и пр.
В общих проблемах последствий пандемии, важным и печальным является естественная убыль населения, которая за 2020 г. имела положительную тенденцию. Следовательно, необходимо продолжать начатую в 2014 году Демографическую политику РФ в которой четко прописаны индикаторы демографического развития до 2025 г.:
- увеличение численности населения до 147,5 млн. человек;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни (оба пола) до 74 лет;
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87;
- обеспечение миграционного прироста на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
Необходимо отметить, что система образования как сегмент социальной политики испытала потрясение
в период СОУШ-19, т.к. образовательный процесс в изоляции отмечается утратой имеющихся знаний и движением по наклонной «вниз» в процессе приобретения новых знаний. Однако такой вид опасности дает повод «идти от обратного» и изменить ситуацию к лучшему, например провести реформу образования посредством инвестиций в новые проекты и программы, такие как: «Построение новой системы образования для устойчивого развития», «Укрепление потенциала в области управления рисками на всех уровнях системы образования», «Ускорение позитивных преобразований в преподавании и обучении» и пр.
Пандемия СОУШ-19 обнаружила большое количество проблем в системе здравоохранения РФ: дефицит больничных коек, нехватка квалифицированного медицинского персонала и средств индивидуальной защиты, слабая активность системы финансирования медицинской помощи и недофиксирование медработников, нечеткость управления между центром и регионами, последствия бездарных реформ здравоохранения последних лет. При этом высокий уровень ответственности и дополнительное бремя в борьбе с эпидемией как раз пришлось на всю систему здравоохранения РФ и непосредственно на всех рядовых работников медицинской сферы.
Печальный опыт 2020 года показал обществу в целом и правительству страны в частности, что не гоже дальнейшее продолжение губительной реформы здравоохранения, принятой ранее. Следовательно, необходимо разработать новую программу реформирования здравоохранения, которая исправит недостойную ситуацию положения медицинских работников и обеспечит стабильность и прогресс в развитии современной системы здравоохранения. В связи с этим, можно сформулировать предложения по улучшению процесса реформирования здравоохранения:
- улучшение условий труда, обеспечение безопасности и увеличение оплаты труда медицинских работников;
- создание системы всеобщего лекарственного обеспечения;
- обеспечение условий для непрерывного медицинского образования и повышения качества подготовки студентов в медицинских учебных учреждениях;
- увеличение финансирования медицинской науки;
- обеспечение готовности системы здравоохранения к кризисным ситуациям.
Устойчивое социально-экономическое развитие страны невозможно без эффективной социальной политики страны, т.к. генеральная цель функционирования любой системы - это создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения, искоренение бедности, снижение социальной дифференциации, совершенствование условий труда работников. Следовательно, выполняя социальную функцию государство должно стремиться к последовательному повышению уровня жизни, сглаживанию, социального неравенства, обеспечению качественного образования, медицинского обслуживания и всеобщей доступности основных социальных благ.
Проведя краткий анализ ситуации во всех сегментах социальной политики страны можно предложить модель социальной политики с учетом новых реалий. Современная модель государственной социальной политики представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Современная модель государственной социальной политики
Данная модель не претендует на исключительность и подвержена необходимым коррективам и критике, однако эволюционный подход, используемый в процессе формирования составляющих элементов социальной политики, ориентирован на эффективность секторов социальной политики и устойчивое развитие, когда условия жизни не приводят к деградации человеческого капитала до масштабов угрожающих социальной безопасности страны.
Правительство в процессе обеспечения социальной политики государства опирается на некоторые аспекты, такие как: государственное стратегическое управления, формирование институциональной среды, социальное партнерство, возможность коррекции процесса социального развития. Выбор стратегии обосновывается выбором приоритетов социального развития и экономической устойчивости. [5].
Формирование институциональной среды осуществляется на основе отработки процедур согласования интересов и общих целей общества, а так же принятия организационно-правовых политических и экономических норм. Формирующиеся в России механизмы социального партнерства выступают в качестве амортизаторов социальной напряженности и предотвращают конфронтацию власти и бизнеса [4]. Коррекция процесса социального развития базируется на поддержке, формировании и распределении государственных социальных инвестиций.
При реализации социальной политики правительство должно усилить мониторинг социального развития по всем приоритетным направлениям, т.к. ее эффективность важнейшая цель для обеспечения устойчивого социального развития страны.
Источники:
1. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции / Минэкономразвитие РФ// [электронный ресурс] -https://www.economy.gov.ru/material/news/
2. Е.Н. Сочнева, В.М. Федотов / Сравнительный анализ моделей социальной политики зарубежных стран и России / Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. №4.
3. Осколков А.В. / Социальная политика РФ в условиях пандемии / Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, Абакан).
4. Государственное регулирование формированием институциональной среды социального партнерства / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. / Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2017. № 1 (41). С. 8.
5. Обеспечение конкурентных преимуществ территории / Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. / В сборнике: Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции . 2019. С. 80-87.
References:
1. Plan of priority measures to ensure sustainable economic development in the context of a worsening situation due to the spread of a new coronavirus infection / Ministry of Economic Development of the Russian Federation // [electronic resource] -https: //www.economy. gov.ru/material/news/
2. E.N. Sochnev, V.M. Fedotov / Comparative analysis of social policy models of foreign countries and Russia / Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4.
3. Oskolkov A.V. / Social policy of the Russian Federation in the context of a pandemic / Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan).
4. State regulation of the formation of the institutional environment of social partnership / Arutyunova A.E., Smirnova E.V. / Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (Theory of Economics and National Economy Management). Economic sciences. 2017. No. 1 (41). P. 8.
5. Ensuring the competitive advantages of the territory / Arutyunova A.E., Smirnova E.V. / In the collection: Spatial and structural transformation of the Russian economy: problems and prospects. Materials of the international scientific and practical conference. 2019.S. 80-87.
10.24412/2309-4788-2021-10944
О.В. Белицкая - доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, к.э.н., Краснодарский государственный институт культуры, [email protected],
O.V. Belitskaya - associate professor of economics, Krasnodar State Institute of Culture.
ДЕМОГРАФИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ DEMOGRAPHICS OF RUSSIAN BUSINESS: KEY PROBLEMS AND TRENDS
Аннотация. Теория жизненного цикла организации, рассматриваемая современным менеджментом как один из инструментов антикризисного управления, позволяет применять показатели демографической статистики к коммерческим организациям, расширяя прогностические возможности управления и повышая его эффективность на региональном и федеральном уровне, что особенно актуально в период макроэкономической нестабильности. В этой связи в статье раскрывается роль демографии бизнеса как индикатора социально-экономического развития, приводится статистический анализ ключевых показателей функционирования отечественных организаций в разрезе регионов и отраслей с позиций бизнес-демографии, выявляются проблемы российского бизнеса и породившие их факторы внешней среды, исследуется динамика экономически активных организаций, а также приводятся основные методические пояснения касательно исследуемых демографических событий и меры правительственной поддержки российских бизнес-структур.
Abstract. The organization's life cycle theory, considered by modern management as one of the tools for crisis management, allowed the application of vital statistics indicators to commercial organizations, expanding the predictive capabilities of management and increasing its effectiveness at the regional and federal levels, which was especially relevant at a time of macroeconomic instability. In this regard, the article investigates the role of business demographics as an indicator of social and economic development, provides statistical analysis of key performance indicators of domestic organizations in terms of regions and industries from the perspective of business demographics. The problems of Russian business and its external environment, the dynamics of economically active organizations, the main methodological explanations regarding the demographic events and measures of government support for Russian business structures are considered.
Ключевые слова: бизнес-демография, экономическая активность, жизненный цикл организации, экономическая статистика, поддержка предпринимательства
Keywords: business demographics, economic activity, life cycle of the organization, economic statistics, support for entrepreneurship