Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / социальная поддержка молодежи / молодежная политика / Орловская область / социальная политика / меры поддержки молодежи / государственные программы / youth / social support for youth / youth policy / Oryol region / social policy / youth support measures / government programs

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туркова Евгения Валентиновна, Бочанов Максим Александрович

Исследуется социальная поддержка молодых граждан в рамках реализации молодежной политики на примере Орловской области. Целью исследования является анализ эффективности и достаточности существующих механизмов социальной поддержки молодежи, а также выявление потенциальных улучшений и инноваций. В контексте современного общества, где молодые граждане сталкиваются с различными вызовами и проблемами, важность социальной поддержки для их успешного становления и активного участия в жизни общества трудно переоценить. Анализируя основные программы и инициативы, предоставляемые Орловской областью, авторы статьи исследуют доступность и эффективность этих мер и рассматривают их в свете молодежной политики, направленной на поддержку молодых граждан. Исследование базируется на официальных документах, статистических данных, а также проведенных опросах и интервью с молодыми людьми из Орловской области. Результаты исследования позволяют оценить действующую систему социальной поддержки и определить ее сильные и слабые стороны, а также выявить потенциал для улучшения. В статье рассматриваются различные виды социальной поддержки, такие как финансовая помощь, доступ к образованию и профессиональной подготовке, предоставление жилья, создание благоприятных условий для занятия физкультурой и спортом и т. д. Важным аспектом исследования является также анализ восприятия молодежью предоставляемых мер поддержки и их эффективности. Результаты исследования позволят разработать рекомендации для улучшения существующей системы социальной поддержки молодых граждан в Орловской области, а также могут быть использованы в других регионах, где также актуальна проблема поддержки молодежи. Это исследование имеет практическое значение для формирования эффективной молодежной политики, способствующей успешному развитию и интеграции молодых граждан в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Туркова Евгения Валентиновна, Бочанов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

youth, social support for youth, youth policy, Oryol region, social policy, youth support measures, government programs

This scientific article explores the social support of young citizens in the framework of the implementation of youth policy on the example of the Oryol region. The purpose of the study is to analyze the effectiveness and sufficiency of existing mechanisms for social support for young people, as well as to identify potential improvements and innovations. In the context of modern society, where young citizens face various challenges and problems, the importance of social support for their successful development and active participation in society can hardly be overestimated. Analyzing the main programs and initiatives provided by the Oryol region, the authors of the article examine the availability and effectiveness of these measures and consider them in the light of youth policy aimed at supporting young citizens. The study is based on official documents, statistical data, as well as surveys and interviews with young people from the Oryol region. The results of the study make it possible to evaluate the current system of social support and determine its strengths and weaknesses, as well as identify potential for improvement. The article discusses various types of social support, such as financial assistance, access to education and training, housing, creating favorable conditions for physical education and sports, etc. An important aspect of the study is also the analysis of young people's perception of the support measures provided and their effectiveness. The results of the study will make it possible to develop recommendations for improving the existing system of social support for young citizens in the Oryol region and can also be used in other regions where the problem of youth support is also relevant. This study is of practical importance for the formation of an effective youth policy that contributes to the successful development and integration of young citizens into society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

The study is based on a historical and political approach to the study of empire, which involves analyzing the problems of various forms of hierarchy and domination of the imperial center over the peripheries, their inclusion in the imperial political system. The research methods used should include institutional analysis, discourse analysis and the comparative method; methods of the constructivist approach were also used. The formation of the concept of the "Soviet Empire" in foreign social sciences is traced. The scientific debate around this issue is considered. The works on the issue under consideration by such researchers as Ch. Tilly, E. Hobsbawm, R. Suni, T. Martin and others are analyzed. The question of the significance of the imperial legacy for the post-Soviet space is raised and explored. The problem areas of the concept under consideration are identified. It is concluded that it is reasonable to talk about the "Soviet Empire " as a construct formed in socio-political discourse. The scientific and theoretical results of its application to the analysis of current political problems arouse not only interest, but also questions, the answers to which require new explanations.

Key words: "Soviet Empire", collapse of the USSR, empire, national question, state structure

Shishkov Vasiliy Valeryevich, candidate of political sciences, fh55@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Horoshev Sergej Valeryevih, senior lecturer, 20dekabr@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Faculty of Economic and Social Sciences

УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2024-2-62-76

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е.В. Туркова, М.А. Бочанов

Исследуется социальная поддержка молодых граждан в рамках реализации молодежной политики на примере Орловской области. Целью исследования является анализ эффективности и достаточности существующих механизмов социальной поддержки молодежи, а также выявление потенциальных улучшений и инноваций. В контексте современного общества, где молодые граждане сталкиваются с различными вызовами и проблемами, важность социальной поддержки для их успешного становления и активного участия в жизни общества трудно переоценить. Анализируя основные программы и инициативы, предоставляемые Орловской областью, авторы статьи исследуют доступность и эффективность этих мер и рассматривают их в свете молодежной политики, направленной на поддержку молодых граждан. Исследование базируется на официальных документах, статистических данных, а также проведен-

ных опросах и интервью с молодыми людьми из Орловской области. Результаты исследования позволяют оценить действующую систему социальной поддержки и определить ее сильные и слабые стороны, а также выявить потенциал для улучшения. В статье рассматриваются различные виды социальной поддержки, такие как финансовая помощь, доступ к образованию и профессиональной подготовке, предоставление жилья, создание благоприятных условий для занятия физкультурой и спортом и т. д. Важным аспектом исследования является также анализ восприятия молодежью предоставляемых мер поддержки и их эффективности.

Результаты исследования позволят разработать рекомендации для улучшения существующей системы социальной поддержки молодых граждан в Орловской области, а также могут быть использованы в других регионах, где также актуальна проблема поддержки молодежи. Это исследование имеет практическое значение для формирования эффективной молодежной политики, способствующей успешному развитию и интеграции молодых граждан в общество.

Ключевые слова: молодежь, социальная поддержка молодежи, молодежная политика, Орловская область, социальная политика, меры поддержки молодежи, государственные программы.

Социальная поддержка граждан имеет важнейшее значение в структуре управления государством. Именно от уровня благосостояния населения зависит общественное развитие страны, поэтому на протяжении всего периода истории современной Российской Федерации социальной политике, посредством которой и реализуется социальная поддержка, уделяется значительное внимание. В настоящее время роль социальной защиты населения только увеличивается, что подтверждается рядом положений, на которые указывает Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию в феврале 2023 года [1].

Поддержка различных социальных групп российского государства на регулярной основе подвергается исследованиям со стороны научного сообщества, что обосновано постоянной трансформацией основных институтов социальной политики, происходящей в Российской Федерации. Органы власти пытаются найти наиболее рациональные подходы к регулированию социальной политики на территории страны, которые бы удовлетворяли существующие общественные запросы, при этом соответствуя ресурсам, заложенным в государстве. На наш взгляд, особенно важным направлением социальной политики является социальная поддержка молодых граждан. Молодежь как социальная группа представляет собой системообразующий элемент российского общества. Она одновременно является и ресурсом государства, обладая потенциалом социально-экономического, социально-политического и общественного развития, и уязвимой категорией. Молодежь в силу своего гибкого характера и неустойчивого общественного положения подвергается воздействию различных негативных факторов, рисков и угроз, что обосновывает особенную необходимость в ее социальной поддержке со стороны государства. Исхо-

дя из этого, молодежная политика и социальная политика представляют два неразрывно связанных друг с другом направления деятельности властных органов Российской Федерации.

В первую очередь необходимо указать на то, по каким критериям выделяется молодежь как социально-демографическая группа. В их число входят возрастные, социальные и психологические характеристики. Согласно законодательству, молодежь - это лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Всего на территории Российской Федерации, по данным Росстата на 2022 год, проживало более 38,3 млн человек, входящих в данные возрастные границы, что составляло более 26 % от общего числа населения [2]. Также Р.Р. Аскаров и Т.В. Коротаева указывают на такие качества молодежи, как «мобильность, предприимчивость, активность и инициативность, стремление к инновационным преобразованиям, а также ориентация на других людей» [3]. Данные качества были характерны для молодых людей любого поколения как раз из-за психологических и социальных особенностей этой группы, но для современного общества на данном этапе развития они становятся наиболее актуальными.

На жизнедеятельность молодежи как социальной группы влияет ряд разнообразных проблем. В первую очередь, к ним можно отнести затруднение социализации молодых граждан в условиях существующей социальной неопределенности. О.Б. Истомина и Е.С. Майпиль указывают на то, что вторичная социализация молодых граждан, в том числе посредством системы образования, играет важнейшую роль в дальнейшем профессиональном развитии молодежи, а профессиональное развитие молодого поколения, в свою очередь, оказывает значительное влияние на экономическую составляющую всего государства в целом [4]. Также, по мнению некоторых исследователей, в процессе социализации у молодых граждан, в первую очередь, должны вырабатываться чувства гражданской ответственности и сопричастности к окружающему их обществу и родной стране. На этот фактор, как отмечают ученые, негативно влияет недостаточность развития гражданского общества, а также системы патриотического воспитания [5]. К тому же государство в официальных документах отмечает деструктивное информационное влияние, оказываемое на молодежь, что может привести к повышению социальной напряженности и агрессивности в молодежной среде [6].

Следующей крупной проблемой является социально-экономическая дифференциация молодежи, существующая в данной группе, как и во всех других категориях населения. Молодые люди имеют значительные различия в уровне доходов, а также материальных условий, в которых они проживают. К тому же на дифференциацию молодых граждан влияет полученное ими образование и трудоустройство. Проблема безработицы среди молодых людей, несмотря на прикладываемые государством усилия по ее

преодолению, выходит на первый план даже по сравнению с предыдущими годами [7; 8].

Необходимо отметить также естественную дифференциацию, существующую в данной социальной группе, связанную непосредственно с ее возрастным составом. Между подростком в возрасте 16 лет, который получает среднее образование, и молодой семьей, состоящей из пары 27-28 лет и малолетнего ребенка, будут логичные различия в их социальных статусах и общественно-экономических потребностях, хотя и один, и другие будут входить в категорию молодежи и будут связанными общими социальными чертами.

Возвращаясь к траектории проводимой государственной социальной политики, необходимо отметить, что одной из ее целей является поддержка незащищенных слоев населения, а также помощь тем, кто находится в неблагоприятных условиях жизни. С одной стороны в силу того, что граждане молодого возраста находятся на этапе формирования собственной идентичности и поиска своего места в социально-экономической структуре общества, их относят к числу уязвимых групп. С другой стороны, нельзя ориентироваться исключительно на проблемы молодежи. Хотя связанная с ней проблематика и весьма разнообразна и многоаспектна, а государству важно в равной степени уделять внимание решению каждой из выделенных проблем, невозможно работать исключительно на их преодоление. Для достойного развития государства в будущем необходимо вкладываться в развитие потенциала молодежи, создавать «запас» из их ресурсов для того, чтобы молодые граждане становились не просто полноценными членами общества, а были готовы к его созидательному преобразованию. Л.Д. Козырева и О.В. Шкурупей указывают на необходимость перехода от социальной защиты молодежи к её социальной поддержке, а в дальнейшем также к формату инвестиционной политики по отношению к молодежи. Под этим и подразумевается вложение ресурсов и создание благоприятной среды для развития молодых граждан, а не только компенсация проблем и «закрытие брешей» [9].

Для выявления того, насколько близка модель социальной поддержки молодежи к инвестиционному формату, необходимо рассмотреть уже существующие меры поддержки молодых граждан в Российской Федерации, а в частности в Орловской области. Особенное внимание хотелось бы уделить именно региональному уровню реализации государственной политики в данной сфере по причине того, что именно на регионах в большей мере лежит ответственность по осуществлению конкретных мер поддержки, а также их корректированию в зависимости от эффективности. Каждый регион в свою очередь характеризуется своими особенностями, зависящими от территориального положения, демографического состава, уровня экономического, социального и политического развития. Орловская область, находящаяся в Центральном федеральном округе и являющаяся, на

наш взгляд, «классическим» среднерусским регионом с присущими ему территориальными и традиционными культурными особенностями, особенно интересна для исследования. Данный субъект имеет обширную нормативно-правовую базу, посвященную регулированию молодежной политики в целом и социальной поддержке молодежи в частности, которая формировалась гораздо оперативнее, чем законодательство федерального уровня, и в то же время актуализировалась в соответствии с запросами общества. В связи с этими факторами существует возможность экстраполяции положительного опыта Орловской области на близлежащие, схожие с ней по некоторым характеристикам субъекты Российской Федерации и выявления недостатков социальной поддержки молодежи на основании негативных последствий.

По данным, предоставленным Орелстатом, на начало 2023 года количество молодежи Орловской области состоит из более 150 тыс. человек [10]. Это составляет около 22 % от общего количества населения региона. В то же время необходимо отметить, что молодое население Орловской области, как и общее число жителей области, ежегодно снижается (рис. 1).

Молодежь Орловской области, тыс. чел

2015 2017 2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 1. Количество молодежи в Орловской области по годам,

тыс. чел.

Несмотря на множество применяемых мер и активную деятельность органов власти Орловской области, о которых речь пойдет далее, одной из основных актуальных проблем региона является ухудшение демографической ситуации. Наиболее остро стоит вопрос снижения именно численности молодежи из-за ее миграции в другие субъекты. В основании данной проблемы, на наш взгляд, лежит неудовлетворенность молодых людей региона условиями их жизни и недостаточная эффективность мер их соци-

альной поддержки. Проанализируем же законодательство Орловской области в данной сфере.

Главным нормативным актом региона в области молодежной политики, на данный момент, является Закон от 7 июня 2021 года № 2612-ОЗ, который в основном опирается в определении своих понятий на Федеральный закон [11; 12]. Необходимо выделить из данных документов направления реализации молодежной политики, которые непосредственно связаны с социальной поддержкой молодежи (рис. 2).

Рис. 2. Направления молодежной политики в сфере социальной

поддержки молодежи

Образование, трудоустройство, здоровый образ жизни, а также жилищные условия в значительной мере влияют на условия и качество жизни молодых граждан, поэтому меры, применяемые в данных направлениях, также целесообразно относить к социальной поддержке именно с точки зрения инвестиций в молодежь.

На данный момент важнейшими нормативными актами, которые включают в себя действительные инструменты реализации социальной поддержки молодежи, являются разнообразные долгосрочные программно-целевые и проектные документы.

Такие направления молодежной политики, как поддержка молодых граждан в трудной жизненной ситуации и поддержка молодых семей, осуществляются в Орловской области посредством государственной программы «Молодежь Орловщины» и входящей в ее состав подпрограммы «Орловщина молодая». Задачами данной программы является как раз совершенствование условий поддержки талантливой молодежи, с целью максимального использования ее потенциала, а также популяризация среди молодых граждан идей о значимости семьи [13]. Для реализации этих задач в области должны проводиться различные молодежные мероприятия и благотворительные акции для молодежи в трудных жизненных ситуациях, а также конкурсы-фестивали для молодых семей [14]. По данным на

2020-2021 гг., плановые и фактические показатели реализации программы совпадают, то есть программа осуществляется в поставленные сроки и в должном объеме.

Важную роль в сфере социальной поддержки молодежи играет государственная программа «Социальная поддержка граждан в Орловской области». Она направлена на все нуждающиеся категории населения региона, в число которых входят и некоторые молодые граждане. К ожидаемым результатам реализации этой программы в отношении молодых граждан относятся:

- предоставление социальных услуг всем несовершеннолетним и семьям с детьми, а также услуг социальной реабилитации детей-инвалидов, что входит в направление молодежной политики по предоставлению социальных услуг молодежи;

- повышение количества детей-сирот, воспитывающихся не в организациях социального обслуживания, а в семьях граждан Российской Федерации, а также 100 %-ная реализация мер по социальной поддержке как самих детей-сирот, так и семей, воспитывающих их, что связано с направлением поддержки молодежи в трудной жизненной ситуации [15].

Также к этой программе относится региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей в Орловской области». В него также входит реализация поддержки именно молодых семей региона [16].

Такие направления, как поддержка молодых семей и обеспечение жилищных условий, реализуются также посредством государственной программы «Стимулирование социального жилищного строительства Орловской области», а именно подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В ее рамках формируются списки молодых семей региона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются необходимые объемы финансирования, выявляются муниципальные образования и банки, задействованные в программе, и выдаются свидетельства на социальные выплаты в размере 35 % расчетной стоимости жилья для молодых семей. Показатели реализации данной подпрограммы представлены в табл. 1 [17].

Таблица 1

Показатели реализации подпрограммы «Обеспечение жильем

молодых семей» по годам

Год Количество молодых семей, участников программы; семей

Плановый показатель Фактический показатель

2020 88 47

2021 38 40

2022 37 31

2023 23 —

По представленным данным можно отметить, что, несмотря на изначально небольшие плановые показатели, по факту далеко не все семьи, включенные в программу, в процессе ее реализации оказываются обеспечены жильем. Это происходит в связи с нехваткой денежных средств, выделяемых на поддержку молодых семей, а также существующие большие очереди на получение помощи в рамках государственной программы среди них. В итоге данная проблема практически не решается, уменьшается только запланированное количество семей - участников программы.

Важным направлением реализации поддержки молодежи, которое в то же время непосредственно влияет и на социально-экономическое состояние государства и региона, является содействие при трудоустройстве молодых граждан. Исследователи отмечают, что проблема безработицы в молодежной среде становится актуальнее с каждым годом [18; 19]. Вследствие негативных факторов, воздействующих на молодежь, как на уязвимую категорию, безработица среди данной социальной группы крайне негативно влияет как на самих молодых людей, так и на общественные процессы. Безработица вызывает такие дополнительные негативные факторы, как, например, ухудшение демографической ситуации в стране и регионе из-за нежелания молодых людей создавать семьи в условиях отсутствия стабильной работы [20].

В Орловской области для трудоустройства молодых граждан, в особенности находящихся в трудных жизненных ситуациях, применяется ряд дополнительных мер социальной поддержки. Во-первых, существует система государственного субсидирования организаций, которые трудоустраивают граждан до 30 лет, входящих в следующие категории:

- граждане без профессионального образования;

- имеющие несовершеннолетних детей;

- граждане с инвалидностью;

- дети-сироты [21].

Во-вторых, важным инструментом борьбы с безработицей в молодежной среде является государственная программа «Содействие занятости населения Орловской области», посредством которой осуществляются такие меры поддержки, как помощь в поиске подходящего места трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, мероприятия по профессиональной ориентации молодых людей и т. д. Также в данной программе уделяется внимание трудоустройству такой категории, как молодые люди с инвалидностью.

Посредством реализации этой программы планируется снижение общего уровня безработицы среди граждан 20-29 лет (табл. 2) [22].

Таблица 2

Уровень безработицы молодежи Орловской области в возрасте

20-29 лет по годам

Год Уровень безработицы молодежи, %

Плановый показатель Фактический показатель

2019 — 9,2

2020 9 7,3

2021 9 8,2

2022 9 —

Из представленных данных следует, что уровень безработицы среди молодых людей не является стабильным и демонстрирует как снижение, так и повышение в зависимости от влияния различных внешних факторов. Несмотря на это, показатель ниже зафиксированного в программе планового уровня, что показывает эффективность реализуемых мер.

Для того чтобы наиболее полным образом проанализировать уровень социальной поддержки молодежи Орловской области, необходимо провести его сравнение с аналогичными показателями соседних регионов. Наиболее близкими регионами Центрального федерального округа к Орловской области по ряду характерных черт являются Курская и Брянская области.

По данным Курскстата на 2022 год, в субъекте Федерации проживало более 268 тысяч молодых граждан, что составляло около 25 % от общей численности населения региона [23]. В Курской области также отмечается снижение как общего количества населения в субъекте, так и части молодых граждан. Предполагается, что вплоть до 2025 года численность молодых граждан региона продолжит сокращаться. К проблемам Курской области относят кризис молодой семьи, проявляющийся в увеличении числа разводов среди молодых людей, и необходимость формирования новой трудовой системы для молодых граждан, которая опиралась бы на их особенности. Данные и иные аспекты отражены в государственной программе «Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области». На наш взгляд, наиболее интересными целевыми показателями данной программы является увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, созданных гражданами до 30 лет, обучение граждан до 30 лет по программам приобретения навыков ведения бизнеса и создания предприятий, а также увеличение доли детей, прошедших оздоровление в рамках мер социальной поддержки [24]. Таким

образом, уделяя значительное внимание вопросам организации отдыха детей, которая опирается на рекреационный потенциал непосредственно самого региона, а также вовлечению молодых граждан в предпринимательскую деятельность, Курская область не просто оказывает социальную поддержку молодежи, но и включает их в экономическое воспроизводство субъекта, стимулирует их занятость.

Последние данные, предоставленные по реализации государственной программы, были обнародованы в 2021 году. Согласно отчету, все заявленные плановые показатели, включая рекреационную деятельность в отношении детей и вовлечение молодежи в предпринимательскую занятость, были выполнены на 100 и более процентов [25].

Также в Курской области действует государственная программа «Социальная поддержка граждан в Курской области». К ожидаемым результатам реализации данной программы, относящимся к молодым гражданам, являются:

- преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение благоустроенным жильем детей-сирот [26].

Сравнивая её с аналогичной программой, действующей на территории Орловской области, необходимо отметить, что во втором регионе реализуется большее количество подпрограмм (шесть и десять соответственно), они более специализированы по каждому из направлений социальной поддержки, в том числе поддержки молодежи. При анализе объемов финансирования, ясно, что в Курской области объем финансирования программы на 2020-2025 гг. составляет более 71 млрд рублей, в то время как в Орловской области - этот объем более 49 млрд рублей. В то же время в Курской области финансирование программы в большей мере осуществляется за счет собственных средств, чем за счет средств федерального бюджета — около 48 млрд рублей и около 23 млрд рублей соответственно, в то время как в Орловской области они составляют практически равные пропорции — 26 млрд и 23 млрд. Так как федеральное финансирование составляет одинаковые суммы для обоих регионов, мы видим, что Курская область вкладывает значительно больше собственных средств в социальную поддержку, чем Орловская область.

В Брянской же области проживает около 285 тысяч молодых граждан, что составляет 24,7 % от общей численности населения [27]. В данном регионе также происходит снижение показателей по количеству граждан. В Брянской области аналогично действует собственная государственная программа, посвященная социальной поддержке граждан региона, в том числе молодежи. В то же время, в отличие от подобных программ Орловской и Курской областей, государственная программа региона объединяет

в себе социальную и демографическую политику, как неразрывно связанные друг с другом [28]. Наибольшее внимание в ней уделяется мерам поддержки молодых семей, в том числе предоставлению им социальных выплат на улучшение жилищных условий. В Орловской области, как было указано ранее, данные меры выделены в отдельный проект.

Таким образом, необходимо отметить тенденции к снижению численности молодых граждан, характерные не только для выделенных регионов, но и всех субъектов Центрального федерального округа. Исходя из анализа мер социальной поддержки молодежи, проводимых именно в Орловской области, можно прийти к выводу, что социальная поддержка молодых граждан проводится по всем стратегическим направлениям молодежной политики. Для ее реализации в регионе, также как и соседних субъектах, действует ряд государственных программ в рамках программно-целевого подхода к управлению молодежной и социальной политикой, которые осуществляются с разным уровнем эффективности.

К причинам возникновения проблем при реализации мер социальной поддержки можно отнести недостаточный объем финансирования данных программ. В основном они реализуются за счет средств бюджета региона, что приводит, с одной стороны, к тому, что Орловская область обладает более широким полем самостоятельности в принятии решений, с другой стороны, не может развернуть деятельность по реализации мер поддержки в полную силу. Следующей причиной недостаточной эффективности мер социальной поддержки молодежи можно назвать нехватку информирования молодых граждан о положенных им субсидиях, льготах и привилегиях, что требует расширения сети информационных ресурсов региона и повышения их доступности.

Хотя социальная поддержка в Орловской области по большей части направлена на социальную защиту, она осуществляется недостаточно эффективно и пока нельзя говорить об инвестиционном характере её реализации. В первую очередь необходимо расширение мер социальной поддержки молодежи в рамках уже существующих программ и проектов. Во-вторых, необходимо уделять больше внимания выявлению, поддержке, а также дальнейшему трудоустройству талантливой молодежи внутри региона. В регионе действует нормативный акт, согласно которому проводится ежегодный отбор и поощрение талантливых молодых людей, достигших значительных результатов в различных областях деятельности [29]. В то же время недостаточно развиты условия для того, чтобы молодежь оставалась внутри нашего региона, видела перспективы своего дальнейшего развития. Также Орловская область обладает достаточным рекреационным потенциалом, использование которого по аналогии с соседним, Курским регионом, могло бы одновременно и реализовать такое важное направле-

ние социальной поддержки, как отдых и оздоровление детей и молодых людей, и в то же время активизировать их патриотические чувства к малой родине. Это также способствовало бы социализации молодежи, которая, как уже было указано ранее, играет важнейшую роль в дальнейшей жизнедеятельности молодых граждан, а следовательно, всего общества.

Все это требует значительных финансовых затрат из бюджета субъекта, а также привлечения дополнительных средств со стороны государства, но окупится в долгосрочной перспективе. Эффективность реализации как социальной, так и молодежной политики в совокупности прямо пропорционально влияет на достойное развитие молодежи. От того, насколько качественными на данном этапе будут вложения в молодых граждан как в человеческий капитал области, зависит, как в будущем сами молодые люди будут влиять на социальное, экономическое и политическое состояние региона и насколько продуктивными будут их действия по инновационному преобразованию общественных процессов.

Список литературы

1. Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/7056 5 (дата обращения: 21.07.2023).

2. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat. gov. ru/compendium/doc ument/13284 (дата обращения: 21.07.2023)

3. Аскаров Р.Р., Коротаева Т.В. Молодежь как социально-демографическая группа и ее ценностные ориентации // Скиф. 2023. № 1(77). С. 263-267.

4. Истомина О.Б., Майпиль Е.С. Проблемы социализации молодежи в условиях социальной неопределенности // Вестник Бурятского государственного университета. 2022. № 3. С. 25-31.

5. Павлов Д.А., Павлова Л.Л. Молодежь в российском обществе: образ будущего и проблемы социализации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2(59). С. 185-189.

6. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29 ноября 2014 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835 (дата обращения: 23.07.2023).

7. Демидова Т.Е. Социальные проблемы современной Российской молодежи: причины и пути их решения // Социология. 2019. № 5. С. 21-28.

8. Россияне назвали главные проблемы молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/18095871 (дата обращения: 23.07.2023).

9. Козырева Л.Д. Социальная поддержка молодежи в России: новый формат социальной реальности // Социология. 2020. № 6. С. 117-120.

10. Распределение населения по возрастным группам в Орловской области [Электронный ресурс]. URL: https://57.rosstat.gov.ru/naselen (дата обращения: 23.07.2023).

11. О регулировании отдельных отношений в сфере молодежной политики на территории Орловской области: Закон Орловской области № 2612-ОЗ от 7 июня 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/574764262 (дата обращения: 25.07.2023).

12. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 372649 (дата обращения: 25.07.2023).

13. Об утверждении государственной программы Орловской области «Молодежь Орловщины»: Постановление Правительства Орловской области № 498 от 30 августа 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561512066 (дата обращения: 26.07.2023).

14. В Орле состоялся фестиваль молодых семей [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk-orel.ru/social/2023/05/31/v-orle-sostoyalsya-festival-molodykh-semey.html (дата обращения: 26.07.2023).

15. Об утверждении государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан Орловской области»: Постановление Правительства Орловской области № 556 от 2 октября 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561559231 (дата обращения: 26.07.2023).

16. Паспорт регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей в Орловской области» [Электронный ресурс]. URL: https://invest-orel.ru/userfiles/RP Finansovaya podderzhka semej pri rozhdenii detej 120523.pdf (дата обращения: 26.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Об утверждении государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области»: Постановление Правительства Орловской области №563 от 4 октября 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561570004 (дата обращения: 26.07.2023).

18. Кривоконь Д.Е., Иваненко И.А. Проблема безработицы среди молодежи // Проблемы науки. 2023. № 2(76). С. 27-30.

19. Матвеева Т.П., Кузнецова Н.А. К вопросу о занятости молодежи в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 5. С.131—134.

20. Эфендиева Д.С. Молодежная безработица: проблемы и пути решения // Журнал прикладных исследований. 2022. № 5. С. 164-169.

21. Правительство РФ окажет помощь орловской молодежи в трудоустройстве [Электронный ресурс]. URL: https://orel-region.ru/index.php?head= 1 &unit=25635 (дата обращения: 28.07.2023).

22. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Орловской области»: Постановление Правительства Орловской области № 441 от 5 августа 2019 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561472320 (дата обращения: 28.07.2023).

23. 27 июня - День молодежи! [Электронный ресурс]. URL: https://46.rosstat. gov.ru/infographics/document/170344 (дата обращения: 20.08.2023).

24. Об утверждении государственной программы Курской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области»: Постановление Администрации Курской области № 746-па от 18 октября 2013 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/463602585 (дата обращения: 20.08.2023).

25. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Курской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области» за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: https://кvрск.рф/region/control/documents/otchetv-o-realizatsii-i-otsenke-elfektivnogo-ispolneniya-gosudarstvennoy-programmyKMP/ (дата обращения: 20.08.2023).

26. Об утверждении государственной программы Курской области «Социальная поддержка граждан в Курской области»: Постановление администрации Курской области № 742-па от 17 октября 2013 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/463602651 (дата обращения: 20.08.2023).

27. С праздником, молодежь! [Электронный ресурс]. URL: https://32.rosstat. gov.ru/folder/129188/document/210534 (дата обращения: 21.08.2023).

28. Об утверждении государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области»: Постановление Правительства Брянской области № 735-п от 29 декабря 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/974053300 (дата обращения: 21.08.2023).

29. О конкурсном отборе талантливой молодежи Орловской области: Указ Губернатора Орловской области № 103 от 3 апреля 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460218627 (дата обращения: 28.07.2023).

Туркова Евгения Валентиновна, магистрант, turkova. eugene@mail. ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Бочанов Максим Александрович, канд. полит. наук, доц., max8797@list.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при правительстве РФ

SOCIAL SUPPORT FOR YOUNG CITIZENS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE YOUTH POLICY (BY THE MATERIALS OF THE OREL REGION)

E.V. Turkova, M.A. Bochanov

This scientific article explores the social support of young citizens in the framework of the implementation of youth policy on the example of the Oryol region. The purpose of the study is to analyze the effectiveness and sufficiency of existing mechanisms for social support for young people, as well as to identify potential improvements and innovations. In the context of modern society, where young citizens face various challenges and problems, the importance of social support for their successful development and active participation in society can hardly be overestimated. Analyzing the main programs and initiatives provided by the Oryol region, the authors of the article examine the availability and effectiveness of these measures and consider them in the light of youth policy aimed at supporting young citi-zens.The study is based on official documents, statistical data, as well as surveys and interviews with young people from the Oryol region. The results of the study make it possible to evaluate the current system of social support and determine its strengths and weaknesses, as well as identify potential for improvement. The article discusses various types of social support, such as financial assistance, access to education and training, housing, creating favorable conditions for physical education and sports, etc. An important aspect of the study is also the analysis of young people's perception of the support measures provided and their effectiveness.

The results of the study will make it possible to develop recommendations for improving the existing system of social support for young citizens in the Oryol region and can also be used in other regions where the problem of youth support is also relevant. This study is of practical importance for the formation of an effective youth policy that contributes to the successful development and integration of young citizens into society.

Key words: youth, social support for youth, youth policy, Oryol region, social policy, youth support measures, government programs.

Turkova Evgenia Valentinovna, master student, turkova.eugene@mail.ru, Russia, Orel, Central Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Bochanov Maksim Aleksandrovich, candidate of political science, associate professor, max8797@list.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.