Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В «ПОСТКОВИДНОМ» МИРЕ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В «ПОСТКОВИДНОМ» МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
826
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ / COVID-19 / ПАНДЕМИЯ / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шкурупей Ольга Викторовна

Молодежь сегодня как никогда нуждается в государственной социальной поддержке. Актуальность исследования совершенствования механизмов по социальной поддержке молодежи обусловлена трансформацией современных условий в период формирования нового сетевого общества, как нового феномена социальной реальности. В статье анализируются трансформации повседневности в молодежной среде, которые произошли под влиянием пандемии нового коронавируса COVID-19. Особое внимание уделяется комплексному анализу мер по социальной поддержке молодежи в «постковидном» мире, а также анализу данных о глобальных проблемах молодежи мира, оказавшейся в период пандемии COVlD-19 и различных реализованных практик. Эффективность реализации государственной молодежной политики зависит от применения инновационных форм и методов по социальной поддержке молодежи для успешной социализации и эффективной ее самореализации. Результаты исследования показали, что современная молодежная политика нуждается в совершенствовании мер по социальной поддержки молодежи как приоритета молодежной политике и формировании новой молодежной повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUPPORT FOR YOUNG PEOPLE IN A “POST-TEEN” WORLD

Young people today more than ever need state social support. The relevance of the study of improving mechanisms for social support of young people is due to the transformation of modern conditions during the formation of a new network society, as a new phenomenon of social reality. The article analyzes the transformations of everyday life in the youth environment that occurred under the influence of the pandemic of the new coronavirus COVID-19. Special attention is paid to the comprehensive analysis of measures for social support of young people in the “post-covid” world, as well as to the analysis of data on global problems of the world's youth who found themselves during the COVID-19 pandemic and various implemented practices. The effectiveness of the implementation of the state youth policy depends on the use of innovative forms and methods of social support for young people for successful socialization and effective self-realization. The results of the study showed that modern youth policy needs to improve measures for social support of young people as a priority of youth policy and the formation of a new youth agenda.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В «ПОСТКОВИДНОМ» МИРЕ»

Социальная поддержка молодежи в «постковидном> мире

Шкурупей Ольга Викторовна,

аспирант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

E-mail: [email protected]

Молодежь сегодня как никогда нуждается в государственной социальной поддержке. Актуальность исследования совершенствования механизмов по социальной поддержке молодежи обусловлена трансформацией современных условий в период формирования нового сетевого общества, как нового феномена социальной реальности. В статье анализируются трансформации повседневности в молодежной среде, которые произошли под влиянием пандемии нового коронави-руса COVID-19. Особое внимание уделяется комплексному анализу мер по социальной поддержке молодежи в «постковидном» мире, а также анализу данных о глобальных проблемах молодежи мира, оказавшейся в период пандемии COVlD-19 и различных реализованных практик. Эффективность реализации государственной молодежной политики зависит от применения инновационных форм и методов по социальной поддержке молодежи для успешной социализации и эффективной ее самореализации. Результаты исследования показали, что современная молодежная политика нуждается в совершенствовании мер по социальной поддержки молодежи как приоритета молодежной политике и формировании новой молодежной повестки.

Ключевые слова: молодежь, социальная поддержка молодежи, COVID-19, пандемия, инновации, государственная молодежная политика, социальная политика.

Становится все более очевидным, что «постковидный» мир будут принципиально отличаться от предшествующих эпох. Особенно четко это прослеживается на качественном изменении положения молодежи.

В докладе «Молодежь и пандемия COVID-19: влияние на рабочие места, образование, права и психологическое состояние» Международной организации труда отражены негативные последствия и проблемы молодежи, усугубляющее неравенство, способствующие снижению производственного потенциала целого поколения молодых людей в Странах Восточной Европы и Центральной Азии. Из доклада также следует, что 70% обучающихся молодых людей пострадали из-за закрытия школ, высших учебных заведений и центров профессиональной подготовки; 65% молодых людей сообщили, что за время пандемии получили меньше знаний из-за вынужденного удаленного онлайн обучения; 50% считают, что обучение может затянуться; 9% совсем не уверены в завершении обучения [4, С. 165].

Последствия потери одного учебного года для молодых людей, по оценкам экспертов, эквивалентен от 7 до 10% дохода в течение жизни. Низкий уровень образования (ниже среднего) и отсутствие работы способствует пополнению группы NEET (молодежь, которая не работает и не учится), что существенным образом скажется на перспективе трудоустройства и доходах [8, С. 165].

Молодежь, в странах с низким уровнем дохода наиболее остро испытывает социальное неравенство на фоне «социального разрыва» [9]. Там, где в меньшей степени доступен Интернет не хватает учебного оборудования, стесненные жилищные условия и только 18% молодых людей смогли продолжить обучение формате онлайн - лекций. В странах с высоким уровнем дохо-

54

да продолжать обучение в формате видео - лекций имело возможность 65% молодежи.

Кризис, вызванный пандемией, как полагают эксперты, способствует возникновению сложности на рынке труда и удлиненный переход молодого поколения от школьного обучения к трудовой деятельности. У 38% молодежи, согласно доклада, присутствует тревога о своем будущем, нет уверенности в карьерных перспективах. Каждый шестой молодой человек вынужден прекратить трудовую деятельность из областей, наиболее затронутых кризисом - техническая поддержка, сфера услуг, продажи. В докладе отмечается об ухудшении психологического состояния молодежи, 50% молодых людей подвержены испытывать чувство тревоги и депрессии, 17%, по всей вероятности, уже им подвержены.

С учетом этих неблагоприятных обстоятельств, следует обратить внимание на тот факт, что молодые люди активно участвуют в противостоянии кризису, каждый четвертый молодой человек охотно принимает участие в волонтерской деятельности [4, С. 165].

Согласно опросам, проведенным молодежных организаций, уровень доверия молодежи к национальным правительствам в период пандемии формируются в первую очередь благодаря открытой и доступной информации со стороны государственных институтов. Молодежь использует социальные сети как основной источник информации. Согласно последним исследования, 88% содержат дезинформации о вирусе COVID-19 и таким образом, не смогли вовремя получить актуальную и правдивую информацию о коро-навирусе, а это в свою очередь, приводит к снижению уровня доверия молодежи к государственным институтам и тем мерам, которые реализуют правительства [8, С. 165].

Так, крайне важно обеспечить учет мнения молодежи при организации комплексного противодействия кризису, вызванного пандемией. Для молодежи наиболее важно в период кризиса

осознавать, что молодое поколение активно привлекается для принятия решений на уровне государства [8, С. 165].

Большинство стран были вынуждены сократить финансирование во многих сферах, в том числе в сфере образования и большого количества молодежных проектов. В этой связи молодежь дезориентирована, из-за потери возможности реализовать свои цели и мечты в 2020 году, и как следствие, вероятность оказаться в наиболее уязвимой группе при последующих экономических потрясениях. А это в свою очередь, по мнению экспертов, серьезным образом отразится на качестве мирового человеческого капитала в долгосрочной перспективе [8, С. 165].

Ключевые международные организации (ОЭСР, ООН, ЮНЕСКО) выделяют основные проблемы молодежи, решение которых направлены на формирование новой молодежной повестки в государствах и определяя тем самым, меры поддержки молодежи. Наиболее важной проблемой молодежи пострадавшие государства выделяют повышение уровня безработицы, которая может иметь последствия в долгосрочной перспективе [8, С. 165].

Таким образом, в рамках антикризисных мер, так и на постоянной основе, социальная поддержка молодежи является наиболее актуальной мерой поддержки подрастающего поколения в сфере молодежной политики. С учетом засматривавшегося выше материала и анализа международного опыта представляется возможным предложить ряд универсальных практических рекомендаций, выделить приоритетные направления молодежной политике по социальной поддержке молодежи в сфере образования, трудоустройства, поддержки уязвимых групп и информационной поддержки.

Так, на примере Испании, поддержку в виде пользования смартфонами, планшетами, компьютерами получили уязвимые слои населения. Во Франции студентам и выпускникам вузов предложили прямую финансовую помощь. В Канаде и Италии увеличили стипен-

55

дию студентам, которые оказались в чрезвычайной ситуации. США на подобную поддержку университетам выделено 14 млрд долларов. Немецкому студенческому союзу были выделены 100 млн. евро.

Кроме того, некоторые страны ввели послабления в отношении студенческих ссуд и грантов: приостановление начисления процентов и штрафов по студенческим кредитам, в Канаде всем заемщикам автоматически погашены ссуды и кредиты в период пандемии.

В Германии продолжали получать выплаты по студенческим грантам и ссудам, даже в случае приостановки обучения в школах из-за пандемии COVlD-19. Студентам и выпускникам средних специальных и высших учебных заведений, которые не могут найти работу в виду пандемии, Канадой введены налогооблагаемые пособия; в Германии, студенты, лишившиеся рабочего места в результате пандемии и нуждающиеся в финансовой поддержке, была предоставлена услуга по получению беспроцентного кредита.

В «постковидном» мире ООН признает одной из главных проблем молодежи - проблемы с трудоустройством. Молодежь является социально-незащищенной категорией, в виду того, что чаще всего заняты в теневой экономике, прибегают к неполной занятости и временным работам, попадая под сокращение. Мировая практика показывает ряд мер, направленных на поддержку молодежи в сфере трудоустройства: создание дополнительных рабочих мест для студенческой молодежи; субсидирование предприятий, осуществляющих прием на работу и стажировку молодых специалистов (Канада, Германия); налоговые льготы при приеме на работу молодых специалистов (Франция); привлечение молодых специалистов на условиях временных изменений в трудовых отношениях(неполный рабочий день, продлевать период занятости, расширять использование удаленного тру-да),(Испания, Канада) [8].

В контексте глобальной тематики, тот факт, что молодежь, как отдель-

ная категория населения нуждается в социальной поддержке, не вызывает никаких сомнений. Это в первую очередь касается проблем крайней нищеты, гендерного неравенства, вопросов обеспечения качественного образования. Масштаб социальных проблем молодежи требует значительных творческих усилий и изменений, направленных на достижение конкретного результата и положительного социального эффекта.

Проблемы гендерной предвзятости и обесценивания женского труда, сформированы из-за собственных убеждений лидеров бизнеса и управляющих компаний. Для того, чтобы приблизиться к достижению гендерного равенства, следует обеспечить расширение прав и возможностей женщин во многих отраслях, создавать социальные меры поддержки женщин и партнерства в целях достижения взаимной общественной выгоды. Истинное женское лидерство становится примером для подтверждения прогрессивности гендерного равенства, в лице женщин-новаторов, которые смогут построить устойчивый мир завтрашнего дня [1, С. 13].

Современные государства формируют и реализуют социальную политику в отношении своих граждан согласно уровню развития, приоритетам и возможностям. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации является обеспечение социальной защиты граждан. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной задачей такого государства является защита социальных интересов граждан, включающая обеспечение и соблюдение основных экономических, социальных и культурных прав личности [6]. Как известно, рыночные отношения, характерные для современных государств с рыночной экономикой, не предполагают социальной защищенности чело-

56

века. Поэтому реализация социальной политики требует государственного вмешательства как в экономику, так и в иные сферы жизни общества.

В настоящее время в российском обществе происходят существенные социальные преобразования. Они обусловлены рядом качественных изменений как обществе в целом, так и отдельных групп населения, одой из которых является молодежь. С одной стороны, цифровизация всех сфер жизнедеятельности - это расширение возможностей для самоопределения и самореализации, выражения своей позиции и отношения к политическим лидерам. С другой - «вынужденная уда-ленка», «самоизоляция», обострение социальных проблем, в том числе бытового характера, проблемы выживания и адаптации в условиях «вынужденных ограничений», связанных с утратой гарантий стабильного финансового, социального положения, намеченного роста неуверенности в отношении перспективы.

Одним из основных социальных трендов, задаваемых новым технологическим укладом, является кризис социального государства и ослабление социальной политики. Государство не поспевает за быстро изменяющимися социальными группами, формируемыми в сетевом глобальном обществе, которые не регламентированы законодательством. С позиции политических институтов следует уделять должное внимание данной проблеме во избежание роста социально-политических конфликтов [8, с. 135].

Социализация молодежи в России осуществляется посредством полноценного включения во все общественные процессы через отдельную отрасль социальной политики как государственная молодежная политика (далее, ГМП). Главной задачей социализации молодежи является максимальная интеграция в социальное единство граждан государства, а также формирование гражданской идентичности, этической и конфессиональной толерантности на уровне гражданской этики [3, с. 16].

Изменившиеся условия жизнедеятельности посредством онлайн коммуникации, сетевого общества, отражаются в сознании, интересах и потребностях, формирующие ценностные ориентации подрастающего поколения. В связи с тем, формируемый облик современного молодого поколения позволяет обозначить те социальные проблемы и угрозы, с которыми сталкивается молодежь в процессе социализации [2, с. 106].

В рамках такого рассмотрения назревающей социальной проблемы следует совершенствовать механизмы по социальной поддержке молодежи испытывающей трудности в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям занятости [7, с. 146]. Данную проблему следует рассматривать как основную задачу переформатирования молодежной политики по социальной поддержке молодежи в XXI веке.

Современная повестка дня требует локального решения глобальных проблем. Молодежь, следует рассматривать как социальный капитал будущего. Особо важно привлечение внимания молодежи, студентов, молодых ученых и в целом, молодых граждан к обсуждению проблем, с которыми на сегодняшний день сталкивается современная молодежь, для выработки эффективных путей их продвижения и реализации; налаживании диалога между государством и бизнесом, заинтересованными сторонами, в рамках программ обмена опытом для поиска оптимальных моделей устойчивого развития; а также в обсуждении глобальных вопросов и проблем [10, С. 145].

Таким образом, социальная поддержка молодежи, является ключевой инновационной формой социализации, самореализации молодежи как воспроизводящей структуры современного общества [5]. Совершенно очевидно, что необходима активизация и совершенствование мер по социальной поддержке молодежи как приоритета молодежной политики и новой молодежной повестки.

Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю

57

доктору философских наук, профессору кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления рАНХиГС Козыревой Ларисе Дмитриевне за приверженность теме научного исследования.

Литература

1. М. Вашукова. Ассоциация «Национальная сеть Глобального догово-ра».1-6/17. UN Globabal Compact. Russian Digest, 2017.

2. Великая Н.М. В сборнике: III Чтения памяти В.Т. Лисовского. Сборник научных трудов. Под редакцией Т.К. Ростовской. 2020. С. 106-109.

3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: [монография] / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги - М: ФНИСЦ РАН, 2020. - 688 с.

4. Доклад «Youth and COVID-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Well-Being» издан Международной организацией труда (МОТ), международной молодежной некоммерческой организацией AIESEC, Чрезвычайным целевым фондом Европейского союза для Африки, Европейским молодежным форумом, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и Основной группой ООН по делам детей и молодежи. [Электронный ресурс] - URL: https://www.ilo. org/moscow/news/WCMS_753125/ lang - ru/index.htm(дата обращения: 02.02.2021)

5. Козырева Л.Д. Поколение Z в политике: политологический прогноз // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2019. № 3 (23). С. 159-165. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.159-165.

6. Конституция Российской Федерации. Электронный ресурс // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» // Режим доступа: http: base.garant.ru. (дата обращения: 02.02.2021)

7. Люблинский В.В. Социальная политика в цифровом обществе: про-

блемы и перспективы. В сборнике: Политические отношения в эпоху цифровых технологий и сетевого общества. Сборник научных статей. Сер. «Согласие в обществе как условие развития России» Отв. редактор О.М. Михайленок. Москва, 2020. С. 130-150.

8. Новая молодежная повестка. Новые формы развития и поддержки молодежи в период пандемии, вызванной COVlD-19. [Электронный ресурс] - URL: https://www.hse.ru/ mirror/pubs/share/395805896.pdf (дата обращения: 02.02.2021)

9. Осипова Н.Г. Социальное неравенство в современном мире. /Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 4 - С. 124-153.

10. Сиземская И.Н. Социальное государство как конституционный принцип Российской Федерации: социальные векторы развития // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 3. C. 179-186. DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.669

SOCIAL SUPPORT FOR YOUNG PEOPLE IN A "POST-TEEN" WORLD

Shkurupei O.V.

North-West Institute of Management of RANEPA

Young people today more than ever need state social support. The relevance of the study of improving mechanisms for social support of young people is due to the transformation of modern conditions during the formation of a new network society, as a new phenomenon of social reality. The article analyzes the transformations of everyday life in the youth environment that occurred under the influence of the pandemic of the new coronavirus COVID-19. Special attention is paid to the comprehensive analysis of measures for social support of young people in the "post-covid" world, as well as to the analysis of data on global problems of the world's youth who found themselves during the COVID-19 pandemic and various implemented practices. The effectiveness of the implementation of the state youth policy depends on the use of innovative forms and methods of social support for young people for successful socialization and effective self-realization. The results of the study showed that modern youth policy needs to im-

58

prove measures for social support of young people as a priority of youth policy and the formation of a new youth agenda.

Keywords: youth, social support for youth, COVID-19, pandemic, innovations, state youth policy, social policy.

References

1. M. Vashukova. Association "National Network of the Global Compact".1-6/17. UN Globabal Compact. Russian Digest, 2017.

2. Velikaya N.M. In the collection: III Readings in memory of V.T. Lisovsky. Collection of scientific papers. Edited by T.K. Ros-tovskaya. 2020. pp. 106-109.

3. Gorshkov M. K., Sheregi F.E. Youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of long-term research: [monograph] / M.K. Gorshkov, F.E. Sheregi-M: FNISTC RAS, 2020 — 688 p.

4. The report "Youth and COVID-19: Impacts on Jobs, Education, Rights and Mental Well-Being" is published by the International Labour Organization (ILO), the international youth non-profit organization AIESEC, the European Union Emergency Trust Fund for Africa, the European Youth Forum, the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights and the UN Core Group on Children and Youth. [Electronic resource] - URL: https://www.ilo.org/mos-cow/news/WCMS_753125/lang - ru/index. htm(accessed: 02.02.2021)

5. Kozyreva L.D. Generenie Z v politike: poli-tologicheskiy prognoz [Generation Z in politics: a political forecast]. Historical Sciences series. 2019. No. 3 (23). pp. 159-165. DOI: 10.25513/23121300.2019.3.159-165.

6. The Constitution of the Russian Federation. Electronic resource / / Information and legal portal "GARANT" / / Access mode: http: base.garant.ru. (accessed: 02.02.2021)

7. Lyublinsky V.V. Social policy in the digital society: problems and prospects. In the collection: Political relations in the era of digital technologies and the Network society. Collection of scientific articles. Ser. "Consent in society as a condition for the development of Russia" Editor O.M. Mikhailenok. Moscow, 2020. pp. 130-150.

8. New Youth Agenda. New forms of youth development and support during the COVID-19 pandemic. [Electronic resource] - URL: https://www.hse.ru/mir-ror/pubs/share/395805896.pdf (accessed: 02.02.2021)

9. Osipova N.G. Social inequality in the modern world. / Vestnik Moskovskogo univer-siteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya. 2019. Vol. 25. no. 4-p. 124-153.

10. Sizemskaya I.N. The social state as a constitutional principle of the Russian Federation: social vectors of development // Bulletin of the Institute of Sociology. 2020. Volume 11. No. 3. C. 179-186. DOI: 10.19181 / vis. 2020. 11. 3. 669

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.