Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / КАДРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривокора Евгения Ивановна, Астахова Елена Александровна, Кривокора Юрий Николаевич, Мишина Татьяна Сергеевна

Молодежь с ее мотивацией, компетенциями и потенциалом сейчас рассматривается как ресурс моделирования и создания экономического будущего. Вследствие этого вопросы экономических перспектив реализации молодежной политики приобретают решающее значение. Цель исследования заключается в выявлении региональных особенностей современной кадровой молодежной политики и обосновании концепции ее формирования в разрезе ее ключевых задач. В статье на основании проведенного обзора существующих методологических подходов к молодежной кадровой политике и их обобщения, анализа состояния рабочей силы и молодежи как ее части определены главные проблемы молодежной кадровой политики на региональном уровне, систематизированы институциональные и социально-экономические условия ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кривокора Евгения Ивановна, Астахова Елена Александровна, Кривокора Юрий Николаевич, Мишина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF REGIONAL YOUTH WORKFORCE POLICY

Young people with their motivation, competencies and potential are now considered as a resource for modeling and creating an economic future. As a result, the issues of economic prospects for the implementation of youth policy become crucial. The purpose of the study is to identify regional features of modern youth workforce policy and substantiate the concept of its formation. The article is based on the review of existing methodological approaches to youth workforce policy and their generalization and analysis of the workforce and youth as part of it. The authors identify the main problems of youth workforce policy at the regional level and systematizes the institutional and socio-economic conditions for its implementation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 9 • Номер 9 • Сентябрь 2022 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

проблемы формирования и реализации

региональном молодежной кадровой политики

Кривокора Е.И. 1, Астахова Е.А. 1, Кривокора Ю.Н. 2, Мишина Т.С. 2

1 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

2 Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г Ставрополе, Ставрополь, Россия

Молодежь с ее мотивацией, компетенциями и потенциалом сейчас рассматривается как ресурс моделирования и создания экономического будущего. Вследствие этого вопросы экономических перспектив реализации молодежной политики приобретают решающее значение. Цель исследования заключается в выявлении региональных особенностей современной кадровой молодежной политики и обосновании концепции ее формирования в разрезе ее ключевых задач. В статье на основании проведенного обзора существующих методологических подходов к молодежной кадровой политике и их обобщения, анализа состояния рабочей силы и молодежи как ее части определены главные проблемы молодежной кадровой политики на региональном уровне, систематизированы институциональные и социально-экономические условия ее реализации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональная кадровая политика, молодежная кадровая политика, государственная молодежная политика, региональный рынок труда, кадровые процессы, миграционные процессы, кадровые стратегии, социально-экономическое развитие региона.

Challenges of regional youth workforce policy

Krivokora E.I. 1, Astakhova E.A. 1, Krivokora Yu.N. 2, Mishina T.S. 2

1 North-Caucasus Federal University, Russia

2 Technological Institute of Service (branch) of the Don State Technical University in Stavropol, Russia

нах и отраслях, поскольку эффективное функционирование в условиях глобализации и экономической интеграции обеспечивать все сложнее при растущих уровнях конкурентности и решения задач выхода на лидерские позиции. Экономическое будущее сейчас связывается в первую очередь с состоянием и будущим молодежи. Поэтому вопросы экономических перспектив реализации молодежной политики приобретают решающее значение. В составе государственной и региональной молодежной политики особое место отводится кадровой молодежной политике как способу включения наиболее ценного стратегического ресурса - молодежи - во внутренние экономические

АННОТАЦИЯ:

Введение

овременные драйверы экономики изыскиваются во всех стра-

процессы. Процессы ее встраивания в экономику на основе ее мобильности, инно-вационности, инициативности, творческих качеств, устремленности к новому знанию и саморазвитию, работоспособности и выносливости требуют проведения множества исследований и формирования эффективной кадровой молодежной политики. Проблемы молодежи, дискриминационные факторы ее привлечения и активизации пристально рассматриваются в мире с новых позиций - межнациональные отношения и религиозные различия. Мир стал многонациональным в силу интенсивных миграционных процессов, которые теперь сделали актуальными для европейского, американского, азиатского пространства решение проблем регулирования рынка труда, кадровых процессов, социальных процессов с учетом многонационального состава и обострения межнациональных отношений. Это также актуально и для нашей страны.

Цель исследования заключается в выявлении региональных особенностей современной кадровой молодежной политики с учетом анализа и систематизации существующих методологических подходов к молодежной кадровой политике в российской и зарубежной практике, сложившихся институциональных и социально-экономических условий и тенденций, а также в обосновании концепции формирования региональной молодежной кадровой политики в разрезе ее ключевых задач.

Научная гипотеза состоит в возможности стандартизации подходов к управлению региональной молодежной кадровой политикой на основе выявления, типизации и

ABSTRACT:_

Young people with their motivation, competencies and potential are now considered as a resource for modeling and creating an economic future. As a result, the issues of economic prospects for the implementation of youth policy become crucial. The purpose of the study is to identify regional features of modern youth workforce policy and substantiate the concept of its formation. The article is based on the review of existing methodological approaches to youth workforce policy and their generalization and analysis of the workforce and youth as part of it. The authors identify the main problems of youth workforce policy at the regional level and systematizes the institutional and socioeconomic conditions for its implementation.

KEYWORDS: regional workforce policy, youth workforce policy, state youth policy, regional labour market, personnel processes, migration processes, personnel strategies, regional socio-economic development

JEL Classification: J13, J21, J82 Received: 21.09.2022 / Published: 30.09.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Krivokora E.I. (ekrivokora0ncfu.ru)

CITATION:_

Krivokora E.I., Astakhova E.A., Krivokora Yu.N., Mishina T.S. (2022) Problemy formirovaniya i re-alizatsii regionalnoy molodezhnoy kadrovoy politiki [Challenges of regional youth workforce policy]. Ekonomika truda. 9. (9). - 1405-1424. doi: 10.18334/et.9.9.116322

моделирования региональных факторов ее реализации, что позволит использовать полученные рекомендации в разных регионах.

Научная новизна исследования заключается в оценке влияния региональных особенностей на состояние и условия реализации молодежной кадровой политики, в обосновании совокупности стратегических мер по стабилизации состава трудовых ресурсов и рабочей силы регионов, приостановлении вымывания молодежи из ее состава, снижению социальной напряженности при интенсификации миграционных потоков в группе молодежи, гармонизации управленческих подходов к кадровым процессам в регионе.

Постановка проблемы

Изучение стратегических рисков и возможностей молодежной кадровой политики в РФ с позиций особенностей межнациональных отношений и обеспечения их гармонизации и снижения напряженности в свете последних внутренних и международных событий становится крайне важным для решения задач экономического развития.

Проблемы экономического роста России и ее субъектов в первую очередь связаны с конкурентоспособностью и потенциальными возможностями экономической системы страны и ее регионов. Среди основных источников роста главную позицию занимают человеческие ресурсы как носители ресурса труда и творцы идей, программ и проектов. Однако в составе этого источника развития не все группы характеризуются соизмеримым потенциалом. Сейчас в кадровой политике упор делается на группу профессионально состоявшихся, обладающих уже развитыми профессиональными качествами и компетенциями людей, гарантированно приносящих необходимую отдачу. Однако по оценкам специалистов, «.. .успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи» [1] (Emelyanenko, 2010). Стратегическую роль молодежи отмечают и зарубежные исследователи [2] (Guidi, 2014).

Как наиболее активная часть общества, молодые люди в составе трудовых ресурсов выполняют особую роль, значение которой в современных условиях экономиче-

ОБ АВТОРАХ:_

Кривокора Евгения Ивановна, доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда, кандидат экономических наук, доцент (ekrivokora0ncfu.ru)

Астахова Елена Александровна, доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда, кандидат экономических наук, доцент (eastakhova0ncfu.ru)

Кривокора Юрий Николаевич, доцент кафедры экономики и менеджмента, доктор экономических наук, доцент (krivokora_stis@inbox.ru)

Мишина Татьяна Сергеевна, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента (diu1ina_ tatyana0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кривокора Е.И., Астахова Е.А., Кривокора Ю.Н., Мишина Т.С. Проблемы формирования и реализации региональной молодежной кадровой политики // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 9. -С. 1405-1424. doi: 10.18334/et.9.9.116322

ской интеграции и технико-технологического бума неизмеримо возрастает. Именно молодежь как социально-возрастная группа сосредотачивает в себе инновационный потенциал развития и считается главной движущей силой коренных преобразований в обществе и экономике.

В нашей стране молодежная политика реализуется, прежде всего, на политическом уровне, а социально-экономический уровень пока маловостребован и остается в тени. Вместе с тем молодежь в социально-экономическом и политическом отношении выступает как наиболее уязвимая часть общества, а также носитель не только потенциальных возможностей, но и потенциальных рисков. Эти риски в региональных проблемах часто провоцируются сложными межнациональными, межэтническими и межконфессиональными отношениями, которые также требуют исследования и учета при формировании эффективной кадровой политики.

Важна не только активизация у поколения молодых гражданских позиций и вовлечение в волонтерскую и общественную работу, но и подготовка для них возможностей занятости и профессиональной реализации. И высшее образование как социальный лифт часто не срабатывает, поскольку на рынке труда есть совсем другой запрос со стороны работодателей - опыт работы по специальности. Поэтому очень актуальна проблема запуска каровых лифтов для образованной молодежи.

Необходимо моделирование для молодежи таких условий, которые могут ускорить процессы ее вхождения в профессиональную сферу и быстрого накопления профессионализма, создания профякорей, которые могут удержать молодежь как активный компонент в региональной экономике.

Методы исследования

Проведение исследования базировалось на применении комплекса социологических, экономических и управленческих научных подходов. Основными методами исследования послужили: системный подход, экспертные методы, методы сравнительного и экономико-статистического анализа.

В качестве материалов для анализа использованы опубликованные результаты научных исследований российских и зарубежных ученых, статистические материалы управления ФСГС по СКФО, отчетные данные министерства труда и социальной защиты по СК, сведения из публикаций периодической печати.

Обзор зарубежных и отечественных исследований молодежной кадровой политики

На данном этапе в отношении молодежи многие страны проводят активную адресную социальную и экономическую политику. Поэтому изучение полученных результатов и стратегических приоритетов правительственных органов в ее отношении видится нам важным как способ обоснованного выбора потенциально наиболее перспективных и оправданных многолетним опытом практик в реализации молодежной кадровой политики.

Исследование кадровых процессов и молодежной кадровой политики ведется за рубежом давно: в качестве примера может служить, например, американское исследование 1999 г., охватывающее анализ тенденций рынка труда начиная с 1970-х годов с детализацией характеристик участия в нем молодежи при определении нового дизайна рекрутинговой политики и проектировании ее новой эффективной концепции с учетом проанализированных трендов и выделения призывного потенциала для государства [3].

Заслуживает внимания опыт ЕС в виде целой системы мер, реализуемых в разнообразных «мягких и жестких» формах с начала XXI века («Инициатива по возможностям молодежи», «Инициатива по трудоустройству молодежи», «Молодежная гарантия»), сосредоточенных на образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве [2] (Guidi, 2014). Учеными также проводятся компаративные исследования по вектору: Европа, Латинская Америка, Мир [4] (Bendit, 2013).

Но проводимые в ЕС исследования показали, что молодежная политика крайне неоднородна на национальном уровне и не отличается высокой эффективностью, так как самыми незащищенными слоями оказываются молодые люди. Внимание уделяется как институциональным факторам [5] (Williamson, 2007), так и формирующимся тенденциям [6] (Lodovici, Semenza, 2012). Исследователи уделяют внимание не только способам предупреждения проблем, но и мерам, содействующим позитивным результатам. Вопрос не столько в верной классификации, сколько в определении способа работы с конкретными целевыми группами молодежной политики.

Евросоюз регулярно проводит самостоятельные исследования по эффективности молодежной политики [7] (Coussee, Williamson, Verschelden, 2012). Определяются пути работы с обездоленной молодежью и конкретные практики возможного «лечения» проблем.

Исследования показали, что молодежная политика организаций за рубежом находится под мощным влиянием средств массовой информации и социальных сетей [8] (Carlson, 2017). В том числе и австралийское научное сообщество обсуждает вопросы улучшения неформального социального контроля в районах с высоким уровнем социальных связей, усиления напряженности среди молодежи [9] (Wickes, Hipp, Sargeant, Mazerolle, 2017).

Исследователями отмечается, что произошедшие изменения в этническом составе населения во всех европейских странах существенно усугубляют кризисные социальные последствия и разрушение традиционных национальных рамок в отношении молодежных проблем [2] (Guidi, 2014). Аналогичные проблемы испытывают многие мировые экономики. Например, в США занялись воспитанием и поддержкой мусульманской молодежи, видя в ней высокие риски для общества и экономики страны [10] (Bonet, 2011).

В рамках институциональных структур Совета Европы и Европейского союза предпринимаются попытки по унификации подходов и стандартизации процессов разра-

ботки молодежной политики на национальном уровне, нацеленной на улучшение положения молодежи, активное вовлечение молодых людей и неправительственных молодежных организаций в принятие решений по вопросам, влияющим на государственные молодежные стратегии. На основе исследования молодежных трендов в Европе за 10-летний период в подготовленном по заказу Совета Европы «Руководстве по молодежной политике» предлагается модель разработки национальной молодежной стратегии с участием самой молодежи от начального шага до конечного этапа [11] (Denstad Finn Yrjar, 2009). Цель подготовки такого пособия заключается только в одном - интегрировать молодежную политику на базе межсекторального подхода в национальную политику, придав ей необходимые динамические признаки, ответственность и возможность принятия решений.

Интересный пример инноваций в условиях дефицита молодежной работы и благоприятного климата, в котором молодые люди могут максимально использовать возможность учиться и расти [12] (To Siu-ming, 2007). В нем представлено в результатах качественного исследования, проведенного в Гонконге и связанного с расширением прав и возможностей: личностное измерение в отношении того, как учащиеся вновь обретают чувство компетентности для решения жизненных проблем и борьбы за собственные преимущества.

Всемирный банк также финансирует исследования и в развивающихся странах, чтобы держать руку на пульсе и видеть глобальные последствия политики этих стран. Одно из них под руководством Мартина Годфри приведено в издании «Политика занятости молодежи в развивающихся странах и странах с переходной экономикой -Профилактика, а также лечение» [13] (Godfrey, 2003). В работе исследована политика и проблемы занятости молодых людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые находятся в самом неблагоприятном положении, а не просто безработных. Автором обсуждаются меры, необходимые для решения проблемы безработицы среди образованных молодых людей, которые могут помочь предотвратить возникновение проблем с занятостью среди обездоленной молодежи.

Поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики РФ.

В 2006 г. была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [14]. Затем эта стратегия была заменена на «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [15]. В новой концепции выделены новые приоритеты (рис. 1), однако ключевые задачи в области кадровой политики практически так и не были четко определены.

1 Г -J формирование системы ценностей гряяданско-патрнотцческого, напнона льного. культурного ei исторического характера

г- 2 I— развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологии

> -Н формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи

4 \ -с создание условии для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта"

г- 5 создание Злагоприятных условий для молодых семей

формирование ннфор мл шинного поля, Благоприятного для развития лолojKfji, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными о&ьеднненшмн » молодежью. а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи

Рисунок 1. Приоритетные направления современной государственной молодежной политики РФ

Источник: составлено авторами.

Отечественные исследователи отмечают, что разработка теоретических проблем региональной государственной кадровой политики в целом в постсоветское время фактически не проводилась [16] (Pastukhova, 2010). Часть авторов, занимающихся данной проблематикой, утверждает, что не уделялось достаточного внимания проблемам целенаправленного развития регионального кадрового потенциала с выявлением сущности, специ фики и разновидностей стратегии развития кадрового потенциал а на уровне региона [17] (Dolgiy, Bondarenko, 2009). Другие исследователи констатируют, что во многих регионах России кадровая политика зачастую носит бессистемный характер,в овязи с чем оказывается несогласованной е программами эоономическоио и социального развития территорий [18] (Ivanova, 2011).

Главаый вывод, в котором сходятся практически все российские ученые, - в настоящее время молодежная кадровая политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления.

Обсуждение результатов исследования

Изучение роли молодежи и ее участия в социально-экономических процессах региона прерполагает первоначально о,оведение оценки состояния и динамики орудовых ресурсов региона в целом и по его административным единицам.

Анализ динамики численности населения Ставропольского края отражен на рисунке 2.

2820 2800 2780 2760 2740 2720 2700

777,7

2785,5

2790,8

2794,5

2799,5

2801,6

2804,4

2800,7

2795,2

2792,8

2019 2020

■ Численность населения, тыс.чел.

Рисунок 2. Динамика численности населения Ставропольского края Источник: составлено автор ами на основе [19, 20].

1800 1750 1700 1е50 1600 1550 1500 1450 1400 1350 1300

17

19,7 161т

¡4,8

1633 5

1725,9

1614

1710,3 6 9 5Р1

1695,3 7

179,1 1565

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,5 1551,5

58 1 1539,7

3,4

1522,4

1671,1

1532,1

1679,9

1538,9

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

■ Среднегодовая численность трудовых ресурсов, тыс.чел.

■ в том числе: трудоспособное население в трудоспособном возрасте

Рисунок 3. Динамика трудовых ресурсов Ставропольского края Источник: составлено авторами на основе [19, 20].

Сокращение численно сти населения начиная с 2018 иода связано в первую очередь с ростом естественной убыли населения, уменьшением доли женского населения репродуктивного возраста.

Можио утверждать, что в целом для края характерны общеросчийские демографические проблемы, вказывая влияние на процоссы восполнения и динамику трудовых ресурсов, что видно по данным диаграммы на рисунке 3.

2787

город Ставрополь город Пятигорск город Невинномысск город Лермонтов город Кисловодск город Железноводск город Ессентуки Шпаковский м. округ Туркменский м. округ Труновский м. округ Степновский м. округ Советский г. округ Предгорный м. округ Петровский г. округ Новоселицкий м. округ Новоалександровский г. округ Нефтекумский г. округ Минераловодский г. округ Левокумский м. округ Курский м. округ Красногвардейский м. округ Кочубеевский м. округ Кировский г. округ Ипатовский г. округ Изобильненский г. округ Грачевский м. округ Георгиевский г. округ Буденновский м. округ Благодарненский г. округ Арзгирский м. округ Апанасенковский м. округ Андроповский м. округ Александровский м. округ

131,36 138,06

280,6 287,23

13,:

62,23 14,25

25,: 73

65,6

115,6

77,04 25

29,3

30,8 54

134,6

59,94 64,98 98,12

12,8 15,4

29,8

13,01 2 22,8

17,4 2,88 1,1

0,331,43

0,3 58,1= 60,9 3

38,85 15,29

32,61342 33 35,02

114,8 102,55 148

6

63,57 1

9,71 70,3

6,2 6

09,3

63,5

64

22

7

22,5 31,5

30,9

80,4

20

22,47 1 36,9

8 39,3 54,1

41,2 42,81 41,2 73,8

39,5

3И24

5М4 57'9749

22,7

0,56 71 6

65,18

37,3 94,77

135,8

98,84 163

68,55

29,09

13,8 16,3 19,3 24,

30 14,94 24 16,65 29 19,62 33

22,6

45,3

57,5

112,7

12,3

454,7

50

■ Трудовые ресурсы, тыс. человек

I Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс.человек I Численность постоянного населения, тыс.человек

2

12

,4

0

Рисунок 4. Состояние трудовых ресурсов по городским и муниципальным округам в 2020 году Источник: составлено авторами на остове [21].

1385 1365 1345 1325 1305 --

63,5 64,2 65,1 64,1 65

» ~ | ~ » ~ | ~ Ф

65,6 65,8

58,5 59,7 60,1 59,7

1375 1383,4 1377 1377,3

1365,3 1375 1362,7 1372

1377,2 1382,7

1371,5

80 70 60 50 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Численность рабочей силы, тыс.чел. О уровень участия в рабочей силе, %

90

1353,5

30

20

10

0

Рисунок ¡5. Динамика рабочей силы и доли р абочей силы в общей численности постоянного населения Ставропольского края Источник: составлено авторами на основе [19, 20].

Количественное увеличение трудовых ресурсоо края с 2018 года вызвано запуском пенсионной реформы и поэтапным увеличением ораницы пенсионного возраста, что вносит соответствующий вклад в структуру трудовых ресурсов. Также важным фактором для региона остается внешняя миграция, основная доля которой приходится на трудоспособный возраст. В основном миграционные потоки характерны для городских округов (Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки) и Шпаковского муниципального округа края. Стоит отметить, что по статистическим данным, в 2020 году в Ставропольском крае по общей миграции населения с учетом внешней миграции зафиксирован миграционный отток. Оценка в разрезе административных единиц (рис. 4) показала в целом рост численности трудовых ресурсов в 15 муниципальных и городских округах края. Максимальное сокращение произошло в Александровском, Буденновском, Благодарненском, Советском муниципальных и городских округах, городах-курортах Ессентуки и Железноводске, а максимальный прирост был в Грачевском, Апанасенковском, Петровском, Кировском муниципальных округах и городе Ставрополе.

С учетом демографических и миграционных факторов в разрезе административно-территориальных единиц анализ соотношения трудовых ресурсов и численности постоянного населения и населения в трудоспособном возрасте в 2020 году отражает неоднородность процессов воспроизводства трудовых ресурсов региона (рис. 4).

Численность рабочей силы, в соответствии с данными рисунка 5, снижается не только в связи с ковидными ограничениями, но и как следствие влияния социально-

экономических факторов. Данная динамика полностью повторяется показателем уровнем участия в рабочей силе. Существенно доля рабочей силы в общей численности постоянного населения упала в 20177 году, а в 2020 году восстановлен уровень 2018 года, который оказался немнсго ниже но сравнению с 2019 годом.

2020 1286,9 84,6

019 111111111

2019 1315,7 66,9

018 1111111

2018 1308,2 69

017 111111111

2017 1283,3 70,2

016 111111111

2016 1299,2 78,3

015 1299 77,8

2015 1299 77,8

014 1299 73

2014 1299 73

013 1285,5 76,9

2013 1285,5 76,9

012 111111111

2012 1309,2 74,3

011 111111111

2011 1292,6 82,4

010 111111111

2010 1271,2 94,1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% ■ занятые в экономике, тыс. чел. ■ безработные, тыс. чел.

Рисунок 6. Структура рабочей силы Ставропольского края Источник: составлено авторами на основе [°9, 20].

■ уровень занятости, % уровень безработицы, %

Рисунок 7. Динамика уровня занятости и безработицы в Ставропольском крае Источник: соснавленг авторам и на оанове [19, 20].

В составе и структуре рабочей силы более 93% приходится на занятых экономической деятельностью, однако в 2020 году фактор пандемии заложил тенденцию роста

численности безработных и сокращения количества и доли занятых (рис. 6), которая в 2021 году подтвердилась более масштабно. Необходимо отметить, что к 2020 году существенно увеличился коэффициеот напряженности на рынке труда в регионе.

На основе оценки уровня занятости и безработицы в целом по краю и по его городским и муниципальным округам можно наблюдать рост безработицы (рис. 7 и 8), наибольшие зиачения характерны для сельских: территорий! - Курский, Степновский, Арзгирский, Гратевский, Туркменский муниципальные округа.

город Ставрополь город Пятигорск город Невинномысск город Лермонтов город Кисловодск город Железноводск город Ессентуки Шпаковский м. округ Туркменский м. округ Труновский м. округ Степновский м. округ Советский г. округ Предгорный м. округ Петровский г. округ Новоселицкий м. округ Новоалександровский г. округ Нефтекумский г. округ Минераловодский г. округ Левокумский м. округ Курский м. округ Красногвардейский м. округ Кочубеевский м. округ Кировский г. округ Ипатовский г. округ Изобильненский г. округ Грачевский м. округ Георгиевский г. округ Буденновский м. округ Благодарненский г. округ Арзгирский м. округ Апанасенковский м. округ Андроповский м. округ Александровский м. округ

2,1

3,7

5,1 ■ 5

4,5

5,7

3,8

4,8

5,3

4,7 4,4

3,9 3,8

5,9

6,2

5,9 5,8 5,8

7,8

7,7

7,8 4

8,1

12,6

6

■ Уровень регистрируемой безработицы, %

6

5

7

7,

7

0

2

4

8

Рисунок 8. Уровень безработицы по городским имуниципальным округам в 2020 году Источник: составлено авторами на основе [22].

При проведении оценки положения молодежи и ее роли в социально-экономических процессах региона важно изучить возрастную структуру рабочей силы. Анализ

распределения по возрастным группам занятого населения и безработных в целом по Ставропольскому краю представлен данными таблиц 1 и 2.

Таблица 1

Распределение численности занятого населения по возрастным группам по Ставропольскому краю, в процентах

Годы Всего в том числе в возрасте, лет

15-19 20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60 лет и старше

2010 100,0 1,4 9,4 14,3 50,9 12,5 8,0 3,5

2011 100,0 0,8 10,1 13,8 50,4 12,8 8,2 3,9

2012 100,0 0,7 9,1 14,6 50,0 13,1 8,5 3,9

2013 100,0 0,8 8,6 14,7 50,9 12,8 8,3 4,0

2014 100,0 1,0 8,8 15,8 49,5 11,9 8,8 4,1

2015 100,0 0,5 8,0 14,6 51,1 13,1 8,9 3,8

2016 100,0 0,4 6,7 14,7 52,5 12,9 8,8 4,0

2017 100,0 0,4 5,8 15,2 52,9 12,2 9,2 4,3

2018 100,0 0,7 4,9 14,1 53,7 11,2 9,9 5,5

2019 100,0 0,4 4,7 13,6 54,2 11,2 9,8 6,1

2020 100,0 0,6 4,6 13,3 53,4 11,2 10,1 6,8

Источник: составлено авторами на основе [19, 20].

Таблица 2

Распределение численности безработных по возрастным группам по Ставропольскому краю, в процентах

Годы1 Всего в том числе в возрасте, лет

15-19 20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60 лет и старше

2010 100,0 7,0 17,1 17,6 41,6 10,3 4,4 2,0

2011 100,0 4,9 19,5 18,8 39,3 8,9 5,8 2,8

2012 100,0 4,7 20,9 16,3 38,6 9,8 7,1 2,6

2013 100,0 6,2 25,1 12,2 37,3 10,8 6,7 1,8

2014 100,0 4,4 23,0 13,6 40,4 14,2 5,6 3,6

2015 100,0 5,5 23,4 14,5 40,3 9,0 5,8 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 100,0 3,8 21,5 18,2 44,1 6,0 5,4 1,0

2017 100,0 3,3 15,7 18,9 48,9 6,1 5,8 1,3

2018 100,0 3,9 24,9 26,5 34,8 5,4 3,4 1,1

2019 100,0 0,9 25,1 25,6 32,4 7,6 4,4 4,0

2020 100,0 2,0 12,9 20,3 46,7 6,5 9,8 1,8

Источник: составлено авторами на основе [19, 20].

Наблюдается диспропорция по доле молодежи среди безработных и занятых - разрыв в 2020 году практически составил 2 раза: соответственно, 35,2% безработных и 18,5% занятых (рис. 9). Эта тенденция в крае формировалась на протяжении нескольких лет.

Рисунок 9. Сравнееие доли молодежи в 2020 году Источник: составлено авторами.

Рисунок 10. Структура государственной программы СК «Развитие сферы труд а и занятости населеноя» Источник: со ставлено авторами.

Общая картина по всем 33 муниципалыным и городским округам Стсвроеольского края, определенная на основе данных Социального атласа Ставропольского края, примерно аналогична общекраевой.Следует отметить, что в период паноемии произошло увеличение количества зарегистрированное безработных граждан, косороле ранее не работали и искали работу впервые.

На тер ритории Ст анропольско го края в рамках госуд ар ственной программы

Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298 [23], реа-ли зуется государственная программа Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2Г18 года № 612-п [24]. Перечень арограмм представлен в соответствии с рисунком 10.

В соответствии с отчетными данными министерства труда и социальной защиты в 2021 годуудельный вгс безработных: граждас в возрасте 16-29 лвт, ищущих работу Т2 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16-29 лет, зарегистриро-ваиных в службах занятости, в 2021 году составил 4,9%, а уровень безра(5отицы молодежи Ставропольского крея а возрасте 25-29 лат в 2В21 году составил 27,5% (рис. 11).

Рисуно к 11. Уровень безработицы молодежи в 2021 году Источник: составлено авторами.

1 1 -п Региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей на территории Ставропольского края»

г- 2 -с Региональный проект Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Ставропольский край)»

г \ -г Региональный проект «Содействие занятости»

4 ^ —с Региональный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»

г- 5 Региональный проект «Спорт —норма жизни»

Рисунок 12. Структура национального проекта «Демография» в СК по региональным проектам

Источник: составлено авторами.

В Ставропольском крае уже формируется опыт реализации приоритетных национальных проектов. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [25] разработана региональная составляющая национального проекта «Демография» [26]. В соответствии с рисунком 12 в Ставропольском крае разработаны и реализуются пять региональных проектов.

Изучение и научное обоснование молодежной кадровой политики в систематизированном и полноценном виде пока не проводилось, а многочисленные региональные особенности исследуются редко и эпизодически.

Поэтому считаем необходимым отметить например опыт Калужской области по организации и проведению семинаров, конференций, круглых столов по проблемам кадровой политики, профессиональной ориентации и изучению позитивного опыта кадровой работы в организациях Калужской области: стажировки, опережающее профессиональное обучение работников, предпринимательство, психологическое тестирование и консультирование кадровым агентством «Карьера». Потребность в стажировке с целью приобретения опыта работы заявили 884 выпускника учреждений профессионального образования всех уровней (11,5% от выпуска), из них выпускники начального профессионального образования - 93 человека, среднего профессионального образования - 432 человека, высшего профессионального образования - 359 человек [27].

Отдельного внимания заслуживает опыт Московской области, изложенный авторами в публикации по проблемам повышения удовлетворенности работников организаций Московской области реализацией молодежной кадровой политики [28] (Vinichenko, Demcheko, Melnichuk, Makuchkin, Кагасвопу, 2017). Результаты показали, что 1% респондентов полностью удовлетворены молодежной кадровой политикой. Неудовлетворенность респондентов чаще всего вызывают методы реализации молодежной кадровой политики (29,3%), развитие персонала, повышение квалификации специалистов (29%), совершенствование корпоративных молодежных программ (24,1%) и материально-техническая база организации (29%). Только 2,5% активно выступают против руководства, участвуя в мероприятиях по отстаиванию своих прав на реализацию молодежной политики.

Как видим, регионам России необходимо системное изучение региональных особенностей современной кадровой молодежной политики в России с учетом анализа мировых тенденций и привлечения зарубежного опыта, исследование влияния факторов межнационального характера на принципы ее разработки и реализации, а также исследование условий закрепления местной молодежи в экономике региона и миграционной привлекательности региона для молодежи из других регионов. Вовлечение и закрепление молодежи в экономике и политике региона зависит, прежде всего, от того, как она расценивает и принимает цели и приоритеты развития своего государства и региона и каким образом она оценивает и обозначает для себя существующие в стране возможности своего активного участия в развитии экономики и общества.

Заключение

В этой связи становится крайне актуальной задача формирования теоретико-методологических основ молодежной кадровой политики, интегрирующей в себе все уровни - федеральный, региональный и местный.

Системное обоснование концепции формирования региональной молодежной кадровой политики, организационно-экономического механизма управления кадровыми процессами и реализации молодежной кадровой политики в условиях межнациональных отношений потребует решения исследовательских задач:

• систематизация научных подходов к понятию и содержанию молодежной кадровой политики;

• изучение институциональных факторов становления современной кадровой политики по отношению к молодежи;

• изучение влияния межнациональных отношений на состояние регионального рынка труда и степень его напряженности;

• изучение демографических и миграционных процессов и их интенсивности и последствий в многонациональном регионе;

• исследование проблем региональной кадровой дифференциации;

• сравнительный анализ существующих подходов к реализации молодежной кадровой политики в России и Европе;

• выявление проблем формирования и реализации молодежной кадровой политики;

• обоснование организационно-экономического механизма управления региональной молодежной кадровой политикой.

ИСТОЧНИКИ:

1. Емельяненко М.Т. Молодежная кадровая политика. - М.: Лаборатория книги, 2010.

2. Guidi R. Youth Policies in Europe: big changes after the big crisis? An explorative analysis // Societa Mutamento Politica. - 2014. - № 5(10). - p. 241-264.

3. Recruitig Youth in the College Market: Current Practices and Future Policy Options. / Kilburn, M. Rebecca, Asch, Beth J., editor. RAND National Defense Research Institute. -Arlington, VA, 1999. - 293 p.

4. Bendit R. Youth and Youth Policies in a Globalized World. / City, Youth and Education. Monograph., 2013.

5. Williamson H. A complex but increasingly coherent journey? The emergence of 'youth policy' in Europe // Youth and Policy. - 2007.

6. Lodovici M.S., Semenza R. Youth policies in Europe: towards a classification of different tendencies in youth policies in the European union. 2012. [Электронный ресурс]. URL: www.francoangeli.it (дата обращения: 18.08.2022).

7. Coussee F., Williamson H., Verschelden G. The history of youth work in Europe. Relevance for today's youth work policy. / volume 3. - Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2012.

8. Carlson M. Facebook in the News: Social media, journalism, and public responsibility following the 2016 Trending Topics controversy // Digital Journalism. - 2017. - № 1-17.

9. Wickes R., Hipp J., Sargeant E., Mazerolle L. Neighborhood Social Ties and Shared Expectations for Informal Social Control: Do They Influence Informal Social Control Actions // Journal of Quantitative Criminology. - 2017. - № 33(1). - p. 101-129.

10. Bonet S.W. Educating Muslim American youth in a post-9/11 era: A critical review of policy and practice // The High School Journal. - 2011.

11. Denstad Finn Yrjar Youth Policy Manual: How to develop a national youth strategy. / Council of Europe Publishing. - Strasbourg Cedex, 2009.

12. To Siu-ming Empowering School Social Work Practices for Positive Youth Development: Hong Kong experience // Adolescence. - 2007. - № 42(167). - p. 555-567.

13. Godfrey M. Youth Employment Policy in Developing and Transition Countries -Prevention as well as Cure // Social Protection Discussion Paper Series. - 2003. - p. 82.

14. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III) ст. 5622. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/902020299 (дата обращения: 18.08.2022).

15. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/420237592 (дата обращения: 18.08.2022).

16. Пастухова Л. Региональное измерение молодежного кадрового потенциала // Власть. - 2010. - № 10. - c. 60-64.

17. Долгий В.И., Бондаренко О.И. Разработка модели исследования стратегии развития кадрового потенциала на региональном уровне // Вестник Саратовского университета. - 2009. - № 2(26). - c. 52-55.

18. Иванова Е.Ю. Государственная кадровая политика: сущность и актуальные проблемы // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2. - c. 92-97.

19. Ставропольский край в цифрах. 2021. / Крат.стат. сб. / Северо-Кавказстат. -Ставрополь, 2021. - 88 c.

20. Статистический ежегодник. Ставропольский край. 2020. / стат. сб. / Северо-Кавказстат. - Ставрополь, 2020. - 124 c.

21. О состоянии и тенденциях демографической ситуации в Ставропольском крае: Доклад министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc26.ru/social/trud_otnosh/Dem_trud/ Analitika/ (дата обращения: 18.08.2022).

22. Социальный атлас Ставропольского края. [Электронный ресурс]. URL: https:// minsoc26.ru/social/info/Social_Atlas/ (дата обращения: 18.08.2022).

23. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643476/ (дата обращения: 18.08.2022).

24. Постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. № 612-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550308459 (дата обращения: 18.08.2022).

25. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 18.08.2022).

26. Министерство труда и социальной защиты Ставропольского края: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc26.ru/social/Nac_proekt_ Demografia/ (дата обращения: 18.08.2022).

27. Молодые специалисты на рынке труда Калужской области. [Электронный ресурс]. URL: http://wizinfo.ru/text/77/191/16341.php (дата обращения: 18.08.2022).

28. Vinichenko M.V., Demcheko T.S., Melnichuk A.V., Makuchkin S.A., Karacsony, P. Satisfaction of Employees of Moscow Region Organizations by Implementation of Youth Personnel Policy // Eurasian journal of analytical chemistry. - 2017. - № 12(5b). -p. 697-704.

REFERENCES:

Recruitig Youth in the College Market: Current Practices and Future Policy Options (1999).

Statisticheskiy ezhegodnik. Stavropolskiy kray. 2020 [Statistical yearbook. Stavropol

Territory. 2020] (2020). (in Russian). Stavropolskiy kray v tsifrakh. 2021 [The Stavropol Territory in Figures. 2021] (2021). (in Russian).

Bendit R. (2013). Youth and Youth Policies in a Globalized World

Bonet S.W. (2011). Educating Muslim American youth in a post-9/11 era: A critical

review of policy and practice The High School Journal. Carlson M. (2017). Facebook in the News: Social media, journalism, and public responsibility following the 2016 Trending Topics controversy Digital Journalism. (1-17).

Coussee F., Williamson H., Verschelden G. (2012). The history of youth work in Europe. Relevance for today's youth work policy

Denstad Finn Yrjar (2009). Youth Policy Manual: How to develop a national youth strategy

Dolgiy V. I., Bondarenko O. I. (2009). Razrabotka modeli issledovaniya strategii razvi-tiya kadrovogo potentsiala na regionalnom urovne [Strategy of development of the human resources potential in the region]. Vestnik Saratovskogo universiteta. (2(26)). 52-55. (in Russian).

Emelyanenko M. T. (2010). Molodezhnaya kadrovaya politika [Youth staffing policy] (in Russian).

Godfrey M. (2003). Youth Employment Policy in Developing and Transition Countries -Prevention as well as Cure Social Protection Discussion Paper Series. 82.

Guidi R. (2014). Youth Policies in Europe: big changes after the big crisis? An explorative analysis Societa Mutamento Politica. (5(10)). 241-264.

Ivanova E. Yu. (2011). Gosudarstvennaya kadrovaya politika: sushchnost i aktualnye problemy [State manpower policy: essence and actual problems]. Socio-economic phenomena and processes. (1-2). 92-97. (in Russian).

Lodovici M.S., Semenza R. Youth policies in Europe: towards a classification of different tendencies in youth policies in the European union. 2012. Retrieved August 18, 2022, from www.francoangeli.it

Pastukhova L. (2010). Regionalnoe izmerenie molodezhnogo kadrovogo potentsiala [The regional dimension of youth human resource capacity]. Power. (10). 60-64. (in Russian).

To Siu-ming (2007). Empowering School Social Work Practices for Positive Youth Development: Hong Kong experience Adolescence. (42(167)). 555-567.

Vinichenko M.V., Demcheko T.S., Melnichuk A.V., Makuchkin S.A., Karacsony, P. (2017). Satisfaction of Employees of Moscow Region Organizations by Implementation of Youth Personnel Policy Eurasian journal of analytical chemistry. (12(5b)). 697704.

Wickes R., Hipp J., Sargeant E., Mazerolle L. (2017). Neighborhood Social Ties and Shared Expectations for Informal Social Control: Do They Influence Informal Social Control Actions Journal of Quantitative Criminology. (33(1)). 101-129.

Williamson H. (2007). A complex but increasingly coherent journey? The emergence of 'youth policy' in Europe Youth and Policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.