СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КИТАЕ
Чэнь Цзюньшуай,
аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены в исторической ретроспективе аспекты становления благотворительной деятельности в Китае. Обозначены факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие института благотворительности, а так же перспективы ее развития. Показана роль государственных органов власти КНР и Коммунистической партии КНР в стимулировании роста пожертвований для поддержки социального развития государства. Говорится о тенденции увеличения некоммерческих организаций в стране, участвующих в благотворительной деятельности.
Abstract: The article considers in historical retrospect aspects of the formation of charitable activities in China. The factors that have a direct impact on the development of the institution of charity, as well as the prospects for its development are identified. The role of the state authorities of the PRC and the Communist Party of the PRC in stimulating the growth of donations to support the social development of the state is shown. There is a tendency to increase the number of non-profit organizations in the country participating in charitable activities.
Ключевые слова: благотворительность, буддизм, Китай, филантропия, благотворительность, пожертвования.
Keywords: charity, Buddhism, China, philanthropy, charity, donations.
Такое общественное явление как благотворительность имеет широкое распространение во всем мире [4, с. 3138; 5, с. 92,96]. В рамках этой статьи мы рассмотрим становление и развитие частной благотворительности в Китае. С тех давних пор, когда буддизм получил свое распространение на территории Китая, именно благотворительность формирует его общественный статус. Буддийское учение формирует положительное общественное отношение к филантропии [2, с. 34]. Именно поэтому многие жители страны занимаются благотворительной деятельностью, однако нельзя говорить, что ее масштабы велики, причиной тому можно в первую очередь назвать сложившуюся ситуацию, когда правительство в стране сильное, а общество при этом слабое. Правительство страны не формирует политику оказывающую положительное влияние на буддийские благотворительные сообщества, которая создается для официальных сообществ. К примеру, существовали следующие запреты: буддистские организации ограничивались в правах заниматься социально-полезной работой за пределами своей общины; буддийским группам запрещалось функционировать в сфере общественного обслуживания от имени своих учреждений; отсутствовали точные критерии для освобождения буддийской общины от уплаты налогов на филантропические пожертвования общества. Буддийское сообщество нуждалось в поддержке по освещению буддийской благотворительности в средствах массовой информации. Современное китайское правительство осознает проблемы существующей политики, корректировка которой проводится в соответствии с системным планом. Все это дает надежду на то, что буддийская благотворительность в Китае будет благополучно совершенствоваться.
Аналитические исследования компании Asian Venture Philanthropy Network показывают, что филантропия в Китае вступила в активную фазу развития в 2008 г., и связана с сильнейшим землетрясением, произошедшим за последние четверть века. Названное событие, спровоцировало высокий рост пожертвований. Индивидуальные благотворительные пожертвования в Китае занимают второе место, уступая лишь корпоративному сегменту.
Китай традиционно принадлежит к «скудным» странам. По данным британской организации Charities Aid Foundation (CAF), она входит в десятку лучших в рейтинге глобальных благотворительных организаций (140-е место в 2011 г.). Следуя многовековым конфуцианским традициям, обычные китайцы оказывают бесплатную помощь в основном своим ближайшим родственникам и членам семейного клана, но очень редко помогают другим. Они не только не хотят жертвовать на благотворительность и участвовать в волонтерских программах, но и пройдут мимо нуждающегося незнакомца и вряд ли освободят место в общественном транспорте для женщин и пожилых людей.
Движущей силой благотворительного подъема 2000-х годов стало первое поколение миллионеров и небольшой средний класс, состоящий в основном из жителей мегаполисов. Частные благотворительные инициативы широко освещаются в китайских СМИ, особенно популярны рассказы о сенсационной щедрости богатейших китайцев. В 2010 г. 88-летний миллиардер Ю. Пеннян стал «звездой», пожертвовав все свое состояние (1,2 миллиарда долларов) на благотворительность. В прошлом году глава «Фуяо Груп», Цао Деван, отличился тем, что лично пожертвовал на благотворительность 580 миллионов долларов США, что в 1,5 раза превышает сумму, пожертвованную самыми щедрыми среди живых американских филантропов, соучредителем Microsoft Полом Алленом (Paul Allen). Юй Пеннян и Цао Дэван, как и большинство китайских филантропов, происходят из бедных семей, которые сделали состояние в начале 1990-х годов в свободных экономических зонах на юго-востоке страны. В Китае из года в год становится все больше и больше подобных филантропов.
Следует отметить, что интерес состоятельных китайцев к благотворительности обусловлен не только их бескорыстной щедростью. Во многом это является следствием вестерни-зации Китая - многие люди стали проявлять интерес к благотворительности просто потому, что это модно на Западе. Более того, великие китайские бизнесмены часто преследуют прагматические цели. Пожертвованиями на благотворительность они узаконивают свое право на богатство и пытаются завоевать симпатию у Коммунистической партии.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)
Кроме того, не последнюю роль в рассматриваемом процессе играет правосознание чутко реагирующее на процессы криминализации, декриминализации деяний и одобряемые стандарты поведения [3, с. 58-60].
Понятно, что частная благотворительность необходима в современном Китае. Коммунистическая партия КНР не сможет эффективно справиться с целым рядом опасных противоречий, вызванных растущим социально-экономическим неравенством без поддержки широких слоёв населения, в т.ч. граждан готовых участвовать в благотворительной деятельности. Конфликтов в обществе можно избежать только в том случае, если очень богатые китайцы начнут заботиться об очень бедных. Лидеры партии хорошо осведомлены об этом и неоднократно заявляли о своей готовности поддержать филантропов. С другой стороны, благотворительность подразумевает и самоорганизацию, т.е. является частью гражданского общества, которую Коммунистическая партия КНР не готова поддержать по понятным причинам.
Коммунистическая партия КНР, которая стремится сохранить статус важнейшего благодетеля всех китайцев, строго контролирует благотворительные инициативы граждан. Для официальной регистрации каждая благотворительная организация должна выбрать «спонсора» из государственного органа, ответственного за данное направление, и получить одобрение Министерства гражданской администрации. Многие потенциальные благотворители не в состоянии справиться с бюрократическими формальностями. Например, частное лицо должно инвестировать не менее 2 млн юаней (313 598 долл. США) в создание благотворительной организации.
Количество «гарантов» ограничено, и они не заинтересованы в работе с благотворителями. Причины отказа в регистрации могут включать в себя наличие существующих организаций со схожими целями. Благотворительные организации, действующие в рамках этой системы, конкурируют друг с другом и активно борются за сферы влияния.
Кроме того, «гаранты» предпочитают тех, кто хочет решать проблемы на национальном уровне, небольшие средства поддержки небольших групп населения редко представляют для них интерес. Другими словами, «поручители» были бы более готовы заботиться об организации, которая собирает средства для абстрактной модернизации системы здравоохранения, чем о небольшом фонде, который помогает пациентам с редким заболеванием.
Еще одной специфической проблемой китайских благотворительных организаций является строгое управление организациями. Кому вообще нужно помогать, каков объем помощи, как можно привлечь средства - по всем ключевым вопросам последнее слово остается за «гарантами». Это приводит к консерватизму, однородности и инерции благотворительного сектора. Гаранты не одобрят сбор средств на косметическую
хирургию или отправку пациентов на лечение за границу. Поэтому обычные китайские филантропы практически не в состоянии помочь тем, кого они считают нуждающимися. Обычно они жертвуют большие суммы денег на абстрактные цели, которые просто переводят в копилку общегосударственной копилки.
В 2005 г. пожертвования на благотворительность в Китае составили 0,05% от ВВП, а в 2011 г. они уже составляли -0,18%. В связи с растущим интересом к благотворительности необходимо было изменить политику государства в области регулирования и создать нормативно-правовую базу. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2006 г., когда Коммунистическая партия начала «гармонизацию общества» и признала наличие социально-экономических проблем, связанных с дифференциацией доходов. В начале 2007 г. было объявлено о том, что закону о благотворительности будет уделено повышенное внимание - он будет рассмотрен как Верховным законодательным органом (ВНП), так и Верховным исполнительным органом (Госсовет). Новый закон должен отделить благотворительные организации от других общественных организаций и создать для них особую область регулирования. Однако в 2007 г. закон не был принят.
Несовершенство государственной политики в области благотворительности проявилось во время ликвидации последствий природных катаклизмов 2008-2009 годов - «снежного кризиса» и Сычуаньского землетрясения. Эти стихийные бедствия в первую очередь затронули беднейшие центральные и западные провинции. Впервые китайское правительство было вынуждено обратиться к благотворительным организациям и волонтерам. В 2009 г. в средствах массовой информации и научных кругах активно обсуждался закон о благотворительности, который был в срочном порядке внесен на рассмотрение Всекитайского собрания народных представителей. После некоторого затишья в середине 2011 г. благотворительность привлекла к себе повышенное внимание в связи с серией коррупционных скандалов с участием как китайских, так и международных благотворительных организаций. Однако законопроект, который уже в третий раз включен в план работы высших органов власти Китая, все еще находится на рассмотрении.
Несколько десятилетий назад все китайцы были одинаково бедны и не имели ничего общего друг с другом. Более того, как уже было сказано, обычные китайцы не отличаются необоснованной щедростью. Конфуцианство учит их надеяться на себя и свои семьи и верить, что государство позаботится о тех, кому некому помочь. Благотворительность - новинка для китайцев.
Однако главная проблема современной китайской благотворительности - это не отсутствие богатых филантропов или культурных традиций. Благотворительный сектор не развивается, потому что Коммунистическая партия боится любых проявлений независимости своих граждан. Партия еще не готова позволить инициативе и щедрому меньшинству делать добро
без контроля, не говоря уже о том, чтобы научить состраданию и социальной ответственности менее инициативное большинство. Пример Китая в государственном управлении благотворительными организациями поучителен - это очень грустная история о том, как эффективно препятствовать людям в оказании бесплатной помощи незнакомым людям.
В 2019 г. число благотворительных организаций в Китае выросло более чем в два раза по сравнению с 2017 г. и составило 5355. Растущая популярность филантропии неразрывно связана с цифровыми технологиями, благотворительность становится популярной и интересной.
Данные мирового индекса благотворительности свидетельствует, что лишь 14 % населения страны в возрасте старше 15 лет жертвуют в НКО.
В свою очередь крупные владельцы капиталов жертвуют на благотворительность в основном через четыре канала - собственные фонды, благотворительные трасты, специальные фонды на сторонних платформах, именные фонды (DAF — donor-advised fund) и прямые пожертвования в НКО.
Благотворительные трасты возникли в 1996 г. К 2018 г. было зафиксировано 105 подобных трастов с общим объемом средств 239 млрд. долларов. Специалисты отмечают то, что данные показатели весьма слабые. Главная причина - недостаток налоговой политики по стимулированию развития данного механизма.
Наиболее востребованы специальные фонды, формируемые под эгидой государственных либо просто очень известных фондов. Они дают возможность благотворителям не только обретать налоговые привилегии, но и уменьшать риски: за использование средств отвечает компетентная команда [2, с. 7].
Именные фонды возникли в Китае в 2017 г. В отличие от специальных фондов они дают возможность благотворителям выбирать для поддержки различные проекты и организации. Помимо этого, именными фондами может управлять 3-я сторона - инвестиционная компания, но специальные фонды целиком контролируются и управляются некоммерческой организацией. Как и в случае с благотворительными трастами, развитие именных фондов находится в зависимости от стимулирующих налоговых мер. В 2017 г. в Китае было зафиксировано 6 322 благотворительных фондов.
Согласно экспертным оценкам, только лишь 1% частных фондов в Китае - грантодающие, прочие реализуют толь-кособственные проекты. Это говорит о невысоком уровне дове-Библиография:
рия китаиским некоммерческим учреждениям, сомнениях в том, что они смогут функционировать результативно.
К основным трендам развития китайского некоммерческого сектора возможно причислить:
1. Формализация и профессионализация отрасли: появляется необходимости в высококлассных сервис-провайдерах, а также посредниках, способных делать работу сектора наиболее результативной.
2. Субсидирование прежде непопулярных направлений: к примеру, развитие и поддержка молодого поколения, борьба с переменой климата и т.д. [3, с. 10].
3. Формирование устойчивых экономических моделей и масштабирование: муниципальные органы власти все больше направляют НКО и социальных бизнесменов по модели поставщиков социальных услуг. Фонды проводят эксперимент с новейшими инструментами социальных вложений, такими равно как беспроцентные ссуды либо приобретение доли в общественном предприятии.
4. Революционное развитие технологий: инновационные технологии уменьшают барьеры для реализации благотворительной работы, происходит геймификация участия в благотворительности, формируются креативные решения, действующие на привлечение многочисленных доноров.
В то же время перед китайским сектором филантропии стоит ряд вызовов, которые зачастую непосредственно взаимосвязаны с трендами и возможностями. Это также развитие инфраструктуры отрасли, и приход «грантодающей» модели работы фондов на замену операционной, и развитие партнерств с прогрессивными китайскими компаниями. Также, безусловно, данное формирование человеческого капитала, так как сектору остро нужны специалисты и лидеры будущих поколений. Также непременным условием успешной унификации управленческих действий со стороны государства в своем регулирующем воздействии является разработка содержания перечней организационных изменений для социального развития общественных объединений, что и позволит выделить определенный социальный стандарт их управленческой деятельности [6, с. 21-22].
На сегодняшний день остро стоит вопрос с коронови-русом, все государства мира направили на борьбу с этим недугом. Несмотря на то, что порог заболеваемости постепенно начинает уменьшаться, правительство не ставит вопрос об открытии государственных границ.
Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994. 240 с.
Лэй Я., Цыренов Ч.Ц. Состояние и перспективы развития культуры буддийской благотворительности в Китае // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2015. № 2. С. 149-155.
Шеяфетдинова Н.А. Криминализация деяний и правосознание // Право и государство: теория и практика. 2019. № 3 (171). С. 58-60.
Ширяева С.В., Ширяев Ю.Е. Институт призрения бедных в дореволюционной России: историко-правовое исследование: учебное пособие. М.: АЭБ МВД России, 2008. 119 с.
Ширяева С.В. Методология и методика социальной защиты неимущих в государствах Европы в XIII-XIX вв.: эволюция и содержание (на примере Франции и Англии) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 12. С. 91 -96.
Домрин А.Н., Попова Л.Н., Ширяева С.В. Унификация организационной культуры муниципальных образований как способ модернизации их деятельности // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2015. № 5-6 (140-141). С. 18-22.