Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ'

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
228
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / филантропия / система благотворительности / пожертвования / благотворительные фонды / China / philanthropy / charity system / donations / charitable foundations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чэнь Цзюньшуай

В статье автор проводит исследование становления и развития системы благотворительных организаций общества и филантропов. Рассматривает каждый элемент системы в отдельности, определяя направления и специфику деятельности. Обосновывает необходимость наличия частного капитала для существования института социальной поддержки граждан со стороны общества и частных жертвователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF SOCIAL ASSISTANCE IN MODERN CHINA: FORMATION AND DEVELOPMENT

In the article, the author conducts a study of the formation and development of the system of charitable organizations of society and private capital. Considers each element of the system separately, defining the directions and specifics of activities. Substantiates the need for private capital for the existence of the institution of social support for citizens from society and private donors.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10610 Чэнь Цзюньшуай

аспирантка кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ) e-mail: [email protected]

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация. В статье автор проводит исследование становления и развития системы благотворительных организаций общества и филантропов. Рассматривает каждый элемент системы в отдельности, определяя направления и специфику деятельности. Обосновывает необходимость наличия частного капитала для существования института социальной поддержки граждан со стороны общества и частных жертвователей.

Ключевые слова: Китай, филантропия, система благотворительности, пожертвования, благотворительные фонды.

Chen Junshuai,

Postgraduate student, Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University; Moscow, Russia

INSTITUTE OF SOCIAL ASSISTANCE IN MODERN CHINA: FORMATION AND DEVELOPMENT

Annotation. In the article, the author conducts a study of the formation and development of the system of charitable organizations of society and private capital. Considers each element of the system separately, defining the directions and specifics of activities. Substantiates the need for private capital for the existence of the institution of social support for citizens from society and private donors.

Key words: China, philanthropy, charity system, donations, charitable foundations.

Термин «филантропия» носит международный характер и в силу своего происхождения от греческого рЫ1ео люблю, и anthropos человек, и означает любовь к человечеству, заботу об улучшении его участи, благотворительность^]. Новейший период китайской филантропии берет свое начало с момента образования Китайской народной республики (далее - КНР) с 1949 года, победы коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном. О развитии филантропии в рассматриваемый период становления и развития государства с республиканской формой правления можно говорить как о времени полного отсутствия таковой. Дело в том, что идеология народного государства всеобщего благоденствия и справедливости не рассматривало существования такого порока общества как бедность и нищенство, государство брало под свою защиту весь угнетенный народ, уничтожало систему эксплуатации и выстраивало путь построения социалистического общества (ст.4 Конституции КНР, 1954 года)[3]. Первым конституционным документом, изданным в 1949 году Народным политическим консультативным советом Китая (далее - НПКСК) становится «Общая программа»,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

в которой закладываются основные положения строительства молодого китайского государства народной демократии, а весь китайский народ объявляется пролетариатом. С этого времени все филантропические частные инициативы и общественные организации прекращают свое существование, а зарубежные - сворачивают свою деятельность и покидают пределы государства.

В рассматриваемый период в Китае была возможность существования частного капитала, закрепленная конституцией, но институт филантропии обществом не был востребован по причине формирования государственного капитала на основе существующих форм собственности на средства производства, которые принадлежали всему трудовому народу и охранялись государством.

Последующие Конституции КРН 1975, 1978, 1982 годов и вносимые в них поправки отражали политическую борьбу с элементами ужесточения социальной политики («помещики, кулаки, реакционные капиталисты и другие вредные элементы» были лишены гражданских прав до прохождения процедуры трудового перевоспита-ния[2]) и компромисса. Действующая Конституция

1982 года с изменениями, вносимыми в 1988, 1993, 1999, 2004 годах, существенных вопросов по предмету и объекту нашего исследования, не вносились.

С принятием действующей Конституции в КНР проводятся рыночные реформы, приведшие к экономическому оживлению и увеличению объемов доходов частного капитала, и к 2015 году зафиксировано 113 новых азиатских миллиардеров, из которых 80 человек граждане Китая. Сто самых крупных филантропов Китая пожертвовали в различные благотворительные организации более 3,8 млрд долларов. Именно экономический рост частного капитала вернул в страну институт филантропии[1].

Новым витков в развитии института филантропии в Китае принято считать время после землетрясения в Сычуань 12 мая 2008 года, когда весь мир устремился на помощь, оказывая ее в различных формах и пожертвованиях. Ущерб государству был причинен на сумму свыше 150 млрд долларов, а объем благотворительных пожертвований вырос в 30 раз -с 440 млн долларов США в 2007 году до 16,1 млрд долларов США в 2008 году. В стране настал переломный момент, произошел качественный скачок в осведомленности и участии общественности в благотворительности, которые продолжают расти по сей день[1].

В 2017 году общий объём внутренних пожертвований достиг нового максимума в 23,4 млрд долларов США, что составляет примерно 0,2% от общего ВВП Китая. Тем не менее, этот процент невелик с точки зрения ВВП, особенно по сравнению с США, где благотворительные пожертвования составляют 2,1% от общего ВВП[4]. К сожалению, в процессе восстановления после землетрясения пострадавшей инфраструктуры городов и коммуникаций, было допущено много злоупотреблений, разразившиеся в крупные скандалы в отношении таких известных организаций как Общество Красного Креста Китая и Китайской благотворительной федерации подорвали доверие граждан к институту филантропии, которому потребовалось длительное время для его восстановления.

За последующее десятилетие после землетрясения 2008 года желание бескорыстно оказывать помощь нуждающимся у китайских граждан возрастало с каждым годом, а совокупный размер пожертвований к 2015 году достигал 15 млрд дол-ларов[1].

С целью урегулирования правоотношений по вопросам создания организаций с различными правовыми формами по оказанию социальной помощи и развития национального института филантропии правительством Китая в 2016 году принимается Закон о благотворительности. С

появлением этого закона процесс регулирования сбора средств благотворительными организациями возрос, появились и активно внедряются новые формы, к примеру, онлайн-фандрайзинг. Закон предоставляет общественным организациям чёткие рамки и руководящие принципы для получения благотворительного статуса, которые в прошлом были довольно размытыми. Закон также обеспечивает основу для создания благотворительных трастов, однако на практике уровень участия не столь многообещающий в виду того, что так и не была введена в действие налоговая политика, обеспечивающая необходимые стимулы. Новый закон призван развивать в государстве сферу благотворительности, распространять знания, развивать таланты, сможет оказать влияние на мнение жертвователей при выборе фондов, влиять на законодательное регулирование. Для придания большей прозрачности в сентябре 2018 года было принято и опубликовано дополнение к Закону о благотворительности, которое обязывает все зарегистрированные благотворительные организации раскрывать различную организационную и операционную информацию, включая данные о благотворительных проектах, финансах и деятельности по сбору средств.

К настоящему времени в современном Китае сложилась целая система общественной благотворительности. К основным участникам системы филантропии в Китае можно отнести:

- фонды;

- финансовые учреждения;

- организации, формирующие потенциал филантропии (инкубаторы и акселераторы);

- объединения;

- академии и аналитические центры;

- зарубежные неправительственные организации;

- благотворительные трасты.

Благотворительные фонды.По состоянию

на 2017 год в Китае зарегистрировано 6 322 фонда, средний темп роста за последние десять лет составил около 17%[1]. Термин «фонд» в Китае не относится строго к организациям, которые предоставляют гранты или направляют ресурсы благотворительным организациям, как это слово традиционно понимается в странах западного мира. С юридической точки зрения фонд в Китае может быть зарегистрирован как государственныйфонд по сбору средств (32%) или негосударственный фонд по сбору средств (68%)[1]. Практическое различие заключается в том, является ли организацияфондом, ведущим собственную деятельность, или исключительно грантодающим фондом. В отсутствие официальных данных предполагается, что менее 1% из 6322 зарегистрированных фондов в Китае явля-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

ются грантодающими фондами, а это означает, что большинство китайских фондов -операционные фонды. Для сравнения в США всего зарегистрировано 86203 фонда, из них 92% являются независимыми фондами, предоставляющими гранты, и только 4% -операционные фонды[1].

Большое количество операционных фондов в Китае отражает отсутствие доверия к общественным организациям и их способности достигать желаемых результатов, что приводит к созданию всё новых фондов, заточенных на самостоятельное решение конкретных задач.

Основные направления поддержки китайских благотворительных фондов: образование; борьба с нищетой; здоровье и благополучие; устойчивое развитие городов и общин. Эти результаты отражают предпочтения ведущих филантропов Китая, отмеченные ранее. Фактически эти направления полностью соответствуют их предпочтениям, поскольку благотворительные фонды являются одной из наиболее часто применяемых филантропами организационно-правовых форм для использования и распределения своих ресурсов. Кроме этого, очевидно, что существует высокая корреляция между благотворительным поведением корпоративных фондов и ведущих китайских филантропов, ведь многие филантропы также используют свои корпоративные фонды как каналы распределения благотворительных ресурсов.

Корпоративные фонды. Подавляющий объём благотворительных пожертвований в Китае приходится на корпоративные фонды. В 2016 году общая сумма пожертвований от корпораций и корпоративных фондов достигла 14,2 млрд долларов США, что составляет более 65% от общего объёма всех пожертвований в благотворительном секторе12. Около 50% корпоративных пожертвований поступило от частных предприятий, далее следуют государственные предприятия (37%)[1]. Пожертвования от государственных предприятий часто рассматриваются как инструмент влияния государства на корпоративную благотворительность, однако они составляют относительно небольшой процент от общего числа корпоративных пожертвований.

В целом большую долю корпоративных пожертвований отчасти можно объяснить растущим общественным давлением на бизнес, что в свою очередь привело к тому, что компании тратят много средств на корпоративную социальную ответственность. Это также связано спредостав-ляемыми корпорациям налоговыми льготами на благотворительные пожертвования. Действующая ставка корпоративного налога составляет 25%, а при наличии пожертвований всогласованные благотворительные организации ставка может быть

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

уменьшена до 12% годовой прибыли, что считается весьма благоприятным вычетом даже по сравнению с другими странами, такими как, например, США, где вычеты на благотворительность ограничены 10% от годового налогооблагаемого дохода[4]. Весьма вероятно, что в Китае в налоговых условиях, столь благоприятных для корпораций, жертвующих на благотворительность, некоторые из ведущих филантропов используют корпорации в качестве каналов, через которые они направляют свои пожертвования.

Образование, борьба с нищетой и оказание помощи при стихийных бедствиях -три основных направления поддержки корпоративных фондов, за ними следуют окружающая среда и здравоохранение. Другие направления поддержки включают оказание помощи детям и молодежи, инвалидам, а также искусство и культуру.

Для обеспечения максимальной эффективности, помимо предоставления финансирования в качестве дополнительных ресурсов, всё больше местных корпораций задействуют свой деловой опыт, дистрибьюторские сети, социальный капитал, а также вовлекают своих сотрудников в волонтёрскую деятельность. Объединенный фонд здоровья Китая (United Foundationfor China's Healt), корпоративный фонд и подразделение Группы United Family Healthcare, предоставляющей медицинские услуги на базе сети первых в Китае больниц международного класса, оказывает помощь в доступе к недорогому медицинскому обслуживанию малоимущим и людям, живущим в сельской местности.

Финансовые учреждения. Финансовые учреждения традиционно поддерживают филантропию через свои программы КСО или корпоративные фонды. Тем не менее в настоящее время финансовые учреждения всё чаще через свой основной бизнес принимают участие в социальных инвестициях и деятельности, направленной на увеличение социального воздействия.

Credit Ease, ведущая китайская компания по управлению активами и кредитованию, была первопроходцем в секторе инклюзивного финансирования, её продукт «Yi Nong Dai» позволил напрямую через их Р2Р-платформу предоставлять микрозаймы фермерам в сельских районах. Аналогично China Construction Bank, один из банков «большой четверки» в Китае, и Центр развития корпоративной социальной ответственности Шэньчжэня, исследовательская и консалтинговая фирма, совместно разработали первые в своём роде в Китае кредитные продукты для некоммерческих организаций.

Кроме этого, некоторые банки также предлагают консультационные услуги и оказывают поддержку в создании благотворительных трастов.

Например, Chang'anci-Minsheng 001 -благотворительный траст, учрежденный China Minsheng Bank и управляемый международным трастом Chang'an International Trust.

Инкубаторы, акселераторы, организации, формирующие потенциал благотворительности. По некоторым оценкам, в Китае зарегистрировано около 1400 инкубаторов, акселераторов и потен-циал-формирующих организаций. В число основных входят: Starof SocialInnovation-компания по консалтингу социальных предприятий в Шэнь-чжэне, Beijing Probono Foundation - фонд-посредник, который объединяет некоммерческие организации и профессионалов, готовых безвозмездно делиться своими навыками, а также Non-Profitlncubator(NPI) - первая в Китае организация, способствующая созданию некоммерческих организаций и социальных предприятий. Организационный потенциал многих общественных организаций в Китае не очень развит, в этой связи инкубаторы, акселераторы и потенциал-формирующие организации играют важную роль, помогая этим организациям стать более профессиональными, привлекательными для инвесторов и эффективными.

Объединения.По мере роста числа участников в благотворительном секторе, частный и государственный сектора инициировали создание новых сетей и альянсов для содействия обмену знаниями и ресурсами, а также для расширения межсекторального сотрудничества.

China Charity Alliance (CCA) - это членская организация, утвержденная Государственным советом и возглавляемая министром по гражданским вопросам, её миссия состоит в мобилизации всех общественных сил для участия в благотворительности, содействии прозрачности и ответственности. CCA реализует программы профессионального обучения и международного обмена, проводит оценку некоммерческих организаций, участвует в разработке законов и ведет информационно-просветительскую деятельность. В CCA входит 379 членов, многие из которых -известные филантропы, фонды и корпорации, включая Aiyo Foundation,Peking University Education Foundation, Tencent Foundationи Wanda Group.

Академии и аналитические центры. Все больше академических учреждений и аналитических центров становятся активными участниками сектора благотворительности и социальных инноваций. Существует как минимум десять центров при академиях, которые ведут учебно-исследовательскую деятельность по различным приоритетным областям филантропии. Пекинский университет создал два исследовательских центра: Центр некоммерческого права (Center for Non-profit

Organizations Law), занимающийся преподаванием и изучением законов и нормативных актов, сыгравший важную роль в разработке Закона о благотворительности в Китае; а также Центр исследований гражданского общества (Centerfor Civil Society Studies), проводящий передовые исследования в таких областях, как социальное предпринимательство, эффективные инвестиции и измерение эффективности.

Зарубежные организации. Деятельность всех иностранных некоммерческих организаций, включая иностранные фонды, регулируется Законом об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций (ИНПО) в материковом Китае 2017 года. Закон об иностранных НПО, вступивший в силу в январе 2017 года, требует, чтобы ИНПО для ведения своей деятельности в Китае в законном порядке либо регистрировали представительство, либо вставали на учёт как организации, ведущие временную деятельность. Регистрация является длительным процессом, подразумевающим двойную регистрацию как в Министерстве общественной безопасности, так и в другом соответствующем департаменте или офисе Государственного совета, назначенном в качестве специализированного надзорного органа. В виду сложности ориентирования по новому закону и обеспечения его соблюдения в Китае произошло существенное сокращение объёма поступающего из-за рубежа финансирования.

Частная благотворительность осуществляется филантропами посредствам следующих каналов финансирования:

- создание благотворительного траста;

- создание специальных благотворительных фондов внутри крупных общественных организаций;

- непосредственная поддержка общественных благотворительных организаций.

Благотворительные трасты. Благотворительные трасты были введены в 1996 году, по состоянию на сентябрь 2018 года зарегистрировано всего 105 благотворительных трастов на общую сумму 239 млрд долларов США[4]. Основные направления поддержки, финансируемые благотворительными трастами, - борьба с нищетой, искусство и культура, развитие общин и защита окружающей среды. Главной причиной медленного роста числа благотворительных трастов является отсутствие налоговой политики в целях поощрения и поддержки этого направления.

Таким образом, можно утверждать, что зарождение нового института социалистического общества по вопросам социальной помощи граж-данамодного- института социальной помощи современного Китая начал свое формирование с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

принятием действующей Конституции КНР в 1954 году. К настоящему времени в Китае сформировалась развитая система благотворительных общественных организаций и система частной благотворительности, а это означает наличие института социальной помощи Китая.

Список литературы:

[1] Благотворительный фонд «Объединение мировых культур» (UnitedWorldCulturesFoundation, UWCF). URL: http://uwcfoundation.com/ blagotvoritelnost-v-mire/7-rechej-pro-kitajsku-f%D1%96lantrop%D1%96yu (дата обращения 27.04.2020).

[2] Конституции Китая. Досье. URL: https:// tass.ru/info/4986361 (дата обращения 27.11.2019).

[3] Конституция китайской народной республики 1954 rStudFiles. URL: https://studfile.net/ preview/1728317/page:5/ (дата обращения 27.11.2019).

[4] Обзор филантропии в Китае. Благотворительный фонд Владимира Потанина. URL: https:// www.fondpotanin.ru/library/blog/obzor-filantropii-v-kitae/ (дата обращения 22.03.2020).

[5] Словарь иностранных слов. Classer.RU. URL: https://classes.ru/all-russian/dictionary-foreign-term-13849.htm (дата обращения 24.03.2020).

Spisokliteratury:

[1] Blagotvoritel'nyj fond «Ob"edineniemirovyh-kul'tur» (United World Cultures Foundation, UWCF). URL: http://uwcfoundation.com/blagotvoritel-nost-v-mire/7-rechej-pro-kitajsku-f%D1%96lant-rop%D1%96yu (data obrashcheniya 27.04.2020).

[2] Konstitucii Kitaya. Dos'e. URL: https://tass. ru/info/4986361 (data obrashcheniya 27.11.2019).

[3] Konstituciya kitajskoj narodnoj respubliki 1954 g.StudFiles. URL: https://studfile.net/pre-view/1728317/page:5/ (data obrashcheniya

27.11.2019).

[4] Obzor filantropii v Kitae. Blagotvoritel'nyj fond Vladimira Potanina. URL: https://www.fondpota-nin.ru/library/blog/obzor-filantropii-v-kitae/ (data obrashcheniya 22.03.2020).

[5] Slovar' inostrannyhslov. Classer.RU. URL: https://classes.ru/all-russian/dictionary-for-eign-term-13849.htm (dataobrashcheniya

24.03.2020).

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.