Для цитирования:
Станкевич О. Г. Социальная ответственность каждого - неотъемлемый элемент современной конституционной экономики // European and Asian Law Review. 2024. № 1. Т. 7. С. 44-53. DOI: 10.34076/27821668_2024_7_1_44.
Information for citation:
Stankevich, O. G. (2024) Social'naya otvetstvennost" kazhdogo - neot^emlemy'j element sovremennoj konstitucionnoj e'konomiki [The Social Responsibility of Everyone Is an Integral Element of the Modern Constitutional Economy]. European and Asian Law Review. 7 (1), 44-53. DOI: 10.34076/27821668_2024_7_1_44.
УДК 342.417 BISAC 018000
DOI: 10.34076/27821668_2024_7_1_44 Научная статья
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО -НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
О. Г. Станкевич
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь СЖСГО ГО: 0009-0004-1660-9141
Статья посвящена вопросам развития конституционной экономики в Республике Беларусь, в качестве важнейшего элемента которой автору видится социальная ответственность субъектов правовых отношений. Идея социальной ответственности существенно развивает теорию и нормативную модель конституционной экономики и усиливает конституционные основы непрерывного совершенствования социальной функции государства. Автор обращает внимание на то, что реализация конституционного принципа социальной ответственности требует дальнейшей научной, нормотворческой и правоприменительной работы для раскрытия его регулятивного потенциала.
Ключевые слова: конституционная экономика, социальная ответственность, конституционные принципы, концепция правовой политики
Copyright© 2024. The Authors. Published by Ural State Law University named after V. F. Yakovlev. This is an open access article distributed under the CC BY-NC 4.0. license http://creativecommons.org//license/by-nc/4.0/
к
THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF EVERYONE IS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE MODERN CONSTITUTIONAL ECONOMY
Oksana G. Stankevich
National Center for Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus ORCID ID: 0009-0004-1660-9141
The article is devoted to the development of the constitutional economy in the Republic of Belarus, as the most important element of which the author sees the social responsibility of subjects of legal relations. The idea of social responsibility significantly develops the theory and normative model of constitutional economics and strengthens the constitutional foundations for the continuous improvement of the social function of the state. The author draws attention to the fact that the implementation of the constitutional principle of social responsibility requires further scientific, normative and law enforcement activities to reveal its regulatory potential.
Keywords: constitutional economics, social responsibility, constitutional principles, concept of legal policy
Введение
В Беларуси остается актуальным запрос на продвижение идей конституционной экономики - научно-практического направления, основанного на идее о том, что конституционные принципы и институты имеют высшую ценность и должны учитываться всеми субъектами экономических отношений, нормотворческими органами, правоприменителями.
Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., в меньшей мере напрямую коснулись конституционных основ экономических отношений. Это свидетельствует о том, что соответствующие конституционные ценности и цели в сфере экономики остаются главными ориентирами для нормотворческой деятельности. Вместе с тем «реформаторский» потенциал обновленного Основного закона позволяет преобразовать все сферы жизнедеятельности общества и государства.
Одной из основных конституционных новелл, в которой заключен неисчерпаемый регулятивный потенциал, позволяющий совершенствовать государственное управление экономическими процессами и развивать социально-экономические связи, является норма ст. 21 Конституции Республики Беларусь о социальной ответственности.
Материалы и методы
При подготовке статьи использованы теоретические источники (научные статьи, монографии, диссертации), конституционное законодательство Республики Беларусь. Методологической основой исследования являются законы, категории и принципы материалистической диалектики. В работе применялись системно-структурный анализ, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
т 7. 1Б. 1
ш
Обсуждение
Конституционная экономика является одним из сравнительно новых междисциплинарных научно-практических направлений, базирующихся на комплексном конституционно-правовом и экономическом анализе вопросов развития экономики. В рамках данного направления акцентируется внимание на месте, роли и функциях государства в современной экономической системе, исследуется влияние конституционных ценностей на экономические процессы, а также влияние экономических закономерностей на формирование и толкование конституционных принципов. Как отмечает Г. А. Гаджиев, «концепция конституционной экономики хороша прежде всего тем, что она поднимает планку требовательности общества к нормативным решениям, относящимся к регулированию экономических отношений, требуя подумать об отдаленных последствиях их принятия» [Гаджиев, 2018].
Развитие конституционной экономики представляется трехуровневым: 1) теоретический уровень (конституционная экономика как научное направление); 2) нормативный (конституционная экономика как основанное на конституции правовое регулирование экономических отношений); 3) практический (реальные правоотношения в сфере экономики в контексте претворения в жизнь соответствующих конституционных идей). При этом можно рассматривать конституционную экономику в статике (как конституционный идеал экономической системы) и в динамике (с точки зрения конституционализации экономических отношений). К статическому состоянию конституционной экономики, полагаем, можно отнести и формирование ее теоретической модели.
Ключевые концепты конституционной экономики, сформулированные российскими учеными (Г. А. Гаджиевым, П. Д. Баренбоймом, В. И. Лафитским и др.), восприняты белорусской конституционно-правовой практикой и поддерживаются юридической наукой. Хотя доктрина конституционного права Беларуси не демонстрирует последовательности и единства в раскрытии сущности конституционной экономики, конституционно-правовая практика вносит в этот вопрос относительную определенность. В Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 января 2011 г. № Р 565/2011 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году» говорится о том, что «...посредством выражения своих правовых позиций Конституционный Суд ориентирует законодателя, иные государственные органы на формирование конституционной экономики, имея в виду такое правовое регулирование отношений в экономической сфере, которое способно обеспечить достижение и защиту конституционных ценностей и целей». Конституционная экономика признается одной из конституционных ценностей, через призму которых Конституционный Суд формулирует свои правовые позиции.
На теоретическом и нормативном уровнях конституционная экономика рассматривается как неотъемлемая составляющая социального правового государства, осмысление перспектив построения которого в данном контексте требует, как отмечает А. А. Фомин, определения возможностей обеспечения каждому человеку достойного существования [Фомин, 2018]. Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель общества и государства. Это предпосылка государственной активности в сфере экономики, исконный критерий эффективности государственного воздействия на экономические процессы и определения его границ. Именно человека поставил в центр конституционной экономики Джеймс Бьюкенен, который начал дискуссию о ее сущности и на разработки которого опираются видные российские представители данного направления. Концептуальный тезис о том, что конституционная
Е
экономика является важнейшей составляющей социального правового государства, положил в основу ряда своих правовых позиций Конституционный Суд Республики Беларусь.
Белорусская конституционная реформа 2022 г. актуализировала в числе иных цели государственной правовой политики в сфере экономического развития, а также подчеркнула необходимость развития в стране социально ответственных отношений благодаря закреплению в ст. 21 следующего положения: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства». Данное конституционное изменение стало весьма своевременным ответом на снижение роли морально-нравственных регуляторов и нарастающие тенденции к развитию дефицита ответственности во всех сферах общественных отношений.
Идея социальной ответственности существенно развивает теорию и нормативную модель конституционной экономики и усиливает конституционные основы непрерывного совершенствования социальной функции государства и достижения целей устойчивого развития. Являясь фундаментальным нравственным качеством личности, ответственность потенциально выступает главным созидательным фактором и в перспективе может стать духовным ядром экономико-правовых преобразований, динамичного развития конституционной экономики на практическом уровне, поскольку социальная ответственность подразумевает осознанное, добровольное и самостоятельное, без каких-либо принуждений извне, увеличение меры свободы и возложение на себя субъектами конституционных правоотношений (в том числе субъектами хозяйствования) большего круга обязанностей при сохранении или ограничении объема предоставляемых им социумом прав во имя развития общества и государства, а также собственного благополучия. Н. А. Карпович справедливо отмечает, что проявление социальной ответственности (которая заключается в готовности каждого внести посильный вклад в создание общественных благ, в понимании того, что претендовать на блага, производимые обществом, можно при условии посильного участия в их создании) необходимо для функционирования социального государства [Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий, 2024].
Приоритетность проблем социальной ответственности сегодня обусловлена рядом обстоятельств, ключевое из которых - повышение роли нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала. Данный вопрос актуален для каждого государства, в том числе для Российской Федерации. В нашей стране реализуется конституционный принцип социальной солидарности, через призму которого должна формироваться и социальная экономика, и социальная ответственность [Пермиловский, 2022].
А. А. Мишин, характеризуя многочисленные теории демократии, специально останавливается на конституционной экономике и положениях Нобелевской лекции Джеймса Бьюкенена. Приводя цитату, в которой нобелевский лауреат сравнил Кнута Викселла с Джеймсом Мэдисоном, отмечая, что они оба «пытались использовать все возможные методы научного анализа для ответа на вечный вопрос общественного устройства: как мы можем жить вместе в мире, благополучии и гармонии, сохраняя в то же время наши права и свободу, в качестве самостоятельных личностей, которые могут и должны создавать собственные ценности», А. А. Мишин говорит, что этот «вечный» вопрос «по сути и является, наверное, предметом конституционной экономики» [Мишин, 2013]. Смеем предположить, что именно в конституционной идее социальной ответственности и заложен положительный ответ на данный вопрос.
ш
Обращение к социальной ответственности как важнейшему инструменту в решении проблем общественного развития имеет многовековую историю, уходящую корнями в античную философию. Ввиду своего универсального характера социальная ответственность на каждом этапе развития государства и права привлекала внимание ученых и практиков. Приведем яркий пример из современной истории правовых исследований. В 1992 г. А. С. Шабуров, обосновывая актуальность темы своей докторской диссертации на тему «Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности», написал следующее: «Слишком дорого обходится нашему обществу безответственность, поразившая все поры общественного организма. Осуществляемые в стране изменения выявили явное противоречие между объективными требованиями активности, инициативы, творчества и инерцией, консерватизмом, низким уровнем политической и правовой культуры, ответственности граждан. Поэтому сегодня как никогда остро стоит задача возрождения и укрепления у всех людей чувства ответственности и заинтересованности в общественных делах. Это важнейшая задача и в решении ее - ключ к решению всех иных - производственных, экономических, социальных задач, это стержень всей политики» [Шабуров, 1992].
Обращает на себя внимание разнообразие доктринальных изысканий по проблематике социальной ответственности индивида (личности) в рамках социологических, философских, психолого-педагогических исследований, в которых решаются важнейшие теоретико-прикладные задачи концептуального характера. Однако наиболее активно в науке обсуждаются различные аспекты социальной ответственности бизнес-субъектов.
Конституционному закреплению в Республике Беларусь принципа социальной ответственности предшествовал достаточно длительный период «вызревания» соответствующей идеи в современной национальной правовой науке и ее постепенной юридизации на уровне текущего законодательства.
Конституционная реформа 2022 г. дала импульс для активизации исследований соответствующих вопросов в белорусской юридической науке. Так, ряд научных работ Г. А. Василевича посвящен соотношению конституционных обязанностей, долга, социальной ответственности каждого [Василевич, 2023а, 2023Ь, 2024]; особенное содержание обновленных положений Конституции о социальной ответственности анализируется в работах А. Г. Тиковенко [Тиковенко, 2022]; теоретико-прикладные основы социальной ответственности организаций в контексте реализации современной концепции достойного труда рассмотрены в работах И. А. Комоцкой [Правовое обеспечение достойного труда, 2022] и т. д.
Сегодня социальная ответственность находится в фокусе внимания белорусского научного сообщества не в силу своей новизны, а в связи с необходимостью глубокого системного анализа и научного обоснования концепции развития социальной ответственности различных субъектов правовых отношений, которая должна иметь фундаментальный и одновременно практико-ориентированный характер, создать дополнительные предпосылки для эффективного управления экономическими и иными общественными процессами как в условиях стабильности, так и в кризисных ситуациях.
Закрепление принципа социальной ответственности отвечает современному тренду расширения границ правового регулирования, с одной стороны, посредством вторжения позитивного права в сферу морали, а с другой - в результате, как отмечает Т. Я. Хабриева, совместного воздействия права и морали, «кроссграничного» режима их функционирования на «линии соприкосновения» [Научные концепции
К
развития российского законодательства, 2024]. Опираясь на результаты исследований проблем социального регулирования конфликта интересов, проведенных авторитетными российскими учеными [Хабриева, Капустин, Габов и др., 2018], можно сделать вывод о том, что реализация принципа социальной ответственности создает «многослойное социальное регулирование», включающее не только правовые, но и этические нормы, предусматривает вариативность соотношения императивного и рекомендательного, правового и этического регулирования. В связи с этим научно обоснованное развитие социальной ответственности позволит избежать абсолютизации роли правовых регуляторов, которая, как отмечает Ю. А. Тихомиров, «...нередко ведет к упущению человеческого фактора, во многом определяющего исполнение предписаний закона» [Научные концепции развития российского законодательства, 2024].
Уместно процитировать В. Д. Зорькина, который, рассуждая об опасности расхождения между нормативностью морали и закона, говорит: «Особенность нашего времени в том, что право, на которое мы все уже так привыкли рассчитывать, теряет свой регулятивный потенциал, а правовые конструкции утрачивают былую прочность и надежность» [Зорькин, 2017]. Ученый справедливо обращает внимание на то, что «мы живем в такое время, когда системный характер глобальных вызовов становится все более очевидным и угрожающим. Поэтому так необходим сегодня правовой подход в поиске ответов на эти системные, взаимосвязанные, усиливающие друг друга вызовы. Когда я говорю „правовой", я не имею в виду узкопрофессиональный, сугубо юридический подход. Ведь в последнее время становится особенно ясно, что право, теряющее опору в своих морально-нравственных основах, не способно справиться с современными системными вызовами» [Зорькин, 2017].
Реализация конституционного принципа социальной ответственности требует определенных усилий как для научного осмысления и переосмысления сущности соответствующего явления, так и для осуществления правотворческих и правоприменительных действий, позволяющих «включить» его регулятивный потенциал в условиях постоянно усложняющихся экономических и иных общественных отношений. Для того чтобы данный принцип не стал условной конструкцией, оперируя которой конституционное право (и другие отрасли права) будут оторваны от реальной жизни, необходима дальнейшая работа по раскрытию этого потенциала, работа, направленная на выявление существенных признаков социальной ответственности, определение которых позволит ее эффективно применять.
Важным шагом в деле развития социальной ответственности как неотъемлемого элемента белорусской конституционной экономики стало принятие Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196. В данном правовом акте в качестве идеологических императивов правовой политики на современном этапе закреплены наряду с социальной ответственностью каждого такие важнейшие положения, как социальная справедливость, баланс прав и обязанностей человека и гражданина, благосостояние, устойчивое развитие. В частности, благосостояние рассматривается в Концепции не только с точки зрения проведения эффективной социальной политики и обеспечения населения необходимыми для жизни и полноценного развития материальными, социальными, духовными и другими благами, но и с позиций создания ценностей за счет посильного вклада каждого индивида в развитие государства и общества, их справедливого распределения, а также минимизации социального иждивенчества, стимулирования занятости и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.
ш
Концепция правовой политики Республики Беларусь зафиксировала два главных признака социальной ответственности каждого - активность и инициативу. Таким образом, Концепция придала данному конституционному принципу особое звучание, указывая на главные условия созидательного взаимодействия личности, общества, государства.
Для целей дальнейшей конституционализации социальной ответственности требуются достаточно определенные научно обоснованные трактовки официально установленных признаков активности и инициативы прежде всего участников экономических отношений, позволяющие считать социально ответственным поведением только то, которое направлено на достижение общественно значимых позитивных результатов, на достижение общего блага. Следует научно обосновать параметры активности и инициативы, исключающие возможность индивидов и бизнес-субъектов «спекулировать» понятием социальной ответственности.
В целях воплощения в жизнь конституционной идеи социальной ответственности стратегические направления развития социальной ответственности, на наш взгляд, целесообразно специально раскрыть в отдельном правовом акте высокой юридической силы. Одним из вариантов решения проблемы определенности конституционного принципа социальной ответственности может стать официальное толкование соответствующей нормы Конституции Конституционным Судом Республики Беларусь. Соответствующее право Конституционного Суда предусмотрено обновленной Конституцией, а законодательный механизм его реализации установлен Законом о конституционном судопроизводстве. Конституционный Суд как авторитетный орган, осуществляющий правовую охрану Конституции и обладающий необходимым научно-практическим потенциалом для раскрытия сущностного содержания конституционных положений, официальным толкованием ч. 3 ст. 21 Конституции может внести определенность в понимание принципа социальной ответственности в целях его правильного и единообразного применения. Соответствующее заключение о толковании Конституции будет иметь обязательный характер для всех государственных органов, других организаций, должностных лиц и иных граждан.
Выводы
Принцип социальной ответственности - это базовое концептуальное положение правовой политики Республики Беларусь, которое должно находить непосредственное отражение и развитие в правовой системе, необходимо, чтобы на его основе (наряду с другими концептами) формировалось законодательство, выстраивалась эффективная правоприменительная практика и осуществлялось правовое просвещение.
В современных условиях принцип социальной ответственности выступает не просто новым конституционным ориентиром, но ключевой составляющей «конституционного нравственного каркаса», на основе которого будет моделироваться новый тип социальности с особой ответственной ролью каждого субъекта правовых отношений. При этом речь идет не об отказе от провозглашенных ранее принципов социального государства и не о необходимости «снять» с государства ответственность за благополучие общества и личности, а о возрастающей объективной потребности в развитии социально ответственных отношений, позволяющих сделать существующую модель конституционной экономики и социального государства в целом более эффективной.
Е
Во имя реализации важнейшей конституционной идеи необходимо с учетом положений Концепции правовой политики Республики Беларусь продолжить раскрывать глубокий конституционный смысл социальной ответственности и на этой основе последовательно формировать и развивать новый тип взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. Именно реализация принципа социальной ответственности каждого является, на наш взгляд, основным залогом построения в Республике Беларусь социально справедливого благополучного общества на долговременную перспективу.
Библиографический список
Василевич Г. А. Обязанности, долг, социальная ответственность каждого в конституционно-правовом измерении // Проблемы управления. - 2023а. - № 2. - С. 82-87.
Василевич Г. А. Социальная ответственность - важнейшая составляющая статуса субъектов правовых отношений (опыт сравнительного анализа) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2024. - № 1. - С. 42-47.
Василевич Г. А. Социальная ответственность каждого и надлежащее исполнение обязанностей - важные условия успешного развития страны // Право.Ьу. - 2023Ь. -№ 4. - С. 12-17.
Гаджиев Г. А. Конституционная экономика и рациональность в конституционном праве // Ежегодник конституционной экономики. - 2018. - С. 18-42.
Зорькин В. Д. Суть права // Правоведение. - 2017. - № 3. - С. 4-27.
Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / под общ. ред. П. П. Миклашевича, О. И. Чуприс, Г. А. Василевича. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2024. - 544 с.
Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. для вузов. - 17-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2013. - 520 с.
Научные концепции развития российского законодательства: моногр. / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2024. - 656 с.
Пермиловский М. С. Солидарность - новая конституционная ценность или классический принцип права? // Государственная власть и местное самоуправление. -2022. - № 7. - С. 3-6.
Правовое обеспечение достойного труда в современных условиях развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики: коллектив. моногр. / под ред. И. А. Комоцкой. - Мн.: Колорград, 2022. - С. 93-146.
Тиковенко А. Г. Конституция Беларуси как основа национальной правовой системы // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. - Мн., 2022. -С. 100-116.
Фомин А. А. Экономические и политико-правовые факторы формирования социального государства и преодоления бедности // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 3. - С. 129-135.
Хабриева Т. Я., Капустин А. Я., Габов А. В. и др. Конфликт интересов: природа, предупреждение, социальное регулирование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2018. - № 3. - С. 5-12.
Шабуров А. С. Политические и правовые аспекты социальной ответственности личности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1992. - 34 с.
fz
References
Fomin, A. A. (2018) E"konomicheskie i politiko-pravovy"e faktory" formirovaniya social"nogo gosudarstva i preodoleniya bednosti [Economic and political-legal factors of the formation of a social state and overcoming poverty]. Leningrad Law Journal. 3. 129-135.
Gadzhiev, G. A. (2018) Konstitucionnaya e"konomika i racional"nost" v konstitucionnom prave [Constitutional economics and rationality in constitutional law]. Yearbook of Constitutional Economics. 18-42.
Komotskaya, I. A. (ed.) (2022) Pravovoe obespechenie dostojnogo truda v sovremenny^x usloviyax razvitiya Respubliki Belarus voprosy " teorii i praktiki [Legal provision of decent work in modern conditions of development of the Republic of Belarus: issues of theory and practice]. Minsk: Kolorgrad, 93-146.
Khabrieva, T. Ya. & Kapustin, A. Ya. & Gabov, A. V. (2018) Konflikt interesov: priroda, preduprezhdenie, social"noe regulirovanie [Conflict of interests: nature, prevention, social regulation]. Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. (3). 5-12.
Khabrieva, T. Ya. & Tikhomirov, Yu. A. (eds.) (2024) Nauchny^e koncepcii razvitiya rossijskogo zakonodatel'stva [Scientific concepts of the development of Russian legislation]. Moscow: Norma. 656.
Miklashevich, P. P. & Chupris, O. I. & Vasilevich, G. A. (2024) Konstituciya Respubliki Belarus nauchno-prakticheskij kommentarij [Constitution of the Republic of Belarus: scientific and practical commentary]. Minsk: National Center for Legal Information of the Republic of Belarus. 544.
Mishin, A. A. (2013) Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhny^x stran [Constitutional (state) law of foreign countries]. Moscow: Statute. 520.
Permilovsky, M. S. (2022) Solidarnost" - novaya konstitucionnaya cennost" ili klassicheskij princip prava? [Solidarity - a new constitutional value or a classical principle of law?]. State power and local self-government. (7). 3-6.
Shaburov, A. S. (1992) Politicheskie i pravovy^e aspekty " sociaVnoj otvetstvennosti lichnosti [Political and legal aspects of social responsibility of the individual]: autoabstr. of doct. jur. sc. thesis. Yekaterinburg, 34.
Tikovenko, A. G. (2022) Konstituciya Belarusi kak osnova nacional"noj pravovoj sistemy" [The Constitution of Belarus as the basis of the national legal system]. Pravo v sovremennom belorusskom obshhestve [Law in modern Belarusian society]: collection of scientific papers. Minsk, 100-116.
Vasilevich, G. A. (2023a) Obyazannosti, dolg, social"naya otvetstvennost" kazhdogo konstitucionno-pravovom izmenenii [Duties, duties, social responsibility of everyone in the constitutional and legal dimension]. Management problems: a scientific and practical journal, (2), 82-87.
Vasilevich, G. A. (2023b) Social"naya otvetstvennost" kazhdogo i nadlezhashhee ispolnenie obyazannostej - vazhny"e usloviya uspeshnogo razvitiya strany" [Social responsibility of everyone and proper performance of duties are important conditions for the successful development of the country]. Pravo.by, (4), 12-17.
Vasilevich, G. A. (2024) Social"naya otvetstvennost" - vazhnejshaya sostavlyayushhaya statusa sub""ektov pravovy"x otnoshenij (opy"t sravnitel"nogo analiza) [Social responsibility is the most important component of the status of subjects of legal relations (experience of comparative analysis)]. Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence, (1), 42-47.
Zorkin, V. D. (2017) Sut" prava [The essence of law]. Law studies, (3). 4-27.
Информация об авторе
Оксана Генриховна Станкевич - кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (e-mail: [email protected]).
Information about the author
Oksana G. Stankevich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Research in the Field of State Building and International Law, National Center for Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus (e-mail: Oks. [email protected]).
© О. Г. Станкевич, 2024
Дата поступления в редакцию /Received: 13.05.2024
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 17.05.2024