Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОНРАВСТВЕННОГО КОНТЕКСТА ИДЕИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОНРАВСТВЕННОГО КОНТЕКСТА ИДЕИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционные изменения / ценностные ориентиры / традиционные ценности / права человека / содержание прав / constitutional changes / value orientations / traditional values / human rights / content of rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Григорьевич Василевич

В статье акцентируется внимание на конституционных изменениях в Российской Федерации и Республике Беларусь, направленных на защиту духовнонравственных ценностей. Сделан вывод о том, что в нынешних условиях наглядно проявилось явное отступление в странах Запада от признания абсолютного характера личных (неотъемлемых) прав и, наоборот, принятие юридических мер по их ограничению и даже установлению ответственности за те действия, которые не вписываются в сформированный мейнстрим, что подтверждается фактами дискриминации по признаку национальной принадлежности, пользования родным языком, ограничениями свободы вероисповедания, свободы передвижения, а также права собственности и др. Автор консолидируется с позицией тех ученых, которые считают, что ценностные ориентиры являются наиболее высоким уровнем социального регулирования, основой развития личности и поддержания правового порядка в обществе. Обращается внимание на схожесть новых конституционных норм Российской Федерации и Республики Беларусь в части укрепления традиционных семейных ценностей, формирования уважения к подвигу народа в годы Великой Отечественной вой ны, необходимости чтить память защитников Отечества, обеспечивать защиту исторической правды и др. Анализ изменений и дополнений конституций Российской Федерации и Республики Беларусь убеждает в стремлении наших государств сохранить базовые конституционные ценности, укрепить их, предусмотреть меры, направленные на предотвращение появившихся угроз единству общества, эрозии общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Григорьевич Василевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE SOCIAL AND MORAL CONTEXT OF THE IDEA OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE UPDATED CONSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

The article focuses on the constitutional changes in the Russian Federation and the Republic of Belarus, aimed at the protection of spiritual and moral values. It is concluded that in the current conditions there is a clear retreat in Western countries from the recognition of the absolute nature of personal (inalienable) rights, and, on the contrary, the adoption of legal measures to limit them and even to establish responsibility for those actions that do not fit into the formed mainstream, which is confirmed by the facts of discrimination on the basis of nationality, use of native language, restrictions on freedom of religion, freedom of movement, as well as property rights and others. The author consolidates with the position of those scholars who believe that values are the highest level of social regulation, the basis for the development of personality and maintenance of legal order in society. Attention is drawn to the similarity of the new constitutional norms of the Russian Federation and the Republic of Belarus in terms of strengthening traditional family values, the formation of respect for the feat of arms of the people during the Great Patriotic War, the need to honor the memory of the defenders of the Fatherland, to ensure the protection of historical truth and others. The analysis of amendments and additions to the constitutions of the Russian Federation and the Republic of Belarus convinces us of the desire of our states to preserve the basic constitutional values, to strengthen them, to provide for measures aimed at preventing emerging threats to the unity of society and the erosion of public consciousness.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОНРАВСТВЕННОГО КОНТЕКСТА ИДЕИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2023. Т. 64. № 6

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Научная статья УДК 340

Д. Г. Василевич *

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО КОНТЕКСТА ИДЕИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ОБНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на конституционна изменениях в Российской Федерации и Республике Беларусь, направленных на защиту духовно-нравственных ценностей. Сделан вывод о том, что в нынешних условиях наглядно проявилось явное отступление в странах Запада от признания абсолютного характера личных (неотъемлемых) прав и, наоборот, принятие юридических мер по их ограничению и даже установлению ответственности за те действия, которые не вписываются в сформированный мейнстрим, что подтверждается фактами дискриминации по признаку национальной принадлежности, пользования родным языком, ограничениями свободы вероисповедания, свободы передвижения, а также права собственности и др. Автор консолидируется с позицией тех ученых, которые считают, что ценностные ориентиры являются наиболее высоким уровнем социального регулирования, основой развития личности и поддержания правового порядка в обществе. Обращается внимание на схожесть новых конституционных норм Российской Федерации и Республики Беларусь в части укрепления традиционных семейных ценностей, формирования уважения к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, необходимости чтить память защитников Отечества, обеспечивать защиту исторической правды и др. Анализ изменений и дополнений конституций Российской Федерации и Республики Беларусь убеждает в стремлении наших государств сохранить базовые конституционные ценности, укрепить их, предусмотреть меры, направленные на предотвращение появившихся угроз единству общества, эрозии общественного сознания.

Ключевые слова: конституционные изменения, ценностные ориентиры, традиционные ценности, права человека, содержание прав.

* Дмитрий Григорьевич Василевич — кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры международного права, Международный университет «МИТСО» (Минск,

Беларусь); [email protected]_

© Василевич Г. А., 2023.

Для цитирования: Василевич Д. Г. Усиление социально-нравственного контекста идеи прав и свобод человека в обновленных конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 6. С. 176-191.

001: 10.55959/М8Ш130-0113-11-64-6-10

Права и свободы человека являются одной из важнейших ценностей человеческой цивилизации. Их каталог, а также содержание существующих прав и свобод (в дальнейшем, если не указано иное, — прав) претерпевают изменения. Наибольшую устойчивость права, свободы и обязанности человека и гражданина приобретают, если они закреплены в акте, обладающем высшей юридической силой, т. е. в Конституции, являющейся основой для национальной правовой системы. Конституция РФ (1993 г.) и Конституция РБ (1994 г.) были приняты на этапе становления наших республик как суверенных государств. В них были воплощены многие доктринальные идеи, высказанные в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого столетия, отражено основное содержание международных актов, составляющих Международный билль о правах человека. Использовался опыт зарубежных стран, в том числе государств Восточной Европы, а также республик бывшего СССР, в которых происходили схожие трансформации политических и социально-экономических систем.

Несмотря на всю критику, которая звучала в адрес текстов Конституций РФ и Беларуси, они сыграли свою позитивную роль в формировании системы власти, создали основу правового статуса человека и гражданина, содействовали развитию правовой идеологии и правового сознания, стимулировали развитие научной доктрины в области прав и свобод, реализации системы сдержек и противовесов. Вместе с тем динамика общественного развития обусловила необходимость модернизации конституционных текстов с целью совершенствования сложившейся парадигмы властных отношений, укрепления правового статуса человека и гражданина, закрепления дополнительных гарантий, нацеленных на предотвращение возможных угроз национальным интересам. Это обусловлено тем, что, как отмечает академик РАН В. С. Степин, в эпоху техногенной цивилизации формируется новая система ценностей, к которым относится сама инновация, оригинальность, вообще новое, при этом не учитываются ранее сложившиеся традиционные ценности. Для культуры традиционного общества важны сформированные опытом предков и канонизированные сложившимся мышлением

традиции, образцы и нормы. Техногенной цивилизации присуща динамичность и агрессивность, подавление ею традиционных обществ1.

Критикуя техногенные общества, он обоснованно отмечает, что выходом из глобальных кризисов является духовная реформация, использование достижений традиционных обществ в области отношения природы и человека, коммуникаций между людьми, выработка новой системы ценностей2.

В последние десятилетия под влиянием так называемых западных демократий произошли существенные изменения в общей культуре людей, изменения их традиций, переоценка ценностей, которые ранее составляли основу развития общества. Ценностные ориентиры являются наиболее высоким уровнем социального регулирования. Социальные ценности, объединенные общей идеей, являются основой развития личности и поддержания правового порядка в обществе3. Ведь нормативный порядок, устанавливаемый в государстве, по справедливому утверждению Г. В. Мальцева имеет социальные основания, движущей силой являются интересы4. Исследователи постоянно задаются вопросом, что должно быть в основе формирования системы ценностей, насколько приемлем западный опыт для современной России. Нам ближе позиция тех ученых, которые полагают, что при всей постоянной изменчивости действительности важна ориентация на самобытность народов, населяющих Российскую Федерацию, их ценности, традиции и ментальность5, что национальная система духовно-нравственных ценностей исключает слепое заимствование чужого опыта6. Как справедливо подчеркивает С. А. Ава-кьян, на национальном уровне для эффективного управления необходимо знание народа, психологии, обычаев, традиций7. Не может быть возражений против подхода, согласно которому любые коррективы законодательства, включая и конституционное, должны осуществляться с учетом приемлемых перспектив раз-

1 Степин В. С. Стратегия цивилизационного развития и проблема ценностей. С. 6-7: URL: strategii-tsiviiizatsionnogo-razvitiya-i-problema-tsennostey (1).pdf (дата обращения: 01.04.2023).

2 Там же. С. 8.

3 Бурцев С. А. Современная Россия и система ценностей Западной цивилизации // Науч. жур. СЕРВИС plus. 2010. № 2. С. 10.

4 См.: Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2014.

5 Бурцев С. А. Современная Россия. С. 15.

6 См.: Бабурин С. Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020. С. 202-213.

7 Авакьян С. А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики. М., 2022. С. 120-124.

вития страны, внутренней и внешней политики, формирования эффективной правовой системы8.

Одним из давних векторов, продвигаемых в западной культуре, является обоснование полной свободы человека в области реализации своих личных прав. К сожалению, много негатива создает Интернет, содержащий значительный объем деструктивной информации, в том числе формирующей подростковую субкультуру и ориентирующей детей на насилие и др.9

Другая явная негативная тенденция заключается в том, что в информационном поле проявляется направление на умаление и даже отрицание роли советского народа в победе над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Этому, конечно же, надо противодействовать.

В современных условиях важно актуализировать идеи патриотизма и гражданственности, государственной идентичности. Надо признать, что после распада социалистической системы хозяйствования некритично происходило гипертрофирование прав и свобод отдельного человека и в меньшей степени учитывался общественный интерес, недостаточно внимания уделялось обеспечению баланса интересов личности, общества и государства, то есть частных и публичных интересов.

Значительно реже в научных публикациях шла речь о юридических обязанностях граждан, практически не исследовался вопрос об их социальной ответственности. В сфере организации и деятельности органов государственной власти также некритично воспринимались существующие в зарубежных странах внедренные системы сдержек и противовесов, которая должна быть призвана обеспечивать реализацию прав и свобод человека. Поверхностный взгляд на сложившуюся конструкцию власти не всегда позволял комплексно оценить все возможные плюсы и минусы этой системы, найти оптимальный вариант централизации и децентрализации власти, предусмотреть гарантии устойчивого развития общества и государства, их надежную защиту при возникновении внешних и внутренних угроз.

Необходимо найти оптимальное соотношение между персо-ноцентристским и коллективистским подходами к правам человека. Этому как раз и способствуют недавние конституционные

8 См.: Побежимова Н. И. Регуляторная политика: ее понятие и применение в современных условиях // Управление через право: регуляторная политика в России и за рубежом: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Ред. кол. А. Ф. Ноздрачев, С. М. Зырянов, А. В. Калмыкова. М., 2022.

9 См.: Пучнина М. Ю. Криминальный суицид несовершеннолетних: криминологические и уголовно-правовые меры противодействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Курск, 2019. С. 11-12.

изменения, которые произошли в Российской Федерации и Республике Беларусь. Их сравнительный анализ позволяет не просто отразить «имманентную сторону процесса познания»10, но и выявить то общее, что объединяет наши республики, менталитет их народов. В Российской Федерации конституционные поправки осуществлены почти на два года ранее, чем это было сделано в Республике Беларусь, и поэтому была возможность оценить их значимость и полезность. Это способствовало правовой рецепции в силу совпадения базисных отношений11, в основе которых находятся ценностные установки, присущие нашим народам.

Права и свободы человека на протяжении ХХ—ХХ1 вв. были и остаются предметом острого противостояния между государствами. В нынешних условиях можно наблюдать явное отступление в странах Запада от признания абсолютного характера личных (неотъемлемых) прав, и, наоборот, принятие юридических мер по их ограничению и даже установлению ответственности за те действия, которые не вписываются в сформированный мейнстрим. Это можно подтвердить ставшими уже общеизвестными фактами дискриминации по признаку национальной принадлежности, пользования родным языком, ограничениями свободы вероисповедания, свободы передвижения, а также права собственности и др., т. е. толерантность оказалась на словах.

Подчеркивая это, автор придерживается позиции о необходимости различать право на частную жизнь и в то же время полностью разделяет политику недопустимости пропаганды однополых браков, против тенденции при отсутствии медицинских показаний к корректировке пола и т. п. В литературе уже отмечались случаи, когда запрещались массовые мероприятия в поддержку традиционных ценностей и, наоборот, разрешались шествия представителей сексуальных меньшинств. Европейский Суд по правам человека принимал неприемлемые с точки зрения национальных традиций, сложившихся культурных ценностей решения, которые были полностью неприемлемыми. С учетом нынешних реалий актуальным остается утверждение о том, что Конституция является документом, опирающимся на традиции и реалии своей страны12. Но в то же время не все мерки цивилизованного мира нам подходят именно по указанным причинам. Автор солидарен

10 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: акад. учеб. М., 2020. С. 14.

11 См.: Егоров А. В. Правовая рецепция в структуре правовой политики // Правовая политика, наука, практика — 2022: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 6 окт.2022 г. / отв. ред. Е. В. Семашко. Минск, 2022. С. 27—28.

12 См.: Горбунова А. В. Теория прав человека как новое направление юридической науки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 7, 17.

с позицией тех ученых, которые подчеркивают приоритет национального стандарта прав человека, который может расходится с международным. То, что стало само собой разумеющимся для западной традиции, в основе которой находится индивидуализм, не получает поддержки со стороны граждан, которым ближе чувство общности, солидарности, взаимной поддержки, сопереживания, т. е. все то, что присуще нравственному обществу13.

В 2020 и 2022 гг. соответственно в Российской Федерации и Республике Беларусь были модернизированы тексты конституций. В ряде постсоветских республик в последние годы были осуществлены дополнительные уточнения конституционных текстов, например в Казахстане, Узбекистане, еще ранее в Армении.

Конституция не является застывшим документом, она не только развивает правовую систему, но и сама испытывает влияние законодательства, потребности общественной практики14. Важно, чтобы эволюционный процесс обновления конституционных норм придавал им системность15, содействовал развитию общественных отношений.

Среди конституционных изменений и дополнений важное место занимает блок норм, посвященных укреплению правового статуса человека и гражданина, совершенствованию характера отношений между человеком, обществом и государством, усилению их взаимной ответственности.

Опыт подготовки изменений и дополнений Конституции в Российской Федерации весьма интересен и в содержательном плане, и с юридической стороны. На окончательной стадии была использована оригинальная и полностью приемлемая с правовой стороны процедура легитимизации конституционного процесса, инициированного Главой государства и поддержанного российским Парламентом: благодаря общероссийскому голосованию конституционный текст получил высшее (народное) одобрение.

Научный потенциал Российской Федерации, отличающийся большой когортой высококвалифицированных юристов-профессионалов, представителей других отраслей и науки и культуры, парламентариев и практиков, доступность информации о ходе конституционных реформ в других странах позволили подготовить качественный проект изменений и дополнений в Конституцию, быстро доработать его в рабочей группе, обеспе-

13 См.: Живулина Т.Л. Права человека в современных теориях правопонимания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 19.

14 См.: Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. В. Е. Чиркин. М. С. 135.

15 Там же. С. 99.

чив полную транспарентность этого процесса. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным после оглашения 15 января 2020 г. идеи о предполагаемой корректировке конституционного текста 20 января того же года был внесен в Государственную думу законопроект «О поправке в Конституцию Российской Федерации», а также была утвержден состав рабочей группы, которая должна была дорабатывать данный законопроект. Как обычно организуется деятельность рабочей группы, она анализировала поступающие предложения и ряд из них был включен в законопроект. К работе над законопроектом были подключены субъекты Российской Федерации, что расширило возможности для учета поступающих предложений, обеспечило публичность конституционного процесса. 11 марта 2020 г. Госдума приняла закон о внесении изменений и дополнений Конституции, который был одобрен Советом Федерации. Снятию каких-либо сомнений относительно конституционности вносимых в Основной Закон РФ поправок содействовало рассмотрение в Конституционном Суде РФ подписанного Президентом Российской Федерации закона о поправках Конституции. Общероссийское голосование, которое было начато с 25 июня 2020 г., завершилось 1 июля 2020 г. Голосование в течение нескольких дней позволило большему числу граждан принять в нем участие. Около 80 % граждан, принявших участие в голосовании, поддержали поправки Конституции РФ. Итоговая явка после закрытия участков достигла 65 %16.

На уникальность процедуры принятия поправок Конституции РФ обращалось внимание в научной литературе17. Полагаем, что легитимизация этого процесса усилена общероссийским голосованием, которому были присущи принципы всеобщности, равенства, свободы и тайного голосования, а также признание конституционности процесса Конституционным Судом Российской Федерации.

Произошло не только укрепление системы власти, что весьма важно для такой огромной по территории и численности населения страны, но и нашли закрепление в тексте Конституции те нормы, которые нацелены на противодействие ослаблению устоев общества и государства, умалению ценностей, которые объединяют граждан, консолидируют все общество.

16 См.: О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03 июля 2020 г. № 256/1888-7. URL: www. cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/ 46746/ (дата обращения: 01.11.2023).

17 См.: Боброва Н. А. Уникальность конституционной реформы 2020 года и ее последствия для будущего России // Вектор науки ТГУ. Сер. Юридические науки. 2023. № 2. С. 5-20.

Справедливо подчеркнуто, что проведение антирелигиозной пропаганды, активная атеизация общественного сознания не способствовали наполнению права нравственными аспектами. Изменению этой ситуации должно способствовать включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (ст. 67.1, ч. 2), Конституционный Суд РФ в своем заключении от изложил свою позицию на этот счет, подчеркнув в данном случае не идет речь об отказе от светского характера; сохраняется также свобода совести; все граждане находятся в равном положении независимо от наличия веры. Указание на веру в Бога имеет цель подчеркнуть при проведении государственной политики учитывать исторически значимую социально-культурную роль религии для становления и развития российской государственности18.

Наличие такой нормы в Конституции не является чем-то характерным только для Российской Федерации, являющейся многоконфессиональной страной. В конституциях ряда государств подобные нормы имеются (Германия, Греция, Ирландия, Швейцария и др.), довольно часто предусматривается принесение присяги главами государств на религиозных текстах.

Одной из существенных новелл Конституции РФ в части сохранения социокультурных традиций является дополнение ст. 72 пунктом «ж» 1, направленном на защиту института брака как союза мужчины и женщины, создание достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Как отмечено в Заключении Конституционного Суда РФ, положение о браке как союзе мужчины и женщины все равно сохраняет за государством конституционную обязанность не допускать произвольное вторжение в частную жизнь человека, уважать связанные с нею различия, принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их нарушенных прав

Отметим, что Конституционный Суд РФ был последовательным в своей позиции по вопросу о сохранении традиционных семейных ценностей. Так, еще в Постановлении от 23 сентября 2014 г. № 24-П он, опираясь на ст. 38 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, подчеркнул, что в основе традиционного восприятие от предков семьи, материнства и детства находятся

18 Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 г. № 1-3 // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1855.

ценности, обеспечивающие непрерывную смену поколений, сохранение и развитие многонационального народа Российской Федерации. Именно на этой основе и в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Конституционный Суд подтвердил право Российской Федерации законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения19. Конституционный Суд исключил наличие в национальном законодательстве и каких-либо международных обязательствах РФ создавать условия для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола.

В качестве конституционного императива стало указание в ст. 67.1 на то, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

Появились и иные важные дополнения конституционного текста, свидетельствующие о наполнении нравственным содержанием конституционных норм, которые будут оказывать влияние на нормотворческую и правоприменительную деятельность, например, о создании условий для всестороннего духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей, воспитании в них патриотизма, гражданственности, уважения к старшим, о приоритете семейного воспитания и др. (ст. 67.1). В предшествующий период на сознание молодежи существенное влияние оказывала западная массовая культура. Полагаем, что в этом направлении необходимы особые усилия государства и общества для сохранения суверенитета в области общей и правовой культуры. Важны ее новые горизонты20.

За несколько лет до проведения 27 февраля 2022 г. в Беларуси республиканского референдума по вопросу о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь Президентом Беларуси была высказана идея о дальнейшем совершенствовании Основного Закона. Каких-то четких ориентиров на том этапе высказано не было, но подчеркивалась необходимость повышения эффективности деятельности органов государственной власти, укрепления правового статуса граждан и повышение их ответственности за общее благосостояние. В Республике Беларусь регулярно начиная с 1996 г., проводились Всебелорусские народные

19 Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 г. № 24-П // Там же. 2014. № 40 (ч. 3). Ст. 5489.

20 См.: Правовое пространство и человек / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. В. Пуляева, Н. И. Хлуденева. М., 2012. С. 218—228.

собрания, являвшиеся совещательными органами широкого народного представительства. Всего их было проведено шесть. Шестое Всебелорусское народное собрание (присутствовало 2,4 тыс. делегатов со всех районов страны) состоялось 11-12 февраля 2021 г. в Минске. На нем Глава государства заявил о необходимости разработки проекта изменений Конституции в течение 2021 г. с перспективой ее принятия на республиканском референдуме в начале 2022 г. 15 марта 2021 г. Президент Республики Беларусь для реализации положений резолюции шестого Всебелорусско-го народного собрания издал Указ № 105 «О Конституционной комиссии», в соответствии с которым постановил создать Конституционную комиссию и утвердил ее состав в количестве 36 человек. Указом поручено Конституционной комиссии разработать предложения по изменению Конституции Республики Беларусь, которые подлежали бы их всенародному обсуждению. Было предусмотрено до 1 августа 2021 г. представить Президенту подготовленные предложения, которые следовало вынести на республиканский референдум. Среди 36 членов Конституционной комиссии были представители органов государственной власти, общественных организаций, представители юридической науки, культуры и спорта и другие заслуженные и авторитетные лица, отличавшиеся активной гражданской позицией.

Абсолютное большинство граждан Беларуси, принявших участие в референдуме, поддержали изменения и дополнения в Конституцию: 82,86%, т. е. от 5,4 млн граждан, против проголосовали 686 165 участников референдума, или 12,8% от проголосовавших (10,07% от внесенных в списки для голосования)21.

Как и в Российской Федерации в 2020 г., в Республике Беларусь в 2021-2022 гг. процесс подготовки изменения и дополнения Конституции шел транспарентно: было обеспечено широкое общественное обсуждение проекта. С этой целью проводились собрания в трудовых коллективах, учебных заведениях, много внимания было уделено молодежным аудиториям, рабочим коллективам. Аккумулирование поступающих конкретных предложений к проекту изменения и дополнения Конституции осуществлялся Национальным центром правовой информации Республики Беларусь. Всего за период обсуждения проекта поступило около десяти тысяч предложений, которые были предметом пристального изучения. Естественно, что все они не могли

21 См.: ЦИК Беларуси утвердил итоги референдума по Конституции: URL: rg.ru/2022/03/03/cik-belarusi-utverdil-itogi-referenduma-po-konstitucii.html. (дата обращения: 07.03.2023).

быть учтены, в том числе и по той причине, что относились к предмету регулирования актами иной юридической силы, например законам, актам Главы государства или Правительства. Например, звучали предложения о полном запрете абортов, об обязанности граждан принимать меры к восстановлению своего здоровья, обязательности труда и др. Обсуждение этих и иных предложений содействовало улучшению текста проекта. Так, в окончательном варианте была предусмотрена необходимость гражданам заботиться о своем здоровье, но исключено указание на принятие ими мер по восстановлению здоровья, так как это могло быть воспринято как обязанность заниматься самолечением. Вместо обязанности трудиться предусмотрена в ст. 21 норма о социальной ответственности каждого и необходимости вносить посильный вклад в развитие общества и государства.

Правовая регламентация искусственного прерывания беременности оставлена на усмотрение законодательного органа — Парламента. Автором данной статьи предлагалось предусмотреть норму о праве человеческого эмбриона на жизнь. Ведь имеются примеры такого закрепления в конституциях при сохранении права женщины на прерывание беременности.

В прежней редакции ст. 32 Конституции Республики Беларусь, на наш взгляд, содержались гарантии того, что брак может быть заключен между разнополыми гражданами. Так, согласно ч. 2 указанной статьи женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Были попытки неверной интерпретации этой нормы, якобы позволяющей вступать в регистрируемые официально однополые союзы. Однако это надуманные утверждения. Тем более, что в статье назывались в единственном числе и взаимосвязи «женщина и мужчина», а не «женщины и мужчины». Как утверждает один из разработчиков проекта Конституции Республики Беларусь по состоянию на 15 марта 1994 г., в данной статье предлагалось вместо указания на возможность брачных отношений женщины и мужчины указать, что граждане по достижении брачного возраста имеют право вступить в брак, т. е. нивелировалась половая принадлежность и это могло открыть правовой простор для заключения однополых браков. Исходя из настойчивых предложений от граждан по проекту, вынесенному на народное голосование, в действующей редакции специально подчеркнуто: браком является союз мужчины и женщины (ст. 32). На фоне деградации брачно-семейных отношений такое акцентирование будет полезным для сохранения и развития здоровых традиционных семейных отношений.

В условиях динамично развивающегося информационного общества вполне назревшим стало дополнение ст. 28 Конституции нормой, согласно которой государство должно создавать условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании. Помимо этой конституционной нормы в Беларуси имеются законы о защите персональных данных и регистре населения. Специалисты подчеркивают, что цифровые технологии несут не только благо — злоупотребление ими может привести к криминальной деятельности, серьезными среди которых называют мошенничество, сексуальные надругательства, распространение агрессивного контента, имеющего расистский, порнографический характер22.

Укреплению нравственности, сохранению самоуважения, гордости за свою страну и подвиг предшествующих поколений служит закрепление в ст. 15 Конституции нового положения, согласно которому государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Подкрепляет данную конституционную норму указание в ст. 54 Основного Закона на то, что сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм являются долгом каждого гражданина Республики Беларусь. На наш взгляд, использование в конституционном тексте понятия «долг» в данном случае следует рассматривать как правовой императив, реализация которого может быть обеспечена посредством актов текущего законодательства, формированием общего нравственного фона, следование которому является проявлением патриотизма. Кроме того, здесь обеспечивается и генетическая связь поколений. В Беларуси в годы Великой Отечественной войны в борьбе против фашистов погиб каждый третий ее житель. Нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. Поэтому появление в ст. 15, 54 Конституции указанных новелл является естественной реакцией на попытки умалить подвиг народа в военные годы, воспитать достойное своих предков поколение.

Подчеркнем появление в новой редакции ст. 47 Конституции нормы, в соответствии с которой государство взяло на себя обязанность проявлять особую заботу не только о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, но также об инвалидах и пожилых людях. Согласно Конституции инвалидам обеспечиваются рав-

22 См.: Реализация конституционных социальных прав и свобод с использованием искусственного интеллекта: проблемы правового регулирования, пределы и ответственность / под общ. ред. М. А. Липчанской. М., 2022. С. 59—60.

ные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина; государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.

Так же как и в Конституции Российской Федерации, в белорусском Основном Законе подчеркнуто, что государство способствует духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создает необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества (ст. 32-1).

В обоих текстах конституций предусмотрены принципы и нормы, нацеленные на развитие солидарности людей, они ориентируют граждан на надлежащее выполнение своих социальных функций. Их совокупность, как справедливо отмечается, обеспечивает в целом солидарность в обществе (ст. 75.1 Конституции РФ) и предполагает соответствующие нормы выражения23. Такой подход нацелен на обеспечение устойчивого развития как новой социальной ценности в эпоху техногенной цивилизации24.

Важно подчеркнуть, что в текстах конституций Российской Федерации и Республики Беларусь предусмотрены правовые механизмы защиты национальных интересов, важной составляющей которых является сохранение национальной культуры, традиций, семейных ценностей, игнорирование которых может влечь конфликты в обществе. Поэтому и была усилена в свое время роль Конституционного Суда Российской Федерации в области утверждения верховенства Конституции25, что было бы полезно предусмотреть и для Конституционного Суда Республики Беларусь.

Оценивая в целом концепцию изменений и дополнений конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, можно утверждать о стремлении сохранить базовые конституционные ценности, укрепить их, предусмотреть меры, направленные на предотвращение появившихся угроз.

Список литературы

1. Авакьян С. А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики. М., 2022.

2. Бабурин С. Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020.

23 См.: Тихомиров Ю.А. Право: традиции и новые повороты. М., 2021. С. 10.

24 См.: Летопись российской юридической науки: в 5 т. / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2023. С. 143.

25 См.: Юридический конфликт / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2017. С. 142.

3. Боброва Н. А. Уникальность конституционной реформы 2020 года и ее последствия для будущего России // Вектор науки ТГУ. Сер. Юридические науки. 2023. № 2.

4. Бурцев С. А. Современная Россия и система ценностей Западной цивилизации // Научный журнал СЕРВИС plus. 2010. № 2. С. 9-15.

5. Егоров А. В. Правовая рецепция в структуре правовой политики // Правовая политика, наука, практика — 2022: мат-лы респ. науч.-практ. конф., Минск, 6 окт.2022 г. / отв. ред. Е. В. Семашко. Минск, 2022. С. 27-31.

6. Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. В. Е. Чиркин. М., 2013.

7. Летопись российской юридической науки: в 5 т. / отв. ред. Т. Я. Ха-бриева. М., 2023.

8. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2014.

9. Побежимова Н. И. Регуляторная политика: ее понятие и применение в современных условиях // Управление через право: регуляторная политика в России и за рубежом: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол. А. Ф. Ноздрачев, С. М. Зырянов, А. В. Калмыкова. М., 2022. С. 33-37.

10. Правовое пространство и человек / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. В. Пуляева, Н. И. Хлуденева. М., 2012.

11. Реализация конституционных социальных прав и свобод с использованием искусственного интеллекта: проблемы правового регулирования, пределы и ответственность / под общ. Ред. М. А. Липчанской. М., 2022.

12. Тихомиров Ю. А. Право: традиции и новые повороты. М., 2021.

13. Юридический конфликт / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2017.

Статья поступила в редакцию 11.08.2023; одобрена после рецензирования 03.11.2023; принята к публикации 01.02.2024.

Original article Dmitriy G. Vasilevich *

STRENGTHENING THE SOCIAL AND MORAL CONTEXT OF THE IDEA OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE UPDATED CONSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The article focuses on the constitutional changes in the Russian Federation and the Republic of Belarus, aimed at the protection of spiritual and moral values.

* Ph.D. (Law); Associate Professor of the Department of International Law, International University MITSO (Minsk, Belarus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

It is concluded that in the current conditions there is a clear retreat in Western countries from the recognition of the absolute nature of personal (inalienable) rights, and, on the contrary, the adoption of legal measures to limit them and even to establish responsibility for those actions that do not fit into the formed mainstream, which is confirmed by the facts of discrimination on the basis of nationality, use of native language, restrictions on freedom of religion, freedom of movement, as well as property rights and others. The author consolidates with the position of those scholars who believe that values are the highest level of social regulation, the basis for the development of personality and maintenance of legal order in society. Attention is drawn to the similarity of the new constitutional norms of the Russian Federation and the Republic of Belarus in terms of strengthening traditional family values, the formation of respect for the feat of arms of the people during the Great Patriotic War, the need to honor the memory of the defenders of the Fatherland, to ensure the protection of historical truth and others. The analysis of amendments and additions to the constitutions of the Russian Federation and the Republic of Belarus convinces us of the desire of our states to preserve the basic constitutional values, to strengthen them, to provide for measures aimed at preventing emerging threats to the unity of society and the erosion of public consciousness.

Keywords: constitutional changes, value orientations, traditional values, human rights, content of rights.

For citation: Vasilevich, D.G. (2023). Strengthening the social and moral context of the idea of human rights and freedoms in the updated constitutions of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Lomonosov Law Journal, 6, pp. 176—191 (in Russ.).

Bibliography

1. Avakyan, S.A. (2022). Representation in constitutional law: issues of theory and practice. Moscow (in Russ.).

2. Baburin, S.N. (2020). Moral state: Russian view on the values of constitutionalism. Moscow (in Russ.).

3. Bobrova, N.A. (2023). The uniqueness of the constitutional reform of 2020 and its consequences for the future of Russia. Vector of Science TSU. Series: Legal sciences, 2 (in Russ.).

4. Burtsev, S.A. (2010). Modern Russia and the value system of Western civilization. Scientific journal SERVICE plus, 2, pp. 9—15 (in Russ.).

5. Egorov, A.V. (2022). Legal reception in the structure of legal policy. In E. V., Semashko (Ed.). Legal policy, science, practice — 2022: materials of the rep. scientific-practical Conf., Minsk, October 6, 2022 (pp. 27—31). Minsk (in Russ.).

6. Chirkin, V.E. (Ed.). (2013). The Constitution in the 21st century: comparative legal research. Moscow (in Russ.).

7. Khabrieva, T.Y. (Ed.). (2023). Chronicle of Russian legal science: in 5 volumes. Moscow (in Russ.).

8. Maltsev, G.V. (2014). Social foundations of law. Moscow (in Russ.).

9. Pobezhimova, N.I. (2022). Regulatory policy: its concept and application in modern conditions. In A. F., Nozdrachev, S.M., Zyryanov and A.V., Kalmykova (Eds.). Management through law: regulatory policy in Russia and abroad: collection of materials from the International Scientific and Practical Conference (pp. 33—37). Moscow (in Russ.).

10. Tikhomirov, Y.A., Pulyaeva, E.V. and Khludeneva, N.I. (Eds.). (2012). Legal space and people. Moscow (in Russ.).

11. Lipchanskaya, M.A. (Ed.). (2022). Implementation of constitutional social rights and freedoms using artificial intelligence: problems of legal regulation, limits and responsibility. Moscow (in Russ.).

12. Tikhomirov, Y.A. (2021). Law: traditions and new twists. Moscow (in Russ.).

13. Tikhomirov, Y.A. (Ed.). (2017). Legal conflict. Moscow (in Russ.).

The article was submitted 11.08.2023; approved 03.11.2023; accepted 01.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.