НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ШУВАЕВ Кирилл Викторович,
старший преподаватель кафедры пограничного контроля Государственного учреждения образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»; аспирант кафедры теории и истории права
Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье исследуются взгляды ведущих белорусских ученых на определение понятия «конституционно-правовая ответственность», ее правовую природу, источники, основания наступления, меры и способы привлечения к данному виду юридической ответственности. Презюмируется необходимость законодательного закрепления конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь.
Abstract: The points of view of leading Belarusian scientists on the definition of the term «constitutional legal responsibility», its legal nature, sources, attachment grounds, measures and ways of bringing to account for this kind of legal liability are analyzed. The necessity of legislative consolidation of constitutional legal responsibility in the Republic of Belarus is presumed.
Ключевые слова: Республика Беларусь, конституционное право, конституционно-правовая ответственность, субъекты конституционных правоотношений, конституционный деликт, меры конституционно-правовой ответственности.
Keywords: the Republic of Belarus, constitutional law, constitutional legal responsibility, subjects of constitutional legal relationships, constitutional tort, measures of constitutional legal responsibility.
Одним из основных вопросов в науке конституционного права в последние десятилетия является становление и развитие института конституционно-правовой ответственности. Дискуссии ученых по данному поводу ведутся уже довольно долгое время. Однако до сих пор единого подхода к определенному понятию данной правовой категории в отечественной юридической науке не выработано.
Существенный вклад в развитие теории конституционно-правовой ответственности внесен учеными Российской Федерации, в правовой доктрине которой он освещен более широко по сравнению с другими странами СНГ. В числе наиболее значимых работ по данной проблеме являются труды известных конституционалистов: С.А. Авакьяна [1, 2], Н.А. Бобровой [3, 4], В.А. Виноградова [5, 6], Ю.П. Еременко и Ф.М. Рудинского [7], Т.Д. Зражевской [8], Н.М. Колосовой [9], А.А. Кондрашева [10] и др.
Некоторыми учеными, например, П.П.
Серковым [11], реальное существование конституционно-правовой ответственности оспаривается и вообще ставится под сомнение необходимость ее наличия.
Вместе с тем представляется целесообразным рассмотреть основные подходы к конституционно-правовой ответственности, выработанные в белорусской юридической науке, в которой данный правовой институт лишь относительно недавно стал получать свое должное развитие. При этом использование положительного опыта, накопленного в Российской Федерации, представляется нам вполне обоснованным.
Одним из первых вопросы конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь стал исследовать проф. Г.А. Василе-вич. В своих трудах он весьма точно указывает, что «конституционно-правовая ответственность - не умозрительная абстракция. Ее обоснование и становление необходимо для стабильного
развития государства, защиты демократического конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Конечно, установление конституционно-правовой ответственности, прежде всего, необходимо для формирования чувства ответственности власти перед народом и страной. Истоки этой ответственности в том, что предоставленная сама себе власть может причинить огромный вред. Этим же обусловлено и внедрение системы сдержек и противовесов в государственно-правовой механизм той или иной страны. Конституционно-правовая ответственность должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности, отличающийся специфическими правовыми источниками, основаниями, субъектами, процедурой. В качестве источников данного вида ответственности следует рассматривать не только Конституцию, как ошибочно считают некоторые ученые, но и другие нормативные акты, примыкающие к Конституции, - конституционные законы, международные договоры, законы, регламенты палат Парламента, Правительства, акты Президента и другие, то есть скорее речь должна идти о совокупности нормативных актов, являющихся источниками конституционного права» [12, с. 106].
При этом Г.А. Василевич поддерживает тезис о существовании позитивной конституционно-правовой ответственности, а также возможности ее наступления при формальном отсутствии правонарушения. Придерживается данных взглядов и белорусский исследователь Т.С. Масловская [13, с. 57].
Вместе с тем такой взгляд не находит своей широкой поддержки в российской доктрине конституционно-правовой ответственности.
Некоторые российские ученые к субъектам конституционно-правовой ответственности причисляют всех субъектов конституционного права, в т.ч. и народ (нацию), государство и т.д., что представляется нам не совсем оправданным. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Г.А. Василевича, который справедливо отмечает, что «внедрять (развивать) конституционно-правовую ответственность необходимо в первую очередь по отношению к тем, кто обладает большими властными полномочиями. Речь идет не только о Президенте, Парламен-
те, Правительстве, в отношении которых предусмотрены сдерживающие меры, - это может касаться и депутатов, судей, общественных объединений и др. При этом потенциально субъектом конституционно-правовой ответственности может быть любой из участников конституционно-правовых отношений. Но предусматривать ее следует для тех случаев, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение правомочий причиняет существенный вред государству, обществу, правам, свободам и законным интересам граждан» [14, с. 82].
По мнению другого белорусского конституционалиста проф. Д.М. Демичева: «Под конституционно-правовой ответственностью следует понимать ответственность за нарушение Конституции и конституционного законодательства, которая представляет собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к субъектам конституционно-правовых отношений по несению неблагоприятных последствий личного либо материального характера за совершение правонарушения и выступает как способ обеспечения исполнения норм конституционного права, в целях предупреждения нарушений, восстановления нарушенных прав, и заключается в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия. При этом он указывает на то, что при применении конституционно-правовых санкций должны быть соблюдены общие требования о порядке привлечения к правовой ответственности:
1. установление факта нарушения конституционно-правовой нормы;
2. виновность (наличие вины);
3.наличие причинной связи между виновным, правонарушением и его последствиями» [15, с. 12].
Кроме того, проф. Д.М. Демичев с сожалением отмечает, что целостной и непротиворечивой концепции конституционно-правовой ответственности в отечественной юридической науке пока не выработано. Крайне недостаточно по этой проблеме имеется и научных публикаций. В результате многие субинституты конституционно-правовой ответственности остаются не разработанными. В науке конституционного права налицо вакуум исследований, комплек-
сно рассматривающих проблемы теоретико-правового и прикладного регулирования конституционно-правовых санкций, что зачастую приводит к сложностям и противоречиям во внедрении и применении отдельных мер конституционно-правовой ответственности [15, с. 14].
Белорусский исследователь А.Н. Пугачев определяет конституционно-правовую ответственность как «закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или общественного воздействия» [16, с. 111].
Вместе с тем А.Н. Пугачев также придерживается тезиса о существовании позитивной конституционно-правовой ответственности, необязательном наличии вины и возможности наступления данного вида ответственности по моральным основаниям.
Несмотря на это, довольно справедливым видится тезис, высказанный данным исследователем о том, что «проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и одним из важнейших является вопрос об инстанции (т.н. субъекте юрисдикции), ведь кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае лицо невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Именно судебный порядок реализации конституционно-правовой ответственности представляется наиболее целесообразным, поскольку видение суда как независимого и беспристрастного по своей природе органа предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Поэтому в силу норм Основного Закона Республики Беларусь Конституционный Суд должен рассматриваться в качестве единственной судебной инстанции, которая уполномочена окончательно разрешать публично-правовые споры, связанные с решением вопроса о соответствии Конституции Республики Беларусь» [16, с. 106].
В развитии концепции конституционно-
правовой ответственности в Республике Беларусь отдельно стоит отметить работы белорусского исследователя А.М. Боголейко. В настоящее время единственным комплексным исследованием данного вида ответственности в нашей стране является ее кандидатская диссертация «Конституционно-правовая ответственность (по законодательству Республики Беларусь)» [17] и написанное ей в соавторстве с Г.А. Василевичем учебное пособие «Конституционно-правовая ответственность в Республике Беларусь и зарубежных странах» [18]. В своих трудах она придерживается идеи исключительно ретроспективной конституционно-правовой ответственности и определяет ее как «вид юридической ответственности, влекущий в соответствии с Конституцией и иными источниками конституционного права неблагоприятные последствия для виновных субъектов вследствие совершения ими конституционного правонарушения» [17, с. 23].
Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности данным исследователем признается совершение конституционного правонарушения (или конституционного деликта), т.е. противоправного, виновного деяния субъекта, не отвечающего требованиям конституционно-правовых норм, за нарушение которых законодательством предусмотрено применение мер конституционно-правовой ответственности [17, с. 50]. Причем особо подчеркивается обязательное наличие вины в деяниях субъекта, т.е. идея безвинной ответственности данным исследователем не поддерживается.
К мерам конституционно-правовой ответственности по законодательству Республики Беларусь относятся:
- досрочное прекращение полномочий, лишение конституционно-правового статуса, включающее следующие меры: роспуск; отставка; смещение с должности; освобождение от занимаемой должности; отзыв; ликвидация; прекращение деятельности (выпуска СМИ); отмена решения о регистрации; отмена решения о приеме в гражданство; аннулирование разрешения на постоянное или временное проживание; аннулирование статуса беженца или дополнительной защиты; лишение государственных наград (орденов, медалей, почетных зва-
ний); лишение аккредитации; ограничение (приостановление действия), отказ в реализации субъективных конституционных прав: ограничение (приостановление действия) активного или пассивного избирательного права; права на доступ к государственным должностям; свободы собраний; свободы передвижения; отказ в регистрации; в рассмотрении вопроса о гражданстве; в назначении референдума; в выдаче визы, разрешения на постоянное или временное проживание; принуждение к исполнению конституционных обязанностей: предупреждение; приостановление (ограничение) деятельности (выпуска СМИ).
Справедливо и то, что развитие института конституционно-правовой ответственности может повлечь за собой соответствующие изменения законодательства, что означает дополнение или сокращение представленного перечня указанных мер [18, с. 121-122].
По мнению Г.А. Василевича и А.М. Бо-голейко отдельного внимания заслуживает и рассмотрение способов привлечения к конституционно-правовой ответственности. В настоящее время к ним относятся:
судебный или квазисудебный порядок (применяется при смещении Президента с должности, ликвидации политических партий, общественных объединений и иных организаций, приостановление их деятельности, прекращение выпуска СМИ); административный порядок (привлечение к ответственности уполномоченным государственным органом или должностным лицом). Это наиболее распространенная процедура, которая может применяться в отношении палат Парламента, Правительства, местных Советов и органов территориального общественного самоуправления, участников избирательного процесса, иных физических лиц, при освобождении от должности судей, иных государственных служащих, отзыве членов Совета Республики и др.; посредством прямой демократии (осуществляется при отзыве депутата, прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления или его члена). Указанные авторы считают, что в силу назначения органов судеб-
ной власти судебный порядок привлечения к конституционно-правовой ответственности является наиболее оптимальным [18, с. 139-140].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Вопросы конституционно-правовой ответственности являются весьма актуальными в правовой науке. Однако до сих пор в научных кругах как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации отсутствует единство во взглядах на этот правовой феномен.
2. Наибольшее свое развитие и всестороннее исследование на постсоветском пространстве данный институт конституционного права получил в Российской Федерации. В Республике Беларусь конституционно-правовая ответственность проходит этап своего становления.
3. Разнятся взгляды белорусских ученых на правовую природу данного вида юридической ответственности, наличие в ней позитивного и негативного аспектов, а также оснований ее наступления.
4. В белорусской правовой науке, как и в российской, предусмотрен довольно широкий перечень мер и способов привлечения к конституционно-правовой ответственности. Наряду с этим довольно широкую поддержку получает тезис о том, что наиболее оптимальным следует признать именно судебный порядок привлечения к данному виду ответственности.
5. Конституционно-правовая ответственность нуждается в официальном признании и обязательном законодательном закреплении. В целях укрепления основ правового и демократического государства, защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина необходимо проведение дальнейшего исследования и развития теории конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь. При проведении такого исследования возможно использование определенного положительного опыта ведущих ученых Российской Федерации.
В перспективе необходимо принятие специального Закона Республики Беларусь «О конституционно-правовой ответственности».
Библиография:
1. Авакьян, С. А. Государственно-правовая ответственность / С. А. Авакьян // Сов. государство и право. - 1975. - № 10. -С. 16 - 24.
2. Авакьян, С. А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности / С. А. Авакьян // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран : материалы конф., М., 15-17 мар. 2001 г. / Моск. гос. ун-т ; под ред. проф. С. А. Авакьяна. - М., 2001. - С. 9 - 32.
3. Боброва, Н. А. Ответственность в системе гарантий конституционных норм (государственно-правовые аспекты) / Н. А. Боброва, Т. Д. Зражевская. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. - 154 с.
4. Боброва, Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России : монография / Н. А. Боброва. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. - 264 с.
5. Виноградов, В. А. Проблемы охраны (защиты) Конституции Российской Федерации и конституционно-правовая ответственность / В. А. Виноградов // Конст. и мун. право. - 2003. - № 1. - С. 2 - 4.
6. Виноградов, В. А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя / В. А. Виноградов. - М. : Ин-т права и публичн. политики, 2005. - 420 с.
7. Еременко, Ю. П. Проблема ответственности в советском государственном праве / Ю. П. Еременко, Ф. М. Рудинский // Юридическая ответственность в советском обществе : сб. науч. ст. / Высш. следств. шк. МВД СССР. - Волгоград, 1974. - Вып. 9. - С. 29 - 41.
8. Зражеская, Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву / Т. Д. Зражевская. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1980. - 159 с.
9. Колосова, Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации / Н. М. Колосова. - М. : Городец, 2000. - 192 с.
10. Кондрашев, А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика / А. А. Конд-рашев. - М. : Юристъ, 2006. - 345 с.
11. Серков, П. П. Конституционная ответственность в Российской Федерации: современная теория и практика : монография / П. П. Серков. - М. : Норма, 2016. - 464 с.
12. Василевич, Г. А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности / Г. А. Васи-левич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2001. - № 1. - С. 104 - 111.
13. Масловская, Т. С. Конституционная ответственность: вопросы содержания / Т. С. Масловская // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2002. - № 2. - С. 56 - 60.
14. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 399 с.
15. Демичев, Д. М. Конституционно-правовая ответственность: некоторые доктринальные проблемы / Д. М. Демичев // Динамика правотворчества и правоприменения в новых условиях развития экономики : сб. науч. тр. : в 2 ч. / Ин-т парламентаризма и предпринимательства ; под ред. : А. А. Квятович [и др.]. - Минск : ИПП, 2012. - Ч. 1. - С. 11 - 15.
16. Пугачев, А. Н. Конституционно-правовая ответственность в механизме охраны Основного Закона / А. Н. Пугачев // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. D, Экон. и юрид. науки. - 2009. - № 4. - С. 105 - 111.
17. Боголейко, А. М. Конституционно-правовая ответственность (по законодательству Республики Беларусь) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / А. М. Боголейко. - Минск, 2012. - 180 л.
18. Боголейко, А. М. Конституционно-правовая ответственность в Республике Беларусь и зарубежных странах : учеб. пособие / А. М. Боголейко, Г. А. Василевич. - Минск : Вышэйшая школа, 2016. - 287 с.