УДК 316.334
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE INSTITUTION OF EDUCATION IN THE FIELD OF GRADUATE EMPLOYMENT
Л. Л. Мехрншвнлн, С. В. Бараблнна L. L Mehrishvili. S. V. Barablina
Ключевые слот: Образовательное учреждение, социальный институту социальная ответственность, система трудоустройства, трудоустройства выпускников Key words: Educational institution, a social institution, social responsibility, employment system,
employment of graduates
Realizing the problem of social responsibility is not only of theoretical but practical importance. It is necessary to specify the level of responsibility of different social state institutes when we take into consideration the question of graduates employment in the field of institutional approach to the social responsibility phenomenon.
Nowadays it becomes evident that a new mechanism of educational institutes interaction and formation of labor market is obligatory' with the origin of market mechanism of supply and demand of labor force. The concentration of state institutes efforts in the direction of increasing coordination of different agents involved into the training and employment of young specialists becomes actual. As a result? The
role of social investigations giving the objective information about the state of the problem of professional educational institutes graduates employment in the condition of modem Russian labour market in the whole and in the condition of exact region becomes actual and promotes the identification of social responsibility level of state institutes.
Система образования России представляет собой важнейший инновационный потенциал развития экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Ежегодно большое количество выпускников сталкиваются с проблемой трудоустройства после окончания учебного заведения. Проблема трудоустройства выпускников сегодня является одним из аспектов социальной ответственности образовательного учреждения.
Образовательное учреждение - один из социальных институтов, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой - с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.) [10, 25]. Учебное заведение обладает следующими базовыми свойствами: - устойчивостью формы организации совместной деятельности людей, -способностью интегрироваться с социально-политической, идеологической и ценностной структурой региона, - направленностью образовательных услуг учебного заведения на обслуживание и развитие человека; — наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное осуществление социальных функций, - обоснованностью социальных норм поведения, осуществляющей социальный контроль их соблюдения.
Осмысление проблемы социальной ответственности имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Рассматривая вопрос трудоустройства выпускников в рамках институционального подхода к феномену социальной ответственности, следует уточнить степень ответственности различных социальных институтов государства в данном вопросе.
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. Представляется актуальным концентрация усилий институтов государства в направлении повышения координации различных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. В силу этого актуализируется роль социологических исследований, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в условиях современного российского рынка труда в целом И в условиях конкретного региона и способствуют выявлению степени социальной ответственности институтов государства.
Проблеме ответственности уделяли значительное внимание И. Кант, К.Маркс и др. Вопросы социальной ответственности предприятия рассматривались в трудах Н.Н Зарубиной. В Я Белобрагина, Ю Е Благова. Е. НС кляра. ПО Зверковича, НГуняева, Ж Креймера, Н.В. Михайлова, И.Ю. Цыганова, Ю.А Гусакова и других. Вопросам управления процессом формирования социальной ответственности в образовательном учреждении посвящены работы российских авторов: Л.В. Путилло. И.Н.Шапкина. М.В Ниязовой. A.B. Калачинского и других.
Первоначально о социальной ответственности стали говорить применительно к сфере бизнеса, те. о социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности -коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Методологической основой изучения проблемы социальной ответственности вуза является «концепция социальной ответственности бизнеса», которая заимствована из теории и практики западного бизнеса и основывается на учениях А. Смита и Д. Рикардо, в трудах которых определена проблема согласования частного и общественного интересов [3, 98]. Теоретический базис концепции составили работы Ф. Берли, Г Минза, А Мюллера-Армака. Л Эрхарда и др.
Адам Смит подчеркивал, что, «преследуя свои собственные интересы, индивид часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [13, 443].
Г. Форд утверждал, что эффективное производство само по себе является благом, поскольку позволяет ПОНИЗИТЬ цены И ПОВЫСИТЬ заработную плату (что ВЫГОДНО самим бизнесменам, поскольку повышает платежеспособный спрос)"[17, 63]. Таким образом, можно говорить о социальной ответственности бизнеса, в основе которых лежит признание тесной взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности общества, а также необходимости, стоящей перед бизнес-структурами, легитимировать свою деятельность в рамках общества, которая представляется социально
значимой функцией бизнеса по поддержанию социальной стабильности.
Фридрих Август фон Хайек изучая вопрос социальной ответственности, акцентирует внимание на «потребителе», его требованиях (если они социально безопасны), которые обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. По его мнению, вся полнота ответственности за качество изделий и услуг лежит на производителе [19, 58].
Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, «социальную ответственность бизнесмена», как «осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу» [2, 32].
По мнению авторов М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури социальная ответственность -это определенный уровень добровольного отзыва на социальные проблемы общества со стороны организации [9, 48].
В своих трудах ученые Ф. Берли и Г. Минза постулировали социальную ответственность в качестве ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ компонент деятельности корпораций. По ИХ мнению, корпорация ИЗ частнособственнического института превратилась в частнопредпринимательский институт, став той социальной силой, "которая не может быть свободной от социальной ответственности" [10, 63].
Исследователь проблемы социальной ответственности К. Уолтон выделил ряд компонент ответственности бизнеса перед обществом: во-первых, нельзя более полагаться на концепцию личной выгоды, поскольку она не обязательно приведет к благу общества; во-вторых, американская экономическая система опирается в большей степени на принципы плюрализма и конституционализма; в-третьих, благосостояние общества не может обеспечить исключительно правительство ИЛИ частные организации, необходимо ПОКОНЧИТЬ с противостоянием правительства и бизнеса, в-четвертых, руководству корпораций следует уравновешивать конкурирующие интересы и устанавливать приоритеты, учитывающие интересы как инвесторов, рабочих, потребителей, поставщиков и конкурентов, так и национальных и местных общин, других добровольных организаций и даже неорганизованных групп; в-пятых, уравновешивая эти интересы корпорация должна отвергать "неразумные требования", но делать это логически выдержанно и сбалансировано [4].
Стивен П. Роббинс и Мэри Коултер под социальной ответственностью понимают обязательство коммерческой или производственной фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, которые приняты ею независимо от тех целей, достижение которых требует законодательство и экономические условия.
По мнению исследователя - К. Дэвиса, те обязательства перед обществом, которые накладывает на себя бизнес, это не просто акт законопослушания, а нечто большее, выходящее за рамки требований закона. Кит Девис указывает, что бизнес должен быть активно социально ответственным по причине “железного закона ответственности” и утверждает, что в ‘'долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, которое общество считает ответственным, эту власть потеряет”. В соответствии С ЭТОЙ ТОЧКОЙ зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и соблюдения законов [8, 174-175].
Милтон Фридман отрицает саму идею корпоративной социальной ответственности. «У бизнеса имеется одна социальная ответственность — заниматься деятельностью, рассчитанной на увеличение своих прибылей» [18]. По его мнению, все владельцы компаний имеют единственную четкую цель, — их волнует исключительно эффективное использование инвестированных ими денежных средств. В соответствии с его теорией принимая решение направлять ресурсы своих организаций на защиту "‘социального блага”, руководители подрывают основы рыночного механизма. Таким образом, проблемы социальной ответственности, на конкурентном рынке прослеживается стойкая тенденция вложения средств в предприятия и компании, которые обещают наивысшую прибыль на инвестированный капитал.
В научных работах российских авторов, посвященных социальной ответственности были сделаны попытки выделить сущностное содержание данной дефиниции, сформулировать критерии, определить ее российскую специфику, разграничить социальную ответственность власти, бизнеса и общества.
Анализируя концепции социальной ответственности, Ю. Е. Благов приводит в качестве примера известную модель А. Кэрролла, согласно которой корпоративная социальная ответственность представляет собой пирамиду, включающую экономическую, правовую.
этическую и филантропическую ответственность. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров или услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Из этого следует, что любая фирма, которая реализует свою экономическую ответственность перед обществом, уже считается социально ответственной [3, 20].
По мнению Ф. Шамхалова, социальная ответственность в целом исходит из признания корреляции всех сфер жизнедеятельности общества, В ТОМ числе и взаимосвязи социума И корпорации, и в силу этого факта предусматривает необходимость для корпораций принять на себя широкие социальные обязательства. Общество со своей стороны вправе ожидать от бизнеса того или иного уровня социальной ответственности в таких вопросах, как охрана окружающей среды, обеспечение безопасности транспорта, материальное обеспечение неимущих слоев населения и т.д. [20, 50].
Аналогично мнение другого исследователя данной проблематики H.H. Зарубиной, современный подход к определению социальной ответственности исходит из самой природы явления бизнеса, понимания его сущности целей и задач. H.H. Зарубина определяет социальную ответственность как элемент хозяйственной культуры, таким образом, по ее мнению, понятие "социальная ответственность" сформировалось с развитием промышленности, поскольку в процесс производства оказались вовлеченными большие массы людей. В период промышленной революции в Европе требования социальной ответственности компаний были предметом конфликтов между предпринимателями и наемными работниками
На сегодняшний день феномен «социальная ответственность» вступил в стадию трансформации, когда инициатива исходит уже не от общества, а бизнес, начинает формировать и даже навязывать определенные представления в общественном сознании в отношении принципов и идей социальной ответственности капитала, так считают В.Воротников, М. Анохин [4].
Противоположные точки зрения относительно понимания социальной ответственности порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть ученые, которые рассматривают организацию как экономическую целостность, которая обязана беспокоиться лишь об эффективности использования собственных ресурсов. Такая организация выполняет экономическую функцию производства продукции и предоставления услуг, обеспечивает рабочими местами граждан и максимальными прибылями своих владельцев. В данном контексте рассмотрим понятие «организация»; с одной стороны - это экономическая целостность, которая обязана заботиться только об эффективном использовании своих ресурсов и получение максимальной прибыли, с другой - это соблюдение социальных интересов общества.
Таким образом, социальная ответственность относится к позиции и поведению организации, направленному на поддержание баланса между обществом, устойчивой окружающей средой и жизнеспособной экономикой. Стремления организации к социальной ответственности базируются на признании взаимозависимости всех социальных, экологических и экономических факторов, которые затрагивают действия организации, и подтверждении того, что все имеют обоснованный интерес в этих действиях. Социальная ответственность подразумевает отношение «за пределами соответствия» (когда соблюдение национальных законов и международных соглашений принято как данность) до осуществления дальнейшего социальноответственного поведения. Социальная ответственность происходит из обязательства организации минимизировать отрицательные и максимизировать положительные воздействия в результате ее типичных (регулярных) действий. Чтобы достичь этого, социальная ответственность требует соответствующего обмена информацией с заинтересованными сторонами, а также обязательства поддерживать прозрачность и подотчетность.
Социальная ответственность относится к действиям организации, которые нацелены на то, чтобы способствовать устойчивому развитию общества и окружающей среды, а также сохранению длительного существования организации, путем минимизации отрицательных и максимизации положительных воздействий на общество и окружающую среду, через инициативное взаимодействие и обмен информацией с заинтересованными сторонами во всей сфере влияния организации. Социальная ответственность относится к инициативам организации, которые начинаются с выполнения законодательных требований, но идут далее и вносят вклад в принятие [организации] обществом. Организация получает принятие обществом, только соблюдая национальные законы и применимые международные соглашения и отвечая постоянно изменяющемуся обществу, имеющему непрерывно изменяющиеся ожидания.
Социальная ответственность - вид моральной и юридической ответственности объектов
власти за социальное состояние своих граждан, уровень их благосостояния, качество мер социальной защиты населения. Социальная ответственность предполагает моральные и юридические санкции со стороны общества, отдельных ее слоев, которые не позволяют снижать жизненный уровень населения до недопустимых пределов . Минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень, «потребительская корзина», бюджет семьи, душевое потребление - являются показателями социальной ответственности. Их грубое нарушение предполагает обратные санкции со стороны общества, вплоть до гражданского неповиновения. В цивилизованных странах наблюдается тенденция в сторону повышения социальной ответственности. Снижение ее уровня свидетельствует о кризисе власти, слабой управляемости И ведет к социальному напряжению, политической нестабильности [15. 178].
Социальная ответственность - фундамент социального государства и общества как системы социальных институтов, признающих свою ответственность за удовлетворение ОСНОВНЫХ потребностей Граждан И предпринимающих ДЛЯ этого соответствующие Практические усилия. Логично предположить социальная ответственность института образования выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения [11. 174].
В ракурсе изучения теоретико-методологических основ социальной ответственности ее принципов, считаю необходимым акцентировать внимание на том, что проблема социальной ответственности вузов сегодня еще не достаточно изучена.
Образовательное учреждение, реализующее принцип социально - ответственного института осуществляет следующие функции: 1) воспроизводство общественного интеллекта -
предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие, 2) подготовка высококвалифицированных кадров - элиты общества как одного из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса страны, 3) формирование рынка труда - создаваемые в учебном заведении новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам, 4) развитие культуры и норм поведения наличие и соблюдение которых во многом определяет психологический климат в вузе и его рыночную капитализацию; 5) стабилизация социальных отношений - учебное заведение выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона
Интегрируя рассмотренные научно-теоретические подходы в аспекте проблематики, логично прийти к заключению, что категория «социальная ответственность» детерминирует сущностный, содержательный смысл понятия «социальная ответственность вуза». Отсюда представляется возможным предложить принципы социальной ответственности вузов в решении проблем трудоустройства выпускников:
- безусловное соблюдение российского законодательства, международных соглашений, общепризнанных этических норм образовательной деятельности,
- вклад в экономическое развитие государства через подготовку высококвалифицированных специалистов;
- предоставление образовательных услуг обеспечивающих конкурентоспособность выпускников учебных заведений на рынке труда;
- постоянное улучшение качества корпоративного управления и повышение прозрачности образовательных программ,
- ведение системного диалога с заинтересованными сторонами (работодателями) и принятие решений, касающихся образовательной деятельности, на основе разумного баланса интересов сторон;
- повышение профессиональной квалификации И ЛИЧНОСТНОГО уровня участников образовательного процесса (профессорско-преподавательского состава),
- формирование мер социальной защищенности выпускников за счет содействия в трудоустройстве выпускников;
- содействие развитию регионов путем реализации научно-исследовательских проектов и конструкторских решений.
В настоящее время происходящие посткризисные явления в мировой экономике отразились на процессе трудоустройства граждан России. В этих условиях особенно незащищёнными оказались выпускники учебных заведений. Сегодня возник некий «вакуум ответственности» в сфере трудоустройства выпускников учебных заведений. Прежняя система обучения и распределения молодых специалистов была не способна оперативно реагировать на колебания спроса и предложения на рынке специалистов. Существующая система договорных отношений себя не оправдала. Самая главная проблема - стойкое нежелание работодателя набирать сотрудников, не имеющих опыта работы. Государство, которое раньше занималось трудоустройством выпускников, сейчас не в состоянии полностью взять на себя данную обязанность. В функции городских служб занятости не входит трудоустройство выпускников до тех пор, пока они не приобретут статус безработных.
Современное возрождение системы трудоустройства в учебных заведениях является ответной реакцией на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, которая характеризуется не только значительным накоплением социальных проблем, но и ослаблением потенциала государства в их решении. У российских учебных заведений обострилась необходимость самостоятельного поиска путей, смягчения социальной напряженности и не только государственными, но и негосударственными структурами (предприятиями-партнерами, представителями мелкого, среднего и крупного бизнеса) решающими задачу трудоустройства выпускников. Выход из сегодняшнего кризиса видится в разработке моделей и методики для реализации данного направления деятельности высшего учебного заведения.
По изучаемой проблематике проведен анализ деятельности учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в сфере выполнения социальных обязательств по трудоустройству' выпускников. Источниками сведений для данного анализа являлась анкета, а также информация, представленная на сайтах учебных заведений, что позволило автору выделить приоритетные направления в области трудоустройства и разработать практические рекомендации для совершенствования системы трудоустройства выпускников.
Социологическое исследование в области функционирования центров трудоустройства выпускников в образовательных учреждениях было проведено в апреле 2011 года, с целью модернизации системы трудоустройства.
Исследование включало эксперт-опрос представителей отделов трудоустройства учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Тюменского региона. Из них: Тюменский государственный университет. Тюменский государственный нефтегазовый университет (все уровни образования ВПО, СПО, НПО), Тюменская государственная сельскохозяйственная академия, Тобольский сельскохозяйственный колледж, Западно-Сибирский государственный колледж. Голышмановский агропедколледж. Ялуторовский медицинский колледж, Тобольский рыбопромышленный техникум, Ишимский политехнический техникум, И Т.Д.
Объектом исследования явились образовательные учреждения. Предметом исследования -научно-методические аспекты формирования социальной ответственности образовательных учреждений в вопросах трудоустройства выпускников. Целью исследования - разработка наиболее эффективной системы трудоустройства выпускников образовательных учреждений. Задачи исследования: во-первых, выявить степень ответственности социальных институтов за
трудоустройство выпускников; во-вторых, теоретически обосновать необходимость модернизации системы трудоустройства в учебных заведениях; в-третьих, проанализировать опыт учебных заведений региона в области социальной ответственности за трудоустройство выпускников и выделить приоритетные направления развития взаимодействия учебных заведений с предприятиями; в-четвертых, разработать механизмы повышения эффективности системы трудоустройства в учебном заведении.
Результаты данного исследования позволили нам обобщить основные проблемы и определить приоритетные задачи в сфере трудоустройства студентов;
Из 100% учебных заведений: - 76% имеют подразделение, отвечающее за содействие трудоустройству' выпускников;
Из 100% опрошенных считают, что социальная ответственность за трудоустройство выпускников возлагается:
- на «учебные заведения» - 81%,
- на «региональные органы власти» - 66,7%,
- на «органы местного самоуправления» - 66, 7%;
- на «студентов и их родителей» - 61,9%;
- на «федеральные органы власти» - 43%,
- на «предприятия» - 38.1%;
среди других ответов был: «все должны нести ответственность».
Из 100% опрошенных: - 99% считают, что деятельность подразделений отвечающих за трудоустройство необходимо совершенствовать.
Совершенствование системы трудоустройства в учебном заведении. ПО мнению респондентов, заключается в следующем:
- 81% в «создании единой базы выпускников";
- 33% в «проведении совместных исследований регионального рынка труда»;
-14,3% в «проведении совместного мониторинга качества ПОДГОТОВКИ студентов»,
-38,1% в «совместной разработке методологии, алгоритмизации действий направленных на трудоустройство выпускников».
- 33,3% в «проведении совместных региональных предприятий».
Результаты исследования, позволяют сделать следующие выводы: на сегодняшний день учебные заведения нуждаются в специализированных отделах по содействию в трудоустройстве, так как социальная ответственность за трудоустройство выпускников, в первую очередь возлагается на учебные заведения. Подразделения, на которые возложены функции трудоустройства выпускников, существуют практически в каждом учебном заведении, они осуществляют свою деятельность как: «Центр карьеры, практики и трудоустройства», «Отдел содействия трудоустройству», «Совет по профориентационной работе и содействию трудоустройству выпускников», «Центр информации и трудоустройства», «Консультационный пункт содействия трудоустройству», и т.д. Функционирование данных подразделений заключается в организации практик студентов и содействии в трудоустройстве выпускников. В рамках исследования была изучена деятельность учебных заведений, связанная с процедурой трудоустройства выпускников при этом выявлена необходимость разработки наиболее эффективной системы трудоустройства в учебных заведениях.
Результаты опроса могут быть положены в основу проекта «Программа повышения эффективности трудоустройства студентов в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования».
Предлагаемая программа повышения эффективности трудоустройства студентов в учебных заведениях должна быть разработана на основе существующих нормативных актов в области трудоустройства и взаимодействия с предприятиями.
Программа исходит из принципа, что процесс трудоустройства студентов должен стать комплексным элементом социального партнерства и взаимодействия учебного заведения с предприятиями, И быть направлен на достижение целей - усиление социальной защищенности студентов, обеспечение возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей.
Работа с предприятиям и-партнерам и должна носить комплексный характер и, кроме трудоустройства, включать в себя: - совместные профориентационные мероприятия; - целевое обучение студентов и учащихся,- повышение квалификации сотрудников предприятий, - участие представителей предприятий в учебном процессе; - научно-исследовательские работы; -совместные социально-культурные, спортивные мероприятия, - проекты в области
информационных технологий и др. Крупные предприятия, как правило, имеют серьезную систему Привлечения и отбора выпускников ДЛЯ трудоустройства, в которую кандидаты вовлекаются еще будучи студентами через производственные и преддипломные практики.
Развитие системы трудоустройства выпускников в учебных заведениях должно идти в режиме плодотворного диалога всех социальных институтов ДЛЯ обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом. Необходимо расширить границы взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями.
Таким образом, анализ проблемы социальной ответственности образовательного института в сфере трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что это многогранное, комплексное общественное явление, проявляющееся во взаимоотношениях всех сфер жизнедеятельности общества, предполагающее такие решения, действия субъекта, их результаты и последствия, которые соответствуют коренным интересам, идеалам и ценностям прогрессивного развития общества.
Социальная ответственность института образования в сфере трудоустройства выпускников должна перейти в область неотъемлемого элемента его стратегии и долговременной политики.
Список литературы
I. Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий - новый подход к их системам управления // Стандарты и качество. - 1999. -№ 5.
2 Bowen, Н. Social Responsibilities of the Businessman / H Bowen. - NY: Harper and Row,
1953. - C198.
3. Благов Ю. E. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2003. -№ 3. - С. 17-24.
4. ВоротниковВ, Анохин М : Об ответственности отечественного бизнеса за качество жизни россиян. 2003г.
5 Грицанов А А Новейший философский словарь: Энциклопедия — Минск: В М
Скакун, 1998.
6. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства - М.: Магистр, 1998. - С. 330.
7. Калачинский, А. В. Социальная отчетность вуза: [социальная ответственность вуза перед обществом] / А. В. Калачинский // Университетское управление: практика и анализ .— Б.м.
— 2008 — №6 —С. 32-38.
8. Keith Davis and Robert L Blomstrom. Business and № Environment (New Yorfc Mac-Graw-Hill, 1966),
9 Мескон, M X., Альберт M.A , Хедоури Ф., Основы Менеджмента / M X Мескон, М. А.
Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992.
10. Ниязова M B Подходы к социальной ответственности вуза - СПб: Изд-во Политехи
ун-та, 2007.
II. Попов И.В. Социальные функции предпринимательства - М., 1997.
12. Савчик Е.Н. Социальная ответственность систем качества образовательных организаций - СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008
13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:Эксмо, 2007.
14. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / Под ред. СЕ Литовченко, М И. Корсакова - М., 2003.
15 Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв.ред. В. Н. Иванов М.- Белгород: Луч,
1995.
16. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
17. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 205 с.
18. Friedman, М The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits [Электронный ресурс] / M. Friedman //New York Times Magazine. - 1970. - 13 September. - Режим дост\'па:ЬПр:/Ау\та:.colorado.edu/studentgroups/libertanans/issues/friedman-soc-resp-business.html.
19. Хайек Ф. А. фон, Дорога к рабству: Пер с англ / Предисл Н. Я. Петракова - М.: "Экономика", 1992. - 176 с.
20. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: власть и бизнес. - М.: Экономика, 1999.
Сведения об авторах
Мехрншвнлн Ламара Ленгнзовна, тел.: (3452)450289, г. Тюмень, ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» доктор социологических наук, профессор
Бараблина Светлана Васильевна, тел.: (3452)256934, г Тюмень, [email protected], ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Гуманитарный институт, аспирант
Mehrishvili Lamara Lengizovna, Doctor of Social Sciences, Professor, Tyumen State Oil and Gas University Tyumen , tel.: (3452)450289,
Barablina Svetlana Vasilevna, Graduate student, Tyumen State Oil and Gas University Humanities Institute, tel.: (3452)256934, Tyumen, [email protected]