Научная статья на тему 'Социальная ответственность высших учебных заведений в сфере трудоустройства выпускников'

Социальная ответственность высших учебных заведений в сфере трудоустройства выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВУЗ / РЕГИОН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / EDUCATION INSTITUTION / HEI / REGION / INTERACTION / SYSTEM OF EMPLOYMENT OF GRADUATES / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мехришвили Ламара Ленгизовна, Бараблина Светлана Васильевна

Рассмотрены вопросы социальной ответственности вузов перед выпускниками, работодателями, обществом. На примере опыта взаимодействия Тюменского государственного нефтегазового университета с региональными партнерами выявляется специфика социальной ответственности университета, направленная не только на подготовку специалистов для конкретной отрасли - нефтегазового производства, но и на удовлетворение потребностей Западно-Сибирского региона. Акцентировано внимание на актуальных проблемах: кто несет социальную ответственность за трудоустройство выпускников вузов; как совершенствовать систему трудоустройства выпускников, в чем заключается совершенствование данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мехришвили Ламара Ленгизовна, Бараблина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SPHERE OF GRADUATES EMPLOYMENT

The problems of social responsibility of higher education institutions to graduates, employers and society are considered in this article. On the example of the interaction between the Tyumen State Oil and gas University and regional partners the specific character of social responsibility of the Universityaimed not only at specialists training for a givenbranch, oil and gas production, but also at meeting the needs of the West-Siberian region, is revealed. The authors makes a special accent on such urgent problems as to define who is responsible for employment of graduates and how to improve the system of graduates employment

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность высших учебных заведений в сфере трудоустройства выпускников»

УДК 316.334

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СФЕРЕ

ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ SOCIAL RESPONSIBILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SPHERE OF

GRADUATES EMPLOYMENT

Л. Л. Мехрншвнлн, С. В. Бараблнна L. L Mehrishvili, S V Barablina

Ключевые слова: образовательное учреждение, вуз, регион, взаимодействие, система трудоустройства выпускников, социальная ответственность, социальная ответственность университетов Key words: education institution, HEI, region, interaction, system of employment of graduates, social responsibility, social responsibility of universities

Рассмотрены вопросы социальной ответственности вузов перед выпускниками, работодателями, обществом. На примере опыта взаимодействия Тюменского государственного нефтегазового университета с региональными партнерами выявляется специфика социальной ответственности университета, направленная не только на подготовку специалистов для конкретной отрасли — нефтегазового производства, но и на удовлетворение потребностей Западно-Сибирского региона. Акцентировано внимание на актуальных проблемах: кто несет социальную ответственность за трудоустройство выпускников вузов; как совершенствовать систему трудоустройства выпускников, в чем заключается совершенствование данной системы.

The problems of social responsibility of higher education institutions to graduates, employers and society are considered in this article. On the example of the interaction between the Tyumen State Oil and gas University’ and regional partners the specific character of social responsibility of the Universityaimed not only at specialists training for a givenbranch. oil and gas production, but also at meeting the needs of the West-Siberian region, is revealed. The authors makes a special accent on such urgent problems as to define who is responsible for employment of graduates and how to improve the system of graduates employment.

Система образования России представляет важнейший инновационный потенциал развития экономики страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом уровне. Ежегодно большинство выпускников сталкиваются с проблемой трудоустройства после окончания образовательного учреждения. Проблема трудоустройства выпускников сегодня является ОДНИМ из аспектов социальной ответственности высшего учебного заведения (вуза).

Осмысление категории «социальной ответственности» имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.

В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночных условий спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия высших учебных заведений и формирующегося рынка труда. Представляется актуальным концентрация усилий институтов государственной власти в направлении повышения координации различных агентов, вовлеченных в подготовку и трудоустройство молодых специалистов. В силу этого актуализируется роль социологических мониторингов, которые дают объективную информацию о состоянии проблем трудоустройства выпускников вузов в условиях современного российского рынка труда в целом и в специфике рыночной компоненты конкретного региона.

Проблеме ответственности уделяли значительное внимание И Кант, К Маркс и др Вопросы социальной ответственности предприятия рассматривались в трудах Н. Н. Зарубиной, В Я Белобра-гина, Ю. Е. Благова, Е. Н.Скляра, И О Зверковича, Н. Гуняева, Ж Креймера, Н В Михайлова, И Ю. Цыганова, Ю А Гусакова и других Аспектам управления процессом формирования социальной ответственности образовательных учреждений посвящены работы российских авторов: JI. В. Пу-тилло, И Н Шапкина, М. В Ниязовой, А В Калачинского и других

Традиционно в научно-теоретических исследованиях «социальная ответственность» рассматривается в понятийном поле экономических, социально-рыночных категорий, в которых акцентируется внимание на ответственности бизнеса перед обществом. В современной социально-экономической ситуации, по мнению В. Воротникова, М. Анохина, феномен «социальной ответственности» выявляет свою социально-историческую специфику — вступил в стадию трансформации, когда инициатива исходит уже не от общества, а бизнес начинает формировать и даже навязывать определенные представления в общественном сознании в отношении принципов и идей социальной ответственности капитала [ 1 ].

Сегодня социальную ответственность относят к действиям организации, которые нацелены на содействие устойчивому развитию общества и окружающей среды, а также сохранение длительного существования организации путем минимизации отрицательных и максимизации положительных воздействий на них, посредством инициативного взаимодействия и обмена информацией с заинтересованными сторонами всех сфер влияния организации. Социальная ответственность относится к инициативам организации, которые начинаются с выполнения законодательных требований, но идут далее и вносят вклад в принятие [организации] обществом.

Социальная ответственность — фундамент социального государства и общества как системы социальных институтов, признающих свою ответственность за удовлетворение ОСНОВНЫХ потребностей граждан и предпринимающих для этого соответствующие практические усилия. Логично предположить, что социальная ответственность вуза выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения» [2].

В ракурсе изучения теоретико-методологических основ заявленной проблематики считаем необходимым акцентировать внимание на том, что проблема социальной ответственности вузов сегодня еще не достаточно изучена. Основываясь на исследовании терминологии в данной области, необходимо отметить, что в научной литературе широко представлено только понятие «корпоративной социальной ответственности бизнеса», а определение «социальной ответственности образовательного учреждения» отсутствует. В связи с этим авторы предлагают ввести в научный оборот термин: соци-

альная ответственность вуза — это обязательства вуза перед обучаемыми, сотрудниками и обществом по обеспечению благоприятных условий для учебы, работы, личностного роста, направленные на развитие науки, производства и экономики региона и страны в целом.

На данный момент формируется и развивается нормативная база в области социальной ответственности. Стандарт SA 8000 (Social Accountability), диктующий нормы социальной ответственности, построен на тех же системных подходах, что и стандарты серий ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14000 (управление экологическими аспектами). Внедрение системы социальной ответственности в соответствии с требованиями SA 8000 позволит образовательному учреждению не только улучшить условия труда и учебы, укрепить взаимоотношения с государством, повысить имидж, но и также сертифицировать ее [3]

Высшее учебное заведение, реализующее принцип социально — ответственного института, осуществляет следующие функции: 1) воспроизводство общественного интеллекта — предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обучение человека и его развитие, 2) подготовка высококвалифицированных кадров — элиты общества, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса страны, 3) формирование рынка труда, 4) развитие культуры и норм поведения, соблюдение которых во многом определяет психологический климат в вузе и его рыночную капитализацию; 5) стабилизация социальных отношений (образовательное учреждение выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона).

Таким образом, высшее учебное заведение, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения взаимоотношений в коллективе и с внешней средой, обладает следующими базовыми свойствами: устойчивостью формы организации совместной деятельности людей; способностью интегрироваться с социально-политической, идеологической и ценностной структурой региона, направленностью образовательных услуг на обслуживание и развитие человека; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное осуществление социальных функций вузом [4]

Логично предположить, что категория «социальная ответственность» детерминирует сущностный, содержательный смысл понятия «социальная ответственность вуза». Отсюда представляется возможным предложить принципы социальной ответственности вузов в решении проблем трудоустройства выпускников:

• соблюдение российского законодательства, международных соглашений, общепризнанных этических норм образовательной деятельности,

• осуществление вклада в экономическое развитие государства посредством подготовки высококвалифицированных специалистов;

• предоставление образовательных услуг, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений на рынке труда,

• постоянное улучшение качества корпоративного управления и повышение прозрачности образовательных программ,

• ведение системного диалога с заинтересованными сторонами (работодателями) и принятие решений, касающихся образовательной деятельности, на основе разумного баланса интересов сторон,

• повышение профессиональной квалификации и личностного уровня участников образовательного процесса (профессорско-преподавательского состава);

• формирование мер социальной защищенности выпускников при содействии в их трудоустройстве.

В настоящее время происходящие посткризисные явления в мировой экономике отразились на процессе трудоустройства граждан России. В этих условиях особенно незащищёнными оказались выпускники высших учебных заведений, вследствие чего возник некий «вакуум ответственности» в данной сфере. Прежняя система обучения и распределения молодых специалистов оказалась не способна оперативно реагировать на колебания спроса и предложения на рынке специалистов. Существующая система договорных отношений себя не оправдала. Главная проблема — стойкое нежелание работодателя набирать сотрудников, не имеющих опыта работы. Государство, которое ранее занималось трудоустройством выпускников, сейчас не в состоянии полностью взять на себя данную обязанность. В функции городских служб занятости не входит трудоустройство выпускников до тех пор, пока они не приобретут статус безработных. При переходе на многоуровневую систему обучения ситуация на рынке труда обостряется тем. что предприятия «заказчики» не готовы сегодня восприни-

мать модель Bachelor — Master (бакалавр — специалист — магистр), успешно применяемую в США, Канаде, Великобритании. Так, по результатам опроса, проведенного в 2011 году отделом трудоустройства и взаимодействия с предприятиями ТюмГНГУ. среди крупных предприятий-партнеров университета — основных заказчиков выпускников: BakerHughes, Schlumberger, ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Роснефть-Юганскнефтегаз», ОАО «Сибирский Научно-аналитический центр». ОАО «Слав-нефть-Мегионнефтегаз», ОАО «СибурТюменьГаз». компания Руснефть - ОАО «Варьеганнефть», ООО «ЛУКОИЛ-Западная Сибирь», ООО «Роснефть - Пурнефтегаз» выявлено, что данная модель менее адаптирована к российскому рынку труда, а это является еще одной проблемой в процессе трудоустройства выпускников на предприятии.

Эффективность данной модели в условиях российской реальности отметили 67% респондентов, 22% признали ее не эффективной. Среди дополнительных ответов имели место следующие: «новый Федеральный государственный образовательный стандарт — в процессе освоения, а какими специалистами будут бакалавры и магистры, покажет время», «очень хотелось, чтобы процесс освоения образовательного стандарта, прошел в тандеме предприятий с вузами в виде совместных встреч, семинаров».

На вопрос: «Существуют ли на Вашем предприятии должностные инструкции, адаптированные под уровни подготовки (бакалавр-магистр)?» были получены следующие ответы.

Таким образом, большинство экспертов, признавая свою обеспокоенность за профессиональное будущее выпускников вузов, говорят о необходимости внесения изменений в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» и согласования квалификационных характеристик бакалавров и магистров в части выделения перечня должностей, требующих наличия академической степени магистра и бакалавра.

Возрождение системы трудоустройства в вузах является ответной реакцией на сложившуюся социально-экономическую ситуацию. Она характеризуется не только значительным накоплением социальных проблем, но и необходимостью вузов самостоятельно решать данную задачу. Выход из сегодняшнего кризиса видится в модернизации системы трудоустройства и механизмов ее реализации в деятельности высшего учебного заведения.

В рамках социологического исследования, проведенного в 2011 году, изучалась область функционирования центров и отделов по содействию трудоустройству выпускников высших учебных заведений.

Объектом исследования явились высшие учебные заведения. Предмет исследования — социальная ответственность вузов в вопросах трудоустройства выпускников Цель исследования — разработка предложений по модернизации системы трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

♦ выявление степени ответственности высших учебных заведений за трудоустройство выпускников,

♦ обоснование необходимости модернизации системы трудоустройства в образовательных учреждениях высшего профессионального образования,

♦ формирование предложений по модернизации системы трудоустройства в вузах.

Исследование включало эксперт-опрос представителей отделов по содействию трудоустройству выпу скников вузов г Тюмени. Из них: Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Тюменская государственная сельскохозяйственная академия.

На вопрос «Кто, по Вашему мнению, должен нести ответственность за трудоустройство выпускников вузов?» были получены следующие ответы:

♦ «учебные заведения» — 81%,

♦ «региональные органы власти» — 66,7%,

♦ «органы местного самоуправления» — 66,7%,

♦ «студенты и их родители» — 61.9%;

♦ «федеральные органы власти» — 43%,

♦ «предприятия»— 38,1%,

Среди других ответов был следующий: «все должны нести ответственность».

Деятельность подразделений, отвечающих за трудоустройство, необходимо совершенствовать, так считают 99%.

Совершенствование системы трудоустройства в вузе, по мнению экспертов, заключается в следующем:

♦ 81% — в «создании единой базы данных выпускников»;

♦ 38,1% — в «совместной разработке методологии, алгоритмизации действий направленных на трудоустройство выпускников»,

♦ 33,3% — в «проведении совместных региональных мероприятий».

♦ 33% — в «проведении совместных исследований потребностей регионального рынка труда»;

♦ 14,3% — в «проведении совместного мониторинга качества ПОДГОТОВКИ студентов».

Для решения обозначенных задач в исследовании актуализированы следующие вопросы: «Кто несет социальную ответственность за трудоустройство выпускников вузов?», «Нужно ли совершенствовать систему трудоустройства выпускников?». «В чем ДОЛЖНО заключаться совершенствование системы трудоустройства?»

Ответы позволяют сделать следующие выводы:

♦ социальная ответственность за трудоустройство выпускников, в первую очередь, возлагается на учебные заведения, во-вторую — на региональные органы власти, в третью — на органы местного самоуправления, затем на студентов и их родителей, на федеральные органы власти и на предприятия;

♦ выявлена необходимость создания информационного поля в области многоуровневой подготовки выпускников, в содействии их трудоустройству в соответствии с квалификационными характеристиками магистров и бакалавров. Значительная степень социальной ответственности в данном вопросе возлагается на институты государственной власти, в проработке вопроса о внесении изменений в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» в части выделения перечня должностей, требующих наличия академической степени магистра и бакалавра. В данный момент только 8% предприятий - работодателей используют должностные инструкции, адаптированные под уровень подготовки выпускников.

♦ выявлена необходимость модернизации системы трудоустройства в вузах, так как организация трудоустройства выпу скников определяется только самим учебным заведением и, как показывает практика, формы и методы ее организации различны. На сегодняшний день вопросу адаптации молодых специалистов на рынке труда не уделяется специального внимания.

♦ модернизация системы трудоустройства вузов предполагает: создание единой базы данных выпускников, разработку методологии и алгоритмизации действий, направленных на трудоустройство выпускников; проведение совместных исследований потребностей регионального рынка труда; проведение совместного мониторинга качества подготовки студентов, проведение совместных региональных мероприятий (конференций, мастер-классов и т.д.).

По мнению авторов, современный подход должен базироваться на принципе, что процесс трудоустройства студентов должен стать комплексным элементом социального партнерства и взаимодействия учебных заведений высшего профессионального образования и предприятиями-партнерами и быть направлен на достижение целей — усиление социальной защищенности студентов, обеспечение возможности быстрой адаптации в соответствии с требованиями работодателей. В соответствии с целью исследования авторами разработаны предложения по модернизации системы трудоустройства выпускников вузов.

На сегодняшний день необходима интеграция деятельности центов и отделов вузов города Тюмени в единый региональный центр содействия трудоустройству выпускников для совместного решения задач в области правового регулирования и повышения уровня социальной ответственности отдельно взятого высшего учебного заведения. Основной целью Регионального центра содействия трудоустройству должно стать повышение эффективности взаимодействия между профессиональными учебными заведениями, работодателями и органами исполнительной власти путем интеграции ИХ усилий в обеспечении потребности рынка труда г. Тюмени и Тюменской области в квалифицированных специалистах Основные задачи центра:

♦ разработка единой базы данных выпускников,

♦ создание единого реестра предприятий (банк вакансий);

♦ разработка нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов эффективного взаимодействия вузовских структур занятости и кадровых служб организаций-работодателей.

• создание условий для развития образовательной, материальной и социальной базы вузов на основе распределения ответственности за подготовку' специалистов путем согласованного взаимодействия между вузами, работодателями и органами исполнительной власти;

♦ организация и проведение семинаров, конференций по вопросам трудоустройства выпускников вузов.

При этом социальная функция каждого вуза в аспекте развития взаимодействия с предпри-ятиями-партнерами должна носить комплексный характер и, кроме трудоустройства, включать следующее: проведение совместных профориентационных мероприятий; целевое обучение студентов и учащихся; повышение квалификации сотрудников предприятий, участие представителей предприятий в учебном процессе, организацию и проведение совместных научно-исследовательских работ; совместных социально-культурных, спортивных мероприятий, реализацию проектов в области информационных технологий и др.

Социальная ответственность вуза в сфере трудоустройства выпускников должна перейти в область неотъемлемого элемента его стратегии И долговременной ПОЛИТИКИ.

Список литературы

1. Белобрагин В. Я. Социальная ответственность предприятий — новый подход к их системам управления // Стандарты и качество. - 1999. - № 5.

2. Калачинский А. В. Социальная отчетность вуза: [социальная ответственность вуза перед обществом] / А. В. Калачинский // Университетское управление: практика и анализ. - 2008 . - №6. -С. 32-38.

3. Савчик Е. Н Формирование системы качества образовательного учреждения на основе международных стандартов социальной ответственности. - 2011.

4. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2003. — № 3. — С. 17-24.

Сведения об авторах

Мехришвили Ламара Ленгизовна, д. с. н.. профессор. Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюменъ, тел.: 8 (3452)450289, e-mail: [email protected]

Бараблина Светлана Васильевна> аспирант. Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюменъ, тел.: 8(3452)256934, e-mail:[email protected]

Mehrishvily L. L , Doctor of Sciences in Sociology, professor of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)450289, e-mail: [email protected]

Barablina S. V. postgraduate, of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256934, e-mail: bar ah Una Щ tsogu ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.