Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И ПРОФИЛАКТИКА МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ ПРИСУТСТВИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И ПРОФИЛАКТИКА МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ ПРИСУТСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНЫЕ КОМПАНИИ / ПРОФИЛАКТИКА МИГРАЦИИ / РЕГИОН ПРИСУТСТВИЯ / YOUTH MIGRATION / SOCIAL RESPONSIBILITY / PRIVATE COMPANIES / MIGRATION PREVENTION / REGION OF PRESENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов Н.А.

в статье обращается внимание на опыт компании НАК ОАО «Азот» в профилактике миграции молодежи, работающей на ее предприятиях. Сильной стороной компании является экономическая, поэтому компания может себе позволить уделять достаточное внимание социальной политике в отношении своего персонала из числа молодежи. Описаны основные направления социальной молодежной политики. Установлено, что их влияние на миграционные настроения молодежи весьма эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF PRIVATE COMPANIES AND PREVENTION OF YOUTH MIGRATION IN THE REGION OF PRESENCE

the article draws attention to the experience of NAC OAS "Azot" in the prevention of migration of young people working at its enterprises. The strength of the company is economic, so the company can afford to pay sufficient attention to social policy in relation to its staff of young people. The main directions of social youth policy are described. It is established that their influence on the migration mood of young people is very effective.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И ПРОФИЛАКТИКА МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ ПРИСУТСТВИЯ»

УДК 304.444

Некрасов Н.А. студент магистратуры 2 курс, Высшая школа социально-гуманитарных наук и

международной коммуникации «Северный (Арктический) федеральный университет

имени М. В. Ломоносова» Россия, г. Архангельск

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И

ПРОФИЛАКТИКА МИГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ

ПРИСУТСТВИЯ

Аннотация - в статье обращается внимание на опыт компании НАК ОАО «Азот» в профилактике миграции молодежи, работающей на ее предприятиях. Сильной стороной компании является экономическая, поэтому компания может себе позволить уделять достаточное внимание социальной политике в отношении своего персонала из числа молодежи. Описаны основные направления социальной молодежной политики. Установлено, что их влияние на миграционные настроения молодежи весьма эффективно.

Ключевые слова - миграция молодежи, социальная ответственность, частные компании, профилактика миграции, регион присутствия.

Nekrasov N. A. graduate student

2 year, Graduate School of Social Sciences and Humanities and

International Communication "Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov " Russia, Arkhangelsk

SOCIAL RESPONSIBILITY OF PRIVATE COMPANIES AND

PREVENTION OF YOUTH MIGRATION IN THE REGION OF

PRESENCE

Annotation - the article draws attention to the experience of NAC OAS "Azot" in the prevention of migration of young people working at its enterprises. The strength of the company is economic, so the company can afford to pay sufficient attention to social policy in relation to its staff of young people. The main directions of social youth policy are described. It is established that their influence on the migration mood of young people is very effective.

Key words - youth migration, social responsibility, private companies, migration prevention, region of presence.

Введение

Актуальной проблемой междисциплинарного характера является определение перспектив и проблем развития этических основ бизнеса. На современном этапе в среде предпринимателей постепенно развивается осознание необходимости соблюдения этики в бизнесе. Соблюдение этических основ укрепляет репутацию представителей бизнеса и делает деятельность более многогранной. Практическую основу современной деловой этики в бизнес-организациях составляют социальная ответственность организации и социальный контракт. Этику бизнеса определяют несколько уровней, представленные кодексами и этическими нормами, образующими нравственные и профессиональные ценности, регулирующие поведение бизнеса по отношению к обществу. Комплекс таких ценностей рассматривается как социальная ответственность бизнеса.

Комплекс этих ценностей в частных компаниях также охватывает наиболее острые проблемы молодежной политики. В частности, деятельность компаний в регионе присутствия способствует в значительной степени снижению числа фактов миграции молодежи. Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на общегосударственном уровне. Важную роль в этом процессе отводят государственным корпорациям и частным корпорациям. Главное при этом -поддержание устойчивого экономического развития компаний. Последнее выступает ключевым условием реализации социальных инициатив, в том числе и инициатив в области молодежной политики.

Методология и результаты исследования

В качестве подобного примера для исследования была выбрана НАК ОАО «Азот», являющаяся представителем одного из крупнейших химических предприятий России. Компания входит в состав холдинга «Еврохим». И в настоящее время он полностью модернизирован, что позволяет ему быть высокоэффективным предприятием, которое постоянно уменьшает свое воздействие на окружающую среду.

Миссия компании заключается в содействии и помощи ОАО «Еврохим» в реализации планов комбината по развитию и техническому перевооружению производства посредством передовых технологий и достижений. Бизнес компании основан на четырех ключевых ценностях: целостность, открытость, доверие, уважение. Система социальной отчетности включает в себя применение глобальной инициативы по отчетности «принципа триединства»: экономическая устойчивость; экологическая ответственность; социальная ответственность.

В соответствии с Уставом общества, коллегиальный орган управления в Обществе НАК ОАО «Азот» отсутствует. Единоличная управляющая организация, которой НАК ОАО «Азот» подчиняется - это концерн «Еврохим». Основанием для передачи полномочий является договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа. Управление деятельностью НАК ОАО «Азот» осуществляется советом директоров управляющей организации.

Концерн Еврохим является одним из крупнейших химических предприятий России, США и Европы. Второй по объемам выпуска российский производитель металлопроката. И в настоящее время он полностью модернизирован и является высокоэффективным предприятием. Следует отметить большое событие: с 2000-х гг. компания «Еврохим» одна из немногих перешла на новый уровень стандартов предоставления социальной отчетности - со стандарта GRI 3.1 на стандарт GRI G4. Руководство GRI - получившее международное признание, наиболее популярное руководство по нефинансовой отчетности, разработанное Глобальной инициативой по отчетности в 2000 г. Представленные в настоящем отчете показатели учитывают результаты деятельности всех предприятий концерна Еврохим. Отражение стандартных элементов GRI G4 представлено в официальном социальном отчете об устойчивом развитии1. Таким образом, экономическая составляющая является сильной стороной компании.

НАК ОАО «Азот» официально не использует в своей деятельности кодекс корпоративного поведения. Вместе с тем, общество обеспечивает акционерам возможности по участию управления акционерным обществом и доступ к необходимой информации в соответствии с законодательством2 3.

Немаловажной является информация финансовой составляющей компании. Так, из Устава общества НАК ОАО «Азот» видно, что уставной капитал общества составляет 1799926050 руб. Акции, составляющие уставной капитал общества, приобретенные акционерами, выпущены в количестве 1065045 штук. Номинальная стоимость акции составляет 1690 руб. Общество вправе размещать обыкновенные именные акции в количестве 4000000 штук. Основные финансовые показатели компании представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Финансово-экономические показатели деятельности компании НАК ОАО «Азот»

Наименование показателя 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Выручка, тыс. руб. 30821770 34 936 784 34 966 027 40792697

Валовая прибыль, тыс. руб. 15868153 18 330 627 16 407 431 16407431

1 Годовой отчет о деятельности открытого акционерного общества Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2018 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. - Новомосковск, 2018.

Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах» // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 1.11.2019).

3 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. 26.07.2019) // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 1.11.2019).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль 9264614,3 11 054 044 8 865 799 8865799

(непокрытый убыток), тыс. руб.)

Коэффициент чистой прибыльности, % 30,1 32 25 29

Рентабельность % 37 38 32 37

продукции (продаж)

Рентабельность

собственного 56 52 49 114

капитала

Оборачиваемость капитала, % 1,8 1,6 1,8 3,5

Выручка от реализации продукции собственного производства по итогам 2015 года в сравнении с 2018 года увеличилась на 0,16 %. Основные факторы, повлиявшие на изменение выручки - изменение цен на основную продукцию. Величина выручки к концу 2016 года по сравнению с 2017 годом незначительно увеличилась на (+0,08 %).

В рассматриваемом периоде Общество имело положительную величину валовой прибыли, она сократилась в 2017 году на 10,5 %. Основная причина - увеличение стоимости природного газа, основного компонента себестоимости.

В 2017 году наблюдалось снижение суммы чистой прибыли на 20 %, связанное с уменьшением валовой прибыли. Коэффициент автономии собственных средств показывает долю собственности владельцев Общества в общей сумме активов. Значение указанного коэффициента (2016 год - 0,91; 2017 год - 0,75), в рассматриваемых периодах показывает высокий уровень финансовой устойчивости Общества в долгосрочной перспективе. Таким образом, компания НАК ОАО «Азот» имеет хорошие перспективы развития, имеет очень много сильных сторон и преимуществ и высокий потенциал развития, который отчасти направляется на молодежную политику в регионе присутствия.

Такой компонент как производство является сильной стороной компании. Согласно годовому отчету компании «Азот», показатель производительности труда за 2018 год увеличился по сравнению с аналогичным периодом в 2017 году на 9 % в связи с уменьшением численности персонала на 8 %4 . В годовом отчете компании «Азот» представлены данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности общества в 2018 году (см. табл. 2.)

4 Награды и достижения. Стремление к совершенству / Сайт компании «Еврохим». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/.

Таблица 2.

Выпуск основной продукции

Наименование показателя 2015 год 2018 год

Объем товарной продукции, т 3367791 3544526

Сумма выработки товарной продукции, тыс. руб. 31760125 31502422

Из таблицы 2. видно, что в целом компания получает стабильную прибыль, и наращивает объемы произведенной продукции5 .

В качестве параметров характеристики предприятия рассмотрим организационную структуру компании «Азот», которая отражена в Уставе предприятия6 . Так, общее собрание акционеров является высшим органом управления компанией. Ему подчиняется совет директоров, который обеспечивает надзор за ходом реализации стратегии и определяет инвестиционную политику компании. В соответствии с требованиями законодательства Российской федерации, Совет директоров избирается общим собранием акционеров сроком на один год. Совет директоров назначает и определяет срок полномочий генерального директора и членов Правления. Исполнительные органы напрямую подотчетны совету директоров.

Согласно Уставу НАК ОАО «Азот», сведения о компетенции и ответственности органов управления по интеграции принципов и технологий КСО в деятельность компании, на эту область компетенции в Уставе общества нет прямых указаний7. Вместе с тем, в пятом разделе Устава, в параграфе 5.1. определяющем компетенцию органа управления, присутствуют отдельные пункты Устава общества, которые косвенно указывают на то, что общество занимается и иной деятельностью, кроме производственно-финансовой деятельности. В пользу этого свидетельствует 33 пункт параграфа 5.1. описывающий основные компетенции. Отдельных разделов Устава общества, регулирующих деятельность по социальной ответственности, не предусмотрено.

Такой компонент производственной структуры, который необходимо учесть в контексте данной задачи - это персонал. Инвестиции в развитие персонала являются основой развития любой компании. Подробная информация о социальной политике управляющей компании, распространяющейся на компанию ОАО НАК «Азот» представлена на сайте компании8. Учитывая цели, задачи предмет нашего исследования, нужно

5 Годовой отчет о деятельности открытого акционерного общества Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2017 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. - Новомосковск, 2017.

6 Устав открытого акционерного общества Новомосковская компания «Азот». - 9-я редакция. - 2015. - 28 с.

7 Устав открытого акционерного общества Новомосковская компания «Азот». - 9-я редакция. - 2015. - 28 с.

8 Там же.

отметить, что работа с персоналом представляет наибольший интерес. В особенности заслуживает внимание молодежная политика в компании.

Особое внимание заслуживает социальная политика управляющей компании «Еврохим», которая распространяется и на ОАО НАК «Азот», направленная на развитие персонала и представленная следующими направлениями: корпоративная система обучения, здоровый образ жизни, образовательные программы, программа обучения и адаптации молодых специалистов. Описанные выше направления социальной политики составляют социокультурную среду ОАО Новомосковская Акционерная Компания «Азот». Эти направления социальной политики мы рассматриваем в качестве основных социокультурных факторов, влияющих на эффективное управление компанией, на ослабление миграционных настроений среди персонала, составляющего возрастную молодежную группу. Поэтому считаем необходимым подробно рассмотреть каждый из социокультурных факторов, влияющих на миграцию молодежи и ее мотивацию работать на Родине.

Так, в рамках корпоративной системы обучения реализуется ряд образовательных программ для молодежи:

1. Корпоративных лицензированных учебных центров. Ежегодно сотрудники компании ОАО НАК «Азот» проходят обучение в корпоративных лицензированных учебных центрах компании «ЕвроХим».

2. Программа МВА. В первый выпуск программы в 2009 году 27 руководителей получили дипломы MBA Кингстонской школы бизнеса (Великобритания) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте, еще 35 работников завершили обучение по этой программе.

3. Кадровый резерв. В программе кадрового резерва участвуют сотрудники, в том числе ОАО НАК «Азот», которые проходят подготовку на замещение руководящих должностей в будущем.

Вторым социокультурным фактором, влияющим на молодежную политику в компании, является формирование среди сотрудников ОАО НАК «Азот» культуры здорового образа жизни.

Компания ОАО НАК «Азот» делает все возможное для создания среды, побуждающей своих молодых сотрудников и их семей вести здоровый образ жизни. На каждом производственном объекте компании предусмотрены оборудованные помещения для занятий спортом.

В качестве третьего значимого социокультурного фактора, влияющего на мотивацию молодых сотрудников, мы рассматриваем реализацию образовательных программ на предприятии. Действует система ранней профессиональной ориентации: в 7 регионах России работает сеть из 29 школьных классов-лабораторий по химии, естественным наукам и экологии. Эти лаборатории являются трамплином для дальнейшего поступления школьников в химические университеты в рамках программ целевого обучения.

Компания «Еврохим» поддерживает социально партнерские отношения с шестью российскими ВУЗами, готовящими специалистов, в том числе и для компании ОАО НАК «Азот»:

1. Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева.

2. Московский государственный университет инженерной экологии.

3. Московский государственный горный университет.

4. Южно-Российский государственный технический университет.

5. Ивановский государственный химико-технологический университет.

6. Пермский государственный технический университет.

В настоящий момент по программам целевого обучения в университетах учится свыше 220 студентов, которые в будущем придут работать на предприятиях холдинга.

В качестве последнего социокультурного фактора, влияющего на деятельность предприятия, мы рассматриваем программы адаптации и обучения молодых специалистов.

Молодые работники, приходящие на предприятия после вузов, получают статус молодых специалистов сроком на три года, который предусматривает помощь профессиональных наставников, производственное обучение, пакет льгот и возможности для карьерного роста.

Следует полагать, что работа в подобных условиях стимулирует чувство привязанности к ценностям компании, и снижает желание мигрировать в другие регионы.

В Годовом отчете ОАО Новомосковская акционерная компания «Азот» указано, что в соответствии с указанной Политикой проводились мероприятия по оптимизации численности персонала, снижению количества подразделений, которые были направлены на повышение эффективности бизнес-процессов и производительности труда, как на каждом рабочем месте, так и в производственных подразделениях в целом9. В 2018 году активная численность персонала снижена на 136 человек. В связи с реструктуризацией объединены следующие отделы: Отдел подготовки ремонтов и сметно-договорной отдел, Отдел главного механика и Отдел эксплуатации зданий и сооружений10 .

Среднесписочная численность работников Общества по итогам 2018 года, в том числе промышленного и непроизводственной сферы составляла 3497 человек.

Политика в области мотивации персонала проводилась в соответствии с действующими локальными нормативными актами, Трудовым кодексом и коллективным договором. В соответствии с «Положением об оплате труда и

9 Годовой отчет открытого акционерного общества «Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2016 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. - Новомосковск, 2016. - 26 с.

10 Устав открытого акционерного общества Минерально-химическая компания «ЕвроХим». - 4-я ред. -Москва, 2008. - 39 с.

материальном стимулировании работников» устанавливаются стимулирующие надбавки по системе мотивации за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, управленческую компетенцию, индивидуальную результативность. Сумма стимулирующих надбавок за 2018 год составила 203709,2 тыс. рублей.

В соответствии с действующим «Положением об организации работы с молодыми специалистами» молодым специалистам Общества и их наставникам устанавливается персональная надбавка. В 2018 году в соответствии с планами - отчетами по выполнению профессионального развития молодых специалистов выплачено 5385,9 тыс. рублей. Сумма выплат премии по производственно-хозяйственной деятельности составила 91335,6 тыс. рублей. Размер роста средней заработной платы по Обществу (с учетом выплаты вознаграждения по итогам года) составил 13,8 %.

В качестве важного социокультурного фактора, снижающего миграционные настроения в регионе присутствия, в отдельности следует рассматривать непосредственно работу с молодыми специалистами. Для оказания содействия молодым специалистам в адаптации к условиям работы в Обществе, профессиональном росте, овладении нормами корпоративной культуры в Обществе действует совет молодых специалистов, основными задачами которого являются:

- содействие техническому и экономическому развитию Общества;

- формирование у молодых специалистов корпоративных ценностей, чувства единения личных интересов с интересами Общества;

- воспитание у молодых специалистов ответственного отношения к труду;

- содействие профессиональному росту молодых специалистов, овладению в совершенстве своей специальностью (профессией).

Важно отметить, что функционирование в рамках организационной структуры такого штабного структурного подразделения позволяет в достаточной степени уделять внимание проблемам молодежной политики на предприятии, снижению наиболее острых вопросов, уменьшить уровень конфликтности и повышению мотивации к труду на предприятии. Значимость этого социокультурного фактора трудно переоценить, потому что это работа на перспективу.

В дополнение к сказанному, не лишним будет привести данные о возрастных критериях работников из годового отчета компании:

- до 20 лет (включительно) - 0,17 %;

- от 20 до 30 лет (включительно) - 14,33 %;

- от 30 до 40 лет (включительно) - 26,56 %;

- от 40 до 50 лет (включительно) - 29,9 %;

- свыше 60 лет - 5,31 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процентное соотношение возрастных границ говорит о том, что в компании сохраняется преемственность поколений.

Таким образом, социокультурные факторы различного масштаба, влияющие на работу исследуемого нами предприятия, распространяются на

социальную работу с молодыми кадрами. Анализ стратегических приоритетов управляющей компании, свидетельствует о том, что данные приоритеты оказывают влияние на возможность молодых сотрудников реализовать свои способности. Компания ОАО НАК «Азот» делает все возможное, чтобы в максимальной степени использовать влияние социокультурных факторов на управление молодыми кадрами.

Заключение

Деятельность по социальной ответственности является зоной особого контроля, но сотрудничество руководства с объектами социальной ответственности происходит на основе личных симпатий. Кроме того, в Годовых отчетах исследуемой компании за последние 2015-2018 гг. не содержится подробной информации о социальных мероприятиях в отношении молодежи.

Если внимательно рассмотреть информацию, размещенную на сайте компании, то можно предположить, что компания обещает всем своим сотрудникам большие возможности карьерного роста. Этот метод повышения мотивации ориентирован на такие сферы: менеджмент агрохимической сферы, финансовый менеджмент, менеджмент персонала, аудиторский менеджмент, логистика, строительный менеджмент. Все эти должности соответствуют уровню менеджера среднего уровня. А среди форм стимулирования применяются: конкурентный компенсационный пакет компенсация расходов на переезд и аренду жилья, вакантная должность, полис медицинского страхования, абонемент в фитнес-клуб.

По своей сути молодежная политика компании проводится в регионе присутствия по следующим ключевым направлениям:

- работа с местными сообществами;

- работа с трудовым коллективом;

- государственно-частные партнерские отношения с органами власти;

- частное социальное партнерство с некоммерческими организациями.

На эти направления сотрудничества могут оказывать серьезное

влияние экономические риски, содержание которых подробно излагается в годовых отчетах компании. Вместе с тем, в документах указано, что именно демографические риски имеют особенное значение для устойчивого экономического развития компании, поэтому миграция молодежи не входит в планы компании.

Использованные источники:

1. Годовой отчет о деятельности открытого акционерного общества Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2018 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. - Новомосковск, 2018.

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах» // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/ (дата обращения: 1.11.2019).

3. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (ред. 26.07.2019) // СПС Консультант. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (режим доступа: 1.11.2019).

4. Награды и достижения. Стремление к совершенству / Сайт компании «Еврохим». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurochemgroup.com/.

5. Годовой отчет о деятельности открытого акционерного общества Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2017 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. - Новомосковск, 2017.

6. Устав открытого акционерного общества Новомосковская компания «Азот». - 9-я редакция. - 2015. - 28 с.

7. Устав открытого акционерного общества Новомосковская компания «Азот». Там же.

8. Награды и достижения. Стремление к совершенству. Там же.

9. Годовой отчет открытого акционерного общества «Новомосковская акционерная компания «Азот» за 2016 год / Д. С. Стрежнев, А. В. Рогова. -Новомосковск, 2016. - 26 с.

10. Устав открытого акционерного общества Минерально-химическая компания «ЕвроХим». - 4-я ред. - Москва, 2008. - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.