Научная статья на тему 'Корпоративная социальная ответственность бизнеса в северных регионах (на примере Мурманской области)'

Корпоративная социальная ответственность бизнеса в северных регионах (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
621
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / СЕВЕР / МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова Е.Н.

В работе рассмотрены особенности российской модели корпоративной социальной ответственности (КСО). Определена специфика социальной политики бизнеса в северных регионах и ее положительная динамика. Проанализирован уровень развития социальной политики крупного и малого бизнеса в Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная социальная ответственность бизнеса в северных регионах (на примере Мурманской области)»

УДК 322.1

корпоративная

социальная ответственность бизнеса

в северных регионах

(на примере мурманской области)*

е. н. Степанова,

младший научный сотрудник отдела экономики природопользования на Европейском Севере E-mail: secretar@iep. kolasc. net. ru Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН

В работе рассмотрены особенности российской модели корпоративной социальной ответственности (КСО). Определены специфика социальной политики бизнеса в северных регионах и ее положительная динамика. Проанализирован уровень развития социальной политики крупного и малого бизнеса в Мурманской области.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, бизнес, государство, Север, Мурманская область, малый и средний бизнес.

Сегодня корпоративная социальная ответственность (КСО) стала одним из обязательных условий эффективности региональных экономических систем. Любой бизнес - это не только экономический, но и социальный институт, который функционирует в обществе, группирует внутри и вокруг себя большие массы людей, причем от его деятельности зависят состояние окружающей среды, занятость местного населения и наполняемость бюджетов. Таким образом, вполне закономерно, что на уровне бизнеса появилось понимание того, что он может и должен вносить в развитие регионов гораздо бульший вклад, чем это предусмотрено законодательством.

* Исследование выполнено при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», №№ 2012-1.2.112-000-3002-007: «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики».

20 -

В настоящее время в мире нет общепринятого определения КСО. В документах Европейской комиссии можно найти следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Ассоциация менеджеров России определяет социальную ответственность бизнеса как его добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума [4].

Зарубежный опыт показывает, что КСО в странах Европейского Союза (ЕС) более развита и многогранна в сравнении с такими странами, как США, Канада, Австралия, Китай и Латинская Америка. Свыше половины нефинансовых отчетов (социальные отчеты, экологические отчеты и отчеты в области устойчивого развития) приходятся на европейские компании, более 50 % организаций, подписавшихся под основным международным сводом принципов КСО - Глобальным договором ООН (Global Compact UN) представлены ЕС. Немаловажно и то, что из 3 148 некоммерческих организаций (НКО) и негосударственных организаций (НГО), консультирующих компании по КСО, 37 % работают в Европейском Союзе [1].

В Европейском Союзе практика КСО больше, чем где бы то ни было, позиционируется как содействие бизнеса достижению регионального устойчивого развития, а организация условий для этого -важнейшая задача представителей гражданского общества и институтов власти. При этом подчеркивается, что КСО не может заменить публичную политику, но способна внести вклад в достижение ее целей (таких как снижение уровня бедности, трудоустройство людей с ограниченными возможностями, профессиональное обучение, улучшение системы здравоохранения, уменьшение загрязнения окружающей среды, более рациональное использование ресурсов, выработка инноваций в ответ на социальные и экологические вызовы). Европейский бизнес в области КСО сегодня находится под активным влиянием государства, органов ЕС и представителей гражданского общества. В свою очередь бизнес также имеет возможности цивилизованного лоббирования своих интересов, что позволяет соблюдать баланс между возможностями роста экономики и общественными потребностями. Лидерами по скорости внедрения КСО в политическую жизнь среди стран ЕС выступают в основном Великобритания и Франция. Это объясняется тем, что ЕС имеет неоднородную политическую культуру [1, 4].

Для китайской модели КСО также характерна главенствующая роль государства, которое продвигает практику ответственного поведения в вопросах экологии и социальной сферы, в связи с нарастающими социальными рисками и экологическими проблемами. В 2006 г. правительство КНР опубликовало Рекомендации по составлению корпоративной социальной отчетности в Китае.

Американская модель КСО характеризуется минимальным вмешательством государства в регулирование социально-экономических отношений. В то же время эта страна известна традициями систематического участия бизнеса в финансировании различных некоммерческих проектов. Для американских компаний основным инструментом корпоративной социальной ответственности является создание корпоративных фондов, которые предназначены для решения различных социальных проблем. Социально ответственное поведение корпораций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Большое влияние на корпоративный сектор и социальную ответствен-

ность американских компаний оказывают различные неправительственные и некоммерческие организации, которые представляют интересы различных социальных, религиозных и общественных групп [2].

Российская модель КСО находится еще на этапе формирования, причем достаточно отстает от европейской модели КСО и других подобных. Но нельзя не отметить ее положительную тенденцию, ведь число компаний, отчитывающихся о своей социальной и экологической деятельности в соответствии с международными рекомендациями, растет с каждым годом. Обычной практикой становится такая стратегическая инициатива со стороны компаний, как увязка социальных программ со стратегией бизнеса. И несмотря на то, что российский бизнес относительно молодой, в России сформировался достаточно обширный и преуспевающий корпоративный сектор, который в случае принятия им на себя социальной ответственности сможет существенно способствовать решению социальных проблем страны.

Некоторые исследователи отмечают сходство российской модели КСО с европейской, ведь основным инициатором социально ответственного поведения в ЕС являются органы власти, а КСО отводится ключевая роль в устойчивом региональном развитии. Но, безусловно, ни одна страна (а тем более Россия) не может развивать концепцию КСО, не учитывая национальных, социальных и политических особенностей. К таким особенностям можно отнести следующие: большой территориальный размах, неудовлетворительное состояние социальной инфраструктуры, институциональное несовершенство, высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения, неразвитость современных гражданских организаций, высокий уровень бедности в регионах, непомерный объем социальных проблем при низком уровне финансирования социальной сферы за счет бюджетных источников, недостаточная квалификация работников муниципалитетов и др. [5].

Стоит отметить, что в целом по стране объем социальных расходов неравномерно распределен между секторами экономики и ложится в основном на базовые ВЭД: добывающие секторы, черную металлургию, химическую промышленность, транспортные компании. Таким образом, всерьез участвуют в жизни общества в основном только крупные компании и подразделения международных компа-

ний. Что же касается среднего и малого бизнеса, то здесь социальная деятельность нередко сводится к показной разовой благотворительности.

В направлении социальных инвестиций наблюдается тенденция в сторону «внутренних» программ социальной политики компаний: развитие персонала, охрана труда, оздоровление работников и членов их семей, формирование корпоративной культуры.

Север России в области корпоративной социальной ответственности имеет свои особенности. Центральное место в проведении КСО здесь занимают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и горнопромышленного комплекса (ГПК), крупный бизнес. Следует учесть, что для Севера характерно преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию. При этом программы, нацеленные на внешнюю социальную политику, фактически смыкаются с внутренней социальной политикой. В северных регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, населенные пункты достаточно удалены друг от друга, помимо этого сложные климатические условия и неразвитая инфраструктура увеличивают нагрузку на бизнес. Важной особенностью и неотъемлемой частью социально ответственного поведения бизнеса на Севере является учет социально-экономических и экологических интересов коренных малочисленных народов Севера.

Для такого северного региона, как Мурманская область характерно функционирование достаточно крупных региональных компаний. В основном это металлургические и горнодобывающие производства. Соответственно, развитие корпоративной социальной ответственности в данном регионе имеет во многом типичную для всех регионов Севера специфику. Во-первых, существует тесная связь между населением и бизнесом, региональными промышленными компаниями, которые размещаются в населенных пунктах и практически являются градообразующими предприятиями, и основными источниками, формирующими местные бюджеты за счет налоговых отчислений.

Во-вторых, большинство региональных предприятий является частью более крупных промышленных компаний, которые конечно способствуют более стабильной и устойчивой деятельности предприятий, но делают их зависимыми от политики этих компаний как в производственном, так и социальном плане.

В-третьих, экстерриториальное поведение крупных сырьевых компаний направлено на сокращение налоговых поступлений в регион, который несет основную экологическую и социальную нагрузку. Кроме того, Мурманская область характеризуется экстремальными природными условиями, которые усугубляются трудоемкой и небезопасной спецификой металлургических и горнодобывающих производств, что представляет для бизнеса дополнительную нагрузку в области охраны труда, здоровья сотрудников, экологии и др.

В развитии КСО на Кольском полуострове существуют определенные сложности, ведь большинство региональных предприятий является частью более крупных промышленных компаний, которые, конечно же, способствуют более стабильной и устойчивой деятельности предприятий, но вместе с тем делают их зависимыми от политики этих компаний и в производственном, и в социальном плане. Кроме того, экстерриториальное поведение крупных сырьевых компаний направлено на сокращение налоговых поступлений в регион, который несет основную экологическую и социальную нагрузку. Но, несмотря на имеющиеся сложности, предприятия ведут разработку стратегий долгосрочного устойчивого развития, не только учитывают экономические интересы, но и участвуют в решении насущных проблем образования, здравоохранения, развития местных инфраструктур, экологических проблем.

Ведущими предприятиями Мурманской области, оказывающими наибольшее влияние на развитие экономики и формирование ВРП региона, являются:

1. Открытое акционерное общество «Кольская горно-металлургическая компания» -

дочернее предприятие ОАО ГМК «Норильский никель» и ведущий производственный комплекс Мурманской области. Подразделения Кольской ГМК территориально удалены друг от друга, они находятся в центре Кольского полуострова -в г. Мончегорске (Североникель), на самом северо-западе Мурманской области - в поселке Никель и городе Заполярном (Печенганикель), являются градообразующими для этих населенных пунктов.

Основными принципами региональной социальной политики компании ГМК «Норильский никель» являются координация действий и сотрудничества с местными органами власти и широкой общественностью, помощь социально уязвимым

категориям населения, содействие устойчивому развитию территорий. Учитывая, что базовые предприятия компании расположены в зоне с экстремальными природными условиями, компания содействует поддержанию и развитию инфраструктуры региона для обеспечения жизнедеятельности населения. ГМК «Норильский никель» одна из первых в России разработала и внедрила в свою деятельность Социальную хартию, является членом Глобального Договора ООН (Global Compact UN). С 2005 г. компания формирует социальный баланс на основе международных стандартов корпоративной социальной отчетности GRI (Global Reporting Initiative), она признана «Российской организацией высокой социальной эффективности» (2007 г.). Эти же принципы заложены и в социальную стратегию развития КГМК.

Ежегодно ОАО «Кольская ГМК» на территориях присутствия проводит конкурс социально значимых проектов. Цель конкурса - оказание содействия социальным проектам, направленным на развитие местных сообществ, поддержку инициатив, формирующих благоприятную социальную среду и обеспечивающих баланс интересов населения, общества и компании в целях устойчивого развития территорий присутствия. Основной формой поддержки социально значимых инициатив является предоставление финансовой помощи в виде безналичного перечисления денежных средств, объем которых может составлять до 100 % суммы общих затрат на реализацию проекта. Средства выделяются на безвозвратной основе, имеют целевой характер.

2. Оленегорский ГОК (ОАО «Олкон») входит в горнодобывающий дивизион горно-металлургической компании «Северсталь» и является «градообразующим» для города Оленегорска. Компания «Северсталь» поддерживает принципы Глобального Договора ООН и является членом этой организации, а с 2005 г. также публикует социальный отчет, но в произвольной форме. ОАО «Олкон» прошло сертификационный аудит на соответствие международным требованиям системы менеджмента в области охраны труда. Сертификат удостоверяет, что система управления охраной труда соответствует требованиям международного стандарта OHSAS 18001 и обязывает предприятие поддерживать состояние выполняемых работ в соответствии с вышеуказанным стандартом, что будет находиться под контролем органа по сертификации системы

«Евро-Регистр» и подтверждаться при прохождении ежегодного инспекционного контроля.

На Оленегорском ГОКе работа по улучшению социально-бытовых условий работников проводится в соответствии с Единым стандартом социально-бытовых условий, введенным в действие на всех предприятиях сырьевого дивизиона «Северсталь». Цель единого стандарта - создание социально-бытовых условий, обеспечивающих повышение уровня культуры производства, сохранение здоровья работников, снижение профессиональных заболеваний, повышение производительности труда. Кроме того, ОАО «Оленегорский ГОК» оказывает существенную помощь муниципальному образованию (г. Оленегорск). Предприятие активно участвует в улучшении состояния образовательного процесса, в улучшении здравоохранения, в развитии спорта на территории муниципального образования. С 2005 г. ОАО «Олкон»» является участником проекта «Управление качеством окружающей среды на Кольском полуострове», который финансируется Европейским Союзом в рамках программы технической помощи «EuropeAid».

3. Ковдорский ГОК входит в состав Минерально-химической компании «Еврохим». Эта компания также является членом Глобального Договора ООН. Первый корпоративный социальный отчет был выполнен МХК «ЕвроХим» под названием «Ключ к успеху» с учетом международных стандартов корпоративной социальной отчетности GRI (Global Reporting Initiative) и требований Глобального Договора ООН (Global Compact UN). Компания «Еврохим» стала первым представителем бизнеса в Мурманской области, который заключил трехстороннее соглашение с правительством области и местной администрацией о социально-экономическом партнерстве. Социальная ответственность МХК «Еврохим» - это не только налоговые отчисления в местные и региональные бюджеты, повышение заработной платы, благотворительная помощь, но и социальная поддержка городов и регионов базирования предприятий компании. В таком же ключе формируется социальная политика Ковдорского ГОКа, деятельность которого в развитии города Ковдора и всего района имеет особую значимость.

4. Открытое акционерное общество «Апатит» является градообразующим для городов Апатиты и Кировск, оно входит в компанию «ФосАгро», стратегия которой в области социальной политики

представляет собой комплекс социально ориентированных проектов и структурных преобразований, направленных на повышение образовательного уровня работников и их семей путем строительства и обслуживания объектов социальной сферы; обеспечение эффективного и долгосрочного сотрудничества компании с ветвями исполнительной власти всех уровней в области социальной политики; формирование позитивного общественного мнения о компании.

Задачи ОАО «Апатит» аналогичные - на предприятии реализуются основные направления деятельности в социальной сфере, касающиеся как собственных работников, так и населения городов Кировск и Апатиты. Эти направления включают, в частности: реализацию комплексной программы организации отдыха трудящихся и их семей; развитие культурной сферы; развитие системы шефских связей; конкурс социально значимых проектов; социальную защиту социально уязвимых групп населения; развитие образования, физической культуры и спорта.

Неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования является малый и средний бизнес. В этой сфере в Мурманской области задействовано почти треть от общего количества занятого населения. В Институте экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН был проведен пилотный анкетный опрос представителей малого и среднего бизнеса по поводу их собственной социальной ответственности на территории Апа-титско-Кировского района. Как оказалось, 81 % из опрошенных - это малый бизнес с численностью сотрудников менее 50 чел. Почти половина из общего числа отвечавших (48 %) являются представителями торговли. В ходе опроса была предпринята попытка выяснить отношение малого и среднего бизнеса к своей собственной социальной ответственности и уровень социально ответственного поведения данной категории бизнеса на исследуемой территории.

На первый вопрос анкеты «Знакомо ли Вам понятие «социальная ответственность бизнеса?» из общего числа опрошенных респондентов 67 % ответили утвердительно.

На второй вопрос анкеты «Должен ли бизнес участвовать в решении социальных проблем?» более половины анкетированных (57 %) ответили положительно, однако остальная часть респондентов считает, что это прерогатива государства, которую бизнес не обязан с ним делить.

Третий вопрос «Какой социальной деятельностью занимается Ваше предприятие/фирма?» (на данный вопрос можно было выбирать неограниченное количество вариантов ответов) был разделен на два вида вариантов ответов: варианты, относящиеся к внешней среде организации (благотворительность, спонсорство, помощь местным органам власти, патронаж, благоустройство территории размещения), и варианты, касающиеся внутренней среды (дополнительный социальный пакет для своих сотрудников, охрана труда, развитие корпоративной культуры, повышение квалификации работников). 62 % респондентов выбрали одинаковое количество ответов среди вариантов, касающихся внутренней среды, и вариантов, относящихся к внешней среде. 28,5 % респондентов занимаются преимущественно внутренней средой организации, 9,5 % уделяют больше внимания внешней социальной деятельности. Таким образом, выявляется некоторый перекос в сторону внутренней среды организации.

Самыми популярными видами социальной деятельности, касающимися внешней среды фирм, по данному опросу являются: благотворительность (52 %) и спонсорство (57 %). По внутренней среде фирмы самые популярные варианты ответов - это: развитие корпоративной культуры (86 %), охрана труда (47,6 %) и дополнительный социальный пакет (43 %).

На заключительный вопрос анкеты «Какую пользу, по Вашему мнению, для организации (предприятия) несет ее (его) социально ответственное поведение?» (на данный вопрос также можно было выбирать неограниченное количество вариантов ответов) подавляющее большинство анкетируемых (86 %) ответили, что главная выгода - это стабильные уважительные отношения с собственным персоналом, 76 % респондентов также выделили такой вариант ответа, как повышение доверия со стороны покупателей (клиентов). Вариант ответа «Никакой пользы (скорее наоборот)» не выбрал никто.

Данный опрос показал, что более половины опрошенных лиц, по крайней мере, знакомы с понятием «социальная ответственность бизнеса». На основе ответов можно сделать вывод, что у достаточно большого процента опрошенных есть понимание того, что бизнес может принимать участие в решении социальных проблем и делает это в основном за счет благотворительности, спонсорства и развития внутрифирменной корпоративной культуры. При этом бизнес получает определенную

выгоду (преимущественно доверие) со стороны клиентов и уважительные отношения с собственным персоналом.

В настоящее время в Мурманской области и в целом по России КСО имеет положительную динамику, крупные предприятия являются членами Социальной хартии российского бизнеса, в основе которой лежат принципы Глобального договора ООН. Соблюдение этих принципов обеспечивает работникам достойный уровень оплаты труда, сокращает масштабы бедности, повышает качество жизни населения, развивает социальную инфраструктуру, способствует решению самых актуальных проблем в сфере образования, жилья, охраны здоровья, экологической безопасности. Предприятия заключают ежегодные или долгосрочные договоры с органами местного самоуправления, общинами коренных народов Севера, на территории которых они ведут свою деятельность [3]. Большинство крупных компаний отчитывается о своей социальной и экологической деятельности. Содержащаяся в отчетах информация отражает не только заботу о своих работниках, но и участие в социальном и экономическом развитии территорий своего присутствия. Таким образом, КСО (в первую очередь на уровне крупных предприятий) посте пенно становится нормой ведения бизнеса.

Таким образом, благодаря корпоративной социальной ответственности бизнес способствует достижению социально-экономической стабильности региона и играет важную роль в благополучии общества. Но на сегодняшний день государство не определилось, какую часть социальной ответствен-

ности бизнес должен взять на себя. Нет четкого консенсуса и среди международных моделей по КСО в связи с таким вопросом: должен ли бизнес самостоятельно определять свой вклад в решение общественных задач? Многие исследователи подчеркивают, что главное в понятии социальной ответственности - это добровольность. Следует согласиться с тем, что, несмотря на то, что бизнес играет одну из ключевых ролей в благополучии общества, он не должен в полном объеме компенсировать низкое качество государственного и муниципального управления и выполнять социальные функции государства.

Список литературы

1. Влияние институтов власти на развитие корпоративной социальной ответственности в России и Европейском Союзе. URL: режим доступа http://gtmarket. ru/laboratory/expertize/2010/2596.

2. Остроухова В. А. Влияние стратегии корпоративной социальной ответственности на деятельность зарубежных и российских компаний в современных условиях. М., 2012.

3. Смочкова В. И. Социальное и экономическое развитие северных территорий России в современных условиях. М., 2010.

4. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. М., 2003. С. 20.

5. Шаяхметов М. Д. Эволюция и особенности корпоративной социальной ответственности в России. URL: режим доступа http://nbene. narod. ru/econom/feconom6.htm.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.