СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.7(470.6)
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
(на примере юга России)
© 2013 г. Е.Н. Крамарова
Крамарова Елена Николаевна -аспирант,
Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006 E-mail: [email protected].
Kramarova Yelena Nikolayevna -
Post-Graduate,
The Institute for Retraining
and Professional Development of the Instructors
of the Humanitarian and Social Sciences
of Southern Federal University,
Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006.
E-mail: [email protected].
Определяется место меценатства в системе социальной ответственности бизнеса в Российской Федерации, его роль в воспроизводстве и развитии культуры полиэтничного юга России. Рассмотрены противоречия в процессе институционализации меценатства и его практики по поддержке этнических культур и общероссийской идентичности. Раскрыт потенциал партнерства бизнеса и государства в форме меценатства в процессе формирования российской нации и укрепления общих ценностей. Приводятся данные по конкретной поддержке бизнеса, различных форм этической региональной и общероссийской культуры в ЮФО и СКФО. Предлагаются меры по развитию меценатства в регионе.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, меценатство, культура, власть, предпринимательство, фестивали, награды, юг России, Кавказ.
The article defines the place of philanthropy in the social responsibility of business in the Russian Federation, its role in the reproduction and development of culture in multiethnic southern Russia. We consider the contradictions in the process of institutionalization of philanthropy in Russia and its practice in support of ethnic cultures and Russian identity. The potential partnership of business and government in the form of patronage in the formation of the Russian nation and strengthening common values is considered. The data on specific business support various forms of ethical regional and national Russian culture in the Southern Federal District and the North Caucasian Federal District are presented. Measures for the development ofphilanthropy in the region are suggested.
Keywords: social responsibility of business, sponsorship, culture, power, entrepreneurship, festivals, awards, South Russia, Caucasus.
Возрождение предпринимательства в современной России выдвинуло в качестве научной и практической проблему становления, развития и осмысления форм реализации социальной ответственности бизнеса. Экономический кризис 90-х гг. XX в., сокращение государственных расходов и переосмысление самих функций государства в условиях новой социально-экономической системы поставили
отечественную культуру в сложное, не только финансовое, положение. Возможности государства в поддержании и развитии культурной сферы ограничены. В связи с чем в современной ситуации особую актуальность приобретают вопросы участия бизнеса в сохранении и развитии культуры как основы формирования и укрепления российской идентичности, что в свою очередь является
необходимым условием успешного развития национального предпринимательства.
В литературе, посвященной социальной ответственности бизнеса, в основном освещаются общие вопросы истории и практики благотворительности в России, ее этические аспекты. Менее разработаны учеными проблемы современного меценатства и его региональных особенностей.
Цель статьи - на основе практики меценатства рассмотреть формы реализации социальной ответственности бизнеса в сфере культуры на юге России.
Тема социальной ответственности как «христианской ответственности» бизнесменов появляется в религиозно-практических дискуссиях в середине XIX в. В настоящее время существуют различные интерпретации концепции социально ответственного бизнеса.
Согласно наиболее распространенной из них теории корпоративного «разумного эгоизма», единственная ответственность бизнеса - увеличение прибыли для своих акционеров. Ее сторонники настаивают на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто «хороший бизнес», поскольку он сокращает долгосрочные потери прибыли. А социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.
В своих исследованиях будем придерживаться точки зрения Комитета по экономическому развитию, сформулировавшего теорию корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей. Таким образом, рассмотрим социальную ответственность бизнеса как контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует. При этом объектом ответственности выступают как другие люди, в том числе будущие поколения, общности, так и материальные, социальные и духовные ценности, окружающая среда.
Понятие «культура» также не имеет общепринятого определения. В своей работе будем трактовать этот термин не только как процесс создания человеком материальных и духовных ценностей, но и как совокупность навыков и умений, генерирующих опыт предшествующих поколений и обеспечивающих жизнедеятельность современного общества.
Культура выполняет важную функцию трансляции социального опыта через освоение новым поколением предметного мира культуры, системы навыков и технологических приемов, а также культурных ценностей и образцов поведения, т.е. как материальных, так и духовных элементов.
Социальная ответственность бизнеса в сфере культуры определяется понятием «меценатство». В настоящее время оно выражается не только в поддержке бизнесом творческих работников (художников, скульпторов и т.д.), но и в финансировании системы образования, проектов по сохранению памятников материальной и духовной культуры и культурной среды в целом.
Особая роль принадлежит меценатству на юге России, где этнический бизнес участвует в воспроизводстве этнических культур, а крупный бизнес ориентирован на поддержку и развитие областей культуры, укрепляющих общероссийскую идентичность. Так, предприниматели юга России финансируют ежегодный фестиваль «Мир Кавказа» (до 2010 г. -«Мир Кавказу»), играющий важную роль в культурном взаимодействии и взаимовлиянии народов ЮФО и СКФО.
ОАО «РусГидро» в качестве одного из направлений благотворительной и спонсорской деятельности называет «содействие восстановлению историко-культурных памятников России, развитию культуры, образования, науки, спорта» [1]. В 2008-2009 гг. компания была спонсором выступления симфонического оркестра под управлением В.А. Гергиева во Владикавказе. Профинансировала из собственных средств охранно-спасательные (археологические) работы в районе Зарамагских ГЭС.
Фонд художника-модельера Альбины Та-жевой в 2010 г. выступил одним из организаторов Международного конкурса рисунков «Сокровища нартов», в котором участвовали дети из 10 стран. 100 лучших работ, отобранных по результатам конкурса, демонстрировались в трех городах Турции. В январе 2011 г. заключительная выставка фестиваля-конкурса состоялась в Москве.
Примером коммерческой деятельности в деле сохранения историко-культурного наследия народов Северного Кавказа является «Издательство М. и В. Котляровых», выпускающее монографии, сборники исследова-
тельских работ, в том числе мемориальные исследования, ретро издания и фотоальбомы, посвященные природным и историческим памятникам Северного Кавказа.
Подвижническая работа Марии и Виктора Котляровых способствует осуществлению идей, выдвинутых Ю.А. Ждановым в конце 80-х гг. прошлого века: противопоставить деструктивным процессам на Кавказе, экстремизму и ксенофобии создание прочного научно-культурного фундамента, отражающего общую историческую судьбу и взаимопроникновение культур народов региона, издание «Свода фольклора народов Дона и Северного Кавказа», многотомных «Истории Дона и Северного Кавказа в воспоминаниях, дневниках и свидетельствах современников», «Энциклопедии культур народов Юга России». К сожалению, эти замыслы из-за отсутствия финансовой поддержки были реализованы только в виде первых книг [2, 3].
Важным представляется сохранение и развитие народных промыслов. Экономический кризис 1990-х гг. поставил народных умельцев на грань выживания. Тяжелые времена пережил, например, кубачинский промысел дагестанских мастеров металлообработки и резьбы по камню и дереву, получивший известность еще в XIX в. В последние годы в с. Кубачи возрождается ювелирный промысел.
В 75-й Международной ярмарке ремесел во Флоренции в конце апреля - начале мая 2011 г. приняли участие мастера художественных промыслов Республики Северная Осетия - Алания, Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики. В рамках ярмарки ремесел итальянской публике и гостям Флоренции в том числе были представлены национальные костюмы, сшитые мастерами владикавказской фирмы «Изольда».
Политика духовного возрождения, провозглашенная правительством, в случае утраты преемственности лучших традиций культуры не может быть полностью реализована без сохранения и возрождения историко-культурного наследия. В последнее десятилетие руководством субъектов Северного Кавказа уделяется определенное внимание сохранению объектов историко-культурного наследия. Осуществляется их реставрация, возрождение и приспособление к современному использованию. Проводятся работы по комплексному благоустройству территорий с од-
новременным воссозданием исторического ландшафта. В Северной Осетии - Алании в 2009 г. на эти цели выделено более 106 млн р., из которых 54,5 млн р. - из средств федерального бюджета, остальные - из республиканского [4]. В марте 2011 г. правительством Северной Осетии - Алании в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства принято решение о выделении грантов народным умельцам республики.
В 1999 г. в канун празднования 250-летия г. Ростова-на-Дону был освящен памятник Св. Димитрию Ростовскому, воздвигнутый на средства ОАО «Донской табак», построена и сдана в эксплуатацию колокольня Собора Рождества Пресвятой Богородицы, в апреле этого же года был открыт спортивно-оздоровительный комплекс в здании детского комбината № 64, принадлежащего ОАО «Донской табак» [5].
18 мая 2013 г. в Махачкале после реконструкции открылся Дагестанский музей изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой. В этот же день была открыта новая выставка «Дагестан глазами русских художников второй половины XIX - XX веков». Средства для реконструкции, которая велась с
2012 г., были выделены основателем группы «Сумма» З. Магомедовым. В ходе подготовки выставочного проекта при поддержке группы «Сумма» был издан иллюстрированный альбом с репродукциями более 100 работ.
За вклад в развитие культуры республики принимавший участие в церемонии открытия первый вице-премьер Дагестана А. Карибов вручил почетную грамоту правительства Дагестана исполнительному директору учрежденному группой «Сумма» благотворительного фонда «Пери» Ш. Амирхановой, активно участвовавшей в организации ремонтно-реставрационных работ в музее и проведении художественной выставки.
Присутствовавший на открытии музея член совета директоров компании «Сумма» М. Шайдаев заявил, что «Сумма» будет продолжать поддерживать подобные проекты, так как компания хочет внести вклад в то, чтобы Дагестан стал известен в мире как регион с прекрасной культурой и богатым историческим наследием [6].
При поддержке Фонда черкесской культуры «Адыги» им. Ю.Х. Калмыкова в апреле
2013 г. в Москве в галерее «Лес» была организована выставка «Оттенки черкесского». В
экспозиции были представлены 35 работ разных жанров и направлений девяти известных и начинающих черкесских авторов -живопись, графика, фотографии, прикладное искусство. Выставку посетили свыше 300 человек.
Как отметила одна из организаторов выставки М. Муссова, «аналогов таких этнопро-ектов у нас не было, и этот первый опыт мы считаем удачным... Зрителям понравилось, что, представляя искусство разных регионов, мы не стали разделять, что этот автор - из Ка-барды, а тот - из Адыгеи, а позиционировали их как представителей единого черкесского народа... Галерея находится в Доме художника, где расположено много мастерских, за счет этого выставку посещали и московские зрители, художники и дизайнеры, которые прежде ничего не слышали о черкесской культуре» [7].
Пользователь под ником Александр на сайте Фонда «Адыги» оставил следующий отзыв о выставке: «Попал на выставку совершенно случайно, был приятно удивлен увиденным, эта выставка разрушает стереотип о Северном Кавказе, мы знакомы только с танцами... Картины Мисакова вызывают противоречивые ассоциации, очень интересны и актуальны. Это, конечно, не Дали и Шемякин, но кто знает?» [7].
Примеры меценатства и социально ориентированного предпринимательства на юге России и Северном Кавказе можно продолжить. Но, оценивая ситуацию, вынуждены констатировать, что в настоящее время бизнес не осознает в полной мере собственной социальной ответственности, и его участие в сохранении историко-культурного наследия народов Северного Кавказа носит, как правило, эпизодический характер.
Последнее десятилетие в регионе с достаточной регулярностью проходят различные мероприятия, направленные на сохранение духовного наследия народов Северного Кавказа. Но организуют их в большинстве случаев государственные структуры.
Так, 17 июня 2011 г. во Дворце спорта «Манеж» г. Владикавказа открылся первый Всероссийский фестиваль народных игр и национальных видов спорта молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях Северного Кавказа. В фестивале, который продолжался три дня, приняли участие более
250 человек в возрасте от 15 до 17 лет. Удалось представить всё многообразиие национальных видов спорта и особенности народного творчества, культурных достижений регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.
Фестиваль проходил в пяти номинациях: народные промыслы и ремёсла; танцевально-музыкальный народный фольклор; народные игры; национальные виды спорта; спортивная борьба.
Организаторы фестиваля: СевероОсетинское региональное отделение государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», Министерство образования и науки РСО - Алания, Министерство по делам молодежи, физкультуры и спорта РСО - Алания, национально-культурные общества РСО - Алания, руководство республики [8].
В Нальчике 24 ноября 2010 г. прошел фестиваль детского и молодежного кинотворчества «Прорыв» в рамках региональной программы «Миротворчество и толерантность». На фестивале были представлены около тридцати кинороликов, снятых школьниками и студентами из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, Ингушетии.
Учредителями и организаторами фестиваля выступили Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный банк, Министерство по делам молодежи и работе с общественными объединениями КБР [9].
Среди организаторов нет отечественных бизнес-структур и представителей бизнеса. О какой-либо финансовой поддержке с их стороны пресса не сообщает. Или это невнимательность журналистов к меценатству современных предпринимателей? Как говорил на первой национальной конференции некоммерческих организаций России президент холдинга «Интеррос» В. Потанин, «современному меценату нужно совсем немного - ему нужно признание общественной значимости его вклада». В настоящее время существуют различные формы награждения меценатов как на региональном, так и общероссийском уровне: почетные дипломы, премии, медали, ордена.
В Ростове-на-Дону администрация Железнодорожного района учредила медаль «Доброе сердце», которая будет вручаться ежегодно самым щедрым меценатам в канун Дня Победы.
В Волгограде проводится ежегодное вручение меценатам позолоченного, серебряного и бронзового знака «Царицынский крест» за безвозмездную поддержку программ, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным категориям населения.
Однако чаще всего лучших меценатов в России принято отмечать званием «Меценат года». Конкурсы на присуждение этого звания проводятся по всей России.
В Ростове-на-Дону во Дворце спорта прошел финал пятого открытого конкурса «Лучшая модель юга России - 2002». Спонсору и покровителю ростовского «Имидж-центра» была вручена премия «Золотое яблоко» и присвоен титул «Мецената года» [10].
В Нефтекумском районе Ставропольского края проходит вручение ежегодной награды и дипломов «Признание», учрежденных администрацией муниципального района. В 2010 г. в восьми номинациях были отмечены руководители промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих организаций, частные лица, оказавшие благотворительную и спонсорскую помощь в развитии различных сфер деятельности. Главными меценатами названы коллективы ООО «РН - Ставро-польнефтегаз», СПК «Восток» и ООО Агрофирма «Киц» [1 1].
В 2010 г. глава г. Минеральные Воды К. Га-маюнов получил из рук Н. Дроздова, академика РАЕН, профессора МГУ, золотую «Звезду мецената» - орден, учрежденный национальной комиссией по общественным наградам. Мэр г. Минеральные Воды создал собственный некоммерческий благотворительный фонд, оказавший помощь сотням людей. Кроме того, из этого фонда оказывается постоянная поддержка юным спортсменам и поэтам, кавээнщикам и самодеятельным артистам [12].
Но, как отмечает Н. Давыдова, «стихийное развитие практики награждений влечет за собой обесценивание дублирующих друг друга наград. По-моему, пора в этой сфере провести своего рода инвентаризацию. Определить статус разного типа наград. И вернуть знакам отличия некую иерархичность, без которой и вне которой ценность многих ныне существующих наград будет оставаться сомнительной» [10].
Анализ практик меценатства в России позволяет выделить следующие его типы, исходя из мотивации и преследуемой цели:
1. Традиционное - т.е. безвозмездная и бескорыстная (по морально-нравственным соображениям) поддержка культуры носит, как правило, анонимный характер.
2. Рекламное - преследует цель формирования позитивного имиджа фирмы и ее владельца с целью продвижения производимой продукции.
3. Стимулируемое - нормативно-правовые, налоговые льготы и различные формы государственного поощрения социальной ответственности бизнеса.
4. Принудительное - использование вне-правового административного давления для финансирования культурных проектов или полного перекладывания на «меценатов» соответствующих обязательств органов государственного управления и местного самоуправления. В крайней форме использование меценатов для материального обеспечение самих властных структур.
5. Квазимеценатство - финансирование бизнесменами проектов, в основе которых лежат их паранаучные и псевдокультурные идеи, увлечения или фактическое приобретение авторства.
6. Коррупционное - с целью уклонения от налогов, отмывания средств.
7. Криминальное - осуществляемое теневыми экономическими структурами и криминальными авторитетами.
8. Смешанное - включающее комбинацию различных типов меценатства.
В современной России меценатство как социокультурное явление еще не сложилось. Его формированию препятствует ряд факторов, в том числе негативное восприятие в обществе представителей современного бизнеса, отсутствие правовых гарантий и эффективных механизмов государственной поддержки меценатства и благотворительности и т.д. [13].
Тем не менее постепенно меценатство получает все большее распространение. В регионах начинает зарождаться система благотворительности и меценатства с налаженной цепочкой фондов и организаций, которые сами отслеживают, кому нужна помощь, и проверяют, куда ушли деньги. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев.
Немало тому примеров и на Северном Кавказе и юге России: осуществляется восстановление церквей и мечетей, финансирование вузов, театров, музеев народного творчества, издательских проектов. Без поддержки меценатов невозможно развитие культуры Кавказа и юга России, а без культуры бизнес не сможет стать цивилизованным. К пониманию данной аксиомы начинает приходить все больше отечественных предпринимателей.
Меценатство и благотворительность в сфере сохранения и развития духовного наследия народов нашей страны в России в целом и на юге России в частности в современных условиях постепенно возрождаются. Пока нельзя говорить о том, что они получили широкое распространение, и в бизнес-сообществе Северного Кавказа сформировались традиции меценатства. Поддержка культуры со стороны предпринимателей региона чаще выражается в спонсорской помощи при организации различных культурных мероприятий: фольклорных и исторических праздников, выставок, концертов и т.д. Однако спонсорство предполагает обязательное наличие информации о жертвователе средств, что дает основание рассматривать его как один из видов рекламы, работающий на имидж компании.
Но постепенно меняется отношение бизнеса к вопросам поддержки сохранения и развития духовного наследия народов Северного Кавказа и юга России. Приходит осознание социальной ответственности за сохранение и развитие национальных культур, за судьбу региона и страны в целом.
Литература
1. Отчет о Социальной ответственности и Корпоративной устойчивости ОАО «РусГидро» за 2008 -
Поступила в редакцию
2009 гг. URL: http://www.rushydro.ru/file/main/global/ company/soäalotvetstvenost/alms/KSO_fmal_.pdf (дата обращения: 25.07.2011).
2. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / сост. В.Ф. Патракова и В.В. Черноус; отв. ред. М.Р. Гасанов. Ростов н/Д, 1991.
3. Энциклопедия культур народов Юга России. Т. 1. Народы Юга России / отв. ред. Ю.А. Жданов. Ростов н/Д, 2005.
4. В Северной Осетии на сохранение объектов культурного наследия направят более 106 млн рублей. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/153451 (дата обращения: 25.07.2011).
5. Благотворительность меценатов. URL: http://tabakrostov.nsknet.ru/blagotvoritelnost-mecenatov (дата обращения: 18.07.2011).
6. Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/224394/ (дата обращения: 02.09.2013).
7. Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/223171/ (дата обращения: 02.09.2013).
8. Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/187432/ (дата обращения: 02.09.2013).
9. Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/177530/ (дата обращения: 02.09.2013).
10. Давыдова Н. Награды для меценатов. URL: http://www.maecenas.ru/doc/2003_3_3.html (дата обращения: 18.07.2011).
11. Варданян Т. Да не оскудеет рука дающего // Российская благотворительность в зеркале СМИ. Вып. 8 (94). 16 - 10 апреля 2010 г. URL: http://www.sbor-net.ru/digest/show-93.htm (дата обращения: 18.07.2011).
12. Триско В. Звезда мецената // Российская благотворительность в зеркале СМИ. Вып. 8 (94). 16 - 10 апреля 2010 г. URL: http://www.sbornet.ru/digest/show-93.htm (дата обращения: 25.07.2011).
13. Крамарова Е.Н. Правовые аспекты институ-ционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации // Философия права. 2012. № 3. С. 126 - 130.
9 сентября 2013 г.