СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Ю.Н. Костарева, преподаватель
Уральский государственный экономический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-212-215
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности, приведены практики применения организационной социальной ответственности в период военной спецоперации направленные на поддержку военнослужащих и их семей, дана характеристика по типам и видам этих инициатив в качестве примера корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, военная спецоперация, участие бизнеса, решение социальных проблем.
Россия является одним из ведущих государств мира и имеет значительный вес в мировой политике, экономике и общественной жизни. Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом «Большой двадцатки», ШОС, БРИКС, АТЭС и других международных организаций, а также ведущим государством-членом постсоветских объединений, таких как СНГ, ОДКБ и ЕАЭС/ЕЭП.
Россия - федеративная республика с многопартийной представительной демократией, при этом президент - глава государства, а премьер-министр имеет статус руководителя правительства. Президент также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.
На протяжении нескольких лет подряд страна проходит через сложные социально-экономические процессы, участвует в масштабных глобальных трансформациях при этом усиленно развивается и не снижает свои позиции на мировой арене. Два года назад, 24 февраля 2022 года, президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине с целью защиты мирного населения Донбасса (в большинстве своем русских), а также демилитаризации и денацификации Украины» [1].
Этот конфликт стал краеугольным камнем для многих слоев общества, которые по-разному отреагировали на случившееся. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опрос проведенный в феврале 2024 года среди более полутора тысячи совершеннолетних россиян в
различных регионах показ, что уровень поддержки населения решения о проведении специальной военной операции среди опрошенных, вырос на 3 позиции по сравнению с 2022 годом и составил 68%.
Поддержка выражается по-разному, граждане собирают гуманитарную помощь, передают армии транспортные средства, закупают амуницию, военно- технические средства и др. Со стороны предпринимательского сообщества также исходит множество инициатив, выделяются средства из прибыли компании на поддержку военнослужащих, создаются проекты, внедряются инновации, что может рассматриваться как определенные формы социальной ответственности бизнеса.
Социальная ответственность в широком смысле рассматривается как этическая основа сотрудничества всех членов общества на благо конструктивных изменений, в узком смысле социальная ответственность предполагает личное участие (как активное, так и пассивное) и обязанность вносить вклад в обеспечение безопасности жизни и решения социальных проблем. Социальная ответственность как часть воспитания имеет межпоколеческий характер, в связи с тем, что действия одного поколения имеют последствия для последующих.
Основателем теории корпоративной социальной ответственности принято считать американского экономиста Говарда Боуэна, он предложил связать ответственность корпораций с обществом и опубликовал книгу под названием «Социальная ответственность бизнесмена» (1953). Г. Боуэн впервые дал опре-
деление понятию КСО, которая предполагает реализацию политики предприятия и организационных решений, направленных на общественную полезность. Фундаментальная идея корпоративной социальной ответственности выражается в том, как компания ведет себя по отношению к обществу, насколько она придерживается этичного поведения относительно заинтересованных сторон и признает превалирование правовой среды [7].
Такие авторы, как Х. Джонсон (1971); К. Дэвис (1960); Ф. Штайнер (1971); Рич. Илз (1974); А. Кэрролл (1991), У. Чаппл, Дж. Мун (2005) смогли дать более конкретное определение КСО. Они предложили рассматривать организационную социальную ответственность как часть деятельности компании, ориентированную на этику, экономику, включающую обязательства перед обществом.
В 1999 году понятие «корпоративная социальная ответственность» более точно сформулировал Генеральный секретарь ООН, Нобелевский лауреат- Кофи Аннан, выдвинув идею под названием «Глобальный договор», что предполагало сочетание мощи рыночных отношений и общечеловеческих ценностей. Таким образом, множество трактовок позволяет рассматривать это понятие с разных сторон.
В основу понятия социальной ответственности положены морально этические принципы и принятие бизнесом на себя долгосрочных общественно-полезных целей, превышающих уставленный законом минимум и соответствующих социально-экономическим условиям бизнес компании. Согласно этому социальная ответственность заключена в рамки ответственности и гражданского долга.
На практике организационная социальная ответственность выражается как продвижение инициатив ответственного бизнеса, приносящих пользу и государству, и обществу, способствующих устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного.
Корпоративную социальную ответственность разделяют на два вида: внутреннюю и внешнюю. В первом случае мероприятия и инвестиции направлены на сотрудников компании, например, гарантии индексации заработной платы, профессионального обучения, социального страхования, помощь сотрудникам и членам их семей. Внешняя организаци-
онная социальная ответственность ориентирована на лиц, влияющих прямо или косвенно на реализацию каких-либо задач, также может быть направлена на отдельную социальную группу людей.
За последнее время идея о том, что предприятия обязаны вносить свой вклад в улучшение общества, значительно расширилась. Эта ответственность теперь является приоритетом для компаний всех размеров и отраслей.
Организационная социальная ответственность характеризуется наличием субъекта воздействия в виде компаний и предпринимателей, реализующих идеи социально-ответственного поведения и объекта, представляющего собой отдельные сферы развития человеческого общества, нуждающегося в поддержке со стороны бизнеса.
Выделяют четыре типа корпоративной социальной ответственности бизнеса: экономическая корпоративная социальная ответственность, экологическая ответственность, этическая социальная ответственность и права человека, а также филантропическая или благотворительная корпоративная ответственность. Однако компании могут также рассматривать различные формы КСО, такие как разнообразие и инклюзивность, управление, благополучие и вовлеченность сотрудников.
Корпоративная социальная ответственность получила широкое распространение и имеет слияние с более масштабной концепцией устойчивого развития. КСО все чаще рассматривается не как отдельное направление, а как часть политики по достижению целей устойчивого развития [5].
Мероприятиями корпоративной социальной ответственности можно считать многие инициативы, а именно пожертвование средств, участие в государственных и муниципальных программах, внесение и реализация предложений для решения социальных проблем.
В период специальной военной операции участие бизнеса в поддержке военнослужащих и членов их семей представлено в форме благотворительности и проведении мероприятий, связанных с обеспечением и логистикой, что также можно считать проявлениями корпоративной социальной ответственности.
Президент Владимир Путин во время послания Федеральному собранию отметил, что российский бизнес за два прошедших года
направил миллиарды рублей фондам и волонтерам для поддержки военнослужащих. Миллионы людей приняли участие в акции «Мы вместе» и в проектах «Общероссийского народного фронта», «Все для победы». Российский бизнес за два года спецоперации направил миллиарды рублей волонтерским и благотворительным фондам, которые поддерживают наших воинов и их семьи.
Предприниматели-владельцы небольших точек и крупных торговых центров во всех регионах оказывают поддержку военных РФ, выполняющих боевые задачи в зоне специальной военной операции. Так, многие магазины запчастей для машин собирают комплектующие и отправляют их военным через фонды, центры волонтерства или своими силами. В торговых залах выставлены стенды для сбора пожертвований, многие производят отчисления от выручки. Так, в Красноярске перевозчики направляют часть выручки на помощь участникам СВО Московские бизнес-организации в зону боевых действий также отправляют двигатели, коробки передач, шины, батарейки, генераторы, лампочки и моторное масло. Предприниматели в Тропарево-Никулине и Ясеневе передали российским бойцам мотоциклы и автомобили.
В гуманитарных акциях во всех регионах деятельности компании приняли участие работники 23 филиалов ООО «Газпром ПХГ». Профсоюз компании реализует программу оказания помощи мобилизованным работникам и членам их семей. На средства газовиков приобретались транспорт, специализированное оборудование и снаряжение, техника и другое.
Екатеринбургская производственная компания «Форэс» за первый квартал 2023 года направила больше 24,5 млн. руб. прибыли на помощь участникам спецоперации. По данным сайта компании за все время СВО потрачено больше 82,4 млн рублей.
Федеральная компания «Сима-ленд» отправила в зону проведения спецоперации груз объемом 80 куб. метров. На собственные средства организации закуплены медикаменты, инструменты для ремонта автомобилей и обустройства окопов, электроника, оптика, одежда и многое другое. Дополнительно ока-
зывает помощь сотрудникам- членам семей военнослужащих и их детям.
Предприниматели Новосибирской области направили часть прибыли для закупки снаряжения для нужд добровольцев и мобилизованных, участвующих в специальной военной операции объем отчислений уже составляет более 20 млн. рублей.
Практически во всех регионах бизнес участвует в поддержке военнослужащих и их семей, находящихся в зоне спецоперации. Основной целью помощи является содействие в обеспечении безопасности служащих и сохранение жизни воинов и местных жителей.
Корпоративная социальная ответственность выражается не только как стремление зарабатывать деньги, улучшение условий вокруг себя, но и как содействие сохранению мира, устойчивости экономики и объединения граждан.
Программы корпоративной социальной ответственности направлены на консолидацию усилий по оказанию помощи обществу, участию в благотворительных акциях и созданию положительной социальной ценности. Компании все чаще обращают внимание на формирование КСО, чтобы изменить ситуацию к лучшему и создать позитивный бренд вокруг своей компании.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность - это стратегия, с помощью которой бизнес- компании прилагают согласованные усилия для повышения благосостояния общества и окружающей среды. Корпоративная социальная ответственность в период специальной операции имеет тип благотворительной организационной ответственности и направлена на защиту прав человека и содействует установлению мира. По виду можно определить КСО в период СВО как внутреннюю, в случае, когда меры направлены на сотрудников из числа ветеранов или уволенных в запас. Внешняя корпоративная социальная ответственность выражается в виде сбора средств, и отчислений в специальные фонды. Среди преимуществ применения мер организационной социальной ответственности следует отметить повышение вовлеченности сотрудников, поддержка местных и глобальных сообществ, расширение инвестиционных возможностей.
Библиографический список
1. Путин, Владимир Владимирович. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года, 06:00, Москва, Кремль. Администрация Президента РФ (24 февраля 2022).
2. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой от 21 февраля 2022 года. Официальный интернет-портал правовой информации (28 февраля 2022)
3. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю.Е. Благов // Российский журнал менеджмента. - 2004. - № 3. - С. 17-34.
4. Божук, С.Г. Корпоративная социальная ответственность: учебник для вузов / С.Г. Божук,
B.В. Кулибанова, Т.Р. Тэор. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 226 с.
5. Завьялова, Е.Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для вузов / Е.Б. Завьялова, Ю.К. Зайцев, Н.В. Студеникин. - М.: Издательство Юрайт, 2024. - 125 с. -ISBN 978-5-534-08409-2.
6. Костарева Ю.Н. Особенности имущественной поддержки МСП в Свердловской области в условия санкционного давления / Ю.Н. Костарева. // Управленческий учет. - 2023. - № 11-2. -
C. 520-526.
7. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. - Harper & Row: N.Y., 1953.
SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS DURING A SPECIAL MILITARY OPERATION
Yu.N. Kostareva, Lecturer
Ural State University of Economics
(Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article examines the theoretical aspects of corporate social responsibility, describes the practices of applying organizational social responsibility during a military special operation aimed at supporting military personnel and their families, and characterizes the types of these initiatives as an example of corporate social responsibility of business.
Keywords: corporate social responsibility, military special operation, business participation, solving social problems.