УДК 346.548
О. В. НАРДИНА
O. V. NARDINA
Актуальные вопросы реализации корпоративной ответственности
Topical issues of corporate responsibility
implementation
Аннотация
Понятие и сущность корпоративной ответственности, подходы к ее реализации являются наиболее актуальными темами современных дискуссий, возникающих между обществом и государством, с одной стороны, и субъектами предпринимательской деятельности — с другой.
В качестве одного из аспектов корпоративной ответственности в статье исследуется корпоративная социальная ответственность и ее становление в Российской Федерации. В настоящее время корпоративную социальную ответственность нельзя в полной мере отнести к юридической ответственности, так как ее применение базируется не на нормативных актах, а на стандартах, хотя и основанных на этических и юридических принципах ведения бизнеса, но носящих рекомендательный характер.
Автор считает, что реализация корпорациями социальных проектов должна носить инвестиционный характер и в перспективе приносить им прибыль, а обществу и государству социальную стабильность.
Ключевые слова: юридическая ответственность, корпоративная социальная ответственность, социальные программы, развитие человеческого потенциала.
Abstract
The concept and essence of corporate responsibility, approaches to its implementation are the most relevant topics of modern discussions arising between society and the state, on the one hand, and business entities, on the other.
As one of the aspects of corporate responsibility, the article examines corporate social responsibility and its formation in the Russian Federation. Currently, corporate social responsibility cannot be fully attributed to legal responsibility, since its application is based not on regulations, but on standards, although based on ethical and legal principles of doing business, but of a recommendatory nature.
The author believes that the implementation of social projects by corporations should be of an investment nature and in the future bring them profit, and social stability to society and the state.
Keywords: legal responsibility, corporate social responsibility, social programs, human potential development.
Введение
В Российской Федерации социально-ответственное поведение корпораций законодательно не закрепляется и, следовательно, не является обязательным. При этом в обществе сложилась точка зрения, согласно которой успешно функционирующие предприятия, получающие стабильную прибыль, сверхприбыль, обязаны в своей деятельности соблюдать не только этические и правовые нормы, но и активно участвовать в общественной жизни, в том числе, решая насущные проблемы.
Исследование вопросов реализации корпоративной социальной ответствен-
ности позволило выявить значительный объем научных трудов в области различных отраслей права, экономики, социологии, политологии и других наук. Вклад в формирование системы представлений о возможности применения корпоративной социальной ответственности внесли следующие исследователи: А. Н. Андруна-киевич [1], Ю. И. Буравилина и И. А. Вед-менский [2], Е. Я. Виттенберг [3], Г. В. Ку-тергина и И. А. Клестова [5], Л. Г. Паштова и М. В. Комельков [8] и многие другие.
Основное исследование
Рассматривая понятие «ответственность», как сложное явление, объединяющее в себе
морально-нравственные и юридические аспекты, А. В. Малько, Д. А. Липинский, Р. С. Маркунин, отмечают, что «до настоящего времени не выработано его общепринятого определения» [6, с. 14]. Между тем, понятие ответственности является наиболее значимой категорией в системе взаимодействия личности, общества и государства, в том числе при решении вопросов:
- определения пределов свободы и ответственности;
- изучения взаимной ответственности личности и общества, личности и государства;
- исследования ценностно-ориентированного ответственного поведения личности.
Являясь важнейшим регулятором общественных отношений, социальная ответственность включает в себя как меры государственного принуждения, так и «различные возможности, дозволения, в основе которых находятся предоставленные права, поощрения и дозволения» [6, с. 15]. При этом возможность включения позитивных мер воздействия, распространятся отдельными исследователями не только на социальную, но и на юридическую ответственность. Так, В. Г. Смирнов рассматривал юридическую ответственность через «осознание своего долга перед обществом и государством» [9, с. 79], которая проявляется «не только в связи с правонарушениями, но и реализуется при осуществлении правомерных деяний» [10, с. 21]. В. Н. Кудрявцев под юридической ответственностью понимал меры социального контроля, устанавливающие «права и обязанности индивида в отношении делегированных действий, а также юридические или моральные — положительные и отрицательные последствия в случае их выполнения или невыполнения» [4, с. 297].
Представленная концепция, характеризующая юридическую ответственность чрезвычайно широко и разделяется она не всеми учеными1. Однако при рассмотрении корпоративной социальной ответственности представляется необходимым использовать отдельные ее положения. Связано это с тем, что исследователи корпоративной ответственности традиционно выделяют два ее элемента, один из которых основывается на этических началах ведения бизнеса:
- корпоративную социальную ответственности, как «ключевую составляющую репутации бизнеса»2;
- гражданско-правовую ответственность в корпоративных правоотношениях.
В рамках данной статьи мы рассмотрим актуальные вопросы реализации в Российской Федерации корпоративной социальной ответственности.
Корпоративная социальная ответственность (КСО)3 является позитивной. В настоящее время она:
- рассматривается как философия поведения, призванная трансформировать бизнес в интересах устойчивого развития;
- реализуется посредством действий, соответствующих «этическим, юридическим, коммерческим и публичным ожиданиям общества от бизнеса или превосходят эти ожидания»4.
То есть общество вырабатывает определенные нравственно-правовые требо-
См., напр.: Сорокин В.В. Теория юридической ответствен-
ности: учебник. Барнаул: Изд-во АГУ, 2017. 247 с.; Мильков А.В. О несостоятельности концепции двухаспектной юридической ответственности // Закон. 2016. № 6. С. 152-164.
Корпоративное право: учебный курс в 2-х т. / Под ред. И. С. Шиткиной. - М.: Статут, 2018. Т. 2. С. 689. Существуют и иные трактовки этого термина, отдельные исследователи этот термин заменяют на «социальная ответственность бизнеса».
Business & Human Rights: Spring 2019 // URL: http://www. bsr.org/research/leading-perspectives. cfm (дата обращения: 10 февраля 2023 г.)
вания к бизнес-сообществу, реализация которых позволяет рассматривать категории «социальной ответственности», «социальной справедливости» и «социального прогресса» во взаимосвязи.
Исследуя сущность корпоративной социальной ответственности, обратимся к этимологии каждого элемента в данном словосочетании, в котором «корпоративная» традиционно увязывается с извлечением прибыли,а «социальная» — с обеспечением жизнедеятельности общества и каждого человека в нем. Слово «ответственность» в данном словосочетании связывается не только с морально-нравственными нормами, но и с соблюдением отдельных правовых предписаний. Таким образом, указанная деятельность подразумевает возможность (необходимость) осуществления корпорацией социальной деятельности, реализации социальных проектов результат которых, пусть даже в перспективе связывается с повышением экономического потенциала.
По наличию экономических показателей, увязываемых с извлечением прибыли, КСО отличается от благотворительности и филантропии, исключающих любую выгоду. Между тем, в Докладе «О социальных инвестициях в России — 2021 г.: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития» отмечается заметный рост КСО в российском бизнесе. При этом «совместные инициативы ответственного бизнеса преимущественно ограничиваются благотворительными проектами, включая проекты корпоративного волонтерства»5. Проводя благотворительные акции, корпорации в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135 «О благотвори-
Доклад о социальных инвестициях в России — 2021: к
трансформации бизнеса в интересах устойчивого раз-
вития / под общ. ред. Ю.Е. Благова. — М.: Ассоциация Ме-
неджеров, 2021. С. 7.
тельной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»6 Налоговым кодексом РФ7 получают комплекс государственных гарантий, в том числе, возможность уменьшения налогооблагаемой базы. При этом, вложения в социальные проекты в России до сих пор являются инвестициями только в имиджевую составляющую компании.
Подход корпораций при реализации КСО может быть многоуровневым. 1. Внутренний уровень. Реализуя компетенции данного уровня, корпорация вкладывается в воспроизводство и развитие качественной рабочей силы, поэтому он ограничен рамками данной компании. Этот уровень можно классифицировать на базовый и расширенный.
- Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение обязательств, имеющих законодательное закрепление. К ним относятся:
- обязательства по отношению к государству — полная и своевременная уплата налогов. Данная обязанность получила закрепление на самом высоком правовом уровне — в ст. 57 Конституции РФ8. Ее неисполнение может повлечь административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность. И тем не менее данная обязанность является еще и социальной. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П установлено, что «в этой обязанности налогоплатель-
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве(волонтерстве)» (в ред. от 21 ноября 2022 г.) // Российская газета. 1995. 17 августа.
Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Российская газета. 1998. 6 августа. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
щиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества»9. Публичный и социальный интерес заключаются в том, что взимание налогов позволяет перераспределять доходы, полученные бизнесом на социальные проекты, реализуемые государством, например, национальные проекты «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни»10 и др.
обязательства по отношению к работникам — создание благоприятных и безопасных условий труда, выплата заработной платы, и др. Комплекс обязанностей работодателя по отношению к работнику сформирован на основе социально-экономических прав человека, закрепленных как в общепризнанных международных актах, так и в Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 января 2022 г. № 3-П отмечает, что «работник в трудовых правоотношениях представляет экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов»11. Обязанность
9 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета. 1996. 26 декабря.
10 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» (в ред. от 21 июля 2020 г.) // Российская газета. 2018. 9 мая.; Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве РФ») (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6947. и др.
11 Постановление Конституционного Суда РФ от 20 января
2022 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности
работодателя по отношению к работнику закрепляется не только в трудовом законодательстве, но и в трудовом договоре, коллективном договоре, локальных актах. Большое значение в трудовых отношениях играет коллективный договор, охватывающий в соответствии со ст. 41 Трудового кодекса РФ12 значительный спектр обязательств работодателей и работников. Е. Я Виттенберг исследуя вопросы социальной ответственности бизнеса перед работниками отмечает, что заключение коллективного договора выгодно прежде всего предпринимателю и перечисляет причины. Среди них необходимо отметить наиболее важные. Так, коллективный договор:
- способствует установлению социального баланса между работником и работодателем;
- позволяет работодателю корректировать социальную политику предприятия в соответствии с требованиями работников;
- упрощает получение кредитов, содействует в привлечении новых акционеров и высококвалифицированных кадров и др.;
- облегчает взаимодействие с государством, профсоюзами, акционерами и др. [3, с. 78].
При этом Е.Я. Виттенберг отмечает, что
большинство предприятий не стремятся
заключать коллективной договор [3, с. 78].
- Помимо предусмотренных законодательством обязательств работодателя в отношении работников, бизнес может принимать и иные более широкие
ст. 74 и п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Пешкова» // Российская газета. 2022. 3 февраля.
12 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 19 декабря 2022 г.) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
меры, направленные на развитие работников. Это может быть повышение квалификации, мотивационные схемы оплаты труда, предоставление социального пакета, создание условий для отдыха и досуга и др. обязательства по отношению к потребителям — производство товаров, работ и услуг заявленного качества. Данные обязательства возникают на основе Закона РФ «О защите прав потребителей»13 между производителями и продавцами товаров, работ и услуг, с одной стороны, и гражданином, приобретающим этот товар для личных нужд, с другой. С публично-правовых позиций гражданин, вступающий в эти отношения в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 г. № 1377-О признается «экономически более слабой и зависимой стороной в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями»14. Именно поэтому законодатель вводит специальные требования для производителей и продавцов товаров, работ и услуг, а для потребителя дополнительные правовые гарантии. Таким образом, принцип социальной справедливости в потребительских отношениях дополняется мерами государственного принуждения, выраженных в гражданско-правовой ответственности производителей и продавцов.
13 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 5 декабря 2022 г.) // Российская газета. 1996. 16 января.
14 Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 г. № 1377-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коколева Г.В. на нарушение его конституци-
онных прав положениями п. 3 ст. 44 Федерального закона
«О связи» и п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потреби-
телей» // Российская газета. 2019. 10 июня.
- обязательства перед обществом (по возможности) — создание и предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата). Реализация бизнесом данной обязанности является чрезвычайно актуальной в связи с введенными санкциями против российских предприятий, ухода в 2022 г. с нашего рынка отдельных зарубежных компаний и как следствие высвобождения большого количества работников. При этом данная обязанность лежит не только на бизнесе, но и на государстве и реализуется она как правило комплексно. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в РФ»15 государство «проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость». Так, для создания условий реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи принимается Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 г.16 Кроме того, Правительство РФ предусматривает меры для предприятий трудоустраивающих молодых сотрудников до 30 лет. Постановлением Правительства РФ 18 марта 2022 г. № 398 предусмотрены выплаты субсидий17.
Постановлением от 19 марта 2022 г. № 410 Правительство РФ включило в число претендентов на заключение с госу-
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с изм. от 28 декабря 2022 г.) // Российская газета. 1996. 6 мая.
Распоряжение Правительства от 14 декабря 2021 г. № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 51. Ст. 8941. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 398 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 13. Ст. 2067.
15
16
17
дарством социальных контрактов граждан, оставшихся без работы с начала марта 2022 г.18
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 8319 Правительство РФ разработало меры 1Т-компаний и их работников. В частности, 1Т-специалисты получили отсрочку от военной службы20, предоставление ипотеки на льготных ус-ловиях21 и др.
Для реализации перечисленных и иных мер поддержки рынка труда и предупреждения безработицы Правительством РФ выделено из резервного фонда более 39 млрд. рублей. Из них более 6 млрд. рублей предназначены на гранты некоммерческим организациям для про-
18 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 410 «О внесении изменения в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 13. Ст. 2072.
19 Указ Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» // Российская газета. 2022. 3 марта.
20 Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам РФ, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 14. Ст. 2271.
21 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. № 805 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ. РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества
«ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (в ред. от 23 января 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 16. Ст. 2293.
ведения переобучающих курсов. После их окончания не менее 100 тыс. человек получат востребованные навыки и около 75 тыс. смогут отрыть свое дело или зарегистрироваться в качестве самозанятых22.
Расширенный уровень социальной ответственности бизнеса предполагает превышение ответственности над установленным законом минимумом. Именно на этом уровне происходит инвестирование в развитие человеческого потенциала, которое возможно только при эффективном ведении бизнеса. В рамках этого уровня проводится социальная политика, направленная на создание работникам предприятия оптимальных условий не только для работы, но и обеспечивающих личностный рост и благополучие: повышение уровня квалификации работников; профилактическое лечение; строительство жилья; развитие социальной сферы и др.
2. Внешний уровень предполагает включенность компаний в социальные проекты, направленные на развитие территорий, на которых осуществляется их деятельность. Это могут быть социальные программы, в рамках которых:
- оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения;
- осуществляется развитие детей (проведение спортивных, образовательных мероприятий);
- реализуется природоохранная деятельность (сокращение вредного воздействия на окружающую среду) и др. Данный уровень корпоративной социальной ответственности может быть реализован посредством денежных грантов,
Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2022 г. № 537-р «О выделении бюджетных ассигнований в рамках первого этапа Роструду в 2022 г. из резервного фонда Правительства РФ» (с изм. от 20 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 12. Ст. 1941.
22
пожертвований и спонсорской помощи, адресной помощи, социальных инвестиций как самостоятельно корпорацией, так и совместно с местными, региональными и федеральными органами власти, а также с институтами гражданского общества.
Итак, рассматривая и анализируя уровни и основные направления развития КСО видно, что в основном они сориентированы на сбалансированное сочетание экономических интересов с социальными проектами, и способствуют как укреплению экономических позиций, так и развитию человеческого потенциала.
Во всех странах, где бизнес является социально ответственным, государство стимулируют данную деятельность. Социальная ответственность может быть императивной — законодательно закрепленной либо государство создает льготные условия ведения бизнеса социально активным компаниям. В зависимости от государственной политики в области развития КСО выделяют две основные модели: англо-американскую и континенталь-но-европейскую.
Англо-американская модель предусматривает, с одной стороны, минимально закрепленные законодательные требования, сконцентрированные на создании благоприятных условий труда и выплаты высоких налогов. С другой стороны, «в силу природы англо-американского предпринимательства, основанного на максимальной свободе субъектов, многие сферы общественных отношений остаются до сих пор саморегулируемыми» [1, с. 1]. При этом социальное поведение предпринимателя, которое выходит за рамки минимальных законодательных требований, государством поощряется через предоставление налоговых и иных льгот.
Европейская модель КСО противоположна англо-американской. «Европей-
ский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения, а в США подобное вмешательство расценивается как нарушение свободы бизнеса» [1, с. 1]. То есть, европейские государства вырабатывают нормативные правила, регламентирующие социально ответственное поведение корпораций в отношении своих работников и местных сообществ.
На международном уровне проблемы КСО были впервые обозначены на Всемирном экономическом Форуме в 1999 г., на котором было предложено «соединить мощь рыночных механизмов с влиянием всеобщих идеалов. ... примирить творческие силы частного предпринимательства с нуждами обездоленных и потребностями будущих поколений»23. В рамках Форума был разработан Глобальный договор ООН, основанный на международных стандартах в области прав человека. К данному Договору присоединяются не государства, а корпорации, стремящиеся в своей деятельности придерживаться принципов устойчивого развития, таких как реализация бизнес-сообществом прав человека, ликвидация принудительного труда и дискриминации в трудовых отношениях, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. К 2022 г. к Глобальному договору ООН присоединилось 15 918 компаний из 162 стран24. Из числа российских компаний: РУСАЛ (2002), РЖД (2007), Роснефть (2010), ВЭБ РФ (2011), Норильский никель (2016), ТАТНЕФТЬ (2019), Совкомбанк (2019), НЛМК (2019), Росатом (2020), Сбербанк (2021) и многие другие.
23 См.: Глобальный договор ООН // ООН. Официальный сайт. URL: http://www.un.Org/russian/p artners/unglobalcompact/ review.htm (дата обращения: 10 февраля 2023 г.)
24 Информация с официального сайта Глобальный договор ООН // Глобальный договор ООН. Официальный сайт.
URL: https://www.unglobalcompact.org/ (дата обращения: 10 февраля 2023 г.)
Заключение
В настоящее время в России КСО реализуется крупными корпорациями. Средние предприятия, как правило, не осознают необходимость реализации социальных проектов, а также не имеют достаточной финансовой базы для их продвижения. Кроме того, при формировании и внедрении социальных проектов существует проблема взаимодействия государства, общества и бизнеса. Так, определяя административную или налоговую политику Правительство РФ может как создавать условия для развития бизнеса, так и препятствовать ему. В условиях санкционно-го давления на экономику России в 2022 г. государство вводит беспрецедентные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 марта 2022 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 4 и 45 ч. 1 Налогового кодекса РФ»25 предусмотрены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, возмещение НДС в ускоренном порядке, снижена ставка налога для отдельных видов бизнеса и др. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници-
пального контроля»26 вводится мораторий на плановые проверки. В Постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и отдельные законодательные акты РФ в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ»27 перечисляются сферы деятельности в отношении которых вводятся кредитные каникулы. Эти и иные социально-экономические меры, снижающие финансовую нагрузку на бизнес, обязывают последний быть социально активным, реализовывать социальные программы хотя бы в отношении своих работников и потребителей.
Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 4 и 45 ч. 1 Налогового кодекса РФ» // Российская газета. 2022. 11 марта.
Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (ред. от 24 марта 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1715. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 337 «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» и отдельные законодательные акты РФ в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11. Ст. 1716.
26
27
25
Список литературы
1. АндрунакиевичА. Н. Социальная ответственность бизнеса: теория и российская практика // Государственное управление. Электронный вестник. -2008. — № 15. — С. 1.
2. Буравилина Ю. И., Ведменский И. А. Развитие корпоративной социальной ответственности банковского и энергетического секторов — способ смягчения социальных проблем российского общества // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 9. — С. 47-50.
3. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса в России: вопросы теории // Социологическая наука и социальная практика. — 2015. — № 4 (12). — С. 74-98.
4. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука. 1986. — 448 с.
5. КутергинаГ. В., КлестоваИ. А. Особенности применения корпоративной социальной ответственности в развитии российского региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2017. — Т. 10. — № 4. — С. 126-135.
6. Малько А. В., Липинский Д.А., Мар-кунин Р.С. Юридическая ответственность как средство предупреждения правонарушений: актуальные проблемы // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 4. — С. 5-18.
7. Мильков А.В. О несостоятельности концепции двухаспектной юридической ответственности // Закон. — 2016. — № 6. — С. 152-164.
8. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2017. — Т. 10. — № 8. — С. 895-911.
References
1. Andrunakievich A. N. Social'naya otvetst-vennost' biznesa: teoriya i rossijskaya praktika [Social responsibility of business: theory and Russian practice] // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik — Public administration. Electronic bulletin. 2008. No. 15. P. 1. (In Russian).
2. BuravilinaYu. I., VedmenskijI. A. Razvitie korporativnoj social'noj otvetstvennosti bankovskogo i energeticheskogo sektorov — sposob smyagcheniya social'nyh problem rossijskogo obshchestva [Development of corporate social responsibility of the banking and energy sectors — a way to mitigate the social problems of Russian society] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika — Economics and Business: theory and practice. 2019. No. 9. P. 47-50. (In Russian).
3. VittenbergE. Ya. Social'naya otvetstvennost' biznesa v Rossii: voprosy teorii [Social responsibility of business in Russia: questions of theory] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika — Sociological science and social practice. 2015.No. 4 (12). P. 74-98. (In Russian).
4. Kudryavcev V. N. Zakon, postupok, otvetstvennost' [Law, deed, responsibility]. Moskva: Nauka. 1986. 448 pp. (In Russian).
5. Kutergina G. V., Klestova I. A. Osobennosti primeneniya korporativnoj social'noj otvetstvennosti v razvitii rossijskogo regiona [Features of the application of corporate social responsibility in the development of the Russian region] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti. Ekonomicheskie nauki — Scientific and Technical Bulletin. Economic sciences. 2017. T. 10.No. 4. P. 126135. (In Russian).
6. Mal'ko A.V., LipinskijD. A., Markunin R. S. Yuridicheskaya otvetstvennost' kak sredstvo preduprezhdeniya pravonarushenij: aktual'nye problem [Legal responsibility as a means of preventing offenses: actual problems] // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Pravo. Journal of the Higher School of Economics. 2020. No. 4. P. 5-18. (In Russian).
7. Mil'kov A. V. O nesostoyatel'nosti koncepcii dvuhaspektnoj yuridicheskoj otvetstvennosti [On the insolvency of the concept of two-dimensional legal responsibility] // Zakon — Law. 2016. No. 6. P. 152-164. (In Russian).
8. Pashtova L. G., Komel'kov M. V. Social'naya otvetstvennost' biznesa: mirovye tendencii i otechestvennye osobennosti [Social responsibility of business: global trends and domestic features] // Finansovaya analitika: problemy i resheniya — Financial analytics: problems and solutions. 2017. T. 10. No. 8. P. 895-911. (In Russian).
9. Смирнов В. Г. Уголовная ответственность и уголовное наказание // Правоведение. — 1963. — № 4. — С. 78-89.
10. Смирнов В. Г. Функции советского уголовного права. Ленинград: Издательство Ленинградского университета. 1965. — 188 с.
9. Smirnov V. G. Ugolovnaya otvetstvennost' i ugolovnoe nakazanie [Criminal responsibility and criminal punishment] // Pravovedenie — Pravovedenie. 1963. No. 4. P. 78-89. (In Russian).
10. Smirnov, V.G. Funkcii sovetskogo ugolovnogo prava [Functions of Soviet criminal law]. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta. 1965. — 188 pp. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Нардина Оксана Владимировна, к.ю.н., доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
ABOUT THE AUTHOR
Oksana V. Nardina, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Статья поступила в редакцию 19.02.23; одобрена после рецензирования 20.03.23;
принята к публикации 06.06.23; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 19.02.23; approved after reviewing 20.03.23;
accepted for publication 06.06.23 The authors read and approved the final version of the manuscript.