РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 10 • октябрь 2018 ISSN 1994-6937
>
издательство
Г.
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
корпоративная социальная ответственность в контексте социально-экономического развития общества
Морозов А.А.1
1 Институт экономики Федерального исследовательского центра Российской академии наук, Петрозаводск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Возрастающая в настоящее время популярность социальной ответственности бизнеса во всем цивилизованном мире актуализирует переход России к новым форматам ведения бизнеса, связанным с переосмыслением его социальной роли в развитии общества. В контексте формирования нового баланса сил в социальной политике растет внимание к социальной ответственности работодателей и, следовательно, необходимость ее обоснования и оценки в современных условиях. В России взаимодействие государства и бизнеса, следовательно, и условия для развития корпоративной социальной ответственности (КСО) проходят этап формирования, который пока еще не привел к интеграции КСО и устойчивого развития в сферу публичной политики, как в Европейском союзе (ЕС). В статье рассматриваются примеры реализации принципов корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах и России. Даны рекомендации по повышению социальной ответственности бизнеса для российских реалий.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья выполнена в рамках государственного задания ФАНО России «Роль человеческого капитала: новые экономические теории - современные вызовы» (0224-2015-0003).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, менеджмент.
corporate social responsibility in the context of company socio-economic development
Morozov A.A.1
1 Institute Of Economics Of The Federal Research Center Of The Russian Academy Of Sciences, Russia
введение
В последние годы все большую популярность набирает вопрос пересмотра роли различных социальных институтов в удовлетворении социальных нужд населения и определения путей разделения социальной ответственности между участниками. С точки зрения экономики эта проблема связана с установлением рамок перераспределения, с позиций социального развития - с определением пределов солидарности. Принятие бизнесом идеологии социальной ответственности является индикатором его социальной зрелости. В основе механизма
формирования социальной зрелости субъектов управления лежит степень сформированное™ их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и ее социальное развитие [8] (Мотогоу, 2014). В России взаимодействие государства и бизнеса, следовательно, и условия для развития КСО проходят этап формирования, который постепенно активизирует процесс интеграции КСО и устойчивого развития в сферу публичной политики, как в ЕС [9] (Bashmakova, 2014).
В ответе за человека
В современных условиях одним из основополагающих экономических институтов выступает социальная ответственность предпринимательских структур, поскольку она способствует достижению устойчивого развития бизнеса в экологической, экономической и социальной сферах в связи с повышением положительного влияния на общество. Кроме того, принципы социальной ответственности бизнеса в настоящее время все больше распространяются в мировом сообществе, что вовлекает новые страны и зарубежные организации от микропредприятий до транснациональных корпораций. Несмотря на то, что эти принципы едины, они приобретают характерные черты и особенности государства, организации которого постепенно внедряют их в собственную деятельность.
В зарубежной практике сформировано множество бизнес-моделей социальной ответственности, рассмотрим американскую и европейскую практики социального предпринимательского развития (рис. 1).
ABSTRACT:_
The growing popularity of business social responsibility in the civilized world actualizes the transition of Russia to new formats of doing business associated with the rethinking of its social role in society development. In the context of the formation of a new balance of power in social policy attention is growing to the social responsibility of employers and, consequently the need for its justification and evaluation in modern conditions. In Russia, the interaction of the state and business, and therefore the conditions for the development of corporate social responsibility (CSR) are at the stage of formation, which has not yet led to the integration of CSR and sustainable development in the sphere of public policy as in the European Union (EU). The article considers examples of implementation of the principles of corporate social responsibility in foreign countries and Russia. Recommendations are given to improve the social responsibility of business for the Russian realities.
KEYWORDS: business social responsibility corporate social responsibility management
JEL Classification: M11, M14, M21 Received: 05.09.2018 / Published: 31.10.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Morozov A.A. ([email protected])
CITATION:_
Morozov A.A. (2018) Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost v kontekste sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya obschestva [Corporate social responsibility in the context of company socio-economic development]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (10). - 3119-3128. doi: 10.18334/rp.19.10.39401
Рис^ок 1. Направления социальной ответственности бизнеса в зарубежных организациях
Источник: [1] (Danshina, 2017)
Американская бизнес-модель базируется на минимизации вмешательства в корпоративную политику организаций, однако сформированы условия, которые позволяют корпорациям осуществлять инновационные программы развития социальной ответственности °изнеса.
¿Американская фармацевтичеокая корпорация Abbott Laboratories в основе собственной деятельности использует принципы социальной ответственности бизнеса по направлениям, представленным на исунке 1.
Страеегическая политика Abbott Laboratories с точки зрения элологии определяется снижением химических парниковых выбросов в природную среду, использованием водных ресурсов страны, числа отходов в производственных процессах и потре-блелием энергетических ресурсов.
Социальная работа крупнейшей американской корпорации основана на следующих аспектах:
1. Инновационное предпринимательское развитие.
2. Оказание помощи в борьбе со вспышками лихорадки Эбола и сокращении распространения гепатита С.
3. Подготовка врачей и специалистов из Индии в оперировании катаракты на глазах. Социальное тправлесие персо налом по строено на обучении и профессионально й
переподготовке кадровых ресурсов, стимулировании к работе представителей различ-
ОБ АВТОРЕ:_
МороаовА/тсенийАркадьевич, младший научный сотрудник (Morozov5890gmai1.com)
цитировать СТАТЬЮ:_
Морозов А.А. Корпоративная социальная ответственность в контексте социально-экономического развития общества // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 10. - С. 3119-3128. doi: 10.18334/rp.19.10.39401
ных меньшинств, охране здоровья работников, мероприятиях, которые направлены на устранение нарушений в человеческих правах.
Выбор поставщиков в компании Abbott Laboratories производится на основании аудита по социальной ответственности организаций. Также исследуемая корпорация следует стандартам корпоративной этики, изложенным в корпоративном кодексе компании [5].
В американских корпорациях социальная ответственность бизнеса характеризуется устойчивой предпринимательской культурой, что подразумевает популяризацию и наличие социальной стратегии, добровольное принятие и следование ее принципам среди работников, публикацию отчетов о корпоративной социальной ответственности каждый год.
Основополагающим постулатом европейской практики выступает четкая регламентация государством направлений осуществления корпоративной социальной ответственности: обязательное медицинское страхование; пенсионное обеспечение; охрана окружающей среды. Принципы социальной ответственности для европейских компаний закреплены в Интегрированной продуктовой политике, Стандартах по социальной ответственности ISO 26000, Схеме экологического аудита и менеджмента [4] (Dobrin, 2013).
Немецкая корпорация METRO AG в стратегии корпоративной социальной ответственности придерживается следующих направлений:
1. Снижение химических парниковых выбросов.
2. Сокращение водо- и энергопотребления.
3. Уменьшение отходов в производственных процессах и повышение темпов в их переработке.
4. Увеличение качественных характеристик выпускаемой продукции, сертифицируемой в виде органической.
5. Следование аспектам справедливой торговли продуктами.
6. Реализация региональной политики в производстве.
7. Формирование и осуществление благотворительных проектов.
8. Инвестирование ресурсов в развитие общественных сообществ.
9. Соблюдение принципов гендерного равноправия во внутренней среде корпорации.
10. Сокращение рабочего дня для персонала.
11. Предоставление рабочих мест работникам различных возрастных категорий и национальностей.
12. Увеличение уровня безопасности в трудовой деятельности.
13. Обучение и профессиональная переподготовка работников.
14. Выбор поставщиков и бизнес-партнеров в соответствии со следованием принципам корпоративной социальной ответственности [6].
В европейских корпорациях большинство социальных программ направлено на решение проблем в экологической сфере и ведении фермерских хозяйств.
В отличие от КСО в России европейская и американская модели социальной ответственности более развиты. В Европе во многих странах, в особенности скандинавских, важнейшую роль играет развитие и защита человеческого капитала, здоровья населения и в целом развитая экологическая ситуация в регионах. Многие крупные компании положительно относятся к нефинансовой отчетности. В России же многие крупные компанию дают лишь формальную информацию в данных отчетах ввиду определенной скрытности.
Необходимо отметить, что на современном этапе в продвижении принципов социальной ответственности российского бизнеса важную роль играют именно зарубежный опыт и корпоративные практики организаций.
Помощь лишней не бывает!
Важным элементом является диалог между бизнесом и властью. Взаимодействие бизнеса и власти в направлениях устойчивого развития является более эффективной формой в решении инфраструктурных проблем, чем бюджетное финансирование и приватизация. Механизмы взаимодействия в направлениях устойчивого развития широко используются в мировой практике для привлечения частного капитала к строительству железных дорог, автобанов, а также к совместным проектам в сфере транспорта, энергетики, экологии, ЖКХ и т. п.
В последние годы взаимодействие бизнеса и власти в направлениях устойчивого развития получает распространение и в России. Оно становится одной из наиболее эффективных форм в решении многих, в том числе инфраструктурных проблем регионов. На сегодня корпоративная социальная работа российского бизнеса является важным источником негосударственной поддержки социально-культурного развития государства, поскольку, как показывает мировая практика, государственного финансирования во многих случаях недостаточно для сохранения и развития национального культурного достояния [12] (Tolkishevskaya, Bykova, 2013). Национальные особенности реализации постулатов социальной ответственности бизнеса нужно рассматривать с экономической, правовой и этической позиций.
Ответственность российского бизнеса с экономической позиции характеризуется стремлением максимизировать прибыль, что выступает базисом для правовой и этической стороны предпринимательских принципов. Относительным показателем прибыльности компаний является рентабельность. Параметр рентабельности в российском бизнесе зависит от размера предприятия и его отраслевой принадлежности. В малом предпринимательском секторе уровень рентабельности гораздо ниже в сравнении с крупными предприятиями. Также зарубежные эксперты отмечают высокий параметр рентабельности российского бизнеса. Следовательно, высокий уровень рентабельности формирует материальную базу с целью осуществления социальной ответственности в бизнесе.
Ответственность российского бизнеса с правовой позиции подразумевает соответствие предпринимательской деятельности юридическим нормам, общественным ожи-
даниям. Однако основополагающим фактором сокращения правовой ответственности в бизнесе выступает коррупционность и несправедливое перераспределение денежных ресурсов в государстве.
Ответственность российского бизнеса с этической позиции требует от организации следовать общественным ожиданиям, что включает в себя осуществление образовательных программ, медицинского обслуживания населения и сотрудников [3] (Avilova, 2016).
В вопросе регулирования корпоративной социальной ответственности практически не существует законов, по которым можно было бы привлечь предпринимателей к административной или уголовной ответственности, но существуют закрепленные в мировых стандартах нормы и правила, несоблюдение которых влечет за собой серьезные экономические и этические последствия. Отсутствие грамотной институциональной среды и слабость диалога бизнеса, общества и власти является главной проблемой социальной ответственности бизнеса (СОБ) в России. Однако, как мы видим из Регистра корпоративных нефинансовых отчетов (РСПП), в плане отчетности все больше компаний предоставляют нефинансовые отчеты.
Существуют также причины, которые побуждают российские компании ориентироваться на принципы социальной ответственности бизнеса (рис. 2).
Вместе с тем для повышения активности российского бизнеса с точки зрения социальной ответственности необходимо:
1. «Социально» работать в предпринимательской сфере, особенно с малым и средним бизнесом, с целью разъяснения экономических и социальных выгод для предприятия при использовании принципов социальной ответственности.
2. Формирование национальной оценки в области реализации постулатов социальной ответственности бизнеса, критерии которой должны основываться на сложившихся традициях российского общества. Данный подход будет способствовать созданию единого стимула с целью эффективного развития социально-ориентированного предпринимательства.
3. Юридическое закрепление социальной публичности предприятий, законодательное ужесточение наказаний для руководителей при нарушении человеческих прав наемных работников и нарушениях в охране окружающей среды.
В заключение отметим, что специфика российской социальной ответственности обусловлена сменой социально-экономической системы, значимыми изменениями в экономике, что меняет расстановку влияния между субъектами социальной ответственности. Социальная политика в России, основанная на некоторой ограниченности участия государства, фактически ведет к повышению значения работодателя как субъекта социальной ответственности [10] (Kopytova, 2017).
Так же стоит учесть, что мы живем в эпоху реформ, и они изменили и социально-экономическую ситуацию в обществе. В результате чего складывается рыночная инфраструктура, появляются новые механизмы организации и финансирования.
Рисунок 2. Причины, побуждающие российские компании ориентироваться на принципы
социальной ответственности,% Источник: [2] (Dokholyan, 22015)
В основе социальной политики сейчас главенствует приоритет индивидуализма и частной собственности, возрастание личной ответственности за свое здоровье [13] (Moтozov, 2015).
Одной1 из основных проблем в российской социальной ответственности бизнеса являетс тсутствие грамотного диалога меж у обществом, бизнесом и властью. Взаимодействие власти и бизнеса для устойчивого развития территорий, построенное на консолидированной социальной ответственности как ктмпаний, так и территориальных общин развиваться как организации «на расстоянии вытянут ой рнки», которые не являются структурными подразделениями городских советов, но через систему наблюдательных советов, кокитетов управления внедрением стратегий действовать в направлении интересов общин, создавая условия для привлечения перспективного бизнеса, а следовательно, и социального развития. Несмотря на то, что территории разные, компании реализуют проекты в западных, восточных, центральных областях, где проблемы и подходы к их решению могут быть разными, но «почерк» компании сохраняется в системе стандартизации услуг [12] (Tolkishevskaya, Ву^уа, 2013). С каждым городом заключен отдельный договор о реализации программы действий, но в целом обеспечивается структурная, информационная, тематическая целостность проекта для его реализации в каждом местном сообществе отдельно.
После осознания потребности в СОБ всеми тремя участниками социально-экономических отношений - населением, бизнесом и властью - наступает самый важный этап - ее институционализации, например, через формирование социального партнерства. Оно призвано упорядочить взаимоотношения между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений [11].
Важным элементом популяризации КСО у российских компаний является повышение репутации этих компаний. Однако многие крупные компании в России являются монополистами в своей сфере, и это - большая проблема. В результате в российских реалиях именно развитие институциональной среды заставит компании придерживаться принципов СОБ.
заключение
Социальная ответственность бизнеса представляет собой единую концепцию предпринимательской ориентации в таких областях, как экология, социальная работа, управление сотрудниками, взаимоотношения с поставщиками и иными институтами, что способствует устойчивому корпоративному развитию с экономической, экологической и социальной сторон. Рассмотрение примеров реализации постулатов корпоративной социальной ответственности за рубежом позволяет сделать вывод о том, что для российского бизнеса важно использование зарубежного опыта в предпринимательской социальной ориентации.
ИСТОЧНИКИ:
1. Даньшина В.В. Зарубежный опыт реализации социальной ответственности бизне-
са // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2017. - № 40. - doi: 10.17223/19988648/40/13.
2. Дохолян С.Б. Основные направления развития корпоративной социальной ответст-
венности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики, 2015. - № 1.
3. Авилова М.Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции,
проблемы, решения. E-koncept.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept. ru/2016/56712.htm (дата обращения: 01.09.2018).
4. Dobrin G.I. The social policy of the European Union // International Journal of Business,
2013. - № 10.
5. Abbott Laboratories. [Электронный ресурс]. URL: http://www.abbott.com (дата обра-
щения: 26.08.2018).
6. Metro ag. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metroag.de/en ( дата обращения:
26.08.2018 ).
7. Social enterprise in Europe: recent trends and developments. European Research Network. [Электронный ресурс]. URL: https://orbi.uliege.be/bitstream/2268/11568/17 WP_08_01_SE_WEB.pdf (дата обращения: 30.08.2018).
8. Морозов А.А. Институциональные предпосылки формирования и развития корпо-
ративной социальной ответственности в России // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2014. - № 4(41).
9. Башмакова Е.П. Государственное регулирование развития корпоративной соци-
альной ответственности (КСО): зарубежный и российской опыт // Север и рынок: формирование экономического порядка, 2014. - № 4(41).
10. Копытова Е.Д. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы развития / Под науч. рук. Т.В. Усковой. - Вологда: ВолНЦ РАН, 2017.
11. Трудовой кодекс РФ. Ч.2. Р.2. Г.3 Ст. 23
12. Толкишевская Т.М., Быкова А.В. Актуальные проблемы становления социальной ответственности бизнеса в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2013. - № 12(27). - url: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3383.
13. Морозов А.А. Социальная ответственность бизнеса в системе // Труды Карельского научного центра Российской академии наук, 2015. - № 3.
REFERENCES:
Abbott Laboratories. Retrieved August 26, 2018, from http://www.abbott.com Bashmakova E.P. (2014). Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti (KSO): zarubezhnyy i rossiyskoy opyt [State regulation of corporate social responsibility (CSR) development: foreign and Russian experience]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. (4(41)). (in Russian).
Danshina V.V. (2017). Zarubezhnyy opyt realizatsii sotsialnoy otvetstvennosti biznesa [Foreign realization experience of Social Liability of Business]. Tomsk State University Journal of Economics. (40). (in Russian). doi: 10.17223/19988648/40/13. Dobrin G.I. (2013). The social policy of the European Union International Journal of Business. 4 (10).
Dokholyan S.B. (2015). Osnovnye napravleniya razvitiya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti biznesa v Rossii [Main areas of focus of development of corporate social responsibility of business in russia]. Regional problems of transforming the economy. (1). (in Russian). Kopytova E.D. (2017). Sotsialnaya otvetstvennost biznesa: problemy i perspektivy razvitiya [Business social responsibility: problems and prospects of development] Vologda: VolNTs RAN. (in Russian). Metro ag. (in Russian). Retrieved August 26, 2018, from https://www.metroag.de/en
Morozov A.A. (2014). Institutsionalnye predposylki formirovaniya i razvitiya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Rossii [Institutional prerequisites for the formation and development of corporate social responsibility in Russia]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. (4(41)). 42-44. (in Russian). Morozov A.A. (2015). Sotsialnaya otvetstvennost biznesa v sisteme [Corporate social responsibility in the "employer-employee" system: an empirical analysis]. Trudy karelskogo nauchnogo tsentra rossiyskoy akademii nauk. (3). (in Russian). Social enterprise in Europe: recent trends and developmentsEuropean Research Network. Retrieved August 30, 2018, from https://orbi.uliege.be/ bitstream/2268/11568/1/WP_08_01_SE_WEB.pdf Tolkishevskaya T.M., Bykova A.V. (2013). Aktualnye problemy stanovleniya sotsialnoy otvetstvennosti biznesa v Rossii [Actual problems of formation of social responsibility of business in Russia]. Economics and innovations management. (12(27)). (in Russian).