Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИК КСО ЗАРУБЕЖНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИК КСО ЗАРУБЕЖНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / МОДЕЛИ КСО / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ / АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ КСО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов М. К., Пупенцова С. В.

Статья посвящена сравнительному исследованию практик корпоративной социальной ответственности зарубежных корпоративных структур. Рассмотрены различные подходы к определению социальной ответственности бизнеса и охарактеризована эволюция развития понятия. Приведена характеристика самых распространенных моделей корпоративной социальной ответственности, а также проанализированы тенденции по изменению направлений корпоративной социальной ответственности. Исследовав множество моделей КСО следует отметить, что с распространением концепции КСО в каждой стране формируется своя национальная специфика социальной ответственности и корпоративного участия, обусловленная культурными ценностями и традициями. Предложено разделить все модели КСО на основные и гибридные. Основные модели - это американская, европейская (континентальная) и азиатская. Все остальные модели, о которых идет речь в этой статье, автор считает гибридными, то есть они сочетают в себе характерные черты основных моделей КСО. Проанализировав практики КСО ряда зарубежных корпоративных структур, было выявлено, что многие компании сосредотачиваются на четырех широких категориях КСО - усилия по охране окружающей среды, филантропия, этические трудовые отношения, волонтерство. Для зарубежных компаний свойственно соблюдение ответственности перед социумом, в котором они существуют. Первопричиной такого подхода является жесткое законодательное и общественное регулирование, а также большое количество общественных организаций и активистов, которые постоянно акцентируют внимание на вопросе экологичности, гендерного равенства, финансовой честности и т.д., контролируют действия компании. На основе проведенного зарубежного опыта выделены проблемные аспекты развития отечественной модели социальной ответственности бизнеса и предложены некоторые пути ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY PRACTICES OF FOREIGN CORPORATE STRUCTURES

The article is devoted to the comparative study of corporate social responsibility practices of foreign corporate structures. Different approaches to the definition of corporate social responsibility of business are considered and the evolution of the concept is characterized. The characteristic of the most widespread models of corporate social responsibility is given, and also tendencies on change of directions of corporate social responsibility are analyzed. Having studied many models of CSR it should be noted that as the concept of CSR spreads in each country its own national specificity of social responsibility and corporate participation is formed due to cultural values and traditions. The authors propose to divide all CSR models into basic and hybrid ones. The basic models are American, European (continental) and Asian. The author considers all other models discussed in this article to be hybrid, i.e. they combine features of the main CSR models. Having analyzed the CSR practices of a number of foreign corporate structures, it was found that many companies focus on four broad categories of CSR - environmental protection efforts, philanthropy, ethical labor relations, and volunteering. It is characteristic of foreign companies to be responsible to the society in which they exist. The primary reason for such approach is strict legislative and public regulation, as well as a large number of public organizations and activists who constantly emphasize the issue of environmental friendliness, gender equality, financial integrity, etc., control the actions of the company. On the basis of the foreign experience, the problematic aspects of development of the domestic model of social responsibility of business are highlighted and some ways of its further development are proposed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИК КСО ЗАРУБЕЖНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР»

УДК 316.422.42

DOI: 10.17586/2310-1172-2023-16-2-103-112 Научная статья

Сравнительный анализ практик КСО зарубежных корпоративных структур

Канд. экон. наук Измайлов М.К. [email protected] Канд. экон. наук Пупенцова С.В. [email protected] Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

Статья посвящена сравнительному исследованию практик корпоративной социальной ответственности зарубежных корпоративных структур. Рассмотрены различные подходы к определению социальной ответственности бизнеса и охарактеризована эволюция развития понятия. Приведена характеристика самых распространенных моделей корпоративной социальной ответственности, а также проанализированы тенденции по изменению направлений корпоративной социальной ответственности. Исследовав множество моделей КСО следует отметить, что с распространением концепции КСО в каждой стране формируется своя национальная специфика социальной ответственности и корпоративного участия, обусловленная культурными ценностями и традициями. Предложено разделить все модели КСО на основные и гибридные. Основные модели - это американская, европейская (континентальная) и азиатская. Все остальные модели, о которых идет речь в этой статье, автор считает гибридными, то есть они сочетают в себе характерные черты основных моделей КСО. Проанализировав практики КСО ряда зарубежных корпоративных структур, было выявлено, что многие компании сосредотачиваются на четырех широких категориях КСО - усилия по охране окружающей среды, филантропия, этические трудовые отношения, волонтерство. Для зарубежных компаний свойственно соблюдение ответственности перед социумом, в котором они существуют. Первопричиной такого подхода является жесткое законодательное и общественное регулирование, а также большое количество общественных организаций и активистов, которые постоянно акцентируют внимание на вопросе экологичности, гендерного равенства, финансовой честности и т.д., контролируют действия компании. На основе проведенного зарубежного опыта выделены проблемные аспекты развития отечественной модели социальной ответственности бизнеса и предложены некоторые пути ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, зарубежный опыт, модели КСО, европейская модель, американская модель, зарубежные практики КСО.

Scientific article

Comparative analysis of corporate social responsibility practices of foreign corporate structures

Ph.D. Izmaylov M.K. [email protected] Ph.D. Pupentsova S.V. [email protected] Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University 195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29

The article is devoted to the comparative study of corporate social responsibility practices offoreign corporate structures. Different approaches to the definition of corporate social responsibility of business are considered and the evolution of the concept is characterized. The characteristic of the most widespread models of corporate social responsibility is given, and also tendencies on change of directions of corporate social responsibility are analyzed. Having studied many models of CSR it should be noted that as the concept of CSR spreads in each country its own national specificity of social responsibility and corporate participation is formed due to cultural values and traditions. The authors propose to divide all CSR models into basic and hybrid ones. The basic models are American, European (continental) and Asian. The author considers all other models discussed in this article to be hybrid, i.e. they combine features of the main CSR models. Having analyzed the CSR practices of a number of foreign corporate structures, it was found that many companies focus on four broad categories of CSR - environmental protection efforts, philanthropy, ethical labor

relations, and volunteering. It is characteristic of foreign companies to be responsible to the society in which they exist. The primary reason for such approach is strict legislative and public regulation, as well as a large number of public organizations and activists who constantly emphasize the issue of environmental friendliness, gender equality, financial integrity, etc., control the actions of the company. On the basis of the foreign experience, the problematic aspects of development of the domestic model of social responsibility of business are highlighted and some ways of its further development are proposed.

Keywords: corporate social responsibility, foreign experience, CSR models, European model, American model, foreign CSR practices.

В современных условиях глобализации соблюдение принципов социальной ответственности бизнеса и формирование соответствующих целей в стратегиях крупных корпоративных структур является мировым трендом, обусловленным необходимостью адаптироваться к стремительным технологическим и социальным изменениям. При этом особую актуальность приобретает исследование зарубежных позитивных практик реализации корпоративной социальной ответственности, поскольку для развитых стран характерен более высокий уровень развития корпоративной социальной ответственности из-за исторически большего опыта, в то время как российские компании в основном лишь начинают свое становление в сфере корпоративной социальной ответственности. Проблему корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) освещают в своих трудах зарубежные и отечественные ученые, в частности Ф. Котлер, Н.Г. Буркин, Н.Н. Карева, В.Д. Швецова, С.А. Казарян и др. Несмотря на множество такого вида трудов, на сегодняшний день в современной научной литературе имеется недостаток комплексных исследований, посвященных обобщению и систематизации практик КСО зарубежных корпоративных структур. Именно это и обусловило выбор темы исследования.

Целью исследования является критический анализ практик социальной ответственности, которые наработали зарубежные корпоративные структуры и обоснование возможностей их использования в условиях российской экономики.

Значение социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности) начало всесторонне осознаваться еще в 60-х годах XX века, хотя еще в 1900 г. некоторые идеи были указаны в книге известного американского бизнесмена и общественного деятеля Э. Карнеги «Евангелие богатства». Активное ее развитие наблюдается с начала 90-х годов. В последние десятилетия о важности КСО подчеркивали ведущие международные институты, эксперты и осознавали компании. Мировая практика управления рассматривает социальную ответственность предприятий как эффективный регулятор взаимоотношений между обществом, бизнесом и государством.

КСО - это концепция, согласно которой компании учитывают интересы общества, принимая на себя ответственность за влияние их деятельности на стейкхолдеров, а также их окружение [1]. Европейская комиссия определяет КСО как «ответственность предприятий за их влияние на общество» [2]. Ф. Котлер трактует КСО как включение в стратегию компаний социально ответственных подходов. [3].

Рассматривая различные подходы к определению КСО, можно сделать вывод, что она предполагает деятельность организаций, которая направлена на формирование положительного влияния на внутреннюю и внешнюю среду. Одной из крупнейших мировых инициатив в направлении КСО является глобальный договор ООН, который закрепляет 10 принципов в сфере прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. По состоянию на начало 2023 года к нему присоединились 21 631 компаний из 162 страны мира [4]. Таким образом, в современных условиях соблюдение принципов КСО является «портретом» корпоративных структур, что влияет на восприятие компании стейкхолдерами и влияет на дальнейшее развитие отношений с ними. С каждым годом количество компаний, публично освещающих реализацию принципов КСО, динамично увеличивается. При этом наблюдается эволюция направлений КСО. На начальном этапе компании сосредоточились на экологической ответственности. На втором этапе наблюдалось тяготение к филантропии, общественной деятельности и волонтерству, на третьем - усиливалась важность социальной ответственности, на четвертом - наблюдается уравновешивание бизнеса и общества. Новая эра корпоративной ответственности характеризуется сочетанием экологической, социальной, фискальной ответственности и ответственности перед работниками [5].

Введение

Основные подходы к классификации моделей развития корпоративной социальной ответственности в мире

Анализ различных литературных источников показал, что не существует единого подхода к реализации стратегии КСО. В мировой практике различают несколько моделей КСО, среди которых самыми распространенными являются европейская, японская, американская.

Европейская модель КСО распространена в Северной Европе, ее особенность состоит в том, что основные аспекты регулируются законом. Исследователи Д. Маттена и Дж. Мун называют европейскую модель КСО, «скрытой», потому что ответственность компаний выражается в нормативно закрепленных стандартах, которые являются обоснованными со стороны государства [6].

Японская модель КСО значительно отличается от других моделей, она является почти локальной и не воспринимается компаниями, имеющими другую территорию и вектор развития. В первую очередь японская модель обеспечивает гендерное равенство между работниками. Важным направлением КСО также является пропаганда экологического отношения к окружающей среде. Кроме того, японская модель имеет такую особенность как популяризация ответственного отношения к стране. Эта модель является самой развитой среди азиатских стран и построена на традиционном устройстве. Корпоративная социальная ответственность по японской модели ориентирована на установление долгосрочных отношений с работником. Большинство японских рабочих не меняют работу в течение своей жизни и строят карьеру в одной компании до выхода на пенсию. Причиной низкого показателя увольнения в компании являются внутренние условия труда. Работодатель создает в коллективе благоприятную атмосферу, в рамках компании пропагандируется культ семейных отношений, поддерживаются инициативы по созданию неформальных объединений, предоставляется возможность поэтапного карьерного роста [7].

Американская модель корпоративной социальной ответственности в основном направлена на развитие человека, его потенциал, рост не только в пределах компании, но и в социуме в целом. Основная задача этой модели - закрепить уверенность своих работников в собственной работе. Работодатели заинтересованы в осуществлении различных социальных мероприятий, страховании работников, что позволяет им формировать и поддерживать репутацию стабильной компании. В таких условиях работники более мотивированы выполнять свою работу качественно и профессионально. Стоит отметить, что эта модель корпоративной социальной ответственности также имеет государственную поддержку, ведь компании, которые активно вовлечены в сферу КСО имеют льготы на прибыль. В американском законодательстве существует практика перерасчета потраченных средств на благотворительность - такие компании лишь частично уплачивают налог по сниженным тарифам. Поэтому владельцам компаний выгодно сотрудничать с государством и развивать сферу корпоративной социальной ответственности, ведь сумма вложенных средств часто бывает меньше, чем предложенные государством льготы. Американская модель стала основой для построения других моделей социальной ответственности бизнеса. Ее преимущество заключается во включении основных каналов коммуникации компании, соблюдение взаимосвязи с государством, сотрудниками и потребителями. Таким образом компания формирует свой нематериальный актив в виде марочного капитала, лояльности потребителей и качества взаимоотношений с ними [8].

Ряд исследователей выделяет также британскую и канадскую модель КСО [9].

Британская модель КСО распространена не только в Британии, но ив странах Центральной Европы. Согласно этой модели, государство также принимает непосредственное участие в развитии этой сферы деятельности, что повлекло создание должности министра по КСО. Между государством и компанией создаются партнерские отношения. Для компаний, которые активно внедряют КСО, государство создает благоприятные условия в налогообложении. Бизнес, который сформирован на британской модели КСО, стремится самостоятельно развиваться в социальной ответственности, инициировать создание новых проектов [9].

Канадская модель развивалась на опыте европейской и американской, что дало возможность перенять лучшие стороны для достижения собственных целей. Национальный институт качества Канады (с 2011 Excellence Canada) призван помогать внедрять здоровую атмосферу в компаниях, формировать понимание, что здоровое и удовлетворенное состояние сотрудников является мерилом экономического развития и стабильности компании. Значительное внимание уделяется адаптации сотрудников, формированию в них корпоративных ценностей и осознанного подхода к КСО. В канадской модели корпоративной социальной ответственности существует практика награждения компаний «за совершенство социальных проектов». Такая награда влияет на статус компании - повышается узнаваемость бренда, увеличивается стоимость акций. Учитывая, что усилия компании направлены на создание комфорта сотрудников, результатом становится низкий процент увольнений, меньшее количество больничных, персонал является более мотивированным и продуктивным. Такой подход к развитию компании влияет на ее нематериальный актив - удовлетворение сотрудников напрямую зависит от конечного качества продукции, а она, в свою очередь формирует репутацию компании. Качество влияет на мнение потребителей об ответственности бренда, что увеличивает покупательскую активность и улучшает экономическое состояние компании [10].

С. Н. Кузнецова, А. С. Пасечник и М. И. Егорова выделяют помимо изложенных выше также китайскую и сингапурскую модель КСО [11].

Китайская модель КСО предусматривает: во-первых, поддержку развития организации в целях роста собственной общественной пользы, создание как можно большего количества рабочих мест и выплаты как можно большего количества налогов; во-вторых, упор делается на поддержку взаимосвязи развития интересов работников и интересов корпорации; в третьих, поддержку экологического аспекта функционирования организации за счет более экономного использования ресурсов, сокращения уровня загрязнения окружающей среды [11].

Сингапурская модель КСО формируется довольно быстрыми темпами. Некоторые исследователи утверждают, что эта модель сочетает в себе черты американской и британской моделей КСО, поскольку в Сингапуре, как и в Великобритании и США, хорошо развиты механизмы корпоративного управления и контроля, что обусловило существование большого количества публичных компаний [11].

В литературе можно также встретить такие модели КСО:

1) постсоветская модель КСО, для которой характерно формирование в структуре предприятия различного рода подразделений социальной направленности, к примеру, детских садов, санаториев, собственных лечебных учреждений и т.п. (Россия, Украина, Белоруссия);

2) центральноевропейская модель КСО, сочетающая черты европейской и постсоветской моделей (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия);

3) балтийская модель КСО, сочетающая черты скандинавской и постсоветской моделей (Эстония, Литва, Латвия);

4) западнобалканская модель КСО, которая является наименее развитой моделью КСО из всех моделей, присущих странам ЦВЕ (Сербия, Болгария, Косово, Румыния и Черногория) [12].

Распространение концепции социальной ответственности бизнеса в мире предопределяет возникновение относительно новых моделей КСО: латиноамериканской, африканской, исламской модели и модели КСО стран БРИКС. Латиноамериканская модель КСО характеризуется высокой активностью СМИ, благодаря которым население хорошо знакомо с основными принципами социально ответственного бизнеса. В научной литературе идут острые дискуссии по поводу целесообразности выделения латиноамериканской модели как отдельной модели КСО. Мы считаем, что эта модель находится на начальном этапе своего развития, она еще не наработала действенные механизмы социальной ответственности, которые являются специфическими для стран такого типа. Со временем она имеет все шансы встать на один уровень с американской и европейской моделями КСО. К характерным чертам латиноамериканской модели КСО относятся: относительная слабость частного сектора при ключевой роли промышленных или других профессиональных ассоциаций; низкая интеграция принципов социальной ответственности бизнеса в государственную политику; высокое влияние международных институтов; достаточно высокая осведомленность общественности с основными положениями концепции КСО, которая поддерживается:

1) отношением СМИ, которые постоянно касаются тематики социальной ответственности в бизнес-обзорах;

2) интегрированностью академических институтов: социальная ответственность включена в программы бизнес-школ;

3) существованием большого количества неправительственных организаций.

Некоторые авторы выделяют в рамках латиноамериканской модели КСО следующие модели:

1) догоняющая модель (Аргентина, Чили, Мексика);

2) переходная (остальные страны Южной Америки);

3) устойчивая (Центральная Америка и Карибы).

Отдельные исследователи выделяют среди мировых моделей КСО еще и африканскую модель, поскольку особенности ведения бизнеса и его сотрудничества с органами власти и обществом в странах этого континента достаточно понятны. В этих странах ярко выражен дисбаланс: с одной стороны - уровня экономических инвестиций, со второй - уровня соблюдения общих прав человека, и с третьей - степени участия государства в этих процессах. Африканская модель КСО сосредоточена на проектах, связанных с интересами местных сообществ, таких как обеспечение местного населения чистой питьевой водой, прекращение эксплуатации детского труда, благотворительность и помощь компаний в сфере здравоохранения, борьба с эпидемиями, голодом и т. д. Речь идет об адресном решении социальных и экологических проблем, присущих беднейшим странам мира

Итак, исследовав множество моделей КСО следует отметить, что с распространением концепции КСО в каждой стране формируется своя национальная специфика социальной ответственности и корпоративного участия, обусловленная культурными ценностями и традициями. Мы предлагаем поделить все модели КСО на основные и гибридные. Сравнительная характеристика моделей КСО представлена в табл. 1.

[13].

Таблица 1

Сравнительная характеристика моделей КСО

Наименование модели Тип модели Роль государства Формы стимулирования КСО Приоритетные направления КСО

Основные модели КСО

Американская модель Оригинальная Минимальное вмешательство Налоговые льготы, отмена штрафов, система публичных рейтингов компаний по уровню КСО Благодетельность Меценатство Спонсорство Ответственность за продукты, защиту окружающей среды, защиту сотрудников

Европейская модель Оригинальная Активная поддержка Законодательное установление норм и стандартов Человеческий капитал, права человека, Развитие образования и науки, природоохранная деятельность

Азиатская модель Оригинальная Минимальное вмешательство Социальные и экологические стандарты Экология и трудовые отношения

Гибридные модели КСО

Британская модель Сочетание американской и европейской моделей Активная поддержка, ограниченное регулирование Льготный режим налогообложения для компаний, которые ведут свой бизнес социально ответственным Социально-ответственные инвестиционные фонды, распространение учебных курсов по СВБ в системе бизнес-образования, сотрудничество со стейкхолдерами

Постсоветская модель Сочетание американской, европейской и азиатской моделей Государство как клиент, контролер и бенефициар КСО Законодательное установление экологических и социальных норм и стандартов Защита окружающей среды, защита сотрудников

Латиноамериканская модель Сочетание американской и европейской моделей Пассивная (отсутствие системной поддержки инициатив в сфере КСО) - Благотворительность, корпоративный патронаж Защита сотрудников, борьба с бедностью

Основные модели - это американская, европейская (континентальная) и азиатская. Эти модели кардинально отличаются между собой ролью государства в его формировании, степенью открытости публичной политики, уровнем активности бизнеса и общественного сектора в направлении внедрения идей социальной ответственности бизнеса. Все остальные модели, о которых идет речь в этой статье, мы считаем гибридными, то есть они сочетают в себе характерные черты основных моделей КСО. Так, канадская и британская модели сочетают в себе черты американской и европейской моделей, центральноевропейская модель - европейской и постсоветской моделей, Балтийская модель - скандинавской и постсоветской моделей и тому подобное.

Сравнительная характеристика практик КСО зарубежных корпоративных структур

Практика деятельности корпоративных структур в течение последнего десятилетия убедительно свидетельствует о росте внимания менеджмента и акционеров компаний к различным элементам корпоративной социальной ответственности. Деятельность корпораций пронизывает все сферы общественной жизни и определяет основные принципы формирования конкурентоспособности рыночных субъектов. Каждая из компаний имеет собственную стратегию развития КСО, концентрируя свои усилия вокруг отдельных направлений.

Проанализировав практики КСО ряда зарубежных корпоративных структур, было выявлено, что многие компании сосредотачиваются на четырех широких категориях КСО.

1. Усилия по охране окружающей среды. Одним из основных направлений КСО след, независимо от размера. Любые шаги, которые компания может предпринять для уменьшения своего влияния, считаются полезными как для компании, так и для общества. Так, к примеру, одной из наиболее известных компаний, которые ведут борьбу за Компания инвестировала около 3,5 млрд долл. в проекты по возобновляемым источникам энергии по всему миру. К 2030 году Google планирует использовать только безуглеродную энергию во всех своих офисах по всему миру [14].

Крупная транснациональная корпорация Shell инвестирует в крупные масштабируемые коммерческие технологии с акцентом на более низкие выбросы углекислого газа, такие как природный газ, современное биотопливо и солнечная энергия. Компания также подписала политику нулевого сжигания в факелах Глобальное партнерство по сокращению сжигания попутного газа (GGFR) Всемирного банка. В рамках партнерства Всемирный банк разработал инициативу «Ноль рутинного сжигания газа к 2030 году», к которой «Шелл» присоединилась в 2015 году. Это побуждает правительства, компании и организации-разработчики работать вместе, чтобы прекратить сжигание газа на факелах. Инициатива направлена на определение способов использования газа при добыче нефти, например, для производства электроэнергии для местных сообществ [15].

В отличие от Shell, British Petroleum (BP) придерживается гораздо более целенаправленной стратегии в отношении своей роли ценного партнера в области социальной ответственности и устойчивого развития. Их деятельность сосредоточена на сокращении выбросов углекислого газа в результате их деятельности, инвестировании в инновации, ведущие к более безопасным методам бурения, распространении принципов прав человека на внешние корпоративные заинтересованные стороны и поддержке законодательства, направленного на сохранение окружающей среды. Инвестируя значительные ресурсы в производство этанола из сахарного тростника и ветряную энергию, BP настойчиво пытается сократить свой углеродный след на 0,7 миллиона тонн, что эквивалентно выбросам углерода, производимым 334 000 европейскими автомобилями.

Как и у BP, у французской компании Total есть амбициозный план по сокращению выбросов парниковых газов за счет контроля своего углеродного следа. Их основная стратегия предполагает увеличение производства более низкоуглеродистых видов топлива, таких как природный газ, и других возобновляемых источников энергии, таких как солнечная. Благодаря низкому содержанию углерода Total настойчиво пытается уменьшить воздействие своего углеродного следа, концентрируясь на производстве большего количества природного газа, чем нефти. Развивая возобновляемые источники энергии, включая солнечную, Total благодаря своему положению мажоритарного акционера SunPower организация занимает 2-е место в мире по доходам, получаемым от работы оператором солнечной энергии. В рамках еще одной попытки сократить выбросы углекислого газа компания представила более 70 продуктов и услуг под своим брендом Total Ecosolutions. Total Ecosolutions фокусируется на оказании помощи клиентам в снижении их углеродного следа путем продвижения биоразлагаемых продуктов, энергоэффективных зданий и эффективного использования энергетических ресурсов [16].

2. Филантропия: предприятия могут практиковать социальную ответственность, жертвуя деньги, продукты или услуги на социальные цели и некоммерческие организации. Более крупные компании, как правило, располагают обильными ресурсами, которые могут приносить пользу благотворительным организациям и программам местных сообществ; однако, даже если вы являетесь малым бизнесом, ваши усилия могут иметь значение. К примеру, образование и обучение для малоимущих и недостаточно представленных групп является одним из основных направлений стратегии Google в области КСО. Поисковый гигант направляет свои технологические ресурсы в помощь тысячам людей в получении качественного образования и лучшей карьеры. Google выделил около 50 миллионов долларов на помощь детям и людям из маргинальных и обездоленных групп в нескольких регионах мира. Это финансирование помогает восполнить пробел в учебе и подготовить людей к работе завтрашнего дня.

Еще одна важная социальная проблема, которую Google пытается решить с помощью своих ресурсов, - это расовая дискриминация. Google работает над продвижением справедливости и интеграции в американскую систему, которая в настоящее время характеризуется высокой степенью расовой пристрастности. Поэтому

грантовое финансирование Google в настоящее время ориентировано на организации, работающие над решением проблемы расовых предубеждений и неравенства в Соединенных Штатах.

В качестве примера можно также привести японский опыт участия организации развития городских сообществ «Фонд Ниппон Сейненкан» в проектировании общественных пространств и достижении целей устойчивого развития городов, целью которого было побуждение участников к нахождению адекватных стратегий реализации, совместимых с конкретными предложениями по дизайну городской среды [17].

3. Этические трудовые отношения. Компании могут демонстрировать КСО, справедливо и этично обращаясь с сотрудниками. Это особенно верно для компаний, которые работают в других странах, где трудовое законодательство отличается от американского. Так, к примеру, Netflix и Spotify предлагают ряд преимуществ для поддержки своих сотрудников и их семей. Netflix предлагает 52 недели оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, который можно использовать в любое время. Аналогичная программа, хотя и на более короткий срок (24 недели), предложена Spotify.

В целях найма Starbucks в рамках реализации своей стратегии КСО направляет усилия на диверсификацию своей рабочей силы и предоставление возможности для определенных групп. К 2025 году Starbucks обязался нанять 25 000 пенсионеров в рамках своих социально-ответственных усилий. Эта инициатива также направлена на то, чтобы нанять больше молодых людей с целью «помочь им начать карьеру, предоставив им первое место работы». Starbucks также объединилась с Агентством ООН по делам беженцев, чтобы увеличить поддержку компании и усилия по достижению найма 10 000 беженцев из кандидатов на открытые вакансии [18].

4. Волонтерство. Участие в местных мероприятиях или добровольное пожертвование времени руководителя, ключевых менеджеров (и времени сотрудников) на общественные мероприятия. К примеру, Google инвестирует в проекты и некоммерческие учреждения, работающие по улучшению условий труда. Он вкладывает средства и технологии, чтобы помочь людям найти возможности и подготовить их к растущему числу рабочих мест в сфере ИТ. Google пожертвовал около 1,5 миллиона долларов США для проекта Code For America, основной задачей которого является подбор кадров. Работники Google в качестве волонтеров помогают Code For America с разработкой и масштабированием новых технологий, обеспечивая 30 000 претендентов поддержкой в обучении, чтобы те могли занять открытые вакансии [19].

Анализ практики реализации стратегий международных компаний позволяет сделать вывод, что им удалось совместить многочисленные концепции с целью реализации стратегий устойчивого развития и достижения собственных бизнес-интересов. Опыт крупнейших корпораций в сфере соблюдения принципов КСО демонстрирует успех при превращении социальных проблем в возможности для бизнеса и может быть полезным для менеджмента российских компаний, поскольку доказывает, что инициативы КСО - ключ к устойчивому развитию как в пределах отдельной страны, так и мира в целом.

Отечественная модель КСО на сегодняшний день находится на стадии активного формирования. Развитие модели имеет реальные перспективы: в условиях недостаточного государственного финансирования КСО может выступить действенным инструментом решения социальных проблем общества. Но российские компании недооценивают важность социальной ответственности и используют более прагматичные инструменты - защиту прав и законных интересов акционеров, деятельность органов управления и системы внутреннего контроля, раскрытие информации и финансовую прозрачность и тому подобное. Большинство представителей отечественного бизнеса пока не готовы к обсуждению своих интересов с широким кругом стейкхолдеров, что может повысить риск возникновения конфликта интересов, увеличения трансакционных расходов и, как следствие, привести к ослаблению устойчивости компании.

Постепенно Россия перенимает опыт иностранных компаний по реализации концепции КСО. На рынке уже есть компании, которые работают в рамках действующего законодательства, ответственно платят налоги, занимаются благотворительной деятельностью, используют PR-менеджмент для улучшения связей с общественностью и используют стратегический подход к организации КСО.

На развитие отечественной модели КСО влияет много факторов: действующее трудовое законодательство, структура экономики, международные инвестиции, неэффективность системы социальной защиты, отсутствие поддержки со стороны государства и тяжелое регуляторное бремя. Учитывая несоблюдение трудового законодательства, незащищенность работников, гендерное неравенство, преобладание в структуре экономики российской промышленности, низкий уровень развития социальной защиты уязвимых слоев общества, распространение теневой экономики и отсутствие механизмов взаимопомощи организаций и государственных институтов, можно утверждать, что существуют определенные проблемы российских компаний с соблюдением

Перспективы развития отечественной модели КСО с учетом зарубежной практики

социальной ответственности перед своими стейкхолдерами. К препятствиям на пути развития отечественной модели КСО следует отнести:

1) несовершенство отечественного законодательства в сфере КСО;

2) неосознание отечественными компаниями перспектив внедрения принципов социальной ответственности в свою деятельность;

3) нехватка средств и недостаточность опыта в процессе внедрения мероприятий [20];

4) низкий уровень осведомленности отечественных компаний об актуальных общественных проблемах, требующих решения и не имеющих достаточной поддержки от общественных и негражданских организаций;

5) отсутствие действенного механизма информирования бизнеса и общества о принципах и методах КСО, а также о потенциальных социальных и благотворительных проектах, о реальных инвесторах социальных программ;

6) отсутствие сформированного и влиятельного общественного сектора, который бы популяризировал идеи КСО, а также специалистов, которые профессионально бы занимались указанной проблемой;

7) отсутствие независимой общественной экспертизы социальных и культурных проектов и программ;

8) отсутствие действенной системы оценки обществом результатов социальных программ бизнеса и тому подобное.

Как видим, на сегодняшний день препятствий достаточно много, и они являются достаточно существенными. Для того, чтобы их преодолеть, необходимо:

- на общегосударственном уровне:

1) создать нормативно-правовую базу, которая бы популяризировала и стимулировала внедрение на отечественных предприятиях принципов социальной ответственности;

2) принять Национальную стратегию социальной ответственности;

3) провести просветительскую компанию для общества о сущности и способах реализации социальной ответственности;

4) разработать и внедрить национальный рейтинг КСО и предусмотреть награждение победителей;

5) развивать партнерские отношения между отечественными компаниями, общественными организациями и органами власти в сфере КСО;

- на локальном уровне:

1) активно изучать и адаптировать зарубежный опыт и опыт зарубежных компаний, работающих на территории России, в сфере КСО;

2) создавать в структуре отечественных компаний специальные подразделения, которые бы занимались направлением социальной ответственности;

3) вводить практику обязательного составления и обнародования ежегодных социальных отчетов компаний, внедряющих принципы КСО.

Однако одним из самых главных шагов является переменная ценностных ориентаций самих предпринимателей, которые должны понимать всю необходимость такого ведения бизнеса.

Таким образом, в мировой практике самыми распространенными являются американская, японская и европейская модели КСО. Первая основывается на филантропическом подходе и предусматривает функционирование разнообразных благотворительных организаций и фондов, проведение благотворительных акций при минимальном государственном вмешательстве в частный бизнес. Для второй указанной модели присуще более активное вмешательство государства, существенное влияние имеет Европейская комиссия ЕС по вопросам КСО. Европейская модель КСО направлена на превращение компаний в полноправных членов национальных сообществ. Активную роль играет государство и в японской модели КСО, но значительное влияние оказывают и традиции. Изучение мирового опыта корпоративной социальной ответственности, позволило сформировать вывод, что ответственность бизнеса развивается параллельно с государственными инициативами, состоянием локального рынка и настроениями общества. Именно поэтому стадию развития социальной ответственности бизнеса в России можно охарактеризовать как начальную. Большинство предпринимателей пока акцентируют свое внимание на создании положительного имиджа компании, стараются держать бизнес стабильным и соблюдать требования законодательства. Для зарубежных компаний свойственно соблюдение ответственности перед социумом, в котором они существуют. Первопричиной такого подхода является жесткое законодательное и общественное регулирование, а также большое количество общественных организаций и активистов, которые постоянно акцентируют внимание на вопросе экологичности, тендерного равенства, финансовой честности и т.д., контролируют действия компании. Эти три аспекта могут сформировать негативную репутацию, а также плохо отразиться на бизнесе в целом, поэтому компании придерживаются социальной ответственности перед потребителем, партнерами, государством и средой.

Выводы

Литература

1. Буркин Н.Г. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании // Стратегии бизнеса. 2021. Т. 9, № 10. С. 306-310. DOI 10.17747/2311-7184-2021-10-306-310.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. A renewed EU strategy 201114 for Corporate Social Responsibility. [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0681:FIN:EN:PDF

3. Kotler Ph. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause [Электронный ресурс]. - URL: https://books.google.ru/books?id=f6k9ycrf6b8C

4. Official website of UN Global Compact [Электронный ресурс]. - URL: https://www.unglobalcompact.org/

5. Карева Н.Н., Швецова В.Д. Ретроспективный анализ моделей социальной ответственности бизнеса // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2018. № 4. С. 49-53.

6. Pustokhin D.A. National Models Of Corporate Social Responsibility: Comparative Analysis / D. A. Pustokhin, I. V. Pustokhina // Intellect. Innovations. Investments. 2020. No. 5. P. 93-103. DOI 10.25198/2077-7175-2020-5-93.

7. Цуциева О.Т., Гобозова А.З. Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-modeley-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti

8. Казарян С.А. Политические аспекты американской модели корпоративной социальной ответственности транснациональных корпораций // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 5(81). С. 1645-1653. DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.028.

9. Симонова Л.М., Аникеева О.П., Бердина Л.А. Модели корпоративной социальной ответственности. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-1

10. Адухова А.Х., Дибирова М.М., Магомедов М.Ш. Социальная ответственность современных организаций. Российский и зарубежный опыт// Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4, № 3. С. 164-170.

11. Кузнецова С.Н., Пасечник А.С., Егорова М.И. Концепция корпоративной социальной ответственности // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019. № 9. С. 296-302

12. Сафин Н.В. Корпоративная социальная ответственность: сущность, модели и инструменты реализации // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8(145). С. 1016-1018. DOI 10.34925/EIP.2022.145.8.207.

13. Павлов Э.Л. Специфика современной модели корпоративной социальной ответственности иностранных нефтяных компаний в странах Африки // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 1. С. 73-84. DOI 10.18334/eo.10.1.40854.

14. Google Has Invested $3.5 Billion In Renewable Energy Projects Worldwide [Электронный ресурс]. - URL: https://www.environmentalleader.com/2022/05/google-has-invested-3-5-billion-in-renewable-energy-projects-worldwide/

15. Reducing Flaring in Shale Oil and Gas [Электронный ресурс]. - URL: https://www.shell.com/energy-and-innovation/shale-oil-and-gas/social-and-environmental-responsibility/reducing-flaring-in-shale-oil-and-gas.html

16. Duttagupta A., Islam M., Rabiei Hosseinabad, E. Zaman, M. (2021). Corporate Social Responsibility And Sustainability: A Perspective From The Oil And Gas Industry. 10.36937/janset.2021.002.004.

17. Пупенцова С.В., Ливинцова С.В., Измайлов М.К., Пупенцова В.В. Создание доверительной среды при проектировании и развитии общественных пространств // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 4. С. 24-30.

18. Starbucks Outlines Strategic Growth Agenda and Elevated Social Impact Commitments for Next Wave of Profitable Growth at 25th Annual Meeting of Shareholders [Электронный ресурс]. - URL: https://investor.starbucks.com/press-releases/financial-releases/press-release-details/2017/Starbucks-Outlines-Strategic-Growth-Agenda-and-Elevated-Social-Impact-Commitments-for-Next-Wave-of-Profitable-Growth-at-25th-Annual-Meeting-of-Shareholders/default.aspx

19. Code For America Receives $1.5M Grant From Google To Help The Government Harness Technology [Электронный ресурс]. - URL: https://techcrunch.com/2011/12/14/code-for-america-receives-1-5m-grant-from-google-to-help-the-government-harness-technology/

20. Измайлов М.К., Пупенцова С.В. Формирование интеллектуальной среды взаимодействия бизнеса и государственных органов управления в реализации концепции ESG // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2022. № 3. С. 147-155. DOI 10.17586/2310-1172-2022-17-3-147-155.

References

1. Burkin N.G. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' kak faktor ustoichivogo razvitiya kompanii // Strategii biznesa. 2021. T. 9, № 10. S. 306-310. DOI 10.17747/2311-7184-2021-10-306-310.

2. A renewed EU strategy 201114 for Corporate Social Responsibility. [Elektronnyi resurs]. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0681:FIN:EN:PDF

3. Kotler Ph. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause [Elektronnyi resurs]. - URL: https://books.google.ru/books?id=f6k9ycrf6b8C

4. Official website of UN Global Compact [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.unglobalcompact.org/

5. Kareva N.N., Shvetsova V.D. Retrospektivnyi analiz modelei sotsial'noi otvetstvennosti biznesa // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2018. № 4. S. 49-53.

6. Pustokhin D.A. National Models Of Corporate Social Responsibility: Comparative Analysis / D. A. Pustokhin, I. V. Pustokhina // Intellect. Innovations. Investments. 2020. No. 5. P. 93-103. DOI 10.25198/2077-7175-2020-5-93.

7. Tsutsieva O.T., Gobozova A.Z. Sravnitel'nyi analiz modelei korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-modeley-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti

8. Kazaryan S.A. Politicheskie aspekty amerikanskoi modeli korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti transnatsional'nykh korporatsii // Voprosy politologii. 2022. T. 12, № 5(81). S. 1645-1653. DOI 10.35775/PSI.2022.81.5.028.

9. Simonova L.M., Anikeeva O.P., Berdina L.A. Modeli korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti. [Elektronnyi resurs]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7modeli-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-1

10. Adukhova A.Kh., Dibirova M.M., Magomedov M.Sh. Sotsial'naya otvetstvennost' sovremennykh organizatsii. Rossiiskii i zarubezhnyi opyt// Russian Economic Bulletin. 2021. T. 4, № 3. S. 164-170.

11. Kuznetsova S.N., Pasechnik A.S., Egorova M.I. Kontseptsiya korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019. № 9. S. 296-302

12. Safin N.V. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': sushchnost', modeli i instrumenty realizatsii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2022. № 8(145). S. 1016-1018. DOI 10.34925/EIP.2022.145.8.207.

13. Pavlov E.L. Spetsifika sovremennoi modeli korporativnoi sotsial'noi otvetstvennosti inostrannykh neftyanykh kompanii v stranakh Afriki // Ekonomicheskie otnosheniya. 2020. T. 10, № 1. S. 73-84. DOI 10.18334/eo.10.1.40854.

14. Google Has Invested $3.5 Billion In Renewable Energy Projects Worldwide [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.environmentalleader.com/2022/05/google-has-invested-3-5-billion-in-renewable-energy-projects-

15. Reducing Flaring in Shale Oil and Gas [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.shell.com/energy-and-innovation/shale-oil-and-gas/social-and-environmental-responsibility/reducing-flaring-in-shale-oil-and-gas.html

16. Duttagupta A., Islam M., Rabiei Hosseinabad, E. Zaman, M. (2021). Corporate Social Responsibility And Sustainability: A Perspective From The Oil And Gas Industry. 10.36937/janset.2021.002.004.

17. Pupentsova S.V., Livintsova S.V., Izmailov M.K., Pupentsova V.V. Sozdanie doveritel'noi sredy pri proektirovanii i razvitii obshchestvennykh prostranstv // Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovanii. 2022. №

18. Starbucks Outlines Strategic Growth Agenda and Elevated Social Impact Commitments for Next Wave of Profitable Growth at 25th Annual Meeting of Shareholders [Elektronnyi resurs]. - URL: https://investor.starbucks.com/press-releases/financial-releases/press-release-details/2017/Starbucks-Outlines-Strategic-Growth-Agenda-and-Elevated-Social-Impact-Commitments-for-Next-Wave-of-Profitable-Growth-at-25th-Annual-Meeting-of-Shareholders/default.aspx

19. Code For America Receives $1.5M Grant From Google To Help The Government Harness Technology [Elektronnyi resurs]. - URL: https://techcrunch.com/2011/12/14/code-for-america-receives-1-5m-grant-from-google-to-help-the-government-harness-technology/

20. Izmailov M.K., Pupentsova S.V. Formirovanie intellektual'noi sredy vzaimodeistviya biznesa i gosudarstvennykh organov upravleniya v realizatsii kontseptsii ESG // Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2022. № 3. S. 147-155. DOI 10.17586/2310-1172-2022-17-3-147-155.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023 Received 13.03.2023

Принята к публикации 01.06.2023 Accepted for publication 01.06.2023

worldwide/

4. S. 24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.