Научная статья на тему 'Социальная оценка коммерческого проекта предприятия (на примере индустриального парка «Старбакс», Куньшань, Китай)'

Социальная оценка коммерческого проекта предприятия (на примере индустриального парка «Старбакс», Куньшань, Китай) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Старбакс / кофе / кофе-бизнес в Китае / социальная оценка / кофе-культура / социо-логический аспект коммерческого проекта / Starbucks / coffee / coffee business in China / social assessment / coffee culture / sociological as-pect of a commercial project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гэ Хун

При разработке бизнес-идей первостепенное значение имеет анализ имеющихся пер-спектив их реализации в конкретных социальных условиях, значимости их для населения и востребованно-сти у него. В статье предпринимается попытка рассмотреть теоретические особенности социальной оценки влияния коммерческого проекта предприятия на жизнь граждан. Отмечается, что она носит долгосрочный характер и в силу неопределенности объектов такого анализа не имеет единых стандартов и критериев осуществления. Иными словами, социальная оценка должна осуществляться объективно в соответствии с каждым отдельным случаем. В статье она выполнена применительно к реализации проекта инновационного парка «Старбакс» в г. Куньшань: анализируется его социальное влияние на использование земли и рабочей силы, а также на развитие кофе-бизнеса в Китае и распространение культуры употребления данного напитка. Установлено, что данный проект не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, а система зарплатных выплат повышает уровень жизни задействованных в нем сотрудников. Реализация проекта «Старбакс» свидетельствует о поступательном развитии такого бизнеса в Китае, а также о распро-странении кофе-культуры в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Assessment of the Impact of the Commercial Project of the Enterprise: A Sociological Aspect (On the Example of the Project of the Starbucks Industrial Park in Kunshan, China)

The primary importance in the development of business ideas is the analysis of the available prospects for their implementation in specific social conditions, their significance for the population and their de-mand from them. The article attempts to consider the theoretical features of social assessment of the impact of a commercial enterprise project on the lives of citizens. It is emphasized that it is of a long-term nature and, due to the uncertainty of the objects of such analysis, has no uniform standards and criteria for implementation. In other words, social assessment should be carried out objectively in accordance with each individual case. The theoretical framework of social assessment is also used in considering the implementation of the Starbucks Industrial Park project in Kunshan from several points of view. In particular, its social impact on the use of land and labor, as well as on the development of the coffee business in China and the spread of coffee culture are discussed. In general, as a result of our assessment, it turns out that this project will not have a negative impact on the environment, and the salary system encourages its employees. The implementation of the project indicates that Starbucks is still trying to move the coffee business forward in the Chinese market, which is theoretically useful for the spread of coffee culture in China.

Текст научной работы на тему «Социальная оценка коммерческого проекта предприятия (на примере индустриального парка «Старбакс», Куньшань, Китай)»

Научная статья УДК 316.334.2

https://doi.org/10.24158/spp.2023.9.5

Социальная оценка коммерческого проекта предприятия (на примере индустриального парка «Старбакс», Куньшань, Китай)

Гэ Хун

Независимый исследователь, Пекин, КНР, daxueeyusan@163.com

Аннотация. При разработке бизнес-идей первостепенное значение имеет анализ имеющихся перспектив их реализации в конкретных социальных условиях, значимости их для населения и востребованности у него. В статье предпринимается попытка рассмотреть теоретические особенности социальной оценки влияния коммерческого проекта предприятия на жизнь граждан. Отмечается, что она носит долгосрочный характер и в силу неопределенности объектов такого анализа не имеет единых стандартов и критериев осуществления. Иными словами, социальная оценка должна осуществляться объективно в соответствии с каждым отдельным случаем. В статье она выполнена применительно к реализации проекта инновационного парка «Старбакс» в г. Куньшань: анализируется его социальное влияние на использование земли и рабочей силы, а также на развитие кофе-бизнеса в Китае и распространение культуры употребления данного напитка. Установлено, что данный проект не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, а система зарплатных выплат повышает уровень жизни задействованных в нем сотрудников. Реализация проекта «Старбакс» свидетельствует о поступательном развитии такого бизнеса в Китае, а также о распространении кофе-культуры в стране.

Ключевые слова: Старбакс, кофе, кофе-бизнес в Китае, социальная оценка, кофе-культура, социологический аспект коммерческого проекта

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Гэ Хун. Социальная оценка коммерческого проекта предприятия (на примере индустриального парка «Старбакс», Куньшань, Китай) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 9. С. 43-47. https://doi.org/10.24158/spp.2023.9.5.

Original article

Social Assessment of the Impact of the Commercial Project of the Enterprise:

A Sociological Aspect (On the Example of the Project of the Starbucks Industrial Park in Kunshan, China)

Ge Hong

Independent researcher, Beijing, China, daxueeyusan@163.com

Abstract. The primary importance in the development of business ideas is the analysis of the available prospects for their implementation in specific social conditions, their significance for the population and their demand from them. The article attempts to consider the theoretical features of social assessment of the impact of a commercial enterprise project on the lives of citizens. It is emphasized that it is of a long-term nature and, due to the uncertainty of the objects of such analysis, has no uniform standards and criteria for implementation. In other words, social assessment should be carried out objectively in accordance with each individual case. The theoretical framework of social assessment is also used in considering the implementation of the Starbucks Industrial Park project in Kunshan from several points of view. In particular, its social impact on the use of land and labor, as well as on the development of the coffee business in China and the spread of coffee culture are discussed. In general, as a result of our assessment, it turns out that this project will not have a negative impact on the environment, and the salary system encourages its employees. The implementation of the project indicates that Starbucks is still trying to move the coffee business forward in the Chinese market, which is theoretically useful for the spread of coffee culture in China.

Keywords: Starbucks, coffee, coffee business in China, social assessment, coffee culture, sociological aspect of a commercial project

Funding: Independent work.

For citation: Ge Hong (2023) Social Assessment of the Impact of the Commercial Project of the Enterprise: A Sociological Aspect (On the Example of the Project of the Starbucks Industrial Park in Kunshan, China). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), 43-47. Available from: doi:10.24158/spp.2023.9.5 (In Russian).

© Гэ Хун, 2023

СОЦИОЛОГИЯ ЭОСЮЬООУ

Теоретические особенности социальной оценки. Социальная оценка является методом анализа вклада инвестиционных проектов в достижение социальных целей, в которые включаются, например, перспективы экономического роста и справедливого распределения доходов. Среди них особое место занимает распределение прибыли, полученной в результате реализации проекта, с точки зрения времени и пространства (Ковалев, 2016).

В первом случае имеется в виду распределение дохода между настоящим и будущим, то есть между потреблением и накоплением (реинвестированием). Во втором - между различными социальными слоями и регионами.

Целью социальной оценки является определение общественной пользы от реализации проекта, анализ адаптивности социальной среды в регионе к определенному виду деятельности, предусмотренному этим проектом, а также оценка перспектив его реализации путем анализа различных факторов. Кроме того, социальная оценка направлена на то, чтобы выработать скоординированные решения для обеспечения конструктивного взаимодействия с местным обществом, устранения социальных рисков, связанных с осуществлением проекта и поддержки общественной стабильности.

Проведение социальной оценки должно способствовать координации бизнес-направлений и приведению содержания конкретного проекта в соответствие с интересами региона, уменьшению социальных противоречий и споров, предотвращению возможных неблагоприятных социальных воздействий и последствий и укреплению социальной стабильности, а также снижению общественных рисков, связанных с реализацией проекта, и повышению эффективности инвестиций.

Социальная оценка характеризуется рядом признаков.

Во-первых, она носит долгосрочный характер. Как мы выше отметили, анализ какого-либо проекта предприятия основывается на целях социального развития, которые формулируются на основе реальных потребностей развития общества, страны и региона, касаются таких жизненно важных категорий, как экономический рост, национальная безопасность, контроль за рождаемостью, сокращение безработицы и бедности, сохранение окружающей среды и т. д.

Важно отметить, что, как правило, экономическая оценка рассматривает последствия коммерческих проектов такого рода только на ближайшие 20 лет, социальная же ориентирована на среднесрочные и долгосрочные (от десятилетия до ста лет) планы развития.

Во-вторых, цели социальной оценки отличаются многообразием и определенной сложностью. Анализ их должен осуществляться сразу на трех уровнях - государственном, региональном и районном, поскольку основывается на имеющемся уже опыте.

В-третьих, критерии социальной оценки различаются. Это связано с тем обстоятельством, что имеются выраженные различия между производственными областями и регионами реализации проектов. Речь идет, прежде всего, о многообразии окружающей среды, комплексе влияющих факторов, интересах местного сообщества, проявлениях социального эффекта и т. д. В силу всего этого сложно использовать единые стандарты и критерии в оценке и сравнении социального влияния проектов. Следовательно, необходимо задействовать гораздо больше специфических показателей, ориентированных на оценку состояния конкретных областей деятельности, а также больше критериев для количественного анализа, чем для качественного.

Далее рассмотрим основное содержание социальной оценки. Оно включает в себя три аспекта: установление воздействия проекта на жизнь населения, определение взаимной выгодности проекта для инвестора и регионального сообщества, анализ социальных рисков.

Изучение воздействия проекта на жизнь населения осуществляется, как правило, на трех уровнях - начиная с государственного, регионального вплоть до районного. При этом позитивные и негативные влияния должны быть учтены беспристрастно. С помощью результатов анализа возможно ответить на следующие вопросы, как влияет проект на доходы жителей данного населенного пункта (или района), на уровень и качество жизни граждан; как он сказывается на занятости жителей, на интересах нуждающихся людей; как влияет на состояние культуры, образования и здравоохранения, обустройство инфраструктуры, процессы социального обслуживания и урбанизации, обычаи и религии местных этнических меньшинств и пр.

Анализ взаимной выгодности проекта заключается главным образом в выяснении того, востребован ли он местной социальной средой и соответствует ли условиям, имеющимся в ней, а также в установлении степени поддержки проекта различными заинтересованными сторонами - местными органами власти и жителями и в исследовании процессов взаимной адаптации между ними. В связи с этим при разработке проекта следует предпринять следующие действия:

1) проанализировать и спрогнозировать отношение граждан из числа местного населения к строительству и эксплуатации проекта, выбрать формат взаимодействия различных заинтересованных сторон, которые могут способствовать успеху проекта, предложить превентивные меры в отношении факторов, которые могут препятствовать существованию и развитию проекта;

2) оценить перспективы установления конструктивных взаимоотношений с общественными организациями в районе, где расположен проект, а также с органами региональной власти;

3) проанализировать и спрогнозировать, сможет ли социальная среда в районе нахождения проекта адаптироваться к потребностям его реализации.

Анализ социальных рисков проекта состоит в выявлении различных факторов, которые могут повлиять на проект, имеют длительный срок действия и, вероятно, приведут к большим погрешностям в прогнозировании развития коммерческого проекта, а также в установлении условий социальной среды, при которых такие риски могут возникнуть.

Далее рассмотрим сферу применения социальной оценки.

Объем проекта социальной оценки. Анализ проекта в рамках социальной оценки должен быть углубленным и практико-ориентированным, при этом следует выдвинуть разумные целевые предложения по снижению социальных рисков проекта. В принципе, такого рода оценка должна касаться всех без исключения проектов, но из-за сложности проведения и необходимости определенных капитальных и временных вложений она осуществляется не всегда.

Основными объектами оценки являются:

- проекты социального обеспечения, которые активно эксплуатируются местным населением;

- инфраструктурные проекты, которые оказывают большее влияние на качество жизни людей;

- проекты, которые нивелируют или обостряют социальные противоречия;

- проекты по борьбе с бедностью;

- проекты, которые провоцируют миграцию населения.

Круг людей, на которых ориентируется социальная оценка. Социальная оценка, безусловно, должна учитывать интересы граждан, проживающих на территории реализации проекта. Исходя из этого, необходимо, чтобы человеческий фактор занимал центральное место в ходе проведения социальной оценки. Следует сфокусировать внимание на следующих группах людей: 1) бедные; 2) женщины; 3) этнические меньшинства; 4) вынужденные мигранты; 5) люди с ограниченными возможностями.

Проиллюстрируем сказанное на примере кейса инновационного парка «Старбакс» в г. Куньшан (КНР).

Оценка социального влияния проекта «Старбакс» в г. Куньшань, КНР. Данный проект расположен в городе Куньшань в районе экономического и технологического развития и ограничен на юге ул. Хунхулу, а на западе - ул. Пэнсилу. Земля, предназначенная для реализации проекта, относится к зоне промышленного назначения, поэтому строительство соответствует ее требованиям. Общая площадь территории составляет 8 га. При этом не предполагается сноса жилых построек, выкупа земли у населения и интенсификации процессов миграции.

На первом этапе реализации проекта в нем заняты 69 сотрудников, на втором - задейству-ются еще 150. Система работы организована как трехсменная. Каждый сотрудник работает 365 дней и соответственно 2 920 часов в год. Персонал лаборатории прикреплен только к первому этапу проекта и работает по односменной системе, общие часы работы составляют 300 дней и соответственно 2 400 часов в год.

В Китае рабочее время делится на три типа: стандартное, комплексное и ненормируемое. Последнее в основном относится к некоторым видам деятельности, которые трудно ограничить временными рамками: так трудится высшее руководство, сотрудники полевой службы, торговый и дежурный персонал. Комплексный рабочий день в основном практикуется по отношению к сотрудникам, которые работают на периодической основе и имеют закрепленный перечень функций в таких направлениях, как транспорт, перевозка грузов, почта и телекоммуникации, рыболовство и др. Стандартный рабочий день имеют офисные работники, он характеризуется жесткими временными рамками и выраженной регламентацией.

Закон о труде КНР1 предусматривает, что ежедневная продолжительность рабочего времени работников не превышает 8 часов, что составляет в среднем не более 44 часов в неделю. В связи с потребностями производства после консультаций с общественными организациями, защищающими права работников и получения согласия самого персонала предприятия могут увеличить рабочее время, но, как правило, не более, чем на 1 час в неделю. При этом, исходя из соображений охраны здоровья работников, сверхурочная работа не должна превышать 36 часов в месяц. За продленный рабочий день выплачивается компенсация в виде сверхурочных, которая в 1,5 раза превышает обычную почасовую заработную плату. Если работа проводится в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочных увеличивается в 2 и 3 раза соответственно.

1 О труде : Закон КНР (принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 05.07.1994, введен в действие с 01.01.1995) [Электронный ресурс] // Скорая юридическая помощь в Китае. URL: https://chinahelp.me/work/zakon-knr-o-trude (дата обращения: 15.08.2023).

СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY

В рассматриваемом проекте «Старбакс» количество сверхурочных часов превышает установленные соответствующие стандарты. Можно сказать, что зарплатная система его не совсем конкурентоспособна, но политика социального обеспечения лучше, чем в других коммерческих структурах. Так, предусмотрены надбавки за утреннюю и вечернюю смену, пособия на жилье, реализуется программа «Партнер познает мир», которая поощряет сотрудников работать в разных городах. Кроме того, «Старбакс» запустил уже множество социально значимых проектов: «План родительского ухода», который предусматривает страхование родителей сотрудников от критических заболеваний; персонализированные льготы, включающие вакцинацию; уход за домашними животными и т. д. (Гэ Хун, 2023).

На китайском кофейном рынке сформировалась трехступенчатая система конкуренции, состоящая из устоявшихся кофейных сетей, новых бутик-кофеен и ультрасовременных кофейных брендов. Среди последних - зарубежные гиганты, такие как «Старбакс» и «Costa», они по-прежнему занимают относительно большую долю рынка1. Однако с непрерывным его расширением связано вовлечение в эту сферу деятельность все большего числа игроков, в том числе отечественных, таких как «Ruixing», «Manner» и «Cotti»2. Кроме того, кофе продается в круглосуточных магазинах - «Familymart», «7-eleven», «Rosen» и «Convenience Bee». Среди онлайн-брендов, в дополнение к традиционно устоявшейся «Nestlé», на волне нового потребления также появились такие ультрасовременные бренды, как «Santon and a Half», «Yongpu Coffee» и «Sumida River»3.

Большинство фирменных магазинов кофе по-прежнему сосредоточены в больших городах, в том числе состоящих в сети «Старбакс»4. Общее количество последних в Китае составляет 5 557, из которых в больших городах размещены 60,51 %. Однако в целом представленность бренда в других относительно средних и малых городах выше, чем у прочих представителей данного направления бизнеса. Любопытно заметить, что «Manner» и «Costa» уделяют больше внимания созданию устойчивой сети в больших городах, и на их долю приходится более 80 % от общего числа магазинов в этих городах. Очевидно, что кофейным брендам необходимо продвижение в средние и малые города, где имеется спрос на предложения такого типа и интересные перспективы развития.

Рынок свежемолотого кофе является сконцентрированным с пространственной точки зрения, а розничные продажи являются олигополистическими. Бренд «Старбакс» вышел на китайский рынок раньше всех его конкурентов5. Хотя по количеству магазинов проект «Ruixing» обогнал его, у него по-прежнему есть преимущество в доле рынка. По объему розничных продаж сеть «Старбакс» заняла первое место среди всех продавцов свежемолотого кофе в Китае с долей рынка 36,4 % в 2020 г.6

С ускорением темпа жизни, увеличением доли умственного труда и постепенным развитием потребительских привычек потребление кофе постоянно растет. Однако даже на американском рынке, где данный напиток занимает абсолютное господствующее положение, его употребление не является источником культурных традиций. Соединенные Штаты, как известно, находились под влиянием британской культуры и сначала были страной, где пили чай. Однако в кофе содержание кофеина выше, чем в чае, поэтому он обладает более выраженным освежающим эффектом и вызывает привыкание. В связи с этим кофе постепенно вытеснил чай с лидирующих позиций употребления в американском обществе.

Кроме того, в основе конкуренции между ними по-прежнему лежит качество продукта. Направление эволюции свежеприготовленных напитков на материке будет зависеть именно от этого фактора. И чай, и кофе могут удовлетворить физиологические потребности людей в потреблении кофеина. Разницы между бизнес-моделями и методами маркетинга недостаточно, чтобы стать конкурентным барьером между ними. Для потребителей на китайском рынке вкус, скорость внедрения инноваций и даже сопутствующие социальные атрибуты являются ключевыми факторами, определяющими спрос на эти два товара. Свежеприготовленные напитки - отрасль с низкими порогами и высокой итерацией. Основная конкуренция в конечном итоге будет происходить на уровне качества продукта, даже если бизнес-инновации приведут к возникновению множества предложений.

1 Рынок кофе в Китае [Электронный ресурс] // PRC.today. URL: https://prc.today/rynok-kofe-v-kitae/ (дата обращения: 15.08.2023).

2 Там же.

3 Там же.

4 Какую стратегию входа использовала Starbucks в Китае? [Электронный ресурс] // Foodly. URL: https://foodly.tn/ru/tips/what-entry-strategy-did-starbucks-use-in-china/ (дата обращения: 15.08.2023).

5 Там же.

6 Freshly Ground Coffee Market Distribution in China in 2020, by Brand [Электронный ресурс] // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1171833/china-freshly-ground-coffee-market-share-by-brand/ (дата обращения: 15.08.2023).

Рынок кофе на материке обладает большим потенциалом роста. Численность населения велика, и частота потребления кофе стала основной переменной развития отрасли. Согласно отчетам1, количество чашек кофе, потребляемых на душу населения в материковом Китае (включая свежемолотый и растворимый, но исключая готовый к употреблению кофе в банках), составляет всего 6,2 чашки в год, что намного ниже, чем в Соединенных Штатах и в Гонконге - 1 095 и 250 чашек в год соответственно, причем последний также имеет долгую историю чаепития. Таким образом, на материке есть огромные возможности для увеличения потребления напитка.

Привычка китайцев пить чай является более укорененной. Кофе на материке продается менее 40 лет, и уровень его распространения по-прежнему низок. В 1980 г. бренды растворимого кофе «Maxwell» и «Nestlé» один за другим вышли на китайский рынок, и гражданам начали прививать привычки потребления этого напитка. До сих пор растворимый кофе занимает в КНР 67 % доли рынка. Розничные продажи растворимого кофе в 2021 г. достигли 9 943 млн долл. США. Исходя из цены за единицу в 2 юаня за чашку, потребители на материке выпили 2,8 млрд чашек растворимого кофе, и у них сформировались привычка его употребления2.

Однако уровень распространения магазинов свежемолотого кофе по-прежнему низок, большинство из них сосредоточено только в больших городах. Ожидается, что из-за наличия у населения привычки употребления кофе увеличение поставок свежемолотого кофе с хорошим вкусом и невысокой ценой спровоцирует рост спроса в отрасли, что позитивно скажется на реализации проектов типа «Старбакс» (Tinghuan Wu, 2022).

Таким образом, социальная оценка деятельности данной сети позволяет предположить успешность проекта в связи с благоприятным отношением к ней местной власти и населения, наличием перспектив экономического роста территорий, закрепления работников на местах, сокращения трудовой миграции.

Список источников:

Ковалев Н.В. Анализ социальной эффективности инвестиций в коммерческие проекты // Управленческое консультирование. 2016. № 2 (86). С. 120-123.

Гэ Хун. Влияние инновационного парка Старбакса на окружающую среду и общество Китая // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 442-445.

Tinghuan Wu. The Research on Starbucks' Slow-Paced Marketing Strategy in China // BCP Business & Management. 2022. Vol. 20. Р. 119-124. https://doi.org/10.54691/bcpbm.v20i.920.

References:

Kovalev, N. V. (2016) Analysis of the Social Efficiency of Commercial Projects Investments. Administrative Consulting. (2 (86)), 120-123. (In Russian).

Ge Hong (2023) The Impact of the Starbucks Innovation Park on the Environment and Society in China. Innovatsii i investitsii. (7), 442-445. (In Russian).

Tinghuan Wu (2022) The Research on Starbucks' Slow-Paced Marketing Strategy in China. BCP Business & Management. 20, 119-124. Available from: doi:10.54691/bcpbm.v20i.920.

Информация об авторе

Гэ Хун - независимый исследователь, Пекин, КНР.

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Ge Hong - Independent Researcher, Beijing, China.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.09.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

1 Gunter M. 10 China Coffee Consumption Statistics to Know in 2023: Surprising Facts! [Электронный ресурс] // Coffee Affection. URL: https://coffeeaffection.com/china-coffee-consumption-statistics/ (дата обращения: 15.08.2023).

2 Рынок кофе в Китае ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.