Научная статья на тему 'Социальная общность как субъект социального времени'

Социальная общность как субъект социального времени Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1909
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / SOCIAL COMMUNITY / SOCIAL TIME / MAN / SOCIETY / TEMPORAL CHARACTERISTICS / THE SUBJECT OF SOCIAL TIME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зборовский Гарольд Ефимович

В статье анализируется специфика темпоральных характеристик социальной общности, показываются ее отличия как субъекта социального времени от других его основных субъектов человека и общества. Доказывается научная необходимость и социальная целесообразность рассмотрения любой социальной общности сквозь призму ее временных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMMUNITY AS A SUBJECT OF SOCIAL TIME

The article analyzes the specifics temporal characteristics of a social community, showing its differences as a subject of social time from his other main actors the individual and society. The need to prove the scientific and social necessity of considering any social community in the light of its timing.

Текст научной работы на тему «Социальная общность как субъект социального времени»

YAK 316.3 ББК 60.5

Г.Е. ЗБОРОВСКИМ

G.E. ZBOROVSKY

СОиИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОУИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

SOCIAL COMMUNITY AS A SUBJECT OF SOCIAL TIME

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта №14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»

В статье анализируется специфика темпоральных характеристик социальной общности, показываются ее отличия как субъекта социального времени от других его основных субъектов - человека и общества. Доказывается научная необходимость и социальная целесообразность рассмотрения любой социальной общности сквозь призму ее временных параметров.

The article analyzes the specifics temporal characteristics of a social community, showing its differences as a subject of social time from his other main actors - the individual and society. The need to prove the scientific and social necessity of considering any social community in the light of its timing.

Ключевые слова: социальная общность, социальное время, человек, общество, темпоральные характеристики, субъект социального времени.

Key words: social community, social time, man, society, temporal characteristics, the subject of social time.

Традиционная постановка вопроса, касающаяся субъекта социального времени, была связана с тем, что в этом качестве рассматривались либо человек, либо общество в целом. Такому подходу в полной мере отвечал термин «социальное время», синонимом которого считалось время общества. Не вдаваясь в полемику относительно такого отождествления (социологическая наука еще в 1970-е гг. отдала ей дань), отметим, что в качестве субъекта социального времени может рассматриваться и социальная общность, выступающая связующим звеном между человеком и обществом. Цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать особенности социального времени общности, ее темпоральные характеристики, не противопоставляя их ни социальному времени человека (индивида), ни социальному времени общества.

При этом под социальной общностью будем понимать один из основных типов социальной системы, выступающей в качестве реально существующей, эмпирически фиксируемой, относительно единой и самостоятельной совокупности (взаимосвязи) людей, объединенных по социокультурным, демографическим, экономическим, этническим, территориальным, религиозным, политическим, профессиональным и иным основаниям. Социальные общности характеризуются рядом образующих их признаков: относительной целостностью, осознанием людьми своей принадлежности к ним (идентификацией и самоидентификацией), схожими условиями жизни и деятельности, наличием определенных пространственно-временных полей бытия, реализацией функции самостоятельного субъекта социального и исторического действия и поведения на основе обладания и использования различных ресурсов [2, с. 109-110].

Когда речь заходит о времени социальной (профессиональной, образовательной, этнической, семейной и иных) общности, то при его рассмотрении оно очень часто подменяется временем человека (индивидуальным вре-

менем). Последнее изучено гораздо лучше, оно достаточно известно и исследовано философами, психологами, экономистами, юристами, социологами, культурологами, антропологами. Представители иных наук (областей знания) имеют дело с временем общества. Здесь следует в первую очередь назвать историков и широко известную, многократно поднимаемую многими из них проблему исторического времени. Стоит также отметить, что в сферу исследования некоторых названных выше отраслей знания попадает время и человека, и общества. Это, касается, в частности, экономической и правовой наук.

Что касается времени социальной общности как предмета специального исследования, то оно остается «за кадром» конкретного (предметного) научного изучения. Ответ на вопрос, кто должен этим заниматься, находится в тесной связи с ответом на другой вопрос: представители какой науки исследуют социальную общность как субъекта социального действия (социальной деятельности)? По нашему мнению, это должны быть социологические и тесно связанные с ними социально-психологические исследования, посвященные теориям и практикам социальной общности.

В рамках именно этих двух наук - социологии и социальной психологии - заметны наиболее серьезные трактовки социальной общности. Не меньше, а, возможно, и больше внимания было уделено представителями данных наук проблеме социального времени в его самых различных ипостасях. Так что благоприятные возможности органического соединения, глубокой интеграции социальной общности и социального времени в социально-гуманитарных науках реально существуют.

Эти возможности обусловлены и существующими в социологии и социальной психологии интересными и имеющими длительную историю исследованиями времени человека, рассматриваемого как в социальном, так и психологическом ракурсе. В трактовке времени общности и времени человека, наряду с наличием ряда общих аспектов в характеристике времени этих разных социальных субъектов, имеют место заметные и достаточно глубокие различия. Отсюда следуют, по меньшей мере, два необходимых для начала анализа этой проблемы вопроса: 1. Что общего между временем социальной общности и временем человека? 2. Чем они отличаются друг от друга?

Начнем с первого. И тот, и другой типы времени являются необходимым способом и столь же необходимой формой бытия обоих социальных субъектов - общности и человека. Каждый из этих субъектов характеризуется в своей жизнедеятельности совпадающими (по крайней мере, по названию) этапами и фазами темпорального характера: рождение (зарождение), становление, функционирование, старение, смерть (исчезновение). Употребляются и иные понятия, которые по своей сути тоже являются темпоральными: детство, юность, зрелость, старость. Эти этапы характеризуют вертикальную структуру времени, показывают его вектор, направленность -в соответствии с темпоральным «движением», «перемещением» социального субъекта.

Вместе с тем, следует отметить различную временную протяженность и различные временные «отметки» и границы каждого из названных этапов у рассматриваемых субъектов (это суждение касается уже второго вопроса). У человека хронология его жизнедеятельности охватывает диапазон от мгновенного - почти в прямом смысле слова (не по Урри) - времени рождения и смерти до достаточно длительного, многолетнего времени «прохождения» всех остальных этапов. У общности мгновенность (краткость) времени как таковая отсутствует, она в хронологическом отношении проживает длительные, иногда очень длительные этапы (например, этническая общность или имеющая долгую историю профессиональная общность). Рождение же и исчезновение общности, в отличие от ее конкретного представителя, приобретает характер зарождения и исчезновения как растянутого во времени и постепенного процесса.

Что касается горизонтальной структуры времени человека и общности, то и здесь имеет место как общее, так и различное. Во многом это объясняется тем, что социальные общности включают в себя людей, близких по ряду параметров друг к другу. Это могут быть демографические параметры (дети -дошкольники, дети - школьники начальных, средних, старших классов), параметры профессиональной деятельности (те, кто идентифицирует себя с той или иной профессией по роду производственной деятельности), параметры национально-этнической принадлежности (относящие себя к одной и той же национально-этнической общности) и т. д. Понятно в этой связи, что если мы рассматриваем особенности времени человека - представителя конкретной социальной общности, то и темпоральные характеристики самой этой общности будут иметь немало общего с соответствующими характеристиками человека.

Подобные суждения являются уместными и в отношении структуры времени обоих социальных субъектов - человека и общности. Так, говоря о конкретном представителе социально-профессиональной общности, мы выделяем в одном из вариантов структурирования его времени (их может быть несколько) рабочее и внерабочее время, в рамках последнего - время удовлетворения физиологических потребностей, бытовых потребностей, свободное время. Аналогичному анализу может быть подвергнуто время социально-профессиональной общности в целом.

В отечественной социологии и экономической науке проводились в последней трети прошлого столетия исследования бюджетов времени некоторых социально-профессиональных общностей, жизнедеятельность которых имела достаточно проблемный характер с точки зрения отсутствия в ней разумных пропорций между отдельными структурными элементами времени. Так, подвергался ряду исследований бюджет времени учительства, одной из причин проведения которых был ненормированный рабочий день (такая же рабочая неделя), а также переизбыток рабочего и большой дефицит свободного времени.

Вместе с тем, говоря о соотношении времени человека и времени социальной общности, мы должны понимать, что полного тождества между ними нет и быть не может. Даже в приведенном выше примере с временем учительства как социально-профессиональной общности можно увидеть значительные различия между пропорциями временных расходов у ее отдельных представителей. Одни из них работали, как показали исследования, по 50-60 часов в неделю (что дало нам в тот период - 1970-1980-х гг. - основание сравнивать продолжительность их рабочей недели с величиной рабочего времени руководителей заводов и начальников крупных цехов), другие - намного меньше, укладываясь в нормативные показатели 40 часов недельного труда. Не меньшие, а иногда и большие расхождения фиксировались относительно затрат времени, связанных с удовлетворением физиологических, бытовых, досуговых потребностей. Здесь многое уже зависело от объема учебной нагрузки, состава семьи, наличия мужа (жены), маленьких детей и пожилых родителей, характера жилья, его бытового обустройства, необходимых удобств и т. д. [3, с. 241-245].

Различия между временем человека и временем социальной общности могут быть обнаружены в единицах его измерения. У человека - это секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы. Для социальной общности дробные единицы измерения (секунды, минуты, часы) вряд ли могут иметь большое значение. Слова популярной песни из сериала «17 мгновений весны» «Не думай о секундах свысока» значимы, прежде всего, для человека, причем сегодня гораздо больше, чем раньше. Те единицы измерения, которые для времени человека являются максимальными - годы, для времени многих социальных общностей оказываются начальными.

Сходства и различия между временем человека и временем социальной общности обусловлены в значительной степени видом (типом) и особен-

ностями последней, ее темпоральными характеристиками. Некоторые социальные общности оказываются вообще темпоральными по своей природе. Такими, в частности, являются возрастные группы, когорты, поколения. Приведем на этот счет суждение В.В. Семеновой: «Все возрастные характеристики по своей сути являются функцией времени. Отношения между отдельными жизненными событиями во времени требуют привлечения временных понятий скорости, последовательности событий в жизненном опыте индивидов от рождения до смерти. Поэтому при концептуальном рассмотрении поколений проблематика социального времени является исходной базовой категорией». При этом автор оговаривается, что ее интересуют, прежде всего, не общефилософские концепции времени, а «проблема времени в приложении к поколенческой проблематике - «время, переживаемое коллективно», или как коллективный опыт проживания времени становится основой поко-ленческого единства» [4, с. 27].

Таким образом, можно считать, что существует определенный тип социальных общностей, базирующихся на темпоральной основе их возникновения и функционирования, независимо от того, каких темпоральных стратегий поведения придерживаются люди, входящие в эти общности. Это, прежде всего, возрастные, когортные и поколенческие общности. Поскольку же абсолютно все люди являются их членами, постольку каждый человек становится субъектом, носителем и возрастного, и когортного, и поколенче-ского времени. Не существует вне времени (в том числе конкретизированного таким образом) ни одного человека. Это суждение, по-видимому, столь же справедливо, сколь справедливо утверждение одного из наиболее известных философов XX в. М. Хайдеггера о том, что «не существует времени вне человека» [6, р. 16].

Цитируя немецкого философа, мы не раскрываем многочисленных дискуссий с его позицией и иных точек зрения на этот счет, согласно которым время существует и вне человека (такая полемика не является нашей задачей), а говорим лишь о справедливости, по нашему мнению, утверждения Хайдеггера. Справедливость в данном случае означает наше согласие с этой позицией, признание ее соответствующей истине, реальному, действительному положению дел, правильность, верность приведенного суждения - разумеется, в соответствии с нашим представлением на этот счет.

Более того, в рамках нашей концепции времени социальной общности мы могли бы содержательно экстраполировать позицию немецкого философа и выдвинуть суждение, согласно которому не существует времени не только вне человека, но и вне социальной общности, равно как - добавим при этом -не существует социальных общностей вне времени. Вместе с тем, это утверждение не означает тождества времени человека и времени социальной общности. Более того, оно предполагает поиск различий между ними.

20 лет назад З. Бауман писал: «Время больше не река, а скопление запруд и омутов...» [1, с. 143]. Возможно, что эти запруды и омуты на пути течения реки времени создаются временем отдельных социальных общностей. Время индивида, конкретного человека - слишком незначительно для того, чтобы создавать такие запруды и омуты; время общества - слишком масштабно для такого действа, оно скорее может просто изменить ход и направление течения, резко ослабить или резко усилить его (революции, контрреволюции и прочие турбулентности). Запруды и омуты - как раз для социальных общностей, которые могут оказывать темпоральными характеристиками своей деятельности влияние на течение реки времени, «перегораживая» его, создавая барьеры на ее пути или расчищая от завалов, давая тем самым возможность быстрому, скоростному движению социальных процессов развивать все общество.

Важной особенностью социальных общностей является их стремление к локализации, в первую очередь, к социально-пространственному обособлению. Однако локализация социальных общностей возможна не только в соци-

альном пространстве, но и в социальном времени. Оно выступает как форма и способ бытия социальных общностей, являющиеся необходимыми условиями человеческой деятельности, ее структурной расчлененности и исторического развития с учетом различных темпоральных характеристик общественных процессов. В этом определении выражено стремление соединить горизонтальный и вертикальный срезы социального времени посредством связи структурного и исторического подходов к деятельности социальных общностей.

Любая социальная общность, взятая как порознь, так и во взаимосвязи с другими общностями, локализует свою историческую и актуальную деятельность в социальном времени. Не будем забывать о том, что социальные общности являются исторической реальностью, осмысление которой поэтому должно охватывать основные этапы их развития, того, что выше мы называли жизненным путем. Выразить эти этапы и показать тем самым специфику изменения социальной общности можно только с помощью фактора времени.

Социальное время общности может быть рассмотрено как единство целостности и расчлененности. Оно целостно постольку, поскольку вся жизнь социальной общности проходит в изменениях, характеризующихся временными параметрами - длительностью, продолжительностью, последовательностью, чередованием, ритмом и т. д. Вместе с тем, социальное время расчленено, дифференцировано, структурировано. В этом находит свое отражение феномен рассечения жизни социальных общностей по сферам, видам деятельности, процессам, отношениям и т. д.

Временная (в том числе метрическая) характеристика социальной общности связана, конечно же, с продолжительностью ее существования, что является, кстати сказать, одним из критериев классификации общностей (длительно существующие, создающиеся на небольшой срок и т. д.). Временные аспекты социальной общности столь же непреложны, сколь и пространственные. И те, и другие являются обязательными формами ее функционирования.

Сроки, продолжительность существования социальной общности влияют на степень ее устойчивости и восприятия этой устойчивости членами общности. Стабильность и фундаментальность социальной общности формирует у ее членов уверенность в поддержании сложившихся отношений, социального порядка, своеобразное чувство оптимизма. Вместе с тем, сохранение длительных сроков существования некоторых социальных общностей вызывает у отдельных категорий людей пессимизм и неверие в возможность позитивных преобразований существующих социальных порядков (например, многолетнее пребывание у власти политической партии, полностью подчиненной авторитарному режиму). Поэтому психологические факторы восприятия временных параметров социальной общности не могут не оказывать влияния на особенности ее функционирования.

Временные характеристики социальной общности являются показателем определенной тесноты и плотности внутриобщностных отношений. Общая тенденция состоит в том, что чем продолжительнее период функционирования социальной общности, тем более тесными и плотными являются отношения и взаимодействия внутри нее.

Вместе с тем, вполне уместна и иная позиция, в соответствии с которой может быть проведена определенная аналогия между живым организмом и социальной общностью. Эта аналогия тем более оправдана, что саму социальную общность целесообразно рассматривать в качестве живого организма. Смысл же аналогии в том, что, как и любой живой организм, социальную общность можно характеризовать сквозь призму прохождения фаз (стадий) рождения, становления, функционирования, старения, умирания.

Стало быть, при таком подходе временные параметры социальной общности приобретают циклическую форму. Однако это означает тенденцию не только усиления плотности и тесноты внутриообщностных связей и взаимодействий по мере увеличения сроков функционирования социальной общности, но и возможного ослабления названных отношений.

Благодаря социальному времени возникает возможность совершенно специфической локализации социальных общностей не в историческом, а в актуальном плане. Прежде чем говорить об особенностях этой локализации, обратим внимание на то, как связаны социальные общности со «своим» временем, что выступает в роли «посредника» между ними. На такую роль может претендовать только то, что подлежит самой многообразной структурной расчлененности. В обществе есть лишь один подобный «претендент» -деятельность различных социальных общностей. Рассмотрим ее временную структурированность.

Следует отметить, что в обществе существует ряд структур социального времени. Некоторые из них обусловлены спецификой основной деятельности социальной общности, которая выступает в качестве субъекта социального времени. Так, если речь идет об обучающихся (школьниках, студентах и т. д.), то основными элементами их социального времени являются учебное и внеучебное (в рамках последнего и свободное) время. Для социальных общностей, занятых производственной деятельностью, характерными являются другие элементы социального времени - рабочее и внерабочее (в рамках последнего и свободное) время. Очевидно, что иные временные структуры будут характеризовать жизнедеятельность таких социальных общностей, как дошкольники, пенсионеры.

Названия структурных элементов социального времени определяются и спецификой наук, изучающих его. Так, педагогика не оперирует понятиями рабочего и внерабочего времени, обращаясь лишь к учебному и внеучеб-ному времени, а, скажем, наука трудового права выделяет в качестве своих узловых понятий время труда и время отдыха.

Далеко не все социальные общности «вписываются» в подобные временные структуры. К примеру, относительно этнических общностей, равно как и социально-территориальных, они не «работают» вообще. Там должны быть применены иные критерии. Для многих социальных общностей основанием структурирования социального времени является удовлетворение основных групп потребностей - физиологических, бытовых, социальных, интеллектуальных и т.д. Но, о каких бы структурах социального времени ни шла речь, каждая из них, рассмотренная в рамках социологического анализа, способна дать четкое «количественное» представление о специфике образа жизни данной социальной общности, особенностях ее функционирования в сравнении с другими (сопоставимыми) общностями.

Этому способствует то обстоятельство, что временные характеристики социальной общности могут быть выявлены и под совсем иным, сугубо социологическим и эмпирическим углом зрения. Здесь на помощь приходит известный количественный метод социологического исследования, связанный с изучением бюджетов времени. Благодаря применению этого метода и проведению соответствующих исследований становятся известными количественные затраты времени на те или иные виды деятельности. Соотношение временных расходов на них составляет бюджет времени, выступающий своеобразным количественным и структурным эквивалентом образа жизни той или иной социальной общности, прежде всего, такой ее разновидности как групповая общность.

Бюджет времени - это распределение времени суток, недели, месяца, года (суточный, недельный, месячный, годовой бюджет) по различным видам деятельности. Его изучение дает богатейший материал для анализа и реального знания многих проблем социальной общности, которые могут успешно решаться на базе конкретных представлений о затратах времени и поиска на их основании его резервов. Рационализация социальных процессов немыслима по большому счету без выявления бюджета времени самых различных социальных общностей.

В целом можно сказать, что «язык» времяпрепровождения - один из наиболее четких, объективных, количественно выраженных и «репрезента-

тивных» социологических «языков», имеющий универсальный характер. Однако пока он используется крайне недостаточно. А ведь за каждой строкой бюджета времени, за каждой временной затратой стоят живые люди с их интересами, ценностными ориентациями и, главное, конкретными видами деятельности. Поэтому изучение бюджета времени различных социальных общностей дало бы богатейший материал для социологического анализа многих проблем, в том числе и управленческого характера.

Проблема упирается в понимание того, что означает управление временем, темпоральностью социальных общностей, насколько оно возможно и целесообразно, как может сочетаться в нем свобода и необходимость, какие механизмы могут и должны быть созданы для оптимального осуществления этого процесса и т. д. и т. п.

Понимание специфики социальных общностей с точки зрения временной локализации их деятельности создает возможность перехода с макро-социологического на микросоциологический уровень анализа данной проблемы. Этот переход становится еще более эффективным, когда временной фактор рассматривается не изолированно, а в единстве с пространственным.

Пример такого «совместного» их рассмотрения приводит современный английский социолог Э. Гидденс. Он говорит о том, что деятельность социальных общностей, занятых на производстве, «зонирована» как во времени, так и в пространстве. «Зона» их ежедневного рабочего времени - с 9 до 17 часов, она же включает в себя пространственные перемещения между домом и работой. Когда анализируется контекст социального взаимодействия, полезно рассматривать движение общностей во времени-пространстве. Социальные географы, говорит Гидденс, ввели интригующее понятие конвергенции (сближения, соединения) времени-пространства, чтобы видеть, как социальное развитие и технологические изменения влияют на образцы деятельности социальных общностей и индивидов [5, p. 106]. Далее английский социолог приводит интересные данные по поводу пространственной миграции в городах, которая сопровождается «миграцией» во временных зонах -вечерней и ночной. Оказывается, что в США ежедневно 30 млн человек ведут активный образ жизни ночью, и даже тогда, когда она «умирает» - от 3 до 5 часов утра - свыше 10 млн человек продолжают оставаться на ногах [5, p. 110].

Таким образом, рассматриваемое взаимодействие различных социальных общностей может быть охарактеризовано с точки зрения взаимосвязи временной и пространственной локализации их деятельности. Каждая социальная общность, обладающая собственной пространственно-временной структурой деятельности, оказывается связанной не просто с иными общностями, но и с их пространственно-временными структурами. Накладываясь друг на друга, пересекаясь, эти структуры создают сложную картину социального пространства-времени каждой социальной общности, равно как и общества в целом.

Литература

1. Бауман, З. От паломщика к туристу [Текст] / З. Бауман // Социологический журнал. - 1995. - № 4.

2. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности [Текст] : монография / Г.Е. Зборовский. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009.

3. Зборовский, Г.Е. Социология образования [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шук-лина. - М. : Гардарики, 2005.

4. Семенова, В.В. Социальная динамика поколений [Текст] / В.В. Семенова. -М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.

5. Giddens, A. Sociology [Text] / A. Giddens. - Cambridge, 1989.

6. Heidegger, M. Time and Being [Text] / M. Heidegger. - New York : Harper and Row, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.