Научная статья на тему 'Социальная напряженность фактор, детерминирующий преступность'

Социальная напряженность фактор, детерминирующий преступность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1406
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СИТУАЦИЯ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ / МАССОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / ВОЙНА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ БЕДСТВИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / SOCIALIZATION / SOCIAL TENSION / UNEMPLOYMENT / DEMOGRAPHIC CRISIS / THE SITUATION OF NATURAL DISASTER / MASS MIGRATION / ANTHROPOGENIC ACCIDENTS AND DISASTERS / PSYCHO-EMOTIONAL DISCOMFORT / WAR / COMBAT OPERATIONS / SOCIAL DISASTER / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Третьяков Владимир Иванович

В статье определяются суть и специфика социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений, а также меры, способные оптимизировать процесс её нейтрализации в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Третьяков Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL TENSION AS DETERMINATION BASIS FOR CRIME

The article identifies the essence and specification of social tension as determination basis for crime commission, as well as the measures able to optimize the process of its neutralization depending on the demographic crisis, unemployment, downswing, mass migration, and other phenomena.

Текст научной работы на тему «Социальная напряженность фактор, детерминирующий преступность»

В.И. Третьяков,

Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, доцент,

Волгоградская академия МВД России

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ — ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ ПРЕСТУПНОСТЬ

THE SOCIAL TENSION AS DETERMINATION BASIS FOR CRIME

В статье определяются суть и специфика социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений, а также меры, способные оптимизировать процесс её нейтрализации в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

The article identifies the essence and specification of social tension as determination basis for crime commission, as well as the measures able to optimize the process of its neutralization depending on the demographic crisis, unemployment, downswing, mass migration, and other phenomena.

С развитием современного законодательства нормотворческий язык пополнился правовым термином «социальная напряженность». Эта правовая категория нашла свое отражение в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в иных нормативных правовых актах: Указе Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об Основных положениях регио -нальной политики в Российской Федерации»;

Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»; Постановлении Правительства РФ от 14 января 2008 г. № 10 «О федеральной целевой программе «Юг России (2008—2013 годы)»» и др. Достаточно часто этот термин используется и в нормативном регламентировании деятельности субъектов Российской Федерации:

Законе Волгоградской области от 30 октября 2001 г. №616-ОД «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально -трудовых отношений»; Законе Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» и др.

Несмотря на столь частое использование данного термина в законодательных норматив -ных правовых актах, в настоящее время ни в од -ном из них не сформулирована его дефиниция, а он сам употребляется как общепризнанный и не требующий пояснения. Сложившаяся ситуация породила ряд проблем, связанных с применением в нормотворческой деятельности наряду с термином «социальная напряженность» таких лексических образований, как «социальное бед -ствие», «социальный конфликт», «чрезвычайное

положение», которые также неоднозначно понимаются учеными и практиками.

В связи с вышеизложенным изучение «социальной напряженности» имеет как теоретиче-ское, так и практическое значение.

Важно уметь оценить особое состояние общественного сознания и поведения, а также специфическую ситуацию восприятия и оценки действительности, которые определяют собой социальную напряженность, порождающую и сопровождающую различные конфликты в микро- и макросреде общения, приобретая межличностный, межгруппо-вой, межнациональный и глобальный масштаб.

Как отмечает В. Н. Кудрявцев, «социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как прави -ло, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана от -нюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров» [1. — С. 43].

Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из -за воздействия неподкон -трольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясений, наводнений, пожаров, засух и других природных бедствий.

Наиболее общей предпосылкой напряженности является устойчивая и трудно преодолимая ситуация разобщения между потребностями, интересами, социальными ожиданиями конкрет -ной личности и мерой их фактического удовле -творения, приводящая к накоплению недоволь-ства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической уста -

лости и раздражительности большинства. Другими словами, речь идет о конфликтной ситуации, отражающейся в психологии населения.

По мнению А. С. Ахиезера, социальная напряженность возникает в обществе (территориальной общности), как минимум, двояким образом. Прежде всего, социальная напряженность является необходимым, хотя и не постоянным элементом существования любого сообщества. Человек переживает это явление как стресс, адаптируется к нему, «осваивает» это состояние, оно становится необходимой частью его общест -венной культуры. Напряженность в тех или иных формах и аспектах сопутствует людям всю жизнь. Далее, на макроуровне, социальная на -пряженность встраивается в цивилизационные процессы, она пронизывает все мировое сообщество. Данный автор считает, что мы имеем дело с дуальной оппозицией, могущей принимать форму бесконечного разнообразия полюсов. Речь идет лишь о том, что и как надлежит воспроизводить в качестве позитивных ценностей, охра -няя общество от деструкции. А. С. Ахиезер вы -двинул интересную идею о существовании так называемой конструктивной напряженности, выполняющей функцию преодоления социокультурных противоречий. Вектор этой напря-женности направлен против дезорганизации, энтропийных процессов. Он же справедливо отмечает, что социальная напряженность может мобилизовать массы, усилить позитивные процессы (например, экологическое движение) [2.

— С. 145—146].

И в том, и в другом варианте социальная на -пряженность возникает, если назревший кризис своевременно не выявляется, а конфликтное противостояние никак не разрешается, если наблю -дается, так сказать, «патовая ситуация», тупико -вая ветвь логического развития общественных процессов». Таким образом, социальная напряженность — это одновременно сторона и инди -катор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов.

В юридической литературе нет единого понятия социальной напряженности. В админист -ративно-правовой литературе наряду с вопросами социальной напряженности рассматриваются проблемы чрезвычайного положения, при кото -ром угроза безопасности государства исходит от внутренних социальных конфликтов, чрезвычай -ных ситуаций природного и техногенного харак -тера, и режима военного положения, призванного обеспечить вооруженную защиту государства от внешней агрессии.

И.Л. Петрухин в качестве основания для введения режима чрезвычайного положения предложил использовать в научном обороте новое понятие — «социальное бедствие» [3]. Оно включает в себя совокупность не только природных, техногенных и биологических факторов, но и социальных.

В широком смысле понятие социального бедствия означает резкий спад производства, гиперинфляцию, голод, снижение уровня рождаемости, массовую миграцию населения, «утечку мозгов», напряженность или апатию в обществе и т. д.

На наш взгляд, ситуация острой социальной напряженности представляет собой опасное для человека состояние окружающей среды, вызываемое явлениями и процессами природного, техногенного или общественного характера, нарушаю -щими порядок жизнедеятельности населения, безопасность функционирования и развития общества, создающими различные по масштабам экстремально -криминогенные ситуации в регионах.

Исследование эмпирических источников1 показало, что для условий острой социальной напряженности характерно наличие сложной совокупности преступлений, детерминированных природными, техногенными либо социаль-ными факторами, совершаемых, как правило, умышленно, влекущих опасные, часто непред-сказуемые и трудно восполнимые последствия.

По мнению А. Г. Заблоцкой и А. А. Саакяна, преступность, связанная с экстремальными ситуациями, созданными фактором социальной напряженности, делится на две взаимосвязанные категории. К первой относятся преступления, влекущие наступление экстремальных ситуаций, в условиях которых наступают опасные послед -ствия и могут совершаться иные преступления. Ко второй — преступления, которые совершаются в уже сложившихся экстремальных ситуациях и также влекут наступление вредных последст-вий [4. — С. 29—30].

По мнению А. И. Долговой, к данным преступлениям относятся «массовые беспорядки, террористические акции, деятельность незаконных вооруженных формирований, вооруженный мятеж, групповые нарушения общественного порядка (хулиганства), захват заложников, летательных аппаратов, групповые драки и столкновения, в т. ч. на почве межнациональной розни, массовые побеги из мест лишения свободы и из-под стражи, групповое сопротивление силам правопорядка, нападения на охраняемые объекты с целью захвата оружия, ценностей и прочие» [5. — С. 885].

На наш взгляд, к преступлениям, совершаемым в очагах социальной напряженности, следует отнести нарушения общественного порядка, совершение общественно опасных действий, сопряженных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, их собственность, права и свободы. К ним можно отнести: убийство, доведение до самоубийства,

1 Интервьюирование сотрудников правоохранительных органов, исследование материалов уголовных дел по обвинению лиц в совершении преступлений против личности, собственности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и других объектов уголовно-правовой охраны.

хулиганство, вандализм, террористические акты, захват заложников, массовые беспорядки, вооруженные мятежи, побеги из-под стражи, из мест лишения свободы, действия, дезорганизующие работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, и другие проявления.

Факторы возникновения ситуаций социаль-ной напряженности различны. По мнению Ю. Г. Волкова, «трансформирующееся российское общество отличается повышенной микроуровневой социальной напряженностью, связанной с неоп -ределенностью осуществления индивидуальных жизненных планов и карьер [6. — С. 8]. В боль -шинстве случаев социальная напряженность яв -ляется последствием действия природных сти-хийных бедствий, техногенных аварий и катаст -роф, острых социальных конфликтов, психо-эмоциональных дискомфортов, нарушений в связи с исполнением профессиональных обязан -ностей сотрудниками служб полиции, МЧС, по -жарной безопасности и другими специалистами.

Самыми опасными факторами социальной напряженности являются война и иные боевые действия. Они приводят к нарушению привычно -го уклада жизни населения, дезорганизации систем обеспечения жизнедеятельности общества либо полному его разрушению. В таких условиях поддержание правопорядка очень затруднено.

Экстремально -криминогенные ситуации как результат воздействия социальной напряженно -сти характеризуются:

- частотой совершения в их условиях преступлений, посягающих на жизнь и здоровье, собственность, общественную безопасность, общественный порядок, мир и безопасность человечества;

- высоким уровнем сокрытия преступлений от уголовной статистики;

- низ ким уровнем р аскрытия и расследов ания преступлений;

- несоответствием информации первичной регистрации результатам статистической отчет -ности раскрытия и расследования преступлений;

- увеличением числа тяжких и особо тяжких насильственных и корыстно -насильственных преступлений;

- увеличением количества вооруженных сопротивлений представителям власти;

- увеличением изощренных хищений и вы -могательств с применением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств;

- сопровождением массовых недовольств и протестов совершением взрывов, погромов, поджогов и разрушений.

Преступления, совершаемые в ситуациях острой социальной напряженности, на наш

взгляд, обусловлены:

- повышенной тревожностью и неуверенностью населения в стабильности курса национальной в алю ты;

- коррупцией в государственных и частных организациях, предприятиях и учреждениях;

- невыплатой государством пенсий, пособий, заработной платы, невыполнением иных соци-альных гарантий;

- бесконтрольной миграцией и дезадаптацией вынужденных переселенцев;

- безработицей, отсутствием рабочих мест, высоким уровнем незанятости населения;

- низким уровнем правосознания представи -телей государственной власти и правоохрани-тельных органов;

- беспомощностью и уязвимостью людей, пострадавших от природных и социальных ката -строф ;

- ослаблением факторов социального контроля над процессами жизнедеятельности общества;

- появлением бездомных и безработных лиц;

- разрывом в доходах нас еления и др .2

В связи с этим в нашем обществе в условиях острой социальной напряженности:

- возрастает уровень конфликтности в межличностных отношениях;

- разрываются устоявшиеся социальные связи;

- ослабляется сдерживающее воздействие общественного мнения;

- активизируется вынужденная миграция населения.

В подтверждение последнего тезиса Е.А. Ла -дан указывает, что «миграционные процессы представляют собой значительно большую проблему, чем просто перемещение трудовых ресурсов. Естественно, что рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает регио-нальные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность» [7].

О. Ю. Служак также отмечает, что «в ситуации массовой вынужденной миграции очень значимым становится понятие "рациональное размещение". Оно должно ориентироваться не только на экономические потребности государства, но и на этнокультурную составляющую региона, существующую реальность, а главное, на конкретного человека с его потребностями и нуждами. Фраза " государство для человека, а не человек для государства" в данной ситуации становится наиболее адекватной» [8. — С. 104].

Сложно и непредсказуемо в условиях социальной напряженности развиваются события в Чеченской Республике, Дагестане, Осетии. Они основы-

2 Минимальный норматив, рекомендованный Между-

народной организацией труда (МОТ), должен составлять не менее 40%. Общая численность безработных в

России в январе 2011 г. по сравнению с предыдущим

месяцем возросла на 5,9% и составила 5,709 млн. чел.

Об этом сообщает пресс-служба Росстата (ИКЬ: http://www.prezidentpress.ru (дата обращения:

28.02.2012)).

ваются на этнических конфликтах, порождают кровную месть, националистические настроения, захваты заложников, массовые расправы и террористические акты. Однако довольно часто боевые действия, внешне имеющие политическую, националистическую либо религиозную основу, в реальности совершаются в целях совершения хищения государственных средств, организации торговли людьми, наркотиками и оружием, создания неконтролируемых зон для их производства и др. [9].

Нередко социальная напряженность носит политический характер и является последствием предвыборных агитаций, оппозиционных кон -фликтов и результатом преступных проявлений в форме заказных убийств, уничтожений имущества, клеветы и других форм организованной преступности.

Сложность противодействия преступлениям, совершаемым в условиях острой социальной напряженности, заключается во многих далеко не однородных проблемах. Прежде всего, отсут -ствует юридическое понятие социальной напря -женности и её условий; несовершенна законодательная база, регламентирующая деятельность специализированных и неспециализированных субъектов по борьбе с преступлениями в услови -ях социальной напряженности; отсутствуют комплексные исследования детерминационной основы совершения преступлений в условиях социальной напряженности и разработки опти-мальных мер борьбы с ними.

Кроме того, не разработана частная теория личности преступника, совершающего преступления в условиях социальной напряженности, что необходимо для прогнозирования различных недовольств и протестов со стороны населения, его неудовлетв ор енно сти законом и прав опорядком.

Как отмечает Н. В. Исаева, возможности прогнозирования неудовлетворенности населения правом и, как следствие, социальной напряженности, а также механизмов ее предотвращения либо преодоления реализуются при разработке теории идентичности применительно к праву [11].

Среди действенных мер, способных снизить остроту социальной напряженности в обществе, а следовательно, сократить рост числа преступлений, совершаемых в её условиях, можно назвать:

- противодействие демографическому кризису, незаконной миграции и высокому уровню смертности посредством стимулирования рождаемости, выплаты субсидий, пропаганды се -мейных ценностей через средства массовой информации, Интернет, иммиграция, повышение уровняздравоохранения3;

3 В долгосрочной перспективе население будет сокращаться, но на короткий срок можно ослабить негативную тенденцию или даже обратить её вспять вышеперечисленными мерами.

- снижение уровня обнищания населения и преодоление последствий безработицы и иной незанятости населения, особенно в экономически слаборазвитых регионах РФ;

- сдерживание процесса стратификации населения и его р ассло ения на «б едных» и « богатых»;

- регулирование размещения вынужденных переселенцев в районах, располагающих для это -го необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

- оказание незамедлительной помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологи -ческих и техногенных катастроф, военных дей-ствий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в системе нейтрализации социальной напряженности, на наш взгляд, занимают проблемы демографии. Их решение, как отмечено Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», должно включать в себя:

- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных рай -онов страны;

- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев;

- создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного при -роста населения в регионах России [11].

Конечно, это далеко не полный перечень мер, способных оптимизировать деятельность по борьбе с преступлениями в условиях социальной напряженности, так как большинство проблем находится в сфере развития образования, здравоохранения, культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслужива -ния населения и должно решаться на уровне органов государственной власти субъектов Россий -ской Федерации и органов местного самоуправления. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие феде-ральных органов государственной власти, в т. ч. проведение активной государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев В. Н. Юридическая конфликтология. — М.: РАН ЦКИ, 1995.

2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. —М., 1991. — Т. 3.

3. Петрухин И. Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Г осударство и право.

— 1993. — № 2. — С. 46—56.

4. Заблоцкая А. Г., Саакян А. А. Преступность в экстремальных ситуациях: состояние, причины, проблемы противодействия: монография. —Волгоград: ВА МВД России, 2011.

5. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. — М.: Норма, 2008.

6. Волков Ю. Г. Идентичность и гуманисти -ческая идеология. — М., 2008.

7. Ладан Е. А. Тенденции формирования современной российской миграционной политики // Общество и право. — 2010. — № 5. — С. 48—52.

8. Служак О. Ю. Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине XX века: исто -рико-культурный аспект: дис. ... канд. ист. наук.

— Ставрополь, 2004.

9. Официальный форум Товарищества ини-циативных граждан России [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http:doskavery.ru (дата обращения: 22.02.2012).

10. Исаева Н. В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 16. — С. 2—5.

11. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: указ Прези -дента РФ от 3 июня 1996 г. №803 // Рос. газета.

— 1996. — 11 июня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.