Научная статья на тему 'Особенности детерминации преступности факторами социальной напряженности и меры по их нейтрализации'

Особенности детерминации преступности факторами социальной напряженности и меры по их нейтрализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
439
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / СИТУАЦИЯ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МАССОВАЯ МИГРАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ТЕХНОГЕННЫЕ АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ / ВОЙНА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ БЕДСТВИЕ / SOCIAL INTENSITY / A SITUATION OF ACT OF NATURE / DEMOGRAPHIC CRISIS / MASSIVE MIGRATION / UNEMPLOYMENT / TECHNOGENIC FAILURES AND ACCIDENTS / PSYCHO-EMOTIONAL DISCOMFORT / WAR / OPERATIONS / SOCIAL DISASTER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларин Василий Анатольевич

В статье раскрывается понятие социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений в её условиях, специфика их общественной опасности, причин и условий, а также общесоциальных мер, способных оптимизировать процесс нейтрализации социальной напряженности, возникающей в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of determination of criminality factors of social intensity and a measure on their neutralization

In article the concept of social intensity as determination bases of fulfillment of crimes in its conditions, specificity of their public danger, the reasons and conditions, and also social measures, capable to optimize process of neutralization of the social intensity arising in connection with demographic crisis, unemployment, slump in production, massive migration of the population and other phenomena reveals.

Текст научной работы на тему «Особенности детерминации преступности факторами социальной напряженности и меры по их нейтрализации»

6.3. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ ФАКТОРАМИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И МЕРЫ ПО ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Ларин Василий Анатольевич, соискатель. Должность: Руководитель отдела по расследованию особо важных дел. Место работы: следственное управление СКР по Республике Адыгея (г. Майкоп). E-mail: [email protected] Аннотация: В статье раскрывается понятие социальной напряженности как детерминационной основы совершения преступлений в её условиях, специфика их общественной опасности, причин и условий, а также общесоциальных мер, способных оптимизировать процесс нейтрализации социальной напряженности, возникающей в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

Ключевые слова: социальная напряженность, ситуация стихийного бедствия, демографический кризис, массовая миграция, безработица, техногенные аварии и катастрофы, психоэмоциональный дискомфорт, война, боевые действия, социальное бедствие.

FEATURES OF DETERMINATION OF CRIMINALITY FACTORS OF SOCIAL INTENSITY AND A MEASURE ON THEIR NEUTRALIZATION

Larin Vasily Anatolevich, competitor. Position: The head of department on investigation of especially important issues. Place of employment: investigatory management Investigatory Committee of Russian Federation On Republic Adygea (Maikop). E-mail: [email protected] Annotation: In article the concept of social intensity as determination bases of fulfillment of crimes in its conditions, specificity of their public danger, the reasons and conditions, and also social measures, capable to optimize process of neutralization of the social intensity arising in connection with demographic crisis, unemployment, slump in production, massive migration of the population and other phenomena reveals.

Keywords: social intensity, a situation of act of nature, demographic crisis, massive migration, unemployment, technogenic failures and accidents, psycho-emotional discomfort, war, operations, social disaster.

Факторы возникновения ситуаций социальной напряженности различны. В большинстве случаев социальная напряженность является последствием действия природных стихийных явлений, техногенных аварий и катастроф, острых социальных конфликтов и психо-эмоциональных дискомфортов и нарушений в связи с исполнением профессиональных обязанностей сотрудниками служб полиции, МЧС, пожарной безопасности и других. Одними из наиболее опасных факторов являются война и боевые действия. Их действие приводит к нарушению привычного уклада жизни, дезорганизации систем обеспечения жизнедеятельности, полному разрушению общества. Поддержание правопорядка в этих условиях чрезвычайно затруднено.

В юридической литературе не разрабатывается понятие социальной напряженности. Близко к сути наше-

го вопроса в административно-правовой литературе говорится о режиме чрезвычайного положения, при котором угроза безопасности государства исходит от внутренних социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и режиме военного положения, призванного обеспечить вооруженную защиту государства от внешней агрессии.

И. Л. Петрухин в качестве основания для введения режима чрезвычайного положения предложил использовать в научном обороте новое понятие - «социальное бедствие». Оно включает в себя совокупность не только природных, техногенных и биологических факторов, но и социальных бедствий. В широком смысле понятие социального бедствия означает: резкий спад производства, гиперинфляцию, голод, снижение уровня рождаемости, массовую миграцию населения, «утечку мозгов», напряженность или апатию в обществе и т.д.

Ситуация острой социальной напряженности, на наш взгляд, представляет собой опасное состояние среды, вызываемое явлениями и процессами природного, техногенного или социального характера, нарушающими нормальный уклад жизни населения, безопасность его функционирования и развития, создающие криминогенные ситуации на определенной территории в определенный период времени.

Криминогенные ситуации как результат действия социальной напряженности характерны:

- совершением в их условиях преступлений, посягающих на различные объекты уголовно-правовой охраны (чаще всего жизнь, здоровье, собственность, общественную безопасность, общественный порядок, мир и безопасность человечества);

- высоким уровнем их латентности и низким уровнем раскрываемости;

- несоответствием информации первичной регистрации результатам статистической отчетности раскрытия и расследования преступлений;

- интенсивностью тяжких и особо тяжких преступлений;

- частотой вооруженных сопротивлений представителям власти;

- ростом хищений, в том числе огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств;

- сочетанием стихийных эксцессов с действиями организованных преступных групп при совершении взрывов, погромов, поджогов, разрушений и т. п.

Преступления, совершаемые в ситуациях острой социальной напряженности, как правило, обусловлены:

- дезорганизацией представителей государственной власти и правоохранительных органов (особенно в начальный период развития социальной напряженности), их низким правосознанием;

- беспомощностью и уязвимостью людей, пострадавших от природных и социальных катастроф;

- ослаблением факторов социального контроля над процессами жизнедеятельности общества;

- появлением бездомных и безработных лиц (так, в частности Президент «мусульманской» Республики Башкортостан в составе РФ Муртаз Рахимов в одном из своих выступлений заявил, что отсутствие среди мусульман в Чечне ваххабитов-башкир объясняется эффективностью принимаемых республикой мер по борьбе с бедностью и успешным решением социальных проблем населения);

- обострением нужды (особенно в случае, если социальная напряженность приобретает затяжной харак-

5'2012

Пробелы в российском законодательстве

тер). В 2000-х годах одним из факторов социальной напряженности в российском обществе во всех регионах является не только огромный разрыв в доходах между 10% самых обеспеченных и 10% самых необеспеченных граждан, но и низкий уровень пенсионного обеспечения населения. Эта одна из сложнейших проблем, требующая системного подхода к ее решению. Отношение средней пенсии к средней зарплате по стране (коэффициент замещения) на протяжении длительного времени составляет от 20% до 25%. В то же время минимальный норматив, рекомендованный Международной организацией труда (МОТ), должен составлять не менее 40%. По состоянию на май 2010 года в России было 29 миллионов пенсионеров по возрасту и 69 миллионов работающих.

В условиях острой социальной напряженности:

- возрастает уровень конфликтности в межличностных отношениях;

- разрываются устоявшиеся социальные связи;

- ослабляется сдерживающее воздействие общественного мнения;

- активизируется вынужденная миграция населения.

В контексте последнего тезиса следует привести замечание Е. А. Ладан в том, что «миграционные процессы представляют собой значительно большую проблему, чем просто перемещение трудовых ресурсов. Естественно, что рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность».

О. Ю. Служак также отмечает, что «в ситуации массовой вынужденной миграции очень значимым становится понятие «рациональное размещение». Оно должно ориентироваться не только на экономические потребности государства, но и на этнокультурную составляющую региона, существующую реальность, а главное, на конкретного человека с его потребностями и нуждами. Фраза «государство для человека, а не человек для государства» в данной ситуации становится наиболее адекватной».

Наиболее сложно в условиях социальной напряженности развиваются события на фоне обострения межнациональных отношений, как, например, в Республиках Чечня, Дагестан, Осетия и др. Они порождают национализм, кровную месть, террористические акты, которые по своим негативным последствиям могут многократно повысить опасность экстремальной ситуации, придать ей хронический характер. Такие ситуации часто возникают на почве межличностных и групповых конфликтов, воздействия стрессовых факторов.

Нередко социальная напряженность становится последствием политических конфликтов и проявлений организованной преступности. Боевые действия, внешне имеющие политическую, националистическую и религиозную основу, в реальности могут быть инициированы в целях хищения государственных средств, организации торговли людьми и оружием, создания неконтролируемых зон для производства наркотиков и др. Боевые действия могут использоваться как способ легкой добычи органов раненых и убитых.

Сложность противодействия преступлениям, совершаемым в условиях острой социальной напряженности, заключается во многих далеко не однородных проблемах. Прежде всего, отсутствует понятие данных условий; несовершенна законодательная база, регламентирующая деятельность специализированных и

неспециализированных субъектов по борьбе с преступлениями в условиях острой социальной напряженности; отсутствуют комплексные исследования детерми-национной основы данных преступлений и разработки оптимальных мер борьбы с ними. Кроме того, необходимо определить специфику лиц, совершающих преступления в условиях острой социальной напряженности и лиц, в отношении которых они совершаются, возможности прогнозирования неудовлетворенности населения законом и правопорядком, в целях прогнозирования социальной напряженности.

Справедливо называет один из путей решения данной проблемы Н. В. Исаева, которая, в частности, говорит, что «возможность прогнозирования неудовлетворенности населения правом и, как следствие, социальной напряженности, а также механизмов ее предотвращения либо преодоления возможны при разработке теории идентичности применительно к праву. Понятие правовой идентичности не является просто данью моде, а позволяет выделить в дискурсе конституционной аксиологии новые аспекты теории правового статуса личности, способов его обеспечения».

Среди действенных мер, способных снизить остроту социальной напряженности в обществе, а, следовательно, сократить рост числа преступлений, совершаемых в её условиях, представляется:

- противодействие демографическому кризису в стране посредством нейтрализации проявлений депопуляции населения (миграция и низкая рождаемость, а также высокие показатели смертности в странах бывшего Советского Союза провоцируют серьёзную региональную убыль населения. Тем не менее, правительство может повлиять на скорость снижения численности населения. Среди таких мер - политика стимулирования рождаемости, субсидии, пропаганда полной семьи через СМИ, иммиграция, решение проблем здравоохранения и т. д.);

- предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах Российской Федерации;

- сдерживание процесса имущественного расслоения наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионов;

- регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в системе нейтрализации социальной напряженности, на наш взгляд, занимают проблемы демографии. Их решение как отмечено Указом Президента рФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» должно включать в себя:

- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев;

- создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

Конечно же, большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики.

Список литературы:

1. Борисов Т. Сытый в камикадзе не пойдет // Российская газета. 2002. 23 марта.

2. Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология. М., 2008.

3. Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 16.

4. Ладан Е.А. Тенденции формирования современной российской миграционной политики //Общество и право, 2010, № 5

5. Петрухин И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право. 1993. N 2.

6. Служак О.Ю. Миграционные процессы на Ставрополье во второй половине XX века: Историко-

культурный аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ставрополь, 2004.

Literature list:

1. Borisov T. The full won't go to the kamikaze//the Russian newspaper. 2002. On March, 23rd.

2. Volkov U.G. Identity and humanistic ideology. M, 2008.

3. Isaeva N.V. Constitutional of value in legal identity of the person: to problem statement//the Constitutional and municipal right. 2009. N 16.

4. Ladan E.A. Tendencies of formation of a modern Russian migratory policy//the Society and the right, 2010, № 5

5. Petruhin I.L. Legal regime in the conditions of social disaster//the State and the right. 1993. N 2.

6. Sluzhak O. U. Migratory processes to Stavropol Territory in second half of XX-th century: Historical and cultural aspect. The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of historical sciences. Stavropol, 2004.

Рецензия

на статью Ларина Василия Анатольевича «Особенности детерминации преступности факторами социальной напряженности и меры по их нейтрализации»

В статье B.C. Ларина посвященной исследованию понятия социальной напряженности как детерминаци-онной основы совершения преступлений в её условиях, специфика их общественной опасности, причин и условий, а также общесоциальных мер, способных оптимизировать процесс нейтрализации социальной напряженности, возникающей в связи с демографическим кризисом, безработицей, спадом производства, массовой миграцией населения и другими явлениями.

В данной статье автор отмечает, что ситуация острой социальной напряженности, представляет собой опасное состояние среды, вызываемое явлениями и процессами природного, техногенного или социального характера, нарушающими нормальный уклад жизни населения, безопасность его функционирования и развития, создающие криминогенные ситуации на определенной территории в определенный период времени.

Автор отмечает, что особое место в системе нейтрализации социальной напряженности, занимают проблемы демографии, которая отмечена Указом Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» и обращает внимание на то, что должно включать в себя, регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, осуществление мер экономического и социального характера населения в регионах России.

Представляет интерес заявленное автором предложение о том, что большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других вопросов, должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти.

Настоящая статья в данном аспекте представляет особый научно-правовой интерес и рекомендована к публикации, поскольку в ней обстоятельно показано, как можно способствовать совершенствованию законодательства в заявленной сфере.

Преподаватель Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук В.В.Колиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.