Научная статья на тему 'Социальная направленность и развитие налоговой политики в условиях глобализации'

Социальная направленность и развитие налоговой политики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ / ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ / ГОСУДАРСТВО / ЭФФЕКТИВНЫЙ / НАГРУЗКА / ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ / СЕКТОР / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыпин И.С., Ртищев А.В.

Выявлено, что с развитием экономики в развитых странах происходит трансформация понятия «налог», поскольку значительно возрастает возмездная часть налоговых поступлений. Эти страны переходят к решению комплексных социальных программ общества, связанных с повышением качества жизни. В экономической литературе появился термин «социализация налоговой политики». В статье исследуются различные аспекты новой налоговой политики с учетом глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность и развитие налоговой политики в условиях глобализации»

11 (35) - 2010

Налоги и налогообложение

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

и. с. цыпин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления,

E-mail: keu-vgna@mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

А. в. ртиЩЕв,

главный государственный налоговый инспектор межрайонной инспекции ФНС России по ЦФО

Тел.: 8-905-514-88-77

Выявлено, что с развитием экономики в развитых странах происходит трансформация понятия «налог», поскольку значительно возрастает возмездная часть налоговых поступлений. Эти страны переходят к решению комплексных социальных программ общества, связанных с повышением качества жизни. В экономи ческой литературе появился термин «социализация налоговой политики». В статье исследуются различные аспекты новой налоговой политики с учетом глобализации.

Ключевые слова: налоговый, политика, социальный, государство, эффективный, нагрузка, экономика, общественный, сектор, глобализация.

Все особенности экономической ситуации государства наряду с кредитно-денежной политикой должна учитывать и его бюджетная политика. Экономической политике государства, ее целям всегда подчинена налоговая политика (НП), как показано в табл. 1.

Три уровня НП и новая НП, которые характерны для развитых стран, а также смешанная НП для России и ряда стран СНГ рассмотрены ниже.

Политика максимальных налогов (политика социального государства) применяется в стабильный период. Например, ее проводили во время подъ-

ема экономики (1950—1960-е гг.) страны Западной Европы. Такую политику в докризисный период проводили Франция, Норвегия, Нидерланды и страны Скандинавии. Россия в начале 1990-х гг. также прибегала к ней. Этот подход позволяет перераспределять более 40—45 % ВВП в государственный бюджет.

Политика разумных налогов (политика эффективного государства). Кризис 1970-х гг. заставил отказаться от непомерных социальных расходов. Государство минимизировало как собственные затраты, включая налоговые сборы, так и инвестиции. Появилась тенденция к росту косвенных налогов (налогов на потребление). Такую политику в докризисный период проводили Великобритания, Германия, Канада и ряд других стран. При этом в виде налогового бремени перераспределяется 25-30 % ВВП.

Политика минимальных налогов (политика экономического развития) характеризуется минимальной налоговой нагрузкой, средними государственными инвестициями в экономику и минимальными социальными расходами. Снижение налогов приводит к буму инвестиций, бизнес получает значительные налоговые льготы. Однако при этом

финансовая аналитика

проблемы и решения

Налоги и налогообложение

11 (35) - 2010

Таблица 1

Цели экономической и налоговой политики государства

Цель экономической политики Цель налоговой политики

Обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы для эффективного функционирования экономики Разработка и принятие налогового кодекса, разъяснение налоговой политики, повышение налоговой культуры плательщиков

Обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства Проведение структурных преобразований, регулирование международных материальных и финансовых потоков с использованием налогового механизма

Сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику

Развитие экономики и инновационной промышленности Налоговое стимулирование разработки принципиально новых направлений (избирательное снижение налоговой нагрузки и льготы, отсрочки платежей)

Обеспечение социальных гарантий и социального прогресса общества Социальная защита граждан, акцент на возвратность налогов, в налогообложении переход на финансирование результатов

Преодоление технологической отсталости производства и создание высокотехнологических отраслей и ряда инновационных отраслей Стимулирование зарубежных и отечественных прямых инвестиций и инноваций, увеличение социальных выплат

появляется опасность дефицита государственного бюджета. Еще в восьмидесятые годы прошлого века с такой проблемой столкнулись США. В докризисное время помимо Японии и США этой политики придерживалась Австралия. При этом в виде налогового бремени перераспределяется менее 25 % ВВП.

Новая налоговая политика с учетом глобализации. В начале XXI в. наблюдалась фаза экономического подъема, и в литературе появляется термин «новая модель налоговой политики» [1]. Кроме того, обсуждается, какие факторы в НП страны следует учитывать в условиях глобализации мировой экономики [4]. Ряд авторов ссылается на перманентные налоговые реформы, которые были проведены в связи с вхождением развитых стран в эпоху постиндустриального развития [5]. На взгляд авторов, появилась новая, четвертая модель НП. В ее название следует внести уточнение: новая налоговая политика с учетом глобализации. Эта политика нередко заставляет развитые страны предоставлять своим компаниям отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом сроком на 7—8 лет (пока капитал компании не будет реально репатриирован в страну пребывания). Это позволяет нейтрализовать влияние офшорных зон. Кроме того, следует учитывать, что наличие низких налоговых ставок в конкретной стране является важнейшим критерием, благодаря которому на территории этой страны различные международные корпорации размещают свои производства [4].

Сегодня наиболее тяжелая часть финансового кризиса пройдена. В настоящее время благодаря повышению роли информации, в том числе и с помощью сети Интернет, во всех сферах жизни

общества, появлению глобальной конкуренции нематериальных активов и большему вниманию к социальным вопросам можно говорить о новом, шестом технологическом укладе развития человечества.

Предполагается, что в последующем существенно возрастет значение знаний (в частности, инновации заставляют резко повысить цену интеллектуальной собственности; кроме того, знания входят составной частью в трансакционные издержки) и будет снижена или ограничена роль спекулятивных фондовых инвесторов в мировой экономике. Новые направления появляются и в экономической теории (экономика общественного сектора, институциональная экономика, теория социальных альтернатив, сетевая экономика, экологическая экономика, экономика знаний и др.). В них основное внимание уделяется распределительным процессам, включая распределение общественных благ. С учетом глобализации и выявления конкурентных преимуществ отдельной экономической системы (рассматриваются институты как системы различного уровня) развивается теория институциональной экономики. Информационная транспарентность позволит создать новую культуру бизнеса.

Остановимся только на двух теоретических подходах, связанных с трансформацией роли государства. Согласно теории экономики общественного сектора государство рассматривается среди других участников рынка на равных и получает ресурсы для производства, лишь если оно будет поставлять экономические блага лучше, чем другие конкуренты. При этом вместо перераспределения доходов в соответствии с принципами справедливости принимается принцип Парето-оптимизации [4].

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

11 (35) - 2010

налоги и налогообложение

По другой трактовке, государство не может быть эффективным собственником, и ему следует заняться только производством общественных благ (экология, глобальная связь, городское благоустройство и энергетика). При этом устойчивое функционирование, а также развитие территорий немыслимы без ориентированных на социальные приоритеты системообразующих преобразований [2, с. 3-13]. Передовые страны энергично развивают теорию и практику инновационного развития, что связано с новым технологическим укладом. Однако для части развивающихся стран появляется опасность отстать от преобразований в мировой экономике. Не случайно актуальным становится вопрос, как ускорить движение России и близких к ней стран, чтобы они успели попасть в новую волну мирового развития.

Смешанная налоговая политика (политика России и ряда стран СНГ). Экономикам и налоговым системам этих стран, включая Украину, Белоруссию и Казахстан, присущи следующие общие черты.

1. Все острее для экономики каждой страны стоит вопрос преодоления отставания.

2. Нет стратегии развития страны как системы в целом, так и с учетом ее позиционирования в мировой экономике.

3. Переходный период и непрозрачность экономики привели к тому, что коррупция стала системным фактором, замедляющим модернизацию и обновление общества.

4. Все названные страны используют зарубежный налоговый опыт. Это позволяет легче гармонизировать налоговые системы, но не учитывает национальных отличий и особенностей экономики конкретной страны.

5. Основным налогом в бюджете является налог на добавленную стоимость (для указанных стран он составляет от 17 до 55 %).

Классификация налоговой

Отмеченные характеристики, на взгляд авторов, следует выделить отдельно, определив смешанную налоговую политику (табл. 2).

Если говорить о термине «смешанная экономическая политика», то он подразумевает экономику с взаимным участием частного бизнеса и государства. Когда рассматриваются налоги, то термин «смешанная налоговая политика», на наш взгляд, означает дополнительные задачи, которые налоговые органы помогают решать государству в экономике. Так, Россия помимо проведения модернизации промышленности и начала перехода к инновациям в ряде отраслей дополнительно вынуждена преодолевать отсталость экономики, устранять в ней структурные недоработки, а также неравномерность развития регионов (существуют регионы-доноры и дотационные регионы).

Остановимся еще на некоторых негативных особенностях экономики России.

1. Неразвитость инфраструктуры и перекосы в структуре экономики усугубляет наличие 250 моногородов.

2. Низкий уровень жизни населения осложняется тем, что в ряде городов до сих пор эксплуатируется ветхий жилой фонд. Устранение нежелательных особенностей осуществляется государством с помощью различных финансовых инструментов (бюджетной, кредитно-денежной и налоговой политики, а также таможенного регулирования). Дополнительно для решения названных проблем, в том числе и в сфере ЖКХ, было создано Министерство регионального развития РФ.

Если говорить о структурной неоднородности, то для устранения проблемы моногородов необходимы совместные усилия бизнеса и государства, в том числе и для решения весьма сложной проблемы -создания условий и возможностей для переезда трудоспособного населения на новые рабочие

Таблица 2

политики и налоговых систем

№ п/п Классификация

налоговой политики налоговых систем состояния национальной экономики

1 Политика максимальных налогов (социально нагруженная) Жестко фиксированная Экономический кризис, или социальное государство

2 Политика разумных налогов (средних налогов) Умеренно фиксированная Тенденция экономического роста, или эффективное государство

3 Политика низких налогов (либерально ограниченная) Либерально фиксированная Экономическое развитие

4 Новая модель налоговой политики (налоговая политика с учетом глобализации) Гибкая налоговая система включает системные налоги и элементы гармонизации Конкурентоспособная экономика в условиях глобализации

5 Смешанная налоговая политика, или политика ряда стран СНГ Льготы по импорту оборудования и технологий, новому оборудованию и инновациям Преодоление экономического отставания и ликвидация диспропорций в развитии регионов страны

^ччт финансовая аналитика

32 ^ проблемы и решения

Налоги и налогообложение

11 (35) - 2010

места. Для повышения мобильности помимо всего необходимы налоговые льготы.

Сегодня много внимания уделяется устранению неравномерности развития регионов. Только 30 % субъектов РФ имеют планы территориального развития. Минрегионразвития России намерено участвовать в финансировании такого планирования, начиная с местных муниципалитетов. Необходимо ликвидировать в ряде мест криминогенную обстановку, связанную с высоким уровнем безработицы. Не случайно 9 апреля 2010 г. Председатель Правительства РФ В. В. Путин провел в Новосибирске форум «Развитие Сибири. 2010—2012», посвященный созданию инфраструктуры в этой части России (строительству единой федеральной автомагистрали, развитию пассажирских и промышленных железнодорожных перевозок и т. д.). «Мы, по сути, начинаем работу по выработке стратегии социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации. Аналогичные форумы будут проведены во всех остальных восьми федеральных округах России», — заявил премьер-министр.

Бюджет РФ на 2010 г. увеличивает ассигнования в размере 10,5 млрд руб. на дотации субъектам Федерации для обеспечения сбалансированности их бюджетов. Для пополнения региональных и областных бюджетов внесены изменения в НК РФ, благодаря чему налог на прибыль перестал быть федеральным. Кроме того, в бюджеты регионов стала отчисляться львиная доля поступлений от акцизов.

Так, власти Калужской области для создания благоприятного инвестиционного климата снизили налог на прибыль до 13 % и берут на себя затраты по подводке инфраструктурных сетей к промышленным площадкам. В Самарской области установлен налог на прибыль в размере 13,5 %, и для привлечения инвесторов создается особая экономическая зона. В Карелии налог на прибыль для различных отраслей также снижен до 13,5—15 % [6]. По результатам очередного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов за 2009 г. ведущими регионами по высокому потенциалу и умеренному риску помимо Центра (Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) стали Краснодарский край и Свердловская область. Наиболее высокую динамику инвестиций показали Пермский и Забайкальский края, Северная Осетия — Алания, Чечня, Чувашия и Кабардино-Балкария, Тамбовская область. Правда, из них в упомянутом рейтинге Чеченская Республика относится еще и к зоне максимального риска [3, с. 80—84].

С конца 2008 г. в нашей стране наблюдается снижение налоговых сборов. По данным Минфина

России, в 2009 г. налоговое ведомство обеспечило поступление в бюджетную систему 8,4 трлн руб, что на 1,51 трлн руб. (16 %) меньше по сравнению с предыдущим годом. Уровень налогообложения в кризисный 2009 г. снизился до 30,3 % по сравнению с 35,6 % ВВП в 2008 г.

Наибольшие потери были связаны с потерями налоговых сборов по НДС. В связи с этим ФНС России отметила, что объектами ее пристального внимания в 2010 г будут компании, получившие государственные гарантии, но у которых в 13 раз по сравнению с 2008 г. (с 39 до 3 млрд руб.) снизились налоговые сборы, а также металлургические предприятия, получившие господдержку в виде ускоренного возмещения государством НДС. Особое внимание будет уделено и рынку лекарств, рост которого в 2009 г. составил 34 %, в то время как сбор налогов упал на 10 %.

Основная функция налогов — фискальная, т. е. финансовая форма взаимоотношений людей (законодательное подчинение). Затем у налогов появилась социальная функция, поскольку часть собранных налоговых сборов (целевых налогов) перераспределялась в пользу неимущих. Фискальные, экономические и социальные цели налоговой политики связаны с горизонтальным и вертикальным выравниванием. Первое — это целевые трансферты из соответствующих бюджетов для государственных выплат населению, второе связано с бюджетным федерализмом — это выравнивание жизни, исходя из порядка распределения налогов по бюджетам.

Единый социальный налог (ЕСН) напрямую относится к горизонтальному выравниванию (в настоящее время ЕСН выведен из перечня налогов и передан во внебюджетный фонд — ПФ РФ). С развитием экономики страны появилось вертикальное выравнивание. Перераспределение средств федерального бюджета в России позволяет частично сгладить проблемы социального неравенства между регионами-донорами и дотационными регионами.

В литературе отмечается [7], что наличие потенциала в любом процессе и возможность его реализации дистанционно удалены до тех пор, пока в государстве не будут созданы необходимые экономические условия. Кроме того, налоги начали рассматриваться не только как способ мобилизации средств на содержание необходимых обществу неэкономических структур, но и как возможность предоставления гражданам общественных товаров и услуг:

Следовательно, помимо установления налогов с позиций справедливости перераспределения средств (горизонтального и вертикального выравнивания) появляется третье направление налого-

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

11 (35) - 2010

Налоги и налогообложение

Формы взаимоотношений людей

' 1 г '

Возмездная Долговая Безвозмездная (финансовая)

Торговля

Производство

Аренда

Лизинг

Инвестиции

Фондовый рынок

Денежные и товарные кредиты, долги, задолженности и другие обязательства

Налоги Сборы

Т

На безвозмездной По прямому

основе назначению

Трансформация

Возврат части налоговых изъятий на повышение качества жизни населения и экологию

Государственные расходы и иные функции

Социальные выплаты

*Налоги частично приобретают возмездную форму взаимоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трансформация налогов и современная трактовка форм взаимоотношений людей в процессе общественного воспроизводства

вой политики — возврат части налоговых сборов на комплексные социальные программы. В мировой экономике появление возмездности (возвратности части) налогов позволяет стране добиваться комфортных условий воспроизводства рабочей силы и повышения качества жизни населения. На взгляд авторов, с развитием производительных сил и ростом налогооблагаемой базы происходит трансформация понятия «налог», связанная с тем, что усиливается возмездная часть налогов. Причем если раньше посредством налогов (помимо социальных выплат) решались отдельные социальные и экологические задачи, то сейчас с помощью налогов решаются комплексные социальные задачи. Например, США даже в условиях финансового кризиса и большого дефицита бюджета модернизируют систему здравоохранения в целом. В конечном счете налогообложение начинает играть заметную роль в повышении качества жизни населения.

На взгляд автора, все три социальные направления налоговой политики (горизонтальное и вертикальное выравнивание и резкое усиление возмездной части налогов, т. е. трансформация налогов -см. рисунок) позволяют с помощью налоговой системы органично сочетать налоговые сборы с потребностями общества и его развитием.

В условиях финансового кризиса ухудшилось состояние мировой экономики, возросли внешние долги развитых стран, особенно США. Принятые правительствами рядом стран антикризисные программы увеличивают налоговые нагрузки и снижают социальные расходы.

В нашей стране в силу переходного периода нет задач по внедрению комплексных социальных программ, и она отстает по пенсионному обеспечению. Именно поэтому, несмотря на кризис, Правительство РФ не свертывает программы повышения уровня пенсий в нашей стране.

По мере выхода мировой экономики из финансового кризиса в развитых и развивающихся странах будет улучшаться социальная ситуация: у первых — вплоть до социализации налоговой политики, у вторых будет наблюдаться рост социальных выплат. Со временем это приведет к тому, что и в странах с переходной экономикой начнут внедряться комплексные социальные программы.

Список литературы

1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Магистр, 2007.

2. Бабленкова И. И. Усиление влияния государственного сектора экономики на региональное развитие как антикризисная мера в современный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 6.

3. Марченко Г., Мачульская О. Великий уравнитель // Эксперт. 2009. № 49.

4. Налоги и налогообложение: учебник под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. Спб, «Питер», 2009.

5. Налоги и налогообложение: учебник под ред. Майбурова И. А. М.: Юнити, 2008.

6. Российская экономика, компании года // Приложение к «Российской газете». 2009. № 250.

7. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Инфра-М, 2002.

*

^ччт финансовая аналитика

34 ^ проблемы и решения

11 (35) - 2010

Рынок ценных бумаг

ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ОСНОВЕ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ*

Е. М. БРОНШТЕЙН,

доктор физико-математических наук, профессор кафедры вычислительной математики

и кибернетики E-mail: bro-efim@yandex.ru

И. Н. ИШМАНОВ,

аспирант кафедры вычислительной математики

и кибернетики E-mail: ildarrinn@mail.ru Уфимский государственный авиационный технический университет

Рассматриваются подходы к отбору ценных бумаг для формирования портфеля, основанные на распознавании образов. Подход позволяет обеспечить высокий уровень диверсифицированности портфеля (т. е. снизить риск) при достаточно устойчивом обеспечении прибыли.

Ключевые слова: портфель ценных бумаг, теория Марковица, кластеризация.

Введение. В основу теории портфельного инвестирования легли работы Г. Марковица [4, 5]. Согласно его подходу любой портфель ценных бумаг характеризуется двумя основными величинами — ожидаемой доходностью портфеля и его мерой риска — среднеквадратичным отклонением доходности от ожидаемого значения.

Большой вклад в развитие портфельной теории внес У. Шарп: в его работе [6] описаны основные методы управления инвестициями. Изучением данного вопроса занимались и занимаются многие экономисты мира, поскольку задача формирования инвестиционного портфеля, позволяющего максимально увеличить доходность и одновременно понизить риск, остается актуальной [3].

* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 10-06-00001) и гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации № НШ-65497.2010.9.

На современном финансовом рынке обращаются сотни финансовых активов, и выбор активов является весьма трудоемкой задачей. Поэтому актуальным является выбор ценных бумаг для последующего формирования портфеля с помощью тех или иных приемов. В предлагаемой работе выбор подмножества акций, из которых следует формировать инвестиционный портфель, основывается на теории распознавания образов [2].

Задача Марковица. Числовые характеристики цен акций. Названная задача формулируется следующим образом: найти такие (sv s2,..., sJ, где sj — доли средств, вложенных в акции /-го вида, которые максимизируют значение целевой функции: Ep — аар ^ max, где Ep — средняя доходность портфеля; а — коэффициент несклонности к риску, ap — среднеквадратичное отклонение [5].

Основными индивидуальными характеристиками случайной величины являются математическое ожидание, дисперсия, стандартное отклонение, асимметрия и эксцесс. Опишем более детально данные показатели.

Наблюдения над доходностью j-й акции Xj имеет вид xj = (xjX, xj 2,..., xjn), где n — число наблюдений. Под доходностью акции понимается разность ее рыночной стоимости между концом и началом наблюдения, деленная на рыночную стоимость начала наблюдения.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

7х"

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.