Научная статья на тему 'Социальная направленность деятельности городских дум Южного Урала в 1870–1917 гг. '

Социальная направленность деятельности городских дум Южного Урала в 1870–1917 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городские думы / Южный Урал / социальная деятельность / здравоохранение / призрение / образование / культура / town councils / southern urals / social activity / health care / charity / education / culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаяхметова Ирина Зуфаровна

Статья посвящена социальной деятельности городских дум Южного Урала, начиная с момента их создания и до распада Российской империи. Этот аспект практической деятельности включал в себя вопросы здравоохранения, народного образования, призрения и культуры. Социальные нужды городов были отнесены к так называемым обязательным расходам. Во всех городах Южного Урала этого периода бюджеты городских дум были дефицитными. Органы городского самоуправления стремились действовать вполне самостоятельно, независимо от бюрократического аппарата власти. Границы их компетенции были установлены довольно расплывчато. Это позволяло каждой из сторон (и городским думам, и губернским властям) по-своему трактовать права и обязанности органов городского самоуправления, что приводило к многочисленным конфликтам. Однако администрации губернаторов нарушали и вполне определенные статьи Городового положения. Первоначально это объяснялось незнанием или неправильным пониманием закона, впоследствии – нежеланием считаться с правами органов городского самоуправления. Системный кризис в стране 1905–1917 гг. отразился на городских думах и содержании их практической деятельности. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и уменьшение пожертвований частных лиц в период революции и Первой мировой войны, зависимость от пожертвований частных лиц и банковских займов послужили серьезным сдерживающим фактором для городских дум и их управ. Однако городское население, выработав привычку обращения в городские думы, буквально осаждало эти органы городского самоуправления в поисках решения проблем повседневной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FOCUS OF ACTIVITIES OF TOWN COUNCILS IN THE SOUTHERN URALS IN 1870–1917

The article is devoted to the social activities of the town dumas of the southern urals, from the moment of their creation to the crisis of the Russian empire. This aspect of practical activity included issues of health care, public education, charity and culture. The social needs of the towns were classified as the so-called obligatory expenses. In all the towns of the southern urals of this period, the budgets of the town dumas were deficient. The bodies of municipal self-government in practice sought to act quite independently, regardless of the bureaucratic bodies of power. The limits of their competence were rather vague. This allowed each of the parties and the town duma, and the provincial authorities to interpret the rights and duties of the town government in their own way, which led to numerous conflicts. however, the administration of governors violated also definite articles of town regulations. Initially this was due to ignorance or misunderstanding of the law, subsequently to unwillingness to reckon with the rights of town governments. systemic crisis of 1905–1917 in the country affected the town councils and the content of their practical activities. The lack of financial support from the state and the decrease in private donations during the revolution and the first World War and the dependence on private donations and bank loans have served as a serious deterrent to urban dumas and their management. however, the urban population, having developed the habit of turning to the town/city duma literally besieged these bodies of urban self-government in search of solutions to the problems of everyday life.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность деятельности городских дум Южного Урала в 1870–1917 гг. »

Bashkortostan" [The Law of the Republic of Bashkortostan Dated November 7, 2005 No.224-z "On Cultural Heritage Sites (Historical and Cultural Monuments)"]. In: Portal dokumentov spravochno-pravovoj sistemy "GARANT" [Portal of Documents of GARANT Legal Reference System]. URL: https://base.garant.ru/17759882 (Accessed March 3, 2019) (in Russ.).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 12 fevralya 2019 g. N 127 [The Russian Federation Government Decree No.127 Dated February 12, 2019]. URL: http:// government.ru/docs/35746/ (Accessed February 28, 2019) (in Russ.).

3. Prikaz Ministerstva kul'tury RF i Ministerstva regional'nogo razvitiya RF ot 29 iyulya 2010 g. N 418/339 "Ob utverzhdenii perechnya istoricheskikh poselenij" [The order of the Ministry of Culture of the Russian Federation and Ministry for Regional Development of the Russian Federation No.418/339 Dated July 2010]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99389/ (Accessed March 30, 2019) (in Russ.).

4. Prikaz Ministerstva kul'tury RF ot 27 marta 2014 g. N 534 "Ob utverzhdenii Poryadka vklyucheniya naselennogo punkta v perechen' istoricheskikh poselenij federal'nogo znacheniya, utverzhdeniya jego predmeta okhrany i granits territorii" [The Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation No. 534 Dated March 27, 2014 "On Approving the Procedure of Including a Settlement in the List of Historical Settlements of Federal Significance and Adopting Its Protected Object and Territorial Boundaries"]. URL: http://base.garant. ru/70669502/c7ccd487bb39db5ce63d95c8bfc11002/ (Accessed February 27, 2019) (in Russ.).

5. Rasporyazhenie Pravitel 'stva Rossijskoj Federatsii ot 29 iyulya 2014 g. № 1398-r [The Russian Federation Government Decree No.1398-r Dated July 2014]. URL: http://government.ru/docs/14051/ (Accessed February 27, 2019) (in Russ.).

6. Agafonova, M.S., Korolchuk, O.V. Problemy razvitiya malykh gorodov v Rossii [Problems in the Development of Small Towns in Russia]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern High Technologies Journal. 2014. No. 7-2. P. 125. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=34410 (Accessed February 24, 2019) (in Russ.).

7. Bukanova, R.G. Goroda-kreposti v sisteme up-ravleniya yugo-vostochnoj okrainoj Rossii v XVIII v. [Town Fortresses in the System of Management of Southeastern Edge of Russia in the XVIII Century]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: lstori-ya. Mezhdunarodnye otnosheniya - Izvestiya of Saratov University. New Series. History. International Relations Series. 2012. Vol. 12. No. 4. P. 24-27 (in Russ.).

8. Goncharuk, D. Rybakov predlozhil razrabotat' kriterii prisvoeniya statusa istoricheskim poseleniyam [Rybakov Suggested that Criteria for Assigning a Status to Historical Settlements should be Developed]. Parlamentskaya gazeta Newspaper. September 12, 2019 (in Russ.).

9. Istoricheskie goroda Rossii: sokhranenie i razvitie. Analiticheskij doklad [Russia's Historical Towns: Preservation and Development. An Analytical Report]. Moscow: Izdanie Soveta Federatsii, 2011. 122 p. (in Russ.).

10. Matveeva, L.D., Kotova, T.P., Lebedev, A.I. lstoricheskie goroda Bashkortostana kak vazhnyj turisticheskij resurs [Historical Towns of Bashkortostan as an Important Touristic Resource]. Sovremennye problemy servisa i turizma - Service and Tourism: Current Challenges Scientific and Practical Journal. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 81-91 (in Russ.).

11. Ofitsial'nyj sajt administratsii ZATO Mezhgor'e Respubliki Bashkortostan [Official Website of the Municipal Administration of the Restricted-Access Administrative-Territorial Formation of Mezhgorye]. URL: http: //www. mezhgorie. ru/?part_id= 122,1719 (Accessed March 2, 2019 (in Russ.).

Б01 10.24411/2223-0564-2019-10210 И.З. Шаяхметова УДК 94(47)

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКИХ ДУМ ЮЖНОГО УРАЛА В 1870-1917 ГГ.

Шаяхметова Ирина Зуфаровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры управления, информатики и общенаучных дисциплин Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Уфа), e-mail: irina_shayakhmetova@mail.ru

Irina Z. Shayakhmetova, Cand.Sc. (History), Associate Professor, Department of Management, Computer Science and General Scientific Disciplines, Oriental Economic-Legal and Humanitarian Studies Academy (Ufa), e-mail: irina_shayakhmetova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена социальной деятельности городских дум Южного Урала, начиная с момента их создания и до распада Российской империи. Этот аспект практической деятельности включал в себя вопросы здравоохранения, народного образования, призрения и культуры. Социальные нужды городов были отнесены к так называемым обязательным расходам. Во всех городах Южного Урала этого периода бюджеты городских дум были дефицитными. Органы городского самоуправления стремились действовать вполне самостоятельно, независимо от бюрократического аппарата власти. Границы их компетенции были установлены довольно расплывчато. Это позволяло каждой из сторон (и городским думам, и губернским властям) по-своему трактовать права и обязанности органов городского самоуправления, что приводило к многочисленным конфликтам. Однако администрации губернаторов нарушали и вполне определенные статьи Городового положения. Первоначально это объяснялось незнанием или неправильным пониманием закона, впоследствии - нежеланием считаться с правами органов городского самоуправления. Системный кризис в стране 1905-1917 гг. отразился на городских думах и содержании их практической деятельности. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и уменьшение пожертвований частных лиц в период революции и Первой мировой войны, зависимость от пожертвований частных лиц и банковских займов послужили серьезным сдерживающим фактором для городских дум и их управ. Однако городское население, выработав привычку обращения в городские думы, буквально осаждало эти органы городского самоуправления в поисках решения проблем повседневной жизни.

Ключевые слова: городские думы, Южный Урал, социальная деятельность, здравоохранение, призрение, образование, культура

Irina Z. Shayakhmetova

SOCIAL FOCUS OF ACTIVITIES OF TOWN COUNCILS IN THE SOUTHERN URALS IN 1870-1917

Abstract

The article is devoted to the social activities of the town dumas of the Southern Urals, from the moment of their creation to the crisis of the Russian Empire. This aspect of practical activity included issues of health care, public education, charity and culture. The social needs of the towns were classified as the so-called obligatory expenses. In all the towns of the Southern Urals of this period, the budgets of the town dumas were deficient. The bodies of municipal self-government in practice sought to act quite independently, regardless of the bureaucratic bodies of power. The limits of their competence were rather vague. This allowed each of the parties and the town duma, and the provincial authorities to interpret the rights and duties of the town government in their own way, which led to numerous conflicts. However, the administration of governors violated also definite articles of town regulations. Initially this was due to ignorance or misunderstanding of the law, subsequently to unwillingness to reckon with the rights of town governments. Systemic crisis of 1905-1917 in the country affected the town councils and the content of their practical activities. The lack of financial support from the state and the decrease in private donations during the revolution and the First World War and the dependence on private donations and bank loans have served as a serious deterrent to urban Dumas and their management. However, the urban population, having developed the habit of turning to the town/city duma literally besieged these bodies of urban self-government in search of solutions to the problems of everyday life.

Key words: town councils, Southern Urals, social activity, health care, charity, education, culture

В настоящее время в Российской Федерации продолжается осуществление реформы местного самоуправления. Отличительной его особенностью является обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения, по сути, социальная деятельность. В этой связи оправдано обращение к историческому прошлому городского самоуправления - к городским думам.

Предметом исследования являются городские думы, объектом - их социальная деятельность.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1870 по 1917 год. Нижняя гра-

ница хронологических рамок обусловлена принятием Городового положения 1870 г. и началом практической, в т.ч. социальной, деятельности выборных органов самоуправления в городах -городских дум, а верхняя граница - революцией 1917 г. и падением Российской империи, сломом всей системы государственного управления страны, включая органы городского самоуправления.

Территориальные рамки исследования ограничены городами Южного Урала: Уфимской, Оренбургской и частично Пермской губерний.

Изучение истории городского самоуправления началось практически одновременно с обнародованием Городового положения 1870 г. и продолжается по настоящее время. Из многочисленных работ по данной проблеме следует выделить монографию В.А. Нардовой, посвященную мероприятиям правительства в области городского самоуправления в период от разработки городской реформы до отмены ее положений контрреформой 1892 г. [14]. Автору удалось проанализировать социальные мероприятия городских дум в 1870-1892 гг. Двухтомное исследование Б.Н. Миронова подробно прослеживает осуществление городской реформы и последовавшей за ней контрреформы, которые во многом предопределили характер эволюции всех городских социальных институтов [13].

Статья написана на основе архивных и опубликованных источников, которые представлены законодательными актами, статистическими материалами, делопроизводственной документацией. В Объединенном государственном архиве Челябинской области изучены дела фонда Камышловского городского и уездного исполнительного комитета (ф. 596), что позволило раскрыть особенности взаимодействия этих структур в решении повседневных проблем города. Особо отметим делопроизводственную документацию, включающую прямые обращения челябинских городских голов к губернатору, канцелярии губернатора с просьбами и требованиями незамедлительного вмешательства в вопросы, остро стоящие на повестке дня в Челябинске. Эта документация позволила также реконструировать причины и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций между городскими думами и коронной администрацией, нередко доходящих до прямого противостояния.

В Государственном архиве Свердловской области документы по теме исследования содержатся в фондах Екатеринбургской городской думы, Пермского наместнического правления, Екатеринбургской городской думы, Пермского губернского правления (ф. 8), Екатеринбургской городской управы (ф. 62), Камышловской городской думы (ф. 775). Архивные источники этих фондов содержат переписку городских дум с городскими управами по вопросам организации здравоохранения, санитарии, призрения и народного образования. Особое значение имеют документы, отражающие источники финансирования

мероприятий как путем введения новых налогов, так и пожертвований частных лиц.

Архивные документы по рассматриваемой теме имеются в фондах Государственного архива Оренбургской области: Оренбургской городской управы (ф. 41), Канцелярии оренбургского губернатора (ф. 10) и Оренбургского по городским и земским делам присутствия (ф. 15). Документы и материалы указанных фондов раскрывают бюджеты органов городского самоуправления, направления их практической деятельности в социальной сфере.

В Национальном архиве Республики Башкортостан неопубликованные источники представлены журналами Уфимской городской думы из одноименного фонда (ф. И-311), делопроизводственной документацией фонда Уфимской городской управы (ф. И-340) и фонда Белебеевской городской думы (ф. И-388).

Из опубликованных источников при исследовании социальной деятельности городских дум Южного Урала большое значение имели Городо-вое положение от 16 июня 1870 г. и Городовое положение от 11 июня 1892 г., содержащие регламентацию практической деятельности органов самоуправления в городах, а также взаимоотношения городских дум с губернаторами и губернскими властями [1; 2].

Комплексное использование привлеченных источников на основе критического анализа позволяет получить объективную картину социальной деятельности городских дум в 1870-1917 гг.

Методами изучения стали сравнительно-исторический, критико-аналитический, проблемно-хронологический, статистический и описательный.

По Городовому положению 1870 г. городское общественное управление заведовало устройством городских благотворительных заведений, больниц, попечением вопросов народного образования, устройством театров, библиотек, музеев. Так, на заседании Екатеринбургской городской думы 27 февраля 1884 г. было принято решение о сдаче городского театра в аренду за 1200 руб. в год [7], а впоследствии перестроить существующий театр с предоставлением кредита в 47000 рублей [8]. В 1887 г. городская дума приняла постановление об учреждении в Екатеринбурге художественно-промышленного музея и школы рисования и лепления [9].

В 1874 г. гласные, рассматривая вопрос об организации работы городских врачей, опреде-

лили, что город необходимо поделить на участки и на каждом участке должен быть врач. При этом расходы на врачебно-санитарную часть должны составить 3904 руб., из которых 900 руб. было выделено в качестве жалования врачам [10].

Неоднократно на заседаниях Екатеринбургской городской думы поднимался вопрос об устройстве родильного дома. В 1876 г. гласные утвердили проект родильного покоя на 40 мест, 38 из которых были для лечения дородовых и 2 - для рожениц. Смета была определена на сумму 8603 руб. 50 коп., в т.ч. на заработную плату -2160 рублей [11]. В 1886 г. членами Екатеринбургской городской управы были установлены недоимки за лечение в местной больнице в сумме 3351 руб. 75 % коп. с момента основания больницы в 1876 г. [12].

Социальные нужды городов были отнесены к так называемым обязательным расходам. Например, в 1872 г. городской думой Екатеринбурга было определено содержание общественного дома в 600 руб., в т.ч. 182 руб. на отопление, 72 !% - 88 руб. - на освещение, 30,5-36 руб. - на поддержание чистоты и уборку помещений, 89-92 % руб. - на текущий ремонт, 203 руб. -на капитальный ремонт здания [11]. В 1877 г. Оренбургской городской думой было вынесено постановление об отведении дома на углу улицы Троицкой рядом с Женской гимназией для устройства ночлежного приюта и даровой столовой для блудных жителей [3]. В 1880 г. было принято решение о восстановлении здания Шапош-никовской богадельни, на эти цели выделялось 34608 руб. (из 185000 руб. расходной части бюджета), а на расширение Александровской больницы - 8720 рублей [4]. При этом персонал Александровской больницы неоднократно обращался к городской думе с просьбами о расширении помещения в связи с теснотой и его неудовлетворительным состоянием [5]. Это свидетельствует об острой проблеме нищенства в городе Оренбург.

В 1892 г. по новому Городовому положению был расширен круг вопросов и полномочий городских органов самоуправления по социальным нуждам. Во всех городах Южного Урала этого периода бюджеты городских дум были дефицитными. Так обстояло дело в Екатеринбурге, Оренбурге, Ирбите, Камышлове, Троицке, Челябинске и Уфе. Причинами этого послужили как значительные расходы, так и неудовлетворительная собираемость местных налогов и сборов. Например, в Камышлове недостаточно поступили

средства от трактирных сборов. Городская дума этого города недосчиталась средств по этой статье ровно в два раза: вместо запланированных 3800 руб. поступило всего 1900 рублей [10].

Анализ расходной части бюджетов городских дум Южного Урала показывает, что самыми крупными расходами наряду с отчислениями на обязательный капитал и содержание недвижимого имущества являлись расходы на народное образование, медицинскую, санитарную части, общественное призрение. По Городовому положению 1892 г. в дополнение к статьям Городового положения 1870 г. было возложено общественное призрение с уточнением о прекращении нищенства [1; 2]. Неоднократно городскими думами Южного Урала выносились постановления о борьбе с нищенством. Как, например, 4 июля 1905 г. это сделала городская дума Челябинска [6], а еще двумя днями ранее городские думы Уфы и Белебея [16; 17].

Городовое положение 1892 г. по сравнению с Городовым положением 1870 г. позволило городскому самоуправлению больше сосредоточиться на решении вопросов развития культуры и образования, здравоохранения, социальной защиты населения, духовной жизни (поддержка церкви, конфессиональных общин и пр.) [2]. Например, Екатеринбургской городской думой было назначено дополнительное ассигнование 607,5 руб. на городской родильный дом и 26 руб. 5 коп. - на страхование по городской смете 1897 г. и постройку блока для рожениц, больных заразными заболеваниями [12]. На заседании городской думы 16 июля 1897 г. было принято решение об открытии второго параллельного отделения при втором классе Екатеринбургской женской гимназии [12]. 12 февраля 1911 г. Екатеринбургская городская дума удовлетворила ходатайство Попечительного совета гимназии о разрешении принять ссуду Министерства финансов в 45000 руб. для продолжения строительства при-строя к зданию гимназии [11], а также утвердила проект здания музея и смету в 3000 руб. в счет кредита на постройку нового городского театра [10]. В Орске на собственные средства городского общественного управления была организована больница на 24 кровати [15]. Неоднократно на заседаниях городских дум рассматривались вопросы содержания богаделен, ночлежных домов, приютов и т.п. [16].

Сложности с финансированием органов городского самоуправления обусловили расстанов-

ку приоритетов в практической деятельности. Так, в 1911 г. гласные городской думы Екатеринбурга отклонили выделение 3000 руб. на приобретение мебели и школьных принадлежностей для новых городских училищ, отдав предпочтение в пользу строительства в городе водопровода, канализации и устройства трамвая, постройки части Гостиного двора [7]. С большими трудностями утверждались сметы на масштабные проекты. В частности, в 1911 г. было решено добиться выделения 12830 руб. на строительство 13-го и 14-го училищ, при этом 2566 руб. покрывались из местного бюджета, 5132 руб. - из местных средств, в т.ч. пожертвований частных лиц, остаток - дефицитную часть - планировалось ходатайствовать перед губернскими властями [8; 9]. Несмотря на дефицитность бюджета городского общественного самоуправления, организовывались школы, училища и гимназии. Так, в 1905 г. Орской городской думой было вынесено постановление о создании трех училищ: Городского четырехклассного, Александровского женского двухклассного и Первого мужского приходского [5].

В 1905-1917 гг. городским думам Южного Урала приходилось рассматривать вопросы межконфессиональных конфликтов и открытых межэтнических столкновений. Так, 2 ноября 1905 г. на заседании Челябинской городской управы было вынесено определение с осуждением еврейских погромов в городе Челябинск 19-20 октября 1905 г., также было принято решение об организации дружины для охраны общественного порядка и предотвращения в дальнейшем беспорядков в городе [18].

Социальная деятельность городских дум и их управ на Южном Урале приобретала зачастую чрезвычайный характер, что было связано с постоянным надзором за органами местного самоуправления со стороны коронной администрации в лице губернатора и его канцелярии. Летом 1911 г. пермский губернатор указал екатеринбургским городским властям на недопустимость роста цен на товары, особенно на продукты первой необходимости. Ответ органов городского самоуправления на это обращение содержал обоснования о невозможности применения мер к ограничению цен в связи с неурожаем, а также с дороговизной транспортных перевозок [11]. Налицо появление открытого повода к конфронтации между городской думой Екатеринбурга и пермским губернатором и его канцелярией. При этом и городской

голова, и гласные демонстрировали достаточно независимую позицию от коронной администрации, ссылаясь на объективное знание состояния дел на местах. Вместе с тем, согласно статьям Городового положения 1892 г., вся практическая деятельность органов городского самоуправления не просто регламентировалась, но и находилась под постоянным надзором губернатора.

Городские думы в практической деятельности стремились действовать вполне самостоятельно, независимо от бюрократического аппарата власти. Однако границы их компетенции были установлены довольно расплывчато [14]. Это позволяло и городским думам, и губернским властям по-своему трактовать права и обязанности органов городского самоуправления, что приводило к многочисленным конфликтам. Однако администрации губернаторов нарушали и вполне определенные статьи Городового положения. Первоначально это объяснялось незнанием или неправильным пониманием закона, впоследствии - нежеланием считаться с правами органов городского самоуправления.

Системный кризис в стране 1905-1917 гг. отразился на городских думах и содержании их практической деятельности. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства в период революции и Первой мировой войны, зависимость от пожертвований частных лиц и банковских займов послужили серьезным сдерживающим фактором для городских дум и их управ. Однако городское население в предшествовавшие десятилетия, выработав привычку обращения в городские думы, буквально осаждало эти органы самоуправления в поисках решения проблем повседневной жизни.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Высочайше утвержденное Городовое положение 16 июня 1870 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. ХЪУ Отделение 1-е. 1870. СПб., 1874. С. 821-839.

2. Высочайше утвержденное Городовое положение 11 июня 1892 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. X. Отд. 1-е. 1890. СПб., 1893. С. 493-511.

3. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 10. Оп. 1. Д. 247/3. Л. 9-9 об.

4. ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 278/1. Л. 10-15 об.

5. ГАОО. Ф. 15. Оп. 1. Д. 55. Л. 64.

6. ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 10. Л. 1, 6 об., 241241 об., 243.

7. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 8. Оп. 1. Д. 1960. Л. 14.

8. ГАСО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1965. Л. 45 об.; Д. 1969. Л. 92 об.

9. ГАСО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1971. Л. 56.

10. ГАСО. Ф. 775. Оп. 1. Д. 1. Л. 90-95 об.

11. ГАСО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 1975. Л. 64.

12. ГАСО. Ф. 62. Оп. 1. Д. 426. Л. 5 об.

13. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2-х т. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999. Т. 1. 548 с.; т. 2. 567 с.

14. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Правительственная политика. Лгд.: Наука, 1984. 259 с.

15. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. И-311. Оп. 2. Д. 112. Л. 87.

16. НАРБ. Ф. И-340. Оп. 1. Д. 107. Л. 41-42.

17. НАРБ. Ф. И-388. Оп. 1. Д. 5. Л. 2, 3 об.

18. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 596. Оп. 1. Д. 61. Л. 5-6, 76.

REFERENCES

1. Vysochajshe utverzhdennoe Gorodovoe polozhenie 16 iyunya 1870 g. [The Highly Approved City Regulations of June 16, 1870]. In: Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 2-e. T. XLV Otdelenie 1-e. 1870 [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 2. Vol. XLV. Section 1. 1870]. St. Petersburg, 1874. P. 821-839 (in Russ.).

2. Vysochajshe utverzhdennoe Gorodovoe polozhenie 11 iyunya 1892 g. [The Highly Approved City Regulations of June 11, 1892]. In: Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 3-e. T. X. Otd. 1-e. 1890 [The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection 3. Vol. X. Section 1. 1890]. St. Petersburg, 1893. P. 493-511 (in Russ.).

3. Gosudarstvennyj arkhiv Orenburgskoj oblasti (GAOO). F. 10. Op. 1. D. 247/3. L. 9-9 ob. [The State Archives of the Orenburg Region. Fund 10. Bordereau 1. Individual File 247/3. P. 9-9 reverso] (in Russ.).

4. GAOO. F. 10. Op. 1. D. 278/1. L. 10-15 ob. [The State Archives of the Orenburg Region. Fund 10. Bordereau 1. Individual File 278/1. P. 10-15 reverso] (in Russ.).

5. GAOO. F. 15. Op. 1. D. 55. L. 64 [The State Archives of the Orenburg Region. Fund 15. Bordereau 1. Individual File 55. P. 64] (in Russ.).

6. GAOO. F. 41. Op. 1. D. 10. L. 1, 6 ob., 241-241 ob., 243 [The State Archives of the Orenburg Region. Fund 41. Bordereau 1. Individual File 10. P. 1, 6 reverso, 241-241 reverso, 243] (in Russ.).

7. Gosudarstvennyj arkhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). F. 8. Op. 1. D. 1960. L. 14 [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 8. Bordereau 1. Individual File 1960. P. 14] (in Russ.).

8. GASO. F. 8. Op. 1. D. 1965. L. 45 ob.; D. 1969. L. 92 ob. [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 8. Bordereau 1. Individual File 1965. P. 45 reverso; Individual File 1969. P. 92 reverso] (in Russ.).

9. GASO. F. 8. Op. 1. D. 1971. L. 56 [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 8. Bordereau 1. Individual File 1971. P. 56] (in Russ.).

10. GASO. F. 775. Op. 1. D. 1. L. 90-95 ob. [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 775. Bordereau 1. Individual File 1. P. 90-95 reverso] (in Russ.).

11. GASO. F. 8. Op. 1. D. 1975. L. 64 [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 8. Bordereau 1. Individual File 1975. P. 64] (in Russ.).

12. GASO. F. 62. Op. 1. D. 426. L. 5 ob. [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 62. Bordereau 1. Individual File 426. P. 5 reverso] (in Russ.).

13. Mironov, B.N. Sotsial'naya istoriya Rossii peri-oda imperii (XVIII - nachalo XX v.). Genezis lichnosti, demokraticheskoj sem'i, grazhdanskogo obshchestva i pra-vovogo gosudarstva [The Social History of Russia during the Empire (the XVIII - Early XX century.). The Genesis of the Individual, the Democratic Family, Civil Society and Legal State]. In 2 Vols. St. Petersburg: The Dmitry Bulanin publ., 1999. Vol. 1. 548 p., Vol. 2. 567 p. (in Russ.).

14. Nardova, VA. Gorodskoe samoupravlenie v Rossii v 60-kh - nachale 90-kh godov XIX v. Pravitel 'stvennaya politika [The Municipal Government in Russia in the 60s - Early 90s of the XIX Century. The Government Policy]. Leningrad: Nauka, 1984. (in Russ.).

15. Natsional'nyj arkhiv Respubliki Bashkortostan (NARB). F. I-311. Op. 2. D. 112. L. 87 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund I-311. Bordereau 2. Individual File 112. P. 87] (in Russ.).

16. NARB. F. I-340. Op. 1. D. 107. L. 41-42 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund I-340. Bordereau 1. Individual File 107. P. 41-42] (in Russ.).

17. NARB. F. I-388. Op. 1. D. 5. L. 2, 3 ob. [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund I-388. Bordereau 1. Individual File 5. P. 2, 3 Reverso] (in Russ.).

18. Obyedinennyj gosudarstvennyj arkhiv Chelya-binskoj oblasti. F. 596. Op. 1. D. 61. L. 5-6, 76 [The Integrated State Archives of the Chelyabinsk Region. Fund 596. Bordereau 1. Individual File 61. P. 5-6, 76] (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.