УДК 94(47) 084.3/6
Н. Н. Окутина
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЩАНСКИХ ОБЩЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. НА ПРИМЕРЕ ГУБЕРНСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
Аннотация. Актуальность и цели. Статья посвящена изучению имущественных прав и обязанностей представителей мещанских обществ на территории Среднего Поволжья. Данный вопрос является неотъемлемой составляющей определения правового статуса сословно-корпоративных органов местного управления России. Изучение практики налогообложения сословий имеет важное теоретическое и практическое значение в связи с необходимостью совершенствования действующего налогового законодательства, а также в связи с проводимой реформой местного самоуправления. Исследование органов местного самоуправления связано с возросшим интересом исследователей к проблемам гражданского общества. Целью исследования является изучение системы налогообложения податных сословий в России в Х1Х в. на примере представителей мещанских обществ губернских городов Среднего Поволжья. Материалы и методы. Исследование проведено на основе изучения основных нормативно-правовых актов XIX в. - Городовых Положений 1870 и 1892 гг. -и архивных документов. Это доказывает, что материал, содержащийся в статье, отличается своей новизной. Результаты. Дана попытка комплексного анализа системы взимания налогов. Установлены способы формирования финансовой базы органов сословного мещанского управления. Определен перечень налоговых сборов и платежей, устанавливающихся для представителей мещанских обществ органами государственной власти, губернскими и уездными учреждениями, а также городским и мещанским обществами. Выводы. Тяжесть взимаемых с органов мещанского самоуправления платежей стала одной из главных причин ограничения участия представителей мещанских обществ в выборах в органы местного самоуправления и упадка самих сословных органов в целом.
Ключевые слова: мещанское общество, налогообложение, налоги, местное самоуправление, история местного самоуправления, компетенция, Российская империя, община.
N. N. Okutina
ORGANIZATIONAL-FINANCIAL ACTIVITY OF PETTY-BOURGEOIS IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY BY THE EXAMPLE OF MIDDLE VOLGA REGION TOWNS
Abstract. Background. Article is devoted to the study of the property rights and duties of representatives of petty-bourgeois societies in the territory of Central Volga Area. The qsaid problem is an integral component of determination of legal status of class and corporate local authorities in Russia. Studying of practice of the taxation of estates has important theoretical and practical value due to the need of improvement of the existing tax legislation, and also due to the reform of local government being in progress. Research of local governments is of special interest in connection with the increased interest of researchers to problems of civil society. The purpose of our research is studying of the system of taxation of estates in Russia in the
XIX century by the example of representatives of petty-bourgeois societies of the provincial cities of the Middle Volga Region. Materials and methods. Research is conducted on the basis of studying of the main normative legal acts of the XIX century - Municipal Provisions of 1870 and 1892 - and archival documents. It proves that the material containing in the article is distinguished by its novelty. Results.
The author made an attempt of the complex analysis of the system of tax collection.
The article considers the ways of financial base formation of the petty-bourgeois management bodies. The researcher defined the list of tax and payments imposed to representatives of petty-bourgeois societies by public authorities, provincial and district establishments, and also city and petty-bourgeois societies. Conclusions.
The burden of taxes of petty-bourgeois self-government bodies became one of the main reasons of participation restriction for representatives of petty-bourgeois societies in elections to local governments and elimination of the class bodies as a whole.
Key words: perit bourgeois society, taxation, tax, local self-government, history of local self-government, competence, Russian Empire, community.
Являясь одним из самых многочисленных городских сословий с конца XVII в., мещане вносили существенный вклад в пополнение городского бюджета российских городов. Входя в состав мещанских обществ, податное сословие обеспечивало исполнение ряда финансовых обязательств перед своими общинами с целью оптимального функционирования органов сословного самоуправления и материальной поддержки членов своих обществ. Во многом именно финансовая независимость органов мещанского самоуправления определила их самостоятельность в вопросах внутрисословного значения, а также способствовала росту причисляемых к обществам представителей иных сословий во второй половине XIX в. С другой стороны, тяжесть налогового бремени и увеличение имущественного ценза на выборах в земские и губернские учреждения существенно ограничивали возможность участия членов мещанских обществ в представительных органах власти.
Таким образом, установив объем имущественных прав и обязанностей представителей корпоративных организаций городских сословий на примере мещанских обществ, можно определить их роль в системе органов местного самоуправления и механизмы обеспечения эффективной работы сословных объединений.
Финансирование деятельности органов мещанского самоуправления обеспечивали общественные сборы, или так называемые «добровольные» сборы, взимаемые с мещан. Величина налоговых отчислений не являлась фиксированной. Так, в 1857 г. общественный сбор с души не превышал 55 коп. [1, л. д. 115], в 1887 г. максимальная величина общественного сбора составляла 66 коп. [2, л. д. 42], а в 1893 г. - не более 75 коп. [3, л. д. 26]. Все средства, поступавшие в управу, направлялись непосредственно на содержание мещанского самоуправления, различные общественные нужды, а также в городской и государственный бюджеты. Часть денежных средств направлялась на содержание аппарата органов корпоративного самоуправления: содержание служащих управы, жалование писарю, а иногда и нескольким; плата за аренду и содержание помещений, в том числе за отопление, освещение и т.д. Значительные суммы предназначались для возмещения расходов по оплате лечения мещан в местных и иногородних больницах и взносов на благотворительные нужды, пожертвование бедным, похороны и другие социальные нужды [4, л. д. 14; 5, л. д. 43; 6, л. д. 1].
При рассмотрении бюджетов управ Самары, Казани и Симбирска можно отметить, что все они имели единую структуру, источники прибыли и статьи расходов, различаясь лишь суммами. Процедура принятия главного финансового документа корпоративных организаций был единой. Бюджет мещанских управ утверждался губернатором по представлению Городской думы [7, л. д. 24].
Бюджет органов корпоративного управления мещан складывался из нескольких доходных источников. В частности, из оклада общественных повинностей, денежных средств, собранных за выдачу паспортов, принятие в общество, сумм, собранных старостой и полученных через полицию и другие учреждения, процентов на мещанский капитал (если такой имелся), вложенный в банк, и добровольных взносов от желавших приписаться в общество мещан. Отчеты по кассовым книгам свидетельствуют о том, что часть мещанских денежных средств размещалась в отделении Государственного Банка и давала довольно высокие доходы в год - от 150 до 300 руб. [2, л. д. 51].
В мещанских общинах распространено было взимание денег при приеме в общины [8, ст. 445]. Размер пожертвований зависел исключительно от уровня благосостояния новых членов. Увольнение из общины было разрешено лишь после того, как мещане погасят все долги по сборам и платежам. В случае имеющейся задолженности у общества полиция извещала Городскую думу о податной недоимки мещан, которая в свою очередь была уполномочена обратиться в земский суд с иском о взыскании имеющейся недоимки [2, л. д. 16]. Подаваемые судебные иски имели определенный круг лиц, выступающих ответчиками по данной категории гражданских дел. Для этого податный староста мещанского общества подавал городскому парламенту списки должников. Следует отметить, что в случае отказа от уплаты долга или увеличения задолженности городничий имел право по представлению губернатора описывать и реализовывать движимое имущество мещан для погашения образовавшейся задолженности [9, л. д. 1].
Необходимость уплаты имеющихся недоимок была обязательна и для мещан, покидавших город на какое-либо время, они должны были получить увольнительное свидетельство - билет или паспорт: «Никто не может отлучиться от места своего постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта» [10, ст. 1, 4]. Законодателем был определен запрет на выдачу паспортов и билетов нищим мещанам. Задержанные без паспортов бродяги после проверки их сословной и территориальной принадлежности отсылались органами полиции за счет средств общины назад.
На общинные деньги традиционно содержались городские мосты, колодцы, проводились санитарные мероприятия. Также общины субсидировали устройство водопровода, содержание пожарных обозов и другие городские нужды.
На мещанские общества законодателем возлагались также функции социальной помощи своим членам. Данные отчисления нередко достигали четверти бюджетных средств. В мещанских общинах Симбирска и Казани были распространены «лечебные» сборы. Основанная на круговой поруке такая помощь мещанам была не слишком эффективна, потому что высокая плата за лечение порождала задолженности [11, л. д. 18]. Это подтверждают и многочисленные дела о взыскании за лечение мещан в больницах Симбирска и Ка-
зани [12, л. д. 1; 13, л. д. 3; 14, л. д. 2]. Так, например, долг казанской общины больницам, составлявший в 1883 г. 7704 руб., был уплачен к началу 1890-х гг. Лишь в 1911 г. Указом Правительственного Сената плата за лечение членов мещанских обществ была отменена [15, с. 350]. Также социальное назначение общины заключалось в помощи бедным и престарелым мещанам при лечении в больницах [16, ст. 162], выдаче пособий малообеспеченным семьям и организации быта неимущих.
Мещанские общины с 1878 г. начали выдачу свидетельств о нетрудоспособности и бедности отставных и запасных нижних чинов и платили инвалидам войны ежемесячное пособие в размере 3 руб. Это правило касалось и членов их семей, не имевших средств к существованию после смерти отставника [17, с. 17].
Одна из социальных функций - помощь сиротам и бедным детям в получении начального образования, выполняющаяся мещанскими общинами, обусловила необходимость взимания с членов мещанского общества еще одного вида налогового бремени. В 1913 г. Казанская община оплачивала учебу 60 мещанским детям в городских высших начальных училищах, ежегодно внося за обучение 9 руб. за каждого ученика [18, л. д. 2]. В Симбирске на обучение мещанам выдавалось пособие не более 3 руб. в год [7, л. д. 13]. Государство возлагало на мещанскую общину также призрение бедных, одиноких стариков и сирот [19, л. д. 4]. Величина пособий колебалась от 1 до 6 руб. в месяц на человека. Деньги на пособия были включены в мирской сбор. Выделяемые «мещанские субсидии» шли на уплату места в богадельне или приюте, на продовольствие или одежду. По сохранившимся данным количество призреваемых на 1889 г. в Симбирске составляло 42 человека [11, л. д. 9], а в Казани - 14 человек [20, с. 2].
Условия для выполнения функций социальной помощи в Казани и Симбирске были примерно одинаковые. Это объяснялось тем, что общины имели в распоряжении довольно крупные капиталы, пожертвованные богатыми мещанами исключительно на благотворительные нужды. Так, Казанская мещанская община с 1878 г. ежегодно получала около 750 руб. (примерно одну пятую часть) арендной платы за лавочные места в городском гостином доме, завещанной в ее пользу А. И. Крупенниковым [21, с. 211], а симбирский мещанин М. И. Чарошников завещал 18 тыс. руб. [22, л. д. 1]. На средства благотворителей в 1866 г. в г. Казани была открыта Мариинская богадельня. В ней бесплатно содержались одинокие старики и малолетние сироты из числа казанских мещан. В первую очередь места получали самые бедные и нуждающиеся. Большой вклад в дело благотворительности внесли казанские мещане-меценаты: П. С. Шарапов, М. Л. Александров, Е. С. Змеевых, О. С. Гейнс пожертвовали в 1890 г. 10 тыс. на нужды бедного мусульманского населения Казани [23, с. 50]. Среди симбирских благотворителей можно выделить Е. И. Куликова, выделившего 6 тыс. руб. на реконструкцию Воскресенской (Германовской) церкви [24, с. 49], и П. А. Мингалёва, отдавшего в 1890-е гг. 6 десятин знаменитого сада на строительство железнодорожных линий [25, с. 372].
В случае неурожая и голода правительство создавало продовольственные капиталы посредством ежегодного сбора с мещан. Но с 1870 г. капиталы были переведены в городские управы [15, с. 289]. При этом продовольствен-
ные капиталы при необходимости продолжали выдаваться общинам в виде денежных ссуд с условием возврата для закупки хлеба и продажи его по низким ценам общинникам.
Ежегодные пособия от общины получали городские заведения, в которых содержались дети казанских мещан: «Общество пособия и воспитания глухонемых детей» и «Общество пособия бедным и больным детям» [26, с. 2; 27, с. 2]. Симбирская община в 1892 г. пожертвовала более 500 руб. на постройку Соборного храма г. Ревель [20, с. 2] и выделила 4 тыс. руб. на реконструкцию Кафедрального Троицкого Собора [28, л. д. 65], в 1878 г. на открытие лазарета в г. Сызрань пожертвовала 205 руб. [29, л. д. 2], в 1914 г. предоставила недвижимость общества для устройства лазарета и т.д. [30, л. д. 1].
До военной реформы 1874 г. мещанские общины обязывались снабжать поставляемых рекрутов деньгами на обмундирование, продуктами питания и единовременным жалованием. Общины обеспечивали доставку и содержание рекрут до сборных пунктов. Мещане оплачивали общественные сборы на содержание государственного ополчения, а по представлению военного руководства должны были обеспечить снаряжение обывательских подвод [1, л. д. 1313].
Для контроля за финансовой деятельностью мещанских управ и старост создавались ревизионные или учетные комиссии [31, л. д. 11]. Контролирующие органы в случае выявления грубых нарушений в ведении финансовых документов могли отстранить ответственных членов управы от занимаемых должностей. Как правило, комиссии не находили каких-либо серьезных нарушений и признавали деятельность мещанских управ и старост удовлетворительной. В таких случаях составу управы выражалась благодарность за «правильное ведение отчетности и делопроизводства» и выносилось предложение «наградить служащих управы по найму, прослуживших не менее года, в размере месячного жалования каждому» [32, с. 116].
Периодически в губернских городах Среднего Поволжья мещанские общины избирали строительные комиссии, которые следили за проведением ремонтных работ в принадлежавших общине домах. Также существовала зачетная комиссия. Она ведала распределением доходов с общинных денежных капиталов среди должников мирских сборов.
Таким образом, в обязанности мещанской управы входили не только традиционный сбор налогов и наблюдение за исполнением повинностей, но и многое другое, тесно переплетающееся с новым бессословным буржуазным принципом организации городской власти. Тяжесть налогового бремени, множество ограничений и невысокий уровень образованности не позволяли мещанской общине быть значимым сословным органом.
Список литературы
1. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 217. Оп. 1. Д. 26. 1857.
2. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 143. Оп. 1. Д. 212. 1888.
3. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 281. 1894.
4. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 153. 1880.
5. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 60. 1873.
6. ГАСО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 164. 1851.
7. ГАУО. Ф. 88. Оп. 1. Т. 2. Д. 1252. 1902.
8. Свод законов Российской империи 1857. Т. V. Устав о податях. - СПб., 1857.
9. ГАСО. Ф. 1. Оп. 3. Д. S51. 1S53.
10. Свод законов Российской империи 1S90. Т. XIV. Устав о паспортах и беглых. -СПб., 1S90.
11. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 14S. 1SS0.
12. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. S6. 1S75.
13. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 201. 1SS5.
14. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 2. Оп. 3. Д. 1532. 1SSS.
15. Вилейшис, Я. М. Систематический сборник законов о мещанских управлениях / Я. М. Вилейшис. - Херсон, 1914. - Т. 3. - 446 с.
16. Свод законов Российской империи. 1S92. Т. XIII. Устав общественного призрения. - СПб., 1S92.
17. Красовский, Л. В. Одна из повинностей мещанских обществ / Л. В. Красов-ский // Трудовая помощь. - 1912. - № 1. - С. 1-21.
1S. НА РТ. Ф. 1015. Оп. 1. Д. 1S. 1915.
19. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. S1. 1S76.
20. Благотворительность мещанского общества // Волжский Вестник. - 1S94. -№ 122. - 17 мая. - С. 2.
21. Каплуновский, А. П. Община мещан города Казани в последней трети ХХХ века / А. П. Каплуновский // Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. История. Археология. Культурная антропология и этнография : материалы Всерос. конкурса науч.-иссл. проектов в области гум. наук 1994 г. - М. : Между-нар. науч. фонд, 1996. - 231 с.
22. ГАУО. Ф. SS. Оп. 1. Д. 53S. 1S91.
23. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. S1. 1S76.
24. Сивопляс, И. Э. Название окраины города именем эксплуататора Куликова впредь не употреблять... / И. Э. Сивопляс // Мономах. - 1999. - № 3. - С. 4S-49.
25. Ульяновская - Симбирская энциклопедия / ред. и сост. В. Н. Егоров. - Ульяновск : Симбирская книга, 2004. - Т. II. - 399 с.
26. Субсидия училищу глухонемых // Волжский Вестник. - 1SS9. - № 56. - 13 марта.
27. Благотворительность мещанского общества // Волжский Вестник. - 1S94. - № 122. -17 мая.
2S. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 244. 1S94.
29. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 10S. 1S77-1S7S.
30. ГАУО. Ф. 143. Оп. 1. Д. 603. 1914.
31. ГАУО. Ф. SS. Оп. 1. Т. 2. Д. 1253. 1902.
32. Пермская мещанская управа в 1905-1917 годах // Вестник Пермского университета. - Пермь : ПГУ, 2003. - Вып. 4. История. - С. 112-119.
References
1. Gosudarstvennyy arkhiv Samarskoy oblasti (GASO) [State archives of Samara region]. F. 217. Op. 1. D. 26. 1S57.
2. Gosudarstvennyy arkhiv Ul’yanovskoy oblasti (GAUO) [State archives of Ulyanovsk
region]. F. 143. Op. 1. D. 212. 1SSS.
3. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 2S1. 1S94.
4. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 153. 1SS0.
5. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 60. 1S73.
6. GASO. F. 1. Op. 3. D. 164. 1S51.
7. GAUO. F. SS. Op. 1. T. 2. D. 1252. 1902.
S. Svod zakonov Rossiyskoy imperii 1857. T. V. Ustav o podatyakh [Laws of the Russian Empire of 1S57. Volume V. Tax regulations]. Saint Petersburg, 1S57.
9. GASO. F. 1. Op. 3. D. S51. 1S53.
10. Svod zakonov Rossiyskoy imperii 1890. T. XIV. Ustav o pasportakh i beglykh [Laws of the Russian Empire of 1S90. Volume XIV. Statute of passports and fugitives]. Saint Petersburg, 1S90.
11. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 14S. 1SS0.
12. GAUO. F. 143. Op. 1. D. S6. 1S75.
13. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 201. 1SS5.
14. Natsional’nyy arkhiv Respubliki Tatarstan (NA RT) [National archives of the Republic of Tatarstan]. F. 2. Op. 3. D. 1532. 1SSS.
15. Vileyshis Ya. M. Sistematicheskiy sbornik zakonov o meshchanskikh upravleniyakh [Systematic collection of laws on petty-bourgeois self-government]. Kherson, 1914, vol. 3, 446 p.
16. Svod zakonov Rossiyskoy imperii. 1892. T. XIII. Ustav obshchestvennogo prizreniya [Laws of the Russian Empire. 1S92. Volume XIII. Public assistance regulations]. Saint Petersburg, 1S92.
17. Krasovskiy L. V. Trudovayapomoshch’ [Labor assistance]. 1912, no. 1, pp. 1-21.
1S. NA RT. F. 1015. Op. 1. D. 1S. 1915.
19. GAUO. F. 143. Op. 1. D. S1. 1S76.
20. Volzhskiy Vestnik [Volga bulletin]. 1S94, no. 122, 17 may, p. 2.
21. Kaplunovskiy A. P. Gumanitarnaya nauka v Rossii: sorosovskie laureaty. Istoriya. Arkheologiya. Kul’turnaya antropologiya i etnografiya: materialy Vseros. konkursa nauch.-issl. proektov v oblasti gum. nauk 1994 g. [Humanitarian science in Russia: Soros laureates. History. Archeology. Cultural anthropology and ethnography: proceedings of All-Russian competition of research projects in humanities of 1994]. Moscow: Mezhdunar. nauch. fond, 1996, 231 p.
22. GAUO. F. SS. Op. 1. D. 53S. 1S91.
23. GAUO. F. 143. Op. 1. D. S1. 1S76.
24. Sivoplyas I. E. Monomakh. 1999, no. 3, pp. 48-49.
25. Ul’yanovskaya - Simbirskaya entsiklopediya [Ulyanovsk-Simbirsk encyclopaedia]. Ed. V. N. Egorov. Ulyanovsk: Simbirskaya kniga, 2004, vol. II, 399 p.
26. Volzhskiy Vestnik [Volga bulletin]. 1SS9, no. 56, 13 march.
27. Volzhskiy Vestnikm [Volga bulletin]. 1S94, no. 122, 17 may.
2S. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 244. 1S94.
29. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 10S. 1S77-1S7S.
30. GAUO. F. 143. Op. 1. D. 603. 1914.
31. GAUO. F. SS. Op. 1. T. 2. D. 1253. 1902.
32. VestnikPermskogo universiteta [Bulletin of Perm University]. Perm: PGU, 2003, iss. 4, History, pp. 112-119.
Окутина Наталья Николаевна соискатель, кафедра истории государства и права, Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14)
Okutina Natal'ya Nikolaevna Applicant, sub-department of state and law history, Togliatti State University (14 Belorusskaya street, Togliatti, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 94(47) 084.3/6 Окутина, Н. Н.
Организационно-финансовая деятельность мещанских обществ во второй половине XIX в. на примере губернских городов Среднего Поволжья / Н. Н. Окутина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 27-33.