Научная статья на тему 'Социальная контекстуализация совладающего поведения в разные периоды жизни'

Социальная контекстуализация совладающего поведения в разные периоды жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТА / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЗАЩИТНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SUBJECT'S COPING BEHAVIOR / DIFFICULT LIFE SITUATIONS / SELF-REGULATION / PERSONALITY DEFENSIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапоровская Мария Вячеславовна

В статье представлены результаты серии исследований специфики совладающего поведения субъектов в зависимости от содержания и интенсивности трудных жизненных ситуаций на различных этапах онтогенеза. Выделены категориальные признаки ситуаций Несправедливости, Неразделенной любви, Страхов, Развода родителей. Обобщены возрастные и половые закономерности в контекстуальном контекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сапоровская Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social contextualization of coping behavior in different life periods

Investigations series results in dependence of subjects' coping behavior content and intensiveness of difficult life situations on different ontogeny stages are presented in the article. Categorical features of situations of Unfairness, Unrequited love, Phobias, Parents' divorce are distinguished. Age and gender natural laws in contextual context are generalized.

Текст научной работы на тему «Социальная контекстуализация совладающего поведения в разные периоды жизни»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК 159.95

Сапоровская Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

СОЦИАЛЬНАЯ КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

В статье представлены результаты серии исследований специфики совладающего поведения субъектов в зависимости от содержания и интенсивности трудных жизненных ситуаций на различных этапах онтогенеза. Выделены категориальные признаки ситуаций Несправедливости, Неразделенной любви, Страхов, Развода родителей. Обобщены возрастные и половые закономерности в контекстуальном контекте.

Ключевые слова: совладающее поведение субъекта, трудные жизненные ситуации, саморегуляция, защитная активность личности.

Расширение представлений о диспозицион-ном факторе совладающего поведения, выделение общих характеристик ситуаций, связанных со спецификой копинга, выявление возрастных и половых закономерностей в контекстуальном аспекте - важные задачи исследования, направленного на изучение динамики совладающего поведения индивидуального субъекта. Решение этих задач вносит заметный вклад в научную разработку проблемы субъектной регуляции стресса и совла-дающего поведения субъекта.

Как показали наши исследования ситуации Несправедливости, Неразделенной любви, Развода родителей и Страхов имеют высокий стрессогенный потенциал [1; 2; 3; 4; 5; 6]. При этом, ситуация Несправедливости является актуальной как для людей зрелого возраста, активно занимающихся профессиональной деятельность, так и для людей юношеского возраста. Стресс, связанный с неразделенной любовью, характерен для юношества. Страхи в качестве мощного регулятива социального поведения личности выступают в детском и зрелом возрасте. Ситуация развода родителей для подростков имеет отсроченные последствия, продолжительное время оценивается личностью как жизненная проблема и оказывает специфическое влияние в целом на защитную активность подростков.

Ситуация несправедливости. По данным исследования [5] категориальными признаками ситуации несправедливости как стрессора являются:

- ее высокая субъективная значимость;

- объемные затраты ресурсов совладания, риск их истощения (нередко, невозможность их восстановления);

- субъективное переживание потери значимой ценности;

- несоответствие реальных результатов разрешения ситуации первоначальным ожиданиям, дисбаланс между представлением о собственном вкладе и исходом ситуации;

- ослабление субъективного контроля над «трудными» обстоятельствами жизнедеятельности, негативный эмоциональный фон.

Важным для понимания закономерностей совла-дания в этом контексте является то, что данный вид ситуации связан главным образом с деятельностью: в юношеском возрасте (17-18 лет) - с учебной деятельностью; в молодости (25-30 лет) и зрелости (3550 лет) - с профессиональной деятельностью. Однако, существует и возрастная специфика восприятия ситуации несправедливости. В молодости часто ситуация несправедливости включена в контекст романтических отношений с партнером, а в зрелости - вообще в сферу межличностных отношений. Кроме того в зрелости, часто ощущение несправедливости связано со здоровьем.

«Почему именно я заболела, а другие нет, ведь я так заботилась о себе, вела правильный образ жизни... » Из интервью жен. 46лет.

Субъективные представления о реакциях на ситуацию несправедливости у респондентов разных возрастных групп не имеют существенных различий -респонденты юношеского и зрелого возраста отмечают преобладание эмоциональных и поведенческих реакций, в то время как молодые люди отмечают

о преобладании поведенческих реакций. Подключение измерительных методов позволило зафиксировать содержательное наполнение отмеченных реакций. Респонденты юношеского возраста в данном ситуационном контексте предпочитают Конфронтативный копинг, Самоконтроль, Поиск социальной поддержки, Бегство-избегание. Следовательно, в ситуации несправедливости юноши и девушки склонны проявлять активные усилия, направленные изменение данной ситуации, прилагают усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей. Как показывают результаты контент-анализа интервью респондентов, ситуация несправедливости является для них личностно значимой, характеризуется большей неопределенностью.

Молодые люди так же склонны проявлять агрессивные усилия по изменению ситуации (Конфро-тативный копинг) и усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки от других людей (Поиск социальной поддержки). Они не стремятся дистанцироваться от ситуации, но к саморегуляции состояний, к принятию собственной ответственности в разрешении данной ситуации они не склонны. Это снижает ощущение субъективного контроля над ситуацией, что повышает уровень ее потенциальной стрессогенности.

Респонденты зрелого возраста демонстрируют аналогичный копинг. Отличие заключается в том, что, имея немалый опыт переживания ситуаций несправедливости в разных сферах жизнедеятельности, они предвосхищают ее появление и стремятся ее избежать.

Таким образом, с наращиванием опыта данных ситуаций у человека ослабевает ощущение субъективного контроля над ситуацией несправедливости, снижаются возможности саморегуляции психических состояний, формируются установки на перенос ответственности во вне, а, следовательно, ослабевает убежденность в своей вовлеченности в ситуацию и возможности собственного влияния на результат и исход данной ситуации. Человек перестает извлекать позитивный опыт из ситуации несправедливости, минимизирует активные действия, избегает ситуаций подобного типа. В совокупности это делает человека уязвимым, сверхчувствительным к ситуациям несправедливости, которые неизбежно сопровождают выполнение любой деятельности, что повышает уровень повседневного стресса [5].

Ситуация неразделенной любви. Субъективно ситуация неразделенной любви воспринимает респондентами юношеского возраста как отсутствие взаимного положительного чувства со стороны значимого партнера. При этом, ситуация неразделенной любви воспринимает как стрессор только в том случае, если человек сам испытывает чувства любви и привязанности по отношению к партнеру, который не проявляет ответных чувств. Если сам респондент становится объектом романтических чувств другого человека, а сам не испытывает ответных чувств, ситуация не воспринимается им как трудная. Таким образом, эмпатийный компонент в данном контексте отсутствует, а ситуация воспринимает как трудная только в том случае, когда человек является субъектом, а не объектом неразделенных чувств.

При столкновении с данной ситуацией доминирующим стрессогенным фактором является совокупность крайне негативных переживаний, таких как:

- острая душевная боль;

- разочарование в людях противоположного пола;

- субъективное переживание отверженности и одиночества;

- снижение самооценки, переживание собственной «неполноценности».

Таким образом, в структуре факторов, определяющих стрессогенный характер ситуации неразделенной любви, эмоциональный фактор (переживание) является наиболее значимым. Выявлены различия в когнитивной оценке ситуации неразделенной любви между юношами и девушками. Девушки оценивают эту ситуацию как крайне тяжелую, пережить и совладать, с которой очень трудно. Юноши оценивают эту ситуацию как трудную, но среднего уровня тяжести стресса, совладать с которой вполне возможно.

В данном ситуационном контексте наиболее эффективным, с точки зрения респондентов (и юношей, и девушек), оказался копинг Положительная переоценка, т.е. склонность искать хорошее в плохом, создавать положительный смысл ситуации, концентрироваться на росте собственной личности. Однако у девушек этот копинг сочетается с непродуктивной стратегией Бегство-Избегание (принятие алкоголя, никотина, дополнительная еда, сон). Эта стратегия призвана для регуляции, уравновешивания, минимизации остроты эмоционального состояния. Таким образом, у девушек положительная переоценка ситуации и стремление к регуляции эмоционального состояния происходит на фоне ослабления внутреннего контроля, что только снижает способность к саморегуляции поведенческих реакций и минимизирует вероятность эффективного совладания с ситуацией. У юношей сочетание копинг-стратегий иное. Положительная переоценка ситуации происходит на фоне проблемно-сфокусированных усилий, направленных на изменение ситуации и включающих аналитический подход к решению проблемы. Эффективной, усиливающей положительный эффект копинга, так же оказывается стратегия, направленная получение социальной поддержки. Таким образом, у юношей положительная переоценка ситуации неразделенной любви происходит на фоне активизации когнитивных процессов и подключения социальных ресурсов, что способствует лучшей саморегуляции состояний,

а, следовательно, усиливает субъектность. Именно поэтому данная ситуация воспринимается и переживается молодыми людьми легче, чем девушками. Кроме того, девушки чаше, чем юноши повторно сталкиваются с ситуацией неразделенной любви [3; 6].

Ситуации, связанные со страхами. В современных источниках страхи категоризируются как препятствие нормальному функционированию организма и в целом жизнедеятельности человека. При этом совладание со страхами рассматривается современными психологами в качестве естественного способа развития личности, т.к. страх сопровождает человека на протяжении всей жизни. Это

нормальная реакция организма на стимул, субъективно оцениваемый как угроза, искажения проявлений которой, могут привести к различным аномалиям. Практически во всех сферах деятельности человека страх может служить серьезным препятствием к ее осуществлению, а в профессиональном плане - к срыву деятельности. Выборку данного исследования составили 110 человек, активно занимающихся профессиональной деятельностью, 60 женщин (средний возраст 39 лет) и 50 мужчин (средний возраст 41 год).

Оказалось, что интенсивность страхов в целом у женщин выше, чем у мужчин, что можно объяснить как половыми различиями, так и актуализацией полоролевых стереотипов в группе мужчин. Как у мужчин, так и у женщин наиболее актуальными являются Финансовые страхи, что вероятнее всего связанно с неустойчивыми условиями жизни современного общества. Наименее актуальным у женщин (32%) и у мужчин (28%) является Страх экстремальных ситуаций, мистические страхи, т.е. страх перед природными катаклизмами, дорожнотранспортными происшествиями и т.д. Однако, не смотря на видимое сходство содержательных компонентов страхов мужчин и женщин, удалось выявить и их специфику. В результате факторного анализа (метод главных осей Principal components с вращением факторов Varimax raw) в группе женщин Финансовые страхи относятся к фактору, объединяющему Медицинские страхи (0,85), Страх потери контроля над ситуацией (0,84), Страх экстремальных ситуаций (0,78), Экзистенциальные страхи (0,78). Данный фактор объясняет 27% случаев. В группе мужчин Финансовые страхи (0,77) объединяются в фактор с Экзистенциальными страхами (0,88), к которым относится, например, страх смерти. Данный фактор объясняет 32% случаев. Таким образом, у женщин финансовые страхи в большей степени связаны со страхами, ограничивающими контроль над жизненными ситуациями, а у мужчин финансовые страхи связаны с прямой угрозой жизни.

Удалось выявить и особенности совладающего поведения в ситуации преобладающих страхов в группе мужчин и женщин. Оказалось, что женщины, совладая с актуальными страхами (к которым относятся Финансовые страхи) предпочитают использовать копинг-стратегии, направленные на поиск социальной поддержки. Это согласуется с данными представленными в источниках (Т. Л. Крюкова, 2004-2009). Стратегии совладающего поведения мужчин имеют особенность. Мужчины для совла-дания с финансовыми страхами, которые воспринимаются как угроза жизни, используют копинг-стратегии, ориентированные на избегание. Факторный анализ продемонстрировал, что в группе женщин копинг Поиск социальной поддержки (0,94)

связан с копингом Планирование решения проблемы (0,83); Положительная переоценка (0,72); Принятие ответственности (0,64). Данный фактор объясняет 31% случаев. Это означает, что совлада-ющее поведение женщин в ситуации актуальных страхов ориентировано, главным образом, на усиление субъективного контроля над ситуацией. У мужчин предпочтительный копинг, ориентированный на избегание, связан со стратегией Дистанцирование. Данный фактор объясняет 29% случаев. Следовательно, совладание мужчин с типичными страхами, в отличие от женщин, наоборот ориентировано на ослабление субъективного контроля над ситуацией и отдаление от нее, что, снижает адаптивный потенциал в ситуациях, связанных с актуализацией страхов, особенно финансовых [4].

Развод родителей. Развод рассматривается нами как поворотное событие в жизни семьи и каждого из ее членов. Чрезвычайно уязвимыми к влиянию стрессогенного фактора в ситуации развода родителей оказываются подростки, т.к. детско-родительские отношения по-прежнему остаются важным средовым фактором их психического развития. В исследовании нами были сконструированы две эмпирические группы эквивалентные друг другу по критерию высоких показателей социально-психологической адаптированности испытуемых (эти показатели были соотнесены с внешними критериями -высокой успеваемостью, нормативностью поведения по данным экспертных оценок). Первую эмпирическую группу составили подростки 14-15 лет, пережившие развод родителей 3-4 года назад, а во вторую эмпирическую группу вошли их сверстники из полных, условно благополучных семей. Сравнительный анализ характеристик совладающего поведения подростков из двух эмпирических групп позволили нам выявить копинг-характеристики, связанные с эффективностью социально-психологической адаптации подростков, переживших развод родителей.

Оказалось, что девочки, пережившие развод родителей чаще, чем мальчики этой группы используют стратегии копинг-поведения, ориентированного на Решение проблемы (и=14 прир = 0,03), Самообвинение (и=14 при р = 0,03), Позитивный фокус (и=13 при р = 0,03). Такое сочетание стилевых характеристик копинга в группе девочек направлено на анализ сложившейся ситуации с рефлексией своего вклада в ее появление. Это позволяет усилить субъективное ощущение контроля над ситуацией и возможности воздействия на нее. В соответствии с этим происходит переоценка ситуации как новой возможности проявить свои положительные качества, что побуждает их к активным социально одобряемым действиям. В целом, копинг девочек, переживших развод родителей, активный и проблемно-сфокусированный.

Мы не получили данных о специфике совладаю-щего поведения мальчиков из разведенных семей. В целом же по выборке (без дифференциации по полу) подростки из полных семей чаще используют копинг Решение проблемы (и = 88, при р = 0,05) и Принадлежность к группе (и = 61, прир = 0,00). Для подростков из разведенных семей более характерным является копинг Самообвинение (и = 88,5 при р = 0,05). В данном случае стратегия Самообвинение выполняет особую функцию, усиливает стремление подростков к социальным достижениям, что и объясняет высокие показатели их социально-психологической адаптированности.

Мы выявили, что копинг-стратегия Самообвинение, типичная для подростков из неполных семей, формируется под влиянием защитного механизма Интеллектуализация, который предполагает особое истолкование событий таким образом, позволяющим сохранить чувство субъективного контроля над ситуацией (в = 0,7 при р = 0,00). Скорее всего, подросток убеждает себя в том, что ситуация (в том числе и внутрисемейного конфликта) была ему подконтрольна, но он совершил ошибку, что и привело к негативным последствиям. Поэтому, если ее исправить, то ситуация изменится к лучшему и проблема, возможно, будет решена. В целом следует отметить, что высокие социальные достижения у подростков из полных и неполных семей связаны с разными психологическими механизмами. У подростков из полных семей это достигается за счет ориентации на решение проблемы и социальной поддержки. А у подростков, переживших развод родителей, психологической «ценой» достижений является усиление субъективного контроля над ситуацией (что, возможно, ослабляет их индивидуальную систему ресурсов) [1; 2].

Таким образом, анализ ситуационного контекста совладающего поведения на разных этапах психического развития приводит нас к следующим обобщениям:

1. В совладании с ситуациями различных типов (и с преобладанием когнитивного компонента, и с преобладанием эмоционального компонента) особую, наиболее заметную роль выполняют ко-пинг-стратегии, связанные с субъективным контролем человека над стрессовой ситуацией. Субъективный контроль личности одна из основных функций ее саморегуляции, которая осуществляется на основе самонаблюдения, рефлексии, произвольности, целью которой является изменение собственной активности, контроль и коррекция результатов совла-дания. Самоконтроль позволяет осуществляется последующий выбор поведенческих реакций и копинг-стратегий, что обеспечивает эффективное совлада-ние или предвосхищение и избегание нежелательных ситуаций.

2. Влияние фактора пола на специфику совлада-ющего поведения опосредовано его взаимодействием с ситуационным фактором. В ситуациях с преобладанием эмоционального компонента мужчины более ориентированы на саморегуляцию, анализ и контроль ситуации. При этом в ситуациях с преобладанием когнитивного компонента у мужчин актуализируются пассивные копинг-стратегии, ориентированные на избегание и отвлечение. Женщины же, наоборот, в аналогичных ситуациях ориентированы на активный и рациональный копинг, направленный на усиление субъективного контроля. Следовательно в ситуациях с преобладанием когнитивного компонента копинг мужчин приобретает характеристики моделей женского копинга, а совладание женщин

- характеристики моделей мужского копинга.

3. Одним из показателей эффективности копинга является усиление чувства субъективного контроля либо над ситуацией, либо над собой в определенном ситуационном контексте. Это позволяет нам говорить о разной направленности копинга - либо на усиление субъектности (активности, вовлеченности и т.д.), либо на ее ослабление. Высокая степень субъектности отражается в том, что человек может управлять, воздействовать как на стрессор, так и на себя в условиях стресса. Низкая степень субъектности отражается в переживании собственного бессилия, невозможности воздействовать и управлять обстоятельствами и собой, что усиливает позицию «жертвы» и снижает адаптационный потенциал личности.

4. Между процессом саморегуляции и совлада-ющим поведением существует сложная двухсторонняя связь. С одной стороны, способность личности к саморегуляции опосредует выбор копинг-страте-гий, сочетание которых является копинг-характери-стикой. С другой стороны, исход копинга, одним из показателей эффективности которого является усиление или ослабление чувства субъективного контроля, оказывает влияние на способность человека к саморегуляции.

5. В стрессовых ситуациях, в которых преобладает когнитивный компонент, женщины более, чем мужчины, ориентированы на усиление субъективного контроля над ситуацией. В ситуациях с преобладанием эмоционального компонента мужчины оказываются более компетентными и демонстрируют способность к высокой саморегуляции и управлению стрессовой ситуацией.

В завершении необходимо отметить особую актуальность данной проблематики для практических целей - в качестве разработки оснований для создания методик, тренингов, технологий и т.п., крайне необходимых для гармонизации психической сферы человека в трудных и неустойчивых условиях социальной жизни современного общества.

Библиографический список

1. Сапоровская М.В. Стрессы межпоколенного взаимодействия: развод родителей как предиктор защитного и совладающего поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч II / отв. ред. А.В. Карпов. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. -С. 252-255.

2. Сапоровская М.В. Психологические проблемы подростков из разведенных семей с высоким уровнем внутрисемейного конфликта // На пороге взросления: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конфер. по психологии развития. - М.: МГППУ, 2011. - С. 158-162.

3. Батунова Ю. С. Особенности стиля любви и типа привязанности в стрессогенном опыте неразделенной любви // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 31-34.

4. Шакирова М.Р. Особенности страхов и совла-дающего поведения в зрелом возрасте // Психология - наука будущего: Материалы IV Междунар. конф. молодых ученых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 506-508.

5. КалининаА.В. Совладающее поведение в ситуации несправедливости: Квалификационная работа. - Кострома, 2011.

6. Батунова Ю. С. Совладающее поведение в ситуации неразделенной любви: Курсовая работа. -Кострома, 2011.

УДК 159

Ковальская Ольга Сергеевна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

izuminka.87@mail.ru

ЛИЧНОСТЬ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается роль системы ценностных ориентаций и уровня осмысленности жизни при выборе стратегий совладающего поведения. Приводятся и анализируются результаты определения особенностей ценнос-то-смысловой сферы личности в период ранней юности. Обосновывается специфика совладающего поведения: неси-стематичность, незрелость, противоречивость.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, смысловая саморегуляция, совладающее поведение, продуктивные и непродуктивные стратегии совладания, субъектно-деятельностный подход, диспо-зиционный подход, интраиндивидуальные методы исследования.

Исследование особенностей ценностносмысловых ориентаций и их влияния на поведение в сложных жизненных ситуациях является актуальным именно в ранней юности (15-17 лет) в связи с тем, что в этот период происходит активное самоопределение, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, поведение личности становится устойчивым. Как любое поведение, совладание с жизненными трудностями предполагает опору на ресурсы личности, в первую очередь на то, как она понимает окружающий мир. Таким образом, система ценностей и смыслов личности, связывая в единое целое различные части индивидуального мира, выступает базой, ориентиром ее поведения в трудных жизненных ситуациях.

Проблема соотношения ценностей и смыслов является актуальной в современной психологической науке. Мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, который определяет ценности «огромным составляющим внутреннего мира человека», как «ядерные» смысловые структуры, составляющие ядро человеческой личности. Нельзя не согласиться и с тем, что, выступая источником устойчивых смыслов значимых объектов и явлений, они обеспечива-

ют устойчивость поведения человека в изменяющейся действительности [4].

Таким образом, ценность, представляя собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности. Не вызывает сомнения тот факт, что ценности представляют собой смысловые образования, а личностный смысл событий и явлений во многом обусловлен ценностными отношениями личности. Следовательно, ценности и смыслы оказываются неразрывно связанными в сознании человека, что позволяет говорить о ценностно-смысловой сфере личности и выделять в структуре ценностно-смысловой сферы в качестве равноценных образований ценности и смысложизненные ориентации.

Зависимой переменной в нашем исследовании выступает совладающее поведение, которое мы рассматриваем с точки зрения субъектно-деятельностного подхода. В связи с этим существенными признаками совладающего поведения являются осознанность, целенаправленность и активность: изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.