Социальная компетенция как условие профессиональной социализации студентов
Сегодня главным результатом подготовки выпускника, получившего рабочую профессию, должна стать интегральная характеристика, включающая систему сформированных ценностей, мобилизационную готовность к выполнению определенной деятельности, эффективное общение, соблюдение социальных норм взаимодействия.
ИЛЬИНА
Ирина Владимировна,
кандидат педагогических наук, преподаватель высшей квалификационной категории Березниковского строительного техникума, г. Березники (Пермский край)
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций. Предложена модель системы формирования социальной компетенции, рассматриваются педагогические условия, способствующие ее эффективному функционированию.
Ключевые слова:
социальная компетенция, компетентност-ный подход, модель системы формирования социальной компетенции
Под социальной компетенцией рабочего понимается особый вид его профессиональной компетенции, обеспечивающий возможность продуктивно взаимодействовать в трудовом коллективе и ответственно принимать социально значимые решения в процессе квалифицированной предметно-практической деятельности. Структура социальной компетенции студентов может быть представлена четырьмя компонентами: понятийным, ценностным, личностным и деятель-ностным (табл. 1).
Компетентностный подход позволил раскрыть содержание социальной компетенции рабочих, для формирования которой мы можем разработать авторскую педагогическую систему, отвечающую положениям системного подхода; ее наполнение соответствует деятель-ностным параметрам, а результат отражает содержание социальной компетенции.
Процесс формирования социальной компетенции как подсистемы профессиональной подготовки квалифицированного рабочего включает следующие компоненты: содержа-тельно-регламентационный, ориентационно-диагностический, процессно-технологический и результативно-коррекционный (рис.1).
Как показал анализ учебных планов по подготовке квалифицированных рабочих по профессиям «Сварщик», «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Мастер
столярно-плотничных и паркетных работ», «Мастер общестроительных работ», в содержании профессиональной подготовки отсутствует нормативно закрепленная дисциплина, ориентированная на целенаправленное формирование у студентов социальной компетенции. Поэтому целенаправленное формирование у студентов социальной компетенции требует специальной программы. Такая программа, разработанная нами, составляет информационное ядро содержательного компонента, имеет блочное строение, интегративный характер и практико-ориентированное содержание (см. табл. 2).
Использование данной программы в процессе формирования социальной компетенции должно осуществляться с учетом всех возможностей профессиональной образовательной организации:
— в условиях специально созданной для этого программы, направленной на формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций;
— за счет использования потенциала имеющихся нормативно закрепленных дисциплин («Деловое общение», «Социальная психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Об-ществознание», «Философия», «Мировая художественная культура» и др.) через наполнение их материалами, способствующими формированию социальной компетенции;
— корректировки программ профессиональных модулей (обязательной части общего
Таблица 1
Содержательные критерии сформированное™ социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций
Понятийный — сформированность системы социальных знаний и отношений Деятельностный — сформированность системы социальных умений
обеспечивает готовность студента познавать социальный план действительности, нормы и правила жизни в обществе; быть осведомленным в области взаимоотношений людей в социуме обеспечивает готовность подростка эффективно взаимодействовать в микросреде жизнедеятельности; поступать так, как принято в социокультурном сообществе; вести диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах; конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях
Личностный — сформированность профессионально важных личностных качеств, опыта продуктивной социальной деятельности Ценностный — сформированность личностно-ценностного отношения к социуму
определяет внутреннюю значимость совершаемых действий, осознание своей значимости, необходимости социального развития обеспечивает готовность подростка принимать и ценностно относиться к себе самому, другому человеку и обществу в целом; проявлять потребность в общении и социальном одобрении, желание занять определенное место в микросреде жизнедеятельности; осуществлять социальные аспекты события
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ
Цель: формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций
3 и -
Орпснтацпоино-дпагностичсскип компонент — получение информации о степени овладения составляющими социальной компетенцией. Фу нкции: диагностическая, информационно-ориентационная. контролирующая, стимулирующая, компенсационная,
аналитическая
Организационный этап
Сбор данных
Интерпретация
Показатели: знания, умения, профессионально значимые личностные качества, ценностные ориентации
Критерии: понятийный, деятельностный, личностный, ценностный
т
Уровни: низкий, достаточный, высокий
Методы: тестирование, опросы, наблюдение, обобщение, сравнение, анализ деятельности, экспертиза и др.
Содержательно регламентадионный компонент систематизация подлежащего усвоению студентами предметного содержания. Функции: регламентационная, информациошлая, регулирующая, пр01раммн0-техиш101Мческая.
1 блок
Теоретиков
методологический
2 блок Базово-практический
3 блок Комплексно-репр одуктивный
4 блок
Интегратив нетворческий
Виды деятельности студентов: учебная, квазипрофессиональная, учебно-нрофесеттоп.чш.цяя Формы организации: лекция, семинар, практикум, конференции, тренинги, производственная практика, конкурсы профессионального мастепстоа. волонтерская деятельность, социальное патгптепство и лт>.
Процессно-технологпческнп компонент — структурирование дидактического сопровождения процесса формирования социальной компетенции. Функции: обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, адаптационная, операционально-технологическая, преобразовательная
1.Мотивация
2.Информаци -онное
наполнение
3 Интерио-ризация
^Формирование
НСрВИЧНО-го опыта
5. Творческое закрепление
.Методы: объясните, лекции, упражнение, метод проектов, игра, тренинг и др. Средства: литературные источники, средства ИКТ, нормативные документы, УМК, профессиональные модули, учебное портфолио. Формы: лекция, семинар, практика, самостоятельная работа студента и до.
Результативно-коррекцконный компонент-нейтрализация выявленных недостатков процесса формирования социальной компетенции, своевременное внесение изменений, координация действия всех субъектов образовательного процесса. Функции: оценивающая, регламентационная, компенсационная, аналитическая, консультативная. Предмет коррекциинных пидейспяй: знания, умения, профессионально значимые личностные качества
Формы коррекции:
индивидуальные, групповые
Средства коррекции:
наглядные материалы, детализация информации, объяснения, упражнения
п
Методы: консультация, анализ допущенных ошибок, дополнительные упражнения
Принципы:
конструктивного сотрудничества, экстериоризахии субъективного опыта,
рефл ексивной связи с окружающей
средой,
педагогического сопровождения образовательного процесса
Свойства:
гибкость, организованность, ингерентность, адаптируемость
Условия:
а)организаци онио-иедагогич еекп е:
использование
различных форм
социально
партнерства;
создание
стимулирующей
среды;
б) деятельностпо-управленческие: развитие молодежных социальных инициатив; развитие студенческого самоуправления.
Результат: социальная компетенция рабочего
Рис.1. Модель системы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных
организаций и условий ее успешного функционирования
Таблица 2
Программа формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций
Наименование блока Тематическое содержание блока Значение блока
1. Теоретико-методологический Основные понятия, законы, теории, гипотезы, проблемы, связанные с процессом социального взаимодействия; цели, уровни, виды общения, роли и ролевые ожидания, виды социального взаимодействия, правила ведения беседы, убеждения, источники, причины и виды конфликтов Студенты накапливают знания, опыт социального взаимодействия, актуализируют и развивают профессионально значимые личностные качества
2. Базово-практический Конкретные способы, стратегии взаимодействия, интерпретация конфликтных ситуаций, конструктивное реагирование на критику, техники и приемы эффективного общения, приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения У студентов через применение усвоенного на практике формируются отдельные умения: овладение навыками общения, способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, умения отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других
3. Комплексно-репродуктивный Моделирование, разработка комплекса мероприятий, проведение анализа социального взаимодействия, оценка социального окружения и влияния на отдельных членов коллектива Студенты решают комплексные задачи с опорой на уже имеющийся опыт социального взаимодействия, выбирают и применяют наиболее эффективные методы и способы решения профессиональных задач, оценивают эффективность и качество выполненных работ
4. Интегративно-творческий Комплексные способы профессиональных действий, расширение опыта творческого взаимодействия Формирование у студентов комплексных способов действий, расширение опыта социального проектирования
Таблица 3
Методическое обеспечение блоков программы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций
Блоки программы Методы Средства Формы
1.Теоретико-методологический Лекция, беседа, проблемное изложение материала, дискуссия, конференция и др. Учебные пособия, периодические, научно-популярные издания, УМК, профессиограммы, программы профессиональных модулей Лекция, семинар, консультация, самообразование, самовоспитание и др.
2. Базово-практический Упражнения, деловые и имитационные игры, учебная дискуссия, мозговой штурм, социальное проектирование, тренинг Информационно-инструктивные карты, ТСО, УМК, система задач и заданий и др. Семинар, практические задания, производственная практика, самостоятельная работа и др.
3. Комплексно-репродуктивный Упражнения, проектирование, имитационные игры, кейс-метод, тренинг и др. Квазипрофессиональная деятельность, ТСО, УМК, система практических задач и заданий, проблемных ситуаций и др. Производственная практика, самостоятельная работа, практические занятия и др.
4. Интегративно-творческий Моделирование, проектирование, тренинг Портфолио, ТСО, учебно-профессиональная деятельность, волонтерская деятельность Практические занятия, производственная практика, самостоятельная работа
гуманитарного и социально-экономического цикла и вариативной части, которая дает возможность для расширения или углубления подготовки конкурентоспособного выпускника в соответствии с региональными запросами рынка труда и возможностями продолжения образования);
— в процессе производственной практики, проектно-исследовательской и творческой деятельности студентов через обогащение самостоятельной работы различными заданиями, ситуативными задачами, способствующими формированию социальной компетенции;
— включения студентов в различные виды социального партнерства;
— организации самоуправления в учебных группах, ориентированного на самостоятельное принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях социального взаимодействия, поддержка молодежных социальных инициатив.
В таблице 3 представлено методическое наполнение блоков программы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций.
Эффективное функционирование системы формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций требует создания педагогических условий. Данный комплекс педагогических условий включает в себя:
— организационно-педагогические условия (использование различных форм социального партнерства, создание стимулирующей среды);
— деятельностно-управленческие условия (развитие молодежных социальных инициатив, студенческого самоуправления).
Таким образом, проблема формирования социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций решается более эффективно при использовании специально созданной системы, реализованной на фоне комплекса педагогических условий.
Литература
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений / Э. М. Александровская, Н. И. Кокур-
кина, Н. В. Куренкова. — М.: Академия, 2002. — 206 с.
2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск: ОАО «Урал. книжн. из-во»,
2004. — 176 с.
3. Болотов В. А. Компетентностная модель в профессиональном образовании // Профессиональное образование. — 2001. — №4. — С 23-29.
4. Бутко Е. А. Начальное профессиональное образование: новый этап развития // Профессиональное образование. — 2003. — №10. — С.76-89.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт,
2005. — 216 с.
6. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. — 2001. — №4. — С.16-48.
7. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 256 с.