Научная статья на тему 'Социальная компетентность подростка: функции и компоненты'

Социальная компетентность подростка: функции и компоненты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1160
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА (ЗНАНИЕВО-ОПЕРАЦИОННЫЙ / СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ / КРЕАТИВНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНО-СМЫСЛОВОЙ / COMPONENTS OF SOCIAL COMPETENCE OF A TEENAGER (KNOWLAGE-OPERATIONAL / SOCIAL COMPETENCE OF A TEENAGER / FUNCTIONS OF SOCIAL COMPETENCE OF A TEENAGER / SOCIO-COMMUNICATIVE / CREATIVE-TRANSFORMING / MOTIVATIONAL-VALUABLE / REFLEXIBLE-SENSITIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фастова Елена Игоревна

Рассматриваются сущностные характеристики социальной компетентности подростка. Выявлены функции и определены компоненты, образующие структуру исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фастова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social competence of a teenager: functions and components

The essential characteristics of social competence of a teenager are examined. The functions are exposed and components are defined, which form the structure of the object under research.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность подростка: функции и компоненты»

но значимую деятельность; психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности класса; группа сплочена, сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях; в обсуждении принимают участие все школьники; в общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что наши положения полностью подтвердились. Таким образом, полученный подростками опыт новых социальных взаимоотношений в группе, опыт лидерства, на наш взгляд, поможет им отстаивать свои ценности в более широкой группе (в школе, кружках, секциях, дворовых группах и т.п.) и, таким образом, будет препятствовать усвоению моделей противоправного поведения.

Полученные результаты могут использовать классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи и т.д. для совершенствования отношений в коллективе, разрешения внутригрупповых проблем, создания условий для позитивного развития отношений детей и взрослых. Способствовать формированию лидера в группе, умения и стремления взаимодействовать - значит конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.

Литература

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 264 с.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 416 с.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб.пособие / Е.В. Змановская. М.: Академия, 2007. 288 с.

4. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев. М., 2002. 281 с.

5. Сибиряков, С.Л. Дети - преступность - беда! (Как уберечь вашего ребенка от тюрьмы и от сумы): метод. пособие / С.Л. Сибиряков. Волгоград, 1993. 43 с.

6. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. 160 с.

7. Чернышов, А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива /

А.С. Чернышов, А.С. Крикунов. Воронеж, 1991. 161 с.

Socio-pedagogical prevention illegal behavior of teenagers by forming leadership skills

The essence of the notion “illegal behavior of teenagers ” and specification teenagers illegality is specified. The analysis of socio-pedagogical approaches is taken, which is used in prevention of illegal behavior, helps to draw a conclusion that one of the approaches in prevention of illegal teenager’s behavior is leadership skills forming.

The main phases of formation of leadership skills as the socio-pedagogical mean of prevention of teenager’s behavior are given and approved.

Key words: illegal behavior, illegal behavior of under age, prevention, socio-pedagogical prevention, teenager, leadership, leader.

Е.И. ФАСТОВА (Волгоград)

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА: ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ

Рассматриваются сущностные характеристики социальной компетентности подростка. Выявлены функции и определены компоненты, образующие структуру исследуемого феномена.

Ключевые слова: социальная компетентность подростка, функции социальной компетентности подростка, компоненты социальной компетентности подростка (знаниево-операционный, социокоммуникативный, креативно-преобразовательный, мотивационноценностный, рефлексивно-смысловой).

В условиях становления информационного общества от человека востребуется комплекс индивидуально-личностных и социально ценных свойств, определяющих его готовность и способность ответственно и продуктивно взаимодействовать с другими в социуме, успешно осуществлять собственное развитие, направленное на овладение метапредметными и специаль-

© Фастова Е.И., 2009

ными компетенциями человека информационного общества в их единстве и взаимосвязи.

Идея целостного развития индивида, интеграции социального и индивидуального в развитии личности, гармонизация ее самости и социумности присутствует в различных психологических и педагогических исследованиях (Г.С. Батищев, Н.М. Борытко, Т.Б. Гребенюк, Л.И. Гриценко, Е.И. Исаев, И.А. Колесникова, А.Н. Кузибецкий, Т.П. Резник, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев, В.И. Сло-бодчиков и др.). Синтез индивидуального и социального как основы целостности личности порождается закономерностями и логикой ее развития. Человек через свою индивидуальность как бы заявляет о вы-деленности из системы общественных отношений посредством творческой и самобытной реализации личностных функций. Идею сочетания коллективного и индивидуального мы находим в индивидуальной психологии А. Адлера (Хьел, Зиглер 1997). Гуманитарные представления, трактующие человека в его целостности как существо одновременно природно-телес -ное, общественное и душевно-духовное, содержатся в философских работах М.К. Ма-мардашвили, Ф.Т. Михайлова, В.Ф. Петренко, А.Г. Теслинова и др.

Складывающаяся в современной психологии гуманитарно - антропологическая парадигма (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.И. Слободчиков и др.) также исходит из представлений о целостном человеке как единице анализа психических явлений, определяя при этом человеческую субъект-ность как сердцевину его сущности.

Для нас особенно важно сложившееся в современной педагогике [5] понимание субъекта как носителя компетентности, субъектность которого проявляется в авторстве деятельности и опредмечивании ее результатов, в отношении к миру, другим людям и себе как основанию и ресурсу своей жизни. Именно такое понимание рождает представление о сочетании и гармонизации индивидуальной и собственно социальной природы в человеке. Неразрывная взаимосвязь индивидуальной и социальной составляющих целостности человека показана в исследованиях Л.И. Гриценко [3]. Целостность личностно-социального в воспитании, по мне-

нию автора, заключается в бинарном характере реализующей ее концепции, в интеграции образующих ее противоположных оппозиций.

Индивидуально-личностные качества и социально значимые свойства человека интегрируются в его «компетентностном опыте» (Н.В. Бордовская, А.Н. Кузибецкий, В.В. Сериков и др.) как разновидности личностного опыта (В.В. Сериков), который необходим человеку для успешной самореализации и толерантного взаи-мо действия с социумом в информационной среде обитания. Этот опыт составляет ядро особого новообразования в структуре личности, которое обозначается нами термином «социальная компетентность».

Слово «социальный» означает «общественный», т.е. связанный с отношениями людей в обществе, которые изменяются сами благодаря саморазвитию. Термином «компетентность» в культурно-ком-петентностном контексте обозначают высокий уровень готовности и способности человека гуманитарным образом, т.е. в диалоге с миром, решать проблемы жизнедеятельности в различных жизненно -практических ситуациях, характеризующихся большой степенью неопределенности (А.Н. Кузибецкий, О.Е. Лебедев). Понятие социальной компетентности интегрирует уровень знаний и степень владения способами социального взаимодействия и собственного саморазвития, а также ценностно-смысловое отношение к проблемам, связанным с жизнью и отношениями людей в обществе, их взаимодействием и саморазвитием. Однако в имеющихся исследованиях социальная компетентность не всегда рассматривается как гуманитарно-целостный феномен. Исследователи на первый план чаще выводят отдельные аспекты, лишь частично раскрывающие сущность понятия.

Так, зарубежные исследователи определяют сущность социальной компетентности посредством таких характеристик, как: а) деятельностно-поведенческие - адекватность и пригодность человека к действию (J.C. Wiemann, Bradac 1989); способность к эффективному поведению (Spitzberg, Cupuch 1989); б) адаптивные -способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации (Parks, 1994); в) личностные - совокупность базовых личност-

ных показателей, детерминирующих эффективность действий на работе и в других ситуациях (McClelland 1993); способность индивидуума эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается (Гол-фрид, Дзурилла); г) социокоммуникатив-ные - повседневная эффективность индивидуума во взаимодействии со своим окружением (Зиглер); способность вовлекаться в сложные межличностные взаимоотношения, эффективно используя и понимая людей (Оппенгеймер). Вместе с тем значимыми для нашего исследования представляются позиции авторов, усматривающих в сущности социальной компетентности проявление самости личности наряду с ее социумностью (МакФолл, Сро-уф, Уотер, Форд и др.).

В отечественной педагогике и психологии при рассмотрении социальной компетентности на первый план выводятся характеристики личности человека, определяющие эффективность его действий во взаимодействии с социумом, что невозможно без адекватного саморазвития. Социальная компетентность трактуется как целостное интегративно-личностное новообразование, обусловливающее успешность гуманитарного развития человека, результатом которого проектируется развитие самости и социумности личности в их единстве и взаимосвязи (С.А. Комиссарова, В.М. Симонов).

В контексте целостности социальной компетентности мы следующим образом трактуем установленные А. К. Марковой [5] различия социальной, личностной, индивидуальной компетентностей. По нашим представлениям, речь идет о взаимосвязанных аспектах социальной компетентности - собственно социальном и индивидуально-личностном. В исследовании А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой и др. [9] социальная компетентность предстает как высокий уровень владения индивидом общественно-историческим и по-ликультурным опытом в контексте социальной ситуации развития как психологический результат взаимосвязанного развития ее личностного, когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов.

Обобщая результаты уже выполненных исследований, мы рассматриваем соци-

альную компетентность как гуманитарноцелостное новообразование в структуре личности, которое позволяет ей продуктивно осуществлять свои социальные функции, будучи успешной в различных ситуациях со-взаимодействия в социуме, и одновременно обусловливает высокий уровень саморазвития и самореализации в диалогическом взаимодействии с собой и окружающим миром. Природа социальной компетентности двойственна: в ней проявляются самость и социумность личности, взаимосвязь социального и индивидуального в человеке, его способность к саморазвитию и взаимодействию с социумом. Природа социальной компетентности интегрирует противоположные процессы: самоидентификацию и социализацию. Самоидентификация предполагает восхождение к своему Я, к самому себе, обретение собственной сущности. Социализация, в свою очередь, связана с адаптацией личности, вхождением в мир социума, владением социальными ценностями. Социальная компетентность отражает оптимальный уровень личностно-социальной зрелости человека.

Возможность становления социальной компетентности в подростковом возрасте определяется, по нашему мнению, двумя взаимосвязанными процессами в развитии подростка, который, с одной стороны, стремится к совместной деятельности и общению, а с другой - является носителем своей индивидуальности, жаждет признания и уважения себя другими, стремится к самоутверждению и самореализации. Двойственный характер изменений в структуре личности подростка доказывают исследования, посвященные новообразованиям психического развития в подростковом возрасте и ведущей деятельности подростков, в зарубежной и отечественной психологии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Э. Деси, Е.Р. Калитевская, Д. А. Леонтьев, Р. Райан, Э. Эриксон и др.). Восхождение к социальной компетентности детерминируется становлением ведущей деятельности в подростковом возрасте, когда особенно важна ориентация как на собственное саморазвитие, так и на ближайшее окружение, социальную среду (В.В. Давыдов, К.Н. Поливанова, А.А. Ли-берман, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

В нашем исследовании мы выстроили функции социальной компетентности в гуманитарном развитии подростка с учетом его личностных и психических особенностей. При этом стремились реализовать следующую исследовательскую логику: социальная ситуация гуманитарного развития детерминирует изменения в структуре личности, порождает образ (переживания изменений личностного становления, впечатления, мотивы), активирует трансформацию их в ценности и анализ (понимание, осмысление, выстраивание собственной модели поведения и социального взаимодействия на основе формирующейся системы ценностей), приобретение опыта креативно-преобразовательной и социокоммуникативной деятельности и, наконец, совместные социальные действия, реализующие обретенный опыт в социальном контексте. Это такие функции, как мотивационно-целевая, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, адаптивно-преобразующая, рефлексивно-оценочная. Содержание социальной компетентности составляют такие компоненты, как зна-ниево-операционный, социокоммуника-тивный, креативно-преобразовательный, мотивационно-ценностный, рефлексивносмысловой, являющиеся продуктом инте-риоризации личностью компетенций в сфере саморазвития и взаимодействия с социумом.

Знаниево-операционный компонент включает знание закономерностей, правил и способов вербальной и невербальной коммуникации, особенностей и стилей общения, правил регуляции совместных действий, групповой динамики, социальных ролей и позиций, способов самопознания и саморазвития, владение учебной и познавательной деятельностями. Он включает три основных элемента: адекватность и точность в восприятии и познании других людей, способность к самопознанию и моделированию психологических особенностей других людей на основе внешних признаков и прогнозированию их поведения. Знаниево-опера-ционный компонент обеспечивает учебнопознавательную функцию социальной компетентности подростка.

Социокоммуникативный компонент предполагает владение информационнокоммуникационной деятельностью, уме-

ние строить свое поведение в контексте взаимодействия, владение техникой и средствами общения, способность принять роль другого, направлять взаимодействие в нужное русло, оказывать влияние на поведение других людей. Это комплексная способность решать социальные проблемы посредством эффективной коммуникации. Данный компонент включает коммуникативные способности и навыки, позволяющие строить позитивные, нацеленные на успешное взаимодействие отношения и достигать взаимопонимания (Д^у1е 1969). Социокоммуникативный компонент включает следующие коммуникативные умения: строить общение и получать обратную связь, работать с информацией, четко излагать свои мысли, поощрять, быть тактичным, применять правила и поведенческие коды, слушать и слышать собеседника, определять его настроение, становиться в позицию другого, выражать свое отношение к предмету общения так, чтобы быть понятым, самостоятельно организовывать ситуацию коммуникативного взаимодействия [9]. Социо-коммуникативный компонент нацелен на реализацию адаптивно-преобразующей функции социальной компетентности в части обеспечения социальной адаптации личности в пространстве социального взаимодействия.

Креативно-преобразовательный компонент также ориентирован на реализацию адаптивно-преобразующей функции социальной компетентности, но в части преобразования окружающей среды, освоения подростком в связи с этим новых видов совместной социальной активности, решения нестандартных задач в совместных социальных действиях. Освоение ведущей здесь креативно-преобразовательной деятельности требует от подростка критического мышления и владения способами организации проектной деятельности. Это, в свою очередь, актуализирует способность видеть и формулировать проблему, находить возможные способы ее решения, осуществлять выбор наиболее оптимальных путей ее решения на основе анализа условий ее возникновения, соотносить полученный результат с поставленной целью, корректировать свою деятельность с учетом результатов ее рефлексии.

Мотивационно-ценностный компонент предусматривает владение ценностно-ориентационной деятельностью и включает в себя базовые личностные смыслы подростка, доминирующие принципы, принятые им как личностные ценности нормы и правила, установку на свободное и ответственное проектирование своей деятельности, центрацию целей и мотивов на диалогическом взаимоотношении с миром и на гуманитарную ориентацию в мире ценностей. Он предполагает следующие личностные качества подростка: высокую ответственность, инициативность, готовность к сотрудничеству и творчеству, непосредственный интерес к поставленной цели [7].

Специфической характеристикой подросткового возраста являются новые мотивы, предполагающие ориентацию подростка на общение как ведущий вид деятельности и реализацию своего личностного потенциала в личностно и социально значимой деятельности, которая протекает в условиях социальной ситуации развития, т.е. развертывается через сотрудничество с взрослыми или более развитыми сверстниками. Характер отношения к миру и общегрупповым ценностям связан с принятием полиэтнического культурного пространства, готовностью к эффективному взаимодействию в условиях этнического и культурного разнообразия, принятию различий, успешной адаптации и развитию позитивных взаимоотношений с окружающим миром, нервно-психической и социально-психологической устойчивости в многообразном мире. Этот компонент социальной компетентности связан с реализацией мотивационно-целевой и ценностно-смысловой функций социальной компетентности.

Рефлексивно-смысловой компонент социальной компетентности обеспечивает реализацию рефлексивно-оценочной функции. Этот компонент предполагает рефлексию совместной социальной активности, владение рефлексивной и смыслопоисковой деятельностью, ценностносмысловое восприятие себя и других в процессе сотрудничества, оценку личных жизненных проектов в сфере социального взаимодействия и саморазвития.

Становление социальной компетентно -сти исследуется нами как процесс, сопро-

вождающийся кризисами и обусловленный логикой изменений в личности подростка на данном этапе онтогенеза. Педагогическая поддержка подростка на каждом этапе процесса будет способствовать его эффективному вхождению в мир социума и одновременно его саморазвитию, обеспечивая диалогическую взаимосвязь процессов становления самости и социумности личности.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10. С. 8 - 14.

2. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.

3. Гриценко, Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика / Л.И. Гриценко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2001. 192 с.

4. Кузибецкий, А.Н. Генезис образовательных систем: от знаниево-предметной к компетент-ностной модели / А.Н. Кузибецкий // Res paedagogica. 2006. № 2. С. 22 - 36.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 1996. 308 с.

6. Медведев, А.М. Категория субъекта: реконструкция философско-педагогического контекста /

A.М. Медведев, И.В. Жуланова // Res paedagogica. 2007. № 1. С. 131 - 149.

7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен. М.: Когито-центр, 2002.

8. Слободчиков, В.И. Психология человека /

B.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 1995.

9. Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий / под ред. А.Г. Асмолова, Г.И. Солдатовой. М.: Смысл, 2006. 321 с.

Social competence of a teenager: functions and components

The essential characteristics of social competence of a teenager are examined. The functions are exposed and components are defined, which form the structure of the object under research.

Key words: social competence of a teenager, functions of social competence of a teenager, components of social competence of a teenager (knowlage-operational, socio-communicative, creative-transforming, motivational-valuable, reflexible-sensitive).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.