Научная статья на тему 'Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода 1'

Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода 1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / CHILDREN-ORPHANS / FOSTER HOMES / SOCIALIZATION / LEGAL COMPETENCE / SOCIETY / SOCIAL EXPERIENCE / DIFFICULT REALITY SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуляихин В. Н., Широ С. В.

В статье раскрываются особенности реализации компетентностного подхода при решении проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гуляихин В. Н., Широ С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION TO PROBLEM OF JUDICIAL SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS AT FOSTER HOMES BASED ON COMPETENCY BUILDING APPROACH

The article reveals the concept of the competence approach to the problem solution dealing with the judicial socialization of children-orphans at foster homes.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода 1»

© Гуляихин В.Н., Широ С.В., 2011

ББК 74.200.505 УДК 37.032

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА1

В.Н. Гуляихин, С.В. Широ

В статье раскрываются особенности реализации компетентностного подхода при решении проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений.

Ключевые слова: дети-сироты, интернатные учреждения, социализация, правовая компетентность, социальный опыт, трудная жизненная ситуация.

Преодоление всех преград на пути формирования правового государства является необходимым фактором прогресса российского социума, нуждающегося в создании механизмов правовой социализации граждан, благодаря которым было бы возможно сформировать ценностные установки правосознания человека, соответствующие современным требованиям общественно-исторического прогресса. Имеющиеся негативные тенденции стихийного развития процессов социализации молодого поколения российских граждан необходимо преодолевать с помощью создания целостного механизма формирования ценностно-смысловой системы правосознания.

Правовая социализация - это длительный процесс создания системы правовых ак-сиолантов, детерминирующих общественные ориентиры, социальные установки и нормы общественного поведения человека. Правовая социализация находится в генетической зависимости от социокультурной среды обитания индивида. Ее основная функция заключается в формировании системообразующей ценностно-смысловой компоненты правосознания, благодаря которой субъект имеет возможность быть включенным в социальное пространство и успешно выполнять свои обще-

ственные роли и функции. При возникновении педагогической ситуации, при которой дети оказываются оторванными от родной семьи, от воспитателя требуется включиться в поиск таких алгоритмов социализации, которые помогли бы ребенку стать активным и полноценным гражданином.

Критерием успешности становления воспитанника интернатного учреждения является его полноценное вхождение в новый для него социальный мир, в котором он уже знает, как себя вести и самореализовываться, то есть способен самостоятельно принимать и осуществлять свои решения по проблемам обеспечения правовыми способами собственной жизнедеятельности, а также прогнозировать последствия своих действий для себя и для других людей. Особенную значимость в этом процессе приобретает то, что ему уже должны быть свойственны качества, определяющие не только высокий уровень готовности и способности ответственно взаимодействовать в социуме с другими людьми, но и успешно осуществлять собственное саморазвитие. Следовательно, исследуя проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений, необходимо исходить из того, что достижению этой цели будет способствовать система социально-правовой компетентности детей, полностью сформированная педагогическим коллективом.

Правовая социализация проходит как процесс взаимодействия человека и социаль-

ной среды. Ребенок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в свои ценностные установки и ориентации. Как известно, социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом общественного опыта путем вхождения в определенную социальную среду и систему коммуникативных связей, а с другой - воспроизводство системы социальных отношений за счет его продуктивной деятельности, активного включения в общественную среду [3]. Социализация по своему содержанию есть прежде всего процесс становления личности. Ее сущность состоит в том, что человек формируется как член того социума, к которому он принадлежит. Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков» чувства не только лояльности, но и ответственности по отношению к нему [2]. А.В. Мудрик считает, что целенаправленное создание условий для становления личности есть «относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации» [4]. Если это понятие употреблять в широком смысле слова, то многие теоретические противоречия исследования данной проблематики снимаются. Необходимо также отметить, что «обновленное содержание воспитательной деятельности педагога, смыслом которой является гуманизация пространства детства, базируется на осознании результатов воздействия на ребенка социальной среды, блокирования и компенсации ее негативных влияний путем создания воспитательного пространства как пространства взаимодействия, диалога педагогов и детей, построенного на безусловном педагогическом принятии детей» [3]. Свой вклад в гуманизацию пространства детства могут вносить не только общественные, но и коммерческие организации [1].

Развитие личности выпускника интернатного учреждения можно представить как процесс его интеграции с другими субъектами при вхождении в новую социальную среду, под которой можно понимать и систему различных групп (сверстников, школьный или учебно-трудовой коллектив), и общество в целом. Следует отметить, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее про-

тиворечие между степенью идентификации человеком себя с обществом и уровнем обособления его от него. В современных условиях педагогическому коллективу интерната следует использовать компетентностный подход, основанный на субъект-субъектном типе отношений, возникающих в процессе воспитания, адаптации и социализации ребенка, глубоко пережившего разрыв с семьей и помещенного в относительно изолированное интернатное учреждение. Субъектами отношений здесь являются ребенок и учитель, а также «служба сопровождения»: успешные благополучные сверстники (контакты «ребенок - ребенок», «равный - равному»), представители общественных организаций, уполномоченные по правам ребенка, служащие государственных структур и ведомств, контролирующих деятельность интерната.

В основе механизма правовой социализации лежит взаимодействие ребенка с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, и необходимым качеством этих отношений должно быть безусловное взаимопонимание и позитивное восприятие друг друга. При построении работы в интернатных учреждениях для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, необходимо создавать все условия, необходимые для адаптации ребенка, который готовится к выходу во взрослую жизнь и в общество, полностью безразличное к его судьбе.

На индивидуальном уровне при оценке успешности социализации детей необходимо оценивать активность ребенка, его интерес, проявляемый к общему и правовому образованию, успешность и инициативность при участии в различных уроках-тренингах. Здесь необходимо выделить следующие особенности ребенка:

- личностно значимые характеристики (духовно-нравственные, отношение к себе, своим родителям и окружающим людям);

- самосознание и идентичность (его самоидентификация, отношение к прошлому, настоящему и будущему);

- когнитивные способности (наличие сложностей при обучении, способностей усвоения общих и правовых знаний, познавательного интереса к окружающему миру);

- уровень психосоциального развития (задержки развития высших психических функций, саморегуляция поведения);

- адаптивных способностей (понимается как интегративный показатель по всем перечисленным выше параметрам, в том числе указывающий на личностную автономию, самоопределение, эмоциональный комфорт, качество отношений с окружающими, сформированность представлений о прошлом, настоящем и будущим, успешность в образовании, сформированные алгоритмы самоконтроля и саморегуляции, развитость социальных контактов с взрослыми и детьми, поведение в обществе и социальную презентацию, отвечающую действующим социальным и моральным нормам) [4; 6]. Под факторами адаптации воспитанников следует понимать систему психологических, педагогических, организационных и общественно-правовых условий, которые необходимо создать для того, чтобы выпускник интернатного учреждения успешно вошел в новый для него социальный мир.

Индивидуально-личностные и социально значимые свойства воспитанника интегрируются в опыте особого типа, который необходим ему для гуманитарно оправданной самореализации в социуме. Этот опыт составляет «ядро» особого новообразования в структуре личности, которое обозначается нами как социальная компетентность, определяющая степень интеграции самости и коллективности человека в культуру российского общества. Это и есть разновидность целостной компетентности человека.

На основе анализа соотношения «компетенции» и «компетентности» как базовых понятий компетентностного подхода в образовании уточним содержание понятия «социально-правовая компетентность», которое трактуется в научной литературе неоднозначно. С нашей точки зрения, социально-правовая компетентность представляет собой интегративное новообразование личности, в котором проявляется взаимосвязь индивидуального и социального, благодаря которой происходит мобилизация его способностей и готовности к самореализации, саморазвитию

и взаимодействию с другими на нравственной и правовой основе. Сущность социально-правовой компетентности заключается в интеграции следующих позиций: 1) самоидентификации - саморазвития; 2) социализации - соответствия общественным ожиданиям. На этом направлении значимыми оказываются индивидуально-личностные качества и социально-ценностные свойства индивидуума. К ним следует отнести критическое и творческое мышление, рефлексию, способность к личностному выбору, а также готовность к позитивному самоизмене-нию, ответственность, инициативность, наличие активной жизненной позиции, готовности к сотрудничеству с другими и стремление к прогрессивным изменениям в социуме. Интеграция этих качеств обусловливается бинарной природой социально-правовой компетентности и создает предпосылки для творческой самореализации воспитанника в его учебной и внеучебной деятельности, развития у него способности к созидательно-преобразовательному труду и обретения «личностно-социальной зрелости» (К.А. Абульха-нова-Славская, А.В. Петровский и др.), которая на поведенческом уровне проявляется в наличии у индивидуума социально-правовой компетентности.

Сравнение различных научных подходов дает основание для вывода о том, что основной тенденцией в научных исследованиях является определение линии на взаимосвязь и интеграцию социального и индивидуально-личностного в процессе формирования социальноправовой компетентности. Данной позиции придерживается целый ряд отечественных педагогов (С.В. Белова, Н.М. Борытко, Э.Н. Гусинский, И.А. Колесникова, А.Н. Кузибецкий, Г.В. Семья, Н.К. Сергеев, И.А. Соловцова и др.). По их мнению, интеграция самости и «социальности» личности в содержании понятия социально-правовой компетентности выступает как проявление ее сущности.

Становление воспитанника интернатного учреждения старшего школьного возраста как личности происходит в двух взаимосвязанных психосоциальных процессах: 1) самоактуализации - самореализации, которая связана с обретением «самости» личности; 2) приобретении соответствующего социаль-

но-правового статуса в процессе осуществления социальной коммуникации и общественно значимой деятельности («социальность» растущего человека). Для поведения подростка типичны две противоположные тенденции: а) стремление к совместной деятельности и общению, б) отстаивание своей индивидуальности, что и мотивирует его на личностное саморазвитие. Особенно обостренно эти тенденции проявляются у детей, находящихся в интернате, то есть в некоторой изоляции от внешнего мира. Эти особенности отмечены в работах как отечественных, так и зарубежных психологов, которыми установлен двойственный характер изменений, отражающих взаимосвязь индивидуального и социального в личности подростка, доминирование коммуникативных и смыслопоисковых аспектов в его ведущей деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Р. Каптиевская,

Ч. Кули, А. Леонтьев, К.Н. Поливанова, Р. Райан, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эль-конин, Э. Эриксон). Исследователи пришли к выводу, что при определенных условиях возможна интеграция индивидуально-личностного и общественного в единой модели «социально созревшей личности», которая способна к взаимодействию и саморазвитию своей индивидуальности, то есть выступает носителем социально-правовой компетентности.

Таким образом, социально-правовая компетентность воспитанника интернатного учреждения представляет собой целостное гуманитарное образование, интегрирующее личностные и социально-ценностные качества, определяющие его готовность брать на себя ответственность и способность к самостоятельной адаптации при решении жизненных проблем на основе устойчивого позитивного отношения к гражданским и общественным обязанностям, а также саморазвития, самореализации и взаимодействия правовыми способами с другими членами общества.

Говоря о необходимости гуманитарного развития, мы имеем в виду формирование у воспитанника интернатного учреждения социально-правовой компетентности, когда составляющие ее компоненты будут гармонизированы, вследствие чего станут возможными правовое поведение и созидательная деятельность выпускника интернатного учреждения

при решении проблем в различных жизненно важных ситуациях на основе интеграции саморазвития и диалогического взаимодействия в социуме. Функции социально-правовой компетентности воспитанника интернатного учреждения следует рассматривать как проявления ее составных компонентов, обеспечивающих становление исследуемого новообразования как ценности, появляющейся на высоких уровнях гуманитарного развития. Формирование социальной компетентности: а) детерминирует изменения в структуре личности; б) порождает переживания воспитанником этих изменений, впечатления и эмоции; в) активирует трансформацию их в стремления, ценностные предпочтения, анализ в форме осознания, понимания, осмысления; г) побуждает к проектированию собственной индивидуальной модели поведения в контексте социального взаимодействия на основе формирующихся ценностных ориентаций; д) продуцирует приобретение опыта осуществления общественно полезной деятельности; е) востребует социальные действия, ориентирующиеся на паттерны общественного прогресса. Можно выделить познавательную, целевую, ценностную, адаптивную и оценочную функции. Приведем их краткую характеристику.

Гносеологическая (познавательная) функция предполагает получение необходимых знаний о закономерностях и нормах взаимодействия людей в обществе, об особенностях и способах общения в ситуациях совместного решения возникающих проблем, а также о правилах организации совместных общественнополезных действий. Благодаря данной функции воспитанник получает информацию о способах и приемах самопознания, ролях и установках участников совместных действий. У него формируется адекватная модель поведения и вырабатывается алгоритм взаимодействия с другими с учетом их психологических особенностей.

Телеологическая (целевая) функция предусматривает пробуждение новых социальных интересов, стремление к саморазвитию и самореализации в социуме. Она детерминирует гуманистическую мотивацию, необходимую для взаимодействия с Другим. Формирование позитивных целевых установок необходимо для становления человека как субъекта права.

Аксиологическая (ценностная) функция предполагает осмысление социокультурных ценностей, понимание важности саморазвития и принятие общественно значимых идеалов как личных ценностей [7, с. 54]. В процессе правовой социализации воспитанник обретает систему ценностных ориентаций. Он овладевает способами социальной деятельности, осуществляемой с учетом гармонизации собственных и общественных ценностей. Данная функция детерминирует стремление к осмыслению важности социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Адаптивная функция включает в себя овладение человеком не только способами саморазвития и социального становления, но и методами обеспечения социального «приспособления» к окружающей среде и ее преобразованию гуманитарными средствами [5, с. 54]. Для этого процесса важно освоение современных типов социальной активности. Выпускник интерната должен уметь решать правовыми способами нестандартные социальные проблемы и задачи.

Основные функции социально-правовой компетентности являются производными от ее основных структурных составляющих: когнитивной, коммуникативной, ценностной и адаптивной. Когнитивный компонент включает в себя знание основ правового регулирования отношений в различных сферах общественной жизни: трудовой деятельности, образовании, правовой области, социальной защиты и коммуникации. Коммуникативный компонент направлен на овладение навыками коммуникации, способствующими правильному выбору моделей общественного поведения и социального взаимодействия. Ценностный компонент имеет целью реализацию ценностно-целевой функции и ориентирован на принятие ребенком права как ценности, когда он овладевает необходимыми навыками взаимодействия на основе своего отношения к правовым идеалам. Адаптивный компонент направлен на реализацию целей социального «приспособления» и предусматривает умение оценивать факты окружающей действительности и свои действия с точки зрения соответствия или несоответствия требованиям права и общественным нормам, а также поставленным ребенком социальным целям и задачам.

Таким образом, социально-правовая компетентность предстает сложным новообразованием личности воспитанника, которое определяет уровень развития его способности решать проблемы в сферах общественно-правового взаимодействия. Данная компетентность проявляется в целостном культурном опыте подростка как разновидности его личностного опыта, позволяющего ребенку осуществить диалогическую взаимосвязь с окружением и эффективно решать проблемы, связанные с самоидентификацией в форме восхождения по модусам человеческой субъективности - субъектность, личность, универсум.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья написана при поддержке гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 11-13-34003 а/В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева, Е. Н. Институционализация экономической деятельности как системообразующий фактор становления культуры предпринимательства / Е. Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. -№ 1. - С. 70-72.

2. Гуляихин, В. Н. Ментальные основания правового нигилизма в российском обществе / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2006. - № 5. - С. 35-40.

3. Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. -М. : Издательский дом «Новый учебник». - 2003. -239 с.

4. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. - М. : Ин-т практич. психологии, 1997. - 365 с.

5. Носов, И. П. Гуманистические ценности как духовные ориентиры развития правовой культуры российского общества / И. П. Носов // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 53-55.

6. Шабалин, А. В. Особенности обучения де-тей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей, оказавшихся без попечения ро-

дителей в НПО Краснодарского края /А. В. Шабалин, Л. Г. Юрченко // Профессионал. - 2002. - № 3. -С. 22-25.

7. Широ, С. В. Этические основания формирования правовой культуры личности несовершен-

нолетнего в современном российском обществе / С. В. Широ, Н. Г. Левковская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». - 2007. -№ 4 (22). - С. 54-58.

SOLUTION TO PROBLEM OF JUDICIAL SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS AT FOSTER HOMES BASED ON COMPETENCY BUILDING APPROACH

V.N. Gulyaikhin, S. V. Shiro

The article reveals the concept of the competence approach to the problem solution dealing with the judicial socialization of children-orphans at foster homes.

Key words: children-orphans, foster homes, socialization, legal competence, society, social experience, difficult reality situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.