УДК 37.062.2(470.26)
О. Х. Манько
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается взаимосвязь социальной компетентности с таким феноменом, детерминирующим ее формирование, как социализация; описаны особенности социальной среды, в которой происходит социализация сельских школьников; показано влияние агентов социализации на селе на появление дефицитов социальной компетентности сельских школьников. Обоснован критерий качества образования сельских школьников.
This article considers the connection between social competence and a phenomenon determining its formation, namely, socialization. The author describes the features of social environment, within which the socialization of rural schoolchildren takes place, and demonstrates the influence of rural socialization agents on the development of social competence deficiencies in rural schoolchildren. The article offers a criterion of the rural schoolchildren training quality.
Ключевые слова: качество образования сельских школьников, сельское поселение, сельская семья, сельская школа, рефлексивный прагматизм, социальная компетентность, социализация.
Key words: rural schoolchildren training quality, rural settlement, rural family, rural school, reflexive pragmatism, social competence, socialization.
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной 14 октября 2010 г., численность постоянного населения Калининградской области составила 941873 человека. Соотношение горожан и сельских жителей в регионе в 2010 г. было 77,6 % (730778 человек) и 22,4 % (211095 человек) соответственно. Население Калининградской области проживает в 26 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 1073 сельских. По данным Министерства образования Калининградской области, в регионе насчитывается 173 школы, из них 74 — сельские. Сельские школы в образовательном пространстве России составляют 70,4 % от числа общих образовательных школ; в сельской местности обучаются 28,8 % школьников и работают 41 % педагогических кадров страны.
В современных условиях сельская школа — не только ключевой ресурс инновационного развития российского села, но и, по сути, единственный социальный лифт для сельской молодежи. В связи с этим возрастает роль сельской школы как института социализации, повышается спрос на качество образования ее выпускников. Это качество заключается не в ориентации содержания процесса обучения на модель городской школы, а в создании педагогических условий, которые бы учиты-
141
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 141 — 146.
142
вали специфику сельского социума, восполняли социальные дефициты учащихся, то есть формировали бы у сельских школьников социальную компетентность.
Существуют различные трактовки определения социальной компетентности. Результаты проведенного нами анализа показали, что наиболее значимыми признаками здесь авторы считают:
— социальные знания, умения и навыки: информированность индивида о социальной действительности, представления о нормативных требованиях социума, умение вести диалог с другими людьми, принимать решения, предвидеть их последствия для себя и окружающих [2];
— эффективность межличностного взаимодействия: фактическое поведение, с помощью которого индивид в определенных социальных ситуациях добивается долгосрочного выгодного для себя соотношения негативных и позитивных последствий;
— эффективность выполнения социальной роли: манера поведения индивида, адекватная определенной социальной ситуации, понимаемая и одобряемая окружающими.
Социальная компетентность относится к социальным, эмоциональным и когнитивным навыкам и моделям поведения, в которых дети нуждаются для успешной социальной адаптации. Навыки и модели поведения, необходимые для здорового социального развития, меняются в зависимости от возраста ребенка и требований конкретной ситуации [4]. Социальная компетентность зависит от таких факторов, как качество взаимоотношений в семье; социальные навыки; общественное сознание; уверенность в себе или тревожность; социальная среда. Социальная компетентность — понятие персонально и ситуационно субъективное.
Так как формирование социальной компетентности детерминируется социокультурной средой, в которой происходит становление личности, то это и определяет отличия в содержании социальной компетентности сельских и городских школьников. В связи с этим рассмотрим важнейшие факторы социализации сельских школьников.
Сельские поселения были и продолжают оставаться весьма эффективным фактором социализации подрастающих поколений, поскольку в них и сегодня достаточно силен контроль поведения человека. Все знают всех и про всех, анонимное существование практически невозможно, каждый эпизод жизни селянина может стать объектом оценки со стороны окружающих. Для села характерна «открытость» общения. Чем меньше деревня, тем шире общение детей со взрослыми, со старшими и младшими по возрасту ребятами [9, с. 26]. Высокий социальный контроль поведения подростков в сельской местности, с одной стороны, снижает риски отклонения поведения от социальной нормы, но с другой — лишает ребенка возможности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за ошибки, искусственно сдерживает формирование внутреннего самоконтроля.
По данным Института экономики переходного периода, уровень образования аграрных работников по-прежнему ниже среднего, а среднее профессиональное образование замещается начальным профессиональным [1]. Эти выводы соотносятся и с данными последней переписи населения [5].
Образ жизни села оказывает большое влияние на формирование социальной компетентности подростков. Доктор социологических наук Г. Г. Силласте в статье «Сельская школа и село в России в начале XXI века» [12] характеризует сельский образ жизни и присущие ему устойчивые черты по трем группам критериев: социально-экономическим, социокультурным и психологическим. В первой группе выделены следующие черты: бесперспективность для молодёжи (69,3 %), скромность в запросах и потребностях (53,8 %), резкое расслоение на богатых и бедных (39,3 %). Во второй — изоляция от культурной жизни страны (32,3%), ностальгия по прошлому (16 %), признание большей прочности сельской семьи (16 %), верность исторической памяти (7,5 %), высокие требования к нравственности человека (6,1 %). В третьей группе названы такие психологические черты сельского образа жизни: открытость людей, дружественный настрой (17,3 %), живучесть духа коллективизма (9,2 %), доверие к местной власти (5,3 %) [12]. Анализируя эти данные, можно увидеть, что в результате социальных потрясений 1990-х гг. существенно ослабли нравственность и духовность сельских жителей. Большая часть респондентов отмечают бесперспективность села для молодежи.
Особенности социализации и инкультурации сельских школьников способствуют образованию у них определенных дефицитов, в числе которых:
— недостаток социальных знаний и представлений (по сравнению с городскими школьниками) о возможностях, предоставляемых современным обществом;
— слабое развитие коммуникативных навыков, инертность, неуверенность в себе, боязнь оторваться от дома, оказаться одному вне привычной сельской среды;
— бедный опыт социальных отношений и узкий диапазон освоенных социальных ролей (по сравнению с городскими сверстниками).
Образ жизни, сформированный в условиях села, определяет устойчивые черты поведения человека, которые создают трудности с адаптацией и самореализацией выпускников сельской школы в современном мире, увеличивают риск их маргинализации.
Данные исследований социального положения сельских учащихся и многолетнее педагогическое наблюдение показывают, что большинство сельских семей неуспешны в социальном плане. Интересную информацию об образе жизни бедных сельских семей представил Д. Ю. Лебедев [8]. В результате наблюдения, проведенного им в с 2009 — 2010 гг. за группой сельских детей из бедных семей, было выявлено, что около половины их них (47 %) воспитываются в неполных семьях. Только каждый восьмой ребенок из бедной семьи (13 %) воспитывается в условиях хорошего психологического климата (в контрольной группе детей из обеспеченных семей такой показатель в три раза выше — 41,3 %). В то же время в каждой третьей-четвертой бедной семье (28,3 %) отмечался плохой психологический климат [8].
Обращает на себя внимание более частое выявление депрессии одного из родителей в бедных семьях, что оказывает существенное негативное воздействие на благополучие ребенка, так как матери в состоя-
143
144
нии депрессии с большей вероятностью плохо заботятся о детях и даже проявляют чувство враждебности и неприятия по отношению к ним. Исследования свидетельствуют, что дети таких матерей более агрессивны, подвержены асоциальному поведению, имеют трудности в общении со сверстниками, низкие способности к самоконтролю и плохо успевают в школе [10].
Ведущей причиной неудовлетворительного климата в бедных семьях выступает низкий материальный уровень (38,9 %). Характерно, что в бедных семьях конфликты в 22,2 % случаев связаны с неуверенностью в завтрашнем дне. Почти такую же долю (21,8 %) занимают в проблемах бедных семей алкогольные проблемы. Распространение пьянства на селе вызвано общим упадком, вследствие которого сельские регионы стали депрессивными.
К важным социальным факторам, влияющим на развитие детей, относится уровень образования родителей. Больше половины сельских матерей (63,2 %) имеют начальное или неполное среднее общее образование. Анализ образования отцов из бедных семей показал, что у подавляющего большинства из них (87,9 %) образование не выше среднего общего, что завершает картину низкого образовательного уровня родителей на селе. По данным Института экономики переходного периода, уровень образования аграрных работников по-прежнему ниже среднего, а среднее профессиональное образование замещается начальным профессиональным [1] (см. табл.).
Сравнительный уровень образования населения Калининградской области на селе и в городе (на 1000 жителей)
Уровень образования Женщины Мужчины
в городе на селе в городе на селе
Высшее 262 117 262 103
Среднее профессиональное 338 297 334 263
Общее полное среднее образование 132 191 175 211
Основное образование 72 154 60 179
Начальное 70 132 7 107
В Калининградской области на 1000 женщин в городе приходится 262 с высшим образованием, 338 со средним профессиональным, 132 женщины имеют общее полное среднее образование. Среди жителей сельской местности показатель имеющих высшее образование в 2,3 раза ниже, чем в городе; в 1,2 меньше специалистов со средним профессиональным образованием. При этом на селе в 1,3 раза больше мужчин и женщин со средним образованием; в 2,5 раза больше среди жителей села тех, кто закончил лишь 9 классов; в 3,1 раза выше, чем в городе, количество имеющих только начальное образование. Показатель населения без образования на 1000 человек обоего пола в городе 2, а в сельской местности — 6 [5].
Анализ статистической информации позволяет сделать вывод, что доминирующими чертами, составляющими «портрет» сельской семьи, являются неполный ее состав или незарегистрированный брак, низкий материальный достаток и более низкий, чем в городе, уровень образо-
вания матерей и отцов, занятость малоквалифицированным трудом, низкая медицинская активность (обращаемость к врачам) [8].
На основании вышесказанного существующее состояние сельской семьи как агента социализации можно признать кризисным и не отвечающим задаче подготовки сельских школьников к жизни в современном быстро меняющемся мире. Поэтому формирование социальной компетентности в период школьного обучения мы рассматриваем как насущную необходимость. Именно на сельской школе лежит исключительная обязанность работать над формированием социальной компетентности учащихся в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном, конативном. Это предполагает оснащение выпускника сельской школы социальными знаниями и представлениями, навыками эффективного межличностного взаимодействия, переработки информации, коммуникации, реалистического восприятия себя и среды, умением «квалифицированно» исполнять широкий спектр социальных ролей, навыками саморегуляции, стратегиями достижения успеха и др. Неотъемлемыми компонентами содержания социальной компетентности сельского школьника должны стать рефлексивный прагматизм и конкурентоспособность.
Социальная компетентность сельских школьников окажет влияние на качество образования выпускников, так как осознающий свои потребности и мотивы школьник будет учиться более эффективно, ценность образования для него наполнится реальным прагматическим содержанием. Образование станет для выпускника сельской школы инструментом достижения цели в профессии и личной жизни. Такое умение достигать индивидуальных целей в успешном взаимодействии с окружающими на благо индивида и общества позволяет говорить о том, что показателем качества образования выпускников сельской школы может быть социальная компетентность.
Список литературы
1. Альтернативная занятость в сельской местности России / Е. Серова [и др.]. М., 2006.
2. Басова В. М. Формирование социальной компетентности сельских школьников : автореф. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2004.
3. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
4. Джанет А., Бирман К. Л. Энциклопедия детства и юношества. М., 2001.
5. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Калининградской области. URL: http://kaliningrad.gks.ru/DocLib/Итоги.pdf (цата обращения: 30.11.2011).
6. Кармадонов О. А. Теоретические и прикладные аспекты социализации молодежи в современных условиях: образовательная практика и реалии жизни. Развитие социальных систем как проблема управления : матер. науч. конф. / под общ. ред. О. А. Кармадонова, В. А. Решетникова. Иркутск, 2009. С. 115 — 124.
7. Краснокутская С. Н. Социальная компетентность как качественная характеристика процесса социализации студентов: сб. науч. тр. Северо-Кавказского технического университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2005. № 1(13).
8. Лебедев Д. Ю. Образ жизни бедных сельских семей и заболеваемость их детей. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/266/30/lang,ru28/02/2011 (дата обращения: 22.10.2011).
145
146
9. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время» // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». 1991. № 3. С. 26.
10. Пиньейру П. С. Доклад независимого эксперта для проведения исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей. Женева, 2006.
11. Рототаева Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1999.
12. Силласте Г. Г. Сельская школа и село в России в начале XXI века. М., 2003.
13. Чумаков Б. Н. Валеология : учеб. пособие. М., 2000.
Об авторе
Ольга Хусейновна Манько, асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About author
Olga Manko, Ph. D. student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]