педагогические науки
Марюхина Валентина Викторовна, Мунзук Тамара Тонгаковна ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ...
УДК 37.035
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТУВА
© 2018
Марюхина Валентина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики», заведующий кафедрой «Педагогики» Мунзук Тамара Тонгаковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики»
Тувинский государственный университет (667000, Россия, Кызыл, улица Ленина, 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях очень важно изучение такого феномена как этническая социализация, так как Российская Федерация многонациональная страна и возможность идентифицировать себя с этносом, нации дает возможность развитию не только самой нации, но и региона в целом. Современные подростки все реже соотносят себя к определенному этносу, все чаще стираются грани между нациями, происходит процесс ассимиляции, данный процесс все чаще наблюдается в республиках Российской Федерации. Конечно же, в такой ситуации старшее поколение особо чувствительно к такому поведению молодых людей и своего народа. Данную тенденцию чаще всего можно наблюдать в городской среде. Однако, в данной статье ставится цель выявить процесс этнической социализации и в сельской среде, и тем самым провести сравнительный анализ городских и сельских школьников. Для выявления уровня этнической идентификации были использованы опросник О.Л. Романовой и Этнопсихологический опросник Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименовой. В результате проведения эмпирического исследования был выявлен средний уровень сформированности этнической социализации как у сельских школьников, так и у городских Республики Тува. В тоже время процесс этнической социализации (идентификации) у сельских школьников протекает медленнее, чем у городских школьников. Что, можно объяснить тем, что городские подростки проживают в более динамичной среде. Необходимо, отметить, что это одна из первых попыток проведения сравнительного исследования этнической социализации подростков, проживающих как в городе, так и в сельской местности. основные результаты статьи могут быть использованы учеными-этнографами, изучающими тувинский этнос, а так же классными руководителями в процессе формирования этнической идентичности у школьников.
Ключевые слова: этническая социализация, этнос, этнизация, этническая идентичность, старшеклассники, подростковый возраст, общеобразовательная школа, родной язык, Бай-Тайгинский район, Республика Тува.
PECULIARITIES OF ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS ON THE EXAMPLE
OF THE REPUBLIC OF TUVA
© 2018
Maryukhina Valentina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Pedagogy Chair, Head of the Pedagogy Chair Munzuk Tamara Tongakovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the "Pedagogy" department Tuva State University (667000, Russia, Kyzyl, Lenin street, 36, e-mail: [email protected])
Abstract. In modern conditions, it is very important to study such a phenomenon as ethnic socialization, since the Russian Federation is a multinational country and the opportunity to identify itself with an ethnos gives the nation the opportunity to develop not only the nation itself but also the region as a whole. Modern adolescents are less likely to associate themselves with a certain ethnic group, the boundaries between nations are increasingly blurred, the process of assimilation is taking place, this process is increasingly observed in the republics of the Russian Federation. Of course, in this situation, the older generation is particularly sensitive to this behavior of young people and their people. This trend is most often observed in an urban environment. However, in this article, the goal is to identify the process of ethnic socialization in the rural environment, and thereby conduct a comparative analysis of urban and rural schoolchildren. To identify the level of ethnic identification, the O.L. Romanova and ethnopsychological questionnaires LM. Drobizhevoy, G.V. Starovoitovoj, V.V. Pimenovoy. As a result of the empirical research, the average level of ethnic socialization was revealed in both rural schoolchildren and in the urban Republic of Tuva. At the same time, the process of ethnic socialization (identification) among rural schoolchildren is slower than in urban schoolchildren. What can be explained by the fact that urban teenagers live in a more dynamic environment. It should be noted that this is one of the first attempts to conduct a comparative study of the ethnic socialization of adolescents living both in the city and in the countryside. the main results of the article can be used by ethnographers who study Tuvan ethnos, as well as class leaders in the process of forming ethnic identity among schoolchildren.
Keywords: ethnic socialization, ethnos, ethnization, ethnic identity, adolescent age, comprehensive school, native language, Bai-Taiginsky district, Republic of Tuva.
Россия является по мировому масштабу многонациональным государством. В настоящее время возрастает актуальность воспитания этнокультурноориенти-рованной личности со сформированным национальным самосознанием, развитой системой общечеловеческих ценностей [1]. В условиях современной социокультурной среды одной из актуальных проблем становятся социализация и социальное воспитание личности, которая сможет успешно адаптироваться и самореализоваться. Поэтому проблема этнической социализации, особо остро стоит как в нашей стране, так и в мировой действительности в целом. Этническая социализация важная составляющая социализации личности. В условиях усиливающегося взаимовлияния культур и роста национального самосознания значение этнического аспекта социализации приобретает большую актуальность [2].
В психолого-педагогической литературе этническая
социализация рассматривается как воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям, в процессе чего происходит осознание национальной принадлежности. В условиях нарастания международных коммуникаций, развития средств массовой информации, роста миграции населения, актуальным является изучение психологии этничности как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. Современные условия жизни показывают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является этничность, этническая идентичность. Нарушения этнической идентичности могут обусловливать появление напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов [3]. Многие ученые отмечают [4-8], что процесс
ТбТ
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
Maryukhina Valentina Viktorovna, Munzuk Tamara Tongakovna pedagogical
PECULIARITIES OF ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS ... sciences
этнической идентичности или социализации, на прямую связан с психологическим созреванием личности, другими словами это то, как личность адаптируется и социализируется в том обществе, в котором проживает.
Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности [9].
В современной научной литературе, так называемая этнизация (этническая социализация) изучается многими научными дисциплинами. Так, данную проблему широко обсуждают в исторической, психологической, этнографической, педагогической и даже в философской науках. Что дает «пищу» для размышления многим умам мировой науки. Имея общий объект исследования, каждая наука анализирует его различные стороны.
Исходным положением данного исследования является идея о том, что только человек, знающий и уважающий свою культуру, будет принимать и понимать другие народы (Н.А. Бердаев, И.А. Ильин, Дж. Берри, М. Плизент, Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец)
Говоря об образовательном процессе, то феномен этнической социализации, очень близок с содержанием образования и воспитания в современных образовательных учреждениях. Особо это заметно в республиках Российской Федерации, что, несомненно, позитивно отражается на воспитательном и образовательном процессе молодого поколения.
Экспериментальная работа определялась спецификой испытуемых - учащихся одиннадцатых классов Шуйской средней школы Бай-Тайгинского кожууна и муниципальной школы-гимназии № 9 города Кызыла, с учетом особенностей психики, быта, культуры, образа жизни. По результатам исследования можно выявить некоторые особенности этнической социализации тувинских старшеклассников проживающих в городских и сельских условиях.
Приступая к исследованию, были учтены психологические особенности учащихся старшего школьного возраста, так как предполагается, что именно этот возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности.
В исследовании участвовали старшеклассники Шуйской средней школы Бай-Тайгинского района и муниципальной школы-гимназии № 9 г. Кызыла. Выборка исследования составила 60 школьников (10-11 классы), в возрасте 16-17 лет.
Школа № 9 г. Кызыла работает по реализации школьного эксперимента «Дифференциация процессов обучения и воспитания по народной педагогике». В структуре учебной программы народной педагогике содержание, которого отражает совокупность культурных, социальных, исторических, природных, экологических и этнических особенностей Республики Тыва. Решая задачу формирования, обшей культуры личности необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Главной целью воспитания школы является воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, чутко откликающейся на огромные изменения, происходящие сегодня в нашей жизни. В целях расширения общего кругозора детей и их воспитания, а также широкого ознакомления с достижениями этнической культуры предков, в школе № 9 г. Кызыла проводится спецкурс - историческая этнография для старшеклассников. В рамках спецкурса старшеклассники узнают в сравнительно - историческом плане разные стороны материальной и духовной культуры тувинского этноса. Проведение спецкурса расширяет знания учащихся по истории своего народа, дает возможность для духовного, нравственного и умственного развития личности.
Следующей базой эмпирического исследования стала Шуйская средняя общеобразовательная школа Бай-Тайгинского района. 162
Бай-Тайгинский район - один из наиболее отдаленных районов от центра республики. Здесь имеется семь средних школ. Основные усилия образовательных учреждений Бай-Тайгинского района направлены на сохранение существующей учебно-материальной базы, стабильности педагогических кадров и учебно-воспитательного процесса. Бай-Тайгинский отдел образования и образовательные учреждения работают над выполнением законов Российской Федерации и Республики Тыва. В ходе инспекторских проверок видно, что учащиеся школ данного района имеют неплохой уровень обучения.
Среди них выделяется Шуйская средняя общеобразовательная школа. Она располагается на межгорных понижениях Западных Саян, имеет локально-обособленную высокогорную природу. Население села Шуй занято животноводством. Почти каждая семья имеет свой скот. Воспитание народной педагогикой в селе начинается с детского садика. Изучение народных традиций, промыслов, обычаев связывается с учебной программой почти всех предметов. Особенно с литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей, географией, биологией, математикой, астрономией. Учителя прививают ребятам любовь к родной земле, уважение к старшим, развивают внимание, логическое мышление и память учащихся, также проводятся районные олимпиады среди школьников, конкурсы учителей - предметников. В Шуйской средней школе обучаются 485 детей. Для повышения интереса учащихся к учению учителя проводят нестандартные виды уроков: деловая игра, аукцион, путешествие, конференция.
До проведения экспериментального исследования был составлен план, который включал следующие пункты:
1. Выявить чувства принадлежности своей этнической группе старшеклассников, проживающих в сельской и городской местности, используя опросник О.Л. Романовой.
2. Изучить общую направленность интересов в отношении конкретных занятий, интересов в отношении языка, литературы, искусства, народных обычаев, обрядов и национальных особенностей с помощью опросника Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименовой.
3. Сравнительный анализ особенностей этнической социализации старшеклассников.
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: шкальный опросник О.Л. Романовой, и Этнопсихологический опросник Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименова. Для более полного представления процесса этнической социализации тувинских школьников был проведен сравнительный анализ особенностей этнической социализации сельских и городских старшеклассников.
В результате были получены следующие данные. По опроснику О.Л. Романовой, более половины школьников, очень гордятся достижениями представителями своей нации, это касается как сельских, так и городских учащихся. Однако, историей и культурой своего народа интересуются больше школьники из сельской школы, что может быть связано с большей близостью сельских детей с природой и бытом своего народа и оправдывает особую выраженность чувства принадлежности к своей этнической группе у старшеклассников из села.
Анализ ответов на вопросы выраженность чувства принадлежности к своей этнической группе, значимость национальности, о взаимоотношениях большинства и меньшинства показал, что у старшеклассников из села и города было выявлено позитивное отношение к своей национальной принадлежности, при этом респондентами отмечается и готовность к сотрудничеству с представителями других национальностей. Это, скорее всего, объясняется определением себя, своего Я со своим этносом, четким и устойчивым ощущением своих этнических особенностей, позитивным отношением к собственной
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Марюхина Валентина Викторовна, Мунзук Тамара Тонгаковна ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ...
этнической культуре. Осознание своей принадлежности к определенней социально-этнической общности.
Большинство сельских подростков отмечают, что предпочитают общаться между собой на родном (тувинском) языке, так же предпочитают, чтобы и обучения в школе было организовано на языке коренного народа. Иные ответы наблюдаются у школьников из города, подростки считают, что общение должно проходить одинаково, как на родном, так и на русском языках.
Как видно из данных, по сравнению с сельскими старшеклассниками городские старшеклассники свободно говорят и на родном языке, и на русском языке, со своими знакомыми и друзьями в школе и в других местах и это их ни сколько не раздражает. Именно поэтому старшеклассники из города легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, легко овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. В некоторых семьях и родители сами предпочитают в кругу семьи общаться только на русском, однако, такая позиция со стороны взрослых часто приводит к тому, что дети старшего подросткового возраста не всегда понимают своих сверстников, говорящих на родном (тувинском) языке.
Следует обратить внимание на то, что испытуемые из села считают национальный язык родным и предпочитают говорить и общаться только на нем. Это объясняется, отсутствием русскоязычного населения в селах, к необходимости общаться на другом языке. Именно поэтому важно научить учащихся свободно общаться на русском языке с представителями другой национальности, чтобы сельские ученики могли с гордостью рассказывать о своих национальных традициях, обычаях, играх, праздниках.
Для подтверждения полученных результатов опросника О.Л. Романовой для изучения этнической идентичности мы вычисляли с помощью по критериям Стьюдента ^ эмп=2,01> t кр=2,04 при р<0,05) было выявлено, что нет различий между сельскими и городскими старшеклассниками по вопросам чувства принадлежности к своей этнической группе. По результатам критерия Стьюдента ^ эмп=2,32> кр=2,75 при р<0,01) выявлено, что нет различий между сельскими и городскими старшеклассниками в вопросах значимости своей национальности.
По вопросу взаимоотношения этнического большинства и меньшинства результаты критерия Стьюдента ^ эм=2,08< кр=3,65 при >0,001) показали, что существует достоверные различия между сельскими и городскими старшеклассниками.
По результатам критерия Стьюдента ^ эм=3,58> кр=3,5 при р<0,01), что доказывает о достоверности различий между старшеклассниками, живущими в сельских и городских условиях в вопросах использования того или иного языка.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, о том, что у городских и сельских старшеклассников средний уровень этнической идентичности. Такой уровень определяет, у школьников имеются некоторые представления, связанные с единством природного и социального мира; сформирован средний уровень знаний и представлений о традиционных нормах и правилах общественного поведения, готовность сотрудничества с представителями других национальностей.
Следующим этапом нашего исследования было использование этнопсихологического опросника Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Тименовой, направленный на измерение диспозиционных характеристик личности.
Следует обратить внимание на то, что учащиеся сельской местности в два раза чаще выбирают спортивную сферу. По нашему мнению, причиной является то, что спорт - один их доступных для них видов деятельности. Также на их выбор влияет отсутствие различных досуго-
вых центров и организаций, таких как кинотеатры, музеи, что препятствует формированию у них увлечений искусством и некоторыми другими сферами.
Старшеклассники, как правило, любят рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать музыку, увлекаются чтением поэтических произведений и пробуют писать сами. Городские учащиеся почти в два раза чаще выбирают такую сферу деятельности как искусство по сравнению с сельскими старшеклассниками. Это можно объяснить тем, что город - объективное средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей учреждения культуры, учебные заведения), многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориента-ций, неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что старшеклассники из села менее подготовлены к социальным взаимодействиям с другими нациями, осторожны в общении, процесс адаптации в новом окружении для них происходит медленнее и напряженнее. В городе, по сравнению с деревней, больше возможностей для образовательного и профессионального выбора, разнообразия занятий в свободнее время, потребление духовных ценностей, социального творчества, самореализации, самоутверждения. По сравнению с сельскими старшеклассниками городских старшеклассников можно считать билингвами: они могут говорить как на родном, так и на русском языке, со своими знакомыми и друзьями в школе и в других местах и это их ни сколько не раздражает, предпочитают общаться на русских и на тувинских языках. Русский язык является для них не чужим. У городских детей быстрее происходит процесс адаптации и социализации, при этом и уровень знаний у них выше, так как процесс освоения знаний происходит быстрее.
Данный результат связан с тем, что для учащихся в национальной школе дополнительно реализуется программа этнокультурного развития учащихся, посредством, которой дети обучаются с особенностями о культуре, о литературе, искусстве, народных обычаях и обрядах, о национальных особенностях, о языке своего народа, тогда, как сельская школа работает по традиционной программе обучения и воспитания прежде всего, у испытуемых из города и села были выявлены большая осознанность образа этнического «Я» и положительное отношение по нему, большее знание своего этнического Я. Кроме того у городского старшеклассника выявлено большая готовность к иноэтническим контактам и более позитивная установка к межнациональным бракам, чаще пользуется русскими словами в речи, отличается терпимостью по отношению к смешанной речи и в тоже время готовностью к контактам с различными этносами. Следует обратить внимание на то, что учащиеся сельской местности в два раза чаще выбирают спортивную сферу. По нашему мнению, причиной является то, что спорт - один их доступных для них видов деятельности. Также на их выбор влияет отсутствие различных досуго-вых центров и организаций, таких как кинотеатры, музеи, что препятствует формированию у них увлечений искусством и некоторыми другими сферами.
Еще хочется обратить внимание на то, что в два раза больше учащихся, проживающих в сельской местности, выбирают педагогику. Это может быть обусловлено наличием у учащихся максимально четкого и конкретного образа этой профессии.
Таким образом, из полученного результата можно сделать вывод о том, что этническая социализация у городских старшеклассников протекает быстрее, чем у сельских старшеклассников. Такой итог данного исследования дает почву для раздумья и продолжения эмпирики, так как республика по своей территориальной распространенности, находится на большой территории, и в самых отдаленных кожуунах возможна совершено
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)
163
Maryukhina Valentina Viktorovna, Munzuk Tamara Tongakovna PECULIARITIES OF ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS ..
pedagogical sciences
другая картина уровня сформированности этнической социализации среди подростков тувинского этноса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ондар А.Б., Марюхина В.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в деятельности муниципальных гимназий Республики Тыва // Успехи современной науки. - 2017 - №1, том 1. - С. 164-168.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Наука, 1993.
3. Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах. Вопросы психологии. 2005.
4. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал.
2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.
5. Власова Н.В. Практики репрезентации этнично-сти в полиэтническом регионе (на материалах Среднего Поволжья) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-225.
6. Ефремкина И.Н. Исследование маркеров этнической толерантности (на примере подростков и лиц юношеского возраста) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 119-123.
7. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал.
2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.
8. Кадырова С.Ш. Этническая идентичность младших школьников в контексте современной культурной модели // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 232-235.
9. Баграмов Э. А. Нация и национальная психология // Евразия: Народы. Культура. Религия. - 1993. - № 1. -С. 8-14.
Статья поступила в редакцию 26.04.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
164
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)